Реферат по предмету "Экономика"


Планирование факторов производства на примере турагентства

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
СочинскийГосударственный Университет Туризма и курортного дела
Филиал в г.Геленджике
Курсоваяработа
 
Дисциплина: «Экономикатуристских предприятий»
Тема:«Планирование факторов производства на примере
турагентства»
Работу выполнил:
Студент курса
________________
Отметка о допуске кзащите
________________
Защита с оценкой___
Комиссия:
________________
Дата защиты_____
2007 г.

Содержание
Введение
ГлаваI. Планирование факторов производствав условиях рыночной экономики
1.1     Обоснованиевыбора организационно-правовой формы деятельности предприятия
1.2     Расчетпроизводственных ресурсов.
1.2.1Расчет потребностей в ОПФ
1.2.2Расчеты потребности в оборотных средствах
1.2.3Расчеты потребности в расходных материалах
1.2.4Расчеты потребности в нематериальных активах
1.2.5Определение величины уставного капитала
1.2.6Штатное расписание предприятия и фонд оплаты труда
1.3     Лицензирование,стандартизация, сертификация деятельности предприятия
Глава II. Анализ и оценка деятельностипредприятия.
2.1. Амортизацияпроизводственных ресурсов
2.2. Калькуляция себестоимостипродукции
2.3. Формирование цены науслуги предприятия
2.4. Анализ зоныбезубыточности и порога рентабельности
2.5. Расчет финансовыхрезультатов деятельности предприятия
2.6. Условия банкротстваи санации предприятия
Заключение
Список литературы

/>ВВЕДЕНИЕ
 
Туризмпредставляет собой неотъемлемую часть жизни общества, являясь в современнуюэпоху феноменом мирового масштаба. В настоящее время в год совершается до 900млн. туристских поездок. На экономическом уровне он представляет собой мощнуюмировую индустрию, занимающую до 10 % мирового валового продукта.
Экономическаясоставляющая туризма в большей степени раскрывает материальную форму культуры,вместе с тем влияя и на духовную. В настоящее время туризм является одной изсамых высокодоходных отраслей мировой экономики. Насколько велико экономическоезначение туризма, свидетельствует то, что во многих государствах на долютуризма приходится от пятой части до половины валового национального продукта.
Туристический бизнесстановится все более популярным в среде малого предпринимательства,ежегодно в стране лицензируются тысячи новых турфирм, образуются сотнифилиалов и представительств иностранных туристических компаний. Несмотряна значительную конкуренцию, организация турбизнеса по-прежнему остаётсяэкономически привлекательным способом применения средств начинающихпредпринимателей. В первую очередь это связано со сравнительнонебольшой затратной частью на первоначальном этапе и более-менеелиберальной системой государственной регистрации туристических компаний.
В России туристический бизнес стал активно развиваться в 1990-х. В 1993была учреждена Российская ассоциация туристических агентств (РАТА)[2],которая в 2002 была преобразована в Российский союз туриндустрии (РСТ).
Целью данной курсовой работы являетсяпланирование факторов производства в условиях рыночной экономки на примеретурагентства.
Всоответствии с поставленной целью в данной работе решены следующиевзаимосвязанные задачи теоретического характера:
— изучение основных аспектовпри планировании факторов производства;
— проведение анализа иоценка деятельности турагентства.
Объектомисследования является турагентство, назовем его «Саквояж».
Тураге́нтство — организация-посредник,занимающаяся продажей сформированных туроператором туров. Турагент приобретаеттуры у туроператора и реализует туристский продукт покупателю, либо выступаетпосредником между туристом и туроператором за коммисионное вознаграждение,предоставляемое туроператором. Турагенты не владеют средствами обслуживания ивыступают посредниками между предприятием туристского обслуживания ипокупателем туристской путевки, продвигая и реализуя туристский продукт.
Допустим, чтотурагентство «Саквояж» располагается в арендуемом помещении общей площадью 50 м2. На первом этапе основной деятельностью будет реализация путевок. Приоритетнымтуристическим направлением будет выездной туризм. В штате агентства будетнасчитываться 6 человек.

I.Планирование факторов производства в условиях рыночной экономики.
 
1.1. Обоснованиевыбора организационно – правовой формы.
Предприятие какэкономическое понятие представляет собой предпринимательскую производственнуюединицу, функционирующую в разных сферах деятельности и выступающую объектомсобственности в виде обособленного имущественного комплекса. С позиции права всостав предприятия как имущественного комплекса могут входить земельныеучастки, здания, сооружения, инвентарь и иное имущество. В многоукладнойрыночной   экономике любой дееспособный собственник имущества вправе учреждатьи ликвидировать предприятие. Предприятия могут иметь право учреждатьпредставительства, филиалы и отделения с открытием текущих и расчетных счетов;предприятие самостоятельно планирует свою текущую и будущую деятельность исходяиз спроса на выпускаемую продукцию.
Современные предприятияимеют разнообразную классификацию. В рыночных условиях значительную их долюсоставляют предпринимательские структуры.
Согласно ст.34Конституции Российской Федерации:
«Каждый имеет право насвободное использование своих способностей и имущества для предпринимательскойили иной, не запрещенной законом экономической деятельности».
Основные законодательныетребования к предпринимательской деятельности содержатся в Гражданском кодексеРоссийской Федерации. В ст.2 ГК РФ дано определение предпринимательскойдеятельности: предпринимательской является самостоятельная, осуществляющая насвой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли отиспользования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказание услуглицам, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке.
Гражданским кодексомопределены организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
1.Товарищество. Полным признается товарищество,участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между нимидоговором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несутответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом./> Лицо может быть участником только одного полного товарищества.
/>/>2.Обществом сограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькимилицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенныхучредительными документами размеров; участники общества с ограниченнойответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков,связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
/>Участники общества, внесшие вклады неполностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределахстоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. (п.1, ст.87 ГК РФ)
/>3. Обществом с дополнительнойответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицамиобщество, уставный капитал которого разделен на доли определенныхучредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несутсубсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом водинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемомучредительными документами общества. При банкротстве одного из участников егоответственность по обязательствам общества распределяется между остальнымиучастниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределенияответственности не предусмотрен учредительными документами общества.(п.1, ст.95ГК РФ)
/>/>/>/>4. Акционерным обществом признается общество, уставныйкапитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерногообщества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков,связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих имакций.
/>Акционеры, не полностью оплатившиеакции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного обществав пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.(п.1, ст.96 ГКРФ)
/>/>/>5.Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акциибез согласия других акционеров, признается открытым акционернымобществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку навыпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемыхзаконом и иными правовыми актами.
/>Открытое акционерное общество обязаноежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерскийбаланс, счет прибылей и убытков (п.1, ст.97 ГК РФ).
/>6. Акционерное общество, акциикоторого распределяются только среди его учредителей или иного заранееопределенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом.Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акциилибо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц(п.1, ст.97 ГК РФ).
/>/>/>7. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое(основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающегоучастия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между нимидоговором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемыетаким обществом.(п.1, ст.105 ГК РФ).
/>/>/>8.Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее,участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акцийакционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества сограниченной ответственностью.(п.1, ст.106 ГК РФ).
/>/>/>/>9. Производственным кооперативом (артелью) признаетсядобровольное объединение граждан на основе членства для совместнойпроизводственной или иной хозяйственной деятельности (производство,переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции,выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг),основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами(участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительнымидокументами производственного кооператива может быть предусмотрено участие вего деятельности юридических лиц. Производственный кооператив являетсякоммерческой организацией (п.1, ст.107 ГК РФ).
/>/>10. Унитарнымпредприятием признается коммерческая организация, не наделенная правомсобственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имуществоунитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено повкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имуществогосударственного или муниципального унитарного предприятия находитсясоответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежиттакому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления(п.1, ст.113 ГК РФ).
/>/>/>11.Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждани юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иныхпотребностей участников, осущест- вляемое путем объединения его членамиимущественных паевых взносов. Члены потребительского кооператива солидарнонесут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесеннойчасти дополнительного взноса каждого из членов кооператива  (п.1, ст.116 ГКРФ).
/>/>/>/>/>12. Фондом признается неимеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или)юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующаясоциальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественнополезные цели.
/>Имущество, переданное фонду егоучредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители неотвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает пообязательствам своих учредителей (п.1, ст.118 ГК РФ)
/>/>13. Учреждениемпризнается организация, созданная собственником для осуществленияуправленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характераи финансируемая им полностью или частично.
/>Учреждение отвечает по своимобязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При ихнедостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несетсобственник соответствующего имущества (п.1, ст.120 ГК РФ)
/>/>/>14.Коммерческие организации в целях координации их предпринимательскойдеятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересовмогут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций илисоюзов, являющихся некоммерческими организациями.  Ассоциация (союз) не отвечаетпо обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарнуюответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотреннымиучредительными документами ассоциации (п.1, ст. 121 ГК РФ)
15. Коммерческаяорганизация с иностранными инвестициями. В сфере туризма действуют комм. Организации, в созданиикоторых участвуют иностранные инвесторы. Иностранным инвестором может быть:иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическимлицом, иностранный гражданин, а также международная организация и иностранноегосударство.
16. Индивидуальныйпредприниматель без образования юридического. лица. Гражданское законодательство наряду сюридическими. лицами предоставляет право и гражданину заниматься предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица с момента государственнойрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст.23 ГК РФ). Согласност. 24 ГК РФ: «Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащимему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с закономне может быть обращено взыскание». Каждый собственник владеет своей прибылью,может сам производить любые изменения. Предприниматель платит только подоходныйналог и освобожден от уплаты налога на прибыль.
Выборорганизационно-правовой формы туристской организации в значительной мереопределяется такими факторами, как: планируемый масштаб предпринимательскойдеятельности и виды такой деятельности; прогнозируемые темпы развития фирмы;размер стартового капитала; индивидуальные особенности лиц, намеренных создатьтуристскую фирму; их уровень профессионализма (наличие опыта работы илиспециального образования); возможности преодоления коммерческих рисков и т.д.Наиболее подходящей организационно-правовой формой для моего предприятияявляется общество с ограниченной ответственностью. Обществом с ограниченнойответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицамиобщество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительнымидокументами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью неотвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностьюобщества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества,внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по егообязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого изучастников (п.1 ст.87 ГК РФ).
Учредительнымидокументами общества с ограниченной ответственностью являются учредительныйдоговор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если обществоучреждается одним лицом, его учредительным документом является устав (п.1 ст.89ГК РФ).
Уставный капитал обществас ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов егоучастников. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества,гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества неможет быть менее суммы, определенной законом об обществах с ограниченнойответственностью.
Не допускается освобождениеучастника общества с ограниченной ответственностью от обязанности внесениявклада в уставный капитал общества, в том числе путем зачета требований кобществу, за исключением случаев, предусмотренных законом (п.2 в ред.Федерального закона от 08.07.1999 №138-ФЗ).
Уставный капитал обществас ограниченной ответственностью должен быть на момент регистрации обществаоплачен его участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся неоплаченной частьуставного капитала общества подлежит оплате его участниками в течение первогогода деятельности общества (п.1-3 ст.90 ГК РФ).
Вкладом в уставныйкапитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи илиимущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.
Имущество, переданноеисключенным или вышедшим из общества участником в пользование обществу вкачестве вклада в уставный капитал, остается в пользовании общества в течениесрока, на который оно было передано, если иное не предусмотрено учредительнымдоговором (п.1, 4 ст.15 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществахс ограниченной ответственностью»).
Участник общества сограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из сообществанезависимо от согласия других его участников. При этом ему должна бытьвыплачена стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставномкапитале общества в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены закономоб обществах с ограниченной ответственностью и учредительными документамиобщества (ст.94 ГК РФ).
Согласно Федеральномузакону от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей», каждое создающееся предприятие должно пройтигосударственную регистрацию. Государственная регистрация осуществляется в срокне более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующийорган.
 
1.2. Расчет производственныхресурсов.
 
1.2.1. Расчетпотребностей в ОПФ.
В соответствии сдействующим законодательством предприятием как объектом прав признаетсяимущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательскойдеятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признаетсянедвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят как всевиды имущества, включая земельные участки, здания, сооружения, инвентарь,сырье, продукцию, долги, права требования, а также права на обозначения,индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги, и другиеисключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
Имущество, находящееся всобственности предприятия, подразделяется на недвижимое и движимое.
К недвижимому имуществуотносятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты,перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в томчисле леса, здания, сооружения, машины и оборудования, нематериальные активы,незавершенное строительство, долгосрочные финансовые активы и др.
Остальное имуществопризнается движимым.
Источником финансированияимущества предприятия являются прежде всего его собственные средства (уставныйкапитал, прибыль, фонды специального назначения). Помимо этого, имуществопредприятия может быть создано за счет заемных средств (кредиты, привлеченныесредства, расчеты).
Уставный капитал предприятия – это выраженная вденежном измерении совокупность вкладов учредителей (собственников) в имуществопри создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах,определенных в учредительных документах. Уставный капитал формируется присоздании предприятия за счет взносов (паев) для общества с ограниченнойответственностью или путем обмена взносов на акции. Учредители и акционерымогут осуществлять свои взносы в разнообразной форме: это могут быть денежныесредства: различные виды основных средств; права пользования природнымиресурсами, знаниями и т.д.; интеллектуальная собственность.
Для определения уставнокапитала необходимо провести расчет производственных ресурсов.
Основныепроизводственные фонды – это средства, вложенные в фонды предприятия. Фонды – это материальные,вещественные ценности, функционирующие в качестве средств труда. Они не меняютвещественной формы и по мере износа переносят свою стоимость на турпродукт почастям в течение длительного времени.
Для ОПФ действуетследующая классификация:
1)По роли в процессепроизводства: производственные и непроизводственные.
2)По функциям: здания,сооружения, передаточные устройства, транспорт и т.д.
3) По принадлежности:собственные, арендованные, сданные в аренду.
Основные производственныефонды бывают в денежной и натуральной формах. Денежная форма ОПФ подразделяетсяна 4 вида: балансовая, восстановительная, остаточная и ликвидационная.
Для функционированиятурагентства ООО «Саквояж» потребность в ОПФ определяется исходя из размера  иоснащения офиса.
Помещение общей площадью50 м2. Из которых 30 м2 занимает торговый зал и 15 м2 кабинет директора. Также в этом здании естьнебольшое складское помещение площадью 5 м2 и туалет для персонала.
Таблица 1.1.
Расчет потребностиосновных производственных фондов№ Наименование затрат
Кол-во
шт.
Цена в
руб.
Общая
ст-ть 1 Служебный автомобиль 1 350,000 350,000 2 Комплект компьютера 4 45,000 180,000 3 Сплит — система 2 12,000 24,000 4 Сан. техника 1 15,000 15,000 5 Офисная мебель 4 26,250 105,000 6 Диван 1 12,000 12,000 7 Телевизор + DVD 1 15,000 15,000 8 Пылесос 1 9,000 9,000 9 Столик журнальный 1 3,000 3,000 10 Подставка для телевизора 1 2,000 2,000 11 Сейф 1 15,000 15,000 12 Кассовый аппарат 1 5,000 5,000 ИТОГО 735,000
 
1.2.2. Определение потребности в оборотных средствах
В процессе создания готового продукта наряду с основнымисредствами производства участвуют предметы труда, которые в отличии от основныхсредств потребляются полностью и в полном объеме отражаются в стоимостиконечного продукта, изменяя при этом свою натурально-вещественную форму или (взависимости от отрасли производства) физико-химическиесвойства. В связи с тем, что они расходуются в каждом постоянно возобновляемом производственномцикле, т.е. участвуют в обороте средств предприятия, их называют оборотнымисредствами, или оборотными активами, предприятия.
Оборотные средства предприятия — это совокупность материальных иденежных ценностей, которые находятся в постоянном кругообороте предприятия,меняют свою материальную форму в течение одного цикла и в полном объемепереносят свою стоимость на готовый продукт.
Оборотные средства обеспечивают непрерывность и ритмичность всехпроцессов, протекающих на предприятии(снабжения, производства, сбыта, финансирования), постоянно находятся вдвижении, совершая кругооборот. Кругооборот начинается с оплаты денежнымисредствами необходимых предприятию материальных ресурсов, а заканчиваетсявозвратом всех затрат на всем пути движениясредств в виде выручки от реализации готовой продукции. Затем циклповторяется. Оборотные средства подразделяются:
По экономическому содержанию — на оборотныепроизводственные фонды и фонды обращения;
По способу формирования — на собственные и заемные;
По методу планирования — на нормируемые и ненормируемые.
Экономическое содержание структурныхэлементов оборотных средств кратко излагается в данном разделе работы, а затем, в таблице1.2 дается их экономическая оценка по анализируемомупредприятию.                                          
Принципиальным вопросом в сфере туризма являетсяразграничение имущества на основные и оборотные фонды.
Оборотные средства, как правило, не амортизируются. Так, стоимостьсырья и материалов полностью переходит в стоимость продукции в течение одногооборота. Однако спецификой работытуристского предприятия является то, что в структуре его фондов можно выделитьряд имущества (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, элементыдекорирования интерьера и т.п.), которое неявляется сырьем и не причисляется к категории основных фондов; егоотносят к оборотным средствам, но амортизируют. Стоимость малоценных ибыстроизнашивающихся предметов, не превышающая 2 тысячи рублей, включается водин производственный цикл (один год), без амортизации. Остальные предметыматериально-технического оснащенияамортизируют: одна часть их стоимости переходит в стоимость услуг при передачеих в эксплуатацию, остальная часть — по мере их выбытия из-за непригодности, с учетом нормы амортизации. Примером подобногоимущества санатория или гостиницы являютсяпостельное белье, подушки, одеяла, покрывала и т.д. Их, как правило, окупают за2-3 года.
Основным признаком отнесения имущества к основным фондам являетсясрок службы более года.
В таблице 1.2 представлены оборотные средства турагентства ООО «Саквояж».
Таблица 1.2.
Расчет потребности в оборотных
средствах № п/п Наименование имущества Кол-во Цена за единицу в руб. Общая стоимость, руб. 1 Вешалка для одежды 2 490 980 2 Зеркало 1 1800 1800 3 Люстра 2 2500 5000 4 Телефон 2 1500 3000 5 Жалюзи 2 2000 4000 6 Эстамп 2 600 1200 7 Комплект инвентаря для уборки 1 300 300 8 Сушилка для рук 1 1700 1700 9 Дозатор для жидкого мыла 1 750 750 ИТОГО: 18730

1.2.3. Расчет месячной потребности в расходных материалах
Расходные материалы – эточасть оборотных средств, включая вещественные элементы, которые расходуются вкаждом производственном цикле неоднократно, а их стоимость переносится на продукцию целиком и сразу.
Производственным циклом в работе туристскогопредприятия является один год. В течение этого периода участвует в процессе производства ивыбывает из него не одно поколение расходных материалов. Поэтому потребность вних будем определять из расчета на месяц.
Таблица 1.3.
Расчет месячной потребности в расходных материалах

п/п Наименование имущества Кол-во на месяц Цена за единицу в руб. Общая стоимость в руб. 1 Чистящие средства 5 80 400 2 Лампы накаливния для люстр 10 10 100 3 Перчатки 5 12 60 4 Губка для мытья посуды 20 2 40 5 Жидкое мыло 5 30 150 6 Бумага туалетная 20 5 100 7 Салфетки для уборки 5 20 100 8 Бумага ксероксная 6 100 600 9 Картридж 3 100 300 10 Канцтовары 3 300 900 11 Кассовая лента 3 10 30 ИТОГО:
2780
 
1.2.4. Расчет потребности в нематериальныхактивах
К нематериальным активам относят объекты интеллектуального,имущественного, правовогои рекламного значения, использование которыхограничено установленными на них правами владения. К ним относятся права пользования земельнымиучастками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программное и информационное обеспечение,права и привилегии, торговые марки, фирменныезнаки, репутация (имидж) фирмы и т.д.
По характеру применения нематериальные активы схожи с основнымифондами: они используются длительное время,приносят прибыль и с течением времени теряют свою стоимость, перенося ее на стоимость готовой продукции(услуг).
Особенностью нематериальных активов являетсясложность определения и реальной стоимости потребительной стоимости, сроковслужбы и влияния на получаемую предприятием прибыль.
Стоимость нематериальных активов включают в уставный капитал.
В стоимость нематериальных активов включаются цена ихприобретения, расходы наоформление документов, освоение и ввод вэксплуатацию. Срок службы нематериальных активов,как правило, назначается условно, но не более 10 лет. В таблице 1.4. представленынематериальные активы для турагентства «Саквояж».
Таблица 1.4.
Расчет нематериальных активов№ п/п Наименование имущества Затраты
  1. Сертификация 8,000 2. Изготовление печати 6,000 3 Изготовление вывески 30,000 4 Программное обеспечение 15,000 5 Установка сигнализации 10,000 6 Установка телефона 12,000 7 Санитарно-эпидемиологические мероприятия 7,000 8 Разрешение пожарного надзора 7,000 9 Регистрация 5.000 10 Открытие расчетного счета в банке 2,000 ИТОГО:
102,000 /> /> /> /> /> />
 
1.2.5. Определение величины уставногокапитала
При регистрации в качестве юридического лица предприятие обязанорасполагать уставным капиталом (в ряде случаев он именуется уставным фондом). Уставнойкапитал (фонд) – это зафиксированная встоимостном выражении сумма материальных и нематериальных ценностей.
Величина и структура уставного капиталаопределяются рядом условий, соблюдение которых необходимо учитывать присоздании и организации деятельности предприятия. Среди этих условий выделяют следующие:
·   отрасльпроизводства;
·                    масштабы предприятия;
·                    уровеньспециализации и кооперирования предприятия;
·                    организация обслуживания производства и фирмы в целом.
Уставной капитал формируется и утверждается вместе с уставомпредприятия при его образовании и реформировании.Предприятия самостоятельно решают вопросы о структуре и размере уставного капитала и его изменении.
Вкладчиками при формировании и расширении уставного капитала могутвыступать: государственные органы (включая федеральные и местныеорганы власти, иностранные государства),сторонние предприятия и организации (включая банки, холдинги, концерны идр.), общественные организации, частные лица.
В упрощенном виде в работе к уставному капиталу следует отнести:
К уст = основные фонды + оборотные средства +нематериальные активы.
Следовательно, уставной капитал ОООТурагенство «Саквояж»:
К уст = 735000 + 18730 + 2780 + 102000 =813555 руб.
1.2.6. Штатное расписание предприятия ифонд оплаты труда
Персонал предприятия (фирмы) – это совокупность физических  лиц,состоящих с фирмой как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договоромнайма.
Человеческие ресурсы являются главным ресурсом каждогопредприятия, от качества и эффективности использования которого во многомзависят результаты деятельности предприятии и его конкурентоспособность.Сегодня основными факторами конкурентоспособности стали обеспеченность рабочейсилой, степень ее мотивации, организационные структуры и формы работы,определяющие эффективность использования персонала.
Создание для рабочих и служащих благоприятного климата дляработы делает возможным более высокий уровень трудовой активности, который,будучи правильно организован, стимулирует высокую трудовую активность каждого иотражается на доходах предприятия в целом.
Персонал фирмы имеет определенные количественные,качественные и структурные характеристики, которые могут быть с большей илименьшей степенью достоверности измерены и отражены следующими показателями:
— списочная и явочная численность работников фирмы, еевнутренних подразделений, отдельных категорий и групп на определенную дату(количественная характеристика);
— среднесписочная численность работников фирмы или ееподразделений за определенный период (количественная характеристика);
— удельный вес работников отдельных подразделений в общей численностиработников фирмы  (количественная характеристика);
— темпы роста численности работников фирмы за определенныйпериод;
— средний разряд служащих предприятия;
— удельный вес служащих, имеющих высшее или среднее — специальноеобразование в общей численности служащих предприятия (структурнаяхарактеристика);
-средний стаж работы по специальности руководителей испециалистов фирмы;
— текучесть кадров;
— фондовооруженность труда работников на фирме и т.д.
В зависимости от характера трудовой деятельности кадрыпредприятия подразделяются по профессиям, специальностям и уровню квалификации.Профессионально – квалификационная структура кадров складывается подвоздействием профессионального и квалификационного разделения труда. При этомпод профессией подразумевается особый вид трудовой деятельности,требующий определенных теоретических знаний и практических навыков, а под специальностью  — вид деятельности в пределах профессии. Например, менеджер (профессия)подразделяется на менеджер по туризму, менеджер по продажам, менеджер ОПиР(специальность) и т.д. Работники каждой профессии  различаются уровнемквалификации, т.е. степенью овладения той или иной профессией илиспециальностью, которая отражается в квалификационных (тарифных) разрядах икатегориях. Профессионально – квалификационная структура служащих фирмы находитотражение в штатном расписании.
Штатное расписание — этодокумент, ежегодно утверждаемый руководителем предприятия, представляющийперечень сгруппированных по отделам и службам должностей специалистов суказанием разряда ( категории) работ и должностного оклада.
Оплата труда — это система отношений, обеспечивающееустановление и осуществление работодателем выплатработникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллегиальными договорами, соглашениями,локальными нормативными актамии трудовыми договорами. Оплата труда персонала в туризме производится помесячным должностным окладам, часовым тарифнымставкам, сдельным расценкам, а также в процентах от выручки.
Фонд оплаты труда — это суммарные расходы предприятия на оплату трудаработников независимо от источников этих выплат. Фонд оплаты трудаявляется налогооблагаемой базой единогосоциального налога (ЕСН). Ставка ЕСН=26,2%. В 26,2% включены:
·    2% — отчисления в Пенсионный фонд;
·    3,2% — отчисления в фонд социального страхования;
·    2,8% — отчисления в фонд ОМС (обязательного медицинскогострахования); 0,2%- действующий в туризме сбор на травматизм.
Таблица 1.5.
Расчет потребности персонала
 
