Содержание
Введение
1. Понятие и сущность холдинговых структур
1.1 Теоретические основы холдинговых структур
1.2 Финансовая политика РФ и холдинговые структуры
2.Регулирование деятельности холдингов в России
2.1 Государственное управление холдингами
2.2 Организация государственного контроля за деятельностьюхолдингов
3. Отечественный опыт деятельности холдингов, основныепроблемы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Характерными чертамисовременной ситуации в российскомобществе являются нестабильность его экономической сферы инеустойчивость развития рыночных отношений, проявившиеся уже в результатепроведения реформ.
Холдинговая компания — это система коммерческих организаций, которая включает в себя «управляющуюкомпанию», владеющую контрольными пакетами акций и/или паями дочерних компаний,и дочерние компании. Управляющая компания может выполнять не толькоуправленческие, но и производственные функции.
Дочерним же признаётсяхозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным)хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия вуставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либоиным образом (п. 1 ст.105 ГК; п. 2 ст. 6 Закона об акционерных обществах; п.2ст. 6 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
Холдинговые компаниидемонстрируют свою жизнеспособность и, в сущности, становятся буфером междумакро- и микроэкономикой. В частности, рыночная экономика не мыслима безразвития инвестиционных процессов как в макро- так и микроэкономику. И преодолениеинвестиционного дефицита, осуществление инвестиционного прорыва становитсявозможным при создании холдинговых компаний.
Особенность деятельностихолдинговых компаний является установление оптимального соотношенияцентрализованного управления и свободы действия входящих в него предприятий,разграничения сфер влияния, границ вмешательства и не вмешательства вдеятельность друг друга.
1. Понятие и сущностьхолдинговых структур
1.1 Теоретические основыхолдинговых структур
Холдинг — совокупностьдвух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собойотношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников(головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе праваголовной компании определять принимаемые ими решения. В холдинг могут входитькоммерческие организации различных организационно-правовых форм, если иное неустановлено федеральными законами Федеральный закон РФ “О холдингах.
Холдинг принципиальносвободен в выборе своей правовой формы, а также местонахождения (домициля).Долевое участие не ограничивается долями с правом голоса или участием вкапитале предприятий с различными правовыми формами.
Холдинговые отношениямогут возникать при наличии хотя бы одного обстоятельства:
преобладающего участияголовной компании, являющейся хозяйственным обществом или хозяйственнымтовариществом, в капитале других юридических лиц, также являющихсяхозяйственными обществами или хозяйственными товариществами, с оформлениемпутем внесения записей в реестр акционеров (записи по счету депо) или в уставучастника холдинга о владении акциями (долями), обеспечивающими преобладающееучастие в капитале участника холдинга, либо внесения записи в уставхозяйственного общества — участника холдинга о праве головной компании даватьему обязательные указания, либо вступления в силу договора о таком праве междуучастником холдинга и головной компанией. Под преобладающим участием в капиталехозяйственного общества (головной компании, участника холдинга) понимаетсявладение собственником, головной компанией акциями (долями) в размере,позволяющем в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставомобщества предопределять любые решения, принимаемые указанным хозяйственнымобществом Федеральный закон РФ “О холдингах;
договора о созданиихолдинга между головной компанией и участниками холдинга или договора междуголовной компанией и участниками (учредителями, акционерами, товарищами) другихюридических лиц — участников холдинга;
решения собственниковимущества, если все участники холдинга являются государственными унитарнымипредприятиями, а также акционерными обществами с контрольным пакетом акций,закрепленным в государственной собственности, и внесения соответствующихзаписей в уставы участников холдинга.
Участник холдинга неможет иметь преобладающего участия в уставном капитале головной компании.Участник холдинга (кроме головной компании) не может иметь преобладающегоучастия в уставном капитале другого участника (за исключением случаев возникновенияхолдинга в силу договора).
Дочерние хозяйственныеобщества головной компании входят в холдинг и могут выйти из холдинга тольковместе с головной компанией.
Моментом возникновенияхолдинговых отношений считается Федеральный закон РФ “О холдингах:
внесение записи в реестракционеров акционерного общества (запись по счету депо) о владении акционерами(участниками) акциями (долями), обеспечивающими им преобладающее участие вкапитале участника холдинга;
вступление в силусоответствующего договора для холдингов, образованных в соответствии сдоговором;
внесение соответствующихизменений в уставы участников холдинга, являющихся унитарными предприятиями, наосновании решения, принятого собственником имущества указанных предприятий.
Ликвидация холдингаосуществляется в случаеФедеральный закон РФ “О холдингах:
вступления в законнуюсилу решения суда о признании недействительным договора о создании холдинга;
ликвидации головнойкомпании или всех участников холдинга по основаниям, предусмотренным законодательствомРоссийской Федерации; отчуждения головной компанией всех пакетов акций, долейучастников холдинга, обеспечивающих преобладающее участие в ихкапитале; расторжения (прекращения) договора между участниками о созданиихолдинга;
прекращения договорамежду головной компанией и акционерами (участниками, товарищами) другихюридических лиц — участников холдинга; отмены решения (правового акта),принятого в пределах своей компетенции собственником имущества унитарногопредприятия, если все участники холдинга являются унитарными предприятиями.
Договор о созданиихолдинга должен определять:
наименование холдинга;
цель создания холдинга иосновные виды его деятельности;
реквизиты головнойкомпании;
порядок осуществленияголовной компанией функций управления холдингом;
обязательства участниковхолдинга по объединению их активов в целях обеспечения его деятельности;
срок действия договора;
условия вхождения вхолдинг и выхода из холдинга;
порядок ликвидациихолдинга;
иные установленныенастоящим Федеральным законом положения.
Холдинги, приобретающиестатус консолидированной группы налогоплательщиков по федеральным налогам исборам, подлежат государственной регистрации Федеральный закон РФ “О холдингах.
Государственнаярегистрация холдингов, приобретающих статус консолидированной группыналогоплательщиков, осуществляется федеральным органом исполнительной власти,уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее — уполномоченныйгосударственный орган). Уполномоченный государственный орган ведет единый банкданных — государственный реестр холдингов, содержащий все необходимые сведенияо государственной регистрации холдингов.
Порядок государственнойрегистрации холдинга устанавливается Правительством Российской Федерации.
Управление в холдингеосуществляется головной компанией Федеральный закон РФ “О холдингах.
Управление в холдинге — осуществление головной компанией действий по управлению собственностью,контрольными пакетами акций (долей), инвестиционной ипроизводственно-хозяйственной деятельностью юридических лиц, входящих вхолдинг, а также иных предусмотренных нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации действий.
Участники холдинга ненесут ответственность по долгам головной компании Федеральный закон РФ “О холдингах.
Головная компания,которая имеет право давать участнику холдинга обязательные для исполнения имуказания, отвечает солидарно с участником холдинга по сделкам, заключеннымучастником холдинга во исполнение таких указаний.
В случаенесостоятельности (банкротства) участника холдинга по вине головной компаниипоследняя несет субсидиарную ответственность по его долгам. Несостоятельность(банкротство) участника холдинга считается происшедшей по вине головнойкомпании только в случае, если головная компания использовала право даватьучастнику холдинга обязательные для исполнения им указания в целях совершенияучастником холдинга действия, заведомо зная, что вследствие этого наступитнесостоятельность (банкротство) участника холдинга.
1.2 Финансовая политикаРФ и холдинговые структуры
В сложных условиях,возникших в результате финансового кризиса в России, необходимость проведенияэффективной финансовой политики предстает как одна из главных и неотложныхзадач. Она имеет и глобальный аспект: экономическая дестабилизация в странеприобретает угрожающий характер. Реального успеха финансовой политики можнодобиться только при наличии политической воли, отлаженного аппарата управления,политико-идеологической и пропагандистской поддержки. Для реализации программыфинансовой политики необходимы энергичные, акцентированные шаги и созданиедостаточно стройной системы органов управления. В последнее время на основенакопившегося за несколько лет опыта выдвигается положение о том, что ключевымэлементом финансовой стратегии России должен стать курс на созданиевертикально-интегрированных компаний — холдингов.
