Содержание
Введение
Глава 1. Понятие несостоятельности
1.1 Виды банкротства
1.2 Процедуры банкротства
1.3 Причины банкротства
Глава 2. Оценка несостоятельности
2.1 Нормативная система критериев для оценки несостоятельности предприятия
2.2 Политика антикризисного финансового управленияпредприятием при угрозе банкротства
2.3 Специальные методы оценки влияния отдельных факторов накризисное финансовое развитие предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Институтбанкротства является неотъемлемой частью, рыночного хозяйства, и представляетсобой неизбежный и объективно обусловленный результат функционирования рыночныхотношений. Он служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательскихструктур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а такжегосударства как общего регулятора рынка.
Вконечном итоге основной целью банкротства, как экономико-правового института,является повышение эффективности использования производственных ресурсов, чтоявляется приоритетной целью экономической политики государства. Очевидно, чтосильные и жизнеспособные отечественные предприятия являются ключевойпредпосылкой развития российской экономики.
В любой цивилизованнойстране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизмаправового регулирования рыночных отношений является законодательство онесостоятельности (банкротстве). В настоящий момент нашей рыночной экономикеприсущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствиеинвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что несомненно приводит кнесостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встаетвопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.
Казалось бы, резкоеувеличение числа дел о банкротстве с применением ликвидационных процедурпоказывает прекращение любой производственной или коммерческой деятельностиорганизаций-должников, однако это не так.
Проблемарегулирования несостоятельности (банкротства) привлекает к себе внимание ученыхи практиков, представляющих как правовые, так и экономические науки. Однакоследует признать, что научное исследование механизма банкротства применительнок агропромышленному комплексу не нашло достаточного отражения в трудахучёных-экономистов.
Отдельныепроблемы, посвященные различным аспектам несостоятельности, нашли отражение вработах Астахова В.П., Бапдина К.В., Качкова Н.С., Колесникова С.М. и других.
Цельюисследованияявляется изучение методологических форм и методовгосударственного регулирования несостоятельности, исследование проблемприменения процедур банкротства.
Поставленнаяв работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- Исследованиеобщетеоретических основ экономики несостоятельности;
- раскрытиесодержания и особенностей развития института несостоятельности (банкротства) вмногоукладной экономике;
- проведениеанализа методологических основ и критериев определения банкротства напредприятиях агропромышленного комплекса;
Глава1. Понятие несостоятельности
Понятия и определениябанкротства, которыми оперируют специалисты, нередко разнятся. Разумеется,экономические проблемы в разных странах и регионах имеют специфические формыпроявления. Однако, как свидетельствует мировая практика, банкротство –неизбежное явление любого современного рынка, который используетнесостоятельность в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала.Банкротство отражает объективные процессы структурной перестройки экономики.
Нормы о несостоятельности(банкротстве) позволяют решить один из самых сложных в условиях рынка вопросов– о судьбе экономических субъектов, по тем или иным причинам не исполняющихобязательства перед контрагентами. Основными целями конкурсного права являютсявосстановление нормального функционирования должников – юридических лиц(освобождение от долгов должников – физических лиц) и ликвидация юридическихлиц, неспособных эффективно функционировать. Причем сложно сказать, какое изэтих направлений приоритетное.
Под термином «банкротство»понималась долговая несостоятельность, отказ предпринимателя платить по своимдолговым обязательствам из-за отсутствия средств. Российское законодательствоне дифференцирует понятия «несостоятельность» и «банкротство»и употребляет данные термины как синонимы. Это отмечается и в комментариях кЗакону о банкротстве.
Действие нового Закона обанкротстве (1998 г.) распространяется на все юридические лица, являющиесякоммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), нанекоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива,благотворительного или иного фонда. Впервые предусмотрены особенностибанкротства некоторых категорий юридических лиц, таких, как градообразующие,сельскохозяйственные, страховые, кредитные и другие организации; граждан, в томчисле зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
В новом Законе дано болеечеткое определение несостоятельности (банкротства). Несостоятельности(банкротство) – это признанная арбитражным судом или объявленная должником его неспособностьв полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствами (или) обязанность по уплате обязательных платежей. Таким образом, изопределения исчезла такая не свойственная для него характеристикаэкономического положения должника, как неудовлетворительная структура баланса.В Законе указано, что под денежными обязательствами понимается обязанностьдолжника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовомудоговору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом РФ, а кобязательным платежам отнесены налоги, сборы и иные обязательные взносы вбюджет соответствующего уровня и во внебюджетный фонды.
Критериинеплатежеспособности должника – юридического лица остались прежние:неисполнение обязанности по уплате указанных выше сумм платежей в течение трехмесяцев с момента наступления даты платежа. Что же касается определения того, всвязи с неисполнением каких видов обязательств может возникнуть задолженностьперед кредиторами, то в Законе содержится прямое указание: к ним должны бытьотнесены задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанныеуслуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником. В Законеукреплена сложившаяся судебная практика, согласно которой при решении вопроса оразмере денежных обязательств или денежных платежей не включаются в сумму долгаустановленные законодательством или предусмотренные договором неустойки(штрафы, пени) и иные финансовые санкции. Обобщая сказанное, можно сделатьвывод: несостоятельным может быть признан должник, который не в состоянии засчет своего имущества и в том числе денежных средств погасить предъявленные емуденежные требования кредиторов в полном объеме.
Как и предыдущий, новыйЗакон предусматривает возможность добровольного объявления должника о своембанкротстве и ликвидации. Условий, при которых это может быть сделано, три:
— наличие уорганизации–должника признаков банкротства;
— принятие решения оликвидации собственниками имущества должника — унитарным предприятием илиорганом, уполномоченным на это учредительными документами должника;
— наличие письменногосогласия всех кредиторов.
1.1 Виды банкротства
Понятие банкротствахарактеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практикевыделяют следующие виды банкротства предприятий:
Реальное банкротство. Онохарактеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящемпериоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальныхпотерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала непозволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственнуюдеятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротомюридически.
Техническое банкротство.Используемый термин характеризует состояние неплатежеспособности предприятия,вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этомразмер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженностипредприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовыхобязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлениипредприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому егобанкротству. Умышленное банкротство. Оно характеризует преднамеренное создание(или увеличение) руководителем или собственником предприятия егонеплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личныхинтересах или в интересах иных лиц; заведомо некомпетентное финансовоеуправление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовномпорядке. Фиктивное банкротство. Оно характеризует заведомо ложное объявлениепредприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждениекредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитныхобязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия такжепреследуются в уголовном порядке.
1.2 Процедурыбанкротства
Условия и порядокпризнания предприятия банкротом основываются на определенных законодательныхпроцедурах. Рассмотрение дел о финансовой несостоятельности (банкротстве)предприятия производится арбитражным судом. В наиболее общем видезаконодательно предусмотренные процедуры банкротства включают:
Подачу заявления овозбуждении судебного производства по делу о несостоятельности (банкротству)предприятия. Такое заявление в соответствии с действующим законодательствомможет быть подано: предприятием-должником, кредитором, прокурором.
Заявлениепредприятия-должника подается на основании решения его собственника; органа,уполномоченного управлять его имуществом, или его руководящего органа (еслитакое право ему предоставлено в соответствии с учредительными документами). Взаявлении должны указываться: сумма требований, которые не могут бытьудовлетворены; причины, по которым предприятие-должник считает невозможнымвыполнить свои обязательства, и другие необходимые сведения. К заявлениюпредприятия-должника прилагается список его кредиторов и дебиторов (с указаниемсумм соответственно кредиторской и дебиторской задолженности), а также отчетныйбухгалтерский баланс за последний период.
Заявление кредиторасодержит иск к предприятию-должнику с приложением документов, подтверждающихфинансовые требования к нему, которые не были удовлетворены в предусмотренныйзаконом срок. В заявлении может содержаться ходатайство о проведении внешнегоуправления имуществом предприятия-должника или его санации.
Заявление прокуроранаправляется в арбитражный суд в случае обнаружения им признаков умышленного илификтивного банкротства предприятия и в других случаях, предусмотренныхзаконодательством.
На основании заявленияпредприятия-должника, кредитора или прокурора судья арбитражного судавозбуждает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия,о чем выносит соответствующее определение.
Судебное разбирательствопо делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. Целью судебногоразбирательства является установление реальных причин неплатежеспособностипредприятия, возможностей и форм их устранения, а также наличие или отсутствиереальных предпосылок успешного преодоления возникшего финансового кризиса впредстоящем периоде.
Принятие арбитражнымсудом решения по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.Принципиально это решение может иметь следующие формы:
об отклонение заявленияпри выявлении финансовой состоятельности предприятия-должника. Так, заявлениеотклоняется, если неплатежеспособность предприятия носит технический характер («техническоебанкротство») и имеющиеся активы позволяют ему в полной мере удовлетворитьвсе финансовые обязательства и осуществлять дальнейшую хозяйственнуюдеятельность;
о приостановлениипроизводства по делу в связи с осуществлением реорганизационных процедур. Такиепроцедуры направлены на предотвращение ликвидации предприятия и его выход изфинансового кризиса. Реорганизационные процедуры включают внешнее управлениеимуществом предприятия-должника и его санацию. Основанием для вынесения решенияоб осуществлении реорганизационных процедур является наличие реальнойвозможности восстановить платежеспособность и финансовую устойчивостьпредприятия-должника путем реализации части его имущества, прекращениядальнейшего привлечения кредитов во всех их формах и других финансовыхмероприятий.
о признании предприятия-должникабанкротом и его ликвидации. В этом случае осуществляются специальныеликвидационные процедуры (открывается конкурсное производство). Рядликвидационных процедур при банкротстве предприятия непосредственно связаны сфункциями финансового менеджмента. Этот менеджмент возлагается наликвидационную комиссию, которая в соответствии с законодательствомосуществляет общее управление имуществом предприятия-банкрота и удовлетворениетребований кредиторов.
1.3 Причиныбанкротства
Переход к рыночнойэкономике вызвал появление нового для нашей финансовой практики понятия —банкротства предприятия. С позиций финансового менеджмента банкротствохарактеризует реализацию катастрофических рисков предприятия в процессе егофинансовой деятельности, вследствие которой оно неспособно удовлетворить вустановленные сроки, предъявленные со стороны кредиторов требования и выполнитьобязательства перед бюджетом. Признаки банкротства — факторы, которые должныбыть в наличии на момент вынесения арбитражным судом решения о признаниидолжника банкротом, т.е. неспособным исполнить требования определенных лиц.
Хотя банкротствопредприятия является юридическим фактом (только арбитражный суд может признатьфакт банкротства предприятия), в его основе лежат преимущественно финансовыепричины. К основным из этих причин относятся: Серьезное нарушение финансовойустойчивости предприятия, препятствующее нормальному осуществлению егохозяйственной деятельности. Реализация этого катастрофического риска характеризуетсяпревышением финансовых обязательств предприятия над его активами. Такоефинансовое состояние предприятия отражается показателем «чистаяотрицательная стоимость» (или «чистая стоимость дефицита»),который определяется по формуле:
ЧОС = ЗК – А,
где ЧОС – сумма чистойотрицательной стоимости предприятия; ЗК – сумма заемного капитала,используемого предприятием (его финансовых обязательств); А – сумма активовпредприятия (не включающая отражаемую в их составе по балансу сумму убыткапрошлых лет и отчетного периода).
Существеннаянесбалансированность в рамках относительно продолжительного периода времениобъемов его денежных потоков. Реализация этого катастрофического рискахарактеризуется значительным превышением объема отрицательного денежного потоканад положительным и отсутствием перспектив перелома этой негативной тенденции. Продолжительнаянеплатежеспособность предприятия, вызванная низкой ликвидностью его активов.Реализация этого катастрофического риска характеризуется значительнымпревышением неотложных финансовых обязательств предприятия над суммой остаткаего денежных средств и активов в высоколиквидной форме, которое носитхронический характер.
Глава2. Оценка несостоятельности
2.1Нормативная система критериев для оценки несостоятельности предприятия
Для определениянеудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий особуюроль играет система критериев (показателей). В зависимости от значений этихпоказателей может быть установлена реальная возможность восстановления либоутраты платежеспособности предприятием.
