Реферат по предмету "Экономика"


Понятие коммерческой тайны

Понятие коммерческой тайны

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическийаспект коммерческой информации
1.1 Сущностьи значение коммерческой информации
1.2 Понятиекоммерческой тайны
Глава 2. Понятиекоммерческой тайны на примере предприятия ООО «Эдель»
2.1 Краткийанализ предприятия ООО «Эдель»
2.2 Источникии содержание коммерческой информации, обеспечение ее конфиденциальности
2.3 Ответственностьза разглашение коммерческой тайны на предприятии ООО «Эдель»
Глава 3. Выводыи мероприятия по обеспечению сохранности коммерческой тайны ООО «Эдель»
3.1 Организационно-техническиемероприятия по обеспечению сохранности коммерческой тайны
Заключение
Приложения
Списоклитературы

Введение
По мнению западных теоретиков-экономистов, успешное развитиепредпринимательство существенно зависит от той политико-экономической среды(командно-административной или рыночно-конкурентной), в которой оноосуществляет свою деятельность.
Однако не менее важным фактором, постоянно сопутствующимопределенной экономической среде, является криминогенная и иная, затрудняющаяили сводящая на нет действия предпринимателя, обстановка. Наличие условий, прикоторых создается реальная угроза причинения вреда (ущерба) субъектомхозяйствования, ставит в ряд первоочередных и долговременных задач, требующихоперативного решения, проблему обеспечения экономической безопасности.
В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскуюдеятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях изменчивостиэкономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в полученииожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, то естьопасность неудачи, непредвиденных потерь.
Актуальность работы основывается на том факте, что правовойинститут коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики.В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большоеколичество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешногоразвития бизнеса. В современных условиях информационного общества информацияприобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальноефункционирование ни отдельного предпринимателя, ни общества и государства вцелом. Более того, с развитием и совершенствованием информационных технологий,информация приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке.Естественно, лицо, обладающее такого рода информацией, стремится сохранить этуинформацию за собой, предотвратить ее получение третьими липами, поскольку вомногих случаях такое получение может иметь просто катастрофические последствиядля бизнеса.
В современных условиях жесткой конкурентной борьбы защитаразличного рода информации необходима для успешного развитияпредпринимательства и становления подлинно рыночной экономики, основанной насвободной конкуренции. Обеспечение защищённости отечественнойнаучно-технической продукции способствует поддержанию национальной, в том числеэкономической и технологической безопасности России. Надёжная охранарезультатов интеллектуальной деятельности — наиболее эффективное средствоборьбы против промышленного шпионажа, она способствует защите прав авторов ивладельцев научно-технических результатов.
В рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем,связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц,их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой)информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защитыпредпринимательских информационных потоков от различного рода посягательствиспользуются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаяхкомплексное их применение.
Объект исследования курсовой работы являютсягражданско-правовые отношения в области защиты коммерческой информации.
Предмет исследования курсовой работы — коммерческая тайна напримере предприятия ООО «Эдель».
Цель курсовой работы — рассмотреть понятие коммерческой тайныи способы ее защиты.
Задачи курсовой работы:
-рассмотреть понятие коммерческой и служебной тайны,
-охарактеризовать сведения, которые не могут составлятькоммерческую тайну,
-рассмотреть правовое регулирование коммерческой тайны,
-рассмотреть охрану коммерческой тайны в рамках трудовыхотношений,
-рассмотреть ответственность за нарушение режима коммерческойтайны.

