--PAGE_BREAK--
3.8. Экологическая ситуация: зоны экологического бедствия и высокие риски
Мурманская область является крупнейшим в мире сосредоточением объектов атомной энергетики. Помимо Кольской АЭС (и хранящегося на ней до отправки на предприятие «Маяк» в Челябинской области отработанного ядерного топлива) в регионе расположена главная база Северного флота, имеющая в своем составе десятки надводных кораблей и подводных лодок с атомной ходовой установкой с ядерными ракетами на борту, а также суда атомного технического обслуживания (АТО). На берегу расположены базы обеспечения, судоремонтные заводы, специализирующиеся на ремонте судов с атомными силовыми установками, хранилища твердых и жидких радиоактивных отходов (в т.ч. плавучие), отработанных каналов реакторов, технические базы перезарядки реакторов. Мурманск является портом приписки для шести российских атомных ледоколов («Россия», «Таймыр», «Советский Союз», «Вайгач», «Ямал», «50 лет Победы»), атомного лихтеровоза и пяти судов АТО (используются для подзарядки ядерных реакторов ледоколов, транспортировки ядерного топлива и хранения твердых и жидких радиоактивных отходов). В Мурманске расположено предприятие «Радон» – хранилище для ионизирующих источников низкой и средней активности (с 2008 г. входит во ФГУП «РосРАО»). В Ловозерском районе ведется добыча лопаритовых руд, обладающих свойствами радиоактивности. Наконец, в 1972 и 1984 гг. в 21 км северо-восточнее Кировска произведено два ядерных взрыва в мирных целях (дробление апатитовой руды) суммарной мощностью около 4 килотонн.
Экономика Мурманской области, ее производственная и социальная инфраструктура базируются и развиваются за счет видов экономической деятельности, интенсивно эксплуатирующих различные виды природных ресурсов и оказывающих негативное влияние на состояние окружающей природной среды. Основными источниками загрязнения природной среды являются предприятия горнопромышленного и агропромышленного комплексов, транспорта и ЖКХ. За последние 3–5 лет снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов составило 9–10 %. При этом с каждым годом увеличивается масса выбросов загрязняющих веществ на одного жителя области от передвижных источников (за 2005–2008 гг. рост 63 %).
Предприятия горнопромышленного комплекса Мурманской области являются главными источниками образования отходов (в 2008 г. на ГПК приходилось 99 % всех отходов области – 203,1 млн. т отходов в виде хвостов обогащения, вскрышных и проходческих пород, содержащих тяжелые металлы, а в ряде случаев являющихся источником гамма-фона от радиоактивных руд). Кроме того, ГПК оказывает негативное влияние на природную среду за счет отчуждения земель под отвалы вскрышных и проходческих пород, сбросов загрязняющих веществ и пыления полей хвостохранилищ, выбросов диоксида серы, диоксида углерода, оксидов азота, углеводородов.
В зоне влияния горнодобывающих и металлургических производств в поверхностных водоемах наблюдается высокое и экстремально высокое содержание никеля, меди, марганца, железа, фторидов, сульфатов, соединений азота и др. Значительный вклад в загрязнение окружающей природной среды вносят также предприятия жилищно-коммунального хозяйства (объем сточных вод этой отрасли составляет 21,4 % от общего количества загрязненных вод). Остро стоит вопрос обеспечения защиты хозяйственно-питьевого водоснабжения от вероятных радиационных выбросов объектов атомной энергетики, радиационно опасных объектов, расположенных на территории области. Одной из проблем области становится обеспечение экологической безопасности при транспортировке и перевалке нефти и нефтепродуктов.
