Реферат по предмету "Экономика"


Показатели и методы оценки эффективности предприятия

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………..…….………3
1. Теоретические основы эффективной деятельности предприятий всовременных условиях хозяйствования……………………………..……...…..5
1.1.   Понятие экономической эффективности предприятия и методика ееоценки……………………………………………………………...………………5
1.2.   Факторы и показатели, влияющие на эффективную деятельностьпредприятия в условиях рыночной экономики….……………………………..11
2.      Анализ эффективного функционирования предприятия………………17
2.1. Экономико-организационная характеристика предприятия..…………….17
2.2. Анализ и оценка деятельности предприятия….………………..................20
3. Пути повышения эффективной деятельности предприятия….…………….30
3.1. Пути увеличения прибыли и рентабельности предприятия…...................30
3.2. Укрепление финансового состояния предприятия…………….……….....31
Заключение……………………………………………………………….........…36
Список использованной литературы…………………………………………...38
Приложения…………………………………………………….…………...........40
Введение
Экономическому анализу всегда придавалось большоезначение. Он позволяет определить эффективность как отдельного предприятия,группы предприятий, так и в конечном счете, всей экономики в целом. Но спереходом на рыночный путь развития, с созданием рыночной экономики, споявлением огромного количества независимых самостоятельных предприятий иорганизаций, экономический анализ приобретает еще большую важность.
Возрастает необходимость в проведении экономическогоанализа: если при плановой экономике предприятие, бывшее тогда государственным,могло рассчитывать на получение денежных средств от государства — на различныедотации и финансирование, а также на получение кредитов в государственном банкедаже при неблагоприятном финансовом положении, то есть могло рассчитывать навыживаемость даже при невнимательном отношении к своей финансово — экономической деятельности, то в условиях рынка ситуация значительно меняется.Произошло разгосударствление экономики. Предприятия стали не толькогосударственными, а в подавляющем своем большинстве — частными илиакционерными. Изменилась схема финансирования предприятий, главной целью иглавным экономическим смыслом работы предприятия стало получение прибыли.Изменились и взаимоотношения отдельного предприятия с внешней экономической средой.При самостоятельном выборе партнера стало важным и нужным получение как можноболее полной и обширной информации о его финансово — экономической деятельности,а экономический анализ — важный инструмент для обработки данной информации вцелях вынесения хозяйственно — управленческого решения. При выборе банка,особенно после печально известных случаев банковских банкротств и потерь денегклиентами банка, анализ финансового состояния банковской организации, ее перс-пектин развития, учитывая не только “ статическое “ положение на сегодняшнийдень, стало необходимостью для каждого хозяйствующего субъекта.
Формирование рыночной экономики обуславливает развитиеанализа в первую очередь на микроуровне — на уровне отдельных предприятий и ихвнутренних подразделений. Анализ на микроуровне связан с повседневной финансово- хозяйственной деятельностью предприятий, их коллективов, менеджеров.
Главная цель данной работы — исследовать эффективностьдеятельности предприятия ОАО «Электроагрегат», выявить основные проблемыфинансовой деятельности и дать рекомендации по управлению финансами.
Исходя из поставленных целей, можно сформироватьзадачи:
·         предварительный обзор баланса и анализ его ликвидности;
·         характеристика имущества предприятия: основных и оборотныхсредств и их оборачиваемости, выявление проблем;
·         характеристика источников средств предприятия: собственных изаемных;
·         оценка финансовой устойчивости;
·         расчет коэффициентов ликвидности;
·         анализ прибыли и рентабельности;
·         разработка мероприятий по улучшению финансово — хозяйственной деятельности.
Результаты финансового анализа позволяют выявитьуязвимые места, требующие особого внимания. Нередко оказывается достаточнымобнаружить эти места, чтобы разработать мероприятия по их ликвидации.
1.      Теоретические основыэффективной деятельности предприятий в современных условиях хозяйствования1.1.   Понятие экономическойэффективности предприятия и методика ее оценки
Термин «эффективность» универсален.Его применяют во всех сферах человеческой деятельности: экономике, политике,науке, технике, культуре и т. д.
В смысловом отношении эффективностьсвязывается, во-первых, с результативностью работы или действия, а во-вторых, сэкономичностью, то есть минимальным объемом затрат для выполнения данной работыили действия. Одна результативность не в состоянии всесторонне характеризоватьэффективность, поскольку может быть достигнут результат, но не лучший.Экономичность также не характеризует эффективность, поскольку могут бытьминимальные затраты при невысоких результатах. Поэтому под эффективностьюпонимается уровень (степень) результативности работы или действия всопоставлении с произведенными затратами.
В экономике предприятия в самом общемвиде эффективность означает результативность хозяйственной деятельности,соотношение между достигнутыми результатами и затратами живого иовеществленного труда. Уровень эффективности характеризует уровень развитияпроизводительных сил и является важнейшим показателем развития экономики. Напредприятии затраты имеют форму авансируемого основного и оборотного капитала,а конечные результаты — форму прибыли. Таким образом, показатель экономическойэффективности дает представление о том, какой ценой предприятие получаетприбыль. Сопоставление затрат и результатов используется в практике обоснованияхозяйственных решений.
Уровень эффективности определяетсясопоставлением двух величин — экономического эффекта (результата) и затратресурсов, при помощи которых он был достигнут:
 Эффект Затраты ресурсов
Эффективность =---------------- или                      .
Затраты ресурсов                       Эффект
Приоценке эффективности необходимо различать критерий и показатели.
Показатели экономическойэффективности дают представление о том,ценой каких затрат ресурсов достигается экономический эффект. То есть с их помощью измеряется уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности.
Измеритьс помощью одного показателя уровень эффективности невозможно, поскольку он складывается под воздействием многихфакторов, порой противодействующих друг другу. Поэтому среди всей совокупности показателей принято выделять один, наиболее полно характеризующий уровень эффективности,имеющий не только количественную, нои качественную определенность. Такой показательв экономике принято называть критерием.
Вкачестве критерия могут выступать различные показатели:
• на уровне предприятия — максимальная прибыль на единицу ресурсов;
• в масштабе национальной экономики — максимальный ВВП на единицупотребленных ресурсов.
Анализпоказывает, что эти показатели характеризуют скорее цели производства, ихсоотношение между затратами и результатами.В наибольшей мере требованиям оценки экономической эффективности отвечает такой показатель, какпроизводительность труда. Чаще всего его называют в качестве критерияэффективности производственно-хозяйственнойдеятельности предприятия. Чтокасается частных показателей экономической эффективности, то их номенклатура зависит от цели и объектаоценки.
Иногдапонятия «критерий» и «показатель» употребляются как синонимы. Такойподход нельзя назвать обоснованным. Дело втом, что результат производственно-хозяйственной деятельности илиосуществление тех или иных организационных, технических, экономических и других мероприятий может быть выражен качественно и количественно, то есть имееткачественную и количественнуюопределенность. Качественная сторона производственного результата отражается критерием, а количественная -показателями эффективности. Показателиэффективности, количественно выражающие какой-либо критерий, различаются между собой по полноте, с которой они характеризуютэффективность. Так, показательпроизводительности живого труда является локальным по отношению к показателю производительности совокупноготруда, он охватывает лишь часть сферы функционирования труда.
Различаютнатуральные, стоимостные, условные и другие показатели оценки экономической эффективности. Использование каждого из них имеет свои положительные иотрицательные стороны. Широкоеприменение при оценке эффективности получили натуральные показатели, такие как выработка продукции в натуральном выражении.Их использование исключает побочное влияние, например, цен на результаты измерения эффективности. Но применение натуральных показателей очень ограниченно.Оно возможно только при сравненииоднородной продукции или качественно однородного труда.
Поиски возможности соизмеритьразнокачественную продукцию иразнокачественный труд каким-либо синтетическим показателем без применения стоимостных категорийпривели к разработке различныхусловных показателей (чистая продукция, добавленная стоимость, нормативная трудоемкость). Основной недостаток существующих в настоящее время расчетных, условныхпоказателей — их слабая научнаяобоснованность. Все это говорит о том, что универсальных, всеобъемлющихпоказателей эффективности пока неразработано. Выбор наиболее подходящего из имеющихся должен быть сделан исходя из конкретных условийопределения эффективности на каждомпредприятии.
Эффективностьразличных видов хозяйственной деятельностиопределяется в целях решения двух планово-экономических задач. Во-первых, для выявления и оценки уровняиспользования отдельных видов затрати ресурсов, а также экономической эффективности производства на различных егоуровнях (национальной экономики, отрасли, предприятия, отдельногохозяйственного мероприятия). Во-вторых, для экономического обоснования и отборанаилучших (оптимальных) производственно-хозяйственных решений (внедрение новой техники, технологии и организации производства, труда и управления,размещение предприятий, варианты инвестирования и т.д.).
Всоответствии с названными объектами и методами расчета различают общую (абсолютную)и сравнительную (относительную)экономическую эффективность производства.
Общая (абсолютная) применяется дляанализа и оценки общеэкономическихрезультатов, эффективности производства на различных уровнях экономики за определенный период и в динамике. Она характеризует величину экономического эффектав сопоставлении с затратами и ресурсами. Ее определение базируется на расчетеобобщающих и дифференцированных показателей, отражающих уровень эффективности затрат и ресурсов.Например, на уровне национальной экономики таким показателем будетотношение ВВП к численности работниковсферы материального производства, науровне предприятия — рентабельность производства.
Сравнительная(относительная) эффективность определяется в целях обоснования социально-экономических преимуществ какого-либоварианта решения производственно-хозяйственной задачи, отбора израссматриваемых вариантов наиболее эффективного с точки зрения соотношениятекущих и единовременных затрат приего реализации. Если, например, один из сравниваемых вариантов при реализации требует меньшихкапитальных вложений и одновременнообеспечивает более низкую себестоимость продукции, то при прочих равных условиях он признается по показателю сравнительной эффективности экономическиболее выгодным. В этом случаедостигается двойной эффект: экономия от снижения себестоимости продукции и экономия на производственныхфондах и капитальных вложениях. Могут быть случаи, когда вводятся дополнительные капитальные вложения,которые снижают себестоимость продукции,работ и услуг. Целесообразность их осуществлениятакже может быть оценена с помощью сравнительной эффективности.Определяется сравнительная эффективность как отношение экономии текущих затратк обратной разности капитальных вложений по вариантам.
Расчетыобщей и сравнительной эффективности дополняют друг друга, то есть все известные методы оценки эффективности хозяйственных решений, например инвестиционныхпроектов, представляют собойсочетание показателей общей и сравнительной эффективности.
Следуетиметь в виду, что показатели общей экономической эффективности могут применяться при выборе одного из несколькихальтернативных вариантов решения производственно-хозяйственной задачи. Но обратное невозможно: показатели сравнительнойэкономической эффективности не могут характеризовать абсолютную эффективность.Данное обстоятельство объясняется тем, чтопоказатели абсолютной эффективности являются универсальными, а показатели сравнительнойэффективности в практику оценкивведены для решения частных задач и расчетов при сравнении различных вариантов и основаны на сравнениитекущих затрат и инвестиции.
Вметодологии оценки эффективности помимо экономической принято выделять социально-экономическуюэффективность. Она отражает не толькоэффективность потребления результатов труда. Проблема состоит в том, что многие социально экономические мероприятия,проводимые на предприятии, по показателям абсолютной и сравнительной эффективности могут быть убыточными, поскольку между человеческим фактором, на которыйони оказывают влияние, ирезультатами хозяйственной деятельности отсутствует прямая связь. Социально-экономическаяэффективность может выражаться втаких показателях, как степень удовлетворенности членов трудового коллективарезультатами труда, условия и безопасность труда, утомляемость, нагрузкана внешнюю экологическую среду, качествожизни и т. п. В ряде проектов социально-экономическая эффективность может быть решающим фактором их реализации.Показатели социально-экономической эффективности дополняют расчеты абсолютной исравнительной эффективности, делая оценку эффективности более системной икомплексной.
В зависимости от объекта и способаоценки методы определения и системапоказателей экономической эффективности могут существенно различаться. Так, выделяют методы определения экономической эффективностипроизводственно-хозяйственной деятельности (функционирования) предприятия вцелом, отдельных хозяйственных процессов (производства, маркетинга,формирования и использования ресурсов, сбыта,научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), управленияпредприятием, организации производства,труда и управления, инноваций (нововведений)и т.п.
Например,большинство отечественных методик определения экономическойэффективности предназначены для оценки эффектав производстве: технико-экономического обоснования выбора наилучших вариантов создания и внедрения впроизводство новой техники; отраженияпоказателей экономической эффективности в нормах, нормативах и планах развития предприятий; совершенствования ценообразования и стимулированияразработчиков. Поэтому все показатели эффективности производствабазируются на оценке эффективностииспользования производственных ресурсов,к которым относятся основные и оборотные фонды, трудовые ресурсы, инвестиции.
Эффективностьпроизводственно-хозяйственной деятельностипомимо эффективности производства включает в себя эффективность использованияфинансовых ресурсов предприятия. Отдельныеметодики оценки финансовых ресурсов в настоящее время имеются. Однакокомплексные методы оценки эффективности функционирования, учитывающиесинергический эффект взаимодействия производственной и финансовой деятельностипредприятия, пока не разработаны.
Методикарасчетов экономической эффективности зависит также от отраслевой специфики предприятия. Так, факторы и источники экономии в машиностроении и легкойпромышленности могут быть совершенноразными.
1.2.   Факторы и показатели, влияющие наэффективную деятельность предприятия в условиях рыночной экономики
Одним из наиболее известных методов оценкиэффективности деятельности предприятия является метод рентабельности,характеризующий размер полученной прибыли в зависимости от объема продаж истоимости активов предприятия.
Чтобыопределить уровень эффективности работы предприятия, полученную им прибыль необходимо сопоставить с соответствующими затратами.
Во-первых,затраты могут рассматриваться как текущие издержки предприятия — себестоимостьпродукции (работ, услуг). Здесьвозможны различные варианты определения текущих издержек и прибыли,используемых при расчетах.
Во-вторых, затраты могут быть принятыкак авансированная стоимость (авансированный капитал) для обеспеченияпроизводственной, всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом также возможны различные вариантыопределения, расчета авансированной стоимости и определения прибыли,принимаемой для расчетов.
Прибыльпредставляет собой часть вновь созданной стоимости и выступает одной из формчистого дохода общества, образующегося в сфере материальногопроизводства. Предприятие получает прибыльпосле того, как воплощенная в созданном продукте стоимость, осуществив стадию обращения, принимаетденежную форму. Она является частьювыручки от реализации продукции (работ,услуг), которая остается после вычета налогов, уплачиваемых из выручки,и затрат на производство. В отличие от прибыли, доход предприятия представляет собой реализованную вновь созданную стоимость (часть выручки, которая остаетсяпосле вычета из нее материальных затрат на производство продукции).
Прибыль как экономическая категориявыступает:
• в качестве целевого ориентира деятельности предприятия;
• результативным оценочным показателемдеятельности предприятия;
• источником развития предприятия ифинансирования его деятельности.
Являясь оценочным показателем, прибыльхарактеризует совокупную эффективность использования всех ресурсов предприятия.
Наличиеприбыли позволяет удовлетворить экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников.
Наличие прибыли для удовлетворенияэкономических интересов государстваобеспечивается через уплату налогов, которые затем государство использует для решения социальных задач.
Экономическиеинтересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в егораспоряжении и направляемой на его развитие.
Интересы работников в увеличенииприбыли связаны с созданием дополнительныхвозможностей для их материального стимулирования.•
Собственники также заинтересованы вросте прибыли, так как рост прибыли означаетувеличение ресурсов их собственности и увеличение получаемых ими дивидендов.
Сущность прибыли можетрассматриваться с различных позиций.- Наиболее распространенным являетсярассмотрение прибыли с функциональной точкизрения и с позиции происхождения.
Основоположником функциональногоподхода является американский экономист П.Самуэльсон. Он определял прибыль как безусловный доход от факторовпроизводства; как вознаграждение за предпринимательскую деятельность,технические нововведения иусовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности; как монополистический доход вопределенных рыночных ситуациях; какэтическую категорию.
Сторонники немецкой экономическойшколы (Ф.Хайек) рассматривают прибыль спозиции ее происхождения, а именнокак «награду», заработанную благодаря предпринимательской инициативе; прибыль «неожиданную», полученную приблагоприятной рыночной ситуации иобстоятельствах, признанную органомгосударственной власти или соответствующим законодательством(легализованную).
Вэкономической практике различают множество видов прибыли — номинальная,минимальная, нормальная, целевая, максимальная, консолидированная, экономическая, бухгалтерская, чистая и т. д.