№п/п Должность Чи Численность Оклад, руб. Фонд оплаты труда, руб. Административно-управленческий персонал 1 Директор 1 25,000 25,000 2 Менеджер по туризму 2 12,000 24,000
  3 Бухгалтер 1 11,000 11,000
  4 Секретарь 1 8,000 8,000
  Итого
68,000
  Производственный персонал
  3 Уборщик техн.помещений 1 10,000 10,000
  Итого
10,000
  Итого — общий фонд оплаты труда (в месяц)
78,000
  /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Итак, фонд оплаты трудаадминистративно-управленческого персонала в месяц равен 68000 руб.,тогда в год он составит: 68000*12=816000 руб.
Фонд оплаты труда производственного персонала в месяц равен 31000руб., тогда в год он  составит: 10000*12=120000 руб.
Общий фонд оплаты труда в год составит: 816000+120000=936000 руб.
Единый социальный налог для трудаадминистративно-управленческого персонала составит:
816000 x 26,2%
ЕСН =---------- — =  213792руб.в год.
100%
Единыйсоциальный налог для труда производственного персонала составит:
120000 x 26,2%
ЕСН = ---------------------------=   31440руб.в год.
100%
Общий ЕСН = 936000x 26,2%  = 245232руб.в год  
100%
Тогда ФОТ (фонд оплаты труда) с ЕСН в год составит: 936000руб. + 245232 руб. = 1 181 232 руб.

1.3. Лицензирование, стандартизация, сертификациядеятельности предприятия.
Стандартизацияи сертификация туристских услуг действует в соответствии с законами РФ «Остандартизации», «О сертификации продукции и услуг» и принятыми в их исполнениепостановлениями Правительства РФ. После вступления в силу Федерального закона«О техническом регулировании» некоторые нормативные акты, в частности упомянутые(о стандартизации и сертификации), утратили силу. Настоящий закон делит объектына 2 группы: 1)объекты, на которые устанавливаются обязательные для примененияи исполнения требования;  2) объекты, требования к которым применяются иисполняются на добровольной основе.
Туристическиеуслуги в соответствии с п.1 ст.1Закона «О техническом регулировании» относятсяименно к тем объектам, на которые могут устанавливаться требования, применяемыетолько в добровольном порядке (добровольная сертификация).
В общемвиде стандартизация — деятельность, направленная на достижениеупорядочения в какой – то конкретной области посредством разработки положенийдля всеобщего применения. Согласно Закону «О техническом регулировании», стандартпредставляет собой нормативно – технический документ, который устанавливаеткомплекс норм, правил и основных требований к объекту стандартизации.
Так какглавная функция ООО « Турагенство «Саквояж» — продажа сформированных туроператоромтуров, то для него будут действовать следующие стандарты:
ГОСТ Р50646 – 94 «Услуги населению. Термины и определения».
ГОСТ Р28681 – 90 «Стандартизация в сфере туристско – экскурсионного обслуживания.Основные положения»
ГОСТ Р50681 – 94 «Туристско – экскурсионное обслуживание. Проектированиетуристических услуг».
ГОСТ Р50690 – 2000 «Туристские услуги. Общие требования».
Сертификация — методическая ипрактическая деятельность специально – уполномоченного органа власти,направленная на определение, проверку и документальное подтверждениедействующих квалификационных требований к персоналу, процессам, процедурам илиизделиям.
Объекты обязательнойсертификации из числа товаров народно­го потребления, работ и услуг,оказываемых гражданам, определяют­ся в порядке, установленном Законом РФ «Озащите прав потребите­лей» (п. 5 ст. 5).
Сертификацияосуществляется в целях:
·         создания условийдля деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, атакже для участия в международном экономическом, научно-техническомсотрудничестве и международной торговле;
·         содействияпотребителям в компетентном выборе продукции;
·         защитыпотребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
·         контролябезопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имуществапотребителя;
·         подтвержденияпоказателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Сертификация может носитьобязательный и добровольный ха­рактер.
Сертификация являетсяметодом объективного контроля качества продукции, ее соответствия установленнымтребованиям. Наличие сертификата, выданного компетентным органом, облегчаетэкспорт и импорт продукции, помогает покупателям в выборе товара и служитопределенной гарантией его доброкачественности.
Обязательная сертификацияявляется также средством государ­ственного контроля безопасности продукции.Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмот­ренныхзаконодательными актами РФ.
При обязательнойсертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всейтерритории Российской Фе­дерации.
Организация и проведениеработ по обязательной сертификации возлагаются на Госстандарт России, а вслучаях, предусмотренных спе­циально уполномоченным федеральным органомисполнительной вла­сти в области сертификации, законодательными актамиРоссийской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть воз­ложенына другие федеральными органами исполнительной власти.
Формы обязательнойсертификации продукции устанавливаются Госстандартом России либо другимигосударственными органами управления Российской Федерации, уполномоченными нато в соот­ветствии с законодательством, с учетом сложившейся международ­ной изарубежной практик
Добровольная сертификацияспособствует повышению конкурентно­способности продукции.
Системы сертификацииподлежат государственной регистрации в установленном порядке. Для подтверждениясоответствия сертифицированной продукции установленным требованиям предусмотренсертификат соответствия -документ, выданный по правилам системы сертификации.
Обязательной составнойчастью сертификата соответствия явля­ется сертификат пожарной безопасности.Порядок организации и проведения сертификации продукции и услуг в областипожарной безопасности определяется Государствен­ной противопожарной службойфедерального органа исполнительной власти в области внутренних дел посогласованию со специально упол­номоченным федеральным органом исполнительнойвласти в области сертификации.
Для маркировки продукциии услуг применяются знаки соответ­ствия — зарегистрированные в установленномпорядке знаки, кото­рым по правилам, установленным в данной системесертификации, подтверждается соответствие маркированной ими продукции уста­новленнымтребованиям.
В постановленииПравительства Российской Федерации «О вне­сении изменений в перечень товаров,подлежащих обязательной сер­тификации, перечень работ и услуг, подлежащихобязательной серти­фикации, и в перечень продукции, соответствие которой можетбыть подтверждено декларацией о соответствии» от 29 апреля 2002 г. № 287сокращены перечни продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации.Таким образом, туристские услуги, услуги туропера­торов и турагентов, услугисредств размещения туристов подлежат не обязательной, а добровольнойсертификации.
В настоящее времяосуществляется переход от обязательной сис­темы сертификации к добровольной.
Добровольная сертификацияпроводится по инициативе заявите­лей (изготовителей, продавцов, исполнителей) вцелях подтвержде­ния соответствия продукции требованиям стандартов, техническихусловий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.
Добровольная сертификацияпроводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Добровольная сертификацияпродукции, подлежащей обязатель­ной сертификации, не может заменитьобязательную сертификацию такой продукции.
Добровольная сертификацияосуществляется органами по добро­вольной сертификации, входящими в системудобровольной сертифи­кации, образованную любым юридическим лицом,зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специальноуполномоченном фе­деральном органе исполнительной власти в области сертификациив ус­тановленном им порядке.
Органом по добровольнойсертификации может быть юридичес­кое лицо, образовавшее систему добровольнойсертификации, а так­же юридическое лицо, взявшее на себя функции органа подоброволь­ной сертификации на условиях договора с юридическим лицом,образовавшим данную систему.
Орган по добровольнойсертификации:
·         осуществляетсертификацию продукции, выдает сертификаты, а также на условиях договора сзаявителем предоставляет ему право на применение знака соответствия;
·         приостанавливаетлибо отменяет действие выданных сертификатов.
Сертификацияпредусматривает проверку: комплекта действующей документации на осуществлениетурфирмой услуг; обязательного доведения до туриста полезной информации;договоров с туристом на куплю – продажу турпродукта; соответствия набора услуг,обещаемых туристу и услуг в согласованных контрактах и программах принимающихтурфирм; контрактов с принимающими турфирмами, наличия в них пунктах побезопасности и страхованию; квалификации персонала.
В настоящеевремя действует ФЗ от 27 июля 2006 г. N 156-ФЗ «О внесении изменений встатью 18 Федерального закона „О лицензировании отдельных видовдеятельности“ в соответствии с которым лицензирование турагентской итуроператорской деятельности прекратилась с 1 января 2007 года.
Федеральный Закон «Овнесении изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» принятГосдумой 17.01.07 и одобрен Советом Федерации 24.01.07. и вступил в силу с 1июня 2007 г.
Раньше статья 5 Законаназывалась: »Лицензирование, стандартизация в туристской индустрии,сертификация туристского продукта".
Теперь, с 01.07.07.,статья 5 называется: «Стандартизация и классификация объектовтуристской индустрии». Текст самой статьи теперь такой:«Стандартизация и классификация объектов туристской индустрииосуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Глава II. Анализ иоценка деятельности предприятия.
 
