Содержание
Введение… 3
I. Понятие розничного товарооборота… 6
1.1. Сущность розничного товарооборота. Задачи его планирования 6
1.2. Стадии планирования товарооборота… 10
1.3. Требования к планированию товарооборота… 21
II. Методы планирования на торговом предприятии… 23
Заключение… 34
Список использованной литературы… 36
Введение
Ни для кого несекрет, что основную массу материальных благ, используемых для удовлетворения личныхпотребностей, население получает через торговлю. Количественная и качественнаяхарактеристика товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферупотребления в соответствии с законами товарного обращения, находит своевыражение в показателях товарооборота.
Под розничнымтоварооборотом понимается продажа товаров населению для удовлетворения личныхпотребностей в обмен на его денежные доходы.
Экономическиеотношения, связанные с обменом денежных доходов на товары, выражаютэкономическую сущность розничного товарооборота: розничный товарооборотхарактеризует завершение процесса обращения, товары переходят в собственность потребителей,потребляются или же образуют потребительский фонд, т.е. выпадают из сферыобращения и перестают быть товарами.
Розничныйтоварооборот – это важнейший показатель торгового предприятия. Он характеризуетобъем деятельности предприятия, от него зависит объем валового дохода иприбыли. И в тоже время розничный товарооборот отражает уровень жизни населенияи существенно влияет на денежное обращение в стране и устойчивость валюты,поскольку обращение наличных денег связано главным образом с обслуживаниемрозничного товарооборота.
Анализ розничноготоварооборота позволяет предприятиям определить, в какой степени выполнен плантоварооборота и удовлетворен ли спрос покупателей, какие изменения произошли втоварообороте за отчетный период и чем они обоснованы, вскрыть новые явления, атакже имеющиеся резервы в развитии товарооборота. Выводы и обобщения имеютважное значение для разработки прогноза продажи товаров.
Все хозяйствующиесубъекты самостоятельно планируют свою деятельность. В рыночной экономикепредприятия заинтересованы в составлении обоснованных планов, нацеленных намаксимальное использование всех резервов развития розничного товарооборота.Такой подход позволяет им вести успешную борьбу с конкурентами, повышатьрентабельность торговой деятельности.
В рыночныхусловиях хозяйствования экономическое значение показателя розничноготоварооборота вытекает из тех задач, для решения которых он вычисляется. Розничныйтоварооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощностьторгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельностипредприятия.
Розничныйтоварооборот может быть использован для характеристики эффективностииспользования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров.Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результатхозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величинойзатраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление обэффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективностиесть соотношение результата и затрат.
Планированиерозничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическимипоказателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль,численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считаетсятакое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделяхстратегического прогнозирования товарооборота.
Как видно извсего сказанного, розничный товарооборот является одним из основныхэкономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия. Онхарактеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Егоможно рассматривать как результат деятельности предприятия торговли, как егоэкономический эффект, а в социально-экономическом аспекте – как показательтоварного обеспечения населения, характеризующий уровень жизни. Поэтому вполнеочевидна актуальность изучения и исследования товарооборота и его планирования.
Целью работы является анализ ихарактеристика методов планирования розничного товарооборота в современныхусловиях.
Объектом исследования является розничнаяторговля и главный ее элемент – розничный товарооборот.
Предметом исследования является –порядок, последовательность и методы планирования розничного товарооборота.
Для достижения указанной цели вработе необходимо ответить на конкретные вопросы:
- В чем состоят задачи планирования товарооборота?;
- Какие проходит стадии планирование товарооборота?;
- Какие требования предъявляются к плану товарооборота?;
- Какие методы планирования применяются в торговом предприятии.
I. Понятиерозничного товарооборота 1.1.Сущность розничного товарооборота. Задачи его планирования
Переход предприятий торговли на рыночную концепциюразвития изменил оценку их целевой функции, что отразилось на системе экономическихпоказателей, характеризующих хозяйственный процесс. Прежде всего это относитсяк показателю розничного товарооборота.
Как верно отмечаетА.Н. Соломатин, рыночные методы хозяйствования объективно привели к отказу отпримата показателя товарооборота, и позволили перейти к управлению торговымпроцессом на основе экономических регуляторов (цены, налоги и т.п.). Главной целью торговых предприятий в настоящее время является получение максимальнойприбыли, а товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, безкоторого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятиеполучает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, тозадача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличенияобъема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли[1].
Под розничным товарооборотом понимается продажапотребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов реализации.
В торговом предприятии товарооборотвыражается в объеме выручки за проданные товары – по его размеру можно судить означимости данного предприятия на потребительском рынке. Различают розничный иоптовый товарооборот, целью исследования моей работы является – розничный.
Розничный товарооборот учитывается,анализируется и планируется как по общему объему, так и по отдельным группамтоваров в ценах фактической реализации, включающих торговую наценку, налог надобавленную стоимость, акциз и налог с продаж, - строго за отчетный период наоснове первичных документов – товарно-денежного отчета и прилагаемых к немудокументов.
В общем смысле – планирование представляетсобой особую форму деятельности, направленную на разработку и обоснованиепрограммы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный(календарный) период в соответствии с целью его функционирования и ресурснымобеспечением. Назначение планирования состоит в стремлении максимально учестьвсе внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия для развитияпредприятия.
Планирование является основнойэффективности предприятий, оно выполняет следующие задачи:
wориентирует руководителей наперспективное мышление;
wспособствует четкой координацииразличный действий, согласованию целей и задач предприятия в целом и отдельныхего подразделений;
wустанавливает оптимальные показателихозяйственной деятельности с последующим контролем за их динамикой;
wпозволяет объективно оценить свойпотенциал и соотнести его с поставленными целями;
wделает предприятие болееподготовленным к внезапным изменения экономической ситуации;
wвыявляет сильные и слабые стороны деятельностипредприятия.
При разработкеэффективной стратегии торговой деятельности одной из важных проблем являетсяопределение целей Основными целями планирования являются: обеспечениеконкурентоспособности на рынке, получение нормальной прибыли, определениенеобходимой суммы закупок товаров для заключения контрактов с поставщиками инаправлений деятельности коммерческой службы.
Одними из важнейших показателей вдеятельности торгового предприятия являются показатели товарооборота, так какони в конечном итоге определяют величину валового дохода и прибыли.Планирование этих показателей тесно связано в прогнозированием товарооборота вцелом по предприятию и по отдельным товарным группам. Механизм экономическогообоснования объема и структуры товарооборота предприятия включает в себяопределение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями,учет факторов и конъюнктуры развития рынка, эффективности действующего законодательства.
В рыночныхусловиях хозяйствования экономическое значение показателя розничноготоварооборота вытекает из тех задач, для решения которых он вычисляется. Розничныйтоварооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощностьторгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельностипредприятия.
Розничныйтоварооборот может быть использован для характеристики эффективностииспользования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров.Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результатхозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величинойзатраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление обэффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективностиесть соотношение результата и затрат.
Розничныйтоварооборот может быть использован для расчета трудоемкости, фондоемкости,затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно впервом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсахдля обеспечения прироста товарооборота. Планирование розничного товарооборотадолжно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос,поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходына оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитииэтих показателей, которое представлено в моделях стратегическогопрогнозирования товарооборота.
К задачам планирования товарооборотаотносятся:
wопределение показателей товарооборота:оборот по продаже, товарные запасы на начало и конец периода, поступлениетоваров; реализация товаров, однодневный объем товарооборота;
wопределение минимального объематоварооборота, который обеспечить предприятию безубыточную работу;
wопределение общего объематоварооборота;
wопределение его структуры, т.е. объемареализации отдельных товарных групп, т.к. регулирование товарооборота поотдельным товарным группам позволяет регулировать и сумму получаемой прибыли;
wизучение динамики изменения всехпоказателей товарооборота за анализируемый период (в фактических и сопоставимыхценах);
wанализ и оценка ассортиментнойструктуры;
wопределение и оценка факторов,влияющих на объем и структуру товарооборота[2];
wанализ товарооборачиваемости (времяобращения товаров, дни оборотов, скорость товарооборота, число оборотов);
wобеспечение информационной базы дляобоснования расчетов показателей товарооборота на планируемый период.
Планирование товарооборотапроизводится на основе данных отчетности, конъюнктурной информации, изучениясостояния торговли в отдельных торговых точках, различных материаловнормативного характера, установленных плановых показателей.
Основой для планирования товарооборотаслужат аналитические показатели: относительные величины динамики товарооборота(проценты роста и прироста), удельные веса отдельных секторов торговли, доля отдельныхгрупп товаров в общей сумме товарооборота, сумма оборота на 1м² торговойплощади, уровень запасов в днях, оборачиваемость средств, вложенных в товарныезапасы и др. 1.2.Стадии планирования товарооборота
План розничного товарооборота являетсяосновным, ведущим разделом торгово-финансового плана предприятия торговли.Объем и структура товарооборота оказывают влияние на все остальные разделыторгово-финансового плана – труд, издержки обращения, прибыль и др.
План розничного товарооборота состоит изследующих разделов: реализация (продажа) товаров по общему объему и поотдельным товарным группам (структура товарооборота); товарные запасы итоварооборачиваемость; поступление товаров (товарное обеспечение).
А.М. Фридман верно отмечает, что всеразделы плана розничного товарооборота взаимосвязаны, между ними существуетбалансовая связь[3]. Так показатели на начало (З1) + поступление (П) =реализация (Р) + запасы на конец (З2). Исходя из этого баланса, можнорассчитать и спрогнозировать любой показатель товарооборота.
Первая стадия планирования розничного товарооборота.(особеннонового предприятия) – определение минимального объема товарооборота (критического),который обеспечит ему безубыточную работу. Все расчеты по определению этогообъема сводятся к определению точки безубыточности.
Расчет минимально необходимого объематоварооборота можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие егоэлементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму розничных ценпроданных или запланированных к продаже товаров. В свою очередь, розничная ценасостоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки.Сумма покупных цен представляет собой товарооборот торгового предприятия по покупнымценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения иполучения торговым предприятием прибыли.
Таким образом, имеем: Т р.ц. = Тп.ц. + ТН, /1.1/
где Т р.ц. – объем товарооборота порозничным ценам, руб.;
Т п.ц. – объем товарооборота по покупнымценам, руб.;
ТН – сумма торговых надбавок, руб.
В свою очередь: ТН = ИО + П /1.2./
где П сумма прибыли, руб.;
ИО – сумма издержек обращения, руб
ИО = И Опер +ИО пост /1.3/
где И опер – сумма переменных издержекобращения, руб.;
И опост – сумма постоянных издержекобращения;
Тогда: Т р.ц = Тп.ц. + И Опер +ИОпост +П. /1.4/
Но поскольку минимально необходимыйобъем розничного товарооборота позволяет покрыть только затраты и необеспечивает получение прибыли, то формула определения критического объематоварооборота будет иметь вид:
Ткр. = Тп.ц. +ИОпер+ ИО пост /1.5/
Где Ткр – критический объемтоварооборота по розничным ценам, руб.
Товарооборот по покупным ценампредставляет собой объем закупленных товаров в стоимостном выражении илизатраты торгового предприятия на покупку товаров. Величина этих затрат носитпеременный характер, поэтому объем критического товарооборота можно представитьследующим образом:
Ткр =Зпер +ИОпост, /1.6/
Где Зпер – переменные затраты.
Разделив полученное равенство на объемкритического товарооборота, получаем:
Ткр/Ткр =Зпер/Ткр +ИОпост/Ткр /1.7/
Обозначив: Зпер/Ткр= Д – для переменных затрат в розничном товарообороте, принимаемом за 1,получаем:
1 =Д+ИО пост/Ткр /1.8/
отсюда: Ткр =ИО пост /(1-д). /1.9/
Для сравнения, данная формулакритического товарооборота или точки безубыточности в учебнике «Экономикаобщественного питания»[4] имеет следующий вид:
Тб =Ипос / (УВД – УИпер)х 100 /1.10/
Где Ипост – сумма постоянных издержек;
Уипер – уровень переменных издержек, %.
УВД – уровень валового дохода, %
Например, плановыйтоварооборот магазина – 4470 млн руб., валовой доход – 2101 млн руб, уровеньвалового дохода – 47%, издержки – 900 млн руб, в том числе переменные – 300,постоянные – 600 млн руб, уровень переменных издержек в процентах к обороту –6,71% (300:4470х100). В этом случае точка безубыточности равна 1489 млн. руб.[600: (47-6,71)х100]
Чем выше разность между плановой (илифактической) выручкой предприятия и точкой безубыточности, тем выше запасафинансовой прочности и устойчивости предприятия. Запас финансовой прочности, в %, рассчитывается по формуле:
(Тплан (факт) –Тб)х100
/> Зфп = Тплан(факт) /1.11/
Для магазина запас финансовой прочностисоставит:
(4734-1489)х100
/> Зфп = 4734 (с учетомНДС) =68,5%
Следовательно, уменьшениетоварооборота более чем на 68,5% от прогнозируемого объема означает длямагазина резкое снижение платежеспособности, утрату финансовой устойчивости,вероятность банкротства. Определив минимальный критический объем товарооборота,обеспечивающий предприятию безубыточную работу, переходят к расчету возможногообъема товарооборота на планируемый год.
Вторая стадия — прогноз общего объема товарооборота.
Анализ товарооборота начинают сопределения его объема за исследуемый год. Полученные данные (отчетные)сравнивают с плановыми показателями и с показателями (базисными)соответствующих предшествующих временных интервалов. Подобные сопоставленияпозволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельностипредприятия намеченной стратегии развития.
На основе запланированного объемапродажи устанавливают необходимые размеры товарных запасов и поступлениятоваров. Товарные запасы должны быть запланированы в размерах, обеспечивающихбесперебойную продажу товаров в широком ассортименте. Объем розничноготоварооборота и его структура должны обеспечить удовлетворение потребностейнаселения в разнообразных товарах в соответствии с его спросом. Поступлениетоваров предусматривают в таком размере, чтобы вместе с запасом товаров наначало планируемого периода оно обеспечивало бесперебойную торговлю, выполнениеплана продажи и создание нормального запаса товаров на конец планируемого периода.
Греховодова М.Н отмечает — прогнозобщего объема товарооборота магазина рассчитывается как сумма реализацииотдельных товарных групп, учитывая влияние следующих факторов:
- численность и состав обслуживаемогонаселения;
- сложившийся уровень потребления иреализации товаров в зависимости от покупательских фондов населения;
- соотношение товарного и нетоварногопотребления;
- развитие жилищного строительства(например, при улучшении жилищно-бытовых условий обслуживаемого населениявысокими темпами увеличивается спрос на обои, лаки, мебель и т.д.[5].
Третья стадия — рассчитав общий объем товарооборота на планируемый период,его распределяют по кварталам и месяцам. Экономически обоснованные прогнозы товарооборотапо кварталам (периодам года) играют важную роль для ритмичного удовлетворенияпокупательского спроса, стабильного денежного обращения и т.д. Данные о динамикеденежных доходов по кварталам и месяцам, темпы их роста на прогнозируемыйпериод позволяют повысить обоснованность плана товарооборота в пределах года.
После определения годовоготоварооборота с разбивкой по кварталам приступают к прогнозированию его поотдельным товарным группам и товарам с учетом сезонности спроса населения исложившегося уровня продажи товаров. Так, в летний период происходит некотороесокращение потребления мяса и мясных продуктов за счет увеличения потреблениямолока, овощей, фруктов.
Важной исходной предпосылкойпланирования является анализ выполнения плана розничного товарооборота запредплановый период. Сложившиеся пропорции в прошлых периодах нельзямеханически переносить в план товарооборота при его прогнозировании. Необходимоподвергнуть критическому анализу результаты и определить, под влиянием какихфакторов сложились сезонные колебания и какова степень влияния этих факторов впрогнозируемом периоде.
Внутригодичное колебание и изменениетоварооборота происходит под влиянием объемов и состояния покупательнойспособности населения, особенностей спроса и в зависимости от равномерностизавоза товаров по периодам года. Поэтому при прогнозировании предусматриваютсямеры по обеспечению равномерности завоза и поступлению товаров в соответствии сособенностями покупательского спроса в отдельные периоды года. Важным вэкономическом обосновании плана розничного товарооборота является учеттенденций его развития за ряд лет, выявленных в результате анализа.
Четвертая стадия — планирование структуры товарооборота торгового предприятия,т.е. объема реализации отдельных товарных групп. В условиях, когда торговыепредприятия самостоятельно устанавливают размеры торговых надбавок на товарыпри различной издержкоемоксти их реализации, регулирование товарооборота поотдельным товарным группам позволяет регулировать и сумму получаемой прибыли.
В связи с тем, что к составлениюпланов на будущий год приступают, когда еще нет данных о фактическомтоварообороте за весь текущий год, определяют ожидаемые товарные запасы (стадия 5) и ожидаемое поступление товаров (стадия 6),которые являются исходной базой планированияпоказателей на предстоящий год.
Ожидаемым выполнением плана розничного товарооборотаназывают реально выполнимую величину товарооборота до конца текущего года.[6] Определение ожидаемого выполнения плана за текущий годявляется важной частью работы по составлению плана. Ожидаемое выполнение планаопределяется как по всему товарообороту, так и по отдельным товарным группам.По тем товарам, по которым не предполагается значительного перевыполненияплана, ожидаемый товарооборот определяют на основе фактического товарооборотаза первое полугодие и плана второго полугодия или фактического товарооборота за9 месяцев текущего года и плана на 4 квартал этого же года.
Стадия 5 — определение суммы товарных запасов на планируемый год.Обоснованная величина запасов позволяет поддержать предприятие в нормальном состоянии,т.е. при отсутствии дефицита или избытка товаров. Недостаток запасов влечет засобой снижение суммы товарооборота и некоторую «потерю» покупателей. Избытоктоваров ухудшает финансовые показатели торгового предприятия.
Величина запаса должна одновременно отвечать двум критериям: обеспечить бесперебойнуюторговлю разнообразными предметами потребления в соответствии с запросамипокупателей и обеспечить ускорение оборачиваемости оборотного капитала. Итак,важное значение имеет обоснованный расчет необходимой суммы товарных запасов, аследовательно, и оборотного капитала на планируемый период. Подобный расчет целесообразнопроизвести на каждый месяц, квартал и в целом на год.
В соответствии с процессомформирования можно выделить следующие составные элементы запаса товаров: Рабочий запас, включающий запас на прием и подготовку товаров к продаже,представительный набор для их показа покупателям в торговом зале магазина.Величина этого запаса зависит от количества разновидностей, входящих в составтоварной группы.
Запас пополнения, необходимый для обеспечения регулярной торговли в периодымежду очередной доставкой товара. Его размер зависит от частоты завоза, широтыассортимента и комплектности поступающих партий товаров. В период междуочередным поступлением этот запас колеблется от максимума (в день доставки) доминимума (в канун завоза). Поэтому при определении необходимого запасаучитывается среднее время периодичности, т.е. половина частоты поступлениятоваров.