Номинальная прибыль характеризуетфактический размер полученной прибыли.
Минимальная,нормальная, максимальная прибыли связаны с разными уровнями объема производства и указывают, в какой области находится предприятие (безубыточности,прибыльности, убыточности). Минимальной считается прибыль, котораяобеспечивает предприятию минимальный уровеньдоходности на вложенный капитал.Величина минимального уровня доходности принимается равной среднемупроценту ставки банка по депозитам, сложившейся за исследуемый период.
Нормальнаяприбыль — минимальный доход илиплата, необходимая для удержания предприятия в определенной отрасли.
Максимальнаяприбыль определяет целевую установкупри планировании деятельности предприятия. Ее достижение означает снижение издержек производства и реализации доминимума.
Объемпроизводства, обеспечивающий максимум прибыли, устанавливается в точке, в которой достигается равенство предельного дохода и предельных издержек.
Консолидированная прибыль — прибыль,свободная от бухгалтерской отчетности одеятельности и финансовых результатах отдельно материнских и дочернихпредприятий. Выгодность примененияконсолидированной прибыли определяется экономией на налоговых платежах иснижении отрицательных последствий от рисковых видов деятельности.
Экономическаяприбыль представляет собой разностьмежду выручкой (валовой доход) иэкономическими издержками (сумма явных и неявных издержек).
Бухгалтерская прибыль — разностьмежду полученной выручкой и бухгалтерскими издержками (явными). Ее величинатождественна балансовой прибыли.
Источникамиэкономической прибыли является реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции, инновационнаядеятельность, монопольная ситуация, не страхуемые риски (изменениерыночной конъюнктуры, налогового законодательства,риск, связанный с освоением новых товарных территориальных рынков, риск, обусловленный наличиеминфляционных процессов в национальной экономике).
Источникамибухгалтерской прибыли являются реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции.., Прибыль на предприятии рассматривается не толькокак основная цель, но и как главноеусловие его деловой активности. Оцениваяуровень или изменение деловой активности, проводят различия между понятиями ожидаемой прибыли(которая может быть получена вбудущем в результате хозяйствования) и фактически полученной.
Сучетом этого различают следующие функции прибыли: • инвестиционная — поскольку ожидаемая прибыльявляется основой принятияинвестиционных решений;
1.        результативная — фактическиполученная прибыль оцениваетэффективность деятельности предприятия;
2.        финансирующая — часть полученной илиожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансированияпредприятия;
3.        стимулирующая — часть ожидаемой или полученной прибыли может бытьиспользована в качестве источника материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцамкапитала.
Соотношениеприбыли с авансированной стоимостью или текущими издержками выражает рентабельность.В наиболее широком понятиирентабельность означает прибыльность или доходность:
• производства и реализации отдельныхвидов и всей совокупности продукции (работ, услуг);
• предприятий, организаций каксубъектов хозяйственной деятельности;
• отраслей экономики.
Рентабельностьнепосредственно связана с величиной прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность — этоотносительный показатель, отражающий уровень доходности и измеряемый каккоэффициент иди в процентах.
Многообразностьвариантов решений, принимаемых при определенииприбыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчетарентабельности обусловливают наличие значительного количества ее показателей.
Длярасчета уровня доходности предприятия все показатели рентабельности могут быть объединены в следующиегруппы:
1.Показатели, рассчитываемыедля оценки доходности деятельности предприятия в целом. Методика ихрасчета основана на применении показателейприбыли предприятия или прибыли от реализации продукции, чистой прибыли(в числителе) и показателей реализованнойпродукции, себестоимости, величины акционерного капитала, вложенного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала (взнаменателе).
2.Показатели, рассчитываемые для оценки доходностипродукции, а также используемыхресурсов производства и затрат. Методикаих расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализациипродукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат-себестоимости, основных фондов, оборотныхсредств, оплаты труда, численности работников, производственных площадейи т.д.
Наиболеераспространенными показателями в практике отечественных предприятийявляются:
• рентабельность продукции —определяется как отношение прибылипредприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарнойили реализованной);
• рентабельность изделия — определяется как отношение прибыли,закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия;
• рентабельность оборота — рассчитывается как частное отделения величины чистой прибыли на объемреализованной продукции.
Крометого, предприятие может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристикиуровня доходности своих активов, ресурсов и продукции.
Длярасчета рентабельности отраслей экономики в расчет принимается общая сумма прибыли, полученная предприятиями,объединениями, другими хозрасчетнымиформированиями, входящими всоответствующую отрасль экономики. На уровень рентабельности отраслибудут оказывать влияние наличие в ней низкорентабельных и убыточных предприятий.
Для того чтобы предприятие могло эффективноосуществлять свою деятельность иразвиваться, необходима четкая стратегия его развития, а также стратегия финансирования данного развития (собственныеи заемные источники).
В основе стратегии развития лежитстратегия роста прибыли. Она формируется:
• на основе данных анализаиспользования прибыли в прошлых периодах (это ретроспективный анализ);
• на основе оценки потребности прибылина текущий период и в перспективе;
• на базе принятых управленческих решений о стратегии развития предприятия (данные решения реализуются вконкретных инвестиционных проектах).
Резервы роста прибыли — этонеиспользуемые возможности предприятия,возможность уменьшения издержек производства и реализации продукции.
Приопределении потребности предприятия в прибыли принимается во внимание необходимость осуществления изприбыли первоочередных платежей,вытекающих из финансово-хозяйственной деятельностипредприятия:
• налога на недвижимость;
• процентов по банковскомуинвестиционному кредиту;
• возвращаемой части кредита банку;
• возвращаемой части коммерческогокредита (для приобретения основныхфондов) и т.д.
Максимальная потребность в прибыли определяется наоснове учета экономических интересовсобственника и трудового коллективапредприятия. В первую очередь это величина определяется на основе плана развития предприятия.
На основе прибыли рассчитываются следующие показателирентабельности:
1)  рентабельностьобщая   />,
где    Пбал – балансовая прибыль предприятия (или чистая);
/> – среднегодоваястоимость основного капитала;
/> – среднегодоваястоимость нормируемых оборотных средств;
2)  рентабельностьпродаж (оборота)   />,
где    Ппродаж – прибыль от продажи продукции;
Vпродаж – объем продаж;
3)  рентабельностьосновного капитала   />;
4)    рентабельность собственного капитала
/>.
В системе оценки эффективности работы предприятияочень важными является группа показателей деловой активности предприятия,характеризующая оборачиваемость капитала предприятия. Среди них различаютследующие показатели:   1) фондоотдача
/>,
где    ВП – выпуск продукции;
2) фондоемкость   />;
3) оборачиваемость активов
/>;
4) оборачиваемость оборотных средств
/>.
Все вышеперечисленные показатели являютсяотносительными, но немаловажное значение имеют и абсолютные показателиэффективности или эффекта работы предприятия. К ним относятся:
-   объем продаж продукции (работ, услуг);
-   полная себестоимость продукции;
-   прибыль от продажи;
-   балансовая прибыль (до налогообложения);
-   чистая прибыль (после налогообложения).
Абсолютные показатели лежат в основе расчетаотносительных показателей и характеризуют финансовые результаты.
Конкурентоспособность фирмы связана сконкурентоспособностью ее продукции. Увеличение объема продаж, как правило,ведет к увеличению прибыли, росту показателей рентабельности.
Загрузка производственных мощностей, увеличениепортфеля заказов, увеличение капитальных вложений в производствосвидетельствует о повышении конкурентоспособности предприятия.
Эффективность работы предприятия характеризуется егофинансовым состоянием. Важнейшими обобщающими показателями финансовогосостояния выступают следующие критерии.
1) Платежеспособность – способность выполнять своивнешние (краткосрочные и долгосрочные) обязательства, используя свои активы.
Платежеспособность характеризуется коэффициентомплатежеспособности, который определяется по формуле:
/>.
Коэффициент измеряет финансовый риск, т. е.вероятность банкротства. Высокий коэффициент платежеспособности отражаетминимальный финансовый риск и хорошие возможности для привлечениядополнительных средств со стороны.
2) Ликвидность предприятия – отражает его способностьвовремя оплатить предстоящие долги (обязательства) или возможность превратитьактивы предприятия в деньги для оплаты обязательств.
Ликвидность характеризуется показателями:
-   коэффициент общей ликвидности:
/>;
Чем выше значение коэффициента, тем вышеплатежеспособность предприятия.
-   коэффициент покрытия:
/>.
2.      Анализ эффективногофункционирования предприятия2.1… Экономико-организационнаяхарактеристика предприятия
Простое ознакомление с показателями баланса может само посебе многое сказать о фирме. Такая статья актива, как основной капитал (основныесредства – земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование) можетслужить ориентиром для банка, к которому обратилась фирма за кредитом, ибо чембольше недвижимое имущество, тем вернее гарантия возврата заемных средств.Аналогично величина оборотного капитала фирмы может иметь большое значение дляее поставщиков, поскольку именно она служит показателем состояния текущихрасчетов фирмы с поставщиками.
Прирост основных и оборотных средств можно считатьположительным, если темпы их роста ниже темпов роста объемов продаж товаров иуслуг компании, и отрицательным, если имело место обратное соотношение. Вкачестве положительного явления можно также рассматривать увеличение долиденежной наличности и быстрореализуемых ценных бумаг в оборотных средствах, чтобудет свидетельствовать о расширении возможностей компании по уплате полученныхкредитов.
Сведения о фирме, которые можно получить из бухгалтерскогобаланса, можно разделить на две категории. К первой – относится информация,напрямую следующая из состояния статей баланса (абсолютные балансовыепоказатели); ко второй – информация, полученная путем расчетных соотношенийстатей баланса (относительные балансовые показатели).
Целью создания ОАО «Электроагрегат» являетсяосуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли.
Общество является юридическим лицом, имеет печать,штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания),расчетный и иные счета в учреждениях банков.
Основным предметом деятельности предприятия является:
—    осуществление производство и ремонт электродвигателей;
—    организация оптовой торговли, посреднической и коммерческойдеятельности;
—    организация прямых связей с предприятиями-поставщиками продукции;
—    участие в проведении выставок, аукционов и других мероприятий.
ОАО «Электроагрегат» осуществляет свою деятельность всоответствии с законодательством Республики Беларусь, международнымисоглашениями, к которым присоединилась Республика Беларусь, и Уставомпредприятия.
ОАО «Электроагрегат» находится по адресу: г. Минск,ул. Якубовского, 50.
Найм членов дирекции осуществляет собственник. Скаждым членом дирекции заключается контракт сроком от 2 до 5 лет.
Директор осуществляет текущее руководстводеятельностью ОАО «Электроагрегат», организует работу дирекции, обеспечиваетвыполнение решений собственника, без доверенности действует от имениорганизации, представляет его интересы, заключает договоры, выдает доверенностина совершение действий от имени предприятия, открывает счета в банковских учреждениях,принимает на работу и увольняет работников, применяет меры поощрения кработникам и налагает дисциплинарные взыскания, обязательные для выполнениявсеми подчиненными ему работниками, решает все вопросы деятельностиорганизации.
По месту нахождения предприятия ведется полнаядокументация, в том числе: учредительные документы, а также нормативныедокументы, регулирующие и регламентирующие порядок работы предприятия;документы бухгалтерского учета; протоколы заседаний правления, ревизионнойкомиссии, и др.
Общее руководство всеми видами деятельностипредприятия руководствуясь законом РБ «О предприятиях в РБ», уставом ОАО«Электроагрегат» осуществляет директор. Заместитель директора является штатнымзаместителем директора, при его временном отсутствии выполняет обязанностидиректора без дополнительного приказа. Заместитель директора непосредственноподчиняется директору. При временном отсутствии директора и Заместительдиректора обязанности руководителя предприятия выполняет заместитель директорапо коммерческим вопросам.
ОАО «Электроагрегат» создано в 1990 году. Имуществопредприятия находится в собственности учредителей.
Предприятие в своей деятельности руководствуетсязаконодательством Республики Беларусь и уставом предприятия.
Предприятие действует на принципах хозяйственногорасчета, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный идругие счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, штамп, другиепечати, фирменные бланки и иные реквизиты.
ОАО «Электроагрегат» от своего имени заключаетдоговора, приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественныеправа, исполняет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде. По своимобязательствам оно несет ответственность всем принадлежащим ему имуществом.
Предметом деятельности торгового предприятия является:
¨        торговля и торгово-закупочная деятельность;
¨        оказание бытовых услуг населению.
Управление предприятием осуществляется в соответствиис законодательством Республики Беларусь и уставом на основе сочетания прав иинтересов трудового коллектива и учредителей. Предприятие самостоятельно определяетсвою структуру, штаты и затраты на содержание аппарата управления.
Возглавляет ОАО «Электроагрегат» директор, назначенныйучредителями. Наем директора осуществляется по контракту, в которомопределяются права, обязанности и ответственность директора, условия егоматериального обеспечения и освобождения от должности, с учетом гарантий,предусмотренных действующим законодательством.
Директор самостоятельно решает все вопросыдеятельности предприятия, за исключением отнесенных законодательством ккомпетенции общего собрания трудового коллектива.
Директор без доверенности действует от именипредприятия, представляет его интересы на всех предприятиях, в учреждениях иорганизациях, распоряжается его имуществом в пределах прав, установленныхучредителями, заключает договора, в том числе трудовые, выдает доверенности,открывает в банках расчетные и другие счета, пользуется правом распоряжениясредствами, утверждает структуру и штаты исполнительного аппарата управления,издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками.
Заместители, а также руководители структурныхподразделений и работники исполнительного аппарата назначаются и освобождаютсяот должностей директором самостоятельно.
2.2. Анализ и оценка деятельностипредприятия
Любое ускорение движения оборотных средств ведет к увеличениюмассы прибыли, получаемой фирмой в течении одного и того же периода времени втакое же количество раз. Поэтому деловую активность предприятия характеризуютпоказатели оборотов рабочего капитала и четырех его составляющих в рамкамтекущей (основной) деятельности предприятия.

                                                Средняявеличина                 
          Срок оборота      оборотного капитала             Числодней                            
          рабочего капитала =–––––––––––––––––––––         ´       вотчетном
                                                Объем продаж(оборот)         периоде
Этот параметр определяет число дней, которое требуетсяпредприятию для полного обновления оборотного (рабочего) капитала.
Предприятие имеет следующую динамику изменения срока оборотарабочего капитала по годам:Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. Среднее значение оборотного капитала, руб. 404 288 1 823 441 4 083 136 Объем продаж (выручка от реализации), руб. 39 512 839 66 191 159 86 903 166 Число дней в отчетном периоде, в днях 365 365 366 Срок оборота рабочего капитала, в днях 4 10 17
Эти результаты сразу дают ответ, в чемкроется уменьшение снижение показателей рентабельности предприятия. Снижениепоказателей рентабельности связано с увеличением срока оборота рабочегокапитала. Остается выяснить какой из компонентов рабочего капитала максимальнозадействован в этом негативном процессе.
                                      Средняя величина                 
Срок кредита      дебиторской задолженности  Числодней                                     
(оборот дебиторской    =       –––––––––––––––––––––––––––    ´ в отчетном задолженности)            Поступленияот дебиторов    периоде
Этот параметр характеризует среднее число дней, требуемыхкомпанией для получения ее долгов.
                                                Средняявеличина                 
                             операционной задолженности       Число дней
Срокоборота
операционной= ––––––––––––––––––––––––          ´вотчетном
 задолженности   Расход денежных средств      периоде
                                                потекущей деятельности
Параметр, характеризующий среднеечисло дней, за которые компания гасит свои коммерческие долги передпоставщиками и подрядчиками.
Необходимо сохранять определенныйбаланс между суммой денежных средств, полученных фирмой, и оплатой счетовпоставщиков с тем, чтобы фирма не утратила платежеспособность. Из западногоопыта показатель оборота кредита кредиторской задолженности в среднем на 5–10дней превышает срок кредита [9, с. 52].
В нашем случае нет необходимостирассчитывать показатели сроков оборота дебиторской и кредиторскойзадолженности, т.к. предприятие использует тактику балансирования соотношениякредиторской и дебиторской задолженностей.Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. Среднее значение дебиторской задолженности, руб. 961 325 1 936 383 3 937 585 Среднее значение кредиторской задолженности, руб. 2 185 807 3 911 867 1 269 064
Но справедливости ради необходимоотметить, что к концу 2006 года ожидается незначительное нарушение этогобаланса в сторону дебиторов. Другими словами,. предприятию больше будут должны,чем будет должно само предприятие своим кредиторам.
