Реферат по предмету "Экономика"


Понятие эластичного спроса

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ                                                                                                     
ГЛАВА 1. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
    1.1.Закон спроса                                                                                          
    1.2. Понятие эластичности инеэластичности спроса                                
    1.3. Единичная эластичность.Совершенно эластичный и неэластичный спрос                                                                                                                ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИСПРОСА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                     
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                             

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темыкурсовой работы. Вусловиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается косновному звену всей экономики — предприятию. Именно на этом уровне создаетсявся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятиисосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросыэкономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники,технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержекпроизводства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяетсямаркетинг, осуществляется эффективное управление — менеджмент. Все это требуетглубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь,тот, кто наиболее грамотно и компетентно определяет требования рынка, создает иорганизует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечивает высокимдоходом высококвалифицированных работников.
Изучение же спроса нарынке сейчас становится первоочередной задачей при функционированиипредприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментальнореагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) — все этопредопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмыважнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретнуюнишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящеевремя многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами,сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как онизменяется с течением времени. «Клиент всегда прав» — этот принцип, принятый навооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенноезначение исследования такого экономического понятия, как эластичность рыночногоспроса.
Извышеизложенного можно сказать об актуальности темы курсовой работы.
Темакурсовой работы: «Практическое применение эластичности спроса».
Целькурсовой работы: раскрыть тему курсовой работы.
Задачикурсовой работы предопределяются целью и состоят в том, чтобы:
-    датьпонятие закона спроса;
-    рассмотретьэластичность инеэластичность спроса;
-    изложитьединичную эластичность.Совершенно эластичный и неэластичный спрос;
-    описатьпрактическое применение эластичности спроса.
Характеристикаисточников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, опубликованнаяэкономическая практика в официальных изданиях; во-вторых, специальнаялитература.
         При разрешениипоставленных задач для достижения цели исследования использовались следующиеметоды: метод системного анализа, комплексного исследования.
         Структуракурсовой работы включает: титульный лист, содержание, введение, две главы сразделами к ним, заключение, список использованных источников. Курсовая работавыполнена на 21 странице компьютерного текста

ГЛАВА 1. ЭЛАСТИЧНОСТЬСПРОСА
 
1.1.Закон спроса
Рынок — косвенное, опосредованнаявзаимосвязь между производителями и потребителями продукции в формекупли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а такжевся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм,структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок — этоединственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которойявляются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информациии т.д. Рынок — основа рыночной экономики. Состояниерынка определяется соотношением величины спроса и предложения.
Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночногомеханизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей(потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами(производителями); соотношение между ними складывается в обратнопропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне ценна товары[1].
Спрос изображается в видеграфика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и всостоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периодавремени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можнопредставить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на котороебудет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта,которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.  Цена спроса — максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.
Величины спроса должныиметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени.Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочихпараметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса.Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это неозначает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равныхусловиях.
Существование закона спроса подтверждают некоторыефакты: 1. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкойцене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служитнаглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают своитоварные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.
2. В любой данный периодвремени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды,или полезности от каждой последующей единицы продукта. Поскольку потреблениеподвержено действию принципа убывающей предельной полезности — то естьпринципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит всеменьше и меньше удовлетворения, — потребители покупают дополнительные единицыпродукта лишь при условии, что цена его снижается.
3. На несколько болеевысоком уровне анализа, закон спроса можно объяснить эффектами дохода изамещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене, человекможет позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретениикаких-либо альтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличиваетпокупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состояниикупить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводитк противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при болеенизкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичныхтоваров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменятьдорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещения совмещаются и приводятк тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количествопродукта по более низкой цене.
Обратную зависимостьмежду ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простогодвухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, ацену на вертикальной оси.Помещение цены навертикальной оси, и величины спроса на горизонтальной — это экономическаятрадиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спросана вертикальной, так как цена — это независимая переменная, а величина спроса — зависимая переменная. Каждая точка графика представляетсобой конкретную цену и соответствующее количество продукта, котороепотребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные вариантысоотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находитотражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четкопредставить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различнымиее комбинациями.
/>
 

1.2. Понятиеэластичности и неэластичности спроса
Эластичность спроса — изменениеспроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов,связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентноеизменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, еслистепень снижения цен выше прироста спроса.
Согласно закону спроса,потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции.
Однако степень реакциипотребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта кпродукту.
Экономисты используютконцепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей кизменению цены продукции.
Если небольшие измененияв цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, тотакой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным.
/>