Вместе с тем, сторонникивысказанной идеи полагают, что реализация национальной программы финансовойполитики столкнется с противодействием влиятельных внешних и внутренних кругови представителей интересов различных групп. Очевидно не все необходимыепредпосылки успешной финансовой политики имеются на сегодняшний день. В связи сэтим могут быть предложены различные тактические подходы. Предлагаетсявыделение трех вариантов или трех этапов финансовой политики России — паллиативного, умеренно-радикального и радикального.
Паллиативный вариантпредставляет собой исходную ступень реализации национальной программыфинансовой политики. На этом этапе мероприятия носят «ограниченный»,предварительный характер. Все прежние попытки финансовой политики носили либопаллиативный, либо скрытый характер, когда управление хозяйственными процессамиосуществлялось и неофициальными путями. Паллиативная политика не дастсущественного общехозяйственного результата. Ее цель -«спасение»ключевых хозяйственных комплексов, систем и объектов, которые станут опорнымипунктами дальнейших действий. На этом этапе могут быть сформированы командыуправления, опробованы основные механизмы и инструменты финансовой политики.Этот этап может рассматриваться как подготовительный.
Умеренно-радикальныйвариант финансовой политики предполагает глубоко эшелонированную системумероприятий в условиях определенной общеполитической поддержки. Он реализуетсяв целом на фоне существующей макроэкономической парадигмы: финансоваястабилизация, открытость и конвертируемость рубля. Целесообразно усилениедавления на «оффшорный» сектор экономики, возможны меры по усилениютаможенной защиты. Последнее, однако, немедленно столкнется с противодействиемзападных стран.
Главное отличиерадикального варианта финансовой политики от умеренного заключается вкардинальной смене макроэкономической парадигмы и означает переход кограничению конвертируемости, управляемой инфляции, «разделение» валютногокурса. Данный сценарий — наиболее последовательный и эффективный, посколькупозволяет остановить отток и распыление инвестиционных капиталов, поставить подконтроль основные финансовые потоки. Однако он столкнется с большимсопротивлением как в стране, так и за рубежом, вызовет трудноразрешимыепроблемы бюрократического характера.
В рамках технологииуправления финансовыми потоками хозяйственный комплекс представляется в виденаглядной картины товарно-финансовых потоков, формирования и распределениеприбылей и других процессов. При этом выделяются главные, определяющие потоки ипараметры. Этого обычно достаточно для наблюдения за текущей хозяйственнойситуацией на фирме.
2.Регулированиедеятельности холдингов в России
2.1 Государственноеуправление холдингами
Спецификагосударственного управления функционированием холдингов, определяется, прежде всего,высокой долей государственной собственности, повышенной значимостью этогосектора для государства, высокой степенью концентрации научно-техническогопотенциала на предприятиях, вошедших в финансово-промышленные группы. Исходя изэтого, возрастает значимость прямых методов управления холдингами со стороныгосударства.
Непосредственное участиев управлении холдингом зависит напрямую от доли государственной собственности вконсолидированном капитале холдинга. Таким образом, холдинги разделяются на двегруппы: созданные в добровольном порядке с долей государственной собственностив консолидированном капитале менее 25%, и образованные по Постановлению ПравительстваРФ исключительно из государственных предприятий с более высокой долей.
Альтернативнымипредложенному могут быть и другие условия управления и контроля государства надхолдингов:
создание холдингов изгосударственных предприятий с участием в ней уполномоченного банка, в обмен навнесение государством акций государственного холдинга или отдельных оборонныхпредприятий;
за счет передачи в трастцентральной (управляющей) компании холдингов имеющихся у государства акцийоборонных предприятий, в том числе и с правом последующего опциона;
управление временнозакрепленным за государством или приобретенным на фондовом рынке пакетом акцийпредприятия-участника холдингов;
участие государства вуправлении группой как обязательное требование к присвоению официальногостатуса холдингов.
