Реферат по предмету "Экономика"


Планирование в промышленности

Введение
Основой развития любого региона, залогом его процветанияи достойной жизни граждан является промышленность. Промышленный комплекс – этоплатформа для функционирования всех других отраслей хозяйства, главный источникнаполнения регионального бюджета.
Несмотря на положительную динамику промышленногопроизводства в последнее время, положение важнейшей сферы региональнойэкономики остается тяжелым. В связи с этим вопрос управления промышленным комплексомявляется весьма актуальным.
Качественное управление промышленностью не возможно безразвития адекватной современной экономике системы планирования. Этот факт сегодняуже практически не оспаривается. В своем последнем ежегодном послании Президентподчеркнул необходимость планирования в Российской Федерации.
Необходимо отметить, что отход от планового управленияпромышленным комплексом произошел с разрушением всей системы народнохозяйственногопланирования в результате либерализации экономики. В итоге государство потерялодейственный рычаг воздействия на промышленный комплекс, лишилось механизмареализации первостепенных задач. Необходимость в планировании, возможно, невозникла бы, если б региональная промышленность стала бурно развиваться, а неоказалась в структурном кризисе.
Таким образом, планирование в управлении промышленнымкомплексом региона имеет огромное значение.
Целью данного дипломного проекта является изучение ианализ теоретико-методологических основ планирования промышленного комплекса,анализ качества планово-прогностической деятельности в управлении региональнойпромышленностью и поиск путей совершенствования рассматриваемого процесса.
В теоретической части проекта рассматриваются вопросызначения и необходимости планирования для рационализации управления промышленностью,основные принципы, методы, виды планирования и прогнозирования, особенностипрограммно-целевого подхода, система планово-прогностических и программныхдокументов в управлении промышленным комплексом и основные методы расчетапрогнозных показателей в Саратовской области.
Суждения о качестве планово-прогностической деятельностиоснованы на анализе выполнимости и реалистичности планов, прогнозов, программ,информационном, методологическом обеспечении процесса, а также его организации.Здесь рассмотрены основные региональные разработки в управлении промышленнымкомплексом и выявлены их слабые стороны.
Направления совершенствования планово-прогностическойдеятельности определены в соответствии с выявленными недостатками ипредставляют собой отдельные рекомендации по развитиюинструментально-методических основ и организационно-структурных предпосылокповышения действенности планового управления промышленным комплексом региона.
Дипломный проект также включает рассмотрениекомпьютерного, правового обеспечения планово-прогностической деятельности иопределение экономической эффективности предлагаемых мероприятий посовершенствованию исследуемого вопроса.

1. Планирование как форма управления промышленнымкомплексом региона в условиях рынка
1.1 Значение планирования промышленного комплекса и егоособенности в условиях рынка
Переход российской экономики к рынку потребовалпереосмысления роли и места планирования в системе государственногорегулирования и управления.
К сожалению, недостаточное научное обеспечение процессареформирования привело к примитивизму, разрушению системы народнохозяйственногопланирования вместо качественного ее изменения и адаптации к рыночным условиям.Ошибочность такого рода действий вскоре стала очевидной. Однако до последнеговремени не проявлено инициативы не только в продвижении в этом направлении, но дажев восстановлении позитивного опыта дореформенных лет.
В ходе реализации функций системы планированияобеспечивается решение широкого круга задач, способствующих эффективномуразвитию экономики. Только на базе научно обоснованных планов возможно целенаправленноевоздействие на экономические процессы. Без планирования не может бытьдостигнута пропорциональность развития, обеспечена сбалансированность производстваи потребления в стране и ее регионах.
Совершенствование рыночных отношений требует, чтобы государствов управлении производством и всей экономикой использовало два регулятора: плани рынок. Происшедшие в мире изменения выражают тенденции, диаметральнопротивоположные расцвету рыночной системы. Налицо процесс вытеснения рыночногорегулятора экономических процессов. Равновесие воспроизводства в передовыхстранах обеспечивается в настоящее время не столько регулирующими рыночнымисилами, сколько развитием крупных, поистине общенациональных промышленныхкорпораций, государственно-корпоративной экономики.[1]
Процесс внутренней интеграции национальных экономиксвязан с беспрецедентной концентрацией производства концернами. В передовыхстранах преобладающий объем промышленного производства обеспечиваетсяограниченными группами концернов.
Современный концерн привносит в концентрированныепроизводства высочайшую организацию, не имеющую сходства с рыночной«самостийностью». Это вертикально интегрированные структуры, охватывающиедлинные спланированные цепочки промышленных производств, с применением высокихтехнологий.
Внутри вертикальной структуры транснациональнойкорпорации конкуренция также отсутствует, и взаимодействие имеет информационныйхарактер. Построение ТНК соответствует системной модели, где оптимизацияпроводится по большому числу параметров, в ней просто не остается места дляконкуренции.2
В США каждый индустриальный концерн интегрирует около0,16% промышленного производства страны; на каждую из 200 корпораций приходитсяв среднем 0,2% ВВП. Каждый из производственных секторов интегрирует в среднем0,6-0,8% промышленной продукции США. Такие структуры, как и сами образующиеконцерны, следует относить к макроэкономике.
Продукция, выпускаемая каждым концерном, технологическиявляется завершающей стадией множества производственных потоков при высокой егоконцентрации. Так, три концерна автомобильной промышленности США в 80-е годыпотребляли 57% выпускаемой в стране резины, 53-ковкого чугуна, 29-листовогостекла, 22-стали и станков, 15-алюминия, 12-меди, 3% изделий электроннойпромышленности. Концерны «прорастают» друг в друга и представляют собой единоестрановое макроэкономическое целое в производственно-техническом иэкономическом аспектах.
В условиях малочисленности сверхкорпораций объективносуществующие количественные зависимости между ними не могут оставатьсяневидимыми – они изучаются и закладываются в основу государственногорегулирования промышленного комплекса и экономики. Каждая сверхкорпорацияобретает все большую заинтересованность в функционировании других и национальнойэкономики в целом.[2]
Кроме того, практика показывает, что сами корпорации,переплетаясь друг с другом, составляя макроэкономическую общность, нуждаются вглобальном планировании. Доказательством может служить неформальноенегосударственное централизованное планирование в США. Его осуществляет ядроконцернов – 12 финансовых групп, обладающих 10% активов всех корпораций иконтролем над 60% находящихся в обращении акций.2
В России тенденция к формированию корпоративной экономикитакже присутствует. В настоящее время, когда примерно 70 ведущих компаний производятпочти 50% всей промышленной продукции страны, созданы реальные предпосылки длясогласования намерений государства и лидеров экономики на основеобщенационального плана.
Таким образом, неоклассический подход, провозглашающийсаморегулирование экономики посредством конкуренции и отрицающий необходимостьпланирования как излишнее функции, не актуален в современных условияхгосударственно-корпоративной экономики.
Такой подход малопригоден тем более для решения проблемрегиональной промышленности, так как локальные рынки более подверженымонополизации. Крупные промышленные предприятия в регионе могут бытьпредставлены применительно к каждой отрасли одной или несколькимипроизводственными единицами. Как правило, — это подразделения мощных корпорацийи финансово-промышленных групп, зачастую транснациональных. Ясно, что осовершенной конкуренции на локальных и региональных рынках говорить нетникакого смысла.
Функционирование одних промышленных предприятий оказываетвоздействие на развитие смежных или соседних не столько через обмен, скольконапрямую: путем диффузии технологий и организационных инноваций, переливаквалифицированной рабочей силы, загрязнения среды и строительстваинфраструктурных объектов (дорог, электростанций, школ, больниц, жилья и т.д.).
В современных условиях роль государства не соответствуетфункции «ночного сторожа». Региональная промышленная политика должна бытьнаправлена на согласование интересов и путей развития региона и крупногобизнеса, определяющего экономический потенциал территории.
Необходимость процессов прогнозирования и планированияпромышленного комплекса не подлежит сомнению. В свою очередь, эффективноевыполнение государственного и регионального планов не возможно без согласованияих с непосредственными исполнителями – предприятиями.
Негативное отношение к планированию в нашей странесвязано с неверными представлениями о плане как неотъемлемом атрибутеадминистративно-командной экономики. Однако во всех ведущих странах мирапланирование является важнейшей функцией государства. Проблема заключается лишьв его видовом разнообразии.
Инициаторы разрушения отечественной системы планированиядля обоснования своей позиции опирались на то, что планирование в нашей странедирективное, жесткое, статическое. Но многие экономисты отмечают, что уже в20-е гг. Отечественные разработки в этой области учитывали факторнеопределенности. Тогда же сложились телеологическая концепция планирования(план-система целевых заданий) и генетическая концепция (план как системаперспектив, реализуемых органами регулирования хозяйства). И хотя поидеологическим соображениям приоритет был отдан телеологической концепции, они,как справедливо отмечает Л. Абалкин, «являются не антиподами, авзаимосвязанными и дополняющими друг друга методами».1
Таким образом, плановые разработки советских специалистовпоследовательно приближались к индикативным. Если бы институт планирования небыл разрушен, а постепенно адаптирован к новым условиям, сейчас нам бы непришлось переживать столь глубочайший кризис и столкнуться с необходимостьювозрождения утерянного нами передового опыта в области планирования.
Индикативное планирование является более приемлемойформой в условиях рыночной экономики. Применительно к промышленной политики онопредставляет собой механизм координации интересов и деятельности государства ипроизводителей промышленной продукции — предприятий.
Индикативное планирование представляет собой процессформирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние иразвитие хозяйствующего субъекта, соответствующий проводимойсоциально-экономической политики.
Существуют различные подходы к индикативномупланированию.
Первый подход основывается на представлении обиндикативном планировании как макроэкономическом планировании присамостоятельно хозяйствующих субъектах – предприятиях. Например, китайские экономистысчитают, что планирование в их стране носит индикативный характер, посколькудеятельность государственных предприятий осуществляется в условиях экономическойсамостоятельности.2Онопредставляет собой макроэкономическое планирование, основанное на сочетаниичастного и государственного секторов экономики при доминированиигосударственного сектора.
Второй подход основан на том, что индикативноепланирование выполняет информационно-ориентирующие и мотивационные функции.Индикативное планирование сводится к тому, что государство в интересах всегообщества, с учетом потребностей регионов, а также субъектов рынка разрабатываетпланы экономического развития всего народного хозяйства, устанавливаетконкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры иобеспеченные ресурсами структурные показатели. Тем самым государство с помощьюиндикативного планирования мотивирует заинтересованное участие, какпредпринимателей всех форм собственности, так и регионов страны в реализациипланов, важных для общества.
Такой подход нашел распространение в ряде развитых стран.Например, в Японии 1 разрабатываютсяобщегосударственные планы, которые формально не являются законами, апредставляют собой программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья(предприятия, отрасли и т.д.) на выполнение этих программ в общенациональныхинтересах.
Третий подход, нашедший применение во многих странах,основывается на том, что индикативный план содержит обязательные задания длягосударства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикаторы планаи на планы самого мощного хозяйствующего субъекта в рыночной системе –государства, несмотря на то, что это для них не обязательно. Соответствующийгосударственный план представляет собой систему показателей, как для централизованногоуправления, так и для косвенного регулирования различных секторов экономики.Она включает в себя ориентирующие показатели – контрольные цифры, имеющиеинформационное значение для предприятий, отраслей и регионов, а так жедирективные показатели в форме государственных заказов и экономическихрегуляторов, включая цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы.
Четвертый подход основывается на том, что индикативноепланирование – это механизм координации действий и интересов государства идругих субъектов экономики. Оно предполагает согласование деятельностицентральных органов, регионов и предприятий в процессе самостоятельнойразработки каждым из них своих планов.
Этот подход распространен в практике индикативногопланирования во Франции. Многие французские экономисты считают, что переход киндикативному планированию позволил на демократической основе координироватьпозиции государства и частного бизнеса. Планирование, основанное наравноправном участии различных групп – госслужащих, предпринимателей,профсоюзов, союзов потребителей, позволяет получить план в результатемногоступенчатых уточнений. В реализации такого плана заинтересованы всеучастники его создания. Вместе с тем плановые показатели не являютсяобязательными, а выступают в качестве экономических индикаторов – носителейинформации относительно ожидаемой экономической конъюнктуры.
Индикативное планирование в такой форме выступаетодновременно и институтом государственного регулирования и институтомсаморегулирования, корректируя как дефекты рыночного механизма, так и недостаткипрямого государственного вмешательства в экономику.
В идеале индикативное планирование должно обеспечиватьразвитие экономики страны и ее регионов в соответствии с общенациональнымиинтересами и целями товаропроизводителей. Иными словами, оно призвано максимальносбалансировать деятельность всех хозяйствующих субъектов на достижение общихцелей, не нарушая принципа хозяйственной самостоятельности промышленныхпредприятий.
Такая постановка задачи в принципе отрицает анархию рынкаи полную свободу предприятий в своих действиях. Несомненно, что в нынешнихусловиях планы должны быть индикативными. Вместе с тем следует отказаться отнегативного толкования термина «директивность» применительно к планированию.Любой одобренный, принятый план в определенном смысле является директивным.Свою координирующую, мобилизующую, организационную роль может играть тольковыполняемый план, что не исключает, а предопределяет необходимость егопостоянной корректировки с учетом меняющейся экономической ситуации, появления новыхданных и т. д.
В этой связи необходимо прогнозирование рыночнойконъюнктуры и ее динамики, обоснование приоритетов в развитии (в нашем случаепромышленности) на всех уровнях хозяйствования (государственном,территориальном и на уровне предприятий), формирование прогрессивной структурыобщественного производства.
В современных условиях одним из принципов индикативногопланирования должна стать избирательность промышленной политики государства.Этот принцип положен в основу концепции «привилегированных точек применениясилы».1 В соответствии с этойконцепцией, современные отрасли – отрасли тяжелой промышленности, химии, общегомашиностроения, нефтепереработки – это моторы, движущие силы прогресса. Они илисовершенствуют другие отрасли (например, электроника), или подготавливаютмассовые нововведения в будущем (такова роль атомной энергетики). Именноразвитие этих отраслей — моторов и должно быть целью избирательной политикиправительства, ибо они увеличивают масштабы и темпы экономической экспансиинации, модифицируют структуру всей национальной экономики.
Повышение роли государственного регулированияпроизводства и соответственно планирования и прогнозирования происходит впериод кризиса, что является для России актуальным. Необходимо понять сущностькризисов, научиться их предвидеть и ставить правильный диагноз, разрабатывать иумело осуществлять антикризисные программы, позволяющие пройти кризисную фазувозможно быстрее и с меньшими потерями. В этот период планирование должностановиться более жестким, приобретать даже директивный характер.
Региональные аспекты планирования промышленности,включающие форму и степень участия территорий в этом процессе, обуславливаютсягосударственной региональной политикой той или иной страны.
Интересна практика децентрализации в индикативномпланировании Франции 1.
Исторически сложилось, что во Франции, в отличие отдругих европейских стран, США, Канады, регионы были созданы в результатепоследовательных усилий государства по воплощению в жизнь стратегическогоиндикативного планирования. Регионы были организованы для преодолениятрудностей организации планирования и регулирования, которые нельзя былоразрешить в рамках отдельного департамента, а тем более коммуны.
Начиная с 1962 года здесь с внедрением так называемых«оперативных региональных долей» появляется различие между индикативнымпланированием в масштабах всей страны и планированием на региональном уровне. Впериод кризиса 70-х годов прошлого века пришлось отказаться от исчерпывающегоструктурного индикативного планирования. Государство стало брать на себяответственность лишь в отношении «Программ приоритетных действий». Были созданы«Региональные общественные учреждения», имеющие выборные ассамблеи иобеспеченные собственными ресурсами. Таким образом, появилась автономнаярегиональная концепция экономического и социального развития, была сформированасистема планового софинансирования государством операций, рассматриваемыхрегионами в качестве приоритетных. Начинает зарождаться контрактный, договорнойподход к региональному планированию. Сейчас контракты сроком на 5 летзаключаются между государством и регионом, в которых каждый партнер обязуетсяобеспечить финансирование, необходимое для выполнения контрактных действий.
Итак, анализируя сложившуюся ситуацию и тенденцииразвития промышленного комплекса в будущем, можно сделать следующие выводы.
Планирование промышленного комплекса необходимо как наобщегосударственном, так и на региональном уровнях.
В современных условиях планирование промышленности должноносить индикативный характер.
При планировании промышленности важно учитывать процессинтеграции в производстве, формирование крупных интегрированных структур,которые оказывают решающее воздействие на экономику региона и страны и вместесоставляют потенциал и двигатель прогресса.
Индикативное планирование в регионе должно опираться напринцип выделения из общего числа промышленных предприятий и отраслей «точекроста», которые являются или станут при определенной поддержке основныминаполнителями бюджета и залогом процветания территории.

1.2 Теоретико-методологические основы планированиярегионального промышленного комплекса
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрениюпланирования, необходимо дать определение промышленного комплекса и определитьего положение в едином народнохозяйственном комплексе.
Традиционно промышленный комплекс определяется каксовокупность действующих на определенной территории промышленных предприятий.Понятие «комплекс» вмещает не просто перечень предприятий, но и предполагает общностьцелей их социально-экономического развития. В свою очередь, промышленныйкомплекс представляет собой часть единого народнохозяйственного комплекса исвязан со всеми другими структурными элементами данной системы. Во избежаниедальнейших неточностей, мы будем рассматривать понятия «промышленный комплекс»и «промышленность» как равнозначные.
Промышленность – главная и ведущая отрасль материальногопроизводства. Она оказывает решающее воздействие на развитие производительныхсил и производственных отношений. Промышленность и в особенности тяжелаяиндустрия, является основой расширенного воспроизводства в экономике. Онанепрерывно воспроизводит средства производства как для себя, так и для другихсфер рынка. Тяжелая индустрия вооружает передовой техникой все отраслипромышленного производства, сельского хозяйства, транспорта, связи,строительства, торговли, обеспечивая технический прогресс во всем народномхозяйстве. Дальнейшее развитие промышленности, и прежде всего отраслей тяжелойиндустрии, является важнейшей предпосылкой возрождения экономическогопотенциала нашей страны и успешного решения задач обеспечениясоциально-экономического и политического развития.
Промышленность перерабатывает сельскохозяйственнуюпродукцию и производит основную долю товаров народного потребления,удовлетворяет потребности общества, повышает его материальное благосостояние.Велика роль промышленности в государственном накоплении.
