КамакинаО.В. – аспирант кафедры экономики Рыбинской государственной авиационно-технологическойакадемии, к. эк. н., Саксонова Е.Л. — доцент кафедры экономики Рыбинскойгосударственной авиационно-технологической академии, Трунова И.В. – н.с.лаборатории “Развития профессионального образования” Института педагогики ипсихологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского
Системапрофессионального образования (в частности НПО) создает образовательныйрезультат разных уровней. Логично, что подготовка профессий различных ступенейпрофессионального образования должна идти различными путями и с использованиемразличных педагогических средств, как чаще всего бывает в различныхпедагогико-экономических условиях.
Мыопираемся на следующие уровни образовательного результата, которыесоответствуют 4-м ступеням профессионального образования, описанным в работахВ.П.Беспалько, М.И.Скаткина, В.В.Давыдова, И.Я.Лернера, В.В.Юдина, а именно:
Формальный- со знаниями-копиями как ключевым элементом опыта и послушным поведением,мотивированным на исполнение приказа. Освоившего такой уровень профессиональнойдеятельности работника можно назвать формальным исполнителем.
Сущностныйили деятельностный. Ключевой элемент опыта — умения, а поведениехарактеризуется критичностью, убежденностью в целесообразности действий, это — грамотный исполнитель.
Творческий.Ключевой элемент образовательного результата — творческое мышление, это — творческий работник, мотивом деятельности которого является возможностьсамовыражения, саморазвития.
Личностныйуровень — постижение личностных смыслов профессиональной деятельности, которыеи движут человеком, определяют стиль его работы — всегда индивидуальный, неотчужденный от жизни, готовые отвечать за принимаемые решения.
Отметим,что несмотря на то, что результат может быть различным, несомненно одно — онявляется благом.
Ценностьданного подхода не только в педагогически корректном описании образовательногорезультата, который можно использовать для деления профессий на ступенистандарта, но и в том, что для каждого уровня можно предложить технологию егодостижения, педагогико-экономические условия под эту технологию и как следствиестоимость образовательной услуги различных уровней будет не одинакова.
Каковастоимость требуемого образовательного результата в профессиональномобразовании?
Наэтот вопрос отвечает предложенная ранее методика расчета цены наобразовательную услугу в профессиональном образовании. Задачей нашегоисследования является — определение долей различных субъектов в инвестированиив профессиональное образование.
Эффективностьрезультата профессионального образования, в том числе и экономическая, в периодперехода к рыночным отношениям будет наиболее высока, если каждый участникпедагогического процесса будет оплачивать ту часть профессиональногообразования, в котором он заинтересован: государство — ту часть образования, вкотором заинтересовано общество в целом, негосударственный заказчик — свою,личность и семья — свою и т.п. Иными словами, ориентация на баланс интересов — личности, семьи, образовательного учреждения, общества, работодателя,государства (гипотеза баланса интересов).
Врамках системы НПО обеспечивается подготовка по I — IV ступеням, чтосоответствует диапазону от простого исполнителя конкретного набора операции — " оператора", до работника, способного выполнять обязанности, четкорегламентировать которые невозможно, да и не нужно.
Какотмечают авторы этого подхода, результатом образования на каждой ступениявляются не только определенный уровень профессиональных знаний и навыков, но иопределенный тип личности выпускника (т.е. 2 основные составляющие).
Воспитательнаяработа в учебном заведении НПО (если это не краткосрочные курсы) теснопереплетается с учебным процессом и лишь очень небольшая ее доля может бытьотражена в виде отдельных мероприятий и, следовательно, каким-то образомоценена. Поэтому, скорее всего, вопросы воспитания и формирования личностныхустановок не найдут в явном виде отражения в экономических расчетах.
Таккак получаем образовательный результат с разным уровнем профессиональных знанийи умений, то далее открывается следующие направления анализа:
определениераспределения затрат на образовательный процесс по ступеням;
выявлениеинтересов участников рынка (государство, учащиеся, предприятие) посодержательным элементам подготовки и распределение в соответствие с этимзатрат на подготовку;
собратьвоедино эти два распределения и получить общую структуру затрат.