Рабочий запас и запас пополнения всовокупности составляют торговый запас.
Гарантийный запас, предназначенный для обеспечения бесперебойной торговли наслучай значительного увеличения спроса в отдельные периоды возможного нарушениясроков и объемов поставки товаров и других непредвиденных обстоятельств. Его величинаустанавливается на основе анализа торгового процесса в определенном проценте отторгового запаса. В соответствии с этими элементами может быть использован следующаяформула расчета необходимого уровня запаса в днях (Уз):
П
/> Уз = Р + 2 + Г /1.12/
Где Р – рабочий запас; П – запаспополнения; Г – гарантийный запас.
Пример[7]. Необходимо рассчитать необходимыйуровень запаса сахара по магазину, исходя из следующих параметров егоформирования: рабочий запас определен в 2 дня; частота завоза сахара в магазин– 2 раза в месяц; гарантийный запас принят в размере 100% торгового запаса.
15
/>Уровень запаса в днях = 2 + 2 +9,5 + 19 дней
По товарам сложного ассортимента следуетдополнительно учесть коэффициент комплектности, рассчитываемый как отношениесреднего количества разновидностей в одной партии к общему их количеству. Если,например, магазин торгует 20 наименованиями кондитерских изделий, а в каждойпартии в среднем поступает к их разновидностей, то коэффициент комплектностиравен 0,25 (5:20). Это значит, что при частоте завоза кондитерских изделий 3раза в месяц запас пополнения составляет 20 дней (10/2 :0,25), т.е. обновлениевсего ассортимента происходит после четырех поставок этих изделий.
На основе данных об уровне в дняхрассчитывается необходимая сумма товарных запасов.
Пример[8].Запас сахара по магазину определен в19 дней. При намеченном дневном обороте по его реализации в 50 тыс.руб.необходимая сумма запаса составит 950 тыс.руб. (50.тыс.рубх19дней).
Движение товарных запасов вовзаимосвязи с оборотом по продаже позволяет установить один из важнейшихэкономических показателей торговли – товарооборачиваемость, котораяхарактеризует скорость оборота, или время обращения товаров. Она может бытьвыражена либо числом оборотов, либо количеством дней, необходимых на одиноборот. Расчет товарооборачиваемости в днях позволяет определить, за сколькодней оборачивается средний товарный запас. Таким образом, при определении товарооборачиваемостиберут не конкретный запас товаров на ту или иную дату, а средний запас за весьанализируемый период (квартал, год).
Средний товарный запас исчисляется поформуле средней хронологической, образуемой показателями конкретных товарныхзапасов на ряд промежуточных дат рассматриваемого периода по формуле:
/>/> З1 Зп
2 +З2+З3 + …… 2
/> Зс = п –1 /1.13/
Где Зс – средний запас текущего храненияв сумме за анализируемый период;
З 1,2,3, — запасы текущего хранения наконкретные даты;
П – количество периодов (взятыхостатков).
Пример.Требуется определить фактическую товарооборачиваемость за I квартал текущего года. Товарооборот по продаже товаров заэтот квартал составил 1253 тыс. руб., а товарные запасы по отчетным данным на 1января – 260 тыс. руб., на 1 февраля – 230 тыс. рублей, на 1 марта – 210 тыс,на 1 апреля – 216 тыс. рублей.
/>Определим средний товарный запас на 1 квартал посредней хронологической: 260/2 +230+210+216/2
4-1 = 226 тысяч рублей
Среднедневный оборот за этот кварталравен 13,9 тыс рублей (1253:90). Разделив средний товарный запас насреднедневный оборот по продаже, получим товарооборачиваемость в днях (226:13,9=16,2 дня). Время обращения товаров в днях можно исчислить и другим способом:средний запас товаров умножить на число дней в периоде и разделить на товарооборотэтого периода (226 х90:1253 =16,2 дня.).
Для выражения товарооборачиваемостичислом оборотов оборот по продаже товаров делят на средний товарный запас заанализируемый период в нашем примере (1253:226 = 5,5 раза). Это значит, что приданном объеме товарооборота средний товарный запас обернется в течение всегопериода (в нашем примере – квартала) 5,5 раза. Показатели времени обращениятоваров в днях и товарооборачиваемости в разах взаимосвязаны. Зная один из них,можно определить другой. Если число дней в периоде разделить натоварооборачиваемость, выраженную числом оборотов, получим время обращениятоваров в днях оборота – 16, дня (90:5,5) или 5,5 раза (90:16,2). Ускорениетоварооборачиваемости позволяет вести хозяйственную деятельность предприятия сменьшими затратами денежных и материальных средств. Так, сокращение времени обращенияна один день позволяет высвободить оборотные средства, вложенные в товарныезапасы, равные однодневному товарообороту.
Отсюда следует, что одним из подходов копределению проектируемой суммы запасов в предприятии являются изучениесостояния его оборотных средств и выявление возможности ускорения их оборачиваемости.
Пример[9]. Торговым предприятиям установлен объемрозничного товарооборота на планируемый год 2940 млн. руб. Фактическая оборачиваемостькапитала, вложенного в товарные запаса, составила в прошлом году 63 дня. В планируемомгоду на основе результатов анализа принято решение ускорить оборачиваемостьэтих средств на 2 дня, т.е. довести до 61 дня (63 дня – 2 дня). Проектируемаясредняя сумма товарных запасов предприятия на год равна:
/> 2940 млн. руб
/> 360 дней х 61день = 498 млн. руб
В рыночных условиях проектируемаявеличина запаса должна быть увязана с величиной собственных оборотных средствторгового предприятия. В нашем примере в прошлом году доля собственногокапитала, вложенного в товарные запасы, составила 45%, а заемных средств – 55%.
Сумма собственных оборотных средствпредприятия (с учетом индексации) в планируемом периоде определена в размере220 млн. рублей. При сохранении их фактической доли размер запасов впланируемом периоде должен составить 489 млн. рублей (220 млн. рублей: 45%). Внашем примере она намечена в 498 млн. рублей, что потребует увеличения заемныхвложений средств и затрат по кредиту. В этих условиях представляется необходимымизыскать резервы снижения проектируемой суммы товарных запасов на 9 млн.рублей (489-498).
На следующем этапе в пределах общейсуммы устанавливаются запасы товаров по подразделениям (отдельным торговымточкам) и товарным группам. При этом используется опытно-статистический метод,т.е. учитываются результаты анализа и выборочных обследований, а такжеэкспертные оценки и интуиция коммерческих работников.
Факторы, оказывающие влияние наускорение оборачиваемости товаров, необходимо учитывать при планированиитоварных запасов. Это позволит установить экономически обоснованные нормативы товарныхзапасов, обеспечить дальнейшее развертывание товарооборота, всесторонне удовлетворитьпотребности населения.
Стадия 6.Заключительным этапом планирования является определение необходимой суммыпоступления товаров на планируемый период. Успешное развитие товарооборотатребует, чтобы товары поступали в торговую сеть планомерно, в соответствии сзапланированным товарооборотом по кварталам и месяцам года. При определении товарногообеспечения товарооборота используется балансовый метод:
П =Р+В+З2-З1 /1.14/
Пример[10]. Сумма товарооборота предприятияустановлена на планируемый год 2940 млн. рублей. Запасы на конец года намеченыв сумме 550 млн.рублей. прочее выбытие (убыль и т.п.) рассчитано по опытупрошлых лет в размере 2% от суммы товарооборота, т.е. 59 млн. рублей. Прифактической сумме запаса на начало года (с учетом индексации) 508 млн. руб. необходимоепоступление равно:
П = (2940 + 59 +550 –508) =3041 млн.рублей
При окончательном решении вопроса осумме завоза товаров в торговую сеть следует по опыту работы учесть необходимыйрезерв на возможное в условиях конкуренции снижение розничных цен, на случайповышения спроса на отдельные товары.
Даже при описании в общих чертах, безуглубления в конкретные подробности, видно, что процесс планирования розничноготоварооборота, это сложный, последовательный, многоэтапный процесс, стадиикоторого закономерно следуют одна из другой, и все они взаимосвязаны, междуними существует балансовая связь. Из вышесказанного также видно, что на величинутоварооборота оказывает влияние большое количество различных факторов: колебанияспроса, уровень инфляции, стабильность и размеры денежных доходов населения идр. Чтобы планируемые показатели были более точными, используют следующиеосновные методы прогнозирования товарооборота: экономико-математические,экономико-статистические, нормативные и др., и некоторые из них я рассмотрю в следующей главе. 1.3. Требования кпланированию товарооборота
Переход торговых предприятий крыночным условиям хозяйствования значительно сместил акценты в сферепланирования. Во-первых, реформы перенесли центр тяжести планирования собщегосударственного и отраслевого уровней на уровень основного хозяйствующегосубъекта, т.е. предприятия. Во-вторых, главным в планировании является недирективность и обязательность установленных сверху заданий, а разработка плановойпрограммы и способов ее выполнения непосредственно на предприятии. Поэтомуучастие торгового предприятия или фирмы на любом уровне планирования должнобыть обязательным для руководителей и целесообразным для работников. В-третьих,в условиях рыночных отношений и усиления конкуренции в торговой сфере основноевнимание в процессе планирования должно быть уделено не столько показателямроста субъекта хозяйствования, сколько показателям его развития.
Рассматривая вопросы планирования науровне предприятия, необходимо различать понятия методологии и технологиипланирования. Под методологией планирования понимается систематребований к формированию планов, которая включает методы разработки плановыхпоказателей и внутреннюю логику построения планов.
Технология планирования представляет собой совокупность конкретных методов испособов разработки планов хозяйственного развития как по предприятию в целом иего структурным подразделениям, так и в разрезе временных периодов с цельюобеспечения их взаимосвязи и преемственности. Технология планированияпредусматривает различные подходы к разработке планов, из которых наиболеечасто используются технический и адаптивный.
Технический подход, называемый также «техническоеоптимизаторство», предусматривает при разработке планов использованиепреимущественно экономико-математических методов, и прежде всего математическихмоделей. Такой подход несколько преувеличивает значение технических средств исложившихся математических зависимостей в планировании показателей, но одновременнопозволяет рассчитать различные варианты планов и выбрать из них оптимальный.
Адаптивный подход к планированию предполагает,что план должен быть разработан таким образом, чтобы иметь возможностькорректировки в случае необходимости, быть достаточно гибким, приспосабливаяськ различным изменениям.
Независимо от того, какой подход кпланированию товарооборота используется на предприятии, технологический процессразработки планов должен осуществляться в соответствии с такими требованиями,как координации, интеграция, непрерывность и научность плановых расчетов.
Координация означает, что нельзя эффективнопланировать деятельность ни одного подразделения в отрыве от остальныхструктурных единиц данного уровня. Суть координации заключается в том, что онаориентирует на комплексное решение проблем, возникающих на горизонтальномуровне торгового предприятия. Интеграция предполагает увязку плановыхрешений по вертикали, т.е. между отдельными уровнями управления хозяйственнойдеятельности. Непрерывность обеспечивается системой органичного сочетанияперспективных (стратегических), текущих и оперативных планов предприятия. Научность в планировании означает комплексное использование при разработке планамаркетинговых исследований, результатов изучения конъюнктуры спроса, анализа иучета условий деятельности конкурентов, современных способов обработкиинформации на базе вычислительной техники, экономико-математических моделей иметодов системного анализа и т.п.
II. Методы планирования на торговом предприятии
Планирование представляет собой особуюформу деятельности, направленную на разработку и обоснование программыэкономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный(календарный) период в соответствии с целью его функционирования и ресурснымобеспечением[11].
Назначение планирования состоит встремлении максимально учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающиеоптимальные условия для развития предприятия.
Планирование включает следующиестадии:
wопределение конечных и промежуточныхцелей;
wпостановка задач, решение которыхнеобходимо для достижения целей;
wопределение методов и способов ихвыполнения исходя из имеющихся ресурсов;
wконтроль за ходом реализации плана;
wанализ итогов работы в целях повышенияее эффективности и корректировки планов на следующий период.
Таким образом, планирование – это неединовременное, одноразовое действие, а непрерывный процесс.
В процессе разработки планов торговогопредприятия используются специфические методы, которые соответствуют задачам,целям и особенностям планирования. Методы планирования представляют собой конкретныеспособы и приемы экономических расчетов, применяемые при разработке отдельныхразделов и показателей плана, их координации и увязке[12]..
При выборе конкретных методовпланирования учитываются следующие факторы:
wдлительность планового периода;
wособенности расчетов плановогопоказателя;
wобеспеченность исходной информацией ивозможность ее использования;
wналичие соответствующей техническойбазы обработки информации и проведения расчетов;
wуровень квалификации работников.
При планировании деятельностипредприятий торговли применяются следующие основные методы: нормативный,расчетно-аналитический, балансовый, экономико-математический,экономико-статистический, опытно-статистический и др.
Рассмотрим некоторые из них, которыеприменяются при планировании розничного товарооборота.
При планировании общего объемарозничного товарооборота могут быть использованы следующие методы:
wопытно-статистический;
wэкономико-статистические;
wэкономико-математическогомоделирования;
wкомплексной увязки основныхпоказателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Однако при использовании любого изметодов следует иметь в виду, что составление плана товарооборота начинается втот момент, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь отчетныйпериод (об этом я уже упоминала в 1 главе). Поэтому при планировании сначалаопределяется ожидаемый товарооборот, который должен быть не нижепредусмотренного планов на оставшуюся часть года:
Тож =Тф.9 +Т ож.IV кв. /2.1./
Где – Тож ожидаемыйобъем товарооборота за отчетный год;
Тф.9 — фактический объем товарооборота за 9 месяцев отчетного года, руб;
Т ож.IV кв. -ожидаемый объем товарооборота за IV квартал отчетного года, руб при этом:
Т ож.IV кв.> Т пл.IV кв. /2.2./
Где – Т ож.IV кв. плановый объем товарооборота IV отчетного года, руб. важным условием при планировании товарооборотаявляется обеспечение сопоставимости его объема с точки зрения изменений вматериально-технической базе торгового предприятия (открытие или закрытие филиалов,палаток и т.п.)
Тсопс = Тож +Кув –Кум /2.3/
Где Тсопс – сопоставимый объемтоварооборота за отчетный год, руб.
Кув – корректив на увеличение объематоварооборота, который равен объему товарооборота (исходя из среднемесячногооборота) структурных подразделений за период времени, который они в отчетномгоду не работали, но в планируемом году будут работать, руб.;
Кум – корректив на уменьшение объематоварооборота, который равен объему товарооборота структурных подразделений запериод времени, который они в отчетном году отработали, а в планируемом годуработать не будут, руб.
Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем товарооборотаторгового предприятия на будущий год исходя из сопоставимого объема товарооборотаза отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5 лет,предшествующих планируемому году:
Т п.г = (Тсопс х Т%)/100 /2.4/
Где – Т п.г объемтоварооборота на планируемый год, руб.;
Тсопс — объем сопоставимого товарооборотаотчетного года, руб.;
Т% — среднегодовой темп изменения объема товарооборота, %
Ефимова О.П. исследуя планированиетоварооборота отмечает, что: …. в практике планирования товарооборотапредприятия питания также используются различные экономико-статистические методы, которые основаны на расчетеразнообразных средних величин и их экстраполяции на прогнозируемый период. Припланировании и прогнозировании товарооборота применяется метод скользящей средней. Этот метод базируется на данных осопоставимом товарообороте за ряд периодов. Суть его состоит в том, чтосуммируются темпы прироста товарооборота за три смежных периода и делят на 3,затем три периода начиная со второго, затем три периода начиная с третьего ит.д. Таким образом производится выравнивание цепных темпов прироста[13].
На основании выравненных показателейустанавливается среднегодовое изменение:
/>Кп — К1 ∆ = п-1 /2.5/
где Кп –последний показательвыравненного ряда;
К1 – первый показатель;
п – число выравненных показателей.
Прогнозируемый темп приростатоварооборота на следующий период определяется по формуле:
Кпр =Кп +2∆ /2.6/
Планируемый объем товарооборотаопределяется следующим образом:
/>Тотч (100 +Кпр)
Тплан = 100 /2.7/
Где Тотч – фактический товарооборототчетного года.
Произведем расчет цепных темповприроста по данным таблицы №2 –1
Таблица № 2-1
Информация для расчета прогнозируемого товарооборотаГод Условные обозначения Товарооборот, млн руб
Цепные темпы прироста
товарооборота, %
Первый
Второй
Третий
Четвертый
Пятый
Шестой
К1
К2
К3
К4
К5
К6
14134,0
15137,5
15909,5
16948,4
18794,0
20209,0
-
7,1
5,1
6,5
10,9
7,5
Показатели выравненного ряда:
/> 7,1+5,1+6,5
К1 = 3 = 6,23
/> 5,1+6,5 +10,9
К2 = 3 = 7,5
/> 6,5 +10,9+7,5
К3 = 3 = 8,3
Среднегодовое изменение темпа приростатоварооборота:
/>8,3-6,23
∆= 3-1 =1,035
темп прироста товарооборота впланируемом году:
Кпр = 8,3 +2 х1,035 =10,37%
Прогнозируемый объем товарооборота:
/>20209 х110,37
Т план= 100 = 22304,7 млн рублей
Можно также при планированиитоварооборота использовать средние величины, рассчитанные в стоимостном выражении. В этом случае прогнозируемый товарооборотрассчитывается следующим образом:
Тплан = Тотч + ∆ /2.8/
Где -∆ — среднегодовой прирост товарооборота, млн. рублей
∆1 +∆2 + … +∆к
/> ∆ = п /2.9/
Тп –Т1
/> ∆к = п-1 /2.10/
где Тп – товарооборот п-го года;
Т1 – товарооборот первого года;
п – номер товарооборота п-го года;
по данным таблицы №2-1 рассчитаемпрогнозируемый объем товарооборота:
15137,5 –14134,0
/> ∆К1= 2-1 = 1003,5
15909,5 – 14134,0
/> ∆К2= 3-1 = 887,75
16948,4 –14134,0
/> ∆К3= 4-1 = 938,1
18794,0 – 14134,0
/> ∆К4= 5 –1 = 1165,0
/>20209 – 14134,0
∆К5= 6-1 = 1215,0
1003,5 + 887,75 + 938,1 +1165,0 +1215,0
/> ∆ = 5 = 1041,87 млн. рублей
прогнозируемый объем товарооборотасоставит 21 250,87 млн руб. (20209,0 +1041,87). Темп роста прогнозируемоготоварооборота – 105,2% (21250,87: 20209,0 х 100).
При планировании стоимостныхпоказателей товарооборот (оборота по продукции собственного производства,розничного товарооборота, оборота по покупным товарам) следует использовать коэффициент эластичности:
Кэ = ТПпт: ТПрт /2.11/
Где ТПпт – темп прироста товарооборотапо покупным товарам;
ТПрт – темп прироста розничноготоварооборота.
