Реферат по предмету "Экономика"


Потребность и блага. Экономический вывод

Государственный Аграрный университет Молдовы
Министерство Сельского Хозяйства и Пищевой Промышленности
Кафедра социальных и гуманитарных наук
Курсоваяработа по теме:
 
«ПОТРЕБНОСТЬИ БЛАГА. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫВОД»

Выполнил:
студентБронивецкийИгорь
Факультета: «Кадастр и право»
Проверил:
проф. Мовиляну П.Ф.

Кишинев -2011

 
Содержание
 
Введение
1. Понятие экономических потребностей иблаг
2. Классификация потребностей и ихструктура
3. Экономические блага в общейклассификации благ.
4. Экономическиеблага в народнохозяйственном кругообороте
5. Формированиеи развитие общественных потребностей
6. Производство ипотребности общества
Заключение
Список литературы

 
Введение
 
Актуальность.Хозяйственная жизнь общества основана на необходимости удовлетворятьпотребности людей в различных экономических благах. В свою очередь, эти благапроизводятся на базе экономических ресурсов, которые есть в распоряженииобщества и его членов.
Современный этапразвития мирового хозяйства отличается всевозрастающими масштабами потребленияприродных ресурсов, резким усложнением процесса взаимодействия природы иобщества, интенсификацией и расширением сферы проявления специфическихприродно-антропогенных процессов, возникающих вследствие техногенноговоздействия на природу. Обострение сырьевых, топливных, энергетических, водныхи в целом экологических проблем перешагнули границы отдельных регионов иприобрели глобальный масштаб. В этой связи большое значение приобретаетизучение природно-ресурсного потенциала мира в целом, отдельных материков и стран,анализ систем их хозяйственного использования, сложившихся в различныхсоциально-экономических структурах современного мирового сообщества, разработкапредставлений о региональном и оптимальном освоении природных богатств.
Вопрос ограниченностиресурсов и благ в современном мире является одним из самых актуальных.Известно, что запасы многих природных ресурсов уже находятся в дефиците, а то,что некоторые сохранились в достаточно больших количествах, не означает ихнескончаемость. Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит отсоздания благ, а блага в свою очередь требую всё большее количество ресурсовдля их производства. Понятно, что при постоянном увеличении населения земли,блага и ресурсы будут ограничиваться, их не будет хватать для удовлетворениявсех потребностей. В настоящее время уже можно заметить, что на производствоблаг тратиться огромное количество ресурсов. Необходимо ограничитьиспользование ресурсов, потому что в будущем проблема их ограниченности можетоказаться неразрешимой и привести к фатальным последствиям.
В научной литературезатрагивается данная тема, потому что она непосредственно влияет на дальнейшееразвитие общества. Одни авторы делают упор на то, что ограниченность ресурсов иблаг является относительной, а не абсолютной, то есть, как долго не исчерпаетсятот или иной ресурс, определяется тем, насколько эффективно он будетиспользоваться обществом. Другие считают, что ресурсы есть и абсолютноограниченные, и относительно ограниченные. По поводу относительно ограниченныхони соглашаются с мнением первых, а на счет абсолютно ограниченных они говорят,что существуют такие ресурсы, которые нельзя заменить другими и они рано илипоздно исчерпаются. Мнение первых авторов кажется более убедительным, т.к.современные технологии совершенствуются с огромной скоростью и позволяют ужесейчас использовать, например, безотходное производство, то есть они помогаютсохранять ресурсы.
/>Поэтомуисследование социально-экономических особенностей использования природныхэкономических ресурсов мира является в достаточной степени актуальными иважными.
Предметом работыявляется ограниченность экономических ресурсов и благ.
Объектом работы — экономические ресурсы и блага.
Цель работы — анализ и классификация экономических ресурсов и благ.
Осуществлениепоставленной цели предопределило решение следующих задач:
— дать понятиеэкономических потребностей и благ;
— классифицироватьпотребности и их структуру;
— выявить рольпотребностей;
— дать классификациюблаг;
— проанализироватьфеномен ограниченности благ и выявить возможные решения проблемы ограниченностиресурсов и благ;
— дать понятиеэкономических ресурсов, определить их виды и дать классификацию ресурсов;
— проанализироватьфеномен безграничности потребностей и ограниченности экономических ресурсов какосновы экономической теории;
— рассмотреть основныеэкономические ресурсы и дать им экономическую оценку
Потребность – этообъективно существующая необходимость, нужда человека в чём-либо, котораявыражается желанием её удовлетворения. Потребности индивида, фирмы, общества вцелом составляют экономические потребности. Потребности людей безграничны ипостоянно растут. Экономические потребности выступают как внутренний побудительактивной экономической деятельности человека, фирмы, общества в целом. У всехлюдей есть различные потребности. Их можно разделить на две части: духовные иматериальные потребности.
Хозяйственная жизньобщества зиждется на необходимости удовлетворять потребности людей в различныхэкономических благах. В свою очередь, эти блага производятся на базеэкономических ресурсов, которые есть в распоряжении общества и его членов.
Блага – это продукты и услуги, это материальные и нематериальные средстваудовлетворения человеческих потребностей.
Благо – предмет, вещь,услуга, способность вещи удовлетворять потребности, как правило, предметпредшествующего производства. Для блага очень важно свойство отчуждаемости,т.е. свойство быть объектом собственности и выступать объектом купли-продажи.Блага, обладающие этими свойствами, называются экономическими благами, им будетуделено основное место в нашей работе. Неэкономические блага – это свободныеблага, не предмет производства, в отличие от экономических они, как правило,имеются в неограниченном количестве и общедоступны для каждого человека вневсякого обмена.
Актуальность работыобусловлена необходимостью осознания блага как цели труда, исходного моментадля достижения благосостояния и, тем самым, как детерминатора человеческогоблагосостояния. В связи с этим блага заслуживают системной трактовки итеоретического объяснения

1. Понятиеэкономических потребностей и благ
благопотребность труд экономический ресурс
У всех людей естьразличные потребности. Их можно разделить на две части: духовные и материальныепотребности. Хотя это деление условно (так, трудно сказать, к духовным илиматериальным потребностям относится потребность человека в знаниях), однако вбольшей части оно возможно.
Материальныепотребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том,что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага- это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов,способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности — одна из основополагающих категорий в экономической теории. На заре человечествалюди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы. Вдальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счетпроизводства благ. В рыночной экономике, где экономические блага продаются ипокупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами,продукцией).
Человечество устроенотак, что его экономические потребности обычно превышают возможностипроизводства благ. Говорят даже о законе (принципе) возвышения потребностей,который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Во многомэто происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тутже возникают другие.
Так, в традиционном обществебольшинство его членов испытывает потребности прежде всего в продуктах первойнеобходимости. Это потребности преимущественно в пище, одежде,жилье, простейших услугах. Однако еще в ХIХ в. прусский статистик Эрнест Энгельдоказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг иуровнем дохода потребителей. Согласно его утверждениям, подтвержденнымпрактикой, с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товарыи услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менеенеобходимые продукты увеличивается. Самая первая потребность, притомежедневная, это потребность в пище. Поэтому закон Энгеля находит выражение втом, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупкупродовольствия, и увеличивается та часть доходов, которая расходуется наприобретение других товаров (особенно услуг), являющихся продуктами не первойнеобходимости.
В конечном счете, мыприходим к выводу, что если рост экономических потребностей постоянно обгоняетпроизводство экономических благ, то эти потребности до конца неутолимы,безграничны
Другой вывод — экономические блага ограниченны (редки, по терминологии экономической теории),т.е. меньше потребностей в них. Это ограничение связано с тем, что производствоэкономических благ сталкивается с ограниченностью запасов многих природныхресурсов, частой нехваткой рабочей силы (особенно квалифицированной),недостаточностью производственных мощностей и финансов, случаями плохойорганизации производства, отсутствием технологий и других знаний дляпроизводства того или иного блага. Говоря по-другому, производствоэкономических благ отстает от экономических потребностей из-за ограниченностиэкономических ресурсов.
Все виды экономическихресурсов рассматриваются с точки зрения редкости и ограниченности. Вследствиередкости ресурсов объём производства ограничен. Ограниченность ресурсов ибезграничный характер потребностей создают как для индивида, фирмы, так иобщества в целом ситуацию выбора.
Ограниченные блага –это экономические блага. В рыночной экономике произведенные ограниченные благараспределяются путем обмена одних благ на другие. В процессе обменаэкономических благ возникает понятие товара.
Редкость ресурсов иблаг характеризует их распространенность в природе и обществе. Редкость – этоотношение между желательностью и наличием, или между спросом и предложением.Редкие предметы могут быть изобильными ввиду того, что они не нужны людям.Широко распространенные ресурсы могут быть ограниченными по сравнению спотребностями общества в них. Это относительная редкость: если в некоторомобществе все боятся змей, то змеи могут встречаться нечасто, но они не будутредкими, если в другом обществе змеи ценятся как продукт питания, они могутвстречаться достаточно часто, но, тем не менее, быть редкостью. Благо являетсяредким, если люди не могут приобрести его в таком количестве, в каком хотелибы, не жертвуя при этом какой-либо другой ценностью. Благо перестает бытьредким, только когда люди могут получить любое его желаемое количество без какихбы, то ни было затрат. Денежные цены
Экономические блага(товары и услуги) создаются в процессе производства, экономическими ресурсами.
Экономические ресурсы –это элементы, используемые для производства экономических благ. Выделяютприродные (естественные), материальные, финансовые, информационные, трудовыересурсы.
К природным ресурсамотносятся природные дары, используемые человечеством в производстве товаров иуслуг (собственно земля, полезные ископаемые, леса, водные ресурсы, кислород,благоприятные климатические условия и т.д.).
К материальным ресурсамотносится всё то, что создано руками человека (здания, сооружения,оборудование, машины и т.д.).
Трудовые ресурсы – этонаселение в трудоспособном возрасте (рабочая сила) и предпринимательскиеспособности (способность к организации производства, умение рисковать, интеллект,талант и т.д.).
Финансовыми ресурсамиявляются денежные средства, которые необходимы для экономической деятельности.К информационным ресурсам относятся данные, необходимые для функционированияавтоматизированного производства и управления ими с помощью компьютернойтехники.
На заре человечества,люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы(неэкономических благ). В дальнейшем, когда на земле практически не осталосьмест, где бы человек смог выжить за счёт природных благ, абсолютное большинствопотребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночнойэкономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарамии услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией).
Человечество устроенотак, что его экономические потребности обычно превышают возможностипроизводства благ. Это объясняется законом (принципом) возвышения потребностей,который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Во многомэто происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тутже возникают другие.
Когда благо становитсяболее редким, а его цена не может быть повышена, образуется дефицит: величинаспроса при преобладающей цене превышает величину предложения. Если ресурсов и(или) благ в данном обществе нет или почти нет, то образуется редкость.
Редкие блага приходитсятем или иным образом распределять. Распределение предполагает использованиекритериев отбора, определяющих, кому сколько достанется. Конкуренция естьстремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам.
Все экономическиересурсы на Земле редки или имеются в ограниченном количестве. Экономикс –наука, которая выявляет наиболее эффективный метод использования редкихресурсов. Экономическая эффективность характеризует связь между количествомединиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, иполучаемым в результате количеством какого-либо потребного продукта.
В настоящее времяобществу приходится задумываться даже о достаточности кислорода в воздухе дляобеспечения нормальной жизни. Тем более это касается других ресурсов.
Формулировка законаотносительной редкости подчеркивает, что ресурсов всегда недостаточно для того,чтобы удовлетворить безгранично растущие потребности и желания людей. Редкостьресурсов порождается самой психологией человека. Именно связь с человеческойприродой определяет и «универсальный», всеобщий характер закона редкости. Такимобразом, исходным в системе экономических противоречий является противоречиемежду постоянно растущими потребностями и ограниченностью производстваэкономических благ для их удовлетворения. Оно разрешается путем производстваблаг, необходимых для удовлетворения возникших новых потребностей. Разрешаясьна одном этапе развития общества, оно вновь возникает на другом. Постоянновоспроизводясь, именно это противоречие является импульсом, каксовершенствования производства, так и появления новых потребностей.
Недостаточность благстала причиной возникновения экономической науки. Ограниченность ресурсовсуществовала всегда. В условиях рынка она принимает форму дефицита — недостаткатоваров по сравнению со спросом на них. Дефицит — общая проблема, с которойсталкиваются как богатые, так и бедные страны. Острота дефицита, конечно, можетбыть различной: кому-то не хватает хлеба, а кому-то — черной икры на хлеб.Дефицитом могут быть сами ресурсы, но, чаще всего, дефицитом оказываетсясредство для их приобретения. В общественном сознании идет борьба о том, какойдефицит гуманнее: товаров или денег? Популистские мнения, чаще всего, склонныоправдывать дефицит товаров, но рациональнее дефицит денег. Конкретныйэкономический анализ позволяет выяснить в каждом конкретном случае должную пропорциюмежду этими двумя формами дефицита.
Дефицитность благ ведетк дискриминации определенных потребителей — созданию условий, при которых онине потребляют блага.
Как правило, вцивилизованных странах люди сохраняют ресурсы благ. Высшей формой запасов можносчитать резервы, создаваемые фирмами и странами на непредвиденные случаи — стихийные бедствия, социальные потрясения.
 
2. Классификацияпотребностей и их структура
Классифицируяпотребности и определяя их структуру, следует иметь в виду, что потребностиносят исторический характер, т.е. постоянно изменяются с развитием общества, иустановить их полный перечень практически невозможно.
Классификациипотребностей уделялось внимание еще в древности. Со времен Аристотеля известноих деление на телесные и духовные. В настоящее время за основу классификациипотребностей берутся взгляды американского психолога и экономиста А. Маслоу,который считает, что человеческие потребности располагаются в определеннойиерархической последовательности в зависимости от их значимости дляиндивидуума. По А. Маслоу, выделяются пять групп потребностей: физиологические,безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации(самовыражения). Предполагается, что потребности удовлетворяются последовательнов том порядке, в котором они перечислены. Графически эту последовательностьможно представить в виде треугольной пирамиды либо лестницы потребностей.
В зависимости отмасштабов и структуры производства потребности подразделяются на
— абсолютные(максимальные);
— действительные(подлежащие удовлетворению);
— фактическиудовлетворяемые
Абсолютные(максимальные) потребности — это потребности, ориентированныена предельные возможности производства, основанного на последних достиженияхнауки и техники. Они задают ориентир производству и подлежат удовлетворению вперспективе.
Действительныепотребности — это потребности, подлежащиеудовлетворению в условиях достигнутого уровня производства инаучно-технического прогресса. Выступают они в форме платежеспособного спроса.
Фактическиудовлетворяемые потребности выступают в формеудовлетворенного спроса.
В зависимости от роли ввоспроизводстве рабочей силы потребности подразделяются на:
-материальные,связанные с удовлетворением физических потребностей человека в пище, одежде,жилище, продолжении рода;
— духовные,обеспечивающие стремление человека к образованию, культуре, отдыху, вере,творчеству и т.д.;
-социальные, отражающиестремление человека реализовать свои способности, достичь определенногоположения в обществе, иметь продвижение по службе и т.д.
С точки зрения уровняразвития общества различают — элементарные (физические) и — высшие (социальные)потребности. К высшим (социальным) потребностям относятся те, которыенепосредственно связаны с благосостоянием людей. Это потребительские бюджетылюдей, денежные сбережения, накопления, наличие собственности, условия и оплататруда, занятость и уровень безработицы, социальное обеспечение, экологическаябезопасность и т.д.
В зависимости отсоциальной структуры выделяют:
— потребности обществав целом;
— потребности классов;
— социальных групп;
— отдельных людей(личные потребности).
Потребности обществаподразделяются на государственные, национальные, территориальные, религиозные.Если говорить конкретнее, то к ним относятся потребности в безопасности, охранеобщественного порядка, правовой защите, сохранении национальной культуры итрадиций, охране памятников, восстановлении и охране окружающей среды,предотвращении социальных конфликтов, поддержании мира и т.д.
Потребности классов,социальных групп представлены потребностями людей, объединившихся по принципуобщих интересов. Например, туристы нуждаются в соответствующем снаряжении,шахматисты — в шахматном клубе, любители купания — в бассейне и т.д.
Личные потребности (потребностиотдельных людей) распространяются на питание, одежду, обувь, бытовые услуги,оборудование, охрану здоровья и т.д. Т.е. личные потребности — все то, чтообеспечивает необходимый уровень жизни каждого человека. Личные потребностиделятся на насыщаемые и ненасыщаемые. Так, потребность в пище — насыщаемая, водежде — менее насыщаемая, в деньгах — ненасыщаемая.
Исходя из очередностиудовлетворения потребностей их подразделяют на — первичные (необходимые) и — вторичные (избыточные). К первичным потребностям, относят самые насущныепотребности человека, без удовлетворения которых он не может существовать. Этипотребности не могут быть замещены другими. Например, потребность в еденевозможно заменить потребностью во сне и наоборот. В то же время одна и та жепотребность может быть удовлетворена различными товарами. Например, фруктыможно заменить ягодами, мясо — грибами, животное масло — растительным. Что жекасается вторичных (избыточных) потребностей, то они, во-первых,удовлетворяются после удовлетворения первичных; во-вторых, являютсязамещаемыми. Например, вместо кино можно сходить в театр. Деление потребностейна первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого человека.
Потребностиподразделяются на эластичные и неэластичные. Эта классификация тесно связана спредыдущей. Так, первичные потребности являются неэластичными (жесткими), таккак не отменяются в течение длительного времени, однако снимаются, как толькопоявляются средства, способные эти потребности удовлетворить (например,потребность в питании, утолении жажды и т.д.). Вторичные потребностиэластичные, так как их удовлетворение можно временно отложить или заменить.
В зависимости отучастия в воспроизводственном процессе потребности подразделяются напроизводственные — потребление средств производства и рабочей силы в процессепроизводства и — непроизводственные — потребление происходит за пределамипроизводства и делится на личное и общественное.
Потребности бываюттакже экономическими и неэкономическими. К экономическим потребностям относятте, для которых необходимо производство, т.е. в готовом виде не встречающиеся.К неэкономическим потребностям относят потребности, которые могут бытьудовлетворены без наличия производства (потребность в воздухе, воде, солнечномсвете и т.д.).
И наконец, взависимости от сроков возникновения (удовлетворения) различают текущие(краткосрочные) и перспективные (долгосрочные) потребности.
Потребностьвообще — это особое психологическое состояние человека, ощущаемое илиосознаваемое им как «напряжение», «неудовлетворенность»,несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности.Поэтому потребность становится побудителем активности, направленной наустранение возникшего несоответствия. Человек изыскивает реальные возможностиудовлетворить потребности, а при отсутствии таких возможностей — подавляет илизаменяет данную потребность другой, наиболее близкой к ней. Так нельзяпоступить только с нуждами, прямо связанными с жизнеобеспечением [2, с 25-29].
Человеческиепотребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителямпотребностей) различаются индивидуальные, групповые, коллективные иобщественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людейподразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности)и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяютсяпотребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановленияработоспособности) и экономические.
