Содержание
Введение
1 Понятие и этапы функционально-стоимостного анализа
1.1 Понятие функционально-стоимостного анализа
1.2 Этапы функционально-стоимостного анализа
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Развитиетеории ФСА нашло широкое применение в отраслях машиностроения,электротехнической и электронной промышленности. Это связано с системностьюметода, ставящего своей задачей в каждом конкретном случае выявить структурурассматриваемого объекта, разложить его на простейшие элементы, дать имдвойственную оценку (со стороны потребительной стоимости — интегрального качестваи со стороны стоимости затрат на исследования, производство и эксплуатацию). Всилу своей системности ФСА позволяет выявить в каждом изучаемом объектепричинно-следственные связи между, качеством — эксплуатационно-техническимихарактеристиками и затратами. На основе этого создаются основания дляисключения механических методов планирования затрат от достигнутого уровня,установления нормативов на основе сложившегося уровня трудоемкостисебестоимости и расхода материалов.
ДостоинствомФСА является наличие достаточно простых расчетных и графических методов,позволяющих дать двойственную количественную оценку выявленныхпричинно-следственных связей. Это достоинство ставит ФСА в ряд наиболееэффективных методов анализа не только технических, но и производственно-экономическихсистем, структур, методов организации и планирования, управления производствоми научными исследованиями. Однако работы по ФСА проводятся в отрыве отэкономических расчетов на предприятиях и в объединениях. Поэтому экономическиенормативы действующего производства не охвачены функциональным подходом,базируются на предметном экономическом анализе, планировании от достигнутогоуровня.
Методическиеположения ФСА изделий и технологии проработаны достаточно глубоко, базируютсяна единых принципах сходных приемах и одинаковых количественных оценках.Рассмотрим содержание и основные этапы ФСА изделий и технологических процессов,возможности их применения и корректировки для использования в экономическихрасчетах.
ФСАопределяется как метод комплексного технико-экономического исследования функцийобъекта, направленный на оптимизацию соотношения между качеством исполнениязаданных функций и затратами на их осуществление. Иногда этот метод называютанализом затрат на основе потребительной стоимости. ФСА базируется напредположении о том, что в каждом объекте, системе, подлежащих анализу,сосредоточены как необходимые в соответствии с существующим развитиемпроизводства, так и излишние затраты.
В основеФСА лежит функциональный подход в отличие от наиболее распространенного внастоящее время при анализе затрат предметного подхода. При предметном подходерешается вопрос, как снизить затраты на элемент, узел, прибор или систему вцелом. При функциональном подходе прежде всего рассматривается состав необходимыхпри эксплуатации оборудования или других объектом функций, задач, целей. Толькопосле этого выявляются возможные способы конструктивной, технологической илиорганизационной реализации элементов — узлов и блоков оборудования, операцийтехнологического или производственного процесса, подразделений предприятий иобъединений. Это позволяет либо выявить в рассматриваемой системе не несущиефункциональной нагрузки элементы, либо совместить в одном элементе выполнениеразличных функций, решение нескольких задач.
Функционально-узловойметод проектирования уже длительное время применяется в радиоэлектроннойпромышленности и ряде других отраслей машиностроения. Функциональный подход присовершенствовании организации и управления производством используется недостаточно.В современных условиях совершенствования хозяйственного расчета иинтенсификации он должен быть основным, что позволит упростить производственнуюструктуру отраслей и предприятий, исключить из- лишнее с точки зрения ихработоспособности и целевой направленности звенья как в промышленности в целом,так и отдельных производственных и научных объединениях.
Функциональныйподход позволяет проводить экономический анализ конструкций и технологииизготовления приборов и оборудования с точки зрения интересов потребителя.Потребителя, в свою очередь, интересуют не предметы и изделия как таковые, авыполняемые ими функции. С помощью функционального подхода можно болеесистематизировано и логично оценить связи в таких системных процессах, какповышение эффективности производства, внедрение новой техники и технологии,специализация и кооперирование предприятий, техническое перевооружениепроизводства и др.
1 Понятие и этапыфункционально-стоимостного анализа
1.1 Понятие, сущность и объектыфункционально-стоимостного анализа
Вэкономической литературе отмечают взаимосвязь стратегии маркетинга и стратегииФСА. Стратегия ФСА развивает стратегию маркетинга, так как является эффективнымметодом исследования технико-экономических характеристик товаров, и их функциональныхвозможностей.
Подфункционально-стоимостным анализом понимают метод комплексного системногоисследования стоимости и характеристик продукции, включая функции и ресурсы,задействованные в производстве, деятельность по продаже, доставке, техническойподдержке, оказанию услуг, а также по обеспечению качества. Данный методнаправлен на оптимизацию соотношения между качеством, полезностью функцийобъекта и затратами на их реализацию на всех этапах его жизненного цикла.
Целииспользования функционально-стоимостного анализа на предприятии могутразличаться в зависимости от объекта исследования. Если объектом исследованиябудет выступать подразделение предприятия, например отдел маркетинга, то цельисследования будет состоять в достижении улучшений в работе отдела попоказателям стоимости, трудоемкости и производительности. Если в качествеобъекта исследования рассматривать качество продукции предприятия, то целямиФСА будут: на стадиях научно-исследовательской работы и опытно-конструкторскихразработок — предупреждение возникновения излишних затрат, на стадияхпроизводства и эксплуатации объекта — сокращение или исключение неоправданныхзатрат и потерь. Конечной целью ФСА является поиск наиболее экономичных с точкизрения потребителя и производителя вариантов того или иного практическогорешения.
Соответственноразличают и задачи ФСА по объектам исследования. В первом случае анализируетсядеятельность персонала отдела маркетинга и определяется стоимость исполненияфункций управления, исследуется эффективность использования трудовых ресурсовотдела, выявляются источники повышения производительности труда, устранения«узких мест» в управлении и др. Во втором случае основными задачами будутследующие: снижение материалоемкости, трудоемкости, энергоемкости и фондоемкостипродукции, повышение качества продукции, обеспечение сокращения расходов наулучшение качества продукции за счет полного или частичного исключения излишнихзатрат на малоэффективные мероприятия.
ОбъектамиФСА могут быть:
—организационные и управленческие процессы и структуры, построение(совершенствование) организационной структуры, распределение задач, прав иответственности в системе управления подразделением, создание условий дляэффективной работы сотрудников служб;
— качествопродукции (выявление резервов повышения качества продукции, достиженияоптимального состояния «качество — цена»);
—конструкция изделия (на стадиях проектирования, подготовки производства,непосредственно в процессе изготовления), все виды технологической оснастки иинструментов, специальное оборудование и специальные материалы;
—технологический процесс (на стадиях разработки технологической документации,технологической подготовки производства, организации и управленияпроизводством), и иные процессы производства (заготовительные, обработочные,сборочные, контрольные, складские, транспортные).
Функционально-стоимостнойанализ позволяет выполнить следующие виды работ:
- определить уровень (или степень) выполнения различныхбизнес-процессов на предприятии, в том числе эффективность управлениямаркетингом и управления качеством продукции;
- обосновать выбор рационального варианта технологии реализациибизнес-планов;
- провести анализ функций, выполняемых структурными подразделениямипредприятия;
- обеспечить высокое качество продукции;
- проанализировать интегрированное улучшение результатовдеятельности предприятия и др.
Мненияразличных авторов, освещающих в своих работах методологию проведения ФСА,свидетельствуют о том, что:
1)отсутствует единая методика ФСА, пригодная для всех направлений и всех объектовисследования;
2) передтем как принять решение о применении ФСА необходимо проанализировать основныефакторы, влияющие на процесс и методику реализации этого метода:
- направления проведения ФСА (система управления предприятием,система управления структурным подразделением — отдел маркетинга, качествопродукции);
- объект исследования и его жизненный цикл;
- цели и задачи проведения метода;
- объем финансирования проведения исследования с применением ФСА;
- квалификация специалистов, проводящих ФСА.
Специалисты,осуществляющие ФСА должны обладать высоким уровнем развития абстрактногомышления и творческого (научно-технического) воображения. Данныеиндивидуально-психологические характеристики способствуют увеличению разнообразияальтернатив при принятии управленческих решений.
1.2 Этапы функционально-стоимостного анализа
Важноеусловие эффективного применения ФСА — четкая последовательность его проведения,включающая в себя несколько взаимоувязанных этапов. Эта последовательностьдолжна носить обязательный характер: приступать к очередному этапу нельзя, невыполнив полного объема работ предыдущего этапа. Как показывает изучение опытаФСА, работы по его организации и проведению предусматривают следующие основныеэтапы:
— подготовительный(выбирается объект исследования, определяются цели);
— информационный (осуществляется сбор информации об объекте и его аналогах);
— аналитический (служит для определения и анализа функций, минимального уровнязатрат на выполнение функций);
— творческий (осуществляется поиск идей и вариантов решений, обеспечивающихликвидацию вредных и нейтральных, совмещение полезных функций и удешевлениеобъекта);
— исследовательский (оценка, обсуждение, отбор рациональных вариантов);
— рекомендательный (рассмотрение соответствующими службами, отработаннойинформации, обсуждение и оформление рекомендаций по результатам ФСА);
— внедрение(внедрение выбранного варианта осуществляется в ходе реализации плана повышенияэффективности).
Подготовительныйэтап: основная задача — выбор объектаанализа, определение сроков проведения и назначения исполнителей, подготовкаперечня необходимых материалов. Данный этап включает:
· обучение специалистов основам ФСА;
· выбор объекта анализа с соответствующим технико-экономическимобоснованием;
· определение конкретных задач и целей анализа;
· подготовка перечня информационных материалов об объекте и заданийпо их получению;
· составление и обсуждение плана проведения анализа конкретногообъекта;
· издание приказа, утверждающего рабочий план проведения ФСА, срокивыполнения работы, состав исполнителей.
Работу наэтом этапе следует проводить в две стадии. На первой обеспечивается готовностьколлектива к применению ФСА, создается временная рабочая группа из специалистовданного предприятия и формулируется цель для данного конкретного случая. Навторой стадии происходит выбор конкретных объектов анализа, привязка общихоснов и методологии ФСА к решению определенных проблем, тщательный анализхозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
Выборобъекта ФСА может идти двумя путями. Первый — это использование метода длярешения острых проблем, которые явно видны руководству предприятия исдерживают, по общему мнению, получение более высоких производственныхрезультатов. Второй путь — более углубленное исследование при выборе объектаФСА, использование метода при разработке новой схемы формирования и движенияФП.
Информационныйэтап направлен на сбор, систематизацию ивсестороннее изучение информации по исследуемому объекту; он включает следующийперечень работ:
· сбор и систематизация оптимального количества информации опроцессах и средствах создания объекта анализа и его аналогах;
· изучение объектов анализа, его аналогов и затрат на их создание ифункционирование;
· составление структурной модели объекта анализа, раскрывающейвзаимосвязи его элементов, определение затрат и их структуры на стадияхразработки, производства и использования объекта ФСА.
Составинформации, необходимой для проведения ФСА, охватывает изучение количественныхи качественных характеристик объекта исследования и оптимизации.
Задачейследующего, аналитического, этапа является анализ функций изатрат на их осуществление как по объекту ФСА в целом, так и по составляющимего элементам. Данный этап предусматривает:
· формулирование всех возможных функций объекта анализа и егосоставных частей;
· группировка функций на основные, вспомогательные, ненужные,построение функциональной модели объекта, оценка значимости функций;
· оценка затрат, связанных с осуществлением выявленных функций,сопоставление значимости функций и затрат на их реализацию, выделениефункциональных зон.
Основнымназначением аналитического этапа является определение наиболее важных задач повыдвижению идей и вариантов решений для совершенствования исследуемого объекта,исходя из его функций и затрат на их осуществление. При этом исследованиеобычно начинается непосредственно с анализа объекта ФСА в целом. Проводитсяболее глубокое изучение объекта с тем, чтобы из всего комплекса проблем,связанных с его оптимизацией, выделить те, решение которых принесет наибольшийэкономический эффект. Для этого работы на данном этапе проводятся в следующейпоследовательности:
· составляется структурная схема объекта ФСА;
· анализируются функции и строится функциональная структура объекта;
· производится оценка функций объекта и обосновывается очередностьпроведения ФСА;
· строится функционально-стоимостная диаграмма значимости функцийобъекта и затрат на их осуществление.
Творческийэтап: основная задача — разработка вариантовупрощения, улучшения объекта ФСА, обсуждение различных предложений по этомуповоду и отбор из них наиболее экономичных и реальных. Перечень работ:уточнение направления и задач поиска новых решений, выработка предложений посовершенствованию объекта, анализ и предварительный отбор предложений дляреализации, их систематизация.