Рассчитаем срок оборота запасов.
                                      Средняявеличина                 
                                      запасовна балансовых счетах        Число дней
Срокоборота запасов =        –––––––––––––––––––––––––– ´ в отчетном
                   Себестоимость реализованной       периоде
                                                          продукции
Для исследуемого предприятия получаем:Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. Среднее значение запасов за год, руб. 697 561 1 381 938 4 325 221 Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, руб. 38 443 268 57 814 999 71 915 447 Число дней в отчетном периоде, в днях 365 365 366 Срок оборота запасов, в днях 7 9 22
Вот где кроется основная причина снижения показателейрентабельности предприятия. Оно связано с резким ростом сроков оборота запасов.
Прирост запасов образуется в результате приобретениякомпанией сырья и материалов для производства или перепродажи. В любом случаезапасы не должны ложиться дополнительным бременем на компанию, увеличиватьнепроизводственные расходы, которые в современном бизнесе рассматриваются какнаихудшее из потерь, отрывая средства из оборота.
При управлении запасами необходимознать:
— что осядет на складах компании, втечении предстоящего периода, в виде запасов (так называемый прирост запасов);
— на какую сумму уменьшаться запасы(стоимость реализованных товаров со складов компании);
— какойуровень запасов необходимо поддерживать на предприятии — норматив запасов(стоимость запасов по балансовым счетам планового периода).
Сверхнормативные запасы должнысоставлять не больше 7 % к нормативу.
Информация о нормативах составляеткоммерческую тайну предприятия. Анализ отклонений от планируемых предприятиемнормативов соответственно становится составной частью анализа финансовогосостояния.
                                                Суммаостатков           
                                                денежныхсредств                  Число дней
                                                на начало иконец                   х        в отчетном
Срок оборота               отчетного периода                          периоде
кассовой наличности    =      ––––––––––––––––––––––––––––––––––––
                             Поступление        +       Выбытиеденежных средств
                                      по текущей деятельностипредприятия
Сумма остатка денежных средств нарасчетных счетах фирмы должна обеспечивать срок оборота кассовой наличности неменьше 3..4–х дней.
Для анализируемогопредприятия имеем:Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. Сумма остатков денежных средств, руб. 808 000 1 032 077 690 937 Сумма поступлений и расход денежных средств, руб. 126 109 222 193 266 191 238 258 753 Число дней в отчетном периоде, в днях 365 365 366 Срок оборота кассовой наличности, в днях 2,35 1,95 0,80
Эти результаты характеризуют торговоепредприятие с положительной стороны, т.к. снижение срока оборота кассовойналичности характеризует оперативность приобретения товаров для реализации.
По результатам анализа деловойактивности предприятия заключаем:
Анализ структуры капитала предприятия.Оценка эффекта финансового рычага. При финансовом анализе предприятияиспользуется так называемая «управленческая» версия бухгалтерского баланса,которая в отличии от «обычной» версии опирается на величину капитала,вложенного компанией в финансирование ее операций. Иными словами,управленческий подход акцентирует внимание на общих обязательствах предприятияи способе управления вложенным капиталом. Главное отличие управленческой версиибаланса заключается в размещении «операционных» (коммерческих)обязательств при определении активов компании.
Основное балансовое уравнение определяется следующим образом:
Чистые активы = Вложенный капитал
или
Основной + Оборотный = Собственный +Заемный
капиталы                                            капиталы
Таким образом, внимание концентрируется на двух параметрах:
— основной капитал (собственные средства) («скелетбизнеса»);
— оборотный (рабочий) капитал («мясо и кровьбизнеса»).
В объеме оборотного капитала можно оценить потребности всредствах для финансирования запасов и затрат, размер дебиторскойзадолженности, а также превышение сумм, причитающихся поставщикам и другимкредиторам. Задача состоит в том, чтобы управлять уровнями перечисленныхстатей, не отвлекая на них сверхнеобходимого рабочего капитала и не снижая,таким образом, эффективность бизнеса.
Оборотный (рабочий) капитал = Оборотные (текущие) активы –Кредиторская задолженность (операционные обязательства),
где: Операционные обязательства — это долгосрочные икраткосрочные коммерческие обязательства (кредиторская задолженность), которыесогласно управленческого подхода при анализе балансового отчета, перемещаютсясо стороны обязательств и вычитаются из текущих активов. В этом местеформируется раздел, называемый «оборотный («рабочий» или «работающий»)капитал» предприятия (компании), а «сторона» обязательств балансаотносится к сумме долгосрочного и краткосрочного капитала, вложенного вкомпанию — «вложенный капитал».
В качестве Операционных (коммерческих) обязательств мырассматриваем Кредиторскую задолженность предприятия согласно одноименнойстатьи баланса.
Как правило, термин «вложенный капитал» всегдаподразумевает только долгосрочный капитал, т.е. акционерный и заемный, хотялогичнее было бы включить в это определение также краткосрочные кредиты(краткосрочные финансовые обязательства) и так называемых аккумулированныйсобственный капитал, получаемый за счет реинвестирования доли прибыли в бизнеспредприятия. Тогда, понятие «вложенные капитал» включает в себяобобщенный капитал – собственный (собственные средства) и заемный (финансовыеобязательства), сбалансированный чистыми активами (6, с. 47).
Определив таким образом капиталы предприятия, получимследующие изменения балансовых значений капиталов предприятия по годам:
Наименование капитала 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. Постоянный капитал, руб. 219 523 405 264 711 505 1 065 759 Оборотный (рабочий) капитал, руб. 80 728 727 848 2 919 034 5 247 238 Вложенный капитал, руб. 300 251 1 133 112 3 630 539 6 312 997 Собственный капитал, руб. 233 962 1 133 112 1 396 133 1 748 943 Заемный капитал, руб. 66 289 2 234 406 4 564 054
Проанализируем относительный рост первых четырех из них взявза 100% показатели 2003 года:Наименование капитала 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. Постоянный капитал, руб. 54% 100% 176% 263% Оборотный (рабочий) капитал, руб. 11% 100% 401% 721% Вложенный капитал, руб. 26% 100% 320% 557% Собственный капитал, руб. 21% 100% 123% 154%
На основе этих данных построим график динамики изменениякапиталов предприятия, определенных по балансовому отчету (см. рис.2). Наиболеебыстрыми темпами увеличивается оборотный капитал предприятия. Подобную методикучасто называют «горизонтальным» анализом балансов.
Применение балансовых коэффициентов основано на том, чтобыколичественно оценить соотношения, сложившиеся между отдельными статьямибаланса в практике финансово-хозяйственной деятельности предприятия на начало иконец определенных отчетных периодов. Часто расчеты балансовых коэффициентовназывают «вертикальным» анализом баланса. Балансовые коэффициенты характеризуютпрежде всего финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия.
Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия. Коэффициентыликвидности баланса показывают, насколько компоненты оборотного (рабочего)капитала покрывают текущие обязательства предприятия. Они определяются поданным на конец отчетного периода. Чем выше доля наиболее ликвидных статей воборотных средствах, тем выше платежеспособность фирмы. Основными показателямиликвидности баланса являются:
                           Внеоборотные активы
Коэффициентгарантии         =–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
возвратакредитов       Финансовые обязательства + Внеоборотные активы
Этот коэффициент показывает, как может ли форма используяосновной капитал (основные средства – земельные участки, здания и сооружения,машины и оборудование) погасить банковский кредит (финансовые обязательства),ибо чем больше недвижимое имущество, тем вернее гарантия возврата заемныхсредств. Возвратность кредитов абсолютно гарантирована, если величина коэффициентапревышает 50%.
Величина коэффициента гарантии предприятия постоянноснижается:Наименование показателя 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. Постоянный капитал, руб. 219 523 405 264 711 505 1 065 759 Финансовые обязательства, руб. 1 854 585 1 823 138 Коэффициент гарантии, % 100% 100% 28% 37%
Текущие активы
Коэффициент текущей ликвидности =    ––––––––––––––––––––
(коэффициент покрытия)      Текущие обязательства
Коэффициент текущей ликвидности показывает, сколько всеготекущих активов приходится на текущие обязательства. Этот коэффициентиспользуется в случаях, когда стоимость запасов (товарно-материальныхценностей) в общем объеме текущих активов достигает не менее 50 %. Нормальноезначение: не менее 2,0 (3,0).