Рассмотрим подробнеепоследний вид потребностей. Экономические потребности — это часть человеческихнужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмени потребление благ и услуг. Именно они участвуют в активном взаимодействиимежду производством и неудовлетворенными запросами людей. Каково же это взаимодействие?
Производство прямовлияет на потребности по нескольким направлениям.
Во-первых, оно создаетконкретные блага и тем самым способствует удовлетворению определенныхчеловеческих нужд. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь всвою очередь ведут к появлению новых запросов. Вот простая иллюстрация.Допустим, человек стремился приобрести автомобиль. После его покупки увладельца возникает масса новых нужд. Машину надо застраховать, найти для нееподходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многоедругое.
Во-вторых, ускорениенаучно-технического прогресса коренным образом обновляет предметный мир и укладжизни, порождает качественно новые потребности. Скажем, выпуск и поступление впродажу видеомагнитофонов вызывает желание их приобрести.
В-третьих, производствово многом влияет на способы применения полезных вещей, а тем самым формируетопределенную бытовую культуру. Например, первобытный человек вполнедовольствовался куском мяса, обугленном на костре. Нашему современнику дляприготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль.
В свою очередь,экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство.
Во-первых, потребностиявляются предпосылкой, внутренней побудительной причиной и конкретнымориентиром созидательной деятельности.
Во-вторых, запросамлюдей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественномотношениях. Они всегда включают в себя появление новых созидательных целей ещедо того, как изготавливаются новые блага, соответствующие таким целям, В силуэтого экономические потребности часто обгоняют производство.
В-третьих, авангарднаяроль потребностей ярко проявляется в том, что они вызывают поступательноедвижение хозяйственной деятельности — от низшей ступени ко все более высоким.
Всю историю экономикимы можем в определенном смысле рассматривать как историю формированияпотребностей. Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной идуховной культуры общества) знает несколько уровней потребностей:
— физиологические нужды(в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода);
— потребности вбезопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни,защите от нищеты);
— потребности всоциальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе илюбви);
— потребности вуважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, в приобретенииопределенного общественного положения);
— потребность всаморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека)
3. Экономические благав общей классификации благ
Существует великоемножество благ. Условно их можно объединить в несколько крупных групп (таблица1)
Таблица 1. Группы благ/> Критерии классификации Виды благ 1 Вещественные формы блага Материальные блага Нематериальные блага 2 Функциональность благ Потребительские блага Блага производственного назначения 3 Взаимодействие благ Взаимозаменяемые Взаимодополняемые 4
Ограниченность или
неограниченность благ Свободные блага Экономические блага
1. С точки зрениявещной формы, блага можно разделить: на материальные и нематериальные, илиосязаемые и неосязаемые. К первым, например можно отнести дом, воду, цветы, ако второй группе относятся главным образом услуги, например, информация опогоде на завтра, стрижка в парикмахерской, перелет на самолете.
2. С функциональнойточки зрения, блага делятся на две большие группы: потребительские блага иблага производственного назначения. К последним, относятся материальные факторыпроизводства, такие как оборудование, сырье, заводские здания, транспорт,дороги.
3. Среди благ выделяют:
взаимозаменяемые(субституты): масло – маргарин, поезд – автомобиль;
взаимодополняемые(комплиментарные товары): стол и стул, автомобиль и бензин, фотоаппарат ифотоплёнка.
4. Благами могут быть ивещи, и свойства вещей, и нематериальные услуги. Одни из потребляемых благимеются в более или менее неограниченном количестве, например, воздух, вода внекоторых районах земного шара. Это свободные или неэкономические блага. Другиеблага существуют в ограниченном количестве, поэтому их необходимо производить.Это так называемые экономические блага, например хлеб, компакт-диск,автомобиль, знания, услуги программиста и др. Экономические блага – это товарыи услуги. Экономические блага обладают признаком ценности и распределяютсяпутём рыночного механизма, принимая форму товара.
Будущие блага могутбыть различными. Если считать интеллект благом, то обучение представляетразвитие будущей способности самостоятельного мышления, скажем, умножениячисел. Остальные блага имеют значение в данный момент времени, являютсянастоящими.
Из них выделяюткосвенные или производственные блага, то есть те, которые используют дляпроизводства других благ. Остальные блага — потребительские.
Из них выделяютдолговременные, например, жилье, мебель, которые служат обычно многимпоколениям людей. Иные блага — недолговременные, в том числе разовогопользования, включая продукты питания.
Ссоциально-экономической точки зрения все экономические блага подразделяются наизвестные общественные и частные (с аналитической точки зрения смешанными идругими производными благами можно пренебречь). Общественные блага создаютсяисключительно под общественным (государственным) контролем и в интересах всегообщества. Известно, что это товары и услуги, обеспечивающие национальнуюоборону, охрану правопорядка, государственное управление, фундаментальную наукуи т.д. Отсутствие гарантий получения экономической прибыли и иной коммерческойвыгоды делает проекты производства общественных товаров явно непривлекательнымидля частных инвесторов.
Что же касается частныхблаг, предназначенных для индивидуального потребления и полностью исчезающих вего результате, то способ труда и способ присвоения этих благ может быть какобщим, так и частным.
Частные блага — те,которые идут строго определенному покупателю, как, например, буханка хлеба.Остальные блага относятся к совместно потребляемым (товары общественногопользования). Их потребление каждым, происходит только совместно. При этом некоторыеблага доступны только определенному количеству потребителей, например,общественный транспорт. До определенного предела потребление каждым неуменьшает возможности потребления остальных, а сверх определенного пределапотребление каждого становится препятствием их потребления другими.
Более сложной формойблаг являются такие, потребление которых беспредельно, «не перегружается». В тоже время интересы производителей могут быть обеспечены на основе установленияограничений на их потребление, например, введением платы за пользованиеопределенными благами. Тот, кто не платит, благ не получает. Так организованычастные школы, платная медицина и другие. Например, в телевизионных сетяхвозможно установление кодов для просмотра определенных передач только теми, ктоуплатил за их просмотр. Хотя смотреть могли бы все, но просмотр ограничиваюттолько теми, кто платит. Исключением могут быть, т.н. «социальные блага» или«социальные товары». Свежий пример – трансляции футбольных матчей чемпионатаРоссии 2007 г. Права на их показ выкупил платный канал НТВ+, что вызвалонегативный общественный резонанс, и потребовалось вмешательство президента длявосстановления бесплатных трансляций на общедоступных каналах.
Высшей формой благявляются чисто общественные, за которые нельзя установить никакойограничивающей платы, например, любование фейерверком. Чисто общественные блага- это такие, которые потребляются всеми людьми независимо от того, платят ониза них или нет: национальная оборона, обеспечение внутренней безопасности.
С технико-экономическойточки зрения частные блага можно подразделить на простые и сложные, а такжевыделить группу благ, создаваемых в условиях определенной динамики предельныхиздержек. Простые блага – это такие, структура и свойства которых непосредственноне аккумулируют в себе новейшие достижения научно-технического прогресса.Таковыми можно считать питьевую воду, зерно, многие виды продуктов питания ит.д. Несомненно, что если способ труда и организации производства ряда благданной категории под силу одному человеку (домохозяйству), то процесс созданияблага осуществляется частным образом, то есть в рамках экономической формычастной собственности.
Сложными считаютсяблага, создание которых не просто фокусирует в себе достижения прогресса наукии техники, что совсем необязательно, а в любом случае является результатомколлективного, то есть общего труда. В этом случае частное благо создается вусловиях экономической формы общей собственности. При этом важно отметить, чтотрадиционно понимаемая частная капиталистическая собственность есть не болеечем один из видов общей собственности, поскольку конечный продукт в данномслучае создается совместным, именно общим трудом собственников средствпроизводства и собственников рабочей силы.
Способ труда, организациии управления производством по созданию сложных благ обусловливает экономическуюобщую собственность (частнокапиталистическую, акционерную, коллективную долевуюи коллективную недолевую, государственную, муниципальную, смешанную и т.д.).Способ труда, создающего простые блага, может осуществляться как в рамкахэкономической общей, так и в условиях экономической частной формысобственности.
4.Экономические блага внароднохозяйственном кругообороте.
Совокупностьобращающихся в народнохозяйственном кругообороте экономических благ принятоназывать национальным продуктом (НП). Национальный продукт может бытьпредставлен как:
сумма произведенных встране товаров и услуг;
сумма распределенных(перераспределенных) благ или, что то же самое, сумма доходов всех субъектовэкономики;
 сумма всех направленийпо использованию (потреблению) благ.
Национальный продукт –это всегда текущий объем производства, распределения, потребления, а ненакопленный за предыдущие периоды размер богатства.
Существуют экономическиеблага, не поступающие на рынок. Речь идет, прежде всего, о трех категорияхэкономических благ:
продукция, производимаянатуральными хозяйствами;
промежуточные продукты,находящиеся во внутрифирменном обороте;
экономические блага,производимые при самообслуживании.
Не попадая на рынок,такого рода продукция, тем не менее, может составлять значительную часть НПстраны. При этом натуральное хозяйство представляет собой замкнутую саму насебя цепочку. Она производит и потребляет производимый продукт. Но если такиехозяйства не замыкаются сами на себя, хотя бы частично, то они уже включаются вединый кругооборот производства НП.
Большой спецификойотличаются и разнообразные полуфабрикаты и приспособления, находящиеся вовнутрифирменном обороте. Они не только не поступают на рынок, но, как правило,и не имеют точных рыночных аналогов.
Крайне широка иразнообразна также сфера самообслуживания. В нее входят приготовляемая домапища, уборка жилищ, стирка и многое, многое другое, что принято называть«домашней работой» и т.п. Чтобы понять, насколько большая часть национальногопродукта изготовляется в процессе самообслуживания, достаточно спросить себя,во сколько обошлась бы каждой семье ее замена покупными продуктами и услугами.
Очевидно, что это тоженекоторая разновидность натурального хозяйства, связанная с обслуживаниемсамого себя, т.е. это разновидность натурального хозяйства в большей степенисвязанная с производством услуг.
Поэтому в том случае,когда цепочка самообслуживания оказывается не замкнутой, то услуги посамообслуживанию включаются в производство услуг НП.
Большой вклад благ, непоступающих на рынок, в создание национального продукта сочетается со столь жебольшими трудностями в их учете.
Национальное богатствоучитывает все имеющиеся в стране экономические блага по состоянию наопределенную дату, представляет собой не измеритель потока экономических благ входе народнохозяйственного оборота, а мерило его результатов, так сказать,«сухой остаток», возникший в результате многих циклов производства внутреннеговалового продукта (ВВП).
Значительную частьнационального богатства составляют природные блага (земля, полезные ископаемыеи т.п.), не являющиеся результатом хозяйственной деятельности человека.Несмотря на «нерукотворный» характер этих богатств, их стоимость связана суровнем развития экономики, причем эта взаимосвязь имеет очень сложныйхарактер. Стоимость одних природных благ растет, а других падает в ходетехнического прогресса.
5. Формирование иразвитие общественных потребностей
Понятие «формированиепотребностей» населения в теории и практике рассматривается в двух аспектах:во-первых, как объективный процесс их развития, во-вторых, как определенный виддеятельности общества и государства.
В первом значении онохарактеризует объективный процесс движения потребностей, определяемый закономих возвышения; во втором — выступает как вид целенаправленного воздействияобщества и государства на воспитание гармонично развитой личности.
При анализеформирования потребностей как объективного процесса важно правильно выявитьопределяющие его факторы.
Факторы формированияпотребностей — условия и обстоятельства, под влиянием которых складываются иразвиваются потребности населения.
Эти факторыподразделяют на объективные и субъективные.
К объективным факторамотносятся те, которые действуют независимо от воли и сознания людей и являютсявнешними по отношению к самому человеку как носителю или субъекту потребностей.К ним относятся социально-экономические и культурно-бытовые условия жизнинаселения в данной стране, от которых непосредственно зависят степеньразвитости потребности и возможности их удовлетворения; уровень развитияпроизводительных сил и производственных отношений, определяющий условия жизнинаселения; уровень общественного производства и научно-технического прогресса;интенсивность его проникновения в сфере личного потребления;природно-климатические условия; половозрастной состав населения, численностьсемей, их состав и т. п.