Нормативная системакритериев для оценки несостоятельности предприятия определена в Постановлении ПравительстваРФ № 498 от 20.05.1994 «О некоторых мерах по реализации законодательства онесостоятельности (банкротстве)». В соответствии с ним и Методическимиположениями по оценке финансового состояния предприятий и установлениюнеудовлетворительной структуры баланса ФСНД № 31-р от 21.08.1994 анализ иоценка структуры баланса производятся на основе двух показателей:
коэффициента текущейликвидности;
коэффициентаобеспеченности собственными средствами.
Коэффициенты приводятся сучетом изменения бухгалтерской отчетности на основе приказа Министерствафинансов РФ от 27.03.1996 № 31.
Оценка структуры балансапредприятия осуществляется на основании баланса предприятия, заверенного вналоговой инспекции по месту регистрации предприятия.
Коэффициент текущейликвидности определяетсякак отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятияоборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежныхсредств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов (итог раздела II актива баланса) к наиболее срочнымобязательствам предприятия в виде краткосрочных займов и различных кредиторскихзадолженностей (итог раздела VIпассива за вычетом строк 640,3 650, 660):
/>
Данный коэффициентопределяет общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для веденияпредпринимательской деятельности и своевременного погашения кредиторскойзадолженности. Нормативное значение данного параметра (>2) слишком завышено,поэтому целесообразнее в условиях постоянного дефицита оборотных средствнормальным считать уровень этого показателя ≥1,5.
Коэффициентобеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств упредприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Коэффициентобеспеченности собственными средствами определяется как отношение разностимежду объемами источников собственных средств (ПIV) и внеоборотных активов (АI) к фактической стоимости находящихсяв наличии у предприятия оборотных средств (AII). Нормальным считается значение К2≥0,1.
/>
Если структура балансапредприятия по коэффициенту текущей ликвидности (К1
Коэффициентвосстановления платежеспособности рассчитывается по формуле:
/>
/>– фактическое значение (в концеотчетного периода) коэффициента текущей ликвидности;
/>– значение коэффициента текущейликвидности на начало отчетного периода;
/>–нормативное значение коэффициентатекущей ликвидности (равен 2);
Т – отчетный период в месяцах (равен3,6,9,12).
Если значение данногокоэффициента по расчету получится более 1,0, то это свидетельствует о реальнойвозможности предприятия восстановить платежеспособность. Если коэффициенттекущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотнымисредствами имеют значения, соответствующие нормативным, и структура балансапредприятия признается удовлетворительной, то необходимо рассчитать коэффициентутраты платежеспособности за период, установленный равным 3 месяцам:
/>
Если структура балансапризнана удовлетворительной, но коэффициент утраты платежеспособности имеетзначение меньше 1, то может быть принято решение о том, что предприятие вближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами (обутрате платежеспособности предприятия).
Если существуют основанияпризнать структуру баланса неудовлетворительной, но у предприятия выявленареальная возможность восстановить платежеспособность в установленные сроки,принимается решение об отсрочке на шесть месяцев признания структуры балансанеудовлетворительной, а предприятия – банкротом.
При расчете коэффициентовучитывают задолженность государства перед предприятием. Для этого суммарныйобъем кредиторской задолженности корректируется на величину, равную платежам пообслуживанию задолженности государства перед предприятием, а суммагосударственной задолженности вычитается из сумм дебиторской и кредиторскойзадолженности.
Сумма платежей пообслуживанию задолженности государства перед предприятием Z дисконтируется по ставкерефинансирования Банка России на момент возникновения задолженности, чтоявляется индексацией бюджетного финансирования, учитывающего уровень инфляциичерез ставку рефинансирования. Формула для расчета:
/>
где Pi – объем государственной задолженностипо i-му не исполненному в срокобязательству государства;
ti– период задолженности по i-му не исполненному в срокобязательству государства;
Si– ставка рефинансирования БанкаРоссии на момент возникновения задолженности.
Коэффициент текущейликвидности с учетом своевременности погашения государственной задолженности рассчитывается по формуле:
/>
Корректировкакоэффициента ликвидности позволяет оценить роль государственной задолженности вбанкротстве предприятия. Если значение скорректированного коэффициента равно 2или больше, то признается, что неплатежеспособность предприятия непосредственносвязана с задолженностью перед ним государства.
На основании указаннойвыше системы показателей принимаются решения:
о признании структурыбаланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным;
о наличии реальнойвозможности у предприятия-должника восстановить свою платежеспособность;
о наличии реальнойвозможности утраты платежеспособности, когда предприятие в ближайшие три месяцане сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами.
Признание предприятиянеплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса не означаетпризнание предприятия несостоятельным (банкротом), не изменяет юридическогостатуса предприятия, не влечет за собой таких последствий, как наступлениегражданско-правовой ответственности. Это лишь зафиксированное Федеральнойслужбой по делам о несостоятельности (банкротстве) или ее территориальным агентствомсостояние неплатежеспособности предприятия.
Анализ практическихситуаций оценки структуры баланса по официально утвержденным критериямпоказывает, что структура баланса многих российских предприятий оказываетсянеудовлетворительной. Это может означать, с одной стороны, что финансовоесостояние анализируемых предприятий действительно близко к банкротству, а сдругой – возможно неадекватное отражение реального финансового состояния поприменяемым для оценки структуры баланса критериям.
2.2 />Политикаантикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства
С позиций финансовогоменеджмента возможное наступление банкротства представляет собой кризисноесостояние предприятия, при котором оно неспособно осуществлять финансовоеобеспечение своей хозяйственной деятельности. Преодоление такого кризисногосостояния, диагностируемого как «угроза банкротства», требуетразработки и осуществления специальных методов финансового управления предприятием.
Рыночная экономикавыработала обширную систему финансовых методов предварительной диагностики ивозможной защиты предприятия от банкротства, которая получила название «Системыантикризисного финансового управления». Для реализации этой системыуправления готовятся особые финансовые специалисты — менеджеры поантикризисному управлению предприятием. Суть этой финансовой системы управлениясостоит в том, что угроза банкротства диагностируется еще на ранних стадиях еевозникновения, что позволяет своевременно привести в действие специальныефинансовые механизмы или обосновать необходимость определенныхреорганизационных процедур. Если эти механизмы и процедуры в силунесвоевременного или недостаточно эффективного их осуществления не привели кфинансовому оздоровлению предприятия, оно стоит перед необходимостью вдобровольном или принудительном порядке прекратить свою хозяйственнуюдеятельность и начать ликвидационные процедуры.
Система антикризисногофинансового управления предприятием базируется на определенных принципах. Кчислу основных их этих принципов относятся:
Постоянная готовность квозможному нарушению финансового равновесия предприятия. Теория антикризисногофинансового управления исходит из того, что достигаемое в результатеэффективного финансового менеджмента финансовое равновесие предприятия оченьизменчиво в динамике. Возможное его изменение на любом этапе экономическогоразвития предприятия определяется естественной реакцией на изменения внешних ивнутренних условий его хозяйственной деятельности. Ряд этих условий усиливаютконкурентную позицию и рыночную стоимость предприятия. Другие — наоборот,вызывают кризисные явления в его финансовом развитии. Объективность проявленияэтих условий в динамике определяет необходимость постоянной готовности финансовыхменеджеров к возможному нарушению финансового равновесия предприятия на любомэтапе его экономического развития.
Ранняя диагностикакризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что угрозабанкротства предприятия реализует самый высокий уровень катастрофическогориска, присущего финансовой деятельности предприятия, и связана с наиболееощутимыми потерями капитала его собственников, она должна диагностироваться насамых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей еенейтрализации.
Дифференциацияиндикаторов кризисных явлений по степени их опасности для финансового развитияпредприятия. Финансовый менеджмент использует в процессе диагностикибанкротства предприятия обширный арсенал индикаторов его кризисного развития.Эти индикаторы фиксируют различные аспекты финансовой деятельности предприятия,характер которых с позиции генерирования угрозы банкротства неоднозначен. Всвязи с этим, в процессе антикризисного управления предприятием необходимосоответствующим образом группировать индикаторы кризисных явлений по степени ихопасности для финансового развития предприятием.
Срочность реагирования наотдельные кризисные явления в финансовом развитии предприятия. В соответствии стеорией антикризисного финансового управления каждое появившееся кризисноеявление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственнымциклом предприятия, но и порождает новые сопутствующие ему кризисные финансовыеявления. Поэтому, чем раньше будут включены антикризисные механизмы по каждомудиагностированному кризисному явлению, тем большими возможностями квосстановлению нарушенного финансового равновесия будет располагатьпредприятие.
Адекватность реагированияпредприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемаясистема механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своейчасти связана с финансовыми затратами или потерями, вызванными сокращениемобъемов операционной деятельности, приостановлением реализации инвестиционныхпроектов и т.п. При этом уровень этих затрат и потерь находится в прямойзависимости от целенаправленности механизмов такой нейтрализации и масштаба ихиспользования. Поэтому «включение» отдельных механизмов нейтрализацииугрозы банкротства должно исходить из реального уровня и быть адекватным этомууровню. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (еслидействие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданновысокие расходы (если действие механизма избыточно для данного уровня угрозыбанкротства).
Полная реализациявнутренних возможностей выхода предприятия их кризисного финансового состояния.В борьбе с угрозой банкротства, особенно на ранних стадиях ее диагностики,предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовыевозможности. Опыт показывает, что при нормальных маркетинговых позицияхпредприятия угроза банкротства полностью может быть нейтрализована внутреннимимеханизмами антикризисного финансового управления и в пределах финансовыхвозможностей предприятия. Только в этом случае предприятие может избежатьболезненных для него реорганизационных процедур.
Использование принеобходимости соответствующих форм санации предприятия для предотвращения егобанкротства. Если угроза банкротства диагностирована лишь на поздней стадии иносит катастрофический характер, а механизмы внутренней ее нейтрализации непозволяют достичь необходимого эффекта в восстановлении финансового равновесияпредприятия, оно должно инициировать свою санацию, избрав для этого наиболееэффективные ее формы. Такая мера принимается как крайняя в системе мероприятийпо антикризисному управлению предприятием в целях предотвращения его реальногобанкротства.
Рассмотренные принципыслужат основой организации антикризисного финансового управления предприятиемпри угрозе банкротства.
Основной цельюантикризисного финансового управления является разработка и реализация мер,направленных на быстрое возобновление платежеспособности и восстановлениедостаточного уровня финансовой устойчивости предприятия, обеспечивающие еговыход их кризисного финансового состояния.
С учетом этой цели напредприятии разрабатывается специальная политика антикризисного финансовогоуправления при угрозе банкротства.
Политика антикризисногофинансового управления представляет собой часть общей финансовой стратегиипредприятия, заключающейся в разработке системы методов предварительнойдиагностики угрозы банкротства и «включении» механизмов финансовогооздоровления предприятия, обеспечивающих его выход их кризисного состояния.
Реализация политикиантикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротствапредусматривает:
Осуществление постоянногомониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаруженияпризнаков его кризисного развития. В этих целях в системе общего мониторингафинансового состояния предприятия выделяется особая группа объектов наблюдения,формирующая возможное «кризисное поле», реализующее угрозу егобанкротства. В процессе наблюдения используются как традиционные, так испециальные показатели — «индикаторы кризисного развития».
Определение масштабовкризисного состояния предприятия. При обнаружении в процессе мониторингасущественных отклонений от нормального хода финансовой деятельности,определяемого нарушениями его финансовых показателей, выявляются масштабыкризисного состояния предприятия, т.е. его глубина с позиций угрозыбанкротства. Такая идентификация масштабов кризисного состояния предприятияпозволяет осуществлять соответствующий селективный подход к выбору системымеханизмов защиты от возможного банкротства.
Исследование основныхфакторов, обуславливающих кризисное развитие предприятия. Разработка политикиантикризисного финансового управления определяет необходимость предварительнойгруппировки таких факторов по основным определяющим признакам; исследованиестепени влияния отдельных факторов на формы и масштабы кризисного финансовогоразвития; прогнозирование развития факторов, оказывающих такое негативноевлияние.