Для анализируемого предприятия имеем следующие годовыезначения этого коэффициента:Наименование показателя 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. Оборотные (текущие) активы, руб. 1 914 213 2 211 558 5 457 162 11 587 262 Текущие обязательства, руб. 1 899 774 1 483 710 4 772 534 8 163 162 Коэффициент текущей ликвидности 1,01 1,49 1,14 1,42
Рассчитаем при этом стоимость запасов:
                                                                              Запасы
                   Стоимость запасов                = –––––––––––––––––––––
                                                                             Текущие активыНаименование показателя 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. Запасы, руб. 824 972 570 150 2 193 726 6 456 717 Оборотные (текущие) активы, руб. 1 914 213 2 211 558 5 457 162 11 587 262 Стоимость запасов, % 43% 26% 40% 56%
Стоимость запасов за последние 3 года растет, т.е. долязапасов в объеме текущих активов постоянно возрастает. Это еще раз подтверждаетвывод о том, что внеоборотные активы утрачивают мобильность.
                                                          Текущиеактивы – Запасы
Коэффициентбыстрой ликвидности = –––––––––––––––––––––––
(коэффициент «критической» оценки,      Текущие обязательства
          или «быстрый» коэффициент,
          или «кислотный» тест)
Коэффициент критической оценки берет в расчет тольколиквидные активы (без учета запасов). Сказанное основано на том, что запасы нетак быстро преобразуются в денежные средства, и поэтому «горящие»долги сложнее оплатить, привлекая вышеуказанный источник. В сравнении скоэффициентом текущей ликвидности дает уточненную оценку ликвидности, так какучитывает наиболее ликвидную часть текущих активов. Нормальное значение: неменее 0,8..1,0 (1,5).
В нашем случае имеем также негативную тенденцию за последние3 года:
Наименование показателя 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. Оборотные (текущие) активы, руб. 1 914 213 2 211 558 5 457 162 11 587 262 Запасы, руб. 824 972 570 150 2 193 726 6 456 717 Текущие обязательства, руб. 1 899 774 1 483 710 4 772 534 8 163 162 Коэффициент быстрой ликвидности 0,57 1,11 0,68 0,63
                                                Текущиеактивы – Запасы – Дебиторы
Коэффициент абсолютной = –––––––––––––––––––––––––––––––––           =
                   ликвидности                  Текущиеобязательства
                                                Наиболееликвидные активы
                                      =       –––––––––––––––––––––––––
                                      Текущие обязательства
Этот коэффициент показывает, какую часть краткосрочнойзадолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Нормальноеограничение данного показателя: не менее 0,2..0,7 (0,8) [11, с. 37].
Для исследуемого предприятия имеем следующую тенденцию визменении коэффициента абсолютной ликвидности:Наименование показателя 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. Сверхликвидные активы, руб. 288 512 519 488 512 590 6 221 Текущие обязательства, руб. 1 899 774 1 483 710 4 772 534 8 163 162 Коэффициент абсолютной ликвидности 0,15 0,35 0,11 0,00076
Детализированный анализ ликвидности и платежеспособностипредприятия может проводиться с использованием абсолютных и относительныхпоказателей.
Для расчета платежеспособности предприятия возьмем данные по ОАО«Электроагрегат» за 2005-2005 г.г. на основании данных баланса предприятия.
Таблица 3. Исходные данные для расчета платежеспособности ОАО«Электроагрегат» за 2005-2007 г.г., тыс.руб.Виды денежных средств 2005 2006 2007 Абсолютное отклонение 2006 к 2005 2007 к 2006 А 1 2 3 4 5 1. Касса 75 166 311 + 91 + 145 2. Расчетные счета 401 602 484 + 201 — 118 3. Валютные счета 4. Прочие денежные средства 1 1 1 5. Дебиторская задолженность (за исключением сомнительной) 447 329 913 — 118 + 584 Итого денежных средств: 924 1098 1709 + 174 + 611 Виды предстоящих платежей 2005 2006 2007 Абсолютное отклонение 2006 к 2005 2007 к 2006 А 1 2 3 4 5 1. Налоги 151 205 126 + 54 — 79 2. Расчеты с органами соц.страхования 306 309 169 + 3 — 140 3. Погашение ссуд 128 + 128 — 128 4. Оплата товаров, работ, услуг 1828 2729 2480 + 901 — 249 5. Прочие кредиторы 381 202 290 — 179 + 88 6. Оплата труда 522 697 946 + 175 + 249 Итого предстоящих платежей: 3188 4270 4011 + 1082 — 259 Недостаток / избыток -2264 — 3172 — 2302
При рассмотрении данных виден значительный недостатокденежных средств. Их недостаток для погашения предстоящих платежей в 2005г.составил 2264 тыс.руб., в 2006г. -3172 тыс.руб., а в 2005г. -2302 тыс.руб. В2005г. наблюдается повышение денежных средств, по сравнению с предыдущимигодами в основном за счет значительного повышения дебиторской задолженности ( в2005г. по сравнению с 2006 г. она увеличилась на 584 тыс. руб.). Увеличение закупоктоваров приводит к кредиторской задолженности. При рассмотрении платежейскладывается ситуация: почти все виды платежей в 2006г. по сравнению с 2005г.увеличились на 1082 тыс.руб. А в 2005г. наблюдается общее уменьшениезадолженности на 259 тыс.руб. в основном по всем видам кредиторской задолженности,хотя заметен постоянный рост задолженности по оплате труда, в 2005 г. она составила 946 тыс. руб., что на 249 тыс. руб. больше, чем в 2006 г., это связано с увеличением заработной платы персоналу.
Используя показатели платежеспособности проанализируемдеятельность ОАО «Электроагрегат» за 2005-2007 г.г.
Таблица 3 Показатели платежеспособности ОАО «Электроагрегат» за2005-2007 гг.Наименование показателей Способ расчета Рекомендуемое значение 2005 г. 2006 г. 2007 г. 1 2 3 4 5 6 1. Коэффициент текущей ликвидности
Клт=/>
Необходимое 1,0
Оптимальное 2,0
1,18
1,34
1,34
1,26
1,26
1,44 2. Коэффициент быстрой ликвидности (промежуточного покрытия)
Клб=/> 0,3-1,0
0,19
0,29
0,29
0,26
0,26
0,43 3. Коэффициент абсолютной ликвидности
КЛА=/> ³0,25-0,3
0,08
0,15
0,15
0,18
0,18
0,20 4. Коэффициент обеспеченности текущей деятельности собственными средствами
Кwc=/> Не менее 0,1
0,15
0,25
0,25
0,20
0,20
0,31 5. Коэффициент восстановления (утрат) платежеспособности
К в.п. = Кл.т.t2 +
У/Т (Кл.т.t2 – 2
Кл.т.t1) ³1
-
0,71
0,71
0,61
0,61
0,77
Коэффициент восстановления (утрат) платежеспособности. Вкачестве периода восстановления платежеспособности берется 6 месяцев, вкачестве периода утрат платежеспособности – 3 месяца.
2005 год начало -
 конец /> /> 
2006 год начало — 0,71
 конец — /> 
2007 год начало — 0,61
 конец — />
В результате оценки платежеспособности предприятия можемсказать следующее:
Служащие банка заметно рискуют, предоставляя кредитпредприятию в сумме превышающей величину основных средств предприятия, которыеявляются гарантией его возврата. Дело в том, что прогнозируемый балансовыйкоэффициент гарантии на конец 2006 года составит только 37%, т.е. соотношениеосновных средств предприятия к величине финансовых обязательств составит – 37%к 63%. Правда этот показатель немного вырастет по отношению к началу 2006,когда он составлял только 28%… К концу 2006 года заметно ухудшаться показателибалансовой платежеспособности предприятия. Так коэффициенты текущей, быстрой иабсолютной ликвидности по прогнозам на конец 2006 года составят значения 1,42,0,63 и 0,00076 соответственно (при рекомендуемых минимально допустимыхзначениях 2,0, 0,8 и 0,2).

3. Пути повышения эффективной деятельностипредприятия
3.1. Пути увеличения прибыли ирентабельности предприятия
В связи с тем, что происходит снижение показателейрентабельности использования собственных и заемных средств, производства ибизнеса в целом на фоне увеличения эффективности маркетинга, необходимопроизвести дополнительные исследование по выяснению причин этого явления. Однимпутей определения изменений рентабельности является анализ статей доходов ирасходов.
В таблицу 3 (строки 1-8) собраны основные значения основныхстатей распределения дохода предприятия за три последних года и построен графикизменения структуры валового дохода (см. рис. 5). Аналогично построены графикиструктур коммерческих расходов за 2005 год (см. рис. 6.1) и за 2006 год (см.рис. 6.2).
Эти графики наглядно показывают, что снижение показателейрентабельности никак не связано со статьями расходов на предприятии, т.к. ихструктура практически не изменяется на протяжении последних трех лет.
Более того, для подтверждения того, что на предприятиидействительно происходит повышения показателя эффективности маркетинга, т.е.роста объема продаж на величину вложенного капитала:
скорректируем значения величины объема продаж (стр. 8,таблица 3),
скорректируем значение величины рабочего капитала величинамигодовых значений взятых кредитов (стр.11, таблица 3).Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. Скорректированное значение оборота (объема с продаж), руб. 43 099 273 66 191 159 86 903 166 Относительный рост объема продаж, % 100% 154% 202% Скорректированное значение рабочего капитала, руб. 15 499 444 21 501 117 26 336 601 Действительное изменение рабочего капитала, % 100% 139% 170% Ранее определенное изменение рабочего капитала, % 100% 401% 721%
Анализируя относительное изменение скорректированных значенийобъема продаж и рабочего капитала по годам взяв за 100% показатели 2004 года(см. рис. 7) получим, что действительно имеем подтверждение роста показателяэффективности маркетинга.
По результатам анализа структуры валового дохода можносделать следующий вывод: Снижение показателей рентабельности никак не связаносо статьями расходов на предприятии, т.к. их структура практически неизменяется на протяжении последних трех лет.
3.2. Укрепление финансового состоянияпредприятия
Как выяснилось в результате анализа финансового состояния ОАО«Электроагрегат», основными причинами текущего положения данного предприятияявляются следующие:
— острый недостаток собственных оборотных средств, какследствие их значительной иммобилизации;
— снижение имущественного потенциала вследствие большоговыбытия основных средств из-за ветхости и износа и малого обновления фондов;
— отсутствие денежных средств на счетах в банке;
— нерациональная структура актива баланса в части соотношенияоборотных и внеоборотных активов (доля оборотного капитала 26,6%, внеоборотныхактивов – 73,4%), следствием чего является низкое значение коэффициента текущейликвидности (фактическое значение – 0,473, рекомендуемое – 1,5-2);
— низкоэффективная и малорентабельная деятельностьпредприятия, как следствие затруднений со сбытом продукции.
Необходимо принять меры по устранению в первую очередь этихнедостатков в финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Электроагрегат»,поскольку именно они оказывают негативное влияние на уровень финансовогосостояния и сдерживают социальное развитие предприятия.
Следовательно, руководство ОАО «Электроагрегат» должностремиться к стабилизации финансового состояния предприятия, которое являетсязалогом успешного развития его социальной сферы.
Основные пути выхода ОАО «Электроагрегат» из финансового положения,на наш взгляд, следующие:
— эффективное управление оборотными средствами предприятия;
— повышение конкурентоспособности продукции и обеспечениерынков сбыта;
— оптимизация затрат на основе внедрения методовуправленческого учета;
— повышение финансово-экономических результатов деятельностипредприятия.
Главное в стратегии стабилизации финансового состояния ОАО«Электроагрегат», а также решения проблем ликвидности и платежеспособностизаключается в профессиональном управлении оборотными средствами. С однойстороны, это предполагает оптимизацию источников оборотных средств, а с другой– размещение этих средств между материальными активами, а также в сферепроизводства и обращения. Большую роль здесь играет правильно выбраннаякредитная политика, связанная с использованием кредита в качестве финансовогорычага. Но, в связи с тем, что действующая учетная ставка процентов за кредит внастоящее время непомерно высока, использование данного метода для стабилизациифинансового состояния ОАО «Электроагрегат» неприемлемо.
Частью управления оборотными средствами является управлениедебиторской и кредиторской задолженностями. Высокая доля дебиторскойзадолженности в общей сумме оборотных средств – одна из причин плохогофинансового состояния ОАО «Электроагрегат». В связи с тем, что потребителипродукции не осуществляют оплату в срок, предприятие не имеет необходимыхсредств для приобретения сырья и материалов, для внесения налогов в бюджет ивнебюджетные фонды, для оплаты труда работников (т.е. растет кредиторскаязадолженность).
Таким образом, для совершенствования расчетно-платежнойдисциплины на ОАО «Электроагрегат» можно внести следующие предложения:
1.Постоянно следить за соотношением дебиторской икредиторской задолженности, т.к. значительное превышение дебиторскойзадолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делаетнеобходимым привлечение дополнительных источников финансирования.
2.По возможности необходимо ориентироваться на увеличениеколичества заказчиков с целью уменьшения масштаба риска неуплаты, которыйзначителен при наличии монопольного заказчика.
3.Постоянно контролировать состояние расчетов по просроченнымзадолженностям, т.к. в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит ктому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости выполненных работ.Поэтому необходимо расширить систему авансовых платежей.
Использование предложенных мер поможет решить проблемунеплатежеспособности ОАО «Электроагрегат».
Общеизвестно, что состояние финансов предприятия являетсяотражением проблем в сфере производства и сбыта продукции. Для решения этихпроблем следует использовать следующий комплекс мер:
1.Необходимо пересмотреть ассортимент выпускаемой продукции.В кризисной ситуации он сужается, т.к. широкий ассортимент обходится дороже;
2.Следует отказаться от малопривлекательных потребителей. Дляболее привлекательных клиентов необходимо предоставить дополнительные услуги,льготы (например, скидки, бесплатную доставку продукции), чтобы они продолжилисотрудничество с предприятием;
3.Необходимо провести корректировку цен, сократить издержкипроизводства, например, за счет закупки сырья по более низким ценамнепосредственно у производителей, а не через посредников;
4.Необходимо корректировать каналы продвижения и сбытапродукции для того, чтобы рационализировать затраты и сократить их. Так,например, более действенным методом, чем реклама в прессе, являетсянепосредственная рассылка прайс-листов потенциальным потребителям;
5.Чтобы уменьшить вероятность отсутствия рынков сбыта, уже настадии подготовки производства необходимо установить контакты с потребителями,оговорить условия поставки и оплаты.
Одной из целей финансовой стратегии ОАО «Электроагрегат»является получение прибыли и обеспечение рентабельности работы. В основе этоголежит анализ и управление взаимосвязью «затраты – выручка — прибыль», чтопредполагает широкое внедрение на предприятии управленческого учета. Существуютдва основных метода включения затрат в себестоимость продукции: калькуляционныйи маржинальный. Второй метод – нетрадиционный – отличается от первого тем, чтозатраты делятся на переменные и постоянные в зависимости от их изменчивости поотношению к изменению объема производства. Постоянные расходы (амортизация,аренда помещений, налог на имущество, повременная оплата труда рабочих,зарплата и страхование административно-управленческого персонала) остаются стабильнымипри изменении объема производства, а переменные (сдельная зарплатапроизводственных рабочих, сырье, материалы, электроэнергия) изменяютсяпропорционально объему производства продукции. Использование маржинальногометода учета затрат позволяет определить неполную себестоимость единицыпродукции только на основе переменных затрат. Для этого рассчитывается величинамаржинального дохода (или валовая маржа) как разница между выручкой отреализации продукции и переменными затратами.
Этот показатель в экономической литературе обозначается такжекак сумма покрытия. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только напокрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли. С этой цельюопределяют:
— безубыточный объем продаж (порог рентабельности), прикотором обеспечивается полное возмещение постоянных затрат предприятия, ноприбыль равна нулю;
— объем продаж, который гарантирует предприятию необходимуюсумму прибыли;
— зону безопасности предприятия (запас финансовойустойчивости).
Расчет этих показателей приводится в таблице 3.1.1.
По данным таблицы можно сделать вывод, что маржинальногодохода предприятия едва хватает на покрытие постоянных расходов. В связи сэтим, зона безопасности очень мала – 6,9%. Наиболее низкий порог рентабельностиимеет производство товарного раствора – 3620 тыс. руб., а зона безопасностиэтого вида продукции составляет 9,6%. Самым малорентабельным видом продукцииявляются стеновые материалы (блоки) – зона безопасности всего 2,6%.

Таблица 3.1.1 Определение порога рентабельности и зоны безопасностиОАО «Электроагрегат».Показатель Способ расчета Виды продукции Итого по видам продукции 1 2 3 4
Выручка от реализации
Переменные затраты
Маржинальный доход
Удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации
Постоянные затраты
Порог рентабельности
Зона безопасности
Зона безопасности в % к выручке от реализации продукции
-
-
1 – 2
4: 1
-
5: 4
1 – 6
8: 1 100
20991
17270
3721
0,177
3458
19507
1483
7,0
4678
3880
798
0,170
777
4555
123
2,6
3534
2897
637
0,180
580
3218
316
8,9
4006
3279
727
0,181
657
3620
386
9,6
33209
27326
5883
0,177
5472
30889
2320
6,9
Таким образом, использование маржинального метода учетазатрат расширяет аналитические возможности предприятия и дает более реальноепредставление о выгодности отдельных видов продукции. Кроме того, маржинальныйметод позволяет использовать, так называемый, операционный рычаг, т.е.отношение маржинального дохода к прибыли от реализации.
Эффектом операционного (производственного) рычага называюттакое явление, когда с изменением выручки от реализации продукции происходитболее интенсивное изменение прибыли.
В нашем случае сила воздействия операционного рычага будетопределена следующим образом:
(33209 – 27326) / 411 = 14,31.
Показатель эффекта операционного рычага имеет важноепрактическое значение. Если выручка от реализации продукции возрастает,например на 5 %, то пользуясь показателем силы воздействия операционного рычагаможно заранее определить, что прибыль увеличиться на 71,55%.
Следовательно, деление затрат на переменные и постоянные ииспользование категории маржинального дохода позволяет не только определитьбезубыточный объем продаж, зону безопасности и сумму прибыли по отчетнымданным, но и прогнозировать уровень этих показателей на перспективу.
Таким образом, использование предложенного комплекса мер поукреплению финансового положения ОАО «Электроагрегат» будет способствоватьвыходу предприятия из кризисной ситуации и поможет создать необходимуюфинансовую базу для удовлетворения материальных потребностей его работников. Нодля решения социальных проблем ОАО «Электроагрегат» требуется разработкадополнительных мероприятий.

Заключение
Проанализированное предприятие ОАО «Электроагрегат»использует стратегию увеличение доли оборотных средств в объеме чистых активовдоводя соотношение оборотные средства: постоянный капитал до 83%: 17%,используя при этом тактику сверхагрессивного привлечения заемных средств доводяк концу 2006 года пропорцию – заемные средства: собственные средства как 72%:28%, но выдерживая при этом условие превышения оборотных средств над долгами53%: 47%. При этом уменьшается доля денежных средств в объеме оборотногокапитала, которая составит всего 0,12% к концу 2006 года.
Привлекая кредиты банка в сумме значительно превышающейвеличину основных средств, руководство предприятия следит, чтобы при достижениибалансовой отчетности соблюдалось соотношение — кредит: основные средства,которое на конец 2006 года должно составить составит 63%: 37%. При этом заметноухудшаться показатели ликвидности предприятия. Коэффициенты текущей, быстрой иабсолютной ликвидности по прогнозам составят значения 1,42, 0,63 и 0,00076соответственно при рекомендуемых минимально допустимых значениях 2,0, 0,8 и0,2 для обеспечения необходимой платежеспособности предприятия.
И веже, в качестве положительных моментов, можно отметить:увеличение оборота (объема продаж) предприятия происходит в среднем на 50% загод, в то время как рост собственных и заемных средств на предприятии составляетв среднем 35%. Это характеризует бизнес с положительной стороны, т.к.наблюдается повышение эффективности маркетинга, т.е. увеличение объема продажна вкладываемый в бизнес капитал, так на конец 2006 года прогнозируетсяполучение выручки в размере 3 руб. 65 коп. на каждый вложенный рубль.Такое динамичное развитие бизнеса связано прежде всего с тем, что предприятиеопределилось в выборе стратегического направления приложения усилий в своемразвитии — розничная торговля.
С другой стороны показатели рентабельности использованиясобственных и заемных средств заметно снижаются до уровня 10% и 6,38%соответственно. Это связано с увеличением срока оборота рабочего капитала,определенного по балансовым счетам. Дело в том, что предприятие использует кредитнуюлинию банка без четко оговоренного срока кредитования. Поэтому оценить времяоборота рабочего капитала можно только используя его значения, рассчитанное позначением статей баланса. Срока оборота рабочего капитала в среднем возрастаетежегодно на 6 дней и по прогнозам на конец 2006 года составит 17 дней. Этавеличина позволяет рассчитать минимальный срок кредитования в банке, которыйдолжен составлять не менее чем в три раза его превосходить, т.е. быть не менеечем 54 дня. Рост оборота рабочего капитала обусловлен прежде всего ростом срокаоборота запасов, который к концу 2006 года составит 22 дня.
Не по одной статье распределения валового дохода, в том числеи по величине коммерческих расходов не происходит резкого увеличения. Также непроисходит увеличения дохода физических лиц, а численность персонала дажесократилась.
Предприятие сбалансировало статьи доходов и расходов в своейсфере бизнеса. Об этом свидетельствует положительное значение показателейрентабельности производства и бизнеса в целом. Более того, прогнозируется, чтона конец 2006 на каждые 100 рублей выручки будет приходиться 88 копеек прибыли.
В целом предприятие оставляет весьма благоприятноевпечатление благодаря активности вхождения в новые рыночные условия.

Список использованной литературы
1.        Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. – М.:Финансы и статистика, 2005
2.        .Барногльц С. Б., Экономический анализ хозяйственной деятельностипредприятий и объединений, М.:2003
3.        Бухгалтерский анализ / Под ред. Гольдберга М. А Киев.: 2000
4.        Бухгалтерская отчетность: составление и анализ / Под ред. НоводворскогоВ. Д. – Мн.:2006
5.        Друри К. Введение в управленческий и производственный учет -Мн.: 2006
6.        Ефимова 0. В. Как анализировать финансовое положение предприятия. – Мн.:2005
7.        Ефимова 0. В. Анализ оборачиваемости средств коммерческого предприятия.-Бухгалтерский' учет 2006 (10)
8.        Ефимова О. В. Финансовый анализ – Мн.: Бухгалтерский учет, 2003
9.        Ковалев К. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций.Анализ отчетности. -Мн. :1999
10.      Крейнина М. Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательностиакционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. -Мн. :2006
11.      Методика экономического анализа деятельности промышленного предприятия /Под. Ред. А. И. Бужинского, А. Д. Шеремета – М.: Финансы и статистика, 1988.
12.      Мишин Ю. А., Долгов В. П., Долгов А. П. Учет и анализ: проблемы качественнойобработки учетной информации. -Мн 2004
13.      Нидлз Б., Андерсон X., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. -Мн.: 2003
14.      Новодворский В. Д., Хорин А. Н. Балансовое обобщение как метод бухгалтерскогоучета /Бухгалтерский учет. –2005
15.      В.Ф.Палий Новая бухгалтерская отчетность. Содержание. Методика анализа-М.:библиотека журнала “Контроллинг”, 2000
16.      Родионова В. М., Федотова М. А. Финансовая устойчивость предприятия вусловиях инфляции. -Мн.: 2003
17.      Хонгрен Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. -Мн.:2003
18.      Четыркин Е. М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. -Мн.: 1998
19.      Шеремет А. Д., Сейфулин Р. С. Методика финансового анализа. –Мн.: 2005
20.      Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит. – М.: 2004
21.      Шеремет А. Д., Сейфулин Р. С., Негашев Е. В… Методика финансовогоанализа предприятия – М.: 2004


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация и стимулирование сбыта товара
Реферат Анализ кредитного рейтинга сельскохозяйственного предприятия (на примере конкретного предприятия)
Реферат Стратегічні цілі зовнішньої політики України
Реферат Психолого-педагогические особенности тестовой формы контроля и методы составления тестовых заданий; их практическое применение при обучении студентов зубоврачебного отделения
Реферат Управление иностранными делами
Реферат Паскаль точка повернення підстановка аргументів зберігання змінних
Реферат Художественный мир пространства в романе «Машенька» В.В. Набокова
Реферат Социокультурные функции и роль физической культуры в формировании основных качеств и свойств личности
Реферат Исследование использования информационных технологий в социальной работе
Реферат Развитие произвольного внимания дошкольников в игровой деятельности
Реферат Христианство в зеркале истории
Реферат Электронный бизнес
Реферат Строгановы и их усадьбы
Реферат Уголовный кодекс 1926 и его значение
Реферат Карл Брюлов