Субъективные факторызависят от самого индивида, психофизиологических особенностей личности. Этомнения, предпочтения и вкусы человека, его наклонности, привычки и т. п.Однако, как известно из социологии, и они формируются в определенной социальнойсреде, которая существенно на них влияет.
Процесс формирования иразвития личных потребностей характеризуются определенными закономерностями.Различают общие закономерности формирования и развития потребностей испецифические.
Общие закономерностиформирования потребностей присущи любому общественному строю и проявляются навсех этапах развития человеческого общества, например рост общих размеровпотребностей, качественное их возвышение и совершенствования.
Специфическиехарактеризуют отдельные стороны развития личных потребностей, в том числе те,которые присущи определенным общественно-экономическим формациям.
Средства формированияпотребностей рычаги с помощью которых государство и общество целенаправленновоздействует на процессы развития потребностей. К ним относятся:воспитательно-пропагандистская деятельность, рекламные мероприятия, имеющиецель возбудить и сформировать потребность в конкретном товаре и услуге.Использование различных методов воздействия на потребителя предполагает знаниемотивов его поведения, вкусов предпочтений. Специфика современного спросатакова, что экономически не выгодно выпускать товар, рассчитанный науниверсальный уровень требований. Целесообразно создание таких изделий, которыеотвечали бы специфическим требованиям определенного контингента потребителей взависимости от демографических характеристик, условий проживания, климатическихи бытовых особенностей. Например, нет смысла строить салон модной одежды вгородских трущобах, или продавать кондиционеры на Калыме или на Аляске.
Можно достаточноэффективно использовать дифференцированный подход к изучению, удовлетворению иформированию спроса различных категорий потребителей на основе, так называемойсегментации рынка, которая рассматривает рынок не как однородную массу, а каксумму сегментов (секторов), в каждом из которых проявляется особый характерспроса. Сегментация рынка предполагает проведение работ по типологиипотребителей, т.е. выявлению важнейших типов потребителей и их специфическихтребований в зависимости от демографических, социально-экономических,психологических и других различий. Например, исследования в областиформирования спроса населения на одежду свидетельствует о наличии двух основныхвозрастных групп, предъявляющих различные требования к современной одежде. Такпервая группа — молодежная — предъявляет повышенные требования к эстетическимпараметрам, внешнему виду предметов одежды, ее соответствию моде и т. п. Втораягруппа люди старших возрастов — предпочтение отдает удобству одежды,применяемым материалам. В данном случае стоит позаботиться и о дизайнемагазина, возрасте, поле и внешним данным продавца. То есть необходимопросчитать все, исходя из потребностей той части общества, с которой имеет деломагазин, салон или отрасль.
Некоторые видыпотребностей в каком либо обществе формируются годами. Они передаются изпоколения в поколение и укореняются в подсознании членов общества. На этовлияет множество факторов, в том числе и общественное устройство, какие-топриродные ресурсы, идеология. Имеют место традиции и обычаи. Все это относитсяк неценовым факторам изменения спроса.
Уже не раз я применялслово «спрос» вместо слова «потребности». Близость этих понятий очевидна:предположим потребность прошла стадии зарождения и терпит стадию расцвета,тогда спрос на объект этой потребности, т. е. благо, будет возрастать. Нопонятие «потребность» гораздо шире и разнообразнее.
Методы формированияпотребностей — конкретные способы использованияотдельных средств для активного целенаправленного воздействия на потребностинаселения.
Различаютэкономические, социально-психологические и организационные средства и методыформирования потребностей.
К экономическимсредствам формирования потребностей относятся те, которые связанны схозяйственной деятельностью общества, отдельных предприятий и отраслей, а также индивидов как носителей потребностей. Основным из этих средств являются:производство товаров, особенно новых, которое вызывает к жизни и формируетпотребности в них; прогрессивные изменения так называемой инфраструктурыпотребления (например газификация и электрификация быта, развитие автомобильныхдорог, компьютерных сетей, и прочих путей сообщения которые связывают жителейразных районов, и упрощают передачу информации. Это влияет как на самихпотребителей, так и на их образ жизни в целом.
Ксоциально-психологическим средствам формирования потребностей относятся те, спомощью которых оказывается воздействие на сознание потребителей. С помощьюэтих средств можно стимулировать развитие одних потребностей, ограничиватьсоциально-бесперспективные, нерациональные потребности .
Это в основном реклама,средства пропаганды и агитации, применяемые печатью, радио, телевидением,средствами интернета, а также промышленностью, торговлей, учреждениямикультуры, здравоохранения образования и т. д.
Организационныесредства связанны с самой организацией процесса. К ним относятсявыставки-продажи, различного рода просмотры товаров, выставки товаров-новинок,демонстрация моделей одежды.
Организационныесредства используются в тесном взаимодействии с социально-психологическими.
Существуют множествометодов и факторов формирования потребностей. Деловым людям начинающимдеятельность, направленную на работу с обществом, необходимо подробно изучитьобъективные факторы формирования потребностей этого общества, иначе они могутстать жертвами своих же недочетов.
6. Производство ипотребности общества
Категория деятельностивыражает собой качественно специфический тип активности живых систем,характеризующийся прежде всего таким признаком, как продуктивность, она носитпродуктивный характер. В этом её специфика и коренное отличие от живых систембиологического уровня. «Существенное отличие человеческого общества от обществаживотных состоит в том, — писал Ф. Энгельс, — что животное в лучшем случае собирают,тогда как люди производят. Уже одно это — единственное, но фундаментальное- различие делает невозможным перенесение, без соответствующих оговорок,законов животных обществ на человеческое общество».
Деятельность человека,как и активность живого существа, предметна, т. е. и активность и деятельностьнаправлены на овладение предметом потребности. Но если в первом случае предметпотребности — природная вещь в ее, так сказать, природно-готовом, естественномвиде, то во втором случае предмет потребности — продукт, произведенныйчеловеком из вещества природы и по законам природы. Для удовлетворения своихпотребностей человек трудится и тем самым, отмечал К. Маркс, он опосредует,регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, т. е. приводя вдвижение свои естественные силы (руки, ноги, голову, пальцы), человекоказывается способным присвоить вещество природы в форме, пригодной для егособственной жизни. Такое изменение характера человеческой активности ведет ктому, что удовлетворение потребностей происходит непосредственно, т. е.деятельность человека направлена не на непосредственное овладение предметомпотребности (как это имеет место у животных), а ан овладение средством труда, спомощью которого в последующей деятельности природный предмет (предмет труда)преобразуется, приспосабливается к потребностям, становясь продуктом труда. Этоизменение характера связующего звена — замена биологической активностипреобразовательной деятельностью — и определяет качественно новое соотношениемежду существенно важными факторами воспроизводства человека — его деятельностью,ее результатами и потребностями.