Порядок применения этихусловий должен быть закреплен нормативным актом и доведен до сведенияинициаторов создания холдингов. Формами такого управления и контроля может бытьпередача государству определенного пакета акций холдингов, «золотойакции», введение в Совет директоров представителя Государства.
Сочетание в рамкаххолдингов государственного управления и контроля за деятельностью предприятий ичастного менеджмента позволяет решить задачу соблюдения интересов государства,как одного из главных заказчиков высокотехнологичной продукции, и участниковхолдингов, заинтересованных в стабильной прибыли за счет роста эффективностипроизводства.
2.2 Организациягосударственного контроля за деятельностью холдингов
Особенностью взаимоотношенийгосударства и формирующейся структуры национальной экономики в переходныйпериод стал, вопреки экономической логике, сугубо запретительный подход кформированию крупных интегрированных структур, что не соответствует мировомуопыту государственного экономического управления, опирающегося именно наподдержку крупных структур в приоритетных направлениях развития в сочетании смаксимальной либерализацией их деятельности. В связи с этим встает вопрос обадекватных мировому и отечественному опыту средствах контроля над высоко интегрированнымиструктурами.
Основой такого контролядолжен стать гибкий подход к введению ограничений на созданиефинансово-промышленных групп, участию в них финансово-кредитных иинвестиционных учреждений.
Основными принципами такогоподхода являются:
а) согласовательный, а неоднозначно запретительный характер ограничений;
б) возможностьформирования холдингов путем покупки акций участников или приобретения их втраст, заключения договора о совместной деятельности, создания совместногопредприятия в любой из форм акционерного общества, предусмотренных Гражданскимкодексом Российской Федерации, а также в любых организационных формах (холдинг,стратегический альянс, консорциум, концерн и т. д.);
в) учетинтернационализации рынка при введении антимонопольных ограничений надеятельность холдингов;
г) введение особогопорядка наложения ограничений на деятельность группы в момент регистрацииисходя из ее особенностей;
д) минимизацияограничений, налагаемых на формируемые имущественные отношения среди участниковгруппы.
В то же время,либерализация возможностей формирования и деятельности холдингов должна бытьсбалансирована мерами государственного контроля и возможностью введения санкцийв случае нарушения установленных правил.
Договорные отношениягосударства с холдингов, рассмотренные выше, могут рассматриваться какдейственный инструмент контроля за деятельностью этих структур. Сам механизмконтроля заложен в этих документах и добровольно принят обеими сторонам.Следовательно, возникает возможность создать максимально устраивающую всестороны организацию мониторинга за деятельностью обоих субъектов и включать темеры воздействия, которые соответствуют взаимным интересам. Результатом этогомониторинга должна стать периодическая оценка активности деятельности группы, втом числе и предоставленных государственных льгот.
Кроме того, этот механизмпозволяет осуществить выборочный, нестандартный подход к каждой отдельнойгруппе. Договор о партнерстве и взаимной ответственности, Договор о трасте — все эти документы позволяют контролировать и регулировать деятельность группыне только на законной основе, но и при обоюдном согласии.
Каждый из партнеровзаранее знает, какие условия он на себя принимает, как его действия будутотслеживаться, какую информацию он должен предоставить и на какие показателиориентироваться.
Это позволяет какгосударственным органам на основе совокупности договоров, так и отдельнымсубъектам договорных отношений с государством, планомерно строить своюдеятельность с расчетом на долгосрочную перспективу.
С точки зрения спецификиостальных механизмов контроля государства за такими группами, здесь речь должнаидти об обязательном участии представителя государства в аппарате управленияхолдингов с правом накладывать вето на управленческие решения, идущие вразрез сгосударственными интересами.