Развитие промышленности способствует всестороннемуразвитию экономических районов страны, целесообразному использованию богатыхприродных ресурсов.
Промышленность является основой укрепленияобороноспособности страны, так как производит все виды и средства современнойвоенной техники.
В процессе реформирования экономики доля промышленныхпредприятий в общей численности предприятий и организаций существенноснизилась, прежде всего, за счет резкого роста их числа в сфере торговли иуслуг.
Таким образом, промышленность, как важнейшая отрасльнародного хозяйства – основа экономического и оборонного потенциала страны. Онаопределяет уровень развития общества и не может не быть в центре вниманиягосударства по указанным выше причинам, а особенно в условиях кризиса. Поэтомупромышленный комплекс объективно нуждается в развитой и хорошоскоординированной системе государственного планирования.
Планирование – это функция управления, определяемаябольшинством экономистов мира как ведущая. Так, например, в учебной литературевузов Японии управление и планирование производством представлены следующимобразом (рис. 1.1)[3].
/>
Рисунок 1.1. Схема управления производством
Планирование – это способ достижения цели на основесбалансированности и последовательности выполнения определенных операций.
Планирование является одной из форм предвидения. Взависимости от степени конкретности и характера воздействия на исследуемыепроцессы различают три формы: гипотезу, прогноз, план. Гипотеза характеризуетнаучное предвидение на уровне общей теории, раскрытие закономерностей ипричинно-следственных связей. Прогноз имеет большую определенность,основывается не только на количественных, но и на качественных параметрах,носит вероятностный характер. План представляет собой постановку точноопределенной цели (целей) и предвидение конкретных, детальных событий, в немфиксируются пути и средства достижения целей. В плане предвидение получаетнаибольшую конкретность и определенность (рис. 1.2).
/>
Рисунок 1.2. Изменение уровня определенности информации взависимости от вида предсказания
Формы предвидения тесно связаны в своих проявлениях другс другом таким образом, что функция управления – планирование представляетсобой процесс непрерывного воплощения всех трех форм предвидения. Исходноеначало этого процесса – общенаучное предвидение состояний объекта, завершающийэтап – составление плана перевода объекта в новое состояние.
По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бываетреактивным, инактивным, преактивным и интерактивным. У одних плановиковпреобладает ориентация на прошлое (реактивная), у других — на настоящее(инактивная), у третьих — на будущее (преактивная). Четвертый вид ориентациипредполагает взаимодействие (интерактивизм) прошлого, настоящего и будущего какразличных, но неразделимых видов планирования[4].
Реактивное планирование базируется на анализепредшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается настарые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планированиерассматривает производственные проблемы по отдельности, а не каксоответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и егоотдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, чтоесли избавиться от ненужного, то получится требуемый результат. Реактивноепланирование, ориентированное на прошлое, очень часто приводит к вытеснениюпродуктов и услуг не только с внешнего, но и внутреннего рынка, посколькудругие участники рынка лучше планируют и осваивают конкурентоспособнуюпродукцию.
Инактивное планирование ориентируется на существующееположение единицы планирования и не предусматривает как возвращения к прежнемусостоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание истабильность производства. Свой стиль, традиции и правила инактивныеорганизации ценят выше, чем экономичность или эффективностьпланово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те системы синактивным стилем управления, у которых выживание не зависит от продуктивноститруда. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственныхпредприятиях, в административных учреждениях, бюджетных организациях, а также вотделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм).Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствуетэкономическому росту и развитию отечественных предприятий, а значит и регионов,и страны в целом.
Преактивное планирование направлено на осуществлениенепрерывных изменений в различных сферах деятельности планируемой системы. Всвоем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки итехники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используютнакопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовкик нему и осуществляется «сверху вниз». Начинается оно с прогнозирования внешнихусловий, затем формулируются важнейшие цели системы и ее стратегия какцелостная программа их достижения. Основная трудность преактивного планированиявытекает из того факта, что, чем дальше в будущее проникает прогноз, тем большевероятная ошибка. Поэтому эффективная подготовка возможна в лучшем случае дляотносительно близкого будущего. Следовательно, преактивное планирование,основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткогопериода.
Интерактивное планирование заключается в проектированиижелаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование поэтомускорее сосредоточивается на повышении результативности со временем, его цельмаксимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться.Ускорение социально-экономических изменений делает обучение и адаптациюключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как дляэкономики или общества в целом, так и для отдельного предприятия (фирмы) нельзярешить навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений периоддействия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение однойпроблемы создает новые, иногда и более трудные, чем решенные. Прогрессэкономической науки, например, определяется в равной степени переходом как отпростых проблем к сложным, так и от сложных решений к простым. Интерактивноепланирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего,направлено на повышение уровня индивидуального, организационного иобщественного развития предприятия и всей страны, региона и улучшение качестважизни людей [5].
Данная классификация видов и систем планирования вопределенной мере характеризует основное содержание любой плановой деятельностина всех уровнях управления.
/>Планирование промышленногопроизводства должно строиться на базе ряда научных принципов. При этом подпринципами планирования понимают основные теоретические положения, которымируководствуются органы исполнительной власти страны, региона, руководствопромышленных предприятий в процессе планирования промышленного производства.
Впервые общие принципы планирования были сформулированыодним из создателей современной теории управления производством А.Файолем. Онвыделил следующие принципы осуществления плановой деятельности:
необходимость;
единство;
непрерывность;
гибкость;
точность.
Позднее Р. Акофф обосновал еще два принципа планирования:
принцип участия;
принцип холизма.
В отечественной литературе, где традиционно уделялосьособое внимание именно этой части процесса управления, некоторые изперечисленных принципов уточнялись, корректировались. Так, например, принципединства планирования представлен как принцип комплексности, взаимной увязки икоординации. Кроме того, предлагаемый перечень важнейших принципов планированияобогатился за последние годы новыми, современными:
научность;
эффективность;
оптимальность;
обоснованность целей, ориентированность на конечныйрезультат деятельности и некоторые другие.
Принцип необходимости планирования означает повсеместноеи обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовойдеятельности. Всякий труд, как известно, — это целесообразная деятельность,направленная на преобразование природных ресурсов в готовую продукцию илиуслуги и удовлетворение потребностей людей. А.Файоль заметил также, что никтоне оспаривает пользы программы деятельности: прежде чем действовать, мы должнызнать, чего хотим и что можем. Отсутствие плана или программы сопровождаетсяколебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации,являющимися причиной плохого состояния, если не краха дел. Принципнеобходимости или обязательности планирования особенно важен в условияхрыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современнымэкономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсовстраны, региона и промышленного предприятия.