Система сбора твердых бытовых отходов в Мурманской области не обеспечивает отделение из них вторичного сырья и, что особенно важно, – опасных отходов. Система переработки ТБО в области практически отсутствует. Захоронение ТБО осуществляется на свалках также без предварительной их сортировки и сепарации. В Мурманской области в настоящий момент отсутствуют мощности и предприятия для глубокой переработки отходов нефтепродуктов с получением товарных нефтепродуктов. Остро стоит проблема с утилизацией твердых отходов, содержащих нефтепродукты. Не решена проблема утилизации отходов гальванических производств. Одной из актуальных проблем региона остается качество очистки и обеззараживание подаваемой населению воды.
3.9. Включенность в систему трансграничного и международного сотрудничества
Мурманская область глубоко вовлечена в комплекс международных и трансрегиональных взаимодействий в силу трех причин: во-первых, за последние два десятилетия Россия пережила начальный период становления открытого общества, что для Мурманской области выразилось в ее включении в многочисленные сети межгосударственных и негосударственных трансграничных контактов; состояние закрытости и изолированности страны и региона представляется ушедшим безвозвратно. Во-вторых, экономика Мурманской области, как и сопредельных государств, опирается на эксплуатацию хрупких экосистем, выходящих за рамки национальных границ. Глобальная освоенческая динамика делает вновь актуальным статус Мурманской области как одного из арктических форпостов. Наконец, в-третьих, регион является приграничной территорией с мощным портовым экспортным комплексом и военно-стратегической базой – внешние контакты для региона географически «неизбежны» и необходимы.
Мурманская область – ресурсный регион неэффективной ресурсной экономики. Именно эффективность использования природных ресурсов и функционирования основной инфраструктуры, экологические проблемы и устойчивость развития являются, помимо культурного взаимодействия, важнейшими предметами международного и трансграничного сотрудничества в последние десятилетия. В силу разности уровней экономического развития северные регионы России являются контрагентами стран Северной Европы, воспринимающими, а не предлагающими повестку дня в вопросах, в которых Россия в целом является «ведомой» страной. В этом смысле международная коммуникация делает Мурманскую область в большей степени объектом сотрудничества и рынком сбыта, с другой стороны, она служит для российского региона источником идей, опыта и лучших практик для модернизации. Международная составляющая развития Мурманской области приобрела одно из ключевых значений для региона.
4. Внешние факторы:
новые возможности, рамки и обстоятельства, в которых развивается Мурманская область
4.1. Арктика вновь на повестке дня
Исследование и освоение Арктики вновь на повестке дня – теперь главным образом благодаря ресурсам шельфа и прилегающих территорий. В связи с тем что мировая энергетика и транспорт трансформируются медленно и, по большинству оценок, к 2050 г. углеводороды останутся в числе основных источников энергии, а материальная среда будет формироваться на основе ископаемых металлов и химических соединений, активность человека в освоении ресурсов планеты радикально возрастает – в ареалы освоения включаются шельфы морей, труднодоступные заполярные районы, океанические ресурсы эксплуатируются все более и более интенсивно. Арктическая стратегия Россиипредполагает превращение Арктической зоны РФ в ведущую стратегическую ресурсную базу страны. Возможность расширения границ арктических владений РФ (осуществляемое в соответствии с требованиями международного права) является неотъемлемой частью российского видения Арктики.
4.2. Кризис мировой экономики и разворот сырьевого суперцикла
Долгосрочные стратегические следствия мирового финансово-экономического кризиса для России:
1. Коррекция «повышательного» тренда мировых цен на углеводороды и неопределенность энергетических рынков в целом, связанная с проблемами спроса и политическими акцентами в пользу т.н. безуглеродной (CO2-free или CO2-нейтральной) энергетики. Для компаний сырьевого сектора возникли бюджетные ограничения и новые условия для принятия инвестиционных решений.
2. Доходная составляющая федерального бюджета сократилась при практически неизменных и порой расширяющихся социальных обязательствах. Бюджет вновь стал дефицитным, сохранив социальную направленность, масштабные «проекты развития», связанные с большими капитальными затратами, отошли на второй план.
3. Принята новая модернизационная повестка дня развития РФ, предполагающая не только обновление материальной базы хозяйства (за счет инвестиций на уровне не ниже 30% от ВВП) и достижение лидерства в отдельных важных высокотехнологичных секторах мировой экономики (атомная отрасль, авиакосмический сектор, медицина и индустрия здоровья, ИКТ и образование), но также и модернизацию общества в целом. Фактически принятая Концепция долгосрочного развития России до 2020 г. (КДР) была дополнительно актуализирована изменившимися внешними условиями. В результате:
во-первых, корректируются сроки и, возможно, состав двух ключевых для Мурманской области инвестиционных проектов: комплексное освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения и комплексное развитие Мурманского транспортного узла. Они корректируются как по причине изменения финансового положения основных участников – корпораций и государства, так и в связи с необходимостью отказа от исключительно сырьевого характера развития России;
во-вторых, в условиях снижения доходной составляющей бюджетов всех уровней и роста рисков на рынке труда возникают дополнительные вызовы, связанные с возможной утратой достижений последних лет и общей стабильности в социальной сфере;
в-третьих, комплексная и глубокая модернизация страны предполагает значительно большие акценты на развитие рынков, внутренней экономики, инноваций, создание возможностей самореализации и раскрытия человеческого потенциала на местах, т.е. в регионах. Новое качество жизни (в т.ч. города) и обновление как таковое становятся важнейшими темами региональной повестки дня.
4.3. Новые поколения и технологии, меняющие общество
Новые поколения – «Эхо-бумеры» и Millennials – и технологии. Сервисная и интеллектуальная экономика. Общество будущего – более мобильное, коммуникабельное, открытое и плюралистичное; новые требования к городам. Как регионам привлекать и удерживать «таланты»? Для этого необходимо обеспечить: новые требования к городам как к пространству комфорта, жизни и обмена. Стирание границ между «постоянным» и «временным» населением – жизнь на вахте без потери качества (без потери лет жизни человека); туризм как образ проведения свободного времени и получения новых эмоций – «эмоционально напряженный отдых» вместо «отдыха от переживаний»; транспортную и информационную (через телекоммуникацию) доступность и широкие возможности самореализации, которые позволят сократить утечку человеческого капитала, а открытость привлечет внимание.
5. Вызовы развития Мурманской области
Для чего нужна стратегия развития?
На стыке накопленных структурных экономических и социальных проблем и «больших» внешних тенденций сложилась система вызовов развития Мурманской области, актуальная в средне- и долгосрочной перспективе. Вызовы по своей природе амбивалентны – они несут в себе как риски, так и возможности развития. Стратегия развития Мурманской области призвана наметить пути и механизмы работы со складывающейся системой вызовов.
1. Стратегические мегапроекты имеют определяющее значение для развития области, но использование их потенциала во благо региона теперь предполагает нетривиальные решения и механизмы.
2. Неустойчивая структура экономики региона, характерная для индустриального общества, с преобладанием промышленно-сырьевого сектора, переживающего модернизацию (внедрение т.н. безлюдных технологий). Промышленный сектор, служивший ранее основой рынка труда Мурманской области, будет только сокращать свои потребности в людях – даже несмотря на реализацию новых масштабных сырьевых и инфраструктурных проектов, а иногда благодаря ей – одновременно повышая уровень квалификационных требований к персоналу.
3. Социально-гуманитарная проблема. Постепенная утрата накопленного человеческого потенциала территории и сложности с привлечением «талантов» и «специалистов» из-за пределов региона, обусловленные недостаточным разнообразием возможностей самореализации (коренящимся в «индустриальном» характере экономики и узости экономической базы в целом) и несоответствием городских пространств современным и перспективным, генерируемым новыми поколениями требованиям комфорта, гибкости, разнообразия и мобильности.
4. Устаревшая инфраструктура не позволяет обеспечить высокое (необходимое) качество жизни, условия для динамичного развития экономики в части как инфраструктурных ограничений, так и развития человеческого капитала. Она требует комплексной модернизации и развития в соответствии со ставящимися задачами экономического и социального обновления.
