Политикаценовой дискриминации
Ценовая дискриминация
Одной из формреализации монопольного предложение является проведение в отношениипотребителей политики ценовой дискриминации. Это дифференциация цен для разныхпокупателей в зависимости от различий их индивидуального спроса, а также наразные единицы покупаемых товаров.
Различают триразновидности этой политики, получившие название ценовой дискриминации первой,второй и третьей степени.
Ценовая дискриминацияпервой степени (совершенная ценовая дискриминация)
Предусматриваетустановление цены для каждой единицы товара в соответствии с оценкой ееполезности покупателями с целью полного захвата выигрыша потребителя(потребительского излишка) в сделке. В обычной практике монополизма фирманазначает единую цену на все количество продаваемого товара, однако она можетпоступить иначе, устанавливая цены еще более выгодным для себя способом. Первыеединицы товара, удовлетворяющие наиболее настоятельную потребность покупателей,будут предложены монополистом по максимальной цене, стремящейся к Рmax.Последующие единицы товара будут реализовываться по снижающейся цене.
/>
В такой ситуации,продавая каждую последующую единицу товара, монополист получит прирост выручки,равный его цене (Р=АR), но не потеряет часть получаемой ранее выручки, что былосвязано с понижением цены товара при продаже последующей единицы по общей ценев случае обычного монополизма.
Кривая спросамонополиста, проводящего ценовую дискриминацию первой степени, будетпредставлять не только кривую средней выручки АR, но и кривую предельногодохода МR. Оптимальным для такого монополиста объемом выпуска продукции будетQm, соответствующий пересечению кривых предельной выручки МR=D и предельныхиздержек МС в точке Еm. Минимальная цена, по которой будет реализованапоследняя единица товара, составит Рmin.
Экономическая прибыльмонопольной фирмы, проводящей политику ценовой дискриминации, составитвеличину, равную площади четырехугольника АЕmСF. Чем детальнее будетсегментирование рынка монополией, точнее ее оценка эластичности спроса потребителей,тем ближе будет рынок к состоянию совершенной ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминациявторой степени
Она состоит в практикеназначения цен в зависимости от количества приобретаемого покупателем товара.
/>
Устанавливая болеенизкие цены на товар при большем объеме его покупок, монополист пытаетсяотобрать часть выигрыша потребителя в сделке, а также стимулировать спрос.
Ценовая дискриминациятретьей степени
Состоит вдифференциации цен для несвязанных между собой локальных рынков с различнымипараметрами спроса на продукцию.
/>
Общая кривая спроса наее продукт Dt определяется суммированием значений величины спроса на товар налокальных рынках при равных возможных ценах. Общая кривая предельного доходамонополии MRt, как и общая кривая спроса, определяется суммированием значенийпредельной выручки на локальных рынках при равных ценах. Равновесие монопольнойфирмы, проводящей политику ценовой дискриминации в отношении покупателейлокальных рынков, определяется равенством ее общего предельного дохода(выручки) MRt предельным издержкам МС. Оно достигается в точке Е при объемахвыпуска Qt и величине предельных издержек равных МС*. При таких предельныхиздержках объем выпуска на первом рынке составит Q1 при цене Р1, на второмрынке – Q2 при цене Р2 .
Таки образом, врассмотренном нами случае монополист будет реализовывать товар на первом рынке,характеризующемся большим спросом, по цене Р1. В нашем конкретном примере потакой цене на другом рынке товар не купил бы ни один покупатель. Для второго рынкабудет установлена более низкая цена Р2, также обеспечивающая получениеэкономической прибыли.
Особенностимонопольного предложения
Кривой предложения умонополии нет, кривая предельных издержек не определяет предложения монопольнойфирмы в краткосрочном периоде, а ее долгосрочное предложение значение несвязано с минимальными средними издержками. При изменении спроса в зависимостиот его эластичности монополия может отреагировать как увеличением объемапродаж, так и повышением цены.Определение цены и объемапроизводства в условиях чистой монополии. Ценовая дискриминация
Следующийэтап нашего анализа — изучение поведения на рынке фирмы — чистого монополиста,в частности вопросов, по какой цене и в каком объеме монополист будетреализовывать свой товар. Оптимальный объем производства фирмы-монополистабудет зависеть от двух факторов — рыночного спроса на ее продукцию, с однойстороны, и величины и структуры ее издержек, с другой.
Посколькуфирма-монополист выступает как отрасль, то кривая спроса на весь объемпроизводимого ею товара является и кривой рыночного (отраслевого) спроса. Такимобразом, в отличие от совершенной конкуренции, где спрос на товар фирмыабсолютно эластичен и фирма может продавать разные количества товара по одной итой же цене, спрос на продукт монополиста не является абсолютно эластичным.Кривая спроса на его продукцию имеет классический нисходящий вид, причем низкаястепень ценовой эластичности спроса на монопольный продукт, порожденнаяотсутствием товаров-заменителей, будет иметь следствием резко падающий характерэтого графика, Нисходящий характер графика спроса означает, что монополистобязан понижать цену производимого товара, чтобы продать дополнительную егоединиц. Данный факт скажется на динамике показателей нового и предельногодохода рассматриваемой фирмы Поэтому в отличие от продавца, действующего вусловиях совершенной конкуренции, монополист сталкивается с ситуацией, когдаего валовой доход имеет сначала положительную динамику (возрастает) а потом,достигнув максимума, начинает падать.
Уфирмы-монополиста график предельного дохода всегда лежит ниже графика спроса.Это объясняется тем, что для монополиста MR будет ниже цены (кроме первойединицы продукции), в отличие от конкурентной фирмы, для которой MR = PX.Это связано с тем, что увеличивая объемы продаж, монополистическая фирмавынуждена снижать цену не только на каждую следующую единицу продукции, но и навсе предыдущие, которые ранее продавались по более высокой цене.
/>
На графикеспроса на продукт монополиста (DX) можно выделить два отрезка:
• эластичногоспроса (ЕрD >1), так как здесь TR растет по мере того, как снижается цена (Р);
•неэластичногоспроса (ЕрD
Максимизирующийприбыль монополист будет стремиться избегать неэластичного участка кривойспроса на свой товар, так как на этом отрезке предельный доход (MR) принимаетотрицательные значения.
Зная обособенностях спроса на продукт монополиста, о «поведении» графиков егопредельного и валового дохода, можно перейти к рассмотрению проблемыоптимального объема производства монопольного производителя. Используем ужеизвестные подходы — сначала применим метод сопоставления валового дохода иваловых издержек (TR и TС), а потом метод уравнивания предельных показателей(MR и МС).
Графическийанализ ситуации в соответствии с первым подходом предполагает совмещение водних осях координат двух графиков — TR и TC — и поиск такого значения Qx,для которого расстояние между этими кривыми будет максимальным.
/>
Итак, при объемахпроизводства от 0 до QA иот QB и болеефирма-монополист несет убытки, так как в этих интервалах валовой доход нижеваловых издержек (график TR ниже графика ТС). В интервале от QAдо QB монополист получает прибыль. Нарисунке максимальная прибыль будет достигаться монополистом при Qopt а величина прибыли составит разницумежду TR И TС, соответствующих данному объему выпуска, т. е. ?max = TRD — ТСС.
Графическаяинтерпретация метода MR = МС для случая монопольного производителя представленана рисунке ниже.
/>
Точкапересечения графиков MR и МС (точка Е) и ее параметр Qopt отражает оптимальный объемпроизводства. Причем Qopt наданном рисунке и на рисунке выше количественно совпадут. Далее по графику Dx определяем, по какой цене данный объемпроизводства Может быть реализован монополистом, это параметр точки А — РА.Проекция точки В на ось ординат (АТСВ) отражает величину среднихваловых издержек, соответствующих объему Qopt Таким образом, валовой доходмонополиста будет соответствовать площади прямоугольника OPAQopt,а величина валовых издержек — площади прямоугольника OATCBBQopt Прибыль рассчитаем следующим образом:
/>
чтосоответствует площади заштрихованной фигуры. Или:
/>Ценовая дискриминация
Приопределенных условиях для монополии может возникнуть ситуация, которая вусловиях конкурентного рынка была бы невозможна. Монополист может назначать засвою продукцию разную цену различным покупателям для максимизации прибыли. Этоявление получило название ценовойдискриминации.Ценовая дискриминация возможна при выполнении следующих условий:
1) продавецтовара или должен быть чистым монополистом, или контролировать подавляющуючасть рынка данного товара;
2) продавецдолжен быть способен разделить покупателей на разные группы, которые по-разномумогут платить за предлагаемый товар, т. е. сегментировать рынок; возможностьсегментирования объясняется тем, что для разных сегментов рынка характеренспрос с разной степенью эластичности;
3)первоначальный покупатель данной продукции не может ее продать по более высокойцене другим потребителям, представляющим другой сегмент рынка.
Классическийпример ценовой дискриминации — тарифная политика телефонных компаний, когдаминута разговора в разное время суток имеет разную стоимость. Потребитель снеэластичным спросом (например, менеджер фирмы) будет платить высокий дневнойтариф. Потребитель с высокоэластичным спросом (например, студент или пенсионер)— заплатит низкий тариф вечернего времени. Многообразие тарифных планов,предлагаемых поставщиками сотовой связи, также может быть упомянуто здесь вкачестве примера.
Последствияценовой дискриминации сводятся к следующему: фирма-монополист увеличиваетприбыли; при ценовой дискриминации кривая спроса на предлагаемый продуктпрактически совпадает с графиком предельного дохода, т. е. у фирмы нетантистимулов к снижению объемов производства и продавцы, проводящие политикуценовой дискриминации, увеличивают выпуск данного товара.
Графическаямодель, иллюстрирующая сказанное, представлена ниже. Если проводить сравнения сситуацией, представленной на рисунке выше, то можно констатировать, чтооптимальный объем производства для проводящей ценовую дискриминацию фирмы,будет определяться по точке А. То есть оптимальный объем производства дляданной фирмы будет значительно превышать объемы выпуска фирмы, ценовуюдискриминацию не проводящей (проекция точки Б на ось Ох на рисунке выше).
/>
Прибыль приценовой дискриминации будет соответствовать площади фигуры BEАС, которая большеплощади прямоугольника АТСВРА АВ на данном рисунке.