1. Понятие спроса и предложения. Закон спроса и предложения
Изучениеоснов анализа спроса и предложения начинается с введении понятий спроса ипредложения как основных категорий рыночного механизма.
Спрос.Спрос на какой-либо товар характеризует готовность потребителя купить то илииное количество этого товара по определенной цене в некотором интервалевремени. Поскольку при различных значениях цены потребители желают купитьразное количество товара, спрос выражается в виде шкалы распределения цен иобъемов товара, где обязательными элементами являются: значения цены, соответствующиеобъемы продаж товара и интервал времени (день, неделя и т.д.).
Объемомспроса (величиной спроса) на какой-либо товар называют количество этого товара,которое потребители согласны купить по определенной цене за некоторый периодвремени.
Зависимостьобъема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. В общемвиде функция спроса может быть представлена следующим образом:
QiD = QiD(T; Р1,…, Рк;I;…), (1.1)
где QiD — объем спроса на 1-ый товар (i=1,2,...,n); Т — вкусы и предпочтения; P1…Pk — цены всех товаров, включая i-ый; I — денежный доход.
Есливсе факторы, определяющие объем спроса, кроме цены интересующего нас товара (Pi), считать неизменными, то от функции(1.1) можно перейти к функции спроса от цены, характеризующей зависимостьспроса на i-ый товар лишь от его собственнойцены:
QiD= QiD (Рi)(1.2)
Функцияспроса от цены может быть представлена одним из трех способов: табличным,аналитическим, графическим.
Графическоеотображение функции спроса от цены называется кривой спроса (D). Кривая спроса показывает, какое количество товара потребителиготовы приобрести по каждой цене. График строится следующим образом: на осиабсцисс указывают объем спроса (QD), а на оси ординат — цену товара (Р).
Необходиморазличать изменение объема спроса и изменение функции спроса.
Изменениеобъема спроса имеет место при изменении цены товара и неизменном характерезависимости объема спроса от цены — движение вдоль кривой спроса. Например, каквидно из рис. 1.1, при снижении цены p1 до p2 объем спроса увеличивается с q1 до q2.
Еслиже в силу изменения доходов или вкусов покупателей установится новаязависимость между ценой и объемом спроса, т.е. изменится функция спроса от цены(1.2), то произойдет сдвиг кривой спроса от D1 до D2, так что при цене p1 объем спроса возрастет с q1до q3, а при цене р2 — с q2 до q4. В этом случае говорят, что увеличилсясам спрос. Очевидно, что при снижении спроса, скажем, в результате сокращениядоходов новая кривая спроса пройдет левее и ниже D1.
Обратнуюзависимость между ценой и объемом спроса (при снижении цены объем спросарастет, и наоборот) называют законом спроса.
Изменениецены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект дохода и эффектзамены.
/>
Рис. 11 Сдвиг кривой спроса
Эффектдохода возникает,поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) илиуменьшает (при увеличении цены) реальный доход, или покупательную способность,потребителя. Например, при снижении цены на мясо потребитель может покупать тоже количество мяса, как и прежде, а на оставшуюся часть дохода приобрести еще идругие товары.
Эффектзамены проявляется врезультате относительного изменения цен. Эффект замены способствует роступотребления относительно подешевевшего товара. Как правило, при повышении ценына товар А спрос на его заменители увеличивается, а спрос на его дополняющиетовары сокращается. Так, повышение цен на минеральные удобрения приведет исокращению спроса на машины и оборудование, предназначенные для их внесения (взаимодополняющиетовары), а повышение цен на апельсины будет сопровождаться увеличением спросана мандарины (взаимозаменяемые товары).
Известноодно исключение из закона спроса, получившее название парадокс Гиффена. Такаяситуация возникает в экстремальных экономических ситуациях. Например, во времяголода, когда доходы населения низкие, с ростом цены на картофель объем спросана него возрастает, поскольку именно этот продукт остается для широких слоевнаселения единственно доступным. Товар, для которого нарушена обычнаязависимость между ценой и объемом спроса (с уменьшением цены объем спроса на негопадает и, наоборот, при росте цены — возрастает), называют товаром Гиффена.
Изменениефункции спросапроисходит под влиянием следующих неценовых факторов:
Фактор1. Изменение денежногодохода потребителей. Чем выше доход потребителей, тем больше они тратят натовары и услуги, увеличивая спрос. Вместе с тем установлено, что с ростомдохода потребление некоторых продуктов снижается. В связи с этим приняторазличать нормальные товары, спрос на которые повышается с ростом доходовпотребителей, и товары низкого качества, спрос на которые падает с ростомдоходов потребителей.
Так,повышение доходов населения приводит к увеличению потребления мяса высшихсортов, овощей и фруктов (сдвиг кривой спроса вправо) и снижению потреблениякрахмалосодержащих продуктов (сдвиг кривой спроса влево).
Фактор 2. Изменение цен на взаимозаменяемыеи взаимодополняющие товары. Если два продукта являются взаимозаменяемыми(например, говядина и мясо птицы), то повышение цены на один из них вызоветпереключение спроса на другой, и кривая спроса последнего сдвинется вправо.
Еслидва продукта являются взаимодополняющими (например, мясо птицы и комбикорм), топовышение цены на один из них вызовет снижение спроса на другой, и криваяспроса последнего сдвинется влево.
Фактор 3. Изменение числа потребителейданного товара. Чем больше потребителей товара, тем выше спрос на данный товар.Например, увеличение численности детей в городе сместит кривую спроса на детскоепитание вправо.
Фактор4. Изменение вкусов ипредпочтений потребителей. Одни предпочитают растительное масло, другие —маргарин, а третьи — сливочное масло. Если вкусы изменяются в пользукакого-либо товара, то спрос на него возрастает (кривая спроса смещаетсявправо).
Фактор 5. Инфляционные ожидания. Еслипокупатели считают, что цены возрастут, то они увеличат свой спрос, чтобы вбудущем не потерять на возросших расходах. Например, низкий урожай лука втекущем году порождает ожидания роста цен на него в ближайшем будущем, что приводитк росту покупок, а кривая спроса сместится вправо.
Предложение.Предложениехарактеризует готовность продавца продать определенное количество того илииного товара по определенной цене в некотором интервале времени.
Объемомпредложения называютколичество того или иного товара; которое желает продать на рынке продавец занекоторый период времени по определенной цене.
Зависимостьобъема предложения от определяющих его факторов называют функцией предложения.В общем виде функция предложения имеет вид:
QiS = QiS (Li; Р1, …,Pk; Ti; N;…), (1.3)
где QiS — объем предложения i-го товара (i=1,2,...,n); Li — характер применяемой в производстве i-го товара технологии; Р1, …,Pk — цены товаров, включая i-ый; Тi — налоги и дотации, установленные по i-тому товару, N — природные условия.
Есливсе факторы, определяющие объем предложения, кроме цены данного товара (Рi), считать неизменными, то от функции(1.3) можно перейти к функции предложения от цены, характеризующей зависимость предложенияданного товара только от его собственной цены:
QiS = QiS (Рi ) (1.4)
Как и функция спроса,функция предложения от цены может быть представлена тремя способами: табличным,аналитическим, графическим. Графическое отображение функции предложения от ценыназывается кривой предложения (S). Кривая предложения показывает, какоеколичество товара и по какой цене производители могут продать на рынке. Графикстроится следующим образом: на ось абсцисс наносят объем предложения (QS ), а на ось ординат — цену товара (Р). Кривая предложения вотличие от кривой спроса имеет положительный наклон, а с ростом ценыувеличивается и объем предложения.
Как ипри рассмотрении спроса, следует различать изменение объема предложения и изменениефункции предложения.
Изменениеобъема предложения имеет место при изменении цены товара и неизменном характерезависимости объема предложения от цены (1.4) — движение вдоль кривойпредложения. Например, как видно из рис. 1.2, при повышении цены с р1до р2 объем предложения увеличивается с q1 до q2.
Еслиже в силу изменения какого-либо другого фактора (например, в связи снеблагоприятными погодными условиями в случае сельскохозяйственного производства)установится новая зависимость между ценой и объемом предложения, т.е.изменяется сама функция предложения, происходит сдвиг кривой предложения от S1 до S2, так что при цене р1 объемпредложения составит лишь q3, а при цене р2 — q4. В этом случае говорят, что уменьшилось само предложение.Очевидно, что при увеличении предложения кривая предложения сместится вправо отS1.
Повышениецены на данный товар побуждает товаропроизводителей поставлять на рынок большеэтого товара; при снижении цены объемы поставок сокращаются. Эту прямуюзависимость между ценой товара и объемом предложения называют закономпредложения.
/>
Рис. 1 2 Сдвиг кривойпредложения
Изменениефункции предложенияможет произойти под влиянием следующих неценовых факторов:
1.Изменение числа продавцов на рынке. Рост числа продавцов приводит к увеличениюпредложения. Кривая предложения сместится вправо.
2.Изменение цен на ресурсы, применяемые в производстве данного товара, приводит ксоответствующему изменению издержек производства и противоположному сдвигупредложения.
3.Изменение цен на другие товары также смещает кривую предложения.
4.Изменение технологии производства данного товара в результате научно-техническогопрогресса. Улучшение технологии способствует снижению издержек производства иувеличению предложения (кривая предложения смещается вправо).
5.Ожидания изменений уровня цен могут сказаться противоречиво.
6.Изменение налоговой политики. Повышение налоговых ставок удорожает производствои приводит к сокращению предложения, а введение дотаций побуждает увеличиватьпредложение.
7.Изменение природных условий. Благоприятные погодные условия приведут кувеличению предложения сельскохозяйственных продуктов, а засуха — к сокращениюпредложения.
Чтобырассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить кривыеспроса и предложения на одном графике.
Рыночноеравновесие определяется координатами точки пересечения кривых спроса (Q) и предложения (S), которым соответствуют равновесныйобъем и равновесная цена.
Всостоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нетвнутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене,отличной от равновесной, рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцовимеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.
Избытокпредложения вызывает снижение цены (давление на цену «сверху»). Вслучае избытка спроса происходит рост цены (давление на цену «снизу»).
Зависимостьравновесной цены и равновесного объема от изменений спроса и предложения.Существует прямая связь между изменением спроса, равновесной ценой иравновесным объемом. Увеличение спроса приводит к увеличению последних.
Если цена на рынке будетвыше равновесной, то объем предложения превысит объем спроса и возникнетизбыток товара и снижится цена. Если цена ниже равновесной, то объем спросапревысит объем предложения и на рынке возникнет дефицит товара и цена начнетрасти. Точка пересечения кривых спроса и предложения называется точкойравновесия. Объем продаж в точке равновесия называется равновесным объемом, ацена – равновесной ценой.
Эластичность спросапозволяет определить, в какой степени изменится объем спроса на товар врезультате изменения вышеперечисленных факторов.
Эластичность дает информацию о том, какиеотношения существуют между процентным изменением зависимой переменной ипроцентным изменением независимой переменной. С точки зрения производителейпредложение должно соответствовать спросу и его эластичность является важнейшимпоказателем.
Обычнона практике пользуются следующими видами эластичности: ценовая (Ер),перекрестная (Еху) и эластичность спроса по доходу (Еi).
Эластичностьспроса по ценехарактеризует реакцию спроса на изменение цены, или показывает на сколькопроцентов изменится спрос при изменении цены на один процент:
Ер= (ΔQ/Q) / (ΔP/P) (3.1)
где ΔQ и ΔP — приросты объема спроса и цены товара, Q и Р – объем спроса и уровень ценытовара.
Эластичностьпредложения. Концепцияценовой эластичности применима также и к предложению. Она дает информацию осиле реакции предложения на изменение цен (эластичность предложения по ценам). Эластичностьпредложения сообщает, на сколько процентов изменится предлагаемое количествотовара, если цена продукта изменится на один процент:
/>
Коэффициентэластичности предложения изменяется в пределах от 0 до ∞. Если ЕS 1 — эластичное, если ЕS = 1, имеет место единичнаяэластичность. Если ЕS=0, предложение абсолютно неэластично, если ЕS = ∞, предложение абсолютно эластично.
Следуетотметить, что зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции являетсяпрямой, т.е. кривая предложения представляет собой «восходящую» кривую.Поэтому, независимо от степени эластичности или неэластичности, цена и суммарныйдоход всегда изменяются в одном и том же направлении.