Если существенноеизменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такойспрос относительно неэластичный или просто неэластичный.
/>

1.3.Единичная эластичность. Совершенно эластичный и неэластичный спрос
 
Когда процентноеизменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равныпо величине, то такой случай называют единичной эластичностью.
/>

Если изменение цены, неприводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такойспрос является совершенно неэластичным.
/>

Если самое малое снижение цены побуждает покупателейувеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спросявляется совершенно эластичным.
/>

Степень ценовойэластичности или неэластичности определяют с помощью коэффициента эластичности(Ed).
Ed = ΔQ /ΔР, где
ΔQ – процентное изменение кол-васпрашиваемой продукции,
ΔР – процентное изменение цены.
Процентные изменениявычисляются путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену, иследующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на токоличество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально.
Ed=ΔQ/Q*ΔP/P
Использование процентныхизменений позволяет избежать ошибок в расчетах при использовании произвольныхединиц измерения.
Ценовой коэффициент эластичности всегда будет иметьотрицательный знак (т.к. закон спроса представляет собой обратную зависимостьколичества продукта от цены), поэтому рассматривается только абсолютнаявеличина коэффициента эластичности.
1. Эластичный спрос(Ed>1). Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общейвыручки. Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции,прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь отснижения цены. Верно и обратное: при эластичном спросе увеличение цены приведетк уменьшению общей выручки.
Если спрос эластичен,изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.
2. Неэластичный спрос(Ed
Если спрос неэластичен,уменьшение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.
3. Единичная эластичность(Ed=1). Увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку неизменной.
Эластичность определяетсяна заданном интервале. Определение ее на некотором другом интервале может бытьтаким же или измениться в зависимости от формулы спроса.
Линейная кривая спроса.Эластичность интервалов цен и количества спроса неодинакова на всей прямой,отображающей спрос. Эластичность изменяется по мере движения вниз по кривойспроса[2].
Кривая спроса постояннойэластичности. Кривая спроса может быть представлена не линейно. Кривая можетиметь такую форму, что эластичность может быть постоянной на любом произвольновзятом интервале[3].
Факторы ценовойэластичности спроса. 1. Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данногопродукта  предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него.Эластичность спроса на продукт зависит от того,  насколько узко определены границыэтого продукта. 2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем больше места занимаеттовар в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем  выше эластичностьспроса  на него. 3. Предметы роскоши и предметынеобходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным,спрос на предметы роскоши обычно эластичен. 4.Фактор времени. Спрос на продукт более эластичен, чем длиннее время для принятиярешений. Это зависит от привычек потребителя, долговечности продукта.
Перекрестнаяэластичность. Концепция перекрестной эластичности позволяет измерять, насколькочувствителен потребительский спрос на один продукт (товар Х) к изменению ценыкакого-то другого продукта (товар Y).
/>
Exy =
Эта концепция позволяетпонять явления взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Есликоэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, тоесть количество спрашиваемой продукции Х варьирует в прямой зависимости отизменения цены продукта Y, то продукты Х и Y являются взаимозаменяемыми товарами.Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данныхтоваров. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательноезначение, то товары Х и Y являются взаимодополняемыми товарами. Чем больше величинаотрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость двух данных товаров.Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два товара несвязаны между собой, то есть являются независимыми товарами.
Эластичность спроса потовар по доходу позволяет измерить процентное изменениеколичества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или иным изменением доходапотребителя.
/>Ei =
Для большинства товаровэтот коэффициент будет иметь положительное значение (для товаров высшей категории).Значение коэффициента будет значительно варьироваться от товара к товару.Отрицательное значение коэффициента эластичности спроса по доходусвидетельствует о товаре низшей категории.
Практическое значениекоэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозированиятого, какие именно отрасли имеют шанс на процветание и расширение, а какие вбудущем ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительнаяэластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в  экономическийрост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительныйили отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производствав отрасли[4].