 
Глава 1. Теоретический аспект коммерческой информации
 
1.1 Сущность и значение коммерческой информации
Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывносвязана с получением и использованием различного рода информации. Причем всовременных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющийопределенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной являетсяинформация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашениекоторой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создаетугрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не всяинформация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однакосуществует определенная ее часть, которая нуждается в защите.
В 90-е годы коммерческая тайна предприятия определялась, какне являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством,технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностьюпредприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб егоинтересам Закон СССР от 4 июня 1990 г. N 1529-I «О предприятиях вСССР». Но, к сожалению, данная норма действовала всего несколько месяцев,и вскоре была отменена Постановлением ВС РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 446-1.Так получилось, что долгое временя в нашей стране, были только государственныетайны. Коммерческих тайн не было, потому, как не было соответствующего закона.Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» разрабатывался более восьми лет ивступил в силу 16 августа 2004 года.
До принятия закона в России граждане и фирмы были вынужденысамостоятельно охранять конфиденциальную информацию. Суд или прокуратура, изъявкоммерческие документы, не несли ответственность за разглашение информации илипередачу ее третьим лицам. Другими словами, надзорные или судебные органы припроведении проверок финансовой деятельности какой-нибудь компании могли«случайно» передать нужную информацию ее конкурентам и при этом остатьсяневиновными с точки зрения закона.
Одни эксперты исчисляют финансовые потери российскихпредпринимателей от несоблюдения коммерческой тайны в миллионах долларах,другие — в миллиардах. То, что ущерб значителен, признают все.
Принятый закон, по мнению его авторов, должен был ограничитьнелегальный отток служебной информации коммерческого характера.
Во-первых, федеральный закон ввел само понятие коммерческой тайны.Ею признаются сведения любого характера, представляющие действительную илипотенциальную коммерческую ценность (производственная; техническая,экономическая и т.п.) в силу неизвестности их третьим лицам, к которым утретьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которыхобладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Право на отнесениеинформации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определениеперечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации сучетом положений настоящего Федерального закона Федеральный закон от 29 июля2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
В тексте закона оговаривается, что коммерческую тайну немогут составлять сведения о загрязнении окружающей среды, состояниипротивопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационнойобстановке, качестве пищевых продуктов и других факторах, связанных собеспечением безопасности населения. Кроме того, не может засекречиватьсяинформация о численности и составе работников организаций, о системе оплатытруда и задолженности работодателей по выплате зарплаты.
Во-вторых, были установлены сроки неразглашения коммерческойтайны и меры ответственности за несоблюдение этого требования и причинениематериального ущерба. Теперь работник обязан хранить «секреты фирмы» минимумтри года с момента прекращения действия трудового договора (если работодателемне установлен конкретный срок), а в случае невыполнения этого требования онможет не просто выплатить штраф, но и лишиться свободы на срок до десяти лет.
Наиболее важным нововведением в законе является то, чтопострадавшая от разглашения коммерческой тайны компания может через арбитражныйсуд потребовать возмещения всего доказанного ущерба у того, кто воспользовалсятайной, или у представителей власти, виновных в утечке секретов.
Перед властями, по закону, у предпринимателей коммерческихтайн быть не должно. Более того, за непредставление органам государственнойвласти (суду, прокуратуре и т.п.) и местного самоуправления информации,составляющей коммерческую тайну, по специальному требованию могут такжепривлечь к ответственности.
При отнесении той или иной информации к категориикоммерческой тайны следует учитывать два обстоятельства.
Во-первых, на практике возможны случаи, когда под предлогомохраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и документы,свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и другихнарушениях.
Во-вторых, в условиях рынка чрезмерно засекречиватьинформацию становится невыгодно с экономической точки зрения. Информация внастоящее время выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену испрос. В отдельных промышленно развитых странах около половины валовогонационального продукта дают производство, распространение и переработкаинформации в различных видах.
В соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне»информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когдаинформация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, в силунеизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законномосновании, и обладатель информации принимает меры к охране ееконфиденциальности.
Анализ законодательных актов промышленно развитых стран повопросам защиты коммерческой тайны позволяет определить совокупность сведений,сокрытие которых противоречит интересам государства и общества. В наиболееобщем виде это информация:
* о нерациональном природопользовании
* о сверхнормативном загрязнении окружающей среды
* о несоблюдении техники безопасности в производстве,представляющем реальную угрозу здоровью и жизни людей
* о нарушении специального законодательства, регулирующегодеятельность предпринимателей (например, законов о качестве продукции и защитеправ потребителя)
* о занятии деятельностью, не предусмотренной уставом данногопредприятия или запрещенной законами данной страны
* о злоупотреблении и недобросовестности руководителей иработников фирмы
* о фактах проявления недобросовестной конкуренции
* о возможностях и реальных случаях, уклонения от правильнойуплаты налогов
* о причинах и фактах невыполнения договоров и др.
В настоящее время ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне» определяетперечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну:
— содержащихся в учредительных документах юридического лица,документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и обиндивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
— содержащихся в документах, дающих право на осуществлениепредпринимательской деятельности;
— о составе имущества государственного или муниципальногоунитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании имисредств соответствующих бюджетов;
— о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарнойбезопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке,безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативноевоздействие на обеспечение безопасного функционирования производственныхобъектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
— о численности, о составе работников, о системе оплатытруда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателяхпроизводственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличиисвободных рабочих мест;
— о задолженности работодателей по выплате заработной платы ипо иным социальным выплатам;
— о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактахпривлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
— об условиях конкурсов или аукционов по приватизацииобъектов государственной или муниципальной собственности;
— о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций,о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплатетруда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельностинекоммерческой организации;
— о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенностиот имени юридического лица;
— обязательность раскрытия, которых или недопустимостьограничения доступа, к которым установлена иными федеральными законами.

1.2 Понятие коммерческой тайны
Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации,позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствахувеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынкетоваров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;
Информация, составляющая коммерческую тайну (секретпроизводства), — сведения любого характера (производственные, технические,экономические, организационные и другие), в том числе о результатахинтеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения оспособах осуществления профессиональной деятельности, которые имеютдействительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ихтретьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законномосновании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режимкоммерческой тайны.
Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, — лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законномосновании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении еережим коммерческой тайны. Следовательно, коммерческая тайна не может бытьобщеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несетугрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи счем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности изащите от незаконного использования.
Коммерческая тайна — конфиденциальность информации,позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствахувеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынкетоваров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Наиболее подробная и в то же время укрупненная классификациясведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, представлена на рисунке1.
/>
 

 
Глава 2. Понятие коммерческой тайны на примере предприятияООО «Эдель»
 
2.1 Краткий анализ предприятия ООО «Эдель»
 
Курсовая работа выполнена по материалам ООО«Эдель». В соответствии с Уставом ООО «Эдель» учреждено 19февраля 2006 г. в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации иФедеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью».Общество создано с целью удовлетворения общественных потребностей в товарах,работах, услугах и получения прибыли.
В соответствии с уставом, общество осуществляет следующиевиды деятельности:
организация наукоемких производств и реализация их продукции;
переработка сырья и отходов промышленности и сельскогохозяйства;
оптово-розничная торговля;
торгово-закупочная и посредническая деятельность;
транспортные услуги, перевозка грузов;
организация и участие в проведении выставок, ярмарок,аукционов, конкурсов и других рекламных мероприятиях;
организация и эксплуатация сети продовольственных,промтоварных и специализированных магазинов;
купля-продажа объектов интеллектуальной деятельности,патентов, ноу-хау;
производство товаров народного потребления, в том числепродуктов питания;
иные виды деятельности, не запрещенные федеральными законами.
В настоящее время ООО «Эдель» имеет два структурныхподразделения: типография и торговля химпрепаратами. Ассортимент изделий,вырабатываемых на предприятии, насчитывает 38 наименований. ООО«Эдель» насчитывает в общей сложности 78 штатных сотрудников.Деятельность, попадающая под лицензирование не ведется.
Организационная структура управления представлена на рисунке1.
/>

Рис.1. Организационная структура управления ООО«Эдель».
Экономическую характеристику деятельности ООО "Эдель" можно представить посредством анализа основных показателей егохозяйственно-финансовой деятельности (таблица 1).
Таблица 1. Основные показатели хозяйственно-финансовойдеятельности ООО " Эдель" за 2008 — 2010 гг.Показатели 2008 2009 2010 Темп роста,% 2009/2008 2010/2009 2010/2008 Объем производства, т. 1578,5 1146,4 767,53 72,6 67 48,6 Товарооборот в фактических ценах, тыс. руб. 8215 9980,5 10422,3 121,5 104,4 126,9 Товарооборот в сопоставимых ценах, тыс. руб. 8215 8317,1 8337,8 101,2 100,2 101,5 Себестоимость реализуемой продукции, тыс. руб. 7685 8390,5 9682 109,2 115,4 126 Прибыль, тыс. руб. 530 590 740,3 111,3 125,5 139,7 Рентабельность,% 6,5 5,9 7,1 -0,6 +1,2 +0,6

Нами также проведен SWOT-анализ сильных и слабых сторон ООО " Эдель ". Выявленыспособности и возможности построения стратегии, обоснованные полученнымирезультатами и возможностями внешней среды (таблица 2).
Таблица 2. SWOT-анализ ООО " Эдель".Сильные стороны Слабые стороны Наличие квалифицированного персонала, имеющего опыт работы в данной области Наличие старого, изношенного оборудования на предприятии Наличие производственных мощностей, позволяющих поддержать новое производство за счет существующего оборудования Возможные рассогласование по срокам при одновременной реализации проекта и покупке нового цеха Хорошие деловые связи с потребителями продукции и поставщиками материалов и комплектующих Трудности в организации сбыта большого объема продукции Низкая трудоемкость производства Отсутствие источников финансирования Завоеванная доля рынка производства — 5%, оптовой торговли 25% Существующая низкая эффективность процесса отгрузки потребителям продукции Удобное месторасположение предприятия относительно районов с предприятиями нефтехимической промышленности Нечетко оформленные условия договора Близость к транспортным магистралям (шоссейная дорога проходит на расстоянии 0,5 км, ж/д ветка — через территорию цеха) Затягивание сроков партнерами при поставках оборудования, предоставления нового цеха Обеспеченность нового цеха всеми необходимыми коммуникациями Накопленный многолетний опыт работы на рынке производства Высокое качество продукции, соответствующее европейскому уровню Активная маркетинговая политика Наличие лидера проекта и управленческой команды Высокая маржинальная рентабельность производства на новом технологическом оборудовании Сравнительно быстрая окупаемость и высокая эффективность проекта Наличие деловых контактов со структурами, способными поддерживать продвижение проекта на всех этапах его реализации Внешние благоприятные возможности Внешние угрозы предприятию Спрос на реализуемую продукцию и товары достаточно высок и имеет устойчивую тенденцию к увеличению Нестабильность хозяйственного, налогового, банковского и других законодательств в Российской Федерации Увеличение рентабельности, контроль над затратами Снижение общей платежеспособности предприятий Сложившийся имидж у потребителей Задержка роста инвестиционной активности Желание зарубежных фирм поставлять оборудование на Российский рынок Снижение денежной составляющей в расчетах с потребителями продукции Снижение кредитной процентной ставки Нестабильная политическая сит Небольшое количество достаточно сильных конкурентов Изменение налогового законодательства и намеченная деноминация рубля Желание зарубежных поставщиков оборудования содействовать привлечению инвестиций для реализации проекта Возможен приход Крупных московских строительных компаний
2.2 Источники и содержание коммерческой информации,обеспечение ее конфиденциальности
 
Источниками информации, являющимися коммерческой тайной, а,следовательно, потенциальными источниками утечки на анализируемом предприятииООО «Эдель» являются:
1. Документация предприятия (входящие-исходящие, приказы,бизнес планы, деловая переписка и т.п.);
Обобщенно систему контроля и учета документов можнопредставить в следующем виде:
-Учет всей документации предприятия с классификацией по сфереприменения, дате, содержанию и т.п.
-Регистрация и учет всех входящих/исходящих документовпредприятия с фиксацией в специальном журнале информации о датеполучения/отправления документа, откуда поступил, или куда отправлен,классификация (письмо, счет, договор, приглашение и т.п.).
-Регистрация документов, с которых делаются копии с фиксациейв специальном журнале (дата копирования, количество копий, для кого или с какойцелью производятся копии и т.п.).
-Особый режим уничтожения документов. Перед уничтожениемдокументов необходимо проконтролировать их содержание во избежание случайногоуничтожения нужных документов. Важно, чтобы документы не просто выбрасывались вкорзину, а предварительно измельчались при помощи «шредера»(уничтожителя бумаги) или в ручную таким образом, чтобы их невозможно было бывосстановить. Документы, имеющую особую ценность, после измельченияцелесообразно сжечь. Об уничтожении документов в обязательном порядкесоставляется акт, который подписывается ответственным лицом, а также лицамиприсутствующими при уничтожении.
К любому исчезновению или уничтожению документов, особенносодержащих важную информацию, необходимо отнестись со всей серьезностью. В этомслучае, в обязательном порядке на предприятии проводится внутреннеерасследование. Результаты расследования анализируются, если необходимо, лица,виновные в утере документов, привлекаются к дисциплинарной ответственности, а внеобходимых случаях лишаются доступа к документам, содержащих коммерческуютайну. Важно, чтобы расследование не стало формальностью, а из его результатовбыли сделаны надлежащие выводы и допущенные ошибки исправлены в максимальнокороткое время.
Кроме того, случаи утери или уничтожения документов вдальнейшем могут использоваться в качестве примера при инструктаже сотрудникови работе службы безопасности.
В ООО «Эдель» ведется регистрация и учет всехвходящих/исходящих документов предприятия с фиксацией в специальном журналеинформации о дате получения/отправления документа, откуда поступил, или кудаотправлен, классификация (письмо, счет, договор, приглашение и т.п.).
На ООО «Эдель» применяются следующие правилапредосторожности при работе с документами:
не надо делать ненужных копий документов;
черновики и наброски секретных документов должны бытьуничтожены;
секретные документы хранятся отдельно от остальных, визолированном помещении с ограниченным доступом в сейфе;
копировальная техника не находится в одном помещении сдокументами, представляющими коммерческую ценность для того, чтобы исключить ихнесанкционированное копирование;
нельзя оставлять документы на рабочем месте без присмотра,даже на короткое время;
нельзя, чтобы посторонние лица читали рабочие документы,находящиеся на столе или в кабинете работника. При появлении постороннего лицадокументы должны быть убраны в хранилище, шкаф, ящик стола;
установлен запрет на вынос работниками документов за пределыпредприятия без предварительного разрешения лица, ответственного за сохранностькоммерческой тайны.
2. Рабочий персонал или просто люди (в это понятие входят всебез исключения работники предприятия, в том числе и сам директор);
3. Партнеры, контрагенты или клиенты, пользующиеся илипользовавшиеся услугами ООО «Эдель», являются наиболее осведомленнымиисточниками, зачастую обладающими важнейшими секретами. Поэтому они заслуживаютотельного внимания при анализе системы защиты.
Важнейшей функцией службы безопасности ООО «Эдель»является всесторонняя проверка контрагентов.
4. Производимая продукция или оказываемые услуги. Продукцияявляется особым источником информации, за характеристиками которой весьмаактивно охотятся конкуренты. Особого внимания заслуживает клиентская база воптовом отделе ООО «Эдель».
5. Технические средства обеспечения производственнойдеятельности. Технические средства как источники конфиденциальной информацииявляются широкой и емкой в информационном плане группой источников. В группусредств обеспечения производственной деятельности входят самые различныесредства, такие, в частности, как телефоны и телефонная связь, телевизоры ипромышленные телевизионные установки, радиоприемники, радиотрансляционныесистемы, системы громкоговорящей связи, усилительные системы, кино системы,охранные и пожарные системы и другие, которые, по своим параметрам, могутявляться источниками преобразования акустической информации в электрические иэлектромагнитные поля, способные образовывать электромагнитные каналы утечкиконфиденциальной информации.
6. Косвенные источники (мусор, реклама, публикации в печати).Вопреки устойчивым заблуждениям большая часть информации добывается именно изкосвенных источников. Профессионально проведенная аналитическая работапозволяет иногда получить великолепный результат. Кроме того, этому источнику,обычно, не придается особого внимания а, следовательно, он наиболее доступен.Например, отходы производства, что называется бросовый материал, могут многоерассказать об используемых материалах, их составе, особенностях производства,технологии. Тем более их получают почти безопасным путем на свалках, помойках,местах сбора металлолома, в корзинах кабинетов. Умелый анализ этих«отходов» может многое рассказать о секретах предприятия. Публикации- это информационные носители в виде самых разнообразных изданий: книги,статьи, монографии, обзоры, сообщения, рекламные проспекты, доклады, тезисы ит.д. и т.п., в которых можно, сами того не желая, раскрыть все сокровенныесекреты.
На анализируемом предприятии ООО «Эдель»разработана и утверждены следующие документы, обеспечивающие сохранностькоммерческой информации:
Инструкция по обеспечению сохранности коммерческой тайны.Общие положения. (Приложение А).
Определение информации и обозначение документов, содержащихкоммерческую тайну, и сроков ее действия. (Приложение Б).
Порядок допуска к сведениям, составляющим коммерческую тайнупредприятия. (Приложение В).
Контроль за выполнением требований внутри объектного режимапри работе со сведениями, содержащими коммерческую тайну. (Приложение Г).
Обязанности сотрудников предприятия работающих со сведениями,представляющими коммерческую тайну, и их ответственность за ее разглашение. (ПриложениеД).
2.3 Ответственность за разглашение коммерческой тайны напредприятии ООО «Эдель»
Разглашение коммерческой тайны или неосторожное обращение сосведениями, составляющими коммерческую тайну, может нанести ущерб Компании. Всесотрудники обязаны строго хранить сведения, отнесенные к коммерческой тайне исоблюдать порядок обращения со сведениями (материалами), составляющими её.
Разглашение коммерческой тайны, передача третьим лицамсведений, составляющих коммерческую тайну, публикации каких-либо сведений окомпании без предварительного согласия администрации, а также использованиесведений, составляющих коммерческую тайну, для занятия любой деятельностью,которая в качестве конкурентного действия может нанести ущерб Компании, влечетгражданско-правовую ответственность, предусмотренную нормами действующегозаконодательства.
Сотрудник ООО «Эдель» обязан работать только с темисведениями и документами, содержащими коммерческую тайну, к которым он получилдоступ в силу своих служебных обязанностей, знать какие конкретно сведенияподлежат защите, а также строго соблюдать правила пользования ими.
Сотрудник ООО «Эдель» должен знать также, кому изсотрудников Компании разрешено работать со сведениями, составляющимикоммерческую тайну, к которым он сам допущен, и в каком объеме эти сведениямогут быть доведены до этих сотрудников.
В ООО «Эдель» запрещается помещать безнеобходимости сведения, составляющие коммерческую тайну компании, в документыоткрытого характера. Такое нарушение порядка обращения со сведениями,составляющими коммерческую тайну Компании, рассматривается как их разглашение ивлечет ответственность в соответствии с установленным порядком.
Об утрате или недостаче документов, изделий, содержащихкоммерческую тайну Компании, удостоверений, пропусков, ключей от режимныхпомещений, хранилищ, сейфов, металлических шкафов, личных печатей, а также опричинах и условиях возможной утечки таких сведений сотрудник обязан немедленносообщить уполномоченному лицу компании.
При увольнении, перед уходом в отпуск, отъездом вкомандировку или предполагаемым отсутствием на рабочем месте в течение болееили менее длительного срока сотрудник обязан сдать уполномоченному лицукомпании все носители коммерческой тайны (рукописи, черновики, документы,чертежи, магнитные ленты, дискеты, распечатки на принтерах и т.д.), которыенаходились в распоряжении сотрудника в связи с выполнением им служебныхобязанностей.
Сотрудник обязан по первому требованию уполномоченного лицапредъявить для проверки все числящиеся за ним материалы, содержащиекоммерческую тайну Компании, представлять устные или письменные объяснения онарушениях установленных правил выполнения работ, учета и хранения документов ит.д., фактов разглашения коммерческой тайны, утраты документов, содержащих коммерческуютайну Компании.
В случае попытки посторонних физических или юридических лицполучить информацию, составляющую коммерческую тайну, сотрудник обязан сообщитьоб этом директору.
Срок действия ограничений, связанных с необходимостью защитыкоммерческой тайны Компании, совпадает со сроком действия контракта ссотрудником. Обязательства по обеспечению сохранности коммерческой тайнысодержатся в Трудовом договоре Сотрудника.