Принцип единства, комплексности, увязки и координациипредполагает комплексный, системный характер процесса планирования, которыйобусловлен системной структурой самого объекта планирования – промышленногокомплекса. Рассматриваемый принцип предполагает обязательную взаимную увязку икоординацию плановой деятельности отдельных элементов промышленного комплекса –отраслей, предприятий, и планов различного уровня с целью обеспечениясбалансированности их работы. Единство планов предполагает общность экономическихцелей и взаимодействие всех участников производственного процесса навертикальном и горизонтальном уровнях планирования и управления.
Принцип непрерывности заключается в том, что, во-первых,планирование промышленности должно осуществляться постоянно, без перерывов и,во-вторых, что разрабатываемые планы должны органично приходить на смену другдругу. Необходимость непрерывности процесса планирования обусловленанеопределенностью внешней среды и наличием непредусмотренных изменений, которыеделают необходимой постоянную корректировку ожиданий относительно внешнихусловий и соответствующее уточнение плана. Кроме того, изменению подвержены нетолько фактические параметры, но и собственные представления о преимуществах ивозможностях промышленного комплекса. Непрерывность планирования означает такжепостепенный переход от стратегических планов к тактическим, необходимоевзаимодействие между долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными планами.Непрерывность планирования позволяет сделать возможным контроль, анализ имодификацию планов при изменении как внутренней, так и внешней среды.
Очередной принцип планирования – принцип гибкости – какраз и основан на отмеченных предпосылках: неопределенности и изменчивостивнешней среды и изменение оценок, позиций объекта планирования. При этомпринцип гибкости заключается приданию всему процессу планирования способностименять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных измененийвнутреннего и внешнего характера.
Принцип точности планирования предполагает, чторазрабатываемый план должен быть составлен с такой степенью точности, котораядоступна на данный момент и которая достаточна, для решения возникающихпроблем. Ясно, что различные временные и пространственные горизонтыпланирования предполагают и различную степень точности и детализациипроработки: если долгосрочное планирование ограничивается разработкой лишьстратегических целей развития промышленного комплекса, поскольку количестводостоверной на длительный период времени информации не велико, то среднесрочныеи краткосрочные планы могут и должны быть проработаны детально.
Суть принципа участия во многом определяется принципомединства планирования. Исходя из этого, принцип участия означает, что каждыйэлемент производственного процесса, независимо от выполняемой им функциистановится участником плановой деятельности. Процесс планирования привлекает ксебе всех тех, кого он непосредственно затрагивает – органы исполнительнойвласти страны и региона, местного самоуправления, руководство предприятий и егоподразделений, общественных организаций и т.д. Принцип участия предполагает,что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучшепланировать для себя – неважно, насколько плохо, чем быть планируемым другими –не важно, насколько хорошо. [6]
Принцип холизма состоит из двух частей: координации иинтеграции. Каждая из них относится к своему измерению системы, котораяразделена на уровни, а каждый уровень на объекты, различающиеся по выполняемымфункциям, выпускаемой продукции и обслуживаемому рынку. Координация охватываетвзаимодействие объектов одного уровня, интеграция – между объектами разныхуровней.
Принцип координации устанавливает, что деятельность ниодной части организации нельзя планировать эффективно, если ее выполнятьнезависимо от остальных объектов данного уровня. Отсюда вытекает, чтодеятельность элементов одного уровня следует планировать не толькоодновременно, но и во взаимозависимости с другими. Не важно, где возникаютпроблемы, решать их следует совместно с остальными.
Принцип интеграции определяет, что планирование,осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективнымбез взаимоувязки планов на всех уровнях. Стратегия или тактика,сформулированная на одном уровне управления промышленным комплексом, частосоздает проблемы для других уровней Поэтому. Для решения необходимо изменениестратегии другого уровня.
Сочетание принципов координации и интеграции даетизвестный принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней всистеме, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Этаконцепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательномупланированию как сверху вниз, так и снизу вверх[7].
Принцип научности предполагает, что планирование должноосуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научнообоснованных методах. Кроме того, этот принцип означает, что в планах должныиспользоваться самые последние достижения науки и техники.
Принцип эффективности требует разработки такого вариантапроизводства, который при существующих ограничениях используемых ресурсовобеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Любой плановыйэффект показывает степень достижения некоторого заданного результата. Приоценке эффекта в процессе планирования обычно происходит сравнение ожидаемыхпоказателей с заранее выбранной целью. Оценить реальный эффект на стадииразработки плана практически не всегда возможно, тем не менее его надопланировать. Известно. Что всякий эффект в конечном итоге заключается вэкономии различных ресурсов. Первым показателем планируемого эффекта можетслужить превышение результатов над затратами.
Принцип оптимальности подразумевает необходимость выборалучшего варианта на всех этапах планирования из нескольких возможных илиальтернативных.
И наконец, принцип обоснованности целей и направленностина конечный результат деятельности предполагает, что, исходя из системногохарактера планирования, все звенья промышленного комплекса имеют единуюконечную цель, реализация которой поставлена во главу угла, приоритетна. Приэтом в промышленности необходимо выбирать ведущие отрасли, от функционированиякоторых прежде всего зависит конечный результат, и стремиться реализовать ихзадачи в первую очередь.
Таковы важнейшие требования или принципы рыночногопланирования в современном производстве. На их основе развиваются и формируютсяв процессе практической деятельности и все действующие общенаучные методыпланирования, которые представляют процесс поиска, обоснования и выборанеобходимых плановых показателей и результатов.
Типология прогнозов строится в зависимости от различных критериеви признаков, среди них: масштаб прогнозирования, время упреждения, функцияпрогноза (Таблица 1.1).
Отличия прогнозов по содержанию и оценкам приведены втаблице 1.2.
Схемы поискового и целевого прогнозирования представленына рисунке 1.3 и 1.4.