Удовлетворениепотребностей зависит не просто от наличия в природной среде тех или иныхпредметов, способных стать предметом потребностей, а главным образом — отхарактера и уровня развития труда, то есть практической преобразовательнойдеятельности способной преобразовать предмет в продукт труда для удовлетворенияпотребностей.
При анализе категориидеятельности мы отмечали, что человеческая деятельность направлена наудовлетворение потребностей людей, что система деятельности общества в конечномсчете служит удовлетворению системы социальных потребностей.
Прежде всего, еще разотметим, что природа человеческих потребностей, характер их формирования и рольв жизнедеятельности человека всегда были объектом пристального внимания какобществоведов — философов, социологов, экономистов, психологов — всех, ктоисследует многообразные общественные явления, так и ряда представителейестественных наук — тех из них, которые изучают объекты живой природы,источники и особенности их активности, функционирования и само воспроизводства.
Как обществоведов — философов, социологов, экономистов, психологов — всех, кто исследуетмногообразные общественные явления, так и ряда представителей естественных наук- тех из них, которые изучают объекты живой природы, источники и особенности ихактивности, функционирования и само воспроизводства.
Современное состояниеряда наук и практической деятельности в странах обуславливает возможность инеобходимость все более глубокого и всестороннего исследования этих детерминантчеловеческой деятельности
Во-первых, задачаанализа сути и закономерностей формирования потребностей обществаобуславливается его специфической сущностью, вырождающейся в основном законефункционирования общества, требующем непосредственной подчиненности всейсистемы деятельности общества его действительным, общественно-необходимымпотребностям.
Во-вторых, накопленбольшой эмпирический и теоретический материал в ряде наук — биологии,психологии, экономике, этике, эстетике, социологии — позволяющий сделатьопределенный шаг вперед в теоретической разработке проблемы потребностейчеловека, которая и осуществляется в трех основных направлениях. Это:
А) исследованиеметодологических и социологических аспектов взаимосвязи системы потребностей исистемы деятельности общества;
Б) анализ понятийнойстороны проблемы потребностей человека, рассмотрение взаимосвязи категориипотребности с другими категориями той или другой науки;
В)конкретно-социологический анализ всего реального богатства взаимосвязей междуразного рода и вида потребностями человека и соответствующими видамидеятельности, в частности, предпринимаются энергичные исследования этических иэстетических потребностей социальных субъектов.
Многоплановый характерисследований потребностей человека предъявляет «повышенный спрос» на разработкуметодологического аспекта этой проблемы, на анализ её а рамкахобщесоциологической теории, как категории исторического материализма,понятийное содержание которой и могло бы служить методологической основойконкретных или частно-научных исследований. Мы и остановимся прежде всего наэтом аспекте проблемы потребности, рассмотрев предварительно в самом общемсущностном плане состояние исследований этой проблемы в некоторыхфундаментальных науках, поскольку, с одной стороны они дают определенныйматериал для обобщения, а с другой — в них «просвечивает» в той или иной мереметодологическая позиция.
В современныхбиологических и физиологических исследованиях потребности живого организмарассматриваются как объективное явление, как нужда, как недостаток тех или иныхэлементов, жизненно необходимых для воспроизводства и развития живогоорганизма. Последний рассматривается как саморегулирующаяся система, котораясохраняется в своем качестве лишь при непрерывного поступления в него, усвоенияим определенных элементов материи и при обеспечении объективно необходимыхтребований организма, чтобы, говоря словами профессора Н. А. Бернштейна,организм, как определенная устойчивая организация сохранила «свою системную тождественностьсама с собой».
Дефицит тех или иныхэлементов и условий, сказывающийся на устойчивости, стабильностифункционирования данной биологической системы, обуславливает возникновение ихарактер требований запросов данной системы и способов их удовлетворения, т. е.возникновение специфических потребностей.
Необходимо определитьсущность потребностей на «физиологическом уровне», иначе понимание этогосложного вопроса будет лишь поверхностным. П. В. Симонов — один из активныхисследователей в этой области — пишет: «Возникновение фундаментальныхпотребностей живых существ связано с первоначальными сдвигами внутреннегохимизма. Полагают, что сдвиг в интромедиарном обмене (цикле трикарбоновыхкислот) представляет начальное звено голодного состояния высших млекопитающих.Нарушение водно-солевого баланса возбуждает специализированные клеткиподбугорной (гипоталамической) области мозга. Возбуждение этого центра ведет ксокращению мышц верхней части глотки и пищевода. Сокращаясь, мышцы раздражаютчувствительные окончания, что приводит к ощущению жажды. Гормональные сдвиги ворганизме ведут к возбуждению половых органов, к повышению чувствительностиспециализированных (эрогенных) рецепторных зон. Так потребность в пище, воде,удовлетворении полового инстинкта, начавшись с химических перестроек, получаетотражение в возбужденном состоянии определенных отделов центральной нервнойсистемы».
Следовательно,возникновение потребностей при индивидуальном и видовом развитии живогоорганизма связывается с его функционированием, со всем комплексом процессов егожизнедеятельности. То есть потребности связаны с объективной сущностьюорганизма, сформированной в процессе эволюции, и выражают внутреннююнеобходимость изменения таких состояний организма, удовлетворение которых объективнонеизбежно для нормальной жизнедеятельности последнего. Биологическиепотребности являются, следовательно, результатом непрерывно идущих в организмеестественных процессов самообновления и самовоспроизводства, а потому они ирассматриваются как объективный детерминирующий фактор биологическойактивности.
Человек отличается отживотного тем, что он обдуманно производит, а не собирает. В процессесоциализации человека обществом в него закладываются способы производства, иформируются его высшие потребности.

Заключение
 
Существенность системыпотребностей в том, что человек или общество в целом обладает наборомпотребностей, каждая из которых требует своего удовлетворения. Этот казалось быпростой тезис приобретают серьезную окраску если проанализировать современноевремя и историю. То чего мы достигли в любой области, пусть ценой мировых войн,мировых кризисов в конечном счете является следствием из простого желания иличувства нехватки, или сдвигами внутреннего химизма. Параллельно лежит законвозрастающих потребностей. В основе данного закона лежат потребностиконкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества. И в то жевремя этот закон является движущей силой экономического роста, в силу того, чточеловеку требуется всегда больше чем он достиг.
Любая личнаяпотребность имеет общественный характер, поэтому личные потребности по-другомуназываются потребности населения.
Стоимость любого товарана рынке зависит от нашей потребности в этом товаре. Потому что предложениезависит от спроса, а спрос это одна из граней потребностей населения.
Существуют множествометодов и факторов формирования потребностей. Деловым людям начинающимдеятельность, направленную на работу с обществом, необходимо подробно изучитьобъективные факторы формирования потребностей этого общества, иначе они могутстать жертвами своих же недочетов.
Человек отличается отживотного тем, что он обдуманно производит, а не собирает. В процессесоциализации человека обществом в него закладываются способы производства, иформируются его высшие потребности.
Диалектическаявзаимосвязь деятельности и потребностей общества — коренной источник, как ихобоюдного развития, так и всего общественного прогресса, она являетсяабсолютным и вечным условием существования и развития общества. То есть ихвзаимосвязь носит характер общеэкономического закона. Человеческое общество,наряду с другими законами, в своем функционировании и развитии регулируетсятаким важнейшим законом, как законом подчиненности всей системы деятельностисистеме потребностей общества, требующим подчинения всей совокупнойдеятельности общества удовлетворению его общественно необходимых, объективноназревших, действительных потребностей общества, возникших в ходедеятельностного бытия общества. Поэтому абсолютная цель деятельности того илииного общества — это удовлетворение его потребностей. Потребности обществагенетически и исторически — первопричина человеческой деятельности, но вместе стем они являются и результатом этой деятельности.
Деятельность это способсуществования общества. Так же как и движение это способ существования материи,например: каждый из нас подчиняется закону потребностей сам и не понимая этого,потому что наши потребности строят настоящее и будущее. Потребности создали иисторию. Это звучит слишком резко, но это истина. Чтобы понять это достаточнозадуматься о причинах своих действий, я уже не говорю о первичных потребностях,я имею ввиду высшие потребности, потому что богатый предприниматель оказываетсяможет жить и на миллионную долю своих доходов. Но нет же, он зарабатывает всебольшие суммы денег. Это та же деятельность, первопричиной которой являютсяпотребности, которые в данном случае вступают на еще более высокий уровень — азарт, гонка, как в спорте.
Создается впечатление,что абсолютно все зависит от наших потребностей. Это так. Человекэволюционировал и стал «хозяином мира» благодаря своим потребностям.
Для удовлетворенияпотребностей необходимы блага. Соответственно экономические потребности это те,для удовлетворения которых необходимы экономические блага. Другими словами экономическиепотребности — та часть человеческой нужды, для удовлетворения которойнеобходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Отсюда можносделать вывод, что любой человек нуждается в экономической сфере дляудовлетворения хотя бы его первичных потребностей. Любой человек, будь тознаменитость, ученый, певец, музыкант, политик, президент, прежде всего,зависит от своего природного начала, а значит касается экономической жизниобщества, и не может создавать, творить, руководить не касаясь экономическойсферы.
Потребности человекаможно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое онстремиться преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляетчеловека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственнуюдеятельность.

Список литературы
 
1. Алле М. Экономика как наука. М.,1995.
2. Блауг М. Экономическая мысль вретроспективе. М.: 1994.
3. Булатов А.С. Экономика – М., 1995.
4. www.google.com


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Australlia
Реферат Позднее славянофильство в контексте творческого традиционализма
Реферат Global Economy Essay Research Paper I am
Реферат Single European Currency Essay Research Paper There
Реферат BakerS Childhood Essay Research Paper The excerpt
Реферат An Occurence Essay Research Paper An Occurrence
Реферат "Первая медицинская помощь при ожогах и обморожениях" Ожоги, их причины, признаки, виды и классификация. Первая медицинская помощь при ожогах. Ожоги от воздействия агрессивных сред, особенности оказания первой медицинской помощи при них. Обморожения,
Реферат Not For Children Essay Research Paper book
Реферат Литература - Неврология ЭПИЛЕПСИЯ И СИНКОПАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
Реферат Gendre Stereotyping Essay Research Paper In the
Реферат Разработка документации и постановка задачи Учет наличия состояния и движения оборудования
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины «Международные валютно-кредитные отношения» по направлению 080100. 63 «Экономика» профиль «Мировая экономика» очной формы обучения
Реферат Abrams Claims All Romantic Poets Are Centrally
Реферат The Green Knight And King Arthur Essay
Реферат English Views Of The Native Americans Essay