Глава 3. Выводы и мероприятия по обеспечению сохранностикоммерческой тайны ООО «Эдель»
 
3.1 Организационно-технические мероприятия по обеспечениюсохранности коммерческой тайны
Для обеспечения защиты коммерческой информации на ООО«Эдель» введен определенный порядок работы с информацией и доступа кней, включающий в себя комплекс административных, правовых, организационных,инженерно-технических, финансовых, социально-психологических и иных мер,основывающихся на правовых нормах республики или наорганизационно-распорядительных положениях руководителя предприятия (фирмы).Эффективная защита коммерческой тайны возможна при обязательном выполнении рядаусловий:
единство в решении производственных, коммерческих, финансовыхи режимных вопросов;
координация мер безопасности между всеми заинтересованнымиподразделениями предприятия;
научная оценка информации и объектов, подлежащихклассификации (защите). Разработка режимных мер до начала проведения режимныхработ;
персональная ответственность (в том числе и материальная)руководителей всех уровней, исполнителей, участвующих в закрытых работах, заобеспечение сохранности тайны и поддержание на должном уровне режима охраныпроводимых работ.
Включение основных обязанностей рабочих, специалистов иадминистрации по соблюдению конкретных требований режима в коллективныйдоговор, контракт, трудовое соглашение, правила трудового распорядка.
На анализируемом предприятии ООО «Эдель»организована служба безопасности. В службу предприятия входят: подразделениезащиты информации, подразделение технических средств связи и противодействиятехническим средствам разведки, подразделение охраны.
Службе безопасности ООО «Эдель» при организациизащиты коммерческой тайны необходимо учитывать следующие возможные методы испособы сбора информации: опрос сотрудников изучаемой фирмы при личной встрече;навязывание дискуссий по интересующим проблемам; рассылка в адреса предприятийи отдельных сотрудников вопросников и анкет; ведение частной переписки научныхцентров и ученых со специалистами.
Для сбора сведений в ряде случае представители конкурентовмогут использовать переговоры по определению перспектив сотрудничества,созданию совместных предприятий.
Наличие такой формы сотрудничества, как выполнение совместныхпрограмм, предусматривающих непосредственное участие представителей другихорганизаций в работе с документами, посещение рабочих мест, расширяетвозможности для снятия копий с документов, сбора различных образцов материалов,проб и т.д. При этом с учетом практики развитых стран экономические соперникимогут прибегнуть в том числе и к противоправным действиям, промышленномушпионажу.
Наиболее вероятно использование следующих способов добыванияинформации: визуальное наблюдение; подслушивание; техническое наблюдение;прямой опрос, выведывание; ознакомление с материалами, документами, изделиями ит.д.; сбор открытых документов и других источников информации; хищениедокументов и других источников информации; изучение множества источниковинформации, содержащих по частям необходимые сведения.
Аналитические исследования, моделирование вероятных угрозпозволяют наметить при необходимости дополнительные меры защиты. При этомследует оценить вероятность их выполнения, наличие методического материала,материального обеспечения, готовность СБ и персонала их выполнить. Припланировании учитываются имевшие место на предприятии недостатки в обеспечениисохранности КТ.
Планируемые мероприятия должны: способствовать достижениюопределенных задач, соответствовать общему замыслу; являться оптимальными.
В практике работы с персоналом работникам службы безопасностиООО «Эдель» можно порекомендовать проверять не только хранениесотрудниками коммерческой тайны, но и отношение их своим служебнымобязанностям, аккуратность в обращении с документами, излишний “интерес” кдругим подразделениям. Кроме того, для выявлении конкретных работников,осуществляющих разглашение конфиденциальной информации, занимающихся хищениемденег, либо совершающих другие неправомерные действия, угрожающиеэкономическому положению фирмы необходимо обратить внимание на следующее:внезапный активный интерес к конфиденциальной информации, деятельности другихподразделений; изменение поведения работника в общении с коллегами, вразговорах, появление неуверенности, страха; резкое увеличение расходовработника, приобретение дорогостоящих товаров, недвижимости.
Для поддержания высокого уровня защищенности экономическихинтересов фирмы службе безопасности целесообразно проводить проверки лиц,которые могут, пользуясь своим служебным положением, представлять угрозыбезопасности.
Кроме того, директору ООО «Эдель» необходимо проводитьтакую внутреннюю политику, чтобы минимизировать количество недовольныхработников (служебным положением, оплатой труда и пр) и особенно старатьсясохранять хорошие отношения с увольняющимися работниками. В этом случаевероятность утечки информации будет снижена.
Обязательным условием эффективной системы экономическойбезопасности является формирование собственной картотеки клиентов с разбивкойпо степени их надежности, а также участие в формировании межсубъектныхрегиональных и общероссийских банков данных, использование их информации оконтрагентах.
Организация системы защиты вписывается в обстановку на фирме.В связи с этим крайне важен учет принципиальных проходящих в ней ипредполагаемых изменений.
Таким образом, система организации защиты коммерческой тайныООО «Эдель» включает в себя комплекс заранее разработанных наопределенный срок мер, охватывающих совокупность всех видов деятельности,направленных на совершенствование обеспечения сохранности информации с учетомизменений внешних и внутренних условий и предписывающих конкретным лицам илиподразделений определенный порядок действий.