Формирование системыцелей выхода предприятия из кризисного состояния, адекватных его масштабам.Цели антикризисного финансового управления конкретизируются в соответствии смасштабами кризисного состояния предприятия. Они должны учитывать также прогнозразвития основных факторов, определяющих угрозу банкротства предприятия. Сучетом этих условий финансовый менеджмент на данном этапе может быть направленна реализацию трех принципиальных целей, адекватных масштабам кризисногосостояния предприятия:
устранениенеплатежеспособности предприятия;
восстановление финансовойустойчивости предприятия (обеспечение его финансового равновесия вкраткосрочной перспективе);
изменение финансовойстратегии с целью обеспечения устойчивого экономического роста предприятия(достижение его финансового равновесия в долгосрочной перспективе).
Выбор и использованиедейственных внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия,соответствующих масштабам его кризисного финансового состояния. Внутренниемеханизмы финансовой стабилизации призваны обеспечить реализацию срочных мер повозобновлению платежеспособности и восстановлению финансового равновесияпредприятия за счет внутренних резервов. Эти механизмы основаны напоследовательном использовании определенных моделей управленческих решений,выбираемых в соответствии со спецификой хозяйственной деятельности предприятияи масштабами его кризисного развития. В системе антикризисного финансовогоуправления предприятием этому направлению политики уделяется первостепенноевнимание.
Выбор эффективных формсанации предприятия. Если масштабы кризисного финансового состояния предприятияне позволяют выйти из него за счет реализации внутренних методов и финансовыхрезервов, предприятие вынуждено прибегнуть к внешней помощи, которая обычнопринимает форму его санации. Санация предприятия может проводиться как до, таки в процессе производства само может выступить инициатором своей санации ивыбора ее форм. В процессе санации необходимо обосновать выбор наиболееэффективных ее форм (включая формы, связанные с реорганизацией предприятия) стем, чтобы в возможно более короткие сроки достичь финансового оздоровления ине допустить объявления банкротства предприятия.
Обеспечение контроля зарезультатами разработанных мероприятий по выводу предприятия из финансовогокризиса. Учитывая важность реализации разработанных мероприятий для последующейжизнедеятельности предприятия, такому контролю уделяется первостепенноевнимание. Он возлагается, как правило, непосредственно на руководителейпредприятия. Основная часть этих мероприятий контролируется в системеоперативного контролинга, организованного на предприятии. Результаты контроляпериодически обсуждаются с целью внесения необходимых корректив, направленныхна повышение эффективности антикризисных мер.
2.3. Специальные методыоценки влияния отдельных факторов на кризисное финансовое развитие предприятия
Используются следующиеосновные методы:
Полный комплексный анализфинансовых коэффициентов. При осуществлении этого анализа существеннорасширяется круг объектов «кризисного поля», а также системапоказателей-индикаторов возможной угроза банкротства;
корреляционный анализ.Этот метод используется для определения степени влияния отдельных факторов нахарактер кризисного финансового развития предприятия. Количественно степеньэтого влияния может быть измерена с помощью одно– или многофакторных моделейкорреляции. По результатам такой оценки проводится ранжирование отдельныхфакторов по степени их негативного воздействия на финансовое развитиепредприятия;
СВОТ – анализ (SWOT-analysis). Название этого метода представляетаббревиатуру начальных букв терминов, характеризующих объекты этого анализа:
S – Strength (сильные стороны предприятия)
W – Weakness (слабые стороны предприятия)
O – Opportunity (возможности развития предприятия)
T – Treat (угрозы развитию предприятию).
Основным содержанием СВОТ-анализаявляется исследование характера сильных и слабых сторон предприятия в разрезеотдельных внутренних эндогенных факторов, а также позитивного или негативноговлияния отдельных внешних (экзогенных) факторов, обуславливающих кризисноефинансовое развитие предприятия.
Результаты СВОТ-анализапредставляются обычно графически по комплексному исследованию влияния основныхфакторов (табл. 1).