Коэффициент эластичности показывает, насколько процентов возрастет товарооборот по покупным товарам, если розничныйтоварооборот увеличится на 1%.
ТПпт план = Кэ хТПрт план /2.12/
Где ТПпт план – темп прироста оборотапо покупным товарам в планируемом году;
ТПрт план – темп прироста розничноготоварооборота в планируемом году:
Тпт отч (100 + ТПпт план)
/> Тпт план = 100 /2.13/
Где Тпт план – плановый товарооборот попокупным товарам, млн. руб
Тпт отч – фактический оборот попокупным товарам отчетного периода.
Пример[14]. Вотчетном году по сравнению с базисным темп прироста товарооборота по покупнымтоварам составил 18 %, а темп прироста розничного оборота – 20%. Коэффициентэластичности оборота по покупным товарам составит о.9 (18:20). Это значит, чтопри увеличении розничного товарооборота на 1%, оборот по покупным товарам возрастетна 0,9 %. В планируемом году по предприятию питания розничный товарооборотувеличится на 24 %. Следовательно, темп прироста оборота по покупным товарамсоставит 21,6 % (0,9 х 24). В отчетном году оборот по покупным товарам попредприятию питания составил 1,2 млрд рублей. В планируемом году он будет 1,46рублей (1,2 х 121,6:100).
Одной из важных задач планированиятоварооборота является определение его структуры, т.е. объема реализацииотдельных товарных групп. Для планирования структуры товарооборота может бытьиспользован экономико-статистический метод, суть которого основывается насглаживании удельных весов реализации отдельных товаров в общем объеметоварооборота за ряд лет. Методика расчетов аналогична методике планированияобъема товарооборота торгового предприятия с помощью экономико-статистическогометода.
При планировании товарных запасов применяютсядва метода: экономико-статистический итехнико-экономических расчетов.
Экономико-статистический метод основан на анализе отчетных данных офактических товарных запасах текущего хранения на конец каждого года за рядпредшествующих лет, при этом рассчитывается темп прироста на планируемый год.
Расчет товарных запасовэкономико-статистическим методом может проводиться и на основе данных осреднегодовых темпах, характеризующих изменение товарных запасов итоварооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. Путем делениясреднегодовых темпов изменения товарных запасов на среднегодовые темпыизменения товарооборота по товарным группам и по магазину в целомрассчитывается темп прироста товарных запасов на каждый процент прироста товарооборота. Зная прирост товарооборота в планируемом году, можно определитьи прирост товарных запасов.
После расчета норматива распределяютсятоварные запасы по кварталам на планируемый год, для чего определяют разницумежду суммой норматива товарных запасов IV квартала планируемого и текущего года. Общую сумму приростанорматива делят на четыре (количество кварталов) и получают прирост на каждыйквартал в размере 25%. Затем 25% прироста прибавляют к нормативу IV квартала текущего год – получают норматив товарных запасовI квартала планируемого года; кнормативу I квартала прибавляют 25% прироста –получают норматив II квартала ит.д.
При нормировании товарных запасовэкономико-статистическим методом не всегда можно устранить недостаткипредшествующего периода. Для более обоснованного нормирования товарных запасоврекомендуется использовать методтехнико-экономических расчетов. При этом методе норма запасов, подлежащая установлению покаждой товарной группе, включает следующие элементы:время пребываниятоваров в форме торгового запаса; время, необходимое на приемку, проверку иподготовку товаров к продаже; время нахождения товаров в пути; гарантийный (страховой)запас, создаваемый для обеспечения бесперебойной торговли при нарушении срокови размеров поставок товаров, для увеличения в отдельные периоды дневноготоварооборота по сравнению со среднедневным оборотом по плану, а также в связис изменением спроса населения.
Основным элементом нормы товарногозапаса является торговый запас, который состоит из двух частей (об них ярассказала в 1 главе).
Норму первой части торгового запаса вднях определяют на основе количества ассортиментных разновидностей каждойгруппы товаров, которыми должен торговать магазин, средней цены единицы товараи среднедневного оборота. Расчет ведут следующим образом: количествоассортиментных разновидностей каждой группы товаров умножают на среднюю ценуединицы товара, полученное произведение складывают со среднедневным оборотоммагазина по данной группе товаров и делят на среднедневный товарооборот по этойже группе товаров.
Пример[15]. Количество ассортиментныхразновидностей кондитерских изделий, которыми торгует магазин,составляет 150 единиц. Средняя цена за единицу товара (в кг) – 2 р.60 к.,среднедневной товарооборот по кондитерским изделиям запланирован в сумме 1,7тысяч рублей (154 :90). Отсюда первая часть торгового запаса будет равна 1,2дня (2р.60к.х150 +1,7) :1,7
При составлении годового плана длярасчета норм и нормативов запасов выбирают квартал с наибольшим объемомтоварооборота, чаще всего таким кварталом является IV.
По каждой группе товаров в соответствиисо структурой товарооборота магазина рассчитывают среднедневной оборот. Приопределении средней цены выбирают данные о количестве и стоимости поступившихтоваров по группам, входящим в плановую структуру, а внутри каждой группы – поотдельным товарам внутригруппового ассортимента. Выборку делают по поступившимсчетам поставщиков по последней цене. По данным выборки количества поступившихтоваров и их стоимости определяют среднюю цену каждого товара и товарной группыв целом.
Норму второй части торгового запаса(запас для бесперебойной продажи в период между очередными завозами)устанавливают также по каждой группе товаров, исходя из частоты завоза товаровв магазин и количества их разновидностей, поступающих в среднем в одной партии.Частоту завоза, или периодичность поступления товаров, определяют по договорамс поставщиками. Среднее количество разновидностей товаров, поступающих в однойпартии, устанавливают по данным анализа за текущий и прошлые периоды.
Затем определяют количество партийтоваров, которые должны поступить в магазин в течение планового периода покаждой товарной группе для полного обновления всего ассортимента товаров этойгруппы. Расчет ведут так: общее количество разновидностей товаров делят на количестворазновидностей, которые будут поступать в среднем в каждой партии товара (илирассчитывают комплектность поставок, которая определяется как отношениесреднего количества разновидностей, поступающих в одной партии, к общему числуразновидностей, которыми должен торговать магазин).