При анализе спроса ипредложения важно выделять продолжительность периода времени. Другими словами,необходимо определить период времени, через который будем определять изменения.При промежутке менее года — краткосрочный период. В целом кривые спроса ипредложения за короткий промежуток времени выглядят совершенно иначе, чем задолговременный.
Для многих товаров спросболее эластичен от цены для длительного, а не для короткого. Это обусловленотем, что изменение потребительских привычек требует времени, а также тем, чтоспрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей,который изменяется медленнее.
Для других товаров спросболее эластичен для краткосрочного, а не долгосрочного периода. Это товары длительногопользования, поэтому суммарный запас каждого товара, принадлежащегопотребителям велик по сравнению с ежегодным объемом их производства. Врезультате небольшое изменение в суммарном запасе, которым хотят обладатьпотребители, может привести к большому в процентном выражении изменению объемапокупок.
Эластичность спроса отдохода, также различна для долгосрочного и краткосрочного периодов. Длябольшинства товаров и услуг эластичность спроса от дохода больше в долгосрочномпериоде, т.к. люди могут позволить себе увеличение потребления лишь постепенно.Для товаров длительного пользования — обратная картина. Даже незначительноеувеличение дохода приводит  к резкому увеличению объема текущих покупок. Из-затого, что спрос на товары длительного пользования колеблется очень резко вответ на краткосрочные изменения дохода, отрасли, производящие эти товары,очень чувствительны к изменению макроэкономических условий. Это касается деловойактивности — спадов и бумов. Недаром эти отрасли называют «цикличными» — ихсбыт имеет тенденцию увеличивать циклические изменения в ВНП и национальном доходе.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕПРИМЕНЕНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА
Концепция эластичностиспроса имеет огромное практическое значение. Несколько примеровпродемонстрируют этот факт со всей очевидностью:
1. Переговоры об уровнезаработной платы. Объединенный союз рабочих-автомобилестроителей (ОСРА) однаждыпришел к выводу, что руководству автомобильной промышленности следует повыситьзаработную плату рабочим и одновременно снизить цены на автомобили.Аргументируя это тем, что эластичность спроса на автомобили примерно равна 4,ОСРА заключил, что снижение цен поможет затормозить инфляцию, увеличить суммарнуювыручку от продаж и сохранить или даже повысить прибыли производителей. Однакопредставитель компании «Форд» утверждал, что, согласно существующимисследованиям, эластичность спроса на автомобили варьируется в пределах от 0,5до 1,5. Он доказывал, что снижение цен, поэтому привело бы к сокращению прибылей,или к убыткам производителей. В приведенном случае эластичность спроса на автомобилибыла центральным вопросом в отношениях между рабочими и управляющими и впереговорах об уровне заработной платы.
2. Небывалый урожай.Исследования показывают, что спрос на большую часть сельскохозяйственнойпродукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличениепроизводства сельскохозяйственной продукции благодаря хорошим погодным условиямили росту эффективности производства одновременно снижает как ценысельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Дляфермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает,что сбор очень большого урожая может быть нежелательным. Для политиков этоозначает, что повышение доходов фермеров зависит от ограничения фермерскогопроизводства.
3. Автоматизация.Характер воздействия автоматизации, то есть быстрого технологическогопрогресса, на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса напроизводимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое трудосберегающееоборудование, и это приводит к технологической безработице, скажем, 500рабочих. Предположим также, что часть экономии на издержках, полученнойблагодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем сниженияцен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и наколичество необходимых ей рабочих будет зависеть, от эластичности спроса напродукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые(все или даже более чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь нанятыфирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие (либо вообщеникто) из уволенных рабочих могут быть опять приняты на работу, так как приростобъема продаж и производства фирмы будет невелик.
4. Дерегулированиевоздушного транспорта. Первым следствием дерегулирования воздушного транспортав конце 70-х годов было увеличение прибыльности многих авиакомпаний.Объяснялось это тем, что устранение государственных регулирующих мер усилило конкуренциюмежду авиакомпаниями, снизив, таким образом, плату за поле. Пониженная плата всочетании с  эластичным спросом на воздушные путешествия  привела к росту доходов.Поскольку дополнительные издержки, связанные с перелетом целиком заполненногосамолета в отличие от частично заполненного, минимальны, постольку рост доходовопережал рост издержек, и прибыли увеличивались. К несчастью для авиакомпании,эта высокая прибыльность продержалась недолго. Причины были троякого рода.Конкурентная борьба за новые маршруты привела к резкому сокращению прибылей,рост цен на топливо повысил эксплуатационные затраты, длительная «войнатарифов» сказалась на прибылях.
5. Акцизный налог.Выбирая, какие из товаров и услуг обложить акцизом, правительство принимает вовнимание эластичность спроса на них. Предположим, что на какой-то продуктустановлен налог в 1 доллар, а объем продаж составляет 10 000 единиц. Доход отналогообложения, очевидно, равен 10 000 долларов. Теперь, если налог будетповышен, скажем, до 1,5 долларов, и соответственно более высокая цена приведетк сокращению продаж до 5000 единиц в силу эластичности спроса, доход отналогообложения упадет  до 7500 долларов. Повышение налога на продукт, спрос накоторый является эластичным, повлечет за собой сокращение дохода от налогообложения.Это заставляет законодателей, устанавливая акцизные налоги, искать такиепродукты, спрос на которые неэластичен, например, алкогольные напитки исигареты.
6. Героин и уличнаяпреступность. Тот факт, что спрос наркоманов на героин крайне неэластичен,создает своеобразные проблемы для борьбы за соблюдением законности. Обычныйметод, применяемый для сокращения потребления героина, заключается вограничении его поставок в страну. Чтобы сделать наркотик менее доступным,создаются препятствия на пути его транспортировки. Однако что произойдет, еслитакая политика окажется успешной? При крайне неэластичном спросе уличная ценанаркотиков резко повысится, тогда, как количество покупаемого героинасократится лишь незначительно. С точки зрения продавцов наркотиков, это будетозначать рост доходов и прибылей. С точки зрения наркоманов — увеличениесуммарных расходов на героин. Поскольку существенная часть денег, затрачиваемыхнаркоманами, извлекается из преступной деятельности — магазинных краж,ограблений, проституции, карточной игры, количество такого рода преступленийувеличится по мере роста суммы расходов наркоманов на героин. Таким образом,стремление правоохранительных органов поставить под контроль распространениенаркомании может привести к росту количества преступлений, совершаемыхнаркоманами. Эти примеры можно было бы продолжить, но основная идея уже ясна.Эластичность спроса жизненно важна для бизнесменов, фермеров, наемных рабочих,а также дня разработчиков государственной экономической политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Написав курсовую работуна тему «Практическоеприменение эластичности спроса», сделаем выводы.
1.        рыночный процесссостоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком актеучаствует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, ипокупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являютсятесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующиммеханизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального,так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четкоотслеживаться на постоянной основе специальными отделами;
2.        результатомвзаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая такженазывается равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при которомвеличина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса ипредложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменнойна изменение другой;
3.        надо отметить,что спрос выступает одним из самых важнейших факторов при формированииэкономической стратегии предприятия, так как только производство «нужных»,пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономическойточки зрения;
4.        понятиеэластичности спроса имеет прямое отношение к ценовой политике производителей.При установлении цены на свой товар, а также при определении ценовых надбавокили скидок, производитель должен улавливать те изменения, которые происходят нарынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на еготовар. Если у него не будет возможности учесть в ценах происходящие на рынкеизменения, это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка.Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственныхрешений;
5.        при эластичномспросе с уменьшением цены общая выручка, увеличивается (уменьшается). То естьсвязь между ценой и выручкой обратно пропорциональная. Если спрос неэластичный,между ними возникает прямая зависимость. Единичная эластичность не меняетвеличину дохода. Эту экономическую взаимосвязь должен учитывать каждый производитель,чтобы манипулировать ценами, не нанося ущерба своим доходам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.  Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л.Брю. «Экономикс: принципы, проблемы, политика».- Москва, изд.«Республика», 1993 г.
2.  Курс экономической теории: Учебноепособие./Под ред. А. Н. Тур, М. И. Плотницкий. – Мн.: ”Мисанте”1998.
3.  Курс экономики: Учебник / Под ред.Б.А. Райзберга. — ИНФРА-М, 1997. — 720с.
4.  Современная экономика. Общедоступныйучебный курс. Ростов – на — Дону, издательство “Феникс”, 1997 – 608с.
5.  Экономика: Учебник под ред. А. Ю.Булатова. Гл. 2. М., 1994.
6.  Курс экономической теории: Учеб.Пособие. – М., 1993.
7.  Самуэльсон П. Экономика: Вводныйкурс. – М.: Алфавит, 1995.
8.  Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.Экономика. – М.: Дело, 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.