Таблица 1.1
Типология прогнозовПризнак типа Виды прогнозов Масштаб прогнозирования
Макроэкономический и структурный
Прогнозы развития народнохозяйственных комплексов
Отраслевые и региональные
Прогнозы предприятий Время упреждения Оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, дальнесрочные Функция прогноза Поисковый и целевой
Поисковый способ прогнозирования основан на условномпродолжении в будущее тенденций развития исследуемого объекта в прошлом инастоящем. Его задача выяснить, как будет развиваться исследуемый объект присохранении существующих тенденций.

Таблица 1.2
Прогнозы и их отличияОперативный, до 1 года Краткосрочный, 1-3 года
Среднесрочный. 5-10 лет* Долгосрочный, 10-20 лет Дальнесрочный, более 20 лет По содержанию Нет существенных количественных изменений Количественные изменения Количественные и качественные изменения Качественные изменения По характеристике оценок Детальные количественные изменения Количественные изменения Количественно-качественные изменения Качественные изменения на уровне общих закономерностей
Целевой способ – это прогнозирование от будущего кнастоящему, как бы прогнозирование наоборот. В этом случае вначалеустанавливаются желаемые конечные параметры развития (цели), затем определяютсянеобходимые для этого ресурсы. Этот процесс называют нормативно-целевым, таккак процесс прогнозирования здесь сходен с процессом планирования.
/>
Рис. 1.3. Схема поискового прогнозирования
/>
Рис. 1.4. Схема целевого прогнозирования
План и прогноз представляют собой взаимодополняющиестадии программирования при определяющей роли плана как ведущего звенауправления экономикой. Методы прогнозирования можно рассматривать иприменительно к планированию. Формы сочетания прогноза и плана могут бытьразличными: прогноз может предшествовать разработке плана (как правило),следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения) ипроводиться в процессе разработки плана.
Главное отличие прогноза и плана состоит в том, чтопервый носит вероятностный, а второй нормативный характер.
Методы прогнозирования можно разделить не две группы. Этоэвристические методы (интуитивные), которые основаны на преобладании интуиции,то есть субъективных начал (рис. 1.5). Другую группу составляют формализованныеметоды, в которых превалируют объективные начала. Значительное число методов втой или иной степени объединяют элементы обеих групп.
Эвристические методы предполагают, что подходы,используемые для формирования прогноза, не изложены в явной форме и не отделимыот лица, делающего прогноз. При разработке прогноза доминирует интуиция,прежний опыт, творчество и воображение. К этой группе относятся методысоциологических исследований и экспертные методы.
Формализованные (в частности экономико-математические)методы предполагают наличие условий, допускающих объективное измерение инаблюдение.
Определение системы факторов и причинно-следственныхсвязей — начальный этап математического моделирования.
Статистические методы занимают особое место впрогнозировании. Методы математической и прикладной статистики используются припланировании любых работ по прогнозированию, при обработке данных, полученныхкак эвристическими, так и экономико-математическими методами.
Каждый из указанных методов обладает достоинствами инедостатками. Все методы прогнозирования дополняют друг друга и могутиспользоваться совместно.
Метод сценариев объединяет качественный и количественныйподходы. И так как именно этот метод применяется сегодня для прогнозированиясоциально-экономической ситуации и в частности промышленного производства вРоссийской Федерации и ее субъектах, то заслуживает особенного внимания.
Сценарий – это модель будущего, в которой описываетсявозможный ход событий с указанием вероятностей их реализации. В сценарииопределяются основные факторы, которые должны быть приняты во внимание, иуказывается, каким образом эти факторы могут повлиять на предполагаемыесобытия. Сценарный метод является незаменимым в рыночных условиях, так как егопроцедуры представляют собой последовательное снятие неопределенности,предполагает альтернативное развитие экономических процессов. Как правило,составляется несколько альтернативных вариантов сценариев. Сценарий, такимобразом, — это характеристика будущего в изыскательском прогнозе, а неопределение одного возможного или желательного состояния будущего.
/>
Рис. 1.5. Классификация методов планирования и прогнозирования

На основе прогнозов осуществляется выбор стратегии,позволяющей реализовать наиболее выгодную из возможных траекторий будущегоразвития, и определяется перечень стратегических приоритетов государственноговоздействия на промышленный комплекс. Реализация выбранной стратегииприоритетов осуществляется на основе программ – набора взаимосвязанныхмероприятий, обеспеченных ресурсами и позволяющих реализовать намеченные цели ввозможно короткие сроки с относительно меньшими затратами. Государственноепрограммирование возникло впервые в России. Первой перспективной программой(которая одновременно выполняла и роль перспективного индикативного плана) былГОЭЛРО. В дальнейшем разрабатывался ряд программ промышленного итерриториального характера, они включались в пятилетние планы. С 70-х годовполучили распространение целевые программы. Однако идея программирования былаво многом дискредитирована из-за множественности слабо обеспеченных ресурсамипрограмм, отсутствия действенного механизма их реализации. С середины 90-хгодов опять возобладал количественный подход к программированию, составляются,но практически не выполняются множество федеральных и региональных программ,что снижает эффективность управления.
Отличительная особенность программ в том, что они немогут и не должны охватывать всю экономику, подвергая ее жесткомугосударственному регулированию. Их действие распространяется лишь на полестратегического прорыва и только на время прорыва, а в остальном и дальшевступают в силу обычные рыночные методы хозяйствования. Назначениепрограммирования в обеспечении дополнительного синергетического эффекта отконцентрации лучших ресурсов на узком поле прорыва с последующим егорасширением.
Развитие теоретических представлений о планированиипроизводства имеет свою историю.
Наибольшее распространение индикативное планирование взарубежных странах получило в послевоенный период и прошло через три основныеформы: конъюнктурную, структурную, стратегическую. Эволюция форм индикативногопланирования связана с повышением степени его зрелости, отлаженностивзаимодействия всех институтов регулирования.
Конъюнктурная форма связана с усилением влияния бюджетана темпы и пропорции экономического роста по мере увеличения государственныхрасходов в ВВП. Прогнозирование производства на этом этапе служило, преждевсего, для оценки налоговых поступлений в бюджет.[8]По мере совершенствования прогнозно-плановой деятельности она стала отделятьсяот бюджетного процесса и методически, и организационно.2
Структурную форму индикативное планирование приобретает сподключением к выполнению заданий частных предприятий и региональных властей спомощью мер государственной поддержки в рамках избирательной структурнойполитики. Значительных успехов в ее развитии добилась Япония, в планах которойбыла заложена концепция «полюсов роста» в регионах.