Путем умножения количества партийтоваров на уменьшенную в два раза частоту завоза определяют вторую частьторгового запаса в днях. Рассчитать вторую часть товарного запаса можно идругим способом. Для этого частоту завоза делят на комплектность поставок,определяя тем самым частоту завоза с учетом комплектности поставок. Полученнуювеличину делят на два.
Пример[16]. Например, количество разновидностейкондитерских изделий, которыми должен торговать магазин – 150. По данныманализа работы за прошлый период среднее количество наименований кондитерскихизделий, которое будет поступать в одной партии – 15. Для полного обновленияассортимента необходимо завезти 10 партий товара (150:15). Анализ договоров споставщиками позволил установить частоту завоза, которая равна 3 дням. Отсюдавторая часть торгового запаса составит 15 дней (10х3:2). Рассчитать вторуючасть торгового запаса можно и другим путем: сначала определяют комплектностьпоставки как отношение количества разновидностей кондитерских изделий,поступающих в одной партии, к общему числу разновидностей, которыми торгуетмагазин (15:150 =01,). Затем устанавливают частоту завоза с учетомкомплектности поставок (3:01 =30). При установлении нормы запаса в днях врасчет принимается половина частоты завоза, или 15 дней. Следовательно, общаянорма торгового запаса по кондитерским изделиям составит 16,2 дня (1,2 +15).
Время на гарантийный (страховой) запасустанавливают по каждой группе товаров в процентах ко всему торговому запасу изследующего расчета: по невзаимозаменяемым продовольственным товарам – в размередо 100% торгового запаса, по остальным продовольственным и непродовольственнымтоварам – до 50%.
В нашем примере гарантийный (страховой)запас по кондитерским изделиям взят в размере 50% торгового запаса, чтосоставляет примерно 8 дней (16,2 х50:100). Общая норма запаса по кондитерскимизделиям составит 25 дней: 16,2 дня – торговый запас, 1 день – время наприемку, проверку и подготовку товаров к продаже, 8 дней – гарантийный (страховой)запас. Общая норма – 25,2 дня или округленно – 25 дней.
Аналогичным путем рассчитывают нормутоварных запасов в днях по всем товарам и товарным группам.
Из рассмотренных примеров видно, что внастоящее время существует много различных методов, с помощью которыхосуществляется анализ и прогнозирование товарооборота, причем планированиеобъема товарооборота предприятия общественного питания и оптовой торговлиможет осуществляться теми же методами, что и предприятия розничной торговли.
/>Заключение
Обобщаярезультаты проведенного исследования, сформируем основные выводы.
Ü Розничныйтоварооборот – это важнейший показатель торгового предприятия. Он характеризуетобъем деятельности предприятия, от него зависит объем валового дохода иприбыли. И в тоже время розничный товарооборот отражает уровень жизни населенияи существенно влияет на денежное обращение в стране и устойчивость валюты,поскольку обращение наличных денег связано главным образом с обслуживанием розничноготоварооборота.
Ü В рыночных условиях хозяйствования экономическое значение показателярозничного товарооборота вытекает из тех задач, для решения которых онвычисляется. Розничный товарооборот может выступать как один из показателей,определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можносудить об объеме деятельности предприятия.
Ü Розничныйтоварооборот может быть использован для характеристики эффективностииспользования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров.Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечныйрезультат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставлениес величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дастпредставление об эффективности их использования, так как в обобщенном видепоказатель эффективности есть соотношение результата и затрат.
Ü Розничныйтоварооборот может быть использован для расчета трудоемкости, фондоемкости,затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно впервом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсахдля обеспечения прироста товарооборота.
Ü Планирование на торговом предприятиипредставляет собой особую форму деятельности, направленную на разработку иобоснование программы экономического развития предприятия и его структурныхзвеньев на определенный (календарный) период в соответствии с целью егофункционирования и ресурсным обеспечением. Назначение планирования состоит встремлении максимально учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающиеоптимальные условия для развития предприятия.
Ü Планированиерозничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическимипоказателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль,численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считаетсятакое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделяхстратегического прогнозирования товарооборота.
Ü Процесс планирования розничного товарооборота, это сложный, последовательный,многоэтапный процесс, стадии которого закономерно следуют одна из другой, и всеони взаимосвязаны, между ними существует балансовая связь. Из изученного материалавидно, что на величину товарооборота оказывает влияние большое количество различныхфакторов: колебания спроса, уровень инфляции, стабильность и размеры денежныхдоходов населения и др.
Ü В процессеразработки планов торгового предприятия используются специфические методы,которые соответствуют задачам, целям и особенностям планирования. Методыпланирования представляют собой конкретные способы и приемы экономическихрасчетов, применяемые при разработке отдельных разделов и показателей плана, ихкоординации и увязке
Ü В настоящее время существует многоразличных методов, с помощью которых осуществляется анализ и прогнозированиетоварооборота: экономико-математические, экономико-статистические,нормативные и др, причем планирование объема товарооборота предприятияобщественного питания и оптовой торговли может осуществляться теми же методами,что и предприятия розничной торговли.
/>Список использованной литературы
1. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М,: Экономика1999.
2. Греховодова М.Н.Экономика торгового предприятия. Учебное пособие – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
3. Данебург В., Монкриф Р., Тейлор В. Основы оптовой торговли. Практическийкурс. – Супруг-Петербург.: Нева-Ладога-Онега, 2003.
4. Ефимова О.П. Экономика общественного питания /Под ред Н.И. Кабушкина:Учебное пособие – 2-е изд., испр. – Минск: Новое знание, 2005 (Экономическоеобразование).
5. Наговицина Л.П. Как управлять товарными запасами. – М.: Экономика, 2004.
6. Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовойтранспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство. – М.: Наука, 2004.
7. Торговое дело: экономика и организация: Учебник / Под общей редакциейпроф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько – М.: ИНФРА — М, 2005.
8. Фридман А.М.Экономика торговой деятельности потребительского общества: Учебное пособие –издательство Воронежского университета, 2004.
9. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник /Подред А.Н. Соломатина – 4.изд., переработанное и дополненное – М.: ИНФРА – М,2004.
10. Экономикаторгового предприятия: Учебник для вузов /А.И. Гребнев, Ю.К. Баженов и др.; — М.: Экономика, 2005.
11. Экономика торгового предприятия/Учебник для товароведов /Казарская Н.И.,Лобовиков Ю.В. – 5-е издание, перераб. и допол. – М.: Экономика, 2003.
12. Материалы лекций по предмету «Микроэкономика».