Санкт-ПетербургскийГосударственный УниверситетРеферат
СИСТЕМА ИНДИКАТИВНОГОПЛАНИРОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ
Санкт-Петербург.
2002г.Содержание
Введение. 3
1. Характеристикафранцузского планирования. 5
1.1. Историческиеэтапы развития планирования во Франции. 5
1.2. Особенности и функции французскогопланирования. 7
2. Функционированиеи принципы французского планирования. 9
3. Организация ироль Генерального комиссариата планирования (ГКП) 11
Заключение. 14
Литература. 15Введение
Планирование –форма управления, осуществляемая на различных уровнях национальных экономик.
Макропланированиеиграет огромную роль в политике любого государства.
В системе планирования выделяются несколькотипов: директивное, индирективное, регулятивное, индикативное планирование. Вусловиях различных форм хозяйствования и отношений собственности директивноепланирование противопоставляется индикативному:
- для социалистической системы хозяйствования характерна форма директивного(командно-административного) планирования;
- для рыночной системы, сохраняющей государственный сектор, но базируемойна отношениях частной собственности, — форма индикативного планирования.
Этот типпланирования присущ странам со смешанной экономикой, таким как Япония иФранция.
Термин «смешанная экономика» отражает сложившийся входе исторического развития компромисс между механизмами рынка и традицияминационального государтсва. Следует подчеркнуть, что смешанная экономика непредставляет собой так называемого «третьего пути» между рыночной иадминистративной системой: она полностью принмает принципы рыночногохозяйствования (т.е. свободное установление предприятиями цен и заработнойплаты, конкуренцию, открытость во внешний мир). Смешанная экономикапредполагает, таким образом, что государство, не пытаясь подменить собойдинамизм частных хозяйствующих субъектов, играет важную роль в организации экономической и социальной жизни.
Рассмотримобщие черты индикативного планирования.
Индикативноепланирование (от лат. «indicator» – указатель)– недирективное, советующее, ориентирующее планирование на государственномуровне. Это способ регулирования экономических процессов с помощьюопределения рекомендуемых целей развития производства и создания государствомфинансовых и других стимулов для тех коммерческих фирм, которые соглашаютсядействовать в соответствии с государственными рекомендациями[1].
В общих чертахсистема индикативного управления выступает в качестве совокупности процедурсогласования следующих процессов:
а) макропланирования, представленного впрогнозах, бюджетных планах и макропрограммах, разрабатываемых и осуществляемыхгосударством;
б) территориального планирования,воплощаемого в прогнозах, бюджетных планах и программах региональных и местныхвластей;
в) микропланирования, реализуемого впланах предприятий;
г) мезопланирования, то естьпланирования отраслей, подотраслей, территориально-производственных комплексов,и т.д.
По мнению Б.Даллаго, индикативный тип планирования осуществляется на базе государственнойсобственности. Органы государственной власти и управления конкретизируют вплане свою стратегию и приоритеты. Индикативныйплан содержит основные показатели объемов, структуры, темпов роста производстваи потребления, динамики цен, экспорта и импорта, инвестиций и др. Онтакже используется как основной инструмент управления, однако меняется наборсредств реализации планов. Этот тип планирования предполагает использованиепрямых и косвенных экономических регуляторов, (цены, доходы, налоги, процентныеставки, кредиты и др.) ориентирующих субъектов рынка на выполнение поставленныхцелей, реализацию плановых индикаторов[2].
В условияхиндикативного планирования плановые документы содержат лишь общие контурыпрогноза относительно желаемого развития экономики в целом, а также фиксируютрешения о государственных расходах и инвестициях, о текущих расходахгоспредприятий. Прямой задачей плана здесь выступает координация использованиягосударственных ресурсов, не претендующих на прямое определение решенийхозяйствующих субъектов частного сектора.
Привыявлении сущности индикативного планирования важно иметь в виду, что оно,во-первых, обязано включать в себя деятельность по «синтезированию»разрабатываемых конкурирующими фирмами микропланов (программ). Во-вторых, ононе может не охватывать проблем выработки адекватной общенациональному плануфинансово-кредитной политики.
В-третьих, индикативное планирование призвано обеспечитьоптимальное сопряжение целей народнохозяйственного развития со средствами ихдостижения.
Составной элемент индикативного планирования – процедура согласованиявыбранных приоритетов с финансово-промышленными группами, союзамипредпринимателей, профсоюзами и т.п.
Эти консенсусные механизмы обеспечивали длительное время экономическую исоциальную эффективность индикативного планирования, которое осуществлялось воФранции и Японии в полной мере до середины 70-х годов, а в Южной Корее иТайвани – до середины 80-х годов XХ века.
Настоящая работапосвящена характеристике системы индикативного планирования во Франции. Вработе дается характеристика особенностей системы французского планирования,рассматриваются основные этапы его развития и методов на протяжении второйполовины 20 века, функции и принципы планирования, а также роль ГенеральногоКомиссариата по планированию в организации системы управления (далее ГКП).
1. Характеристикафранцузского планирования1.1. Историческиеэтапы развития планирования во Франции
В ряде страниндикативные планы доказали свою эффективность в качестве одного из средствгосударственного регулирования. Среди этих стран выделяется Франция, так какфранцузская система оказала стимулирующее влияние на развитие макропланированияв Германии и Великобритании, а в последнее время ее принципы все болеепристально изучаются и используются органами межгосударственного регулированияЕС. Существенные моменты этой системы и ее эволюция заключаются в следующем.
На ихформирование повлияло то обстоятельство, что восстановление и модернизацияэкономики осуществлялись в русле политики Шарля де Голля, которая ставилазадачу упрочения международного значения Франции, в том числе на основе подъемаэкономики. Важную роль в решении данной задачи сыграла системаиндикативного планирования, опиравшаяся на высокую долю госсобственности внародном хозяйстве, сохранившуюся и поныне.
Уже в конце40-х годов ХХ века во Франции была разработана и начала реализовыватьсяуникальная «демократическая система планирования»,[3]позволяющая органам госуправления регулировать хозяйственные процессы такимобразом, чтобы государственная система не подменила эффективноефункционирование рыночных субъектов. Вместо построения обычной иерархическойсистемы «сверху вниз» утверждалось планирование «снизу», базируемое напринципах консультирования и согласования, и включающее участие на равноправныхначалах представителей различных «групповых интересов»: госслужащих,предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей и др. Согласнорассматриваемой системе, план рождается в результате многоступенчатых итераций,и в консенсусе относительно его реализации заинтересованы все участники. Вместес тем плановые показатели не являются обязательными (директивными), а выступаютпрежде всего в качестве экономических индикаторов — носителей информации обожидаемой экономической конъюнктуре. Роль государства в управлении экономикойво Франции до сих пор считается одной из наиболее существенных средипромышленных стран мира, Этот вариант экономической политики получил название«дирижизма».
Краткоохарактеризуем основные этапы французского планирования.
1 этап(послевоенный). 1947 — 1953гг.
Первые планы служили для восстановления и модернизации экономики. При этом использовался сугубо отраслевой подход к планированию. В первомплане речь шла о восстановлении производственных мощностей 6 отраслей (уголь,электроэнергия, сталь, цемент, транспорт, промышленное оснащение и сельскохозяйственное машиностроение). Для государства речь шла также о распределении фондов,поступавших в соответствии с планом Маршалла. Именно в силу такого избирательного подхода в них не былообращения к работам по прогнозированию.
2 этап. 1957 — 1970гг.
В условиях международной открытости,после подписания Римского договора 1957 г.,создавшего Общий рынок 6 стран-основателей,планирование теряет свой отраслевой характер и становится в большей степени макроэкономическим. В связи с этим было необходимообеспечить быстрый и регулярный рост и открытостьперед мировой конкуренцией с сохранением крупных макроэкономических равновесий и, в первую очередь, равновесиявнешнеторгового баланса.
На этом этапепланирование начинает сочетаться с методами прогнозирования. ГКП заказывает экономической администрации — главнымобразом, Национальному институту статистики и экономических исследований (INSЕЕ) — прогнозные разработки для составления планов.
3 этап. 1973 — 1980гг.
После первого нефтяного шока 1973 г.произошло не только сокращение темпов роста,но и сам по себе этот рост утратил свою регулярность.Национальный институт статистики и экономическихисследований предлагает «динамическуюмногоотраслевую» модель, позволяющую дать описаниемакроэкономической траектории развития для каждого года между текущим и конечным годами составляемого плана. Постепенно прогноз перестает быть официальнопривязанным к плану, фактические экономические показатели значительно отстаютот плановых.
4 этап. 1980 — понастоящее время
Количественные разработки,выполненные в ходе подготовки Х-го Плана, былиотмечены одной организационной новацией: Генеральныйкомиссариат планирования продолжает запрашивать прогнозы у Национальногоинститута статистики и экономических исследований, но обращается также сзаказами и к независимым институтам, которые стали появляться уже с начала 80-х годов.
Итак,анализируя эволюцию индикативного планирования во Франции, можно отметить, чтоего эффективность изменялась в зависимости от экономической конъюнктуры. ПослеВторой мировой войны французская экономика была дезорганизована в результатепоражения 1940 г. и военной оккупации, поэтому необходимо было использованиеотраслевого подхода в планировании.
В дальнейшем, начиная с середины 60-х годов, происходит эволюцияметодов планирования. После нефтяного кризиса 70-х годов процессыдерегулирования, децентрализация управления способствовали «разрыхлению»системы индикативного планирования. Оно сменилось долгосрочнымстратегическим планированием с более свободными и гибкими рамками. Восьмойиндикативный план не был оформлен законодательно, а последние планы,разрабатываемые с середины 80-х годов, играли подчиненную роль в системегосударственного управления экономикой. Самый последний,11-ый, индикативный план не был разработан столь детально, как предыдущие;реальное управленческое значение ему придала главным образом попыткасогласования различных интересов.
Центральное место постепенноначинает занимать программное регулирование. Разрабатываются общие испециальные программы и проекты, намечающие ориентиры в определенной области иреализуемые посредством госзаказов и контрактной системы.
Таким образом,причины того, что к концу 90-х годов индикативное планирование ослабило своипрактические управленческие позиции, видимо, связаны с тем, что в условияхновейшего технико-технологического прогресса в современном развитом государствеэкономические процессы становятся более комплексными, а макроэкономическиеусловия усложняются настолько, что перестают быть подходящими дляцентрализованного управления.
Система планирования, созданная полвека назад, всееще продолжает существовать, но уже в условиях современной Франции,которая широко открыта международной торговле и является значимой фигурой европейского рынка.
Длительноесуществование этой системы объясняется такой концепцией планирования, которая делала его совместимым с рыночной экономикой, атакже тем, что само планирование осуществлялось с помощью гибкой структуры.
Обратимся кхарактеристике особенностей французской системы планирования.1.2 Особенности ифункции французского планирования
Системафранцузского планирования, в отличие от других стран, имеет следующиеособенности.
1. Планирование, совместимое с рыночнойэкономикой
Французское планирование никогда не стремилосьподменять собою рынок. Напротив, оноего дополняет, стараясь компенсировать различные сбои и отказы рыночногомеханизма, регулирует его и обеспечиваетпостоянную совместимость его функционированияс социальным единством страны.
Отказы и сбоирынка могут носить постоянный характер. Согласно экономической теории, перед лицом естественных монополий (случаирастущей предельной производительности), перед лицом внешних эффектовили при производстве общественных благ рынококазывается неспособным эффективнораспределять ресурсы. Одной из характеристик рынка является его «близорукость», поэтому он не всегдасчитается лучшим советчиком для принятия решений, имеющих долгосрочное воздействие.
Однако этиотказы и сбои могут носить также и временный характер,быть связанными с тем или иным этапом экономическогоразвития. Именно так обстояло дело с французскойэкономикой в конце Второй мировой войны — экономикой дефицита и всеобщейкарточной системы. В сегодняшнейФранции, если оставить в стороне цены на сельскохозяйственную продукцию, которые определяются единойсельскохозяйственной политикой ЕС, общественные тарифы, устанавливаемые естественными монополиями, и ценына обслуживание в системах здравоохранения и народного образования, формирование всех остальных ценосуществляется в условиях свободныхрынков.
2. Гибкая и легкаяструктура для эволюционного планирования
Итак,планирование не только не противоречитусловиям рынка, но напротив, благоприятствует его развитию. Планирование вынуждено было непрерывно адаптироваться к глубоким преобразованиямфранцузской экономики по мере ее вовлечения в мировое хозяйство. ПоэтомуФранция не претендует на обладание какой-тоуникальной моделью, но имеетопределенный опыт эволюционного планирования.
Такая гибкость,пластичность подразумевает, прежде всего, что Генеральный комиссариатпланирования имеет легко изменяемуюструктуру. Принцип, предложенный Жаном Моне, 1-м Комиссаромпланирования, заключался в том, что этот орган должен скорее «заставлятьделать»[4],нежели делать самостоятельно, что позволилоему избежать расширения штатов.
Постоянные функциифранцузского планирования
Французскоепланирование основано на 3 постоянных функциях.
1. Это коллективный процесс выявления сильныхи слабых сторон французского общества, идентификация проблем,поставленных экономическим и социальным развитием, и предложение конкретныхрешений.
2. Оно вырабатывает систему правил, направленных на обеспечение более совершенного функционирования экономики и рынка.
3. Оно формирует целостную системусреднесрочных задач и приоритетовтакой государственной политики, которая вписывается в долгосрочнуюперспективу.
Остановимся подробнее на этихтрех функциях.
1. Однимиз наиболее существенных вкладов французского планированияявляется коллективное изучение сил и слабостей экономики и неадаптпрованностей французского общества. Нейтральность икритическое изучение социальных партнеров обеспечиваютбольшую объективность, которая всегда была силой аналитическихпроработок французского планирования. Что являетсябазой для постановки проблем экономического и социального развития и поискаконкретных решений.
Так, в отличие от централизованной системы, спускающей директивы сверху, французскоепланирование основывается наподключении к анализу и процессу принятия решений всех экономических и социальных партнеров. Это процессдиалога и согласования, направленныйна объединение различных партнеров (государственной администрации, предпринимателей, профсоюзов) сэкспертами для совместного выявления проблем в различных областях и, по возможности, для предложения конкретных решений.Французское планирование выполняет, таким образом, значительныеинформационные функции и влияет на поведение экономических агентов. Как писал Жан Моне в своей работе,положившей начало планированию: "поскольку выполнение плана потребует сотрудничества со стороны всех партнеров,необходимо, чтобы все жизнеспособныесилы страны участвовали в его разработке"[5].
2. Планированиевырабатывает также целую систему правил и данных, направленных на обеспечение лучшего функционирования экономики и рынка. Это экономическое и социальное руководство, однако оно предоставляет в распоряжениепартнеров лишь ориентиры, а не детальные указанияпоказателей производительности, стоимости и т.п.
«Планированиена французский манер» существенным образомотличается от централизованного планирования, осуществлявшегося ранее в странах Восточной Европы. Французский план,таким образом, дополняет рынок, исправляя егоблизорукость, указывая экономическим и социальным партнерам на те общиеинформационные данные, которые позволят имсамим сделать выбор.
3.Французскоепланирование, наконец, позволяет выработать целостноесреднесрочное представление о социальном и экономическом развитии в сочетании с долгосрочным прогнозированием, делая это с помощьюразличных организаций, выполняющих экономические разработки. Они предназначены преждевсего для Правительства, но также и для всей страны. Любая экономическая и социальная политика должна высвечиваться знаниемее последствий в средней и дальней перспективе.
План представляет собой такое средство высвечиваниятех отдаленных задач, решения по которым сегодня принять чрезвычайно трудно.Составление плана — это не столько предвидение,сколько осуществление такого выбора, который будет учитывать какпредсказуемые, так и непредвидимые изменения. В средней и дальней перспективе План представляет собой государственный институт, обеспечивающийнепротиворечивость решение Правительства, при котором ГКП служит ведущим советником.
Эта функцияобеспечения непротиворечивости решений в среднесрочной перспективе сыграла воФранции значительную роль в тот момент, когда слишком быстрый рост производстваповлек за собой ускорение преобразованийэкономики и общества, и когда одновременно стало возможным (в силурегулярного характера этого роста) определить дальнейшиеперспективы развития. Вовремя нефтяного кризиса 70-х годов и вытекавшей из негонеуверенностью в отношении экономических прогнозов,увеличение непредвиденных вариантов не только не отвергло необходимостьв среднесрочной перспективы, но, напротив,усилило ее. План, такимобразом, остался инструментом обеспечения непротиворечивости основныхкачественных направлений экономического и социального развития ипринятия Правительством решений на среднюю перспективу, однако при этом он стал более селективным и стратегическим.
Итак,индикативный подход к организации французского планирования выражается в егосовместимости с рыночной экономикой, гибкой и эволюционной структурой. Планы выполняют 3 постоянные функции, направленные на поддержаниестабильности экономической системы.2.Функционирование и принципы французского планирования
Французский опыт индикативного планированияуже в течение 40 лет характеризуется определенным постоянством, однако каждый План является также отражением состоянияэкономики и, в более широком смысле, — французского общества на определенныймомент времени и тех проблем, с которыми ему пришлосьстолкнуться.
Вторая мировая война заставила Франциюосознать свое отставание,накопленное в ходе предыдущих десятилетий, а также определенный упадок экономики. Основной идеей Плана была модернизация французского общества: 1-ый план 1947г. назывался «планоммодернизации и переоснащения». Выдвигаласьтогда идея о том, что для обеспечения модернизации французского обществаодних только рыночных механизмов недостаточно.Но такой децентрализованный механизм, как механизм рыночный, сам по себе не был достаточен для того, чтобы в одиночкуспособствовать модернизации Франции, страны, которая всегда характеризоваласьвысокой степенью централизма, и в которой рынок менее, чем где-либо,соответствовал исконным культурным традициям. Необходимо было, чтобыэкономические партнеры общались между собой не исключительно посредством прямыхрыночных связей, но также неопосредованно, чтобы они коллективно разрабатывализадачи общества и изыскивали средства,необходимые для их достижения[6].
Подход планирования втаком случае характеризовался следующими принципами:коллективным рассмотрением неадаптированности французского общества и поиском консенсусных решений путем всеобщего согласования. стремлением совместного видения будущего в средней перспективе, т.е. того, что рынок, зачастую, не раскрывает спонтанно. обязательствами Государства в отношении его будущей деятельности и его взаимоотношений с партнерами.
Именно совокупность этих трех элементов и определяет французский подход кпланированию.
Французские планысоставлялись, как правило, на пятилетие и в них фиксировались общие чертыжелаемого экономического и социального развития. При этом определенную рольиграет не столько собственно индикативный план, сколько сам процесс егосоставления. В ходе его не только происходит обмен информацией, но идостигается национальный консенсус между различными участниками хозяйственнойдеятельности и разными уровнями хозяйствования и управления.
Индикативный планвключает формулировки среднесрочных целей развития экономики Франции,прогнозные показатели и тенденции, концептуальные алгоритмы преобразованияструктурных пропорций. Ключевые разделы плана касаются экономического роста,инвестиций, финансовых потоков, сбалансированности экономики, инфляции иконкуренции. В большинстве случаев стратегические задачи выражаются вконкретных (количественно определенных) плановых заданиях, но последние носятвторостепенный характер. Главное содержание плана составляет определение «актовгосударственного вмешательства»[7],охватывающих:
а) основные задачи государства в областиэкономики на плановый период;
б) их детализацию применительно кинвестированию и перераспределению государственных доходов с указанием наисточники финансирования капиталовложений и на соответствующие государственныемероприятия (предоставление бюджетных субвенций, госкредитование, льготноефинансирование и т.д.).
Французские индикативные планы, иными словами, четко ориентированы наинвестиционную деятельность. Причем если в первых планах присутствоваликонкретные отраслевые прогнозы и отраслевые плановые задания, то впоследствииих заменили отмеченные акты, программы государственного вмешательства,разрабатываемые применительно к основным отраслям промышленности.
В настоящее время во Франции пятилетние планы носят аналитическийхарактер. Они включают проекты, предусматривающие совместное их финансированиепартнерами – предпринимателями, центральными и местными властями, профсоюзами идругими институтами.
Технологияработы над индикативными планами во Франции выглядит следующим образом. Самплан принимается и утверждается парламентом Франции, что делает его независимымот ведомственных решений и внутренних раскладов в кабинете министров.
Французский опыт планирования неотделим отактивного согласования, под которым понимается подключениеосновных экономических и социальных сил страны к процессу планирования.Французский план состоит из 2 типов документов, имеющих различный статус:
1. Текст плана, который представляется от имени Правительства перед парламентскимиассамблеями для его обсуждения и голосования. Этим документом определяется ответственность всего Правительства.
2. Доклады комиссий разрабатываются параллельно с составлением самого текста плана внутри комиссий, которыепредставляют собой трехсторонние специализированные соглашения,объединяющие представителей администрации, социальных партнеров (профсоюзов и предпринимателей) и экспертов. Председателькаждой такой комиссии выбирается за пределами ГКПи зачастую даже извне самой администрации: им может быть руководитель предприятия, банкир, профсоюзныйдеятель, представитель ассоциации, университетский профессор или журналист. ГКП обеспечивает организационное обслуживание всейгруппы, содействует председателю в проведении работ и в составлении доклада. Однако ведение работ осуществляетсясамим председателем, с тем, чтобы этонаилучшим образом соответствовало вверенному ему мандату.
Таким образом, согласование, консенсус идиалог представляют собой основные принципы индикативного подхода французскойсистемы планирования.3.Организация и роль Генерального комиссариата планирования (ГКП)
Генеральный комиссариат планирования (ГКП) — небольшая организация: в ней занято около 70 кадровых ответственных работников, называемых «порученцами»,т.е. в общей сложности менее 200 человек. Он не имеет размеров, достаточных дляуправления хозяйством страны и поэтомуможет выполнять лишь стимулирующую и координационную функцию. Подобный выбортребует четкого распределения ролей с крупными административными инстанциями, занимающимися управлением, и темсамым позволяет избежать бесполезных конфликтов. Координация между различными административными органамипредполагает, что ГКП занимает нейтральное положение. Его нынешнее подчинение Премьер-министру (через посредство Государственногосекретаря) способствует подобной его роли «интерфейса».
Ограничиваясь задачами организации и координации,персонал Генерального комиссариата планирования имеет оригинальный состав: онсостоит из «порученцев», кадровых работников высокого уровня,главным образом администраторов или инженеров, что позволяет ему располагатьразличной кадровой компетенцией в юридической, экономической, научной итехнической областях, а также выполняетуслуги секретариатского обслуживания. Представителисреднего звена административной иерархии, обычно решающие задачи управления, таким образом, в ГКПотсутствуют. Со своей стороны, порученцы, половина которых являетсячиновниками, принадлежащими другимведомствам, проводят в ГКП по нескольколет после получения первого профессионального опыта, позволяющего им устанавливать связи с администрацией. Тот факт, что большая частьпорученцев проводит в нем лишь понесколько лет, исключает «застой» организации и способствует появлению новыхидей. После своего ухода из ГКП порученецобычно сохраняет с ним связи, участвуя, например, в работе согласовательных инстанций.
Такие функции Генерального комиссариатапланирования, легкого и не обремененного управленческими задачами, былиспециально продуманы Жаном Моне. Он говорил,что "План будет представлять собой нечто иное, нежелипростое министерство по обеспечению снабжения"[8].
ГКП играет 3основных роли, во многом взаимосвязанные и взаимозависящие:
§ разработка плана
§ консультирование Правительства
§ изучение долгосрочных структурных проблем, т.е. перспективное прогнозирование.
Эти роли неразрывно связаны сосновной задачей: способствовать модернизации французского общества.
Остановимся на них подробнее.
1) Во-первых, это подготовка плана. Методика его разработкиисторически претерпела определенные изменения по сравнению с подготовкой первыхпланов, учитывая, что в настоящее время применяется концепция стратегическогопланирования. Однако можно наметить несколько традиционных крупных этапов.Подготовка плана начинается с составления рамочного правительственного текста.Затем проходит этап согласования с основными экономическими и социальнымисилами страны, которым предлагается принять участие в работе всей системытематических комиссий, организуемых Генеральным комиссариатом планирования.Следующий этап состоит из межведомственных дискуссий, предназначенных дляподготовки проекта Плана; Правительство проводит при этом последний выборвариантов и представляет законопроект Плана на рассмотрение Экономического исоциального совета. С учетом рекомендаций этого Совета, Правительствопредставляет модифицированный проект Плана на голосование в Парламент (черезНациональное собрание и Сенат), который может изменить текст путем внесенияпоправок. Вся процедура завершается принятием Парламентом текста Плана.
Генеральный комиссариат планирования, однако, не управляет процессомвыполнения Плана, который осуществляется другими инстанциями, но пристальноследит за этим выполнением. Подобное курирование влечет за собой целый рядразличных работ:
Ø технические работы,заключающиеся в разработке и анализе количественных индикаторовмакроэкономического развития;
Ø специализированные работы с объяснением приоритетных тем,выбранных в конкретном плане; для Х-го Плана такие работы были проведены вобласти туризма, транспорта, народного образования, природных пространств иблагоустройства сельской местности;
Ø формальные работы посоставлению доклада о ходе выполнения Плана, который может стать предметомпарламентской дискуссии.
Во-вторых, роль советника поэкономической политике приПремьер-министре.Генеральный комиссариат планированияберет на себя инициативу, с тем, чтобы проведение текущей экономической политики должнымобразом отражало выбранныеориентиры.
2) В качестве своей третьейроли ГКП занимается долгосрочнымиструктурными проблемами и прогнозированием, которые по определению могут быть принесены в жертвурешению конъюнктурныхпроблем. Так, например, в 1987-88 гг. рабочая группа рассмотрела возможное воздействие на Францию завершения строительствавнутриевропейского рынка и необходимуюадаптацию французского общества в целях успешного выполнения этого проекта. Начиная с 1989 г. Генеральный комиссариат планированияучредил группу по разработкевопросов социального неравенства в перспективе европейского строительства и группу по перспективамэнергетики с горизонтомна 2010 г.[9]
При составлении плана используется метод прогнозирования. Прогноз является постояннойхарактеристикой самого подхода к планированию,однако его горизонт может меняться и иметь более или менее ярко выраженныйколичественный характер. Планспособствует сокращению неопределенности. Французский опыт обширен,в отношении как горизонтов прогнозирования, так и способа его оценки.
Работы количественногопрогнозирования для Плана всегда выполнялись за пределами Генерального комиссариата планирования в соответствии с тем правилом, что «онлишь заказывает, но не делает сам»[10].
Тем не менее, ГКП выполняет дополнительныефункции, обеспечивая связи с экономическими администрациями и научной средой.Он оформляет заказы на проведениеисследований и прогнозов с различными специализированнымиадминистрациями. ГКП располагает также бюджетнымиресурсами, позволяющими финансировать те исследования и разработки, которые онсчитает необходимыми. Наиболее прикладныеработы являются предметом исследовательских контрактов. В тех случаях,когда речь идет скорее о научных исследованиях, ГКП опирается на специализированные научные комитеты, объединяющиеэкспертов в определенной области, которые на конкурсной основе подбирают конкретные исследовательскиелаборатории. Для участия в этихработах привлекаются все дисциплины социальных наук.
Выбор, сделанныйФранцией, в этом плане не является единственным. Бельгия и Нидерланды, в частности, руководствовалисьпротивоположным подходом и предпочли включить бригады по прогнозированию в кадровую структуруорганизациипланирования.
Итак, во Франции главный орган планирования – ГКП – не имеет директивныхполномочий как, например, Госплан в СССР. Его основная миссия состоит врегулировании и координации деятельности разных инстанций в процессеосуществления плановой деятельности.Заключение
Лауреат Нобелевскойпремии по экономике Милтон Фридман писал: «В принципе существуют лишь дваспособа координации экономической деятельности миллионов. Первый — этоцентрализованное руководство, сопряженное с принуждением; таковы методы армии исовременного тоталитарного государства. Второй — это добровольноесотрудничество индивидов; таков метод, которым пользуется рынок»[11].Именно второй принцип и реализуется в плановой политике Франции.
Итак, система индикативного планирования, существующая во Франции ужеболее полувека, характеризуется определенным постоянством и отличается оторганизации планирования в других странах. Особенностью системы французскогопланирования является ее индикативность, которая выражается в неразрывной связи рыночных механизмов и государственного регулирования. В то жевремя французский план дополняет рынок, корректируя его недостатки и указываяна возможные направления развития. Иными словами, индикативные планы неявляются обязательными к исполнению, а носят рекомендательный характер.Плановые документы содержат лишь ориентиры государственного прогноза о желаемомразвитии экономики, а также включают решения о государственных расходах икапиталовложениях.
Французская система планирования имеет как общие для любой системыпланирования функции, так и специфические:
Ø Планирование благоприятствует развитию рынка;
Ø Планирование является результатом диалога и объединенияусилий различных экономических и социальных агентов для решения проблем вразличных сферах (информационная функция);
Ø Планирование сочетается с долгосрочнымпрогнозированием, обеспечивая целостное представление о дальнейших вариантахразвития в средней и долгосрочной перспективе;
Ø Наконец, планирование во Франции — руководство кдействию, а не директивное указание.
В целом французская система планирования отличается гибкостью структуры иорганизации, согласованностью на всех этапах разработки плана. Существеннуюроль в этом играет Генеральный Комиссариат планирования, обеспечивающийреализацию плана, контроль за его выполнением, а также занимающийся решениемдолгосрочных структурных проблем и прогнозированием.
Следует отметить, что за все время своего существования системафранцузского планирования не оставалась неизменной, а отражалаэкономико-политическую ситуацию в стране. Так, если первые планы былинаправлены исключительно на модернизацию французской экономики в послевоенныйпериод, то последние планы стали носить приоритетный стратегический характер, аотраслевые программы стали центральным их элементом. Одновременно планированиепревратилось из инструмента регулирования экономики в средство поддержкибизнеса.
Индикативное планирование во Франции на современном этапе приближается кстратегическому планированию крупных транснациональных корпораций и служитодним из средств, позволяющих направлять и регулировать современную сложную иконкурентную экономику, где субъекты хозяйствования должны постоянноадаптироваться к эволюциям технологий, идей и международного окружения.
В этих условиях государство по-прежнему играет важную роль в регулированиерыночной системы. Западные эксперты до сих пор называют французскуюэкономическую политику «дирижизмом»: сохраняется крупная государственнаясобственность, а деятельность бизнеса строго регламентируется. Однако, именноблагодаря этому во 2-ой половине ХХ века Франции удается занять одно из ведущихмест на мировой арене.В настоящее время Франция занимает пятое место подушевому ВВП и четвертое место — по доли в мировом экспорте среди странЗападной Европы[12].
В заключении хочется отметить, что опыт французской системы индикативногопланирования может быть полезен для нашей страны. Современные социально-экономическиеи политические условия требуют формирования качественно нового подхода,поскольку прежние командно-административные методы и принципы планированиятеряют свою актуальность, а новая система носит переходный характер.Литература
1. Экономическая и социальная политика Франции/ Российско-Французская серия«Информационные и Учебные Материалы» №36, 1995.
2. Иванова Е. Французское программирование: эволюция механизма разработкипланов. Л., 1990
3. Фишер В.Европа: экономика, общество и государство. 1914-1980. // Подред. Ю.А. Петрова. М., 1999
4. Е. Островская. Франция / МЭ и МО, № 8, 2001, с. 89-97
5. Батин В. Индикативное управление от Франции до Татарстана. / «Время иденьги». 14.03.2001
6. Современный экономический словарь. // Под ред. Райзберга Б.А, ЛозовскогоЛ.Ш., Стародубцевой Е.Б. М., 1998
7. Волчкова Л.Т. Планирование социально-экономического развития: Теория,методология, организация: Учебное методическое пособие. СПб., 1999