По мере развития смешанной экономики и глобализациирынков индикативное планирование трансформируется в стратегическую свою форму,суть которой состоит в выборе главных приоритетов развития промышленности ивсей экономики. Стратегическое планирование выражалось в разработкесоответствующих целевых комплексных программ и получило большоераспространение, например во Франции.
В СССР также был накоплен большой опыт планирования,которое имело централизованно-директивную форму. Советский опыт изучался,адаптировался и использовался зарубежными странами, помогая преодолеть многиеошибки при разработке индикативных планов. Актуальными остаются многиедостижения плановой деятельности СССР.
Во-первых, в Советском Союзе был накоплен опыт макропрогнозирования,включая предвидение неконтролируемых параметров, например колебаний мировыхцен.
Во-вторых, использовался принцип приоритета решениястратегических, долгосрочных задач перед сиюминутными, краткосрочнымипотребностями.
В-третьих, большое значение имеет процедура согласованияпланов на отраслевом, территориальном уровне. Необходимо подчеркнуть, что всистеме централизованно-директивного планирования СССР территориальные разрезыпланов имели по преимуществу индикативный характер, играли координирующую,информационную роли. Для территориальных производственных комплексов, неявляющихся непосредственными объектами централизованного планирования,разрабатывались специальные программы развития. В настоящее же время ситуация врегиональном планировании ухудшилась. С развитием федерализма, дезинтеграциейбюджетной системы и сепаратистскими настроениями регионов, распространениемместного самоуправления нарушился процесс согласования планов, разрушилосьединство системы планирования.
В-четвертых, именно советской плановой системепринадлежит ведущая роль в разработке идеи оптимизации принятия решений, причеммногие теоретические и прикладные модели не получили своего применения в СССР всилу своей излишней «рыночности».
В-пятых, больших успехов советские плановики добились вразработке системы планирования на предприятиях. Сегодня же происходит утратаэтого опыта. Многие предприятия, освобожденные от обязанности планирования,предпочитают функционировать вовсе без него. В результате приоритета текущихзадач практически сведена к нулю инвестиционная и инновационная деятельностьпредприятий, являющаяся фундаментом эффективного развития производственногокомплекса.
На сегодняшнем этапе в России разрушена системацентрализованного директивного планирования, но не создано и индикативного. Влучшем случае можно говорить о зарождении элементов конъюнктурной формыиндикативного планирования. Следует отметить, что даже термин «индикативноепланирование» не используется в сегодняшних нормативных документах,регулирующих планово-прогнозную деятельность. Превращение планирования внеобязательный и малодейственный элемент системы государственного регулированияэкономики прямо связано с политикой разгосударствления и либерализациейэкономики. И если бы результатом этой политики стал бурный экономический рост,вопрос о необходимости сочетания плана и рынка, по-видимому, перестал бывызывать напряженные дискуссии ученых и практиков. Однако результатыэкономического развития в нашей стране малоутешительны. Поэтому уже ПрезидентРФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию отметил необходимостьвозрождения планирования на всех уровнях управления.
Планирование промышленного производства в Саратовскойобласти представлено в основном прогнозированием и программированием (план какдокумент используется редко) и находит отражение в следующих региональныхразработках: — Стратегический план развития Саратовской области разрабатываетминистерство экономики Саратовской области;
Среднесрочная программа социально-экономического развитияСаратовской области (министерство экономики);
ежегодные планы мероприятий по реализации программысоциально-экономического развития Саратовской области(министерство экономики);
Программа развития промышленности Саратовской области (министерствопромышленности);
программы развития подкомплексов и отраслейпромышленности. Министерством промышленности были разработаны программыразвития отраслей промышленности: Программа развития предприятий машиностроенияСаратовской области на 2001-2005 годы; Программа развития предприятийоборонно-промышленного комплекса Саратовской области на 2001-2005 годы;Программа развития предприятий электронной промышленности Саратовской областина 2001-2005 годы; Программа развития предприятий легкой промышленностиСаратовской области на период 2001-2005 года; Комплексная программа развитиямебельной и деревообрабатывающей промышленности Саратовской области на2001-2005 годы; Программа развития предприятий химической промышленностиСаратовской области на период 2001-2005 года;
региональные целевые программы в области промышленности –разрабатывает министерство промышленности Саратовской области и другиеотраслевые министерства, заявки на участие предприятий Саратовской области вфедеральных целевых комплексных программах – курируются министерствомпромышленности и министерством экономики Саратовской области.
Для проведения промышленной политики в областииспользуется в основном программно-целевой метод. В Саратовской областииспользуется пятиуровневый программно-целевой метод управления экономикой:инвестиционный проект предприятия — программа развития предприятия — программаразвития отрасли — программа развития промышленности — программасоциально-экономического развития области. Они представляют собой комплекс конкретных,направленных на достижение единой цели проектов, которые при реализации должныне только возвращать вкладываемые в них средства, но и давать прибыль.
Базовой целевой программой в прошедшие три года являласьПрограмма развития промышленности области на 1998-2000 годы, которая определилаосновные направления по выводу промышленного комплекса из кризиса. Составнымичастями программы стали программы развития отдельных отраслей, а в основупоследних легли программы развития конкретных предприятий.
Промышленность области обладает богатым потенциалом ростав базовых отраслях, общая тенденция спада производства преодолена. Однако естьпроблемы региона, являющиеся настолько многоплановыми и значимыми, что решитьих в рамках существующих механизмов регулирования, представляется крайнесложным. Только разработка комплексного перечня мероприятий, учитывающихинтересы целого круга предприятий и отраслей в рамках программно-целевогоуправления способна обеспечить стабильный рост промышленного производства.
При ее подготовке учитывалось, что ее реализация будетпроходить в условиях ограниченного объема денежных средств, поэтому в ней былопредусмотрено использование как прямого, так и косвенного финансированияпрограммных мероприятий.
Прямое финансирование включает: средства областногобюджета (в виде налоговых льгот и каникул, бюджета развития области); средствавнебюджетных областных фондов; средства предприятий; средства иностранныхинвесторов; финансовые ресурсы, выделяемые по линии технической и консультативнойпомощи; средства, выделяемые в рамках федеральных программ; средства областнойслужбы занятости населения для поддержки проектов, создающих дополнительныерабочие места.