5. Устойчивый (экологичный и рачительный) характер освоения природных ресурсов Севера становится определяющим условием и критерием развития.
6. Ключевые проблемы макрорегиона – экология, устойчивый характер освоения и использования ресурсов северных территорий и социально-гуманитарный кризис – носят общий для Мурманской области и ее «арктических» соседей характер, а их решение требует совместных усилий, идей и действий. Повестка дня для Евро-Арктического Баренц-региона, ее проектное наполнение и интернационализация сотрудничества требуют повышенного внимания и дополнительных усилий со стороны России и Мурманской области.
6. Сценарии
Пространство возможного.
Во-первых, пространство возможных сценариев развития Мурманской области «рассечено» на два разнородных горизонта: комплексное освоение с опорой на развитую городскую систему «противостоит» вахтовому освоению «кладовых» Кольского полуострова и шельфа. Перспективы освоения ресурсов арктической зоны (в терминах масштаба, интенсивности и сроков) остаются неопределенными, в т.ч. ввиду набирающего силу политического императива перехода к «постуглеродной» энергетике. Экстраполяция основных демографических и экономических трендов последних десятилетий и изменение «коридора» мировых цен на углеводороды и другие сырьевые ресурсы создали основание для повышенного интереса к арктической зоне. Однако уровень неопределенности в отношении перспектив Арктики как ресурсной базы будущего остается высоким ввиду возможных технологических (в энергетике и транспорте) и социальных (модели потребления) сдвигов, а также постепенно формирующегося глобального политического консенсуса по проблеме изменения климата. Во-вторых, уже заявленные и начатые крупнейшие проекты – освоение Штокмановского месторождения и развитие МТУ – могут сдвигаться на более поздние периоды, а их состав – пересматриваться. Финансовое состояние корпораций, являющихся основными участниками обоих ключевых проектов, а также рентабельность проектов значительно зависят от состояния мировой экономики.
Рис. 6.1. Сценарии развития Мурманской области
Ключевые параметры сценария
Базовый процесс
Ключевые сектора экономики
Динамика численности населения и система расселения
Структура экономики (соотношение производства и услуг, % от ВРП)
«Кладовая» – стратегический запас
1. Освоение ресурсов на основе вахтового метода 2. «Закрытая» территория
Освоение ресурсов в изоляционистском режиме, углубление «провинциальности»
Стратегические проекты (ГПК, шельфовые месторождения, порт)
Быстрое сокращение населения области и Мурманска, консервация и сжатие системы расселения в силу «обезлюдения» технологий и по мере истощения ресурсов
60/40
Терминал и «База флота»
1. Активная стратегия комплексного освоения с опорой на развитые городские системы 2. «Закрытая» территория
Мобилизационная (изоляционистская) реиндустриализация, редуцированная модернизация (c приоритетом «стратегических» секторов), углубление «провинциальности»
Порт и база флота, шельфовые проекты, судоремонт и ГПК, наука, рыба, редуцированная городская экономика (платные услуги и бюджетная сеть)
Сокращение населения области и Мурманска, сжатие системы расселения при стабилизации и сохранении поселениями «стратегической функции»
50/50
«Мировые ресурсы»
1. Освоение ресурсов на основе вахтового метода 2. Открытое для международных обменов пространство
Реализация стратегических проектов с широким участием иностранных партнеров, сохранение «провинциальности»
Стратегические проекты (ГПК, шельфовые месторождения, порт), рыбный комплекс, туризм
Сокращение населения области и Мурманска, сжатие системы расселения в силу обезлюдения технологий и по мере истощения ресурсов
45/55
«Стратегический центр освоения Арктики»
1. Активная стратегия комплексного освоения с опорой на развитые городские системы 2. Открытое для международных обменов пространство
Мощный рывок развития городов, приобретение Мурманском статуса стратегического центра освоения Арктики, преодоление «провинциальности», комплексная реиндустриализация и модернизация на принципах устойчивого развития
Городская экономика (HORECA, развлечения, сложные деловые услуги, реклама, PR, деловой туризм, конгрессы, экономика столичной функции в Мурманске), стратегические проекты и кластеры «вокруг» них (морская деятельность, горно-металлургический и горно-химический кластеры, транспортно-логистический кластер), а также рыбопромышленный и аквакультурный кластер, туристический кластер
Сокращение населения области и рост населения Мурманска. Сохранение матрицы системы расселения при глубокой модернизации ее сути. Стирается граница между постоянным и временным населением. «Новое население» и новые инфраструктуры
35/65
Сценарий «Стратегический центр освоения Арктики» является наиболее амбициозным и одновременно в полной мере соответствует модернизационной повестке дня и амбициям России в отношении Арктики. Этот сценарий принят как целевой. При этом сценарий «Мировые ресурсы» является в высокой мере вероятным – его реализация возможна при условии пассивной позиции региона в отношении стратегических проектов и возможностей, которые они с собой приносят, а также ввиду недооценки перспектив складывания полноценного трансграничного экономического и культурного макрорегиона в Арктике.
7. Миссия (цели) и задачи органов власти и видение Мурманской области
Стратегия социально-экономического развития Мурманской области является основополагающим документом системы управления развитием региона, его экономики, социальной сферы, человеческого и культурного потенциала. Она фиксирует согласованные позиции таких разноплановых игроков, как государственная власть (в т.ч. учитывает приоритеты, планы и позиции федеральных органов власти), общество, бизнес и наука, по поводу планов развития и является руководством к действию региональных органов исполнительной власти (РОИВ). В своих действиях, связанных с управлением социально-экономическим развитием региона, органы власти Мурманской области ориентируются на видение и опираются на понимание миссии (системы общих долгосрочных целей) РОИВ.
7.1. Миссия и задачи РОИВ
Миссия (главная долгосрочная цель) органов государственной власти Мурманской области состоит в обеспечении высокого воспринимаемого качества жизни населения и социальной стабильности, широких возможностей развития человеческого капитала и самореализации и благоприятных условий (в пределах полномочий региона) для выполнения всего спектра военно-стратегических, исследовательских, освоенческих и экономических задач России в Арктическом макрорегионе и бассейне Северной Атлантики:
Основными задачами РОИВ в рамках стратегии социально-экономического развития Мурманской области являются:
1. Привлечение инвестиций в экономику Мурманской области.
2. Стимулирование развития новых секторов, интенсивных с точки зрения использования знаний, новых технологий и иных инноваций, опирающихся на потенциал инвестиций в рамках стратегических проектов, изменений в запросах общества и тенденции к интеграции в глобальные системы отношений и рынки.
3. Городское развитие – модернизация и трансформация городов. Разнообразие, современный комфорт и удобство городов, «городская экономика» возможностей.
4. Развитие человеческого потенциала Мурманской области по следующим направлениям:
-здоровье человека;
-образование, знания и ключевые компетенции как основа успешной самореализации, социальной интеграции и формирования качественного рынка труда;
-ценности коммуникации, открытости, индивидуальной и социальной ответственности и активной жизненной позиции.
5. Обеспечение стабильности общества и сокращение неравенства путем создания равных возможностей и доступа к инфраструктуре, сервисам и общественным благам.
6. Модернизация и развитие инфраструктуры области на основе передовых технологий.
7. Устойчивое развитие и жизнедеятельность на Кольском полуострове: эколого-средовой аспект, рачительное пользование природными ресурсами и потенциалом территории, стабилизация людности.
8. Формирование позитивного и яркого международного и национального имиджа Мурманской области. Бренд «Стратегический центр освоения Арктики».
продолжение
--PAGE_BREAK--