Заключение
Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывносвязана с получением и использованием различного рода информации. Причем всовременных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющийопределенную ценность. Защита коммерческой информации как часть деятельности пообеспечению безопасности предпринимательства в целом, предполагает, чтовозможные противоправные посягательства на коммерческую информацию могут идтипо различным направлениям. В связи с этим эффективная защита информациипредусматривает целую систему направлений деятельности, каждому из которыхсоответствует свой способ защиты.
Принимая во внимание российскую специфику, выделяютсяследующие основные способы защиты информации, которые могут использоватьсяпредпринимателями: законодательный; физическая защита — охрана, пропускнойрежим, специальные карточки для посторонних, использование закрывающихсяпомещений, сейфов, шкафов и пр.; организационный.
На анализируемом предприятии ООО «Эдель» в целяхзащиты коммерческой информации разработаны Инструкция по обеспечениюсохранности коммерческой тайны, Положение о коммерческой тайне, Обязательство онеразглашении коммерческой тайны, Памятка работнику о сохранении коммерческойтайны, Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.
В ООО «Эдель» создана служба безопасности, котораянесет ответственность за отнесение определенной информации к категорииконфиденциальной, а также за соблюдение правил доступа и пользования этойинформацией. В ООО «Эдель» организован допуск к конфиденциальнойинформации только в соответствии с должностью или с разрешения руководства.Также используются такие средства контроля и защиты как сигнализирующиеустройства, видеокамеры, микрофоны, а также программные средства защитыкомпьютерных систем от несанкционированного доступа.
Также в ООО «Эдель» ведется работа с кадрами,которая предполагает активную работу по набору, проверке, обучению, расстановке,продвижению, стимулированию персонала. с обязательным учетом анкетных данных ипроверочных результатов тестирования. На предприятии следует регулярнопроводить инструктажи персонала о необходимости соблюдения правил пользованияконфиденциальной информацией и об ответственности за нарушения.
В практике работы с персоналом работникам службы безопасностиООО «Эдель» можно порекомендовать проверять не только хранениесотрудниками коммерческой тайны, но и отношение их своим служебнымобязанностям, аккуратность в обращении с документами, излишний “интерес” кдругим подразделениям. Кроме того, недостаточное внимание уделено такимчеловеческим факторам, как: внезапный активный интерес к конфиденциальнойинформации, деятельности других подразделений; изменение поведения работника вобщении с коллегами, в разговорах, появление неуверенности, страха; резкоеувеличение расходов работника, приобретение дорогостоящих товаров,недвижимости. Для поддержания высокого уровня защищенности экономическихинтересов фирмы службе безопасности целесообразно проводить проверки лиц,которые могут, пользуясь своим служебным положением, представлять угрозыбезопасности.
Кроме того, директору ООО «Эдель» необходимопроводить такую внутреннюю политику, чтобы минимизировать количествонедовольных работников (служебным положением, оплатой труда и пр) и особенностараться сохранять хорошие отношения с увольняющимися работниками. В этомслучае вероятность утечки информации будет снижена.
Обязательным условием эффективной системы экономическойбезопасности является формирование собственной картотеки клиентов с разбивкойпо степени их надежности, а также участие в формировании межсубъектныхрегиональных и общероссийских банков данных, использование их информации оконтрагентах.
Таким образом, система организации защиты коммерческой тайныООО «Эдель» включает в себя комплекс заранее разработанных наопределенный срок мер, охватывающих совокупность всех видов деятельности,направленных на совершенствование обеспечения сохранности информации с учетомизменений внешних и внутренних условий и предписывающих конкретным лицам илиподразделений определенный порядок действий.
Разработка эффективных способов защиты коммерческойинформации на предприятии позволяет избежать таких проблем как утечка конфиденциальнойинформации и соответственно исключить финансовые потери предприятия.

Приложения
Приложение А
 
Инструкция по обеспечению сохранности коммерческой тайны.Общие положения.
1. Настоящая инструкция разработана в соответствии стребованиями законов РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»,«О собственности в РСФСР» и Устава предприятия. Она предусматриваетадминистративные и экономические о защиты коммерческой тайны предприятия сцелью предотвращения нанесения возможного экономического и морального ущербапредприятию со стороны юридических и физических лиц, вызванного ихнеправомерными или не осторожными действиями путем безвозмездного присвоениячужой информации или разглашения коммерческой тайны.
2. Под коммерческой тайной предприятия понимаются неявляющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством,технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностьюпредприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб егоинтересам. К сведениям, составляющим коммерческую тайну, относятся несекретныесведения, предусмотренные " Перечнем сведений, составляющих коммерческуютайну предприятия", утвержденным и введенным в действие приказомруководителя предприятия Коммерческая тайна предприятия является егособственностью. Если она представляет собой результат совместной деятельности сдругими предприятиями, основанной на договорных началах, то коммерческая тайнаможет быть собственностью двух сторон, что должно найти отражение в договоре.
3. Под разглашением коммерческой тайны подразумеваетсяумышленные или неосторожные действия должностных или иных физических лиц,приведшие к не вызванному служебной необходимостью или преждевременномуоткрытому опубликованию сведений, подпадающих под категорию сведений,составляющих коммерческую тайну, а также передача подобных сведений по открытымтехническим каналам связи или их обработка на некатегорированных СВТ.
4. Под открытым опубликованием таких сведений подразумеваетсяих публикация в открытой печати, передача по радио и телевидению, оглашение намеждународных, зарубежных и открытых внутрироссийских симпозиумах, совещаниях,конференциях, съездах, при публичных вступлениях и защите диссертаций, вывозматериалов за границу или передача их в любой форме иностранным фирмам,организациям или отдельным лицам.
5. Необходимость открытого опубликования сведений,составляющих коммерческую тайну, их объемы, формы и время опубликованияопределяются руководителем предприятия с учетом заключения постоянно действующейэкспертной комиссии.
6. Использование для открытого опубликования сведений,полученных на договорной или доверительной основе или являющихся результатомсовместной деятельности, допускается только с общего согласия партнеров.
7. Меры по ограничению открытых публикаций коммерческойинформации не могут быть использованы для сокрытия от общественности фактовзлоупотреблений, расточительства, бесхозяйственности, недобросовестнойконкуренции и других негативных явлений в деятельности предприятия. При определениисведений, которые не могут составлять коммерческую тайну необходиморуководствоваться Постановлением правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35.
8. Передача информации сторонним организациям, с которымипредприятие не связано прямыми служебными контактами, должна регулироваться,как правило, договорными отношениями, предусматривающими обязательства иответственность пользователей, включая возмещение материальных затрат запредоставление информации и компенсацию за нарушение договорных обязательств.
9. Предоставление коммерческой информации представителямслужебных, ревизионных, фискальных и следственных органов, народным депутатам,органам печати, радио, телевидения и т.п. регулируется соответствующимиположениями.
10. Тиражированные документы и издания с грифом «КОММЕРЧЕСКАЯТАЙНА» («КТ») рассматриваются как материалы, содержащие сведения ограниченногораспространения.
11. Защита коммерческой тайны предусматривает:
-порядок определения информации, содержащей коммерческуютайну, и сроков ее действия
-систему допуска сотрудников предприятия, частных икомандированных лиц к сведениям, составляющим коммерческую тайну предприятия
-обязанности лиц, допущенных к таким сведениям
-порядок работы с документами, имеющими гриф «КТ»
-обеспечение сохранности документов, дел и изданий с грифом«КТ»
-принципы организации и проведения контроля за обеспечениемустановленного порядка при работе со сведениями, составляющими коммерческуютайну
-ответственность за разглашение сведений и утрату документов,содержащих коммерческую тайну.
12. Ответственность за организацию работы с материалами,имеющими гриф «КТ», разработку и осуществление необходимых мер по сохранностикоммерческой тайны руководитель предприятия возлагает на ответственныхруководителей направлений и структурных подразделений
13. Контроль за осуществлением мер, обеспечивающихсохранность коммерческой тайны, возлагается на службу безопасности предприятиякоторая силами:
1. Первого отдела – контролирует, а в необходимых случаяхобеспечивает учет, размножения и хранения документов, дел и изданий с грифомкоммерческая тайна».
2. Подразделений режима – контролирует, а в необходимыхслучаях через уполномоченных служб безопасности обеспечивает сохранностькоммерческой тайны путем максимального ограничения круга лиц, допущенных ккоммерческой тайне предприятия, выполнение требований при обработке информациис грифом «КТ» на защищенных СВТ, а также требований по конфиденциальностиконкретной информации, внесенных в договора со сторонними предприятиями –партнерами.

Приложение Б
 
Определение информации и обозначение документов, содержащихкоммерческую тайну, и сроков ее действия.
1. Необходимость проставления грифа «Коммерческая тайна»(«КТ») определяется в соответствии с Перечнем, указанным в п.1.2 настоящейИнструкции: при работе с документом-исполнителем и лицом, подписывающимдокумент, при работе с изданием-автором (составителем) и руководителем,утверждающим издание к печати.
2. На документах, делах и изданиях, содержащих сведения,составляющие коммерческую тайну, проставляется гриф «Коммерческая тайна»(«КТ»), а на документах и изданиях, кроме того, – номера экземпляров. Гриф иномера экземпляров, проставляются в правом верхнем углу первой страницыдокумента, на обложке или титульном листе издания и на первой страницесопроводительного письма к этим материалам. На обратной стороне последнеголиста каждого экземпляра печатается разметка, в которой указывается: количествоотпечатанных экземпляров, номер, фамилия исполнителя и его телефон, дата,фамилия машинистки и срок действия коммерческой тайны (регистрационный номерпроставляется на каждом листе документа).
3. Срок действия коммерческой тайны, содержащейся вдокументе, определяется в каждом конкретном случае исполнителем или лицом,подписавшем документ, в виде конкретной даты или в виде пометок: «до заключенияконтракта», «бессрочно» и т.п.
4. Основанием для снятия грифа «Коммерческая тайна» являетсярешение постоянно действующей экспертной комиссии, оформляемым актом,утвержденным руководителем предприятия. К работе комиссии привлекаютсяпредставители заинтересованных структурных подразделений. Один экземпляр актавместе с делами передается в архив предприятия, а на деле постоянного храненияв государственных архив.
5. Гриф «КТ» после оформления его снятия (п. 2.4) погашаетсяштампом или записью о руки с указанием даты и номера акта, послужившегооснованием для его снятия. Аналогичные отметки вносятся в описи и номенклатурыдел.

Приложение В
 
Порядок допуска к сведениям, составляющим коммерческую тайнупредприятия.
1. Допуск сотрудников к сведениям, составляющим коммерческуютайну, осуществляется руководителем предприятия или руководителями егоструктурных подразделений.
Руководители подразделений и службы безопасности обязаныобеспечить систематический контроль за допуском к этим сведениям только техлиц, которым они необходимы для выполнения служебных обязанностей.
2. К сведениям, составляющим коммерческую тайну, допускаютсялица, личные и деловые качества которых обеспечивают их способность хранитькоммерческую тайну, и только после оформления в службе безопасности письменногообязательства по сохранению коммерческой тайны.
3. Допуск сотрудников к работе с делами «КТ» осуществляетсясогласно оформленному не внутренней стороне обложки дела или на отдельном листесписку за подписью руководителя предприятия структурного подразделения, а кдокументам – в соответствии с указаниями, содержащимися в резолюцияхруководителей предприятия и подразделений.
4. Представители сторонних организаций и частные лица могутбыть допущены к ознакомлению и работе с документами и изданиями с грифом «КТ» списьменного разрешения руководителей предприятия или подразделений, в ведениикоторых находятся эти материалы.
Выписки из документов и изданий, содержащих сведения с грифом«КТ», производятся в блокнотах ( или тетрадях ), которые имеют такой же гриф.После окончания работы они высылаются в адрес той организации, которая будетуказана данным представителем.
5. Выдача дел и изданий с грифом «КТ» исполнителям и прием отних производится под расписку в «Карточке учета выдаваемых дел и изданий.»
Дела и издания непосредственно представителям стороннихорганизаций и частным лицам не выдаются. При необходимости с их содержанием ониознакомятся только с разрешения руководителя предприятия через уполномоченногослужбы безопасности или представителя заинтересованного подразделения.
 

 
Приложение Г
 
Контроль за выполнением требований внутри объектного режимапри работе со сведениями, содержащими коммерческую тайну.
1. Под внутри объектовым режимом при работе с коммерческойтайной подразумевается соблюдение условий работы, исключающих возможностьутечки информации о сведениях, содержащих коммерческую тайну.
2. Контроль за соблюдением указанного режима осуществляется вцелях изучения и оценки состояния сохранности коммерческой тайны, выявления иустановления причин недостатков, и выработки предложений по их устранению.
3. Контроль за обеспечением режима при работе со сведениями,содержащими коммерческую тайну, осуществляют служба безопасности предприятия и руководительструктурного подразделения путем текущих и плановых проверок.
4. При проведении проверок создается комиссия, котораякомплектуется из опытных и квалифицированных работников в составе не менее двухчеловек, допущенных к работе с материалами «КТ».
Участие в проверке не должно приводить к необоснованномуувеличению осведомленности в этих сведениях.
5. Плановые проверки проводятся не реже одного раза в годкомиссиями на основании приказа или распоряжения руководителя предприятия(подразделения).
6. Проверяющие имеют право знакомиться со всеми документами,журналами (карточками) и другими материалами, имеющими отношение к проверяемымвопросам, а также проводить беседы, консультироваться со специалистами иисполнителями, требовать представления письменных объяснений, справок и отчетовпо всем вопросам, входящим в компетенцию комиссии.
7. При проверках присутствует руководитель структурногоподразделения или его заместитель.
8. По результатам проверок составляется акт или справка сотражением в нем наличия документов, состояния работы с материалами «КТ»,выявленных недостатков и предложений по их устранению. Акт утверждаетсяруководителем предприятия (подразделения).
9. При выявлении случаев утраты документов или разглашениясведений, составляющих коммерческую тайну, ставятся в известность руководительпредприятия и его заместитель (помощник) по безопасности. Для расследованияуказанных случаев приказом руководителя предприятия создается комиссия,которая:
1. определяет соответствие содержания утраченного документапроставленному грифу «КТ» и
2. выявляет обстоятельства утраты (разглашения). Порезультатам работы комиссии составляется акт.

Приложение Д
 
Обязанности сотрудников предприятия работающих со сведениями,представляющими коммерческую тайну, и их ответственность за ее разглашение.
1. Сотрудники предприятия, допущенные к сведениям,составляющим коммерческую тайну, несут ответственность за точное выполнениетребований, предъявляемых к ним в целях обеспечения сохранности указанныхсведений.
До получения доступа к работе, связанной с коммерческойтайной, им необходимо изучить настоящую инструкцию и дать в службе безопасностиписьменное обязательство о сохранении коммерческой тайны.
2. Сотрудники предприятия, допущенные к коммерческой тайнедолжны:
1. Строго хранить коммерческую тайну. О ставших им известнойутечке сведений, составляющих коммерческую тайну, а также об утрате документовс грифом «КТ», сообщать непосредственному руководителю и в службу безопасности.
2. Предъявлять для проверки по требованию представителейслужбы безопасности все числящиеся документы с грифом «КТ», а в случаенарушения установленных правил работы с ними представлять соответствующиеобъяснения.
3. Знакомиться только с теми документами и выполнять толькоте работы, к которым они допущены.
4. Строго соблюдать правила пользования документами, имеющимигриф «КТ». Не допускать их необоснованной рассылки.
5. Все полученные в делопроизводстве службы безопасности илиу ее уполномоченного документы с указанным грифом немедленно вносить вовнутреннюю опись документов (форма 55), а которой отводится специальный разделпо учету «КТ».
6. Исполненные входящие документы, а также документы,предназначенные для рассылки, подшивки в дело или уничтожения сдавать вделопроизводство службы безопасности или уполномоченному службы безопасности.
7. Выполнять требования внутри объектного режима: исключающиевозможность ознакомления с документами «КТ» посторонних лиц, включая и своихсотрудников, не имеющих к указанным документам прямого отношения.
8. При ведении деловых переговоров с представителямисторонних организаций или частными лицами ограничиваться выдачей минимальнойинформации, действительно необходимой для их успешного завершения.
9. Исключить использование ставшей известной коммерческойтайны предприятия в свою личную пользу, а также деятельность, которая можетбыть использована конкурентами в ущерб предприятию – владельцу даннойкоммерческой тайны.
3. Ответственность за разглашение сведений, составляющихкоммерческую тайну предприятия, и утрату документов или изделий, содержащихтакие сведения устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
При этом подразумевается:
1. Под разглашением сведений, составляющих коммерческую тайну– предание огласке сведений лицом, которому эти сведения были доверены послужбе, работе или стали известны иным путем, в результате чего они сталидостоянием посторонних лиц.
2. Под утратой документов или изделий (предметов), содержащихсведения, относящиеся к коммерческой тайне, – выход ( в том числе и временный)документов или изделий из владения ответственного за их сохранность лица,которому они были доверены по службе или работе, являющийся результатомнарушения установленных правил обращения с ними, вследствие чего эти документыили изделия стали либо могли стать достоянием посторонних лиц.
коммерческая тайна ответственность информация

Список литературы
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации», “ИНФРА-М”, М, 1995
2. Постановление Правительства РСФСР «О передаче сведений, которые немогут составлять коммерческую тайну» от 5 декабря 1991 № 35.
3. Федеральный Закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации,информатизации и защите информации» № 24 — ФЗ.
4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/ Под общ. ред.Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. — М.: Издательство НОРМА, 2007.
5. Долгополов Ю. Б.,“Предпринимательство и безопасность”, “Универсум",М., 2005.
6. Казакевич О.Ю., Конев Н.В., Максименко В.Г. и др. Предприниматель вопасности: способы защиты. Практическое руководство для предпринимателей ибизнесменов. — М.: Юрфак МГУ, 2007.
7. Лапуста М.Г. «Справочник директора предприятия», М.«ИНФРА-М», 2006.
8. Ларичев В.Д. Как уберечься от мошенничества в сфере бизнеса. — М.:Юристъ, 2006.
9. Мэггс П.Б., Сергеев А… П. Интеллектуальная собственность. — М.: Юрист,2007.
10. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория: Учеб.пособие / Под ред.В.М. Власовой. — М.: Финансы и статистика, 2006.
11. Отскочная З.В. Сущность и содержание коммерческой работы. — Белгород,БКИ, 2007.
12. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. — М.: ИВЦ«Маркетинг» — 2006.
13. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. — М.: ИНФРА — М,2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.