Таблица 1 аналитическая«Модель Альтмана».
/>
Она представляется собойалгоритм интегральной оценки угрозы банкротства предприятия, основанный накомплексном учете важнейших факторов, диагностирующих кризисное финансовое егосостояние. На основе обследования предприятий-банкротов Э. Альтман определилкоэффициенты значимости отдельных факторов в интегральной оценке вероятностибанкротства. Модель Альтмана имеет следующий вид:
Z = 1,2*X1 + 1,4*X2 + 3,3*X3 + 0,6*X4 + 1,0*X5
где Z — интегральный показательуровня угрозы банкротства («Z-счет Альтмана»);
X1 — отношениеоборотных активов (рабочего капитала) к сумме всех активов предприятия;
X2 — уровеньрентабельности капитала;
X3 — уровеньдоходности активов;
X4 —коэффициент соотношения собственного и заемного капитала;
X5 —оборачиваемость активов (в числе оборотов).
Уровень угрозыбанкротства предприятия в модели Альтмана оценивается по следующей шкале:Значение показателя «Z» Вероятность банкротства До 1,8 Очень высокая 1,81–2,70 Высокая
2,71–2,99
3,00 и выше
Возможная
Очень низкая
Несмотря на относительнуюпростоту использования этой модели для оценки угрозы банкротства, в нашихэкономических условиях она не позволяет получить достаточно объективныйрезультат. Это вызывается различиями в учете отдельных показателей, влияниеминфляции на их формирования, несоответствием балансовой и рыночной стоимостиотдельных активов и другими объективными причинами, которые определяютнеобходимость корректировки коэффициентов значимости показателей, приведенных вмодели Альтмана, и учета ряда других показателей оценки кризисного развитияпредприятия.
Заключение
В условиях нестабильнойэкономики, замедления платежного оборота, недостаточной квалификации менеджерови их приверженности к агрессивным формам осуществления финансовой деятельностиинститут банкротства получает все большее распространение. Оно являетсяпредметом обширного государственного регулирования в силу отрицательныхпоследствий деятельности финансово несостоятельных предприятий для развитияэкономики страны в целом. Эти отрицательные последствия характеризуютсяследующими отрицательными моментами:
финансово несостоятельноепредприятие генерирует серьезные финансовые риски для успешно работающихпредприятий — его партнеров, нанося им ощутимый экономический ущерб в процессесвоей деятельности. Это снижает общий потенциал экономического развития страны;
финансово несостоятельноепредприятие осложняет формирование доходной части государственного бюджета ивнебюджетных фондов, замедляя реализацию предусмотренных программэкономического и социального развития;
неэффективно используяпредоставленные ему кредитные ресурсы в товарной и денежной форме, финансовонесостоятельное предприятие влияет на снижение общей нормы прибыли на капитал,используемый в сфере предпринимательства;
вынуждено сокращая объемысвоей хозяйственной деятельности в связи с финансовыми трудностями, такиепредприятия генерируют сокращение численности рабочих мест и количества занятыхв общественном производстве, усиливая тем самым социальную напряженность встране.
Списокиспользованной литературы
Антикризисное управление предприятиями и банками:Учеб.-практ. пособие. – М.: Дело, 2001.– 840 с.
Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. Т.2.– К.: Ника–Центр,2009.– 512 с.
Телюкина М. В. Комментарий к Федеральному Закону «Онесостоятельности (банкротстве)»/ Отв. ред. проф. А. Ю. Кобалкин. – М.:Издательство БЕК, 2008. – 510 с.
Колпаков В. В. Антикризисные стратегии бизнеса. Практическоепособие.– Новосибирск: Экор–книга, 2002.–128 с.
Парыгин Ю. П. О банкротстве отсутствующих должников // Аваль– 2001– № 4– с.27-29.
Зайцева О. П. Антикризисный менеджмент в российской фирме //Аваль – 2008 – № 11-12 – с. 66-73.
Терещенко О. В., Гладков И. В. Банкротство в современнойРоссии: сущность и состояние законодательства // Аваль – 2001 – № 2 – с.76-78.
Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: Учебник.– М.: Финансы истатистика, 2004.–224с.: ил.