Распределение затрат по ступеням
Прираспределении затрат по ступеням необходимо учесть следующие особенностиобразовательного процесса:
основнымисточником данных расчета бюджета учебного времени по контингенту итрудоемкости учебного плана групп являются учебные планы по профессиямКомпоненты содержания образования, всего (0) /> Общее Общепрофессиональное Специальное Конкретное /> Общеобразовательный цикл (1.0) Профессиональный цикл (2.0) J –полугодие (1,2) /> Теоретическое обучение (2.1) Обучение в учебных мастерских (2.2) Производственное обучение на предприятии (2.3) Производственная практика (2.4) Группы (K) /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
аннотацияк учебному плану свидетельствует о том, что II ступень соответствует периодуобучения — 2 года, III ступень — 3 года, IV ступень — 4 года;
образовательныйрезультат более высоких ступеней может быть получен только на основе предыдущейступени;
основныеразличия в образовательном результате обусловлены прежде всего болеепродолжительным сроком обучения, а прирост расходов, связанный с более высокойквалификацией персонала, с особенностями в проведении занятий оказываетсянезначительным (т.к. в учебном заведении при подготовке учащихся по первойступени и по четвертой ступени работают одни и те же преподаватели,используется одно и тоже оборудование).
Распределениеучебного времени по ступеням в разрезе содержательных компонентов выполнено напримере учебных планов по двум профессиям «Станочник(металлообработка) со знанием основ предпринимательской деятельности» и«Продавец, кассир-контролер со знанием бухгалтерского учета и основпредпринимательской деятельности». Результаты представлены ниже в таблицах1, 2 и диаграммах.
1. Распределение часов по ступеням и содержательнымкомпонентам
Профессия:" Станочник (металлообработка) со знанием основ предпринимательскойдеятельности"
Специальности:токарь, фрезеровщик
Уровниподготовки: II ступень — токарь 2 разряда, фрезеровщик 2 разряда;
IIIступень — токарь 3 разряда, фрезеровщик 3 разряда, оператор станков спрограммным управлением 2 разряда;
IVступень — токарь 4 разряда, фрезеровщик 4 разряда, мастер участкаметаллообработки со знанием основ предпринимательской деятельности.
Таблица1 /> II ступень III ступень IV ступень 1. Общеобразовательное 1417 51,10% 1633 37,41% 1689 29,56% 2. Общепрофессиональное 325 11,72% 450 10,31% 642 11,24% 3. Специальное 926 33,39% 980 22,45% 1621 28,37% 4. Конкретное 105 3,79% 1302 29,83% 1762 30,84% 5. Всего 2773 100,00% 4365 100,00% 5714 100,00%
/>
Профессия:«Продавец, кассир-контролер со знанием бухгалтерского учета и основпредпринимательской деятельности»
Уровниподготовки: II ступень — продавец продовольственных товаров, кассир-контролер;
IIIступень — продавец широкого профиля, кассир-контролер;
IVступень — продавец широкого профиля, кассир-контролер со знанием бухгалтерскогоучета и основ предпринимательской деятельности
Таблица2
/>
/>
Надиаграммах хорошо видно, что примерно 50% времени на II ступени занимаютобщеобразовательные дисциплины, а затем к IV ступени их доля снижается до 30%за счет расширения блока специальных дисциплин. Первая ступень в данном случаене рассматривалась, но подготовка на этом уровне может представлять собой программу II ступени за вычетом общеобразовательного блока; небольшие по объемучасов курсы, ориентированные на дополнительную узкую специализацию; небольшиекурсы переподготовки, позволяющие сформировать минимальные профессиональныенавыки работы и получить соответствующий документ.
2. Распределение затрат между инвесторами
Вданной модели выделено четыре типа участников рынка образовательных услуг:государство (на федеральном уровне), регион, предприятие, учащиеся. Каждаягруппа проявляет интерес к разным дисциплинам в составе учебного плана.Следовательно, можно привлечь их к финансированию. соответствующей долирасходов, сложившихся в учебном заведении (этот уровень затрат может изменятьсяв диапазоне от заработной платы преподавателей до возмещения всех текущихзатрат и использования оборудования).
Рассмотрим,какие элементы образовательного результата интересуют каждого из этихучастников.
Государство(федеральный уровень): С помощью системы НПО государство решает следующиезадачи:
удерживаетэнергию молодежи, которая еще не востребована в обществе от негативныхпроявлений, по существу обеспечивая социальную защиту и занятость их вопределенных временных рамках;
впроцессе обучения вне зависимости от прилежания формируется личность болеевысокого уровня (это применительно для всех ступеней, кроме первой),следовательно, общество получает граждан уже более приспособленных ксамостоятельной жизни;
обеспечиваетпрофессиональную ориентацию и минимальные профессиональные навыки.
Таккак трудовая деятельность выпускников учреждений НПО связана с экономикойрегиона, финансирование минимальной профессиональной подготовки можно отнести ксфере интересов региона, а на федеральном уровне финансировать лишь те элементыучебного плана, которые повышают уровень общего образования граждан.
Всферу интересов государства на федеральном уровне попадают
общеобразовательныедисциплины,
культурно-образовательныеи оздоровительные мероприятия.
Регион:С помощью системы НПО решает задачи обеспечения занятости и социальной защитыочень неустойчивой категории населения (молодежи в возрасте 15-18 лет),обеспечения профессиональной ориентации и минимальных профессиональных навыков,которые бы давали человеку право заниматься профессиональной деятельностью,согласования потребностей регионального рынка труда и возможностейрегионального рынка образовательных услуг.
Следовательно,этим интересам соответствуют:
некоторыйминимум общеобразовательных дисциплин, связанных с региональной спецификой;
дисциплиныобще-профессионального блока, обеспечивающие базовые знания, необходимые дляусвоения специальных дисциплин;
специальныедисциплины в объеме, предусмотренном II ступенью обучения.
Предприятие:Предприятие (или работодатель) видит в лице выпускника будущего работника,следовательно, для него важно, чтобы работник мог решать те производственныезадачи, которые возникают на соответствующем рабочем месте. Хотя способностьработника выполнять свои трудовые обязанности определяется не только знаниями ипрактическими навыками, но и личностными качествами, которые сформировали увыпускника, но предприятия в основном ориентируются на наличие у выпускниканужной специализации, практического опыта работы в условиях предприятия.
Поэтомуосновным критерием выбора элементов затрат и времени должно быть максимальноеприближение знаний и умений выпускника к требованиям будущего места работы.Исходя из этого, в центре внимания оказываются следующие моменты:
прохождениепрактики в условиях данного предприятия;
дисциплиныпо специализации.
Учащийся:Учащийся, принимая решение о том, чтобы пойти учиться по данной профессии,руководствуется самыми разными соображениями:
получитьпрофессию, которая бы позволила в будущем зарабатывать и обеспечивать своесуществование;
получитьдокумент, который бы свидетельствовал об определенном уровне квалификации идавал право заниматься определенным видом деятельности;
соображениямипрестижа данного вида деятельности;
наличиемсклонностей или интереса к определенному виду деятельности и т.д.
Экономическизначимым является только первый пункт, это обусловлено тем, что полученныезнания будут генерировать доход в виде заработной платы, гонорара, прибыли илив других формах, позволяет рассматривать обучение как эффективное вложениеденег.
Какправило, учащиеся не отдают себе отчет в том, что при получении образованиясоответствующей ступени меняется характер мышления, расширяются возможностизанять достойное место и в других сферах, не связанных с профессиональнойдеятельностью. Поэтому совокупность предметов, которые расширяют кругозор, учатпонимать окружающий мир (будь то город, регион, страна в целом), обычно непредставляют для них ценности. Аналогичное представление и о предметах, которыесоздают основу для глубокого усвоения специальных дисциплин. Отношение к узкойспециализации как правило настороженное, что обычно мотивируется сужениемперспектив трудоустройства.
Основнымкритерием выбора является ориентация на то, что дает знания и практическиенавыки по специальности. Поэтому в центре их внимания оказываются :
специальныедисциплины;
возможностьпрохождения практики на предприятии;
иногдаи получение дополнительной специализации.
Наоснове такого анализа интересов каждой группы участников рынка образовательныхуслуг, которые рассматриваются как потенциальные инвесторы в систему НПО, можнопредложить следующее распределение интересов в рамках учебного плана. При этомиспользуются условные обозначения:
/>, Гф — государство (федеральный уровень);
/>, Р – регион;
/>, У — учащийся;
/>, П –предприятие.
Врезультате распределения предметов учебного плана по интересам инвесторовоказалось, что в отношении ряда предметов их интересы пересекаются.Разграничение этих моментов было выполнено, исходя из следующего:
а)ситуация Гф+Р возникает возникла в отношении предметов — физкультура и основыбезопасности жизнедеятельности. Так как эти предметы касаются здоровья граждан,формируют навыки безопасного поведения в жизненных и аварийных ситуациях, тораспределение расходов можно выполнить в пропорции 1:1;
б)ситуация Р+У+П разрешалась следующим образом
дисциплиныобщепрофессионального блока в рамках базовой специальности (станочник,продавец) отнесены к группе интересов региона;
Учебныйплан
попрофессии " Станочник (металлообработка) со знанием основпредпринимательской деятельности"
дисциплиныспециального блока в рамках II ступени в равных долях распределяются междурегионом и учащимся;
дисциплиныспециального блока для III и IV ступеней по базовой специальности,обеспечивающие повышенную квалификацию, в равных долях распределяются междуинтересами учащегося и предприятия;
дисциплиныиз блока «конкретное» (в существующих учебных планах относятсяпрактики в условиях предприятия) в рамках II ступени это соответствуетинтересам учащегося, в рамках III и IV ступени это распределяется в равныхдолях между учащимся и предприятием;
специальныеи общепрофессиональные дисциплины, обеспечивающие дополнительную специализацию(например, основы предпринимательской деятельности для станочника. Понятно, чтопредприятие нанимает станочника, в крайнем случае механика, поэтому блок попредпринимательской деятельности явно соответствует интересам учащегося, таккак дает дополнительную возможность трудоустройства) отнесены к интересамучащегося.
Пропорцииучебного времени по ступеням в разрезе групп участников представлены
втаблицах 5, 6.
Таблица5
Структураучебного времени для профессии
«Станочник(металлообработка) со знанием основ предпринимательской деятельности»/> II ступень III ступень IV ступень Государство фед. уровень 1163 42,23% 1358 32,79% 1386 25,72% Регион 1023 37,15% 1121 27,06% 1229 22,81% Учащийся 568 20,62% 1115,5 26,93% 1796,5 33,34% Предприятие 0,00% 547,5 13,22% 977,5 18,14% Всего 2754 100,00% 4142 100,00% 5389 100,00%
Таблица6
Структураучебного времени для профессии
«Продавец,кассир-контролер со знанием бухгалтерского учета»/> II ступень III ступень IV ступень Государство фед. уровень 1248 47,22% 1443 36,47% 1470 27,78% Регион 825 31,21% 967 24,44% 1065 20,12% Учащийся 750 21,57% 1058,5 26,75% 1728 32,65% Предприятие 0,00% 488,5 12,35% 1029,5 19,45% Всего 2643 100,00% 3957 100,00% 5292,5 100,00%
Структуразатрат учебного времени с учетом обоих факторов, представленная на диаграммахниже, отражает и структуру затрат на подготовку выпускника.
Структуразатрат учебного времени по профессии " Станочник (металлообработка) сознанием основ предпринимательской деятельности" с учетом содержательныхэлементов и интересов инвесторов
/>
Структуразатрат учебного времени по профессии " Продавец, кассир-контролер сознанием бухгалтерского учета " с учетом содержательных элементов иинтересов инвесторов
/>
Чтобыполучить денежную оценку выявленные пропорции необходимо применить ксебестоимости подготовки выпускника соответствующей ступени.
Видеальном варианте педагогическая технология предусматривает на четвертойступени — участия преподавателей высокой квалификации, в связи с этим в вышеобозначенную методику могут быть внесены поправочные коэффициенты.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru