Реферат по предмету "Экономика"


Понятие и задачи статистики трудовых ресурсов

Тема 10.Понятие и задачи статистики трудовых ресурсов

Понятие и задачи статистики трудовыхресурсов
Цель: показать способы расчёта показателейрабочей силы, производительности труда, методику статистического анализа этихпоказателей.
После изучения вы сможете: определятьчисленность экономически активного населения, безработных, коэффициенты:занятости, безработицы, производительности труда.
Информационные источники:
1. Курс социально – экономическойстатистики: Учебник/Под ред. М.Г. Назарова. – М.: ОМЕГА-Л, 2007.
2. Экономическая статистика. Учебник Подред. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2009.
3. Социально – экономическаястатистика. Практикум./Под ред. С.А. Орехова. – М.: Эксмо, 2007.
Содержание темы: показатели численностиЭАН, безработных; методика определения абсолютных показателей производительноститруда; относительных показателей; трудовой активности, безработицы,потенциального замещения, пенсионной нагрузки; потерь экономики от безработицы.
безработица производительность трудресурс

Трудовые ресурсы — эта та часть населения, которая по возрастномупризнаку и состоянию здоровья фактически участвует или способна участвовать вобщественно полезном труде. Численность трудовых ресурсов определяется какчисленность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и работающихлиц за пределами трудоспособного возраста (лица пенсионного возраста иподростки). Основную часть трудовых ресурсов составляет трудоспособноенаселение в трудоспособном возрасте. Трудоспособное население определяют наоснове действующего законодательства по признакам пола и возраста людей. Внастоящее время трудоспособным возрастом считается в России: для мужчин 16-60лет, для женщин 16-55 лет. Переход к рыночной экономике в России обус-' ловилзначительные изменения как в системе статистических показателей рынка труда,так и методологии их расчета.
Данные статистики рынкатруда являются важным инструментом при разработке экономической и социальнойполитики государств и анализируются по группам населения (табл. 11.1).
Таблица Состав трудовых ресурсовЭкономически активное население Экономически неактивное население /> Занятые в экономике Безработные Учащиеся с отрывом от производства Лица, занятые ведением домашнего хозяйства Прочие незанятые /> Работающие по найму Работающие не по найму /> Мобильный резерв />
Задачами статистикитрудовых ресурсов и рынка труда являются:
• оценка трудовых ресурсов в целяхих макроэкономического: анализа и планирования развития экономики страны;
• определение численности, состава,структуры и динамики трудовых ресурсов;
• исследование проблем занятости ибезработицы;
• оценка состояния и развития рынкатруда, спроса и предложения на рынке труда;
• изучение естественноговоспроизводства трудовых ресурсов и миграции;
• исследование занятости ибезработицы;
• анализ информации показателейрынка труда.
Информационной базойтрудовых ресурсов являются данные переписей населения, выборочные обследования,текущая отчетность по труду и специально организованные наблюдения, проводимыеорганами государственной статистики.
Показатели численности идвижения трудовых ресурсов
Численность трудовыхресурсов рассчитывают двумя методами:
• демографическим (по источникамформирования);
• экономическим (по фактическойзанятости).
Численность трудовыхресурсов учитывается по состоянию на определенные даты, поэтому средняячисленность трудовых ресурсов за период рассчитывается по формулам длямоментного ряда динамики (средней арифметической и средней хронологической).
Численность работниковотдельных предприятий и организаций постоянно изменяется во времени. Этиизменения происходят вследствие приема на работу и увольнения с работы.
Процесс изменениячисленности работников, приводящий к перераспределению рабочей силы междуотдельными предприятиями, отраслями и регионами, называется движением рабочейсилы.
Движение рабочей силыпроисходит всегда, и причины таких изменений многообразны/Одни из них вызваныпричинами демографического характера: вступление в трудоспособный возраст иуход на пенсию по достижении пенсионного возраста. Изменения, происходящие вэкономике, приводят к межотраслевому и пространственному перераспределениюработников, изменения экономической конъюнктуры — к сокращению рабочих местлибо созданию новых рабочих мест. При изучении движения рабочей силыопределяется общий объем движения, а также факторы, которые влияют на него. Дляэтого устанавливаются абсолютные и относительные показатели оборота рабочейсилы.
Абсолютными показателямиявляются оборот по приему работников и оборот по выбытию.
Для оценки интенсивностидвижения трудовых ресурсов используются, также относительные показатели.
• Коэффициент оборота поприему
kп= Число работников, принятых за период ´ 100 Среднесписочная численность за период
•  Коэффициент оборота повыбытию
kт=
Число работников,
уволенных по всем причинам за период ´ 100 Среднесписочная численность за период
•  Коэффициент текучести
kп= Число работников, уволенных по причинам, относящимся к текучести кадров ´ 100 Среднесписочная численность за период
Для оценки занятостииспользуется коэффициент замещения рабочей силы
kз= Число работников, принятых за период =
kп Число работников, уволенных за период

