Реферат по предмету "Экономика"


Понятие, предмет и метод экономического анализа

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
 
Содержание
1.  Понятие экономического анализа                                                          3
2.  Характеристика основных приемов иметодов экономического
анализа                                                                                                        7
3.  Методика факторного анализа                                                            11
4.  Литература                                                                                                    22
1. Понятие экономического анализа
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальныхзнаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем инаправленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозированияфинансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Каждая наука имеет свой предмет. Подпредметомэкономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, ихсоциально-экономическая эффективность и конечные финансовые результатыдеятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективныхфакторов, находящие отражение через систему экономической информации.
Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи.
Среди основных выделим:
· повышение научно-экономической обоснованностибизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки;
· объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов,бизнес-процессов и соблюдения нормативов;
· определение эффективности использования трудовых иматериальных ресурсов;
· контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;
· выявление и измерение внутренних резервов на всех стадияхпроизводственного процесса;
· проверка оптимальности управленческих решений.
Экономический анализ является необходимым элементомуправления экономикой. В зависимости от потребностей управления можно выделитьвиды анализа (табл.1).
На практике отдельные виды экономического анализа встречаютсяредко.
В процессе управления для обоснования принимаемых решенийиспользуется совокупность различных видов экономического анализа. Например,рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутреннейсреды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводитсяоперативному анализу. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютернаяобработка оперативных информационных массивов, использование его результатов науровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированнойфрагментарной информации.
Таблица 1
Классификация видов экономического анализаПризнак классификации Вид анализа
По функциям управления Уровень информационного обеспечения
· внутренний управленческий анализ
· внешний финансовый анализ Содержание процесса управления
· перспективный (предварительный) анализ
· ретроспективный (последующий) анализ
· оперативный анализ
· итоговый (заключительный) анализ Характер объектов управления
· анализ стадий расширенного воспроизводства
· отраслевой анализ
· анализ ведомств и предприятий
· анализ составных элементов производства и производственных  отношений
Прочие виды классификации Субъекты анализа
· анализ  по заданию руководства и экономических служб
· анализ по заданию собственников и органов управления
· анализ по заданию контрагентов (поставщиков, покупателей, кредитных и финансовых органов) Периодичность
· годовой анализ
· квартальный анализ
· месячный анализ
· декадный анализ
· ежедневный анализ Содержание и полнота изучаемых вопросов
· полный анализ
· локальный анализ
· тематический анализ Методы изучения объекта
· комплектный анализ
· системный анализ
· сравнительный анализ
· сплошной анализ
· выборочный анализ Степень автоматизации работ
· анализ  с использованием ПЭВМ
· анализ без применения ПЭВМ
Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучениюхозяйственных процессов в их плавном развитии.
Характерными особенностями метода экономическогоанализа являются:
· определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственнуюдеятельность организаций;
· установление соподчиненности  показателей с выделением совокупныхрезультативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на нихвлияющих;
· выявление формы взаимосвязи между факторами;
· выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;
· количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.
Совокупность приемов и способов, которые применяются приизучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.
Методика экономического анализа базируется на пересечениитрех областей знаний: экономики, статистики и математики.
К экономическим методам анализа относят сравнение,группировку, балансовый и графический методы.
Статистические методы включают в себя использование средних иотносительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ идр.
Математические методы можно разделить на три группы:экономические (матричные методы, теория производственных функций, теориямежотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимальногопрограммирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методыисследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теориямассового обслуживания).
/>/>/> 
2. Характеристика основных приемов и методов экономическогоанализа
Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различаютгоризонтальный сравнительный анализ, который применяется для определенияабсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемыхпоказателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый дляизучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый приизучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисногогода, т.е. при исследовании рядов динамики.
Обязательным условием сравнительного анализа являетсясопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:
· единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;
· единство периодов времени, за которые производится сравнение;
· сопоставимость условий производства;
· сопоставимость методики исчисления показателей.
Средние величины – исчисляются на основе массовых данных о качественнооднородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции вразвитии экономических процессов.
Группировки – используются для исследования зависимости в сложныхявлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разнымизначениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию,по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)
Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей,стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новыйаналитический (балансирующий) показатель.
Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьемсравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяютбалансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.
Как вспомогательный, балансовый метод используется дляпроверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупныйпоказатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна егоотклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведеныправильно. Отсутствие равенства свидетельствует о неполном учтете факторов илио допущенных ошибках:
/>,
где у  – результативный показатель; x–факторы; /> – отклонениерезультативного показателя за счет фактора хi.
Балансовый метод применяют также для определения размеравлияния  отдельных факторов на изменение результативного показателя, еслиизвестно влияние остальных факторов:
/>.
Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и ихзависимости с помощью геометрических фигур.
Графический способ не имеет в анализе самостоятельногозначения, а используется для иллюстрации измерений.
Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающихотношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базысравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяютсяпри анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.
Использовав индексные пересчеты и построив временной ряд,характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостномвыражении, можно квалифицированно проанализировать явления динамики.
Метод корреляционного и регрессионного (стохастического)анализа широкоиспользуется для определения тесноты связи между показателями не находящимися вфункциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельномслучае, а в определенной зависимости.
С помощью корреляции решаются две главные задачи:
· составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии);
· дается количественная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции).
Матричные модели представляют собой схематическое отражение экономическогоявления или процесса с помощью научной абстракции. Наибольшее распространениездесь получил метод анализа «затраты-выпуск», строящийся по шахматной схеме ипозволяющий в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат ирезультатов производства.
Математическое программирование – это основное средство решениязадач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности.
Метод исследования операций направлен на изучение экономическихсистем, в том числе производственно-хозяйственной деятельности предприятий, сцелью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементовсистем, которое в наибольшей степени позволит определить наилучшийэкономический показатель из ряда возможных.
Теория игр как раздел исследования операций — это теория математическихмоделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликтанескольких сторон, имеющих различные интересы.

/>/>/>3. Методика факторного анализа
Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятийнаходятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственносвязаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом вэкономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов навеличину исследуемых экономических показателей.
Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход отисходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полногонабора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние наизменение результативного показателя.
По характеру взаимосвязи между показателями различают методыдетерминированного и стохастического факторного анализа.
Детерминированный факторный анализ представляет собой методикуисследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носитфункциональный характер.
Основные свойства детерминированного подхода к анализу:
· построение детерминированной модели путем логического анализа;
· наличие полной (жесткой) связи между показателями;
· невозможность разделения результатов влияния одновременно действующихфакторов, которые не поддаются объединению в одной модели;
· изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде.
Различают четыре типа детерминированных моделей:
Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеютвид
/>.
К таким моделям, например, относятся показатели себестоимостиво взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат;показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпускаотдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.
Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой
/>.
Примером мультипликативной модели является двухфакторнаямодель объема реализации
/>,
где Ч — среднесписочная численность работников;
CB — средняя выработка на одного работника.
Кратные модели:
/>.
Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемоститоваров (в днях). ТОБ.Т:
/>,
где ЗТ — средний запас товаров; ОР — однодневный объем реализации.
Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей имогут быть описаны с помощью специальных выражений:
/>
Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб.товарной продукции, показатели рентабельности и др.
Для изучения зависимости между показателями и количественногоизмерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведемобщие правила преобразования моделей с целью включения новых факторныхпоказателей.
Для детализации обобщающего факторного показателя на егосоставляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов,используют прием удлинения факторной системы.
Если исходная факторная модель />, а />, то модель приметвид />.
Для выделения некоторого числа новых факторов и построениянеобходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширенияфакторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тожечисло:
/>.
Для построения новых факторных показателей применяют приемсокращения факторных моделей. При использовании данного приема числитель изнаменатель делят на одно и то же число.
/>.
Детализация факторного анализа во многом определяется числомфакторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большоезначение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели. В основе ихпостроения лежат следующие принципы:
· место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формированиирезультативного показателя;
· модель должна строиться из двухфакторной полной модели путемпоследовательного расчленения факторов, как правило качественных, насоставляющие;
· при написании формулы многофакторной модели факторы должны располагатьсяслева направо в порядке их замены.
Построение факторной модели – первый этап детерминированногоанализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов.
Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значенийобобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторовна отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать –значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величинурезультативного показателя, кроме одного. При этом исходя из того, что всефакторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется одинфактор, а все остальные остаются без изменения. потом изменяются два принеизменности остальных и т.д.
В общем виде применение способа цепных постановок можно описатьследующим образом:
/>
где a0, b0, c0 — базисныезначения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у;
a1, b1, c1 -фактическиезначения факторов;
ya, yb, -промежуточныеизменениярезультирующего показателя, связанного с изменениемфакторов а, b, соответственно.
Общее изменение Dу=у1–у0складываетсяиз суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого факторапри фиксированных значениях остальных факторов:
/>
Рассмотрим пример:
Таблица 2
Исходные данные для факторного анализаПоказатели Условные обозначения
Базисные значения
(0)
Фактические
значения
 (1) Изменение Абсолютное (+,- ) Относительное (%) Объем товарной продукции, тыс. руб. ТП 2920 3400 +480 116,40 Количество работников, чел Ч 20 25 +5 125,00
Выработка на одного работающего,
тыс. руб. СВ 146 136 -10 93,15
Анализ влияния на объем товарной продукции количестваработников и их выработки проведем описанным выше способом на основе данныхтабл.2. Зависимость объема товарной продукции от данных факторов можно описатьс помощью мультипликативной модели:
/>
Тогда влияние изменения величины количества работников наобобщающий показатель можно рассчитать по формуле:
/>
Далее определим влияние изменения выработки работников наобобщающий  показатель
/>
Таким образом, на изменение объема товарной продукцииположительное влияние оказало изменение на 5 человек численности работников,что вызвало увеличение объема продукции на 730 тыс. руб. и отрицательноевлияние оказало снижение выработки на 10 тыс. руб., что вызвало снижение объемана 250 тыс. руб. Суммарное влияние двух факторов привело к увеличению объемапродукции на 480 тыс. руб.
Преимущества данного способа: универсальность применения,простота расчетов.
Недостаток метода состоит в том, что, в зависимости отвыбранного порядка замены факторов, результаты факторного разложения имеютразные значения. Это связано с тем, что в результате применения этого методаобразуется некий неразложимый остаток, который прибавляется к величине влиянияпоследнего фактора. На практике точностью оценки факторов пренебрегают,выдвигая на первый план относительную значимость влияния того или  иногофактора. Однако существуют определенные правила, определяющиепоследовательность подстановки:
· при наличии в факторной модели количественных и качественных показателей впервую очередь рассматривается изменение количественных факторов;
· если модель представлена несколькими количественными и качественнымипоказателями, последовательность подстановки определяется путем логическогоанализа.
Под количественным факторами при анализе понимают те, которыевыражают количественную определенность явлений и могут быть получены путемнепосредственного учета (количество рабочих, станков, сырья и т.д.).
Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенностиизучаемых явлений (производительность труда, качество продукции, средняяпродолжительность рабочего дня и т.д.).
Способ абсолютных разниц является модификацией способа цепной подстановки.Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом разницопределяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное илиотчетное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательностиподстановки:
/>
Способ относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирострезультативного показателя в мультипликативных и смешанных моделях вида у = (а– в) . с. Он используется в случаях, когда исходные данныесодержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей впроцентах.
Для мультипликативных моделей типа у = а . в . сметодика анализа следующая:
· находят относительное отклонение каждого факторногопоказателя:
/>
· определяют отклонение результативного  показателя уза счет каждого фактора
/>
Пример. Воспользовавшись данными табл. 2,  проведем анализспособом относительных разниц. Относительные отклонения рассматриваемыхфакторов составят:
/>
Рассчитаем влияние на объем товарной продукции каждогофактора:
/>
Результаты расчетов те же, что и при использованиипредыдущего способа.
Интегральный метод позволяет избежать недостатков, присущих методу цепнойподстановки, и не требует применения приемов по распределению неразложимогоостатка по факторам, т.к. в нем действует логарифмический закон перераспределенияфакторных нагрузок. Интегральный метод позволяет достигнуть полного разложениярезультативного показателя по факторам и носит универсальный характер, т.е.применим к мультипликативным, кратным и смешанным моделям. Операция вычисленияопределенного интеграла решается с помощью ПЭВМ и сводится к построениюподынтегральных выражений, которые зависят от вида функции или модели факторнойсистемы.
Можно использовать также уже сформированные рабочие формулы,приводимые в специальной литературе [4]:
1. Модель вида />:
/>
 2. Модель вида />:
/>
3. Модель вида />:
/>
4. Модель вида />:
/>
Рассмотрим возможность использования основных методовдетерминированного анализа, обобщив вышеизложенное в виде матрицы (табл.3).
Таблица 3
Матрица применения способов детерминированного факторногоанализа
Модели
Способы Мультипликативные Аддитивные Кратные Смешанные Цепной подстановки + + + + Абсолютных разниц + - + - Относительных разниц + - -
/> Интегральный + - +
/>

ЛИТЕРАТУРА
1.     Абрютина М.С. Экономический анализ торговойдеятельности. Учебное пособие. – М.: « Дело и сервис», 2000.
2.     Анализ хозяйственной деятельности впромышленности под ред. В.И. Стражева. – Мн.: Выш. шк.,1999.
3.     Абрютина М.С. Грачев А.В. Анализфинансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие.– М.: «Дело и сервис», 1998.
4.     Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория экономическогоанализа. — Н.: Учебник  Финансы и статистика, 1997.
5.     Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.:Издательство «Бухгалтерский учет», 1998.
6.     Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализхозяйственной деятельности и аудит в условиях рынка. – М.: Перспектива, 1992.
7.     Кравченко Л.М. Анализ хозяйственнойдеятельности в торговле: Учебник для вузов. – Мн.: Выш. шк., 1995.
8.     Кравченко Л.М. Анализ хозяйственнойдеятельности предприятий общественного питания: Учебно-практическое пособие. –Мн.: «Финансы, учет, аудит», 1998.
9.     Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. –М.: Финансы и статистика, 1998.
10.  Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управлениекапиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика,1996.
11.  Любушин М.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализфинансово-экономической деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
12.  Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовыйанализ: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Издательство Рост., ун-та, 1994.
13.  Методика экономического анализа промышленногопредприятия (объединения).     / Под ред. Бужинекого А.И., Шеремета А.Д. – М.:Финансы и статистика, 1998.
14.  Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия вусловиях рынка. –М.: Выш. шк., 1997.
15.  Палий В.Ф., Суздальцева Л.П.Технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельностимашиностроительных предприятий. – М.: Машиностроение, 1989.
16.  Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ деятельностифирмы. – М.: «Ось-89», 1998.
17.  Риполь-Сарагоси Ф.Б. Финансовый и управленческийанализ. –М.: Издательство Приор, 1999.
18.  Ришар Жак. Аудит и анализ хозяйственнойдеятельности предприятия. –М.: Аудит. ЮНИТИ, 1997.
19.  Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельностипредприятия. –Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998.
20.  Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельностипредприятия АПК: Учебное пособие. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999.
21.  Шишкин А.К., Микрюков В.А., Дышкант И.Д. Учет,анализ, аудит на предприятии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ,1996.
22.  Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализдеятельности предприятия (вопросы методологии). – М.: Экономика,1974.
23.  Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансовогоанализ предприятия. – М.: Инфра –М, 1996.
24.  Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансовогоанализа. – М.: Инфра – М, 1999.
25.  Экономико-математические методы в анализехозяйственной деятельности предприятий и объединений. – М.: Финансы истатистика, 1982


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие предпринимательского сектора на примере ОАО "Льнозавод "Маслянинский"
Реферат Racisms Nature Essay Research Paper In our
Реферат Банковская система Великобритании
Реферат 1. Реферат
Реферат Расчет привода ленточного конвейера с цилиндрическим одноступенчатым редуктором и цепной передачей
Реферат Разработка системы автоматизации для малого коммерческого предприятия, работающего в сфере информационных услуг
Реферат БОГОСЛОВСКИЙ Вадим Александрович
Реферат Деятельность Американской Администрации Помощи на Ставрополье во время голода 1921-1922 гг
Реферат Способы прекращения процесса горения
Реферат Аналіз телевізійного рекламного слогана
Реферат A. Baddeley Your Memory. A user’s Guide. Бэддели А
Реферат Математическое ожидание и дисперсия для интервальных и пропорциональных шкал. Доверительные интервалы
Реферат Emma Essay Research Paper Emma Austen Jane
Реферат "Дворцовые перевороты" и усиление позиций аристократии и гвардии: причины и последствия
Реферат Современные проблемы квантовой механики