Оглавление
I.Порядок формирования свободных отпускных цен
Введение
1.Свободные цены
2.Свободные отпускные цены
2.1Себестоимость
2.2Прибыль и рентабельность
2.3НДС – налог на добавленную стоимость
2.4Акциз
Заключение
II.Задача №9
Списоклитературы
Введение
Вусловиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя вомногом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на своитовары и услуги. Но это не так, то просто сделать, потому, что на ценыоказывает существенное влияние комплекс политических, экономических,психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количествомзатрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологииповедения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены натовар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить ценутаким образом, чтобы получить прибыль.
Однако,в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеетнеобходимых теоретических и практических знаний сложного механизмаценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезныепросчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам,а иногда и к банкротству предприятий. Чтобы этого не случалось, каждыйэкономист, каждый предприниматель должен овладеть теорией и практикойценообразования. Далее мы попробуем разобраться, что из себя представляет цена,и рассмотрим несколько способов ценообразования.
1.Свободные цены
Цена — сложная экономическая категория, связаннаяпрактически со всеми элементами экономических отношений в обществе. На ценыоказывает существенное влияние комплекс политических, экономических,психологических и социальных факторов.
Наиболее остро проблема ценообразования встала передроссийскими экономическими агентами после отказа от назначения государственныхцен и передачи функций ценообразования свободному рынку. Значительная частьтоваров (работ, услуг) стала реализовываться по свободным рыночным ценам,освобожденным от непосредственного ценового вмешательства государственныхорганов, сформированным под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса ипредложения. Они имеют название равновесных цен, то есть таких цен, при которыхобъем спроса равен объему предложения товаров на рынке. Теоретически, в идеалерыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателямии продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на процессустановления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но ипсихологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей ипродавцов. Поэтому можно определить свободные рыночные, или равновесные, ценыкак цену, равную, с одной стороны, ценности для потребителей дополнительнойединицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства ипродажи дополнительной единицы данного блага для продавца.
Проводя налоговую, таможенную, кредитную политику ит.д. государство оказывает косвенное влияние на формирование этих цен. С 1992года большая часть цен в России — свободная. Все юридические лица,расположенные на территории страны, независимо от форм собственности, имеютправо самостоятельно устанавливать цены и тарифы на всю продукциюпроизводственно-технического назначения, товары народного потребления, работы иуслуги, кроме продукции (работ, услуг), по которым законодательством РФпредусмотрено государственное регулирование цены.
Министерством экономики РФ разработаны«Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен итарифов на продукцию, товары и услуги» (Письмо от 20.12.95 N 7—1026),не распространяющиеся только на продукцию, по которым осуществляетсягосударственное регулирование цен и тарифов (п.1.3 Методических рекомендаций).
Раздел II Методических рекомендаций содержит порядокформирования оптовых и отпускных цен на товары (работы, услуги), реализуемыепредприятиями-изготовителями или другими поставщиками (за исключениемснабженческо-сбытовых, заготовительных, и других предприятий, осуществляющихдеятельность по закупке, хранению и продаже продукции).
Согласно п. 2.1 Методических рекомендацийсвободные оптовые цены на товары производственно-технического назначения,товары народного потребления и услуги устанавливаются предприятиямисамостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка и качества продукции (товаров,услуг). При этом в цене должны быть учтены налоги и сборы, уплачиваемые предприятием.
Однако данные Методические рекомендации, а также«Методические рекомендации по разработке ценовой политики предприятий» (приказМинэкономики РФ от 1.10.97 №118), не дают ответы на все вопросы относительноформирования затрат, включения отдельных налогов в цену товаров,соответствующих надбавок. На сегодняшний день отсутствует закон «О ценах»,другие нормативные активы, позволяющие субъектам хозяйственной деятельностиподойти к установлению экономически обоснованных цен.
Поэтому при установлении свободных цен необходиморуководствоваться законодательной базой по налогам. Ведь одна часть налоговвключается в расходы по производству реализаций продукции, другая — вовнереализационные расходы. С прибыли уплачивается налог на прибыль организаций,за счет остающейся прибыли уплачивается целый ряд налогов. Кроме того,непосредственно в цену включаются косвенные налоги, которые являются ееструктурными элементами.
На формировании цен сказывается количество звеньевтовародвижения, их виды (прямые связи, реализация товаров с участием оптовыхорганизаций, посредников и т.д.). В связи с этим при определении ценучитываются различные надбавки, комиссионное вознаграждение, которые позволяютуказанным структурам осуществлять предпринимательскую деятельность.
По мере увеличения стадий товародвижения не толькоменяется название цен, но и их уровень, структура. В процессе движения товаровот производителя к конечному потребителю, цена на каждой предыдущей стадиидвижения товаров является элементом цены последующей стадии. Взаимосвязьэлементов рыночного механизма и субъектов рынка сказывается на измененияхуровня, структуры, динамики различных видов цен. На цены может воздействоватьочень большое число факторов, как со стороны производителя — продавца, так и состороны потребителя — покупателя.
Цена отражает не только свойства продукта, но ихарактер сделки купли-продажи. Многие товары, перед тем как попастьнепосредственно к потребителю через розничную продажу первоначально продаются всоставе крупных партий, и здесь существует своя специфика ценообразования.
2. Свободные отпускные цены
Свободные отпускные цены устанавливаются посогласованию сторон. Так, на товары народного потребления эти ценысогласовываются предприятиями — производителями с оптовыми организациями,организациями розничной торговли и т.д.
Свободные отпускные цены фиксируются в протоколахсогласования цены или в договорах на поставку товаров. Практикуется указаниесогласованных цен с покупателем в других документах (телеграмма,телефонограмма, телекс, телефакс и т.д.), подписанных руководителем предприятия- изготовителя.
Свободные отпускные цены включают в себясебестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость по некоторым товарам,акциз. Размеры прибыли зависит от уровня согласования цены.
Порядок расчета свободной отпускной цены можнорассмотреть на следующем примере:
Отечественный производитель выпускает подакцизныйтовар — ювелирные изделия. Себестоимость изделия 2000 руб., рентабельность,исчисленная как отношение прибыли к себестоимости, 25 %, акциз — 5 %, НДС — 18%. Отсюда прибыль равна 500 руб. (2000 × 0,25), акциз — 125 руб. [( 2000+ 500) × 0,05], свободная отпускная цена (без НДС) — 2625 руб. (2000 +500 + 125), НДС –472,5 руб. (2625 ×0,18), свободная отпускная цена с НДС,предъявленная производителем покупателю (оптовой или розничной торговли) –3097,5 руб.
При определении свободных отпускных цен учитываютсякачество, потребительские свойства продукции, конъюнктура рынка, транспортныйфактор.
Свободные цены могут быть изменены по согласованиюсторон в зависимости от изменения цен на сырье, материалы, уровня заработнойплаты и других факторов, влияющих на формирование затрат и цен.
/>Рисунок1. Структура свободной отпускной цены на отечественный товар
Себестоимость — 2000 руб.
/> Прибыль — 500 руб. Акциз — 125 руб.
НДС — 472,5 руб.
/>
/>/>
Свободная отпускная цена
/>/> (без НДС) — 2625 руб.
Свободная отпускная цена
/>/> (с НДС) —3097,5руб.
Иногда предприятия, нарушая антимонопольноезаконодательство, диктуют цены, значительно отклоняющиеся от уровня,сложившегося под воздействием спроса и предложения. Речь идет о монопольнонизких и монопольно высоких ценах. Как правило, такие цены устанавливают«монополисты», т.е. хозяйствующие субъекты, занимающие на рынке того или иноготовара 65 % и более. Иногда к «монополистам» относят и хозяйствующие субъекты,занимающие от 35 до 65 % товарного рынка, однако в этом случае антимонопольныеорганы должны доказать доминирующее положение данного субъекта, изучивконкретную ситуацию.
Устанавливая высокую монопольную цену, предприятияпроизводители стремятся компенсировать необоснованные затраты, или с цельюполучения дополнительной прибыли в результате снижения качества товаров.Монопольно низкие цены диктуются чаще всего покупателем с целью получениядополнительной прибыли или компенсации затрат за счет продавца. Такие ценымогут устанавливаться и продавцом с целью завоевания большей доли рынка ивытеснения конкурентов.
Задачей антимонопольных органов является выявлениетаких цен, содействие развитию товарных рынков, ограничение, предупреждение,пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Занарушение антимонопольного законодательства применяются штрафы.
Рассмотрим каждую составляющую свободной отпускнойцены в отдельности.
2.1 Себестоимость
Себестоимость продукции — это затраты предприятия наее производство и реализацию, выраженные в денежной форме. Различают плановую ифактическую себестоимость.
Плановая себестоимость продукции включает в себятолько те затраты, которые при данном уровне техники и организации производстваявляются для предприятия необходимыми. Они исчисляются на основе плановых нормиспользования оборудования, трудозатрат, расхода материалов.
Отчетная себестоимость определяется фактическими затратами на изготовлениепродукции.
По последовательности формирования различаютсебестоимость технологическую (операционную), цеховую, производственную иполную. Технологическая себестоимость используется для экономической оценкивариантов новой техники и выбора наиболее эффективного. Она включает затраты,имеющие непосредственное отношение к выполнению операций над определеннымизделием. Цеховая себестоимость имеет более широкий спектр затрат: крометехнологической себестоимости включает затраты, связанные с организацией работыцеха и управления им. Производственная себестоимость включает производственныезатраты всех цехов, занятых изготовлением продукции, и расходы по общемууправлению предприятием. Полная себестоимость включает в себя производственнуюсебестоимость и внепроизводственные (коммерческие) расходы. Выделение такихвидов себестоимости как индивидуальная и среднеотраслевая позволяет создатьбазу для определения отпускных цен (оптовых). Совокупность затрат отдельногопредприятия на производство и реализацию продукции составляет индивидуальнуюсебестоимость. Среднеотраслевая себестоимость характеризует затраты напроизводство данной продукции в среднем по отрасли.
По экономической сущности затраты на производство иреализацию продукции подразделяются на расходы по экономическим элементам икалькуляционным статьям.
Выделяют следующие экономические элементы:
· материальныезатраты (за вычетом возвратных отходов);
· затратына оплату труда;
· отчислениена социальные нужды;
· амортизацияосновных фондов;
· прочиезатраты.
Материальные затраты включают:
· стоимостьприобретаемого со стороны сырья и материалов;
· стоимостьпокупных материалов;
· стоимостьпокупных комплектующих изделий и полуфабрикатов;
· стоимостьработ и услуг производственного характера, выплачиваемых сторонниморганизациям;
· стоимостьприродного сырья;
· стоимостьприобретаемого со стороны топлива всех видов, расходуемого на технологическиецели, выработку всех видов энергии, отопления зданий, транспортные работы;
· стоимостьпокупной энергии всех видов, расходуемой на технологические, энергетические,двигательные и прочие нужды.
Из затрат на материальные ресурсы, включаемых всебестоимость продукции, исключается стоимость реализуемых отходов.
Под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов,теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессепроизводства продукции, утратившие полностью или частично потребительскиекачества исходного ресурса. Они реализуются по пониженной или полной ценематериального ресурса, в зависимости от их использования.
Затраты на оплату труда включают расходы на оплатутруда основного производственного персонала, включая премии, стимулирующие икомпенсирующие выплаты. Отчисления на социальные нужды включают обязательныеотчисления по социальному страхованию, в фонд занятости, пенсионный фонд, намедицинское страхование.
Амортизация основных фондов — это суммаамортизационных отчислений на полное восстановление основных производственныхфондов.
Прочие затраты — налоги, сборы, отчисления во внебюджетные фонды, платежи покредитам в пределах ставок, затраты на командировки, по подготовке ипереподготовке кадров, плата за аренду, износ по нематериальным активам,ремонтный фонд, платежи по обязательному страхованию имущества и т.д.
По классификации затрат по экономическим элементамневозможно определить расходы, непосредственно связанные с производствомконкретного изделия, поэтому осуществляют группировку затрат по калькуляционнымстатьям.
2.2 Прибыль и рентабельность
Прибыль является одним изважнейших элементов цены. Размеры прибыли должны удовлетворять интересысобственников предприятия и его менеджеров. Прибыль остается в распоряжениипредприятия после вычитания из полученной выручки всех расходов, понесенных всвязи с выпуском и реализацией продукции, включая принудительные затраты в виденалогов, сборов и иных аналогичных платежей, обеспечивающих необходимые государственныепотребности. Следовательно, правильное определение размера прибыли в ценеединицы каждого вида продукции скажется в целом на общей сумме получаемойпредприятием прибыли.
Ограничителями размера прибыли, устанавливаемого врасчете на каждую единицупродукции, является:
• размер рыночной цены (в том случае, еслианалогичная продукция уже имеется на рынке);
• размер затрат, приходящихся на единицу продукции,в том числе условно-постоянных и условно-переменных.
Для определения прибыли в цене используются разныеметоды. В частности, при применении затратных методов ценообразования можетбыть использовано как установление прибыли в относительном выражении (нормативрентабельности), так и прибавление желаемой абсолютной суммы прибыли крассчитанной сумме затрат. Размер норматива рентабельности, как и абсолютнойсуммы прибыли, может быть фиксированным либо переменным.
Расчет цены единицы продукции посредством включенияв нее относительной величины прибыли по установленному нормативу рентабельностисвязан с умножением затрат на определенный коэффициент рентабельности.
Указанный коэффициент может быть определен одним изспособов:
1) посредством деления общей суммы прибыли от продажна себестоимость;
2) посредством деления общей суммы прибыли от продажна цену продаж.
Включение индивидуальной суммы прибыли в ценукаждого конкретного товара называют методом целевого ценообразования. Даннаяметодика основана на использовании расчетов безубыточности производства ипредполагает сопоставление затрат с ожидаемыми поступлениями при различныхуровнях объема продаж. При установлении цен также важным является учетизменения прибыли в зависимости от применяемых на предприятии стратегии итактики ценообразования, связанных, в частности, с необходимостью снижения либоповышения цен на товары.
Прибыль может быть признана целью ценовой политикифирмы лишь в долгосрочном аспекте, но совершенно не отражает многообразныхзадач ценообразования. Например, при выходе фирмы на новый рынок или пристремлении увеличить свою долю на рынке ориентация цен на максимизацию прибылиможет лишить фирму шансов на успех.
Таким образом, прибыль теряет роль решающегокритерия при принятии оперативных ценовых решений. Гораздо более важными частооказываются подчиненные ей цели увеличения оборота, доли рынка илиположительного восприятия уровня цены клиентами. При этом сохраняется значениеотносительных показателей прибыли (различных показателей рентабельности,окупаемости капитальных затрат) для разработки долгосрочной стратегии развитияфирмы.
Само понятие прибыли в итоге дифференцируется взависимости от того, рассчитывается ли она на основе полных или частичныхзатрат.
2.3 НДС – налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость— косвенный налог, которым облагаются все товары и услуги, поэтому его иногданазывают универсальным акцизом.
Добавленная стоимость – разница между стоимостьюреализованных товаров и стоимостью материальных затрат, отнесенных насебестоимость продукции.
Налогом на добавленную стоимость должна облагаться лишьдобавленная стоимость, а не весь оборот. Поэтому производится возмещениеплательщикам НДС налога, уплаченного по ценностям, приобретенным дляпроизводства товара.
По НДС в настоящее время действуют три ставки 10%,18% и 0 %.
Ставка 0% применяется, в частности,при реализации:
· товаровна экспорт за пределы таможенной территории Российской Федерации;
· работ(услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемыхтоваров;
· работ(услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) черезтаможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенныйрежим транзита через указанную территорию;
· услугпо перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пунктназначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РоссийскойФедерации.
Ставка 10% устанавливается приреализации:
· продовольственныхтоваров по перечню, установленному ст. 164 НК РФ;
· товаровдля детей, предусмотренных установленным перечнем;
· периодическихпечатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного илиэротического характера;
· учебнойи научной книжной продукции;
· медицинскихтоваров отечественного и зарубежного производства:
· лекарственныхсредств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечногоизготовления;
· изделиймедицинского назначения.
При реализации остальных товаров (работ, услуг)взимается ставка 18%.
Если товар не облагается акцизом, то оптовая ценапредприятия совпадет с отпускной и структура цены упростится. При наличиинескольких оптовых посредников будет существовать соответствующее количествооднотипных элементов: покупная цена оптового посредника и продажная ценаоптового посредника. Сельскохозяйственная продукция не облагается ни акцизами,ни НДС. Поэтому структура закупочной цены будет еще проще: она состоит толькоиз себестоимости и прибыли. Если в цену продукции уже входит НДС, то его можновычислить, используя расчетную ставку. Ставке налога в 18% соответствуетрасчетная ставка НДС в 15,25%, ставке 10% — 9,09%.
2.4 Акциз
Акцизы,как и налог на добавленную стоимость, введены в России с 1992 года. Акцизы –это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. Внастоящее время порядок обложения акцизами регулируется Налоговым кодексом РФ(часть II глава 22).
Плательщикамиакцизов признаются предприятия и индивидуальные предприниматели при совершенииопераций с подакцизными товарами. Начиная с 2003 года акцизы по нефтепродуктамдолжны перечислять в бюджет покупатели горюче-смазочных материалов. Они могутпринять уплаченный налог к вычету при определенных условиях: чтобывоспользоваться вычетом, нужно иметь свидетельство о регистрации лица, котороепроизводит операции с нефтепродуктами.
Подакцизнымитоварами являются: спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащаяпродукция с общей долей этилового спирта более 9%, алкогольная продукция (спиртпитьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукцияс объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключениемвиноматериалов), пиво, табачные изделия, автомобили и мотоциклы с мощностьюдвигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), нефтепродукты: автомобильный бензин,дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных)двигателей, прямогонный бензин.
Акцизы бывают адвалорными и специфическими.Адвалорные акцизы устанавливаются в процентах к стоимости продукции,определяемой в соответствии со ст. 40 и 187 Налогового кодекса РФ без учетаакциза, НДС и налога с продаж. Примером адвалорного акциза может быть акциз наювелирные изделия, составляющий 5% от их стоимости. Однако большинство акцизов— специфические акцизы, которые устанавливаются в абсолютных (денежных) суммахна единицу измерения. Основными объектами налогообложения являются реализацияподакцизной продукции производителями, а также реализация подакцизной продукциис акцизных складов алкогольной продукции. Розничные продавцы акцизы не платят.
Важно отметить, что ставки специфических акцизовмогут изменяться в связи с инфляцией (или дефляцией). Индексация ставок можетбыть единой для всех подакцизных товаров (облагаемых по специфической ставке),а может меняться по-разному для каждого вида продукции. Со временем изменяетсяи список подакцизных товаров.
Заключение
Таким образом, в условиях рынка ценообразованиеявляется сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выборобщей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и ужевыпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации,товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли, иукрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга.
Установление цены ‑ один из важных элементовмаркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень исоотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия,оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок.
Цены находятся в тесной зависимости со всемисоставляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависятреальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политикаоказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.
Задача №9
1. Определите:
а) свободную розничную цену на товар при условии,что он закупается сбытовым предприятием у отечественного производителя иреализуется в предприятие розничной торговли через посредника, участвующего врасчетах;
б) НДС сбытового предприятия.
2. Составьте структуру свободной розничной цены.
З. Определите НДС торгового предприятия.
4. Известны следующие данные:
1) себестоимость товара — 620 руб.
2) НДС — 10 %
3) свободная отпускная цена товара — 930 руб.
4) надбавка сбытового предприятия — 15 %
5) надбавка посредника — 5 %
6) торговая надбавка — 10 %
Решение
1. А)
1) Определимсвободную отпускную цену НДС:
2)
Цсв. отп. без НДС=Цсв.отп– НДС
НДС = Цсв.отп.*0,0909 = 930 * 0,0909 =84,5 руб.
Цсв.отп.без НДС = 930 – 84,5 = 845,5 руб.
3) Определимснабженческо-сбытовую цену:
Цсн.-сб. = Цсв.отп. без НДС +Нсбыт.пред. +НДСсн.-сб.
Нсбыт.пред. =Цсв.отп.без НДС *0,15 = 845,5 * 0,15 = 126,8 руб
НДСсн.-сб.= (Цсв.отп.без НДС+Нсбыт.пред.)* 0,1 = (845,5 + 126,8) * 0,1 = 97,23 руб.
Цсн.сб.без НДС = Цсв.отп.без НДС+Нсбыт.пред. = 972,3 руб.
Цсн.-сб. = 845,5 + 126,8 + 97,23 =1069,55 руб.
4) Определимцену посредника:
Цпоср. = Цсн.-сб.без НДС + Нпоср.+ НДСпоср.
Нпоср. = Цсн.-сб.без НДС *0,05 =972,3 *0,05 =48,6 руб.
Цпоср.без НДС = Цсн.-сб.без НДС+ Нпоср. = 972,3 + 48,6 = 1020,9 руб.
НДСпоср. = Цпоср.без НДС * 0,1= 1020,9 *0,1 = 102,09 руб.
Цпоср. = 1020,9 + 102,09 = 1123руб.
5) Рассчитаемсвободную розничную цену:
Цр. = Цпоср.без НДС + Нт.+НДСр.ц.
Нт. = Цпоср.без НДС * 0,1=1020,9 *0,1 = 102,09руб.
Цр.без НДС = Цпоср.без НДС + Нт.= 1020,9 +102,09 =1123руб.
НДСр.ц. = Цр.без НДС * 0,1=1122,99 * 0,1=112,3 руб.
Цр. =Цр.без НДС + НДСр.ц.=1123+112,3 =1235,3 руб.
Ответ:1235,3 руб.
Б) Рассчитаем НДС сбытового предприятия:
НДСсб.=Нсн.-сб.*НДС/100%=126,8*0,1=12,68руб.
Ответ: 12,68 руб.
2. Структурасвободной розничной цены.
№ Наименование Рубли (руб.) Проценты (%) 1. Себестоимость 620 50,2 2. Прибыль 225,5 18,3 3. НДСр.ц. 112,3 9,1 4. Нотп 126,8 10,2 5. Нпоср. 48,6 3,9 6. Нт. 102,1 8,3 7. Итого: 1235,3 100
3. ОпределимНДС торгового предприятия.
4.
НДСторг.пред. = Нт.* НДС/100%= 102,09 * 0,1 = 10,21 руб.
Ответ: 10,21 руб.
Список литературы
1.«Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифовна продукцию, товары и услуги» (Письмо Минэкономики РФ от 20.12.95 №7 — 1026)
2.О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов).Постановление правительства РФ от 07.03.95 №239 (с изменениями и дополнениями)
3.Беседина В. Н., Волкова Е. Е. Ценообразование: учеб.пособие – М.: Экономистъ,2006.
4.Горина Г. А. Ценообразование. Часть 1. Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУК,2002.
5.Горина Г. А. Ценообразование: Учебное пособие. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2004.
6.Маренков Н. Л. Ценообразование / под редакцией доктора экон. наук, профессора В.Н. Чапека. Серия «Высшее образование». М.: Национальный институт бизнеса.Ростов н/Д: Феникс, 2005.
7.Слепнева Т. А., Яркин Е. В. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, 2001.
8.Ценообразование: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. В. А. Слепова. – М.:Экономистъ, 2005.
9.Цены и ценообразование: учеб. / И. К. Салимжанов[ и др.]; под ред. И. К.Салимжанова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.