Рабби Иехуда ха-Леви из Толедо Новый шаг в еврейском философском мышлении был сделан поэтом и философом Иехудой ха-Леви из Толедо (ок. 1085-1140 гг.). Если предшествующие философы стремились защитить иудаизм или религию в целом от нападок рационалистической философии, то Иехуда ха-Леви хотел показать преимущества еврейской традиции над христианством и мусульманством. С этой целью он написал книгу "Кузари", сочинение на арабском языке, имеющее подзаголовок:
"Книга доводов и доказательств в защиту униженной религии". "Кузари" написана в форме диалога между еврейским мудрецом и царем хазаров (тюркского племени, проживавшего на Волге), который вместе со своим народом принял в VIII веке иудаизм. ха-Леви был первым, кто разграничил требования философии и требования Откровения или, выражаясь его собственным языком, "
Бога Аристотеля и Бога Авраама". Наилучшее, что может дать философия это убедительные доказательства бытия Бога, господствующего в мире и организующего мир. Но все это, не достигает даже подножия веры, которая устанавливает тесную взаимосвязь между человеком и Богом. Личностная по своей природе, эта взаимосвязь может быть результатом лишь личного опыта, внутреннего просветления, откровения. Поэтому любое заявление индивида об осенившем его откровении внушает обычно
сомнения и подозрения в субъективизме, самообмане и самовнушении. Подобные подозрения отпадают, однако, по отношению к Откровению, свидетелем которого был весь народ. Такое Откровение даровано было Израилю на горе Синай. Синайское Откровение становится, таким образом, для hа-Леви единственной неприступной опорой, источником ведения,
знания и прямого контакта с Богом - без чего нет живой традиции и понятие Бога из реальности в нашей душе постепенно превращается в омертвелую глыбу, которую называет тем же словом Аристотель - и гарантией истинности веры. Израиль - в первую очередь народ Откровения, народ Пророков. В этом состоит его избранничество. Это поручение, а не привилегия! Оно не отклонение от нормы, а лишь одно из многих проявлений процесса
Божественной селекции. Действуя в природе, Божественный отбор образует отдельные основные царства: царство неживой природы, растений, животных и человека. Подобно делению в мире природы, внутри человеческого царства идет свой процесс деления, в ходе которого некоторые индивиды наделяются особой Божественной способностью - пророческим духом, который позволяет им вступать в общение с Самим Богом. Божественная пророческая способность, которую ха-
Леви называет Иньян ха-Элоки (Божественное дело, божественный смысл), была впервые вложена Богом в Адама, прямое создание Его рук, от которого она передавалась непрерывной цепочкой по наследству избранным личностям, пока эта цепь не привела к сыновьям Яакова, от которых эту способность унаследовало все израильское сообщество, которое мы теперь и называем словом "богоизбранный народ". То есть - среди прочего - избранность евреев среди всех народов
мира (на которую так нешуточно обижались и так много точили зубы, но ничего не смогли с ней поделать разные религиозные и государственные мужи во все века!) означает тот простой факт, что мы настроены с Богом чисто психологически на одну "волну". Значит - в каждой еврейской душе имеется крупица того божественного смысла, которая позволяет установить с Творцом совершенно естественный, личный и прямой контакт.
Это-то и попытался мудрец объяснить хазарскому царю. Благодаря такой наследственной способности, Израиль был избран стать народом пророков, и каждый еврей, хотя бы потенциально, обладает этим даром и поэтому способен на величайшие духовные достижения. Но на развитие этой способности, как и любого другого наследственного свойства, влияют питание и среда. Здесь и вступают в действие Тора и Святая Земля Израиля.
Рабби Ихуда ха-Леви считает священными предписания Торы и особенно заповеди. Они служат как бы каналами, проводящими духовную энергию, излучаемую "Божестевенным началом". Таким образом, заповеди Торы обеспечивают методическое питание, необходимое для развития Божественного дара, и способствуют появлению пророческого духа.
Подобно Торе, и Святая Земля, "воздух которой умудряет человека", обладает сакраментальным - то есть священным и неотъемлемым от нее свойством, создающим соответствующее физическое окружение. Тесно связан с Торой и Святой Землей Святой язык, который, благодаря своей специфической структуре и красоте, является наилучшим способом передачи пророческого духа. Тем не менее, Иехуда ха-Леви был по существу человеком универсальных взглядов.
Избрание Израиля для него есть общечеловеческое Божье избранничество. "Израиль заявляет он это сердце народов, играющее в мире ту же роль, что и сердце в человеческом организме". Этот народ наиболее чувствителен к лишениям и страданиям мира и одновременно наделяет цивилизованное человечество своей нравственно-духовной жизненной силой. И другие народы, подобно Израилю, наделены пророческой способностью, но у них она на более низком уровне.
В грядущем царстве Мошиаха все народы достигнут той степени духовной жизни, которая сейчас дана Израилю, все они созреют и дадут плоды, корень которых - Израиль. Все эти возвышенные идеи выражает Иехуда ха-Леви, признанный величайшим поэтом эпохи, и в своих стихотворных произведениях, многие из которых вошли в синагогальное Богослужение. С особой же силой поэтический гений ха-
Леви выразился в его великолепных песнопениях в честь Сиона - горы, на которой стоит Иерусалим, но это больше чем просто географическое название, это смысловой стержень собственных еврейских представлений об избранности и о том, кто нас избрал - и зачем: Некоторые наиболее прославленные его песни, полные блеска и красоты, до сих пор произносятся в еврейских общинах всего мира в день Девятого Ава - дата, соответствующая разрушению
Иерусалимского Храма - и неизменно потрясают сердца скорбящих. Любовь к Сиону была единой и всепоглощающей страстью ха-Леви. Под ее влиянием поэт решился пуститься в далекий путь и, невзирая на опасности и лишения, достиг Иерусалима, у стен которого, по преданию, он погиб. Когда он нагнулся, целуя Святую Землю, арабский всадник пронесся на полном скаку через ворота и раздавил
его насмерть.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |