Министерствотранспорта Российской Федерации
Федеральноеагентство железнодорожного транспорта
Иркутскийгосударственный университет путей сообщения
Забайкальскийинститут железнодорожного транспорта
Кафедра УПП
КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине: Экономика транспорта
“Планэкономического развития железнодорожной станции”
КР 2401000041
Выполнил:
студент группы Д-41
Никонюк А.А.
Проверил:
преподаватель
Светлакова Е.Н.
Чита 2005 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Объёмные и качественныепоказатели работы станции
1.1 Объёмные икачественные показатели хозяйства перевозок
1.2 Объёмные икачественные показатели хозяйства грузовой и коммерческой работы
2. План по труду изаработной плате
2.1 Планированиеконтингента
2.1.1 Планирование штатастанции
2.2 Планирование затратна оплату труда
2.3 Расчётпроизводительности труда
3. Планированиеэксплуатационных расходов
3.1 Планирование основныхрасходов
3.2 Планирование основныхрасходов, общих для всех хозяйств
3.3 Планированиеобщехозяйственных расходов
4. Калькуляциясебестоимости измерителей эксплуатационной работы станции
Заключение
Список используемойлитературы
ВВЕДЕНИЕ
Мировой опыт показывает,что планирование является одним из основных способов успешного управлениядеятельностью крупных компаний и предприятий, к которым можно отнестиРоссийский железные дороги. Оно призвано координировать работу железных дорог иих подразделений, намечать долгосрочные и среднесрочные цели и определятьтактику эффективного использования ресурсов для достижения этих целей.
Так, в период глубокогоэкономического кризиса в России в период 1992 – 1998 гг. МПС выбрало стратегиювсемирной экономии эксплуатационных расходов, сдерживания роста тарифов иповышение качества транспортного обслуживания пользователей железных дорог. Этопозволило отрасли значительно сгладить негативные последствия резкого спадаобъёмов перевозок грузов и пассажиров, сохранить производственный потенциал иобеспечить доступность железных дорог для пользователей.
Планирование представляетсобой процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целямиорганизаций, её реальными возможностями и шансами на успех в области реализациипродукции и услуг.
Одной из важнейших задачпри разработке плана является изыскание резервов производства и установлениеконкретных путей их использования в плановом периоде. Это определяетнеобходимость тщательного учёта в планах возможностей дальнейшего ростапроизводительности труда и снижения себестоимости работы (продукции).
1. ОБЪЁМНЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ СТАНЦИИ
1.1 Объёмные икачественные показатели хозяйства перевозок
Объём работы станции устанавливаютна основе данных плана грузовых перевозок по участкам, примыкающим к станции,сетевого и дорожного плана формирования поездов, схемы регулирования движенияпорожних вагонов, заявок грузоотправителей на отправление грузов.
По технической работестанции планируются следующие показатели:
Объёмные показатели:
1. Среднесуточноеотправление вагонов транзитных с переработкой Uс/п, транзит без переработки Uб/п и местных Uм.
Среднесуточное количествовагонов определяется по формуле:
/> (тыс. ваг.) (1.1)
где Uс/п(б/п) – отправление транзитных вагонов загод.
На основании формулы 1.1определяем среднесуточное количество вагонов с переработкой и без переработки:
Uс/п=2100/365=5,753 (тыс. ваг.),
Uб/п=1440/365=3,945 (тыс. ваг.),
Среднесуточное количествоместных вагонов рассчитываем по формуле:
/> (тыс. ваг.) (1.2)
где Uп, Uв – количество погруженных ивыгруженных вагонов за год;
Ксд –коэффициент сдвоенных операций, который рассчитывается по следующей формуле:
/> (1.3)
где Uпор.п. – дополнительно занятые порожниевагоны на станции под погрузку (принятые).
На основании формулы 1.3определяем коэффициент сдвоенных операций:
/>
На основании формулы 1.2определяем среднесуточное количество местных вагонов:
/> (тыс. ваг.)
1. Общийвагонооборот станции за сутки рассчитывается по формуле:
Uобщ=(Uп+Uв+Uпор.п.+Uпор.в.)+2*(Uс/п+Uб/п)/365 (тыс.ваг.) (1.4)
На основании формулы 1.4определяем общий вагонооборот станции за сутки:
/>/> (тыс. ваг.)
3. Количествоперерабатываемых вагонов на станции за сутки рассчитываем по формуле:
Uпер=(Uп+Uв+Uпор.п+Uпор.в+Uс/п)/365 (тыс. ваг.) (1.5)
На основании формулы 1.5рассчитываем количество перерабатываемых вагонов на станции за сутки:
/> (тыс. ваг.)
4. Количествоотправленных вагонов за сутки рассчитываем по следующей формуле:
Uотпр=Uс/п+Uб/п+Uм/365 (тыс ваг.) (1.6)
На основании формулы 1.6определяем количество отправленных вагонов за сутки:
/> (тыс. ваг.)
5. Количество принятых и отправленныхпоездов на станции:
Nгр.п.=40+45+45=130 (поездов)
Качественныепоказатели:
1. Средний простойвагонов принимаем из задания:
tс/п=6,0 (ч),
tб/п=1,1 (ч)
для местных вагоноврассчитываем по следующей формуле:
/>(ч) (1.7)
На основании формулы 1.7определяем средний простой местных вагонов:
/>(ч)
Средний простойтранзитных с переработкой, без переработки и местных определяем по следующейформуле:
/> (ч) (1.8)
На основании формулы 1.8определяем средний простой транзитных с переработкой, без переработки иместных:
/>(ч)
Средневзвешенный простой:
/>(ч) (1.9)
На основании формулы 1.9определяем средневзвешенный простой:
/>(ч)
2. Рабочий парквагонов определяется по следующей формуле:
/> (тыс. ваг.) (1.10)
На основании формулы 1.10определяем рабочий парк вагонов за сутки:
/>(тыс. ваг.)
3. Производительностьманеврового локомотива за сутки определяем по формуле:
/> (тыс. ваг./лок.) (1.11)
На основании формулы 1.11определяем производительность маневрового локомотива:
/> (тыс. ваг./лок.)
4. Коэффициентэффективности использования вагонов рабочего парка за сутки определяется поформуле:
/> (1.12)
На основании формулы 1.12определяем коэффициент эффективности использования вагонов рабочего парка:
/>
1.2Объёмные и качественные показатели хозяйства грузовой и коммерческой работы
Объёмные показатели:
1. Погрузка грузов Рпгод=1570(тыс. тонн); Рпсут=4,301 (тыс. тонн)
Выгрузка грузов Рвгод=2150(тыс. тонн); Рвсут=5,890 (тыс. тонн)
2. Объём грузовой работыопределяется по формуле:
Р=Рп+Рв(тыс. тонн) (1.13)
На основании формулы 1.13определяем объём грузовой работы:
Ргод=1570+2150=3720(тыс. тонн); Рсут=3720/365=10,19 (тыс. тонн)
3. Объём погрузки,выгрузки в вагонах:
Погрузка вагонов: Uпгод=28,54 (тыс. ваг.); Uпсут=0,078 (тыс. ваг.);
Выгрузка вагонов: Uвгод=39,09 (тыс. ваг.); Uпсут=0,107 (тыс. ваг.).
Качественные показатели:
1. Средний простойпод грузовыми операциями: tср=18,4 (тыс. ваг.)
2. Статическаянагрузка определяется по формуле:
/> (т/ваг.) (1.14)
На основании формулы 1.14определяем статическую нагрузку:
/>(т/ваг.)
3. Коэффициентсдвоенных операций Ксдв=1,49.
На основании полученныхкачественных и количественных показателей по хозяйствам перевозок и грузовой икоммерческой работы составляем таблицу 1.1.
Объёмные и качественныепоказатели работы станции
Таблица 1.1Наименование показателя Единица измерения Величина показателя За сутки За год Объёмные показатели Транзит с переработкой Тысяч вагонов 5,753 2100 Транзит без переработки Тысяч вагонов 3,945 1440 Коэффициент сдвоенных операций - 1,490 Количество местных вагонов Тысяч вагонов 0,124 45,39 Общий вагонооборот станции Тысяч вагонов 19,610 7153,73 Количество переработанных вагонов Тысяч вагонов 5,966 2177,73 Количество принятых и отправленных поездов Поезд 130 Размеры погрузки Тысяч тонн 4,301 1570 Размеры выгрузки Тысяч тонн 5,890 2150 Объём грузовой работы Тысяч тонн 10,19 3720 Объём погрузки Тысяч вагонов 0,078 28,54 Объём выгрузки Тысяч вагонов 0,107 39,09 Качественные показатели Средний простой транзитных вагонов с переработкой Час 6,0 Средний простой транзитных вагонов без переработки Час 1,1 Время на обработку местных вагонов Час 27,45 Среднее время простоя транзитных вагонов Час 4,01 Средневзвешенный простой Час 4,35 Производительность локомотивов Тысяч вагонов/локомотив 0,852 Рабочий парк вагонов Тысяч вагонов 1,761 Коэффициент эффективности использования вагонов рабочего парка 11,383 Среднее время простоя под грузовыми операциями Час 18,4 Статическая нагрузка Тонн/вагон 55 /> /> /> /> /> />
2. ПЛАН ПО ТРУДУ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ
Основной задачейразработки плана по труду является правильная расстановка рабочей силы,обеспечение роста производительности труда. Основными показателями плана потруду являются: контингент (численность) работников станции, среднемесячнаязаработная плата и фонд заработной платы.
2.1 Планированиеконтингента
Контингент работниковстанции подразделяется на производственный, оперативно-производственный ицеховой персонал, аппарат управления станцией.
Контингент рассчитываетсяпо хозяйствам, статьям номенклатуры расходов основной деятельности, а внутристатьи по отдельным профессиям и должности.
Контингент работниковстанции, относящийся к производственному персоналу, а также количество сменныхработников рассчитывается в явочном и списочном наличии.
Явочный контингент можетрассчитываться по трудоёмкости и объёму работы, по количеству объектовобслуживания и нормам расхода рабочей силы на объект, по штатным расписаниям.
Списочный контингентбольше явочного на число работников, отсутствующих по болезни, находящихся вотпуске, временно выполняющих государственные обязанности.
Rсп=Rяв*(1+Кзам) (чел.) (2.1)
где Кзам –коэффициент замещения работников на время отпуска (Ко), болезни (Кб,принимаем 0,02), выполнение общественных и государственных обязанностей (Кг.о,принимаем 0,01).
Коэффициент замещенияопределяется по формуле:
Кзам=Кб+Ко+Кг.о. (2.2)
Коэффициент замещенияработников, находящихся в отпуске рассчитывается по формуле:
/> (2.3)
где То –средняя продолжительность отпуска, принимаем 31 день;
Ткал – количествокалендарных дней в планируемом году, принимаем 365 дней;
Тв –количество выходных дней в планируемом году, принимаем 52 дня;
Тпр –количество праздничных дней в планируемом году, принимаем 11 дней.
На основании формулы 2.3определяем коэффициент замещения работников находящихся в отпуске:
/>
На основании формулы 2.2определяем коэффициент замещения:
Кзам=0,02+0,11+0,01=0,14
2.1.1 Планированиештата станции
Явочная численностьработников рассчитывается следующими способами:
1. По количеству объектови норме обслуживания:
Rяв=N*Hо*С(чел.) (2.4)
где Но – нормаобслуживания;
N – количество объектов обслуживания;
С – количество смен работы.
Количество смен прикруглосуточном режиме работы рассчитывается по следующей формуле:
/> (шт.) (2.5)
где tм. н. – месячная норма рабочего времени.
Месячная норма рабочеговремени при 6-ти часовом рабочем дне (дежурные по станции) составляет 152,3часа. Для остальных категорий работников в соответствии с трудовымзаконодательством установлена 40 часовая рабочая неделя – это соответствуетмесячной норме рабочего времени 168 часов. Таким образом на основании формулы2.5 определяем количество смен работы:
/>(для ДСП и ДНЦ)
/>(для остальных)
2. По объёму работы инорме обслуживания:
/> (чел.) (2.6)
3. По объёму работы итрудоёмкости:
Rяв=V*tтр (2.7)
4. По штатномурасписанию.
Списочный контингентрассчитывается по формуле:
Rсп=Rяв*(1+Кзам) (чел.) (2.8)
Количествомашинистов-кочегаров рассчитывается следующим образом:
/>(чел.)
Чсп=2,5*(1+0,14)=3(чел.)
где 1 – количествообъектов;
5 – количество смен;
6 – продолжительностьотопительного сезона.
Рабочие по подготовкевагонов контингент рассчитывается следующим образом:
/>(чел.) (2.9)
где tо – трудоёмкость очистки вагона, принимаем 40 чел./мин.;
nв – количество выгруженных вагонов;
Кд –коэффициент учитывающий нормы времени на подготовительно-заключительныеоперации, принимаем Кд=1,45.
На основании формулы 2.9определяем контингент явочный рабочих по подготовке вагонов:
/> (чел.)
Все расчёты производим наосновании таблицы “Средние нормы потребности в контингенте станции, должностныеоклады и часовые тарифные ставки”.
Все расчёты сводим втаблицу 2.1:
Контингент работниковстанции
Таблица 2.1Номер статьи Наименование профессии и должности Наименование объектов Количество объектов Норма обслуживания Коэффициент сменности Явочный контингент Коэффициент замещения Списочный контингент
070(1) Штат станции, занятый на маневровой работе Дежурный по СП Парк 2 1 4,37 8,74 0,14 10 Дежурный по горке Горка 2 1 4,37 8,74 0,14 10 Операторы распорядительного поста Распорядительный пост 2 1 4,37 8,74 0,14 10 Операторы исполнительного поста Исполнительный пост 4 2 4,37 34,96 0,14 40 Составители поездов Маневровый локомотив 7 1 4,37 30,59 0,14 35
Регулировщики скоростей движения:
старшие Горка 2 1 4,37 8,74 0,14 10 Рядовые в подгорочных парках Пути СП 4 1 4,37 112 0,14 128
071 (3) ДСП Станция 4 1 4,72 18,88 0,14 22 Дежурный по паркам Парк прибытия 2 1 4,37 8,74 0,14 10 Дежурный по паркам Парк отправления 2 1 4,37 8,74 0,14 10 Операторы при ДСП Исполнительный пост 4 2 4,72 37,76 0,14 44 Сигналисты по закреплению сост. Парк прибытия и отправления 4 2 4,37 34,96 0,14 40
Технический штата станции
Операторы тех. конторы:
старшие Тех. контора 1 1 4,37 4,37 0,14 5 Рядовые Тех. контора 1 4 4,37 17,48 0,14 20 Старший оператор ИТЦ обработки поездной информации и перевозочных документов Тех.контора 1 2 4,37 8,74 0,14 10 Оператор ЭВМ Тех.контора 1 1 4,37 4,37 0,14 5 Доставщик поездных документов Парк 2 1 4,37 8,74 0,14 10 Электромонтёр Станция 1 1 - 1 - 1
080 (5) Штат по обслуживанию зданий и сооружен. Рабочие по уборке помещений Помещение 9,4 1 1 9,4 0,14 11 Станционные рабочие Территория 320 0,03 1 9,60 0,14 11 Слесарь Станция 1 1 - 1 - 1 Плотник Станция 1 1 - 1 - 1 Машинист-кочегар котельной установки Котельная 1 1 - 2,5 0,14 3 Экспедитор Станция 1 1 - 1 - 1
040 (7) Штат станции по грузовой работе
Приёмосдатчики грузов:
старшие Станция 3 1 - 3 - 3 Рядовые Станция 10 0,25 4,37 10,93 0,14 13
Товарные кассиры:
Старшие Тов. контора 2 1 4,37 8,74 0,14 10 Рядовые Тов. контора 2 5 4,37 43,7 0,14 50 Приёмщики поездов Парк приёма 2 1 4,37 8,74 0,14 10
044 (10) Рабочие по уборке помещений Станция 4 1 1 4 0,14 5
047 (12) Станционные рабочие по устранению коммерческих неисправностей Парк отправления 2 3 4,37 26,22 0,14 30
045 (11) Рабочие по подготовке вагонов Вагон - - - 18,18 0,14 21
485 (261) Цеховой персонал Инженер АСУ Цех 1 1 - 1 - 1 Инженер-технолог 1 категории Цех 1 1 - 1 - 1 Секретарь-машинистка Цех 1 1 - 1 - 1 Кладовщик Цех 1 1 - 1 - 1
530 (291) Начальник грузового района Грузовой район 1 1 - 1 - 1 Нач. тов. конторы Тов. контора 2 1 - 2 - 2 Станционный диспетчер Станция 1 1 4,72 4,72 0,14 6 Маневровый диспетчер Горка 2 1 4,72 9,44 0,14 11 Начальник СТЦ станции Станция 1 1 - 1 - 1 Зам. начальник СТЦ станции Станция 1 1 - 1 - 1 Инженер по организации и нормированию труда Станция 1 1 - 1 - 1
Аппарат управления станции Начальник станции Станция 1 1 - 1 - 1 Зам. нач. станции по оперативной работе Станция 1 1 - 1 - 1 Главный инженер Станция 1 1 - 1 - 1 Зам. нач. станции по грузовой и коммерческой работе Станция 1 1 - 1 - 1 Начальник производственно-технического отдела Станция 1 1 - 1 - 1 Главный бухгалтер Станция 1 1 - 1 - 1 Бухгалтер Станция 1 1 - 1 - 1 Экономист 1 кат. Станция 1 1 - 1 - 1 Зам. нач. станции начальник отдела кадров Станция 1 1 - 1 - 1 Кассир Станция 1 1 - 1 - 1 Специалист по подготовке кадров Станция 1 1 - 1 - 1 Инспектор по кадрам Станция 1 1 - 1 - 1 Техник по учёту и анализу эксплуатационной деятельности Станция 1 1 - 1 - 1
Итого 551,46 630
2.2 Планированиезатрат на оплату труда
В состав затрат на оплатутруда включаются:
— расходы на оплату трудаработников, состоящих в штате предприятия, в соответствии с принятыми напредприятии формами и системами оплаты труда;
— выплаты стимулирующегохарактера: премии за производственные результаты рабочим и служащим,вознаграждения по итогам работы за год, надбавки к тарифным ставкам и окладамза профессиональное мастерство;
— выплатыкомпенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда:доплаты за работы в ночное время, за совмещение профессий, за работу с тяжёлымиусловиями труда;
— единовременноевознаграждение за выслугу лет (стаж работы в данной отрасли или поспециальности) в соответствии с действующим законодательством;
— выплаты, обусловленныерайонным регулированием, за непрерывный стаж работы;
— стоимость выдаваемыхбесплатно в соответствии с действующим законодательством предметов (включаяформенную одежду) или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам;
— оплата отпусков(основных и дополнительных), а также времени выполнения государственныхобязанностей;
— другие выплаты.
Расходы на оплату труда рассчитываютсяпо статьям номенклатуры и по профессиям.
Годовой фонд заработнойплаты по каждой профессии определяем по формуле:
ФЗПяв=Зi*Rяв.i*12 (руб.) (2.10)
где ФЗПяв –фонд заработной платы работников I –профессии;
Зi – среднемесячная заработная платаработников i – ой профессии;
Rяв.i – явочный контингент работников i – ой профессии.
Среднемесячная заработнаяплата складывается из месячной тарифной ставки или должностного оклада идополнительных выплат стимулирующего и компенсационного характера.
Зi=Зm*Ки+Дсд+Дс+Дн+Дпр+П+Дрк+Днс+Двл(руб.) (2.11)
где Зm – месячная тарифная ставка илиоклад. Месячная тарифная ставка определяется, исходя из часовой тарифной ставкии месячной нормы рабочего времени;
Ки –коэффициент индексации заработной платы, принимаем 3;
Дсд – сдельныйприработок планируется для рабочих сдельщиков в соответствии с планируемым уровнемвыполнения норм выработки. Принимаем в курсовой работе 10% от Зm;
Дн – доплатаза работу в ночное время (с 22 до 6 часов) составляет 40% от часовой тарифнойставки за каждый час ночной работы, т.е. за 8 часов увеличивает тарифную ставкуна 13,3% (8*40/24), 13,3% от Зm;
Дпр – всоответствии с трудовым законодательством работа в праздничные дни оплачиваетсяв двойном размере. Доплата за работу в праздничные дни планируется в размере2,2%; от сдельного заработка 2,2% от Зm+Дсд для сдельщиков или месячной тарифнойставки для повременщиков;
Дс – надбавказа работу в особо сложных условиях установлена для работников железнодорожноготранспорта Урала, Сибири и Дальнего Востока в размере 20% от месячной тарифнойставки (должностного оклада);
П – премия из фондазаработной платы планируется в процентах от месячной тарифной ставки илисдельного заработка с учётом доплат за тяжёлые условия труда и работу в ночноевремя; в курсовой работе принимаем для повременщиков 30% от Зm+Дн; для сдельщиков 30% отЗm+Дсд+Дн.Общецеховому персоналу и административно-управленческим работникам премиявыплачивается из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, поэтому суммапремий указанным работникам в фонд заработной платы не включается;
Днс – надбавказа непрерывный стаж работы на железнодорожном транспорте. Надбавка начисляетсяна всю заработную плату с учётом всех доплат, за исключением надбавки порайонному коэффициенту и надбавки за выслугу лет. Принимаем 10%;
Дрк – надбавкапо районному коэффициенту планируется в размере 40% от всей заработной платы заисключением надбавки за непрерывный стаж работы и надбавки за выслугу лет.Принимаем 40%;
Двл –вознаграждение за выслугу лет введено для работников железнодорожноготранспорта. В курсовой работе принимаем 30% от Зm.
Затраты на оплату трудапроизводственного персонала за непроработанное время включают в оплату отпускови времени выполнения общественных обязанностей и учитываются по статье 241.Затраты по данной статье рассчитываем по формуле:
ФЗПдоп=ФЗПявпр(Кзамср-Кб)(руб.) (2.12)
где ФЗПдоп –годовой фонд заработной платы производственного персонала станции по хозяйствуперевозок, грузовой и коммерческой работы;
Кзамср– коэффициент на замещение производственного персонала по хозяйствам станции,рассчитывается по формуле:
Кзамср=(Rсп/Rяв)-1 (2.13)
На основании формулы 2.13рассчитываем коэффициент на замещение производственного персонала:
для хозяйства перевозок:Кзамср=(448/390,79)-1=0,15;
для хозяйства грузовой икоммерческой работы Кзамср=(142/123,51)-1=0,15
На основании формулы 2.12определяем годовой фонд заработной платы производственного персонала станции:
для хозяйства перевозок:ФЗПдоп=27162820,59*(0,15-0,02)=3531166,68 (руб.);
для хозяйства грузовой икоммерческой работы: ФЗПдоп=7213820,93*(0,15-0,02)=937796,72 (руб.)
Оплата дней болезнипроизводится за счёт средств социального страхования и в фонд оплаты труда невключается.
Расчёт фонда заработнойплаты производим в таблице 2.2 План по труду: