Реферат по предмету "Экономика"


Понятие интеллектуального капитала организации и пути его повышения

--PAGE_BREAK--
1.4. Эволюция интеллектуального капитала


Интеллектуальный капитал — это экономические отношения по поводу воспроизводстваи отчуждениярезультатов интеллектуальной деятельности между носителями интеллектуальных способностей, принимающих форму интеллектуальной собственности, и ее потенциальными потребителями.

Способ производства

Определяющая форма собственности

Собственниксредств производства

Способность к общественно-полезной деятельности



Элементы интеллектуального капитала

 
Первобытнообщинный строй

Общинная собственностьна средства производства

Община. Жесткая дифференциацияотсутствует

Способности к деятельности

Интеллектуальные способности на интуитивном уровне личности, интеллектуальный потенциал общины



Рабовладельческий строй

Частная собственность

Рабовладелец. Творчество -удел свободных и частично рабов. Результат внедренияидей собственностьрабовладельцев

Способность к деятельности. Способность к труду

Интеллектуальный потенциал коллектива,произведения искусства, привилегии, научные открытия, осознанные интеллектуальные способности

Феодальный строй

Частная собственность

Феодал (в большей степени) и крепостной крестьянин (в меньшей степени)

Способность к производительномутруду. Интеллектуальные способности

Патенты; интеллектуальная собственность

Капиталистический способ производства (индустриальное общество)

Частная собственность

Капиталист, предприниматель,ведущий активную деятельность с целью роста прибыли

Способность к производительномутруду. Интеллектуальные способности. Творчество

Интеллектуальная активность, информационная система, рыночные активы,инфраструктурныеактивы

Постиндустриальное

общество

Частная собственность.Интеллектуальная собственность

Предприниматель,частично наемный рабочий

Способность к производительномутруду. Способность к интеллектуальной (креативной) деятельности

Воспроизводствоинтеллектуального капитала

Информационное общество

Интеллектуальная собственность

Занятый общественно-полезной деятельностью

Креативная деятельность. Способность к общественно-полезной деятельности

Расширенное воспроизводствоинтеллектуального капитала


1.5. Консалтинг как фактор повышения интеллектуального капитала организации


Консультирование в широком смысле, как предоставление независимых советов, появилось сотни лет назад, но как вид профессиональной деятельности консалтинг оформился совсем недавно. «Золотой век» этой отрасли пришелся на 50-60-е гг. 20 века, когда консалтинг выделился в отдельный сектор услуг.

Круг проблем, решаемых консалтингом, весьма широк, кроме того, специализация компаний, предоставляющих консалтинговые услуги может быть различной: от узкой, ограничивающейся каким – либо одним направлением консалтинговых услуг (например, аудит), до самой широкой, охватывающей полный спектр услуг в этой области.

Консалтинг – это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учётом предметной области и проблем клиентов.

Потребность в консалтинге возникает, когда требуется понять, что тормозит развитие компании и в каком направлении следует развиваться.

Основная цель консалтинга заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности компаний в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.

Согласно распространённому мнению, к услугам внешних консультантов обращаются в основном и в первую очередь те организации, которые оказались в критическом положении. Однако помощь в критических ситуациях – отнюдь не основная функция консалтинга. Ниже перечислены случаи когда надо обращаться в консалтинговую:

Во-первых, в тех случаях, когда предприятие, имеющее статус надежного, намечает перестройку всей системы, связанную либо с расширением, либо с изменением формы собственности, либо коренным изменением спектра деятельности предприятия и переориентации ее на более перспективные и/или выгодные направления бизнеса.

Во- вторых, в случаях, когда предприятие, имеющее статус надёжного, с целью утверждения своих позиций на рынке и создание необходимого имиджа в глазах потенциальных партнеров, обращается к услугам консультантов (например, аудитора), проводит ревизию своей деятельности (например, аудиторскую проверку) и затем делает её результаты достоянием гласности.

И, наконец, в-третьих, в тех случаях, когда предприятие находится в критическом положении (или даже на грани краха) и своими силами из этого положения выбраться не в состоянии ввиду отсутствия опыта и внутренних ресурсов для адекватной и своевременной реакции на создавшуюся ситуацию. Услуги консультанта (консалтинговой фирмы) в этом случае носят характер кризис – консалтинга.

1.                      Консалтинг – это работа независимых экспертов на рыночных условиях в рыночной экономике. [Коллинсон К., Парселл Д. Учитесь летать. Практические уроки по управлению знаниями от лучших научающихся организаций. – М.: ИКСИ, 2006. ]

Работая в непосредственном контакте с заказчиком, консультант должен получать полную и достоверную информацию, чтобы принимать верные решения. Ведь его цель не просто дать совет, а помочь, что гораздо сложнее. Заключив контракт, он несёт ответственность за проделанную работу.

Консультирование по экономике и управлению – особая сфера услуг и часть инфраструктуры рыночной экономики. В то же время это научная сфера с богатым методологическим аппаратом.

Издавна в отрасли ведется спор между дженералистами и специалистами. Дженералисты консультируют на основе общих знаний о законах управления, специалисты – на основе знаний в конкретных областях управления и экономики (финансы, конъюнктура рынка, стратегическое планирование). В результате противостояния этих тенденций на Западе сформировался профиль консультанта, который сочетает в себе применение общих методологических принципов и практических, найденных экспериментальным путем приемов.

Виды и стили консалтинга

Выделяют 3 стиля консультирования:

Экспертное

Клиент верно определил суть и содержание проблемы и временно передает бремя решения проблемы специалисту. Роль консультанта – передать клиенту готовое решение без комментариев и обоснований.

Обучающее

Клиент верно определил суть и содержание проблемы и временно передает бремя решения проблемы специалисту, принимая участие в семинаре по выявлению способов решения проблемы. Роль консультанта — передать клиенту готовое решение с комментариями и пояснениями.

Процессное

Клиент констатирует, что само определение сути и содержания проблемы представляется сложным и запутанным, готов разрешить консультанту участвовать не только в определении сути проблемы, но и в процессе ее решения. Консультация по процессу развивает умение клиента решать проблемы. Роль консультанта по процессу — содействовать процессу решения проблем, а не определять их содержание.

Как мы видим, консалтинговый процесс проходит в тесном взаимодействии с клиентом и имеет следующие стадии:

диагностика (выявление проблем)

сбор данных на объекте и их обработка,

систематизированное определение проблемы

разработка решений

определение поля допустимых решений,

выбор рекомендуемых решений,

представление решений руководству клиентской организации.

внедрение решений

разработка программы внедрения

внедрение

контроль за внедрением

оценка результатов проекта

конец реализации контракта.

Ревизия деятельности предприятия-клиента;

Участие в деятельности предприятия-клиента (стратегическое планирование, решение совокупности проблем, связанных с организацией проблем в различных сферах деятельности предприятий, а также разработка и внедрение информационных систем, системная интеграция и т.д.

Консалтинг осуществляется в областях общего управления, администрирования, финансового управления, управления кадрами, маркетинге, производстве, информационных технологий, а также специализированных услуг. Всего по международной классификации есть 104 вида консалтинга.

Перейдём теперь к рассмотрению основных направлений консалтинга. Различные консалтинговые компании по-разному классифицируют основные виды консалтинга, исходя, по-видимому, из собственного опыта и специфики предоставляемых ими услуг: каждый из авторов предлагает анализ проблемы собственной, порой субъективной, имеющей отношение к конкретной отрасли экономики, точки зрения.

Поэтому, с целью выявления наиболее общих направлений консалтинга обратимся к опыту фирм «Большой Шестёрки» как наиболее авторитетных и обладающих огромным опытом работы в этой области, и на основе перечня услуг, предоставляемых каждой из этих фирм, попытаемся создать собственную  классификацию. Перечень услуг, предлагаемый, каждой из пяти представленных компаний «Большой Шестёрки», весьма неоднороден и специфичен. Более того, данный перечень плохо структурирован и систематизирован, так как в первую очередь рассчитан на конечного пользователя, а не на аналитика, изучающего проблемы консалтинга. Тем не менее, если исключить из перечня услуг для тех или иных отраслей экономики (здравоохранение и медицинское обслуживание, коммуникации, государственный сектор сферы услуг, энергетика, коммунальные услуги) и акцентировать внимание на услугах, как направлениях консалтинговой деятельности, то можно выделить некую общую тенденцию.

В странах с рыночной экономикой приглашение профессионалов является престижным свидетельством того, что фирма обладает достаточной деловой культурой, чтобы использовать предлагаемый рынком интеллектуальный капитал в области менеджмента. Отсутствие специалистов-консультантов при разработке ответственного решения рассматривается также, как отсутствие архитектора при новой модели автомобиля. разработке проекта здания, врача при лечении больного или дизайнера при разработке


Глава 2 Методы оценки интеллектуального капитала организации


В промышленно развитых странах наступление нового тысячелетия совпадает с началом периода серьезных социальных изменений, стимулирующих внимание к более эффективному управлению интеллектуальными ресурсами в экономике и управлению знаниями. Анализ социальных предпосылок позволяет сделать вывод об определенной закономерности появления концепции управления знаниями. Постепенно происходит смена акцентов с материального производства к инновационным технологиям, производству информации и знаний.

Развитие организационного управления в направлении повышения эффективности функционирования организации, ситуативной адекватности в условиях неопределенности, рационального использования ресурсов (как материальных, так и интеллектуальных) связано с понятием организационного знания. Знания – это один из важнейших активов компании. Знания не рождаются сами по себе, они появляются в результате трансформации одних элементов информационного пространства в другие.

Знания должны работать и приносить прибыль организации. Такие знания становятся ее интеллектуальным капиталом. Необходимо обеспечить эффективное управление знаниями, включающее в себя совершенно разные составляющие: структуризацию знаний в компании, обучение, обмен знаниями, управление внутренними и внешними потоками информации, совместную работу в сообществах и многое другое.

Управление знаниями является одним из эффективных путей роста интеллектуальных активов компании и повышения ее конкурентоспособности. Экономическая оценка интеллектуальных активов должна строиться, прежде всего, с учетом знания как экономического фактора. Экономика все больше основывается на знаниях, а не на расширяющемся потреблении природных ресурсов. Рынок невозобновляемых природных ресурсов имеет свойство иссякать, и основная масса капитала и главные стратегические ожидания мирового бизнеса перешли в сторону ресурсов неиссякаемых. Лидерами становятся компании, предлагающие высокотехнологические продукты на основе эксклюзивных разработок. Превалирует стремление превратить изобретения и открытия в интеллектуальную собственность, а интеллектуальную собственность – в капитал.

Для большинства топ-менеджеров становится совершенно очевидно, что рынок высокотехнологичной продукции сейчас уже стал самым престижным, самым дорогим и самым перспективным, поскольку интеллектуальные ресурсы не только неисчерпаемы, но и быстро наращиваемы при умелом с ними обращении. Поэтому центр тяжести интересов большого бизнеса в ведущих странах мира уже около двадцати лет назад переместился в эту сферу.

Российская экономика переживает новый этап после пятнадцатилетней реформаторской деятельности. Есть все основания ожидать, что на этом этапе усилия будут ориентированы на восстановление науки и производства, а в дальнейшем — на развитие наукоемких технологий и на расширение экспорта наукоемкой продукции, в которых основную роль играет не материальный и финансовый капитал, а капитал интеллектуальный. Рассмотрим это понятие.

Содержание понятий «интеллект», «знание», «процесс познания», «нематериальная сфера жизни общества» и др. изучались учеными на протяжении длительного времени. Однако с позиций экономики эти вопросы начали рассматриваться совсем недавно. В настоящее время исследование процесса создания, сохранения, представления и преобразования знаний с целью извлечения прибыли от их использования привлекают внимание не только ученых, но и экономистов-практиков.

Понятие интеллектуального капитала ввел в научный оборот Дж. Гэлбрейт, который употребил этот термин в письме экономисту М. Калека в 1969 г. Первым, кто подробно обосновал этот термин, был Т. Стюарт. В статье, вышедшей в 1991 г. «Сила интеллекта: как интеллектуальный капитал становится наиболее ценным активом Америки» он определил интеллектуальный капитал как сумму всего того, что знают работники компании и что дает конкурентное преимущество компании на рынке. В дальнейшем понятие интеллектуального капитала дополняли и уточняли другие авторы.

Л. Эдвинсон из компании Scandia определил интеллектуальный капитал как знание, которое можно конвертировать в стоимость. В определении Л. Прусака из компании IBM, интеллектуальный капитал – это интеллектуальный материал, который формализуется, обрабатывается и используется для увеличения стоимости активов компании. Также свой вклад в развитие понятия интеллектуального капитала внесли японские авторы, в частности, И. Нонака и Х. Такеучи. В их интерпретации акценты смещаются в сторону создания нового знания, инновационного процесса с использованием так назы­ваемых тацитных, т.е. неявных, знаний.

Одним из первых отечественных исследователей, рассматри­вающих проблему интеллектуального капитала, стал B.C. Ефре­мов, который определил, что интеллектуальный капитал — это знания, которыми располагает организация, выраженные в яс­ной, недвусмысленной и легко передаваемой форме, например, в форме программного обеспечения.

Для извлечения стоимости из интеллектуального капитала организациям необходимо управлять информационными потоками между капиталами различного вида, составляющими ИК. Таким образом, управление взаимосвязями, знаниями и другими информационными потоками между тремя видами капитала и есть управление интеллектуальным капиталом компании.

Как только интеллектуальны капитал, ставят в одном ряду с другими факторами производства, возникает проблема его оценки.

Традиционные методы экономических оценок и измерений, базирующиеся на принципах бухгалтерского учета, перестали быть адекватными условиях сегодняшнего дня. Например, традиционная бухгалтерская практика трактует торговую марку как нематериальный актив, который, по аналогии с материальным активом, в процессе своего использования теряет свою стоимость и переносит частями свою стоимость на производимый продукт. В связи с этим, нематериальные активы учитываются по тем же правилам, что и материальные,  к  ним  применяются нормы амортизации и производится их списание. В то же время, торговая марка или бренд в процессе их эксплуатации не только не теряют своей стоимости, но, наоборот, часто ее наращивают. А многие элементы вообще не находят отражения в бухгалтерских балансах, в том числе связи с потребителями, квалификация персонала, базы знаний и др.

Такие исследователи экономики, основанной на знаниях, как Л. Эдвинссон, М. Мэлоун, К. Свейби, Т. Стюарт, Э. Брукинг и другие, разработали ряд методов для оценки интеллектуального капитала. В последнее время появились публикации, довольно подробно исследующие проблему оценки интеллектуального капитала. Также этот вопрос решается в работах Д. Нортона, Р. Каплана и ряда других авторов, разрабатывающих вопросы сбалансированной системы показателей.

Существует более 20 методов оценки ИК, но их можно отнести к четырем основным группам:

       1) Методы прямого измерения интеллектуального капитала (Direct Intellectual Capital methods – DIC) основываются на идентификации и оценке в денежных величинах отдельных активов или ее компонентов, после чего выводится интегральная оценка интеллектуального капитала компании.

2) Методы рыночной капитализации (Market Capitalization Methods – MCM), когда вычисляется разность между рыночной капитализацией компании и собственным капиталом ее акционеров. Полученная величина рассматривается как стоимость ее интеллектуального капитала или нематериальных активов. К этой группе относится, например, коэффициент Тобина.

3) Методы отдачи на активы (Return on Assets methods – ROA). Отношение среднего дохода компании до вычета на­логов за некоторый период к материальным активам компа­нии — ROA компании — сравнивается с аналогичным по­казателем для отрасли в целом. Чтобы вычислить средний дополнительный доход от интеллектуального капитала, полученную разность умно­жают на материальные активы компании. Далее путем пря­мой капитализации или дисконтирования получаемого де­нежного потока можно определить стоимость интеллектуального капитала компании. В качестве примера можно привести такой метод, как экономическая добавленная стоимость

4) Методы подсчета очков (Scorecard Methods – SC). Идентифицируются различные компоненты нематериальных активов  или  интеллектуального  капитала,   генерируются  и докладываются индикаторы и индексы в виде подсчета очков или как графы. Применение SC-методов не предполагает получения денежной оценки интеллектуального капитала. Эти методы подобны мето­дам диагностической информационной системы. Сюда относится широко известная сбалансированная система показате­лей.

Методы типов ROA и МСМ, предлагающие денежные оценки, полезны при слиянии компаний, в ситуациях куп­ли-продажи бизнеса. Они могут использоваться для сравне­ния компаний в пределах одной отрасли, а также для иллюс­трации финансовой стоимости нематериальных активов. На­конец, данные методы основываются на установившихся правилах учета, их легко сообщать профессиональным бух­галтерам. Недостатки состоят в том, что они бесполезны для некоммерческих организаций, внутренних отделов и орга­низаций общественного сектора (особенно МСМ-методы, ко­торые могут применяться только к публичным компаниям).

Преимущества DIC и SC методов заключаются в том, что их применяют на любом уровне организации. Они работают ближе к событию, поэтому получаемое сообщение может быть более точным, чем чисто финансовые измерения. Данные методы также полезны для некоммерческих организаций, внутренних отделов и организаций общественного сектора и др. Их недостатки заключаются в том, что индикаторы явля­ются контекстными и должны быть настроены для каждой организации и определенной цели. Кроме того, эти методы новы и нелегко принимаются обществом и менеджерами, ко­торые привыкли рассматривать все с финансовой точки зре­ния. А комплексные подходы порождают большие массивы данных, которые трудно анализировать и связывать.

Цели оценки интеллектуального капитала:

контроль;

оценка с целью поглощения, продажи бизнеса;

отчеты заинтересованным лицам (клиентам, кредиторам, акционерам, сотрудникам, государственным органам и др.);

поддержка принятия управленческих решений (например, об инвестировании);

визуализировать скрытую стоимость (изучение компании).

Анализ показывает, что различные методы оценки интеллектуального капитала не противоречат друг другу. И ни один из методов оценки не удовлетворяет сразу всем возможным целям оценки. Поэтому наиболее эффективна интеграция нескольких методов, в зависимости от ситуации, целей и возможностей организации.

Также практика западных компаний, применяющих разработанные методики оценки интеллектуального капитала, выявила, что нематериальная составляющая гораздо более волатильна к факторам, влияющим на бизнес. И при анализе компании с точки зрения интеллектуального капитала можно спрогнозировать и предупредить серьезный материальный кризис.

Подводя итог всего вышесказанного, можно отметить, что исследование такого  направления экономики, как интеллектуальный капитал, чрезвычайно актуально для нашей страны. И в условиях рынка грамотное управление именно этой составляющей компании может значительно повысить эффективность бизнеса и обеспечить отрыв от конкурентов.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.