Очевидно, что получениеинформации непосредственно от заинтересованного субъекта может привести ксубъективной оценке ситуации и искажению истинного положения дел. В связи сэтим, целесообразно было бы задействовать и периодические независимыеаудиторские проверки деятельности субъекта государственного регулирования, инепосредственный контроль за деятельностью участников со стороны представителейгосударственной администрации в составе управляющих органов группы. Наосновании выявленных результатов могут вводиться следующие санкции надеятельность холдингов Томас Келлер Концепции холдинга -стр420.:
лишение статуса;
прекращение действиявведенных мер государственной поддержки;
лишение государственногозаказа;
наложение штрафа запричиненные убытки;
принудительнаядемонополизация в соответствии с мировыми нормами;
ограничения на ценыпродукции;
национализацияпредприятий;
3. Отечественный опытдеятельности холдингов, основные проблемы
Имеющийся опытдеятельности холдингов в России еще очень мал и не позволяет сделатьоднозначных и сколь-нибудь важных выводов о существенном (положительном илиотрицательном) влиянии групп на процессы стабилизации экономики и развитияпрогрессивных структурных сдвигов в промышленности. Это объясняется слишкомнепродолжительным периодом их работы и небольшим удельным весом в экономике.Так, объемы инвестиций и производства промышленной продукции в рамках холдинговне превышают пока 2-3% от уровня соответствующих показателей по России в целом.
Следует отметить, чтодеятельность холдингов в России на первом этапе их становления сталкивалась срядом объективных трудностей, тормозящих их дальнейшее развитие. Основнымипроблемами создания и функционирования холдингов, по мнению их участников,являются:
отсутствие нормативноустановленных полномочий центральной (управляющей) компании в сфере управлениядеятельностью участников групп;
отсутствие механизмов,навыков и опыта перспективного (стратегического) планирования деятельностикрупных структур, в том числе в аспекте маркетинга, менеджмента,финансирования, а также учета интересов федеральной и региональной политики;
сложное финансовоеположение многих участников, связанное в первую очередь, с производственным иинвестиционным кризисом в стране, с высоким уровнем инфляции;
отсутствие действеннойсистемы отношений с органами государственного управления, весомых мер поддержкисо стороны Правительства Российской Федерации.
Заключение
Процесс экономических реформв мировом сообществе, помимо России, сегодня охватил более 30 стран, и каждой из нихсвойственна определенная специфика, обуславливаемая характером стартовыхусловий, выбором пути реформирования и даже историческими инационально-культурными особенностями развития. Зарубежные экономисты подчассклонны расценивать кризисные явления позитивно, как стимулирующие процесс реформирования.Однако этот в большей степени характерно для стабильной рыночной экономике,осуществляющей, как правило, эволюционный переход из одного состояния в другое.Но в условиях переходного периода к рыночной экономике, когда еще неосуществлены ключевые реформы — «демонополизация и приватизация», глубокийкризис может «оказывать пагубное воздействие на сам экономический рост».
Особенность процессареформирования в России связана не только с существовавшей ранее принципиальноиной, плановой экономики, огромной территорией, с различной экономическойпотенциальной возможностью ее регионов, радикальностью перемен, но и с тем, чтопроведение экономической реформы было сопряжено с социально-политическимкризисом. Поэтому реформирование в России носит глобальный характер,затрагивает все области социально-экономических и политических отношений.Понятно, что «при многих переменных оптимизация действий одновременно вразличных областях реформирования практически недостижима».
Холдинговые компании создаютсякак в процессе преобразования государственных предприятий в акционерныеобщества, так и при объединении предприятий среднего и малого бизнеса. С ихпомощью устраняются многие негативные моменты в макросфере, образовавшиеся врезультате разрушения хозяйственных связей, улучшается координация ирегулирование деятельности всех, входящих в состав холдинга предприятий.
Список использованной литературы
1.Арифулин С.Н. Холдинговые структуры в современной России. М. Экономика, 2007г.
2. Бэнкс В., Стэнли Р. ФПГ и холдинги, проблемы функционированияи развития. М. Росмэн, 2006г.
3. Лысенко В.А., Старостина Г.Л. Предприятия в современнойРоссии. М. Юнити, 2007г.
4. Коммерсант №58 8 апреля 2005 г.
5. Обоснование выбора метода управления холдинговым предприятием.// В сб.: Социология и проблемы социально-экономического управления. Вып. 2(16) М„ МГАПИ, 2008г.
6. Управление холдинговыми компаниями в транзитивной экономике.М., МГАПИ, 2008г. 1,0 а.л.