Косвенное финансирование включает: реструктуризациюзадолженности предприятий на принципах бюджетной эффективности в пределахполномочий Правительства области, областной Думы и органов местногосамоуправления.
Кроме программно-целевого метода в управлениипромышленным производством области используются: метод экспертных оценок,экстраполяции, экономико-статистического анализа, нормативный ипрограммно-целевой.
Региональный прогноз разрабатывается по определеннымпоказателям (стоимостные и объемные показатели, цены) с учетом согласованиясценарных условий развития российской экономики и экономики субъекта Федерации.При подготовке прогнозных материалов экономическим органам субъектоврекомендуется учитывать прогнозы развития муниципальных образований. Органыисполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе общероссийскихсценарных условий разрабатывают региональные прогнозные сценарии, определяющиестратегию развития на соответствующий период, исходя из необходимости решениясуществующих проблем и имеющихся ресурсов.
Разработка сценарных условий, как правило, осуществляетсяв двух вариантах: основном или целевом и пессимистическом.
Эти варианты представляют собой параметры показателей,при которых социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации впрогнозируемом периоде оценивается как наиболее вероятное. Варианты базируютсяна единой концепции государственной социально-экономической политики, единыхцелях и приоритетах, а также способах ее реализации. Различия в количественныхоценках этих вариантов определяются степенью выполнения поставленных целей врезультате воздействия неблагоприятных тенденций и факторов экономическогоразвития.
Прогноз объема промышленной продукции в действующих ценах(без НДС и акциза) разрабатывается, исходя из отчетных данных на предыдущийгод, оценки ожидаемых объемов за текущий год и произведения прогнозируемой наследующий год динамики промышленного производства на индекс-дефлятор оптовыхцен на промышленную продукцию.
Vпр. = Vотч. * Iф.о. * Iд.,
где
Vпр. — объем промышленного производства в прогнозируемомпериоде,
Vотч. — объем промышленного производства в отчетномпериоде,
Iф.о. — индекс физического объема,
Iд — индекс- дефлятор
Для расчета показателя используются данные областногоКомитета государственной статистики (объем промышленного производства вотчетном периоде, индекс физического объема ), Минэкономики РФ (индекс-дефляторв соответствии со сценарными условиями).
Кроме того, индексы-дефляторы подвергаются корректировки,так как зачастую федеральные и региональные индексы не совпадают. Это связано сдеятельностью конкретных предприятий и с их возможностями оказывать влияние наизменение цен на региональном отраслевом рынке.
Прогнозируемые индексы-дефляторы определяются сценарнымиусловиями развития экономики. Их, как правило, два варианта.
Показатель рассчитывается для промышленности области вцелом, в разрезе отраслей и муниципальных образований по полному кругупредприятий.
В целом необходимо отметить, что планированиепромышленного производства и в частности его региональный аспект имеет рядглобальных наработок, теоретические и методические основы данного процессадостаточно разработаны. Однако в российской практике применяются в основномпримитивные методы прогнозирования. Прогноз промышленного производства (как ипрогнозирование в целом) представляет собой экстраполяцию сложившейся впоследние год-два тенденции, не нашли применения экономико-математическиеметоды, моделирование. Сложность представляет практическая реализация передовыхметодик прогнозирования. Это, прежде всего, связано со слабым информационнымобеспечением. Статистическая информация в настоящее время является малодостоверной, неполной. Изменение методик расчета показателей в связи спереходом на новую систему национальных счетов привело к потере сопоставимостиданных и невозможности глубокого подробного анализа. Отсутствует единая,доступная база данных. Планы и программы не подкрепляются достаточнымфинансированием.
Необходимо при строительстве новой системы планированияиспользовать отечественный и зарубежный опыт, большее внимание обращать наобоснованность указанных в плане управленческих решений. В связи с этим важнопересмотреть подходы к прогнозированию.

2. Анализ качества планово-прогностической деятельности вуправлении промышленным комплексом региона
2.1 Анализ реалистичности и выполнимости прогнозов,планов, программ развития промышленного комплекса региона
Конечные результаты деятельности промышленности во многомопределяется двумя факторами:
качеством составления первоначальных плановыхпоказателей;
уровнем выполнения планов.
Для оценки качества плана необходимо использовать системупоказателей, характеризующих их реалистичность и напряженность, обоснованностьи оптимальность.
Первый показатель качества – реалистичность (реальность)плана. Как заметил Н.Д. Кондратьев, реальность плана означает возможность егоосуществления в ближайший отрезок времени.
Реалистичность и выполнимость региональных разработок –главное условие их эффективности. Сопоставляя прогнозные и плановые показателис фактически достигнутыми параметрами, можно судить о реальности и выполнимостиплана, прогноза, программы (таблица 2.1).
*Прогнозные показатели приведены по данным прогноза,составленного министерством экономики Саратовской области в 1996 году,фактические – по информации Саратовского областного Комитета государственнойстатистики.
Второй важный показатель качества разрабатываемых впромышленности планов – уровень их напряженности. Коэффициент напряженностипланов


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методика и технология разработки web-сайта образовательного учреждения (на примере сайта социально-гуманитарного факультета БГПУ им. М. Акмуллы)
Реферат Бюджетное планирование и бюджетный процесс в России
Реферат The Black Essay Research Paper The Courageous
Реферат Личность учителя иностранного языка как фактор воспитания учащихся в процессе обучения Современные требования к учителю иностранного языка
Реферат Молодежная субкультура: особенности, содержание, творцы. (Возникновение и развитие панк-рока)
Реферат Анализ финансовой отчетности 5
Реферат Оттепель конца 1950-х начала 1960-х гг - общепринятая историческая версия
Реферат Тесты по патологической анатомии (563 вопросов)
Реферат Система деизма
Реферат Основные принципы энергосберегающей политики государства (в Федеральном законе "Об энергосбережении" и энергетической стратегии России до 2020 года)
Реферат Сучасні напрями етнологічних досліджень греків Північного Приазовя
Реферат Загальні принципи управління мережними ресурсами в ТКС
Реферат Отграничение гражданского права от смежных отраслей права
Реферат Othello 2 Essay Research Paper OthelloIn Othello
Реферат Запобігання концентраці ЗМІ та забезпечення прозорості відносин власності щодо ЗМІ