2.1. Амортизацияпроизводственных ресурсов.
 
Амортизация- это денежное возмещение износа ОПФпутем отнесения части их стоимости на затраты. Амортизация нужна в целях ихполной замены при их выбытии.
Амортизируемым имуществом признаются имущество, результатыинтеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности,которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное непредусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода истоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемымимуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей.
/>Согласно ст.259«Методы и порядок расчета сумм амортизации»:/>
1. Налогоплательщики начисляютамортизацию одним из следующих методов с учетом особенностей, предусмотренныхнастоящей статьей:/> 1) линейным методом;/> 2)нелинейным методом./>/>
2. Сумма амортизации для целейналогообложения определяется налогоплательщиками ежемесячно. Амортизацияначисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества./> Начисление амортизации по объекту амортизируемого имуществаначинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объектбыл введен в эксплуатацию. />/>Начислениеамортизации по объекту амортизируемого имущества прекращается с 1-го числамесяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости такогообъекта либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имуществаналогоплательщика по любым основаниям./>/> При расчете суммыамортизации налогоплательщиком не учитываются расходы на капитальные вложения,предусмотренные пунктом 1.1 настоящей статьи./>/>
3. Налогоплательщик применяетлинейный метод начисления амортизации к зданиям, сооружениям, передаточнымустройствам, входящим в восьмую — десятую амортизационные группы, независимо отсроков ввода в эксплуатацию этих объектов./>/> Начисление амортизации в отношении объекта амортизируемого имуществаосуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данногообъекта исходя из его срока полезного использования./>
4. При применении линейного методасумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемогоимущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной)стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта./>При применении линейного метода норма амортизации по каждому объектуамортизируемого имущества определяется по формуле:/>  K =(1/n) x 100%,/> где K — норма амортизации в процентах кпервоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;/> n — срок полезного использования данного объектаамортизируемого имущества, выраженный в месяцах/>.
5. При применении нелинейного методасумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемогоимущества определяется как произведение остаточной стоимости объектаамортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта/>. При применении нелинейного метода норма амортизации объектаамортизируемого имущества определяется по формул/>е: K = (2/n) x 100%,/> где K — нормаамортизации в процентах к остаточной стоимости, применяемая к данному объектуамортизируемого имущества;/> n — срок полезного использованияданного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах./>При этом с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимостьобъекта амортизируемого имущества достигнет 20 процентов от первоначальной (восстановительной)стоимости этого объекта, амортизация по нему исчисляется в следующем порядке:/>
1) остаточная стоимость объектаамортизируемого имущества в целях начисления амортизации фиксируется как егобазовая стоимость для дальнейших расчетов;/>
2) сумма начисляемой за один месяцамортизации в отношении данного объекта амортизируемого имущества определяетсяпутем деления базовой стоимости данного объекта на количество месяцев,оставшихся до истечения срока полезного использования данного объекта./> Амортизируемые основные средства (имущество) объединяются вследующие амортизационные группы:/>/>
первая группа — все недолговечноеимущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно;
/>вторая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;
/>третья группа — имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;
/>четвертая группа- имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 летвключительно;
/>пятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;
/>шестая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;
/>седьмая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 летвключительно;
/>восьмая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 летвключительно;
/>девятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 летвключительно;
/>десятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.
Деньги, предназначенные длявозмещения, называются амортизационными отчислениями.
1)Рассчитаемамортизационные отчисления для основных фондов ООО «Турагентство «Саквояж» снормативным сроком службы 10 лет. 
Таблица 2.1.№ п/п Наименование Балансовая стоимость, руб
1.         Автомобиль 350,000
2.         Диван 12,000
3.         Сейф 15,000
4.         Кассовый аппарат 5,000 Итого: 382,000
a=(1\Тn)*100%=(1\10)*100%=10%
Аr =  аФcр   =  10*382,000 =38,200руб.
      100%            100%
2) Рассчитаем амортизационныеотчисления для основных фондов с нормативным сроком службы 8 лет.
Таблица 2.2№ п/п Наименование Балансовая стоимость, руб 1.             Подставка для телевизора 2,000 2.             Комплект сантехники 15,000 3.             Офисная мебель 105,000 4.             Сплит — система 24,000 5.             Столик журнальный 3,000 Итого: 149,000
a = (1\Тn)*100%=(1\8)*100% = 12,5%
Аr =  аФcр   =  12,5*149,000 =18,625руб.
      100%             100%
3) Рассчитаем амортизационныеотчисления для основных фондов и оборотных средств с нормативным сроком службы5 лет.

Таблица 2.3.№ п/п Наименование Балансовая стоимость, руб. 1 Сушилка для рук 1700 2 Дозатор для жидкого мыла 750 3 Пылесос 9,000 4 Телевизор + DVD 15,000 5 Компьютер 180,000 6 Телефон 3,000 7 Люстра 5,000 Итого: 214,450
a = (1\Тn)*100%=(1\5)*100%=20%
Аr=  аФcр   =  20*214,450 = 42,890 руб.
    100%              100%
4) Рассчитаем  амортизационныеотчисления для оборотных средств с нормативным сроком службы 2 года.
Таблица 2.4.
  № п/п Наименование Балансовая стоимость, руб 1.            Зеркало 1,800 2.            Жалюзи 4,000 3.            Эстамп 1,200 Итого: 7,000 /> /> /> /> />
a = (1\Тn)*100%=(1\2)*100%=50%
Аr=  аФcр   =  50*7,000= 3500руб.
     100%          100%
5) Поскольку нормативныйсрок службы всех нематериальных активов мы возьмем 5 лет (Закон допускает неболее 10 лет), то амортизационные отчисления для нематериальных активовсоставят:
a=(1\Тn)*100%=(1\5)*100%=20%
Аr=  аФcр   =  20*102000= 20400 руб.
     100%           100%
1)     Общий размерамортизационных отчислений составит:
38,200 + 18,625 + 42,890+ 3,500 + 20,400 = 123,615руб.

2.2.Калькуляция себестоимости услуг.
 