В том случае, есликоэффициент больше единицы, происходит не только возмещение убыли рабочей силыв связи с увольнением, но и появляются новые рабочие места. Если данныйпоказатель меньше единицы, то это свидетельствует о том, что сокращаютсярабочие места, и если при этом речь идет не об отдельном предприятии илиотрасли, а об экономике в целом, то эта ситуация приводит к увеличениюбезработицы.
Для анализа степенистабильности трудовых коллективов может быть использован коэффициентпостоянства состава
kп= Число работников, проработавших весь отчетный период Среднесписочная численность на конец периода
Данные о движении рабочейсилы разрабатываются по предприятию и организациям, по отраслям, в разрезетерриторий и i. экономики в целом.
Показатели занятости ибезработицы
В соответствии срекомендациями Международной организации труда (МОТ) статистика труда восновном перешла на международные статистические нормы, применяя в анализеклассификацию населения по статусу занятости, классификацию занятий,классификацию затрат на рабочую силу и др. Статистика рассматривает численностьзанятых и безработных как две составные части экономически активного населения,т.е. рабочей силы. Ее измерение позволяет проводить макроэкономическиемониторинги и разрабатывать стратегию занятости экономически активного населения- ту часть населения, которая предлагает свой труд для производства товаров иуслуг. Коэффициент экономической активности населения определяется отношениемчисленности экономически активного населения к среднегодовой численности всегонаселения страны:

kэк акт нас= (Sэк акт нас/ S)´100
где Sэкакт нас ~ численность экономическиактивного населения;
S — среднегодовая численность всего населения.
К занятым относятся лицаобоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов,которые в рассматриваемый период:
а) выполняли работу понайму за вознаграждение, деньги или с ними расплачивались в натуральной форме,а также иную работу, приносящую доход, самостоятельно или с компаньонами как спривлечением, так и без привлечения наемных работников независимо от сроковполучения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность;
б)   временноотсутствовали на работе по причине болезни или травмы, выходных дней,ежегодного отпуска, различного рода отпусков как с сохранением содержанием, таки без сохранения содержания, отгулов и других причин;
в)   выполняли работы безоплаты на семейном предприятии.
На основе данных очисленности занятого и экономически активного населения можно рассчитать коэффициентзанятости населения:
kзан = (Sзан.нас / Sэк акт нас ) •100
где Sзаннас — численность занятого населения.
В последние годы в Россииуровень падения экономической активности сопровождается и падением уровнязанятости населения.
К безработным относятсялица от 16 лет и старше, которые в течение рассматриваемого периода:
а)       не имели работы;
б)      искали работу;
в)       готовы былиприступить к работе.
При отнесении кбезработным должны присутствовать все три критерия, перечисленные выше.
В состав безработныхвключаются также лица, обучающиеся по направлению служб занятости. В качествебезработных учитываются учащиеся и студенты, инвалиды и пенсионеры, в томслучае если они активно занимаются поисками работы и готовы к ней приступить.Для характеристики уровня безработицы исчисляется коэффициент безработицы:
kбезр = (Sб: Sэк акт нас)•100
где Sб — численность безработных.
Данные о безработицеразрабатываются по полу, возрасту и семейному положению, по уровню образования,профессиональной принадлежности. При этом учитывается продолжительностьбезработицы, которая равна промежутку времени, в течение которого лицо ищетработу, т.е. с момента начала поиска работы и до рассматриваемого периода.Безработные распределяются по способам поиска работы. Экономически неактивноенаселение — это население, которое не входит в состав рабочей силы. Численностьэкономически неактивного населения может быть определена как разность междучисленностью всего населения и численностью рабочей силы. Экономическинеактивное население измеряется по отношению к обследуемому периоду и включаетследующие категории:
а) учащиеся и студентыдневной формы обучения;
б) пенсионеры постарости, на льготных условиях и лица, получающие пенсии по случаю потерикормильца при достижении ими пенсионного возраста;
в)   лица, получающиепенсии по инвалидности;
г)   лица, занятыеведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и т.п.;
д)   лица, которыепрекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которыемогут и готовы работать;
е)   лица, которым нет необходимостиработать независимо от источника их дохода.
Данные об экономическинеактивном населении разрабатываются по полу, возрасту, уровню образования идругим признакам. Эти данные являются необходимой частью информации о рынкетруда, поскольку, с одной стороны, происходит постоянный переход частинаселения из состояния экономически активного населения в состояниеэкономически неактивного населения (уход на; пенсию, поступление на учебу сотрывом от производства, временное прекращение трудовой деятельности в связи срождением детей и пр.), с другой — часть населения постоянно вливается вэкономически активное население (студенты после окончания учебных заведений,женщины, возобновляющие работу, пенсионеры, по различным причинам вновьначинающие работать, и пр.).
Пример
Имеются следующиеусловные данные по области.
Численностьтрудоспособного населения в трудоспособном возрасте на начало года составила980 тыс. чел., а численность работающих лиц за пределами трудоспособноговозраста — 30 тыс. чел.
В течение года:
1) вступило в рабочийвозраст трудоспособного населения 36 тыс. чел.;
2)  вовлечено для работы в отраслях экономики лицпенсионного возраста 6 тыс. чел.;
3)  прибыло из других областей трудоспособного населенияв трудоспособном возрасте 20 тыс. чел.;
4)  выбыло из состава трудовых ресурсов (в связи спереходом в пенсионный возраст, инвалидность, вследствие смерти и т.д.)трудоспособного населения 18 тыс. чел., подростков 4 тыс. чел.;
5)  выбыло в другие области трудоспособного населения в трудоспособномвозрасте 10 тыс. чел.
Определите:
1) численность трудовых ресурсов наначало года (Тнг);
2) на конец года:
а) численностьтрудоспособного населения в трудоспособном возрасте (Ттв);
6)   численностьработающих лиц, находящихся за пределами трудоспособного возраста (Грптв);
в) численность трудовыхресурсов (Гк);
3) среднегодовую численностьтрудовых ресурсов (7);
4) коэффициенты естественного,механического и общего прироста трудовых ресурсов.
Решение
1.Тнг * 980 + 30 = 1010тыс. чел.
2. а) ТТВ = 980 + 36 +20 — 10 = 1026 тыс. чел.;
б)      Трптв= 30 + 6 — 4 = 32 тыс. чел.;
в)      Ткг =1010 + 36 + 6 + 20- 18 — 10 -4 = 1040 тыс. чел.
3. />= 1025 тыс. чел.;
4. />
5. />
6. />
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.