Основноеназначение творческого этапа состоит в обеспечении комбинирования тех знаний итого опыта, которые бы дали возможность найти наиболее оптимальные решения. Эточрезвычайно сложно. Редко отдельные элементы комбинации равнозначны. Вбольшинстве случаев решение зависит от комбинации немногих решений, в то времякак остальные элементы неизбежно будут вытекать из полученной комбинации. ФСАпоказывает, что выполнение той или иной функции нередко возможно более чемдесятью принципиально различными путями. При этом половина из них не даютоптимального решения. Появление инноваций часто обусловлено не новыми научнымизнаниями, а в большинстве случаев является новыми комбинациями давно известныхрешений. Этот этап начинается с уточнения направления поиска новых решений, врезультате чего разрабатывается несколько вариантов отличного от существующегоисполнения требуемых функций.
Врезультате проведения следующего, исследовательского этапа,осуществляется отбор из числа предложенных на творческом этапе вариантовнаиболее рациональных. Основными задачами данного этапа являются:предварительная оценка выдвинутых вариантов предложений с целью исключениянецелесообразных, рассмотрение вариантов совместно со специалистамизаинтересованных служб, ранжирование и отбор наиболее рациональных вариантовдля рассмотрения их на следующем этапе.
Рекомендательныйэтап — разработка рекомендаций посовершенствованию объекта ФСА и принятие обоснованных решений по их реализации- предусматривает: проведение соответствующими службами экспертизы отобранныхна предшествующем этапе предложений, представление рекомендаций на обсуждениеруководству и руководящим органам по ФСА, оформление рекомендаций по окончательномурешению с технико-экономическими расчетами, составление и утверждение плана-графикавнедрения рекомендаций.
Этапвнедрения: утверждение руководствомплана-графика внедрения. Разработка и составление соответствующей документациио внедрении. Внедрение полученных результатов. Оценка полученных результатов.
Такимобразом, для ФСА характерно последовательное, поэтапное выполнение работ,начиная с выбора объекта анализа и сбора имеющейся информации и заканчиваявыработкой предложений по изменению исследуемого объекта, направленных наснижение затрат.
ПроведениеФСА возлагается на творческий коллектив, включающий специалистов, владеющихосновами ФСА (постоянная исследовательская группа), руководителей отделов ислужб, а также передовых рабочих-рационализаторов и ведущих специалистовпредприятий (временная исследовательская группа). Координацию деятельностипостоянной и временной групп осуществляет центральная группа ФСА, котораяодобряет принятые решения и рекомендует их к внедрению.
Заключение
Итак, функционально-стоимостнойанализ — довольно сложный процесс. В отличие от предметного подхода (в томчисле бухгалтерского учета), ФСА предполагает использование и такихнеопределенных факторов как субъективное восприятие и понимание проблемы.Однако, несмотря на сравнительно недавнее появление ФСА эта область ужедостаточно хорошо изучена в основном благодаря математикам.
ФСА — этоновый шаг в экономике — анализ полезности вещи. Т.е. он изучает вещь, а равно иновые услуги, идеи и др., с точки зрения ее функциональности, где вся вещьразбивается на много функций, которые она в себе несет. Эти функции могут бытьполезными и бесполезными, и даже вредными. Искусство ФСА состоит в том, чтобыразделить эти функции одну от другой, уметь их систематизировать и изучать ужекак единственную, также и во взаимосвязи с соседними функциями, и как наизменение одной из них отреагирует система в целом. Зная каждые функции можнозапросто, в пределах возможного поменять одну, полезную, или убрать вредную, ивсе это в совокупности направит как на потребителя, с точки зрения пониженияцены, так и на производителя, с точки зрения понижения себестоимости, а значити увеличения объема выпуска.
Однако всеэто связано с определенного рода трудностями, связанными в первую очередь с самойприродой функционального подхода.
Список использованной литературы
1. Бджола В.Д. Научно-образовательный и прикладной журнал «Финансовыеисследования», выпуск № 2, 2002 г.
2. Гордашникова О.Ю. Функционально-стоимостной анализ качествапродукции и управления маркетингом на предприятии. – М.: Издательство«Альфа-Пресс». 2006 г.
3. Кукукина И.Г. Управленческий учет: Учеб. пособие. – М.: Финансы истатистика, 2005 г.
4. Соколова Н.А., Каверина О.Д. Управленческий анализ: Учеб. пособие.– М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2007 г.
5. Фольмут Х.И. «Инструменты контроллинга от А до Я» — М.: «Финансы истатистика», 2001 г.