Себестоимостьуслуг (продукции) – это денежное выражение материальных и трудовых затрат предприятия(издержек) на производство и реализацию продукции (услуг).
При определениисебестоимости производства и реализации единицы продукции (калькулирование) всеиздержки группируются по статьям калькуляции, т.е. определяются статьи расходовпредприятия на единицу продукции в зависимости от их назначения и меставозникновения.  
Для того, чтобыпросчитать среднегодовую себестоимость одного туро-дня необходимо высчитатьгодовые валовые затраты.
Таблица 2.5.
Расчет валовых затратпредприятия№ по порядку Наименование затрат За месяц За год Постоянные затраты 1 Амортизация основных фондов 99715 1196580 2 Амортизация оборотных средств 3500 42000 3 Амортизация нематериальных активов 20400 244800 4 Фонд оплаты труда АУП 68000 816000 5 ЕСН АУП 17816 213792 Переменные затраты 6 Фонд оплаты труда производственного персонала 31000 372000 7 ЕСН производственного персонала 8215 98580 8 Общехозяйственные расходы 10000 120000 9 Материальные затраты 23000 276000 10 Прочие затраты (текущий ремонт, реклама, коммунальные платежи и т.д.) 100000 1200000
ИТОГО:
381646
4579752
В приведенной таблицеваловые затраты распределены на постоянные, которые не зависят от объема продажтуро-дней, и переменные, которые варьируются в зависимости от объема продаж.Теперь можно высчитать среднегодовую себестоимость одного туро-дня.
Если туроператорскаяфирма занимается производством турпродуктов, то агентское звеноспециализируется на их реализации.
Туроператор в договоре стурагентом определяет конечную цену реализации, в которую входят:
1)        цена “нетто” всехуслуг, входящих в тур;
2)        расходы и прибыльтуроператора – производителя тура;
3)        вознаграждениетуроператора за реализацию, которое должно покрывать его затраты и приноситьожидаемую прибыль.
В соответствии сдействующим положением все затраты, образующие себестоимость туристскогопродукта, группируются в связи с их экономическим содержанием по следующимэлементам:
·          материальныезатраты;
·          затраты на оплатутруда;
·          отчисления насоциальные нужды;
·          амортизацияосновных фондов;
·          прочие затраты.
Группировка затрат поэкономическим элементам позволяет определить, что израсходовано на производствотуристского продукта и в какой форме.
Согласно предварительнымрасчетам, в годовую себестоимость турагента включены следующие элементы:
1.        Амортизация ОПФсоставила – 1196580р;
2.        Амортизациянематериальных активов – 244800р;
3.        Амортизация оборотныхсредств составила – 42000р;
4.        Зарплатасотрудников составляет – 936000р;
5.        Единый социальныйналог составляет – 245232р;
6.        Прочие расходы –1596000р в год.
В итоге «офисные» затратыпредприятия в год составили 2 824 212 р.

Таблица 2.6.
Годовой объемпродаж туродней туроператорской компанииНаправление Число туров Кол-во дней Плановое число туристов Количество туродней Цена тура туроператора Геленджик — Египет 35 21 30 22050 35500р Геленджик- Анталия 45 14 25 15750 41000р Геленджик — ОАЭ 20 21 15 6300 55000р Геленджик — Париж 50 7 35 12250 60000р
ИТОГО:
56350
191500р
Затраты (себестоимость)турагента на реализацию одного туродня составят:
2824212: 56350 = 50,12руб.
2.3. Формированиецены на услуги предприятия.
Цена представляет собой экономическуюкатегорию, означающую сумму денег, за которой продавец хочет продать, апокупатель готов купить товар. Цена определенного количества товара составляетего стоимость, отсюда цена – денежная стоимость товара. Когда единицаконкретного товара обменивается на определенное количество другого товара, этопоследнее становится товарной ценой данного товара.
Цена – сложная экономическаякатегория. В нейфокусируются практически все основные экономические отношения в обществе.Прежде всего, это относится к производству и реализации товаров, формированиюих стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежныхнакоплений. Цена опосредствует все товарно-денежные отношения.
Цена товара состоит из следующих элементов:
1.        Себестоимость — эторасходы предприятия на производство и реализацию товаров;
2.        Прибыль — это часть доходапредприятия принадлежащая ему (стимулирование труда работников, покупкаоборудования, сырья);
3.        Акцизныйсбор — это не прямой налог, входящий в цену высокоприбыльных товаров (товарныеизделия, автомобили, спиртные напитки);
4.        Налогна добавленную стоимость — это доход, установленный в ценах на большинство товаров(исключения: квартплата, детское питание, медикаменты);
5.        Транспортныерасходы — оплачивают двумя путями: за счет предприятия-изготовителя или за счет бытовыхорганизаций;
6.        Торговаянаценка — является источником исчисления, затрат торгующих организаций и обеспечиваетим нормальную рентабельность, (окупаемость). Взаимодействие спроса ипредложение товара ведет к установлению цены равновесия или рыночнойцены, т.е. цены товара при которой он будет действительно обменен наденьги.
В настоящее время, исходяиз отечественного и мирового опыта, представляется возможным выделить триосновных метода (способа) формирования цен:
·          с ориентацией наиздержки;
·          с ориентацией наспрос;
·          с ориентацией наконкуренцию.
1. Способ ориентациина издержки предполагаетпостроение цены по принципу «издержки + прибыль (или + торговая надбавка,наценка)», а также через получение общего объема прибыли и безубыточности.Установление цены по формуле «издержки + прибыль» основано на калькуляцииполной себестоимости продукции (единицы) с добавлением прибыли как процентасверх издержек, т.е. по уровню рентабельности данного вида продукции (работ,услуг). Преимущество такого ценообразования заключается в том, что издержки производствасравнительно легко определить, чем спрос, методика их калькулированиядостаточно разработана, проста и удобна. К тому же для конкретной отрасли иливида продукции (работ, услуг) цена может быть единой, что снижает ценовуюконкуренцию. Однако одним из его недостатков является игнорирование спроса, апоэтому существует вероятность потери потенциальной прибыли.
2. Ценообразование сориентацией на спросусложняется тем, что его (спрос) значительно сложнее определять выразитьколичественно по сравнению с издержками. В лучшем случае можно иметь общеепредставление о форме кривой движения спроса, но она подвержена постояннымколебаниям из-за влияния конкуренции, рекламы, появления товаров-субститутов(заменителей), других факторов внешней и внутренней среды. К тому же при оценкеспроса на новый товар отсутствуют данные за прошедший период. Приемы оценкиспроса – прямые интервью (кто, в каком диапазоне цен готов уплатить за данныйтовар), эксперимент (цена варьируется в определенных пределах, покупателям,районам и т.п.), статистическая информация (выявление закономерностей междуценой и спросом методом аналогии и др.).
Выделяют два приемаопределения цены с учетом спроса:
-дискриминация, т.е.установление разных цен на различные рынках или сегментах рынка с тем, чтобымаксимизировать доход в зависимости от различия в кривых спроса;
— по ассортиментнойгруппе товаров, когда назначение цены с той или иной целью (например, сцелью увеличения прибыли, продаж) достигается в рамках всей ассортиментнойгруппы. Существующие между товарами одной ассортиментной группы взаимоотношенияи взаимозависимый спрос (спрос на один товар оказывает влияние на спросдругого) могут осуществляться в виде замещения и взаимодополняемости.
3. Ценообразование сориентацией на конкуренцию (закрытые торги) заключается в приглашении поставщиков (производителей,строителей и т.п.) к участию в торгах на поставку определенного вида товара(строительство объекта и т.п.). Их предложения (тендеры) с указанием наименьшейцены представляют заранее в опечатанном конверте, после вскрытия которогопринимается предложение с наименьшей ценой как наиболее выгодное дляпокупателей. В этом случае решение о назначении цены должно основываться нетолько и не столько на собственных затратах, как на анализе возможныхпредложений конкурентов. Проблема состоит в том, что торги может выигратьпредложение с наиболее низкой ценой, но при этом возникает определенная степеньриска потерять потенциальную прибыль, в свою очередь, предложение с высокойценой может проиграть торги, что приведет к соответствующим потерям, напримерзатрат на разработку изделия, участие в торгах.
Туризм и гостиничныйбизнес как составляющие рынка платных услуг имеют ряд характерных особенностей,влияющих на формирование цен в данной сфере. Цены на туристские и гостиничныеуслуги обладают высокой эластичностью вследствие неоднородности рынка;разнообразные группы потребителей нуждаются в разных вариантах услуг.Эластичность спроса на туристские и гостиничные услуги изменяется в зависимостиот доходов потребителей, степени насыщенности рынка, традиции в потреблении,уровня культуры и т.д. Практика работы туристских организаций показывает, чтовыбор стратегии ценообразования, определение подходов к разработке цен на новыетуристские и гостиничные продукты, регулирование цен уже имеющихся являютсясоставной частью маркетинга предприятия индустрии гостеприимства. Однакоразработку ценовой стратегии следует тесно увязывать с единой стратегиеймаркетинга туристского предприятия, поскольку цена — мощный инструментвоздействия на рынок.
Актуальность проблем разработкиценовой стратегии туристскими и гостиничными предприятиями связана соследующими факторами.
• Ценообразование — важнейшая сторонамаркетинга, выступающая как средство управления. Оно позволяет формироватьобъем прибыли гостиничных предприятий.
• Свободное установление цены натуристские услуги связано с решением проблем: как формировать цену в рыночныхусловиях? Какие критерии выбора можно использовать? Каков порядок регулированияцен со стороны государства?
Практически все мелкие и большая часть средних предприятийиндустрии гостеприимства не в состоянии активно использовать методы неценовойконкуренции.
Изначально рыноктуристских и гостиничных услуг является рынком покупателя.
Цена как важнейшийэлемент комплекса маркетинга выполняет функцию согласования интересовтуристской индустрии и потребителей (гостей). Формирование ценовой стратегиипредполагает учет ряда характерных особенностей, которые оказывают влияние напроцесс ценообразования в сфере туризма и гостеприимства. К нимотносятся:
— высокая эластичностьцен в разных сегментах туристского рынка;
— разрыв во времени междумоментом установления цены и моментом купли-продажи продукта;
— неспособность услуг ксохранению;
— высокая степень влиянияконкурентов;
— значительная степеньгосударственного регулирования в сфере транспортных услуг;
— сезонная дифференциацияцен;
— высокий уровеньориентации на социально-психологические особенности потребителей, так как ценатура и гостиничного продукта связана с социальным статусом клиента;
— значительная стоимостьопераций с туристскими и гостиничными услугами.
Цены делятся на твердые,подвижные и скользящие:
твердая цена устанавливается в момент подписанияконтракта и не подлежит изменению в течение срока действия контракта;
подвижные цены зафиксированы при заключенииконтракта, но они могут быть пересмотрены, если изменился уровень рыночных ценк моменту исполнения контракта;
скользящая цена исчисляется в моментисполнения контракта путем пересмотра базисной цены с учетом изменения затратна производство.
Ценообразование является важнейшим аспектом в маркетинговойдеятельности, которая ориентируется на запросы и нужды клиентов, следовательно,современные маркетинговые стратегии ценообразования базируются на учетепотребностей клиентуры. Именно за счет качественного удовлетворения клиентовдостигаются положительные результаты деятельности гостиницы. Цена продажи услугразмещения есть важнейший фактор, определяющий, получит ли гостиница прибыльили останется в убытках в тот период, на который данная цена фиксируется.
Формирование цены продажи на гостиничные номера зависит отмногих факторов:
·          от временныхкритериев (время года, высокий, средний, низкий сезоны, тариф выходного дня,тариф длительности пребывания);
·          от ситуации наконкурирующих рынках (занимаемая гостиницей доля рынка);
·          от ожидаемогообъема оборота (групповые туристы, корпоративные клиенты, семинары, выставки);
·          от туристскогоспроса (лечебные туры, свадебные туры, семейные клиенты);
·          от региона иместа расположения гостиницы (климат, месторасположение, транспортнаядоступность и др.);
·          от условий оплаты(предоплата, скидки);
от качества обслуживания,ожидаемого клиентом (номер повышенной комфортности, дополнительные услуги и др.).
При разработке ценовойстратегии следует учитывать следующие факторы:
—                  соотношениеспроса и предложения;
—                  уровень идинамику конкурирующих цен;
—                  государственноерегулирование экономики в целом и сферы туризма в частности;
—                  потребителейгостиничных продуктов и услуг.
Поскольку в работеопределяется плановая цена, то используется метод «издержки + плановая прибыль»как самый распространенный в российской экономике.
Согласнозаконодательству, в цену услуг туризма включается налог на добавленную стоимость(НК РФ, часть II, глава 21). Ставка данного налогаравна 18% от стоимости услуг.
Например, цена реализациитура туроператором турагенту. В § 2.2 себестоимость тура Геленджик – Египетсоставила 35,500 рубля. Однако в структуру себестоимости входят:
1.        прямые затраты –27020;
2.        общегрупповые –3622;
3.        офисные –3601,29.
Предприниматель-туроператорнесет собственные затраты – 3601,29 руб., которые должны вознаграждатьсяприбылью. Остальные расходы туриста возмещают затраты производителей услуг вместе их оказания.
Если плановая прибыльравна, предположим, 50%, то прибыль туроператора составит: 3601,29 * 0,5 =1800,6 руб. Тогда стоимость равна: 3601.29 + 1800,6 = 5401,9 руб. Тогдаконечная цена тура составит: 27020 + 3622 + 5401,9 = 36043 руб.
Так, если розничная цена1 туро — дня равна 1716,3 руб., а комиссионное агентское вознаграждение 10%, тодоля турагента составит 171,63 руб. При себестоимости туро — дня 50,12 руб.прибыль равна 171,63 – 50,12 = 121,51  руб.- 18% = 99,63 руб. (аналогичнорассчитывается прибыль от других туров)

2.4. Анализ  зоныбезубыточности и порога рентабельности.
Распределим валовыезатраты ООО «Турагенство «Семь ветров»
на постоянные ипеременные. Постоянные составят 2,513,172, а переменные 2,066,580.
Зона безубыточности – этоанализ критических соотношений общей выручки от реализации услуг и объемапроизводства с затратами, при котором гостиница будет способна покрыть все своирасходы без получения прибыли. Этот анализ помогает держать в поле зренияграницы устойчивого положения гостиницы (допустимый риск).
Для оценки эффективностиработы гостиничного предприятия недостаточно использования показателя прибыли,поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает эффективно.Величина прибыли не позволяет судить о доходности, рентабельности предприятия.Многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемывыручки, разные издержки, ресурсы. В этом отношении для оценки эффективностиработы гостиницы используют показатель рентабельности.
Показатель рентабельностизаключается в следующем:
·          основной критерийоценки эффективности работы предприятия;
·          повышениерентабельности характеризует цель предприятия в рыночной экономике;
·          рострентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия;
·          при увеличениирентабельности возрастает интерес к предприятию.
Механизм управленияприбылью гостиничного хозяйства предполагает определение «порогарентабельности» — критической точки, точки безубыточности, точкисамоокупаемости, точки перелома, точки разрыва.
Экономическая литературадает следующее определение этого понятия. Порог рентабельности – это такаявыручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще неимеет прибыли. Результата от реализации после возмещения переменных затрат в точности хватает на покрытие постоянных затрат, а прибыль равна 0.
Зная определение порогарентабельности, можно сделать вывод, что точка безубыточности гостиничногохозяйства – это такой объем продаж гостиничных услуг, при котором прибыль равна0.
Существует формула, покоторой мы должны себя проверить:
постоянные затраты
Порог рентабельности(туро — дни) = — −
переменные затраты
цена единицы продукции
 − ------------------------------------
объем производства
Подставим наши данные вформулу и получим результат:
2,513,172: (8650-(2,066,580: 56350)) =  6 858 туро — дней
Если мы будем продаватьменьше полученной величины, то наше предприятие будет убыточным.
Для построения графиканам понадобятся данные:
1)        Объем продаж(туро-дни) – 56350
2)        Выручка(рубли) – 20 721641 руб.( цена * объем)
3)        Постоянныезатраты (рубли) – 2,513,172
4) Переменные затраты(рубли) – 2,066,580
Результатыпроиллюстрируем на графике (рис. 1)

2.5. Расчетфинансовых результатов деятельности предприятия
Проведение анализафинансовых результатов деятельности предприятия имеет огромное практическоезначение. Разработаны методология и технологии анализа, формы передачиинформации.
Приведем пример анализаприбыли и рентабельности предприятия.
Прибыль рассматриваетсякак результативный (оценочный) показатель – она характеризует эффективностьдеятельности предприятия, успех предпринимательской деятельности, являетсяэкономическим показателем роста предприятия. Предприятие получает прибыль, есливыручка от продаж превышает себестоимость реализованной продукции (работ,услуг).
В общем виде показательприбыли можно рассчитать следующим образом:
П=ВР-С/С ,
Где П – прибыль отпродаж; С/С – себестоимость реализованной продукции (работ, услуг); ВР –выручка от продажи продукции (работ, услуг).
Таблица 2.18
«Расчет прибылитурагентства»
Наименование
Выручка от реализации одного туродня
Себестоимость одного туродня
Прибыль за один туродень
Кол-во туродней в год
Общая прибыль в год Гел — Египет 171,63 50,12 99,63 22050 2 196 841,5 Гел — Анталия 297 50,12 246,8 15750 3 887 100 Гел — ОАО 264 50,12 213,8 6300 1 346 940 Гел — Париж 865 50,12 814,8 12250 9981300
Итого:                                1597,63                                                                           17 412 181
Далее рассчитаем чистуюприбыль предприятия:
Чистая прибыль =прибыль от реализации – НДС,
Сначала рассчитаем НДС:
НДС = выручка отреализации * 18% / 100%,
НДС = 20 721 641 *18% / 100% = 3 729 895,3 руб.,
Отсюда чистая прибыльбудет составлять:
Чистая прибыль =17 412 181 – 3 729 895,3 = 13 682 286 руб.
Механизм  управленияприбылью предполагает определение «порога рентабельности». Порог рентабельности– это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеетубытков, но еще не имеет прибылей. В экономической теории существуетмногообразие показателей рентабельности, но самые распространенные из них – эторентабельность продаж и рентабельность производства.
Рентабельность продаж –это показатель, характеризующий величину прибыли, которую приносит предприятиюкаждый рубль проданной продукции:
Рпрод = ЧП /ВР * 100%,
Где ЧП – чистая прибыльот продаж; ВР – выручка от реализации продукции. Тогда рентабельность продаж турагентства «Семь ветров составит:
13 682 286 / 20 721 641 * 100% = 66%.    
Рентабельностьпроизводства – отношение прибыли к сумме основного и оборотного капитала.
13 682 286   /(2 513 172 + 2 066580) * 100% = 29,8%.
2.6. Условиябанкротства и санация предприятия.
Неизбежное в условияхформирования рыночной экономики реформирование предприятий предполагаетсоздание в обществе законодательных предпосылок для развития эффективныхвзаимоотношений между предприятиями-заемщиками и заимодавцами, должниками икредиторами. Одна из таких предпосылок — наличие законодательства обанкротстве, реализация которого должна способствовать предупреждению случаевбанкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений междупредпринимателями, а в случае признания должника банкротом — сведению кминимуму отрицательных последствий банкротства для обеих сторон, осуществлениювсех необходимых процедур в цивилизованной.
В основе понятия банкротствалежит презумпция, согласно которой участник имущественного оборота (юридическоелицо), не оплачивающий полученные им от контрагентов товары, работы, услуги, атакже не уплачивающий налоги и иные обязательные платежи в течение длительногосрока (более трех месяцев), не способен погасить свои обязательства передкредиторами. Чтобы избежать банкротства, должник должен либо погасить своиобязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требованийкредиторов, налоговых или иных уполномоченных государственныхорганов.
Арбитражный суд, приналичии достаточных оснований, возбуждает производство по данному делу. Приотсутствии признаков банкротства арбитражный суд отказывает в удовлетворениисоответствующего заявления о банкротстве должника. Однако наличие такихпризнаков (неспособность должника в данный момент погасить денежныеобязательства и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды) вовсе неозначает, что должник как банкрот будет подлежать обязательной ликвидации.Помимо процедуры конкурсного производства, применяемой при ликвидации должника- юридического лица, к нему могут быть применены и иные процедуры.
Закон предусматривает рядпроцедур, способствующих восстановлению платежеспособности должника, а именно:досудебную санацию — предоставление должнику финансовой помощи, достаточной дляпогашения денежных обязательств и восстановления платежеспособности;
мораторий на удовлетворениетребований кредиторов; возможность заключения мирового соглашения на любойстадии процесса; иные меры, которые могут способствовать достижениювышеназванных целей.
Таким образом,современное российское законодательство о банкротстве преследует две основныхцели (для достижения каждой из которых выработаны особые средства). Во-первых,необходимо изъять из гражданского оборота субъектов, не способныхфункционировать, принося прибыль и добросовестно исполняя свои обязательстваперед контрагентами. Ликвидация таких субъектов способна только оздоровитьэкономику. Закон призван осуществить ликвидацию таких юридических лиц, во-первых,быстро (чтобы они не успели причинить более значительных убытков кредиторам);во-вторых, с соблюдением баланса интересов, как должника, так и кредиторов игосударства.
Во-вторых, закон долженпомочь восстановлению финансового положения должника, испытывающего временныетрудности, обладающего значительным финансовым потенциалом.
Следует уяснитьсуществующие объективные условия для массовой несостоятельности предприятийразличных организационно-правовых форм собственности и всегонародно-хозяйственного комплекса РФ. Они порождены прежде всегонепродуманностью экономической концепции и стратегии развития хозяйства вусловиях рыночных отношений, низким качественным потенциалом управленческихкадров, а также явились следствием: разрыва экономических связей между странамиСНГ и субъектами РФ; необоснованности и поспешности проведения приватизации; замедленногоразвития организационно-правовых основ развития экономики; наличиясоциально-психологических стереотипов, не воспринимающих необходимость переходак рыночным отношениям; неудовлетворительного финансово-экономическое положенияв стране и субъектах РФ; затухающих темпов инновационных процессов;  высокиетемпы инфляционных процессов.
Банкротство — этоцивилизованная форма недопущения физической остановки производства. Предприятиеможет формально существовать долго, накапливая долги и увеличивая числокредиторов. Необходимо наведение порядка до наступления безнадежного положения,когда денег не дают даже на текущую деятельность. И в таком положении оказаласьбольшая часть российских предприятий
Введение процедурбанкротства позволяет отсечь заведомо больные сегменты экономики. Но главное,возникает юридически закреплённая возможность организовать спасение иоздоровление предприятий, не вписавшихся в рынок.
Санация представляет собой систему мер,осуществляемых во время производства по делу о банкротстве с цельюпредотвращения признания должника банкротом и его ликвидации, а ее результатынаправлены на оздоровление финансово-хозяйственного положения должника, а такжеудовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов путемкредитования, реструктуризации предприятия, долгов и смену организационно-правовой и производственной структуры должника. Как правило, реорганизациябанкрота проводится либо кредиторами, либо должником, в частности, его новымхозяином. Последний вариант проходит через процедуру санации и включает рядмер, позволяющих рассчитаться с долгами и прямо или косвенно увеличить капитал.
Таким образом, санация —это поддержка погибающего предприятия, и потому она гораздо лучше банкротства.В случае, когда есть инвестор, санация является единственным выходом, и в этомслучае инвестор нуждается в законодательной и государственной поддержке.

Заключение.
Сегодня туризм носитмассовый характер, и по прогнозам число путешествующих с каждым годом будетзначительно возрастать. Как следствие — растет число туристических агентств,строятся новые отели, предприятия общественного питания. Туристический бизнессегодня переживает существенный подъем, и для многих новичков теперь естьвозможность стать участником этого интересного и доходного дела.
Начать туристическийбизнес — не так сложно, как открыть автосервис или страховую компанию. А вотвыдержать сумасшедшие темпы рынка, суметь стать конкурентоспособными,противопоставить себя тысячам — это задача не из легких. Туристический бизнесвнешне очень привлекателен, ведь он не требует больших вложений, а спрос на егопродукт всегда велик. Но не стоит обольщаться. Лишь немногим, самымподготовленным удается избежать подводных камней, которых здесь великоемножество.
В нашем понимании,хорошая турфирма — это та турфирма, которая умеет зарабатывать деньги. То естьобладает всеми признаками правильно выстроенного туристического бизнеса.
Туристический бизнес какникакой должен удовлетворять любые запросы клиента и от менеджеров здесьзависит, станет ли этот клиент постоянным или больше никогда не вернется.Грамотный менеджер не только привлечет клиента своим профессиональным знаниемнаправления, но и увеличит доход турфирмы. Что бы ни хотел клиент, оформитьпаспорт или визу, забронировать билет или тур целиком, его запрос должен бытьудовлетворен.
Таким образом, анализируясводные финансово-экономические показатели проекта ООО «Турагентство «Семьветров», можно сделать окончательные выводы о целесообразности данного бизнеса.
Реализация проекта обеспечиваетположительный экономический эффект, а рентабельность производства составляет29,8%, что дает возможность сделать вывод о значительной финансовой устойчивости.А значит реализация данного проекта целесообразна.

Списоклитературы:
 
1.        Федеральный Закон«О внесении изменений в ФЗ «Об основах
туристскойдеятельности в РФ»
2.        Гражданскийкодекс Российской Федерации.
3.        Налоговый кодекс Российской Федерации.
4.        О.П.Ефимова,Н.А.Ефимова «Экономика гостиниц и ресторанов». Учеб. пособие – М., 2004.
5.        О.И.Волков,О.В.Девяткин «Экономика предприятия». Учебник – М., 2004.
6.        В.П.Анисимов,А.В.Яцук «Метрология, стандартизация и
сертификацияв сфере туризма». Учеб. пособие – М.,2006
7.        Методическоепособие для выполнения студентами курсовой
работыпо дисциплине «Экономика туристских предприятий» -
С.,2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.