Важнейшимфактором, влияющим на эластичность предложения, является период времени,имеющийся в распоряжении производителей, для того чтобы отреагировать на данноеизменение цены продукта. Это связано с тем, что реакция производителей на ростцены продукта зависит от их способности перераспределить ресурсы в пользупроизводства одного продукта за счет сокращения производства других продуктов.А перераспределение ресурсов требует времени: чем продолжительнее время, темсильнее «подвижность» ресурсов, тем больше изменится объем производства и выше будетэластичность предложения.
Анализируявлияние фактора времени на эластичность предложения следует проводить различиемежду кратчайшим (мгновенным) рыночным периодом, краткосрочными и долгосрочнымипериодами.
Кратчайшийпериод настолько мал,что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены.
В краткосрочномпериоде производственные мощности отдельных предприятий и всей отрасли в целомостаются неизменными. Однако производители имеют достаточно времени, чтобыиспользовать свои мощности более или менее интенсивно. Результатом будет ростпроизводства с q0до qs как реакция на предполагаемоеувеличение спроса и относительно меньшее изменение цены: с р0 до р3.
Долгосрочныйпериод достаточнопродолжителен, для того чтобы производители успели принять все желательные мерыпо приспособлению своих ресурсов к требованию изменившейся ситуации. Отдельныепредприятия могут расширить свои производственные мощности и в состав отраслимогут войти новые предприятия. Такие изменения означают еще более активнуюреакцию со стороны предложения, т.е. более высокую эластичность предложения S1. Очевидно, и в этом случае цена p1 будет несколько выше, чемпервоначальная, если предположить, данное производство представляет собойотрасль с растущими издержками производства (расширение отрасли ведет к ростуцен на применяемые в ней ресурсы). В случае с отраслью с постоянными издержкамикривая долгосрочного предложения была бы абсолютно эластичной – S'1 и новая цена была быравна первоначальной.
2. Оценка предложения и спроса на рынках сельскохозяйственнойпродукции Амурской области
Важноотметить некоторые особенности спроса на сельскохозяйственные продукты.
1.Спрос на сельскохозяйственные продукты, как правило, определяется какпроизводный спрос. Потребность в них вытекает из спроса на другие продукты.
2.Спрос на сельскохозяйственные продукты, как правило, растет медленнее, чем напродукты других отраслей, что объясняется характерным для потребителястереотипом поведения при осуществлении затрат на продовольствие.
3.Если спрос на сельскохозяйственный продукт эластичен, то с ростом цен он будетснижаться значительно быстрее, чем спрос на товары других отраслей.
4.Если спрос на сельскохозяйственный продукт эластичен, то при уменьшениипредложения (возникновении дефицита) общая выручка поставщиков растет.
5. Всостоянии отсутствия инфляции цены и спрос на многие сельскохозяйственныепродукты обнаруживают тенденцию к сохранению стабильности.
Далее приводится динамикарынка сельскохозяйственной продукции Амурской области за 2006-2008г.г, сизменениями в тыс.руб. и в процентах.
Таблица 1 Производствосельскохозяйственной продукции в Амурской области за 2006-2008г.г., тВид продукции 2006г. 2007г. 2008г. Изменение (+; -) 2008г. к 2006г. тыс.руб. % Зерновые культуры 2336195 3619315 2727672 391477 116,76 Соя 2398867 2614690 3238096 839229 134,98 Картофель 4577748 4085269 3647523 -930225 79,68 Овощи 737868 722937 673341 -64527 91,25 Скот и птица (в живом весе) 37410 44315 44383 6973 118,64 Молоко 141422 130639 142753 1331 100,94 Яйца пищевые, тыс.шт. 178256 241021 247640 69384 138,92
Анализируя производствосельскохозяйственной продукции за 3 года, можно отметить, что по картофелю иовощам наблюдается снижение показателя (на 930225 т и 64527т соответственно),что можно объяснить уменьшением посевной площади под картофель и овощи илименьшей урожайностью картофеля, что привело к снижению производства, а такжедругими причинами. По остальной продукции сельского хозяйства наблюдаетсяувеличение производства, что говорит о благоприятной ситуации на рынкезерновых, сои, скота и птицы, молока и яиц.
Таблица 2 Реализациясельскохозяйственной продукции предприятиями всех категорий, т.Вид продукции 2006г. 2007г. 2008г. Изменение (+; -) 2008г. к 2006г. тыс.руб % Зерновые культуры 168332 241654 180224 11892 107,06 Соя 193169 210378 253494 60325 131,23 Картофель 53622 50816 36002 -17620 67,14 Овощи 12068 12042 11208 -860 92,87 Скот и птица (в живом весе) 19937 20781 31374 11437 157,37 Молоко 47525 49671 81287 33762 171,04 Яйца пищевые, тыс.шт. 119245 145726 149075 29830 125,02
Из данных таблицы можновидеть, что реализация картофеля и овощей снизилась на 32,86% по картофелю и на7,13% по овощам, что объясняется меньшим производством картофеля и овощей. В целомпо области реализация сельской продукции увеличилась.
Таблица 3 Ценасельскохозяйственной продукции по Амурской области за 2006-2008г.г., руб.Вид продукции 2006г. 2007г. 2008г. Изменение (+; -) 2008г. к 2006г. тыс.руб. % Зерновые культуры 3207 3685 4792 1585 149,42 Соя 5964 7657 9736 3772 163,25 Картофель 5472 6808 6891 1419 125,93 Овощи 25548 18573 23152 -2396 90,62 Скот и птица (в живом весе) 52240 59623 71167 18927 136,23 Молоко 7331 9408 11901 4570 162,34 Яйца пищевые, тыс.шт. 1770 2104 2684 914 151,64
Цена сельскохозяйственнойпродукции по Амурской области за 2006-2008г.г. в целом увеличилась, хотя ценана овощи уменьшилась на 9,38%. Произошло увеличение цены на картофель, хотяпроизводство и реализация картофеля снизилась. В целом на рынкесельскохозяйственной продукции произошло увеличение цены на практически всюпродукцию.
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
3. Государственное регулирование аграрных рынков
Регулированиеэкономики — этоцеленаправленные процессы, обеспечивающие поддержание или изменение экономическихявлений и их связей. Оно выступает в формах: директивного планирования. рыночногосаморегулирования и индикативного регулирования.
Рыночноесаморегулирование — этосамонастройка воспроизводственного процесса под влиянием стихийного действия законастоимости. Индикативное регулирование — воздействие государства на производствопри помощи экономических рычагов, таких как государственные инвестиции,государственные закупки, налоговая политика, рынок ссудного капитала,государственные программы и т.д.
Регулированиеэкономики делится на государственное и негосударственное. Негосударственноерегулирование связано с деятельностью ассоциаций, банков, товарных и фондовыхбирж, ярмарок, центров оптовой торговли, валютных аукционов, информационныхсистем и соглашениями о рынках сбыта и ценах.
Государственноерегулирование экономики — это воздействие государства на деятельностьхозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальныхусловий для функционирования рыночного механизма, решения экологических исоциальных проблем.
Принципиальныемеры государственного воздействия в АПК России могли бы быть похожими наприменяемые в развитых странах. Однако бюджетные проблемы, а также ошибки,допущенные на Западе в области регулирования агробизнеса, ставят Россию переднеобходимостью разработки более гибких механизмов. При этом важнейшимиэлементами системы государственного регулирования в России должны стать мерыпо:
— поддержанию общего уровня доходности отрасли через оказание государственной поддержкиселу и стимулированию платежеспособного спроса;
— антимонопольному регулированию и регулированию пропорций внутри- имежотраслевого обмена, повышению конкурентного потенциала отрасли;
— содействию развитию рыночной инфраструктуры;
— поддержанию стабильной благоприятной конъюнктуры на рынке путем проведениягосударственных интервенций;
— обеспечению села доступными с точки зрения его доходности кредитами;
— проведению политики разумного протекционизма и обеспечению отечественнымтоваропроизводителям условий для нормальной конкуренции на внешним рынке идругие меры.
Существующаясистема государственной поддержки АПК формировалась в России по меренеобходимости, и потому не носит системного характера. К тому же многие ееэлементы законодательно не оформлены и меры поддержки применяются в отрыве отиных форм государственного регулирования (например, антимонопольных). Основнойэффект от их применения достается часто не селу, а смежным с ниммонополизированным отраслям (дотации на минеральные удобрения, товарные кредитыи т.д.). Таким образом, неэффективными оказываются не сами формы поддержки, аих применение в условиях нерешенности других проблем.
Государственноерегулирование экономики сельского хозяйства базируется на следующих принципах:
1. Принципаграрного протекционизма. Протекционизм — это экономическая политикагосударства, направленная на поощрение развития национальной экономики и еезащиту от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин на ввозимыетовары, ограничение или полное запрещение ввоза отдельных товаров и т.д. Оносуществляется во внутриэкономической деятельности как защитная мера вотношении сельского хозяйства от других отраслей АПК и народного хозяйства. Вовнешнеэкономической деятельности это защита отечественного производителя от импортадешевой продукции и его поддержка при экспорте отечественной продукции.
2. Принципсочетания экономических и социальных целей. Под социальными целямиподразумеваются модели поведения различных групп населения, ихсоциально-психологические и национальные особенности.
3. Принципсочетания индикативных и директивных форм государственного регулированияэкономики.
4. Принциппрограммного регулирования. Под программой подразумеваются методы воздействияна механизмы конкуренции, смягчения негативных последствий, согласования интересов,механизмов их регулирования. В соответствии со своими целями и задачамипрограммы делятся на:
— межотраслевые, регулирующие важнейшие макроэкономические пропорции;
— отраслевые, ориентированные на решение проблем отдельных отраслей и сфер АПК;
— товарные (продуктовые), определяющие действие рыночного механизма по отношениюк тому или иному продукту;
— функциональные, нацеленные на реализацию ключевых функций государственногорегулирования АПК (инвестиционные, социально-экономические, научно-технические,инновационные, природоохранные и т.д.);
— региональные, содержащие комплекс мер по воздействию государства на состояниеагропромышленного комплекса отдельных областей и регионов.
Основнымифункциями государственного регулирования сельского хозяйства на современномэтапе являются:
— регулирование цен;
— регулирование спроса и предложения;
— поддержка доходов товаропроизводителей;
— обеспечение отраслевых структурных сдвигов;
— обеспечение социально-экономических структурных сдвигов;
— обеспечение экологически чистого производства;
— обеспечение научно-технического прогресса;
— обеспечение нужд государства в продовольствии.
Выполнениеуказанных функций государственного регулирования сельского хозяйствадостигается при помощи различных инструментов, основными из которых являются:квотирование площадей, квотирование производства и сбыта, платежи в расчете наединицу площади и голову скота, государственные закупки, продажа и хранениепродукции, гарантированные цены с платежами сверх рыночной цены, платежи заединицу продукции или потребленного ресурса, льготное кредитование,государственные гарантии кредитов, льготное налогообложение, долевое субсидированиеинвестиций, полное государственное финансирование, страхование, ускореннаяамортизация и т.д.
Посколькуодна и та же функция государственного регулирования сельского хозяйства можетбыть обеспечена различными инструментами, то задача экономистов состоит в том,чтобы выбрать оптимальный из них. При этом существуют некоторые общие правилаэкономической политики, основанные на многолетнем опыте стран с рыночнойэкономикой и являющиеся весьма полезными при решении этой проблемы. Одним изтаких является правило специфичности, которое гласит, что самыми эффективнымиявляются те инструменты экономической политики, которые в наибольшей степениприближены к источнику дисгармонии интересов, противопоставляющему частные иобщественные выгоды и издержки. Например, свободная международная торговля,дающая выигрыш своим потребителям за счет снижения цен на внутреннем рынке доуровня мировых, как правило, вызывает недовольство отечественныхтоваропроизводителей, и правительство в этом случае вынуждено вводитьтаможенные тарифы на импортируемую продукцию с целью ограничения ее объемов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ:
1. Рыночный анализаграрного сектора экономики: Учеб. пособие к семинарам по рыночному анализу /А. М. Гатаулин, Р. Г. Ахметов, Ю. Р. Стратонович; Под ред. проф. А. М.Гатаулина. – М.: МСХА, 1999, 197с. ил.
2. Экономикасельского хозяйства / В. Т. Водяников, Е. Г. Лысенко, А. И. Лысюк и др., подред. В. Т. Водянникова. – М.: КолосС, 2007, 390с., ил. (Учебники и учебныепособия для студентов высших учебных заведений).
3. Курсэкономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика.Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред.д.э.н., проф. А. В. Сидоровича; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – 832с. – (Серия «Учебники МГУим. М. В. Ломоносова»).