Реферат по предмету "Экономика"


Открытая экономика критерии, факторы и последствия открытости

--PAGE_BREAK--Факт экспорта фиксируется в момент пересечения продукцией границы страны или предоставления услуги иностранному партнеру.
Квотирование.Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота — количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

• экспортные — вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке;

• импортные — вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств. [6, с. 234]

Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Рассмотрим в качестве примера экономические последствия установления квот на импорт. Предположим, что страна является импортером зерна (рис. 2.1, где  – спрос на зерно в данной стране, а  – внутреннее производство зерна). В условиях свободной торговли внутренняя цена на зерно не отличается от мировой цены и равна . При такой цене отечественные производители не могут обеспечить всю потребность страны в зерне и объем импорта составляет   — . Если правительство хочет ограничить объем импорта и устанавливает квоту размером Q, то общее предложение зерна на внутреннем рынке с учетом импорта может быть представлено в виде кривой  + Q. Теперь при цене, равной мировой, возникает разрыв между спросом и предложением: в результате количественного ограничения импорта часть спроса на зерно оказывается неудовлетворенной и это приводит к росту внутренней цены до . Более высокий уровень внутренней цены стимулирует рост отечественного производителя зерна до , но одновременно спрос сокращается до .

        + Q

                                                                                    

                                                             квота

                                                            Q                  

                                              Внутренняя цена с учетом квоты

     a         b      c    d        e      Мировая цена

                      Q

Рис. 2.1 Влияние импортной квоты

Мы можем теперь оценить последствия квотирования импорта для благосостояния. Потребители в результате роста цены несут потери (область a+b+c+d+e). Отечественным производителям введение квоты выгодно – они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по более высокой цене. Размер их дополнительного выигрыша составит область a. Область c+dпредставляет собой либо доход государства, если лицензии продаются (цена лицензии в условиях конкуренции должна будет примерно соответствовать ожидаемому приросту внутренней цены), либо дополнительный выигрыш импортеров, если они получат лицензии бесплатно. В любом случае этот выигрыш распределяется между теми, кто выдает лицензии, и теми, кто их получает.

Таким образом, в результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом, равные области b+e.

Государство предпочитает использовать квоты как средство ограничения импорта, т. к. квота дает гарантию, то импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен; квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики; использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям. Вместе с тем использование квот на импорт может приводить к дополнительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики. С другой стороны, само распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах в условиях честной конкуренции импортеров и поэтому в лучшем случае приводит к произвольным и потому недостаточно эффективным административным решениям, а в худшем – к развитию коррупции. [10, с. 84-86]

Последствия введения экспортной квоты для экономики страны-импортера носит еще более негативный характер, чем при использовании импортной квоты. Если импорт в данную страну в результате соглашения с торговыми партнерами об экспортной квоте составляет величину Q(рис. 2.2), то внутренняя цена растет, спрос сокращается, предложение со стороны отечественных производителей увеличивается и т. д. Однако вместо того, чтобы получить доход от продажи импортных лицензий на аукционе, государство теперь как бы отдает эту часть выигрыша зарубежным экспортерам (область c+d). Кроме того, даже после введения экспортной квоты обычно сохраняется тариф, которым раньше облагался импорт данного товара (на рисунке 2.   — мировая цена,  – внутренняя цена с учетом тарифа,   — внутренняя цена с учетом экспортной квоты). Поскольку импорт сокращается, то сокращается и доход государства от импортного тарифа (область f+g). [10, с. 87]

        + Q

                                                                                    

                                                             квота

                                                            Q                  

                                               Внутренняя цена с учетом квоты

      a         b      c      d       e    

                                        

                      Q

Рис. 2.2 Влияние экспортной квоты

В соответствии с простейшей кейнсианской моделью открытая экономика отличается от закрытой только тем, что в первой учитывается внешняя торговля — экспорт и импорт. При этом импорт (IM), как потребление и сбережения, считается эндогенной переменной, зависящей от объемов доходов [IM(Y)]. Эта функциональная зависимость многократно подтверждена эмпирически и основана на том, что потребление импортной продукции может рассматриваться как составная часть национального потребления в целом наряду с потреблением продукции, произведенной внутри страны. Поэтому и изменения в уровне импорта ∆IM, так же как и изменения в уровне сбережений ∆S, вызываются, стимулируются развитием дохода, или, как принято говорить, индуцируются тенденциями развития дохода. Как и сбережения, импорт считается утечкой капитала из экономики, поскольку средства резидентов тратятся на товары, произведенные за рубежом. Экспорт (X), как и инвестиции, полагается экзогенной переменной, независящей от объемов дохода в данной стране и определяемой спросом других стран на ее продукцию. Следовательно, любые изменения в уровне инвестиций ∆Iи уровне экспорта ∆Х являются автономными от уровня дохода. Так же как и инвестиции, экспорт считается инъекцией средств в национальную экономику за счет сбережений других стран.

Графики импорта и экспорта строятся аналогично графикам сбережений и инвестиций (рис. 2.3).

 

Рис. 2.3. Модель доходов-расходов: функции экспорта и импорта

Экспорт, не зависящий от доходов, является прямой линией, параллельной оси доходов (Y). Импорт, зависящий от доходов, является наклонной прямой, определяемой функцией типа

IM(Y) = imY + d,               (2.1)

где d — точка пересечения с вертикальной осью, на которой отложены экспорт и импорт, показывающая уровень импорта при нулевом уровне дохода за счет иных источников, например кредитов, прошлых сбережений. Величина dназывается автономным импортом, т.е. импортом, не зависящим от уровня доходов. Величина im* Yназывается автономным импортом, показывающим размер импорта, зависящего от уровня дохода. Угол наклона прямой imпоказывает изменение в объеме импорта ∆IMв результате изменения в уровне дохода ∆Yи называется предельной склонностью к импорту.

Предельная склонность к импорту — изменение в уровне импорта (∆im) в результате получения дополнительной единицы дохода (∆Y):

           im= .                       (2.2)

Поскольку доход тратится не только на импорт, но и на внутреннее потребление и сбережение, его увеличение на единицу ведет к росту импорта значительно меньше, чем на единицу, т.е. 0

    I+ X= S(Y) + IM(Y).         (2.3)

Если перенести импорт и экспорт в одну сторону, а инвестиции и сбережения — в другую, то получится известное из общей теории экономики уравнение, говорящее, что превышение внутренних инвестиций над сбережениями должно финансироваться за счет положительного сальдо торгового баланса, по сути за счет притока капитала из-за рубежа. Малая открытая экономика находится в состоянии равновесия, когда выполняются условия уравнения (2.3). Графически это означает, что изображенные на рисунке 6.3 параметры функции инвестиций должны быть увеличены на размер экспорта, а сбережений — на величину импорта. В результате горизонтальная прямая графика инвестиций (I) сместится вверх на уровень I + X, а прямая функции сбережений не только сместится вверх на размер не зависящего от уровня сбережений импорта d, но и увеличит угол наклона по отношению к оси доходов (Y) на размер предельной склонности к импорту im. В результате изначальное равновесие в открытой экономике возникнет в точке А, где прямая суммы инвестиций и экспорта пересечет прямую функции суммы сбережений и импорта (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Корректировка дохода в открытой экономике

Проблема макроэкономической корректировки для малой открытой экономики встает тогда, когда возникает некоторое изменение внешних условий ее функционирования. В простейшем случае, например, за рубежом неожиданно увеличивается спрос на экспортные товары данной страны. Причин, почему это может произойти, масса. Например, страна — главный торговый партнер —снизила импортные пошлины, что привело к падению цены импортных товаров на ее внутреннем рынке и увеличению спроса на них. Или возросшие цены на нефть привели к росту спроса на небольшие экономичные автомашины, которые данная малая экономика как раз и экспортирует. Или сама эта страна внедрила новые технологии в производство экспортных товаров, снизила их себестоимость, в результате чего спрос на них из-за рубежа возрос. Если в малой открытой экономике увеличивается экспорт, что связано обычно с ростом спроса на национальные товары из-за рубежа или ростом конкурентоспособности национального экспортного сектора, то ее график переместится несколько выше, например на уровень I+ Х'. Более высокий уровень доходов от возросшего экспорта приводит к повышению уровня дохода с Yaдо Yb, что позволяет тратить больше средств на сбережения и импорт. В результате точка экономического равновесия перемещается на уровень В.

Из уравнения (2.3) следует, что если сумма инвестиций и экспорта равна сумме сбережений и импорта, то их изменения в результате изменения одного из слагаемых также должны быть равны, т.е.

          ∆I— ∆Х = ∆S(Y) + ∆IM(Y).               (2.4)

Изменения в уровне инвестиций и экспорта, по определению, автономны от уровня дохода. А изменения в сбережениях и импорте, напротив, индуцируются им, что алгебраически вытекает из формул, определяющих, соответственно, предельную склонность к сбережениям и импорту. Если выразить из них, соответственно, ∆S и ∆M и подставить их значения в правую часть уравнения (2.4), то

∆I + ∆Х = s∆Y + im∆Y. (2.5)

Откуда

∆Y= (, (2.6)

где множитель к' = 1 / (s + im) является мультипликатором малой открытой экономики. [с. 199-200]

Результаты экономической деятельности разных стран оцениваются в национальной валюте. Соответственно сопоставление этих результатов происходит исходя из сложившегося курса национальных валют. В этой связи ключевое значение для понимания функционирования открытой экономики имеет выяснение механизма образования валютных курсов.

Под валютным курсом понимают цену единицы национальной валюты, выраженной в единицах иностранной валюты.

Термин номинальный обменный курс совпадает с термином валютный курс и отражает паритет, соотношение, в котором валюта одной страны обменивается на валюту другой страны. Понятие реальный валютный курс отражает реальное соотношение покупательной способности валют разных стран. Реальный валютный курс зависит от трех параметров: номинального валютного курса, уровня цен в стране и уровня цен за рубежом.

Уровень реального валютного курса имеет существенное значение для международного обмена товаров, услуг, других видов активов.

В реальной жизни реальный валютный курс, как правило, отклоняется от паритета покупательной способности. В таком случае говорят о том, что валютный курс занижен или завышен. Например, в Республике Беларусь, как и в остальных государствах с трансформационной экономикой, валютный курс занижен. На практике это означает, что экономические субъекты, покупая за границей товары исходя из сложившегося обменного курса белорусского рубля, должны отказаться от большего количества такого же товара внутри страны (доступного за данную сумму).

Состояние реального валютного курса существенным образом влияет на размер национального богатства национальной экономики. Состояние реального валютного курса национальной экономики оказывает важное влияние на состояние экспорта и импорта национальной экономики. Падение валютного курса делает национальные товары относительно более дешевыми на зарубежных рынках и облегчает экспорт, и наоборот, импорт делает более дорогим. В свою очередь положительное сальдо торгового баланса стимулирует рост национального производства и дохода. [7, с. 284-291]

Платежный баланскакой-либо страны – это статистический отчет о всех экономических сделках между ее резидентами и внешним миром. Платежный баланс включает счет текущих операций NX, счет движения капитала КА и изменение официальных резервных активов ∆R. Сумму NX  и KAобыно называют балансом официальных расчетов BP.

                                                 BP=NX+KA.                          (2.7)

В том случае, когда баланс официальных расчетов отражает чистую покупку иностранных товаров, услуг и активов, органы валютного регулирования должны финансировать дисбаланс путем использования резервов иностранной валюты, хранящихся в Центральном банке, или через заимствование на внешних финансовых рынках.

                                                 NX+KA=∆R.                             (2.8)

Платежный баланс, включающий официальные резервные активы в сумме составляет ноль.

Баланс текущих операций NXявляется важнейшим показателем состояния платежного баланса в целом, поскольку он определяет масштабы и направления внешнего заимствования. В случае превышения импорта над экспортом, отрицательный баланс текущих операций должен быть покрыт за счет займов на внешних рынках, равных по величине дефициту баланса текущих операций.

Таким образом, если счет текущих операций NXпредставить как сумму источников его финансирования, мы имеем:

                                           NX=∆R-∆KA=∆NFA                      (2.9)

где: ∆R– изменение в чистых резервах иностранной валюты; ∆KA– изменение в чистых ликвидных обязательствах перед внешним миром (приток капитала означает увеличение ликвидных обязательств страны перед внешним миром, а отток капитала – увеличение ликвидных требований страны к внешнему миру).

Разность между ∆Rи ∆KAхарактеризует величину изменения чистых зарубежных активов страны ∆NFA. ∆NFA– это чистое увеличение ликвидных требований страны к внешнему миру.

NXпоказывает, насколько в целом увеличиваются чистые внешние активы страны. Если совокупные расходы страны меньше дохода и NXположителен, увеличиваются ее ликвидные требования к внешнему миру. Положительное сальдо счета текущих операций означает чистое увеличение иностранных валютных резервов и отток капитала из страны. Если совокупные расходы страны превышают доход и NXотрицателен, увеличиваются ликвидные требования иностранцев к данной стране. Отрицательное сальдо баланса текущих операций означает уменьшение иностранных валютных резервов и приток капитала в страну. [9, с. 233-234]

Платежный баланс объединяет связи всех секторов и всех экономических единиц с внешним миром, поэтому его основные компоненты зависят от этих компонентов в соответствующих секторах.

Взаимосвязь счетов платежного баланса. Взаимосвязь текущего счета и счета движения капитала может быть представлена алгебраически путем последовательных преобразований основного макроэкономического тождества:

Y=C+I+G+Xn                                                      (2.10)

Y-C-G=C+I+G+Xn-(C+G)

    Sn   =I+Xn, где Sn– национальные сбережения

(I-S)+Xn=0 (в режиме гибкого валютного курса без вмешательства ЦБ)

Величина (I-S) представляет собой избыток внутренних инвестиций над внутренними сбережениями и характеризует сальдо счета движения капитала. Счет текущих операций фиксирует, каким образом формируется сумма, получаемая из-за границы в обмен на отечественный чистый экспорт. Поэтому величина Xnотражает сальдо счета текущих операций.

Из основного макроэкономического тождества следует, что счет движения капитала и текущий счет платежного баланса уравновешивают друг друга, т. е.

X-M=Xn=-(I-S)=S-I                                                   (2.11)

     внешний баланс        внутренний баланс

Это означает, что дефицит платежного баланса по текущим операциям финансируется в основном чистым притоком капитала на счет движения капитала:

Долл.       70                                                                                                                   млн.долл.

за             60                                                      Импорт РБ                                       

баррель    50                                                                                      Экспорт РБ

                 40

                 30

                20

                 10                                                                Внешнеторговое сальдо         

                  0                                                                                                                 -3000

                             2001         2002           2003          2004         2005         2006

Рис. 3.1. Динамика внешней торговли Беларуси и мировых цен на нефть

Географическое положение Бе­ларуси обусловило функциониро­вание ее промышленности как «сборочного цеха» в народнохозяй­ственном комплексе СССР. Наибо­лее значительными видами про­дукции, выпускаемыми предприя­тиями Министерства промышлен­ности, были и остаются тракторы, а также грузовые автомобили и се­дельные тягачи. Но трактовка со­временной белорусской промыш­ленности как «сборочного цеха» не совсем корректна. В частности, страна не только импортирует, но и экспортирует двигатели внутрен­него сгорания. В 2006 году прирост стоимостного объема импорта этой продукции составил 10 386 тысяч долларов, а экспорта — 13 245,4 тысячи долларов, то есть, по мень­шей мере, на четверть больше. Увеличение стоимостного объема импорта частей и оборудования для автомобилей и тракторов со­ставило 23 658,5 тысячи долларов, а экспорта — 17 291,4 тысячи дол­ларов. И этой крупнейшей товар­ной группе мы видим вполне сопо­ставимые величины, характеризу­ющие производственные связи промышленности республики.

Стоимостный объем импорта частей и оборудования для автомо­билей и тракторов увеличился на 73,8 процента за счет роста физи­ческого объема и только на 26,2 процента — за счет роста цен, то есть ценовые условия поставок то­варов этой группы были благопри­ятными. Это в немалой степени способствовало тому, что грузовых автомобилей было реализовано на мировом рынке на 14,3 процента больше, чем в предыдущем году. Прирост экспорта тракторов соста­вил 7,2 процента, а цены на них увеличились на 18,5 процента.

Удельный вес стоимостного объема экспорта названных това­ров и товарных групп составляет более 40 процентов стоимости всей продукции, поставляемой Минис­терством промышленности на ми­ровой рынок. Их столь высокая значимость предопределяет поло­жение дел во всей этой отрасли, рентабельность реализации про­дукции которой достигла почти 14 процентов. Рост этого ключевого экономического показателя соста­вил 1,4 процентного пункта.

Заметный рост рентабельности в 2006 году характерен для боль­шинства отраслей, до которых до­водятся показатели развития про­изводства. Вместе с тем рентабельность концерна «Белнефтехим» за­метно снизилась (на 2,6 процент­ного пункта). Основным факто­ром, обусловившим такую дина­мику рентабельности этого кон­церна, с одной стороны, и осталь­ных министерств и концернов — с другой, является соответствующее регулирование цен нефтепродук­тов на внутреннем рынке.

В этой связи следует констати­ровать, что высокие цены на неф­тепродукты, поставляемые на внутренний рынок, — значимая, но не единственная причина увеличе­ния отрицательного внешнеторго­вого сальдо. Одной из важнейших причин также являются высокие темпы развития производства. Оценивать внешнеторговую дея­тельность по величине отрицатель­ного внешнеторгового сальдо не совсем корректно. Ее обязательно необходимо сопоставлять с объе­мом ВВП. Такое сопоставление по­казывает, что отношение величи­ны сальдо к ВВП в 2006 году не только не увеличилось, но и не­сколько снизилось (на 0,26 про­центного пункта) по сравнению со среднегодовым за 2001—2005 го­ды (таблица 3.2) [8, С. 18-23].

Таблица 3.2.

Динамика внешней торговли Беларуси

Годы

Экспорт, млн. дол.

Темп роста, %

Импорт, млн. дол.

Темп роста, %

Сальдо, млн. дол.

1

2

3

4

5

6

2001

7450,6

101,6

8286,4

96,8

-729,9

2002

8020,9

107,7

9092,3

109,7

-1071,4

2003

9945,9

124

11558

127,1

-1612,4

2004

13773,7

138,5

16490,8

142,7

-2717,1

2005

15979,3

116

16708,1

101,3

-728,8

2006

19738,5

123,5

22323,2

133,6

-2584,7

2007

24275

123

28693

129,5

-4418



Правительствами новых индус­триальных стран и государств с переходной экономикой обычно разрабатываются правила и реко­мендации по импорту оборудования, сырья и материалов для про­изводства изделий на экспорт. Бес­пошлинный ввоз продукции разре­шается только предприятиям тех отраслей, которые в состоянии ре­ализовать свою продукцию на ми­ровом рынке по ценам, превышаю­щим определенный минимум, ус­тановленный государством.

Стимулирование замещения импорта рассматривается прави­тельствами как краткосрочная цель, без реализации которой фор­мирование конкурентоспособных предприятий-экспортеров крайне затруднительно. Множество фирм первоначально развивалось для за­мещения импорта, а затем стали ведущими экспортерами.

Рассмотрим показатели, характеризующие открытость экономики Беларуси в различные периоды [11].

Таблица 3.3.

Показатели открытости экономики Беларуси

Год

ВВП, млрд. руб.

Экспорт, млрд. руб.

Импорт, млрд. руб.

Экспортная квота

Импортная квота

2003

36565

20886

24271,8

0,571

0,664

2004

49992

29063

34796

0,581

0,699

2005

65067

33715,7

35253,9

0,518

0,541

2006

79231

42033,4

47607,6

0,531

0,601

2007

96042

52086,1

61363,2

0,542

0,639
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Итак, уровень экспортной квоты в Беларуси колеблется на уровне 0,53 – 0,58, а импортной – 0,6 – 0,7 При этом объем импорта более нестабилен по сравнению с экспортом.

В настоящее время РБ реализует качественно новый этап социально-экономического развития. Суть его в том, что государство осуществляет постепенный переход к максимально широкому использованию механизмов рыночных механизмов и методов управления экономикой.

В нашей стране – единственной в СНГ – принят Инвестиционный кодекс, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности. Так же создан Консультативный совет по иностранным инвестициям, работа которого ориентирована на улучшение инвестиционного климата. Активная работа по совершенствованию инвестиционного и налогового законодательства позволит нам и далее повышать инвестиционную привлекательность республики.

Все эти меры уже дают неплохой эффект. В 2007 году в сравнении с 2006-м приток иностранных инвестиций возрос более чем на 34%, и данный процесс идет по нарастающей. В последние годы сформировалась положительная тенденция поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. По данным Министерства статистики и анализа, общий объем иностранных инвестиций по результатам 2006 года составил 4036,1 млн. долларов, что в 2,2 раза больше, чем за 2005 год. В 2007 году в страну поступило 5421,9 млн. долларов (по сравнению с 2006 г. объем инвестиций увеличился в 1,3 раза). В текущем году работа по привлечению иностранных инвестиций еще более усилена, есть масса предложений то потенциальных инвесторов стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. В результате за первый квартал 2008 г. объем иностранных инвестиций составил 2,13 млрд. долларов против 1,24 млрд. в первом квартале 2007 г. – рост в 1,7 раза.

С целью повышения инвестиционной привлекательности в стране создана межведомственная рабочая группа. Так же Президентом РБ подготовлены проекты Декрета «Об активизации привлечения прямых иностранных инвестиций» и Указа «О некоторых мерах по реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних государственных займов»; принято 16 нормативных документов о туризме. Указом главы государства от 4 марта 2008 года №144 отменено действие особого права государства на участие в управлении хозяйственными обществами. Это решение подтверждает открытость белорусской экономики и будет способствовать повышению инвестиционного рейтинга РБ и увеличению притока иностранных инвестиций в страну.

Для иностранных инвесторов интерес представляет в первую очередь вложение средств в такие отрасли белорусской экономики, как промышленность, строительство, торговля и общественное питание, транспорт. Основными странами-инвесторами в экономику Беларуси являются Великобритания, Швейцария, Германия, Россия, Австрия. [17, с. 6-9]

Пример платежного баланса РБ в таблице (табл. 3.4).

Таблица 3.4

Основные показатели Платежного баланса Республики Беларусь за 2001 – 2007 гг.
млн. долларов США

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Счет текущих операций

— 400,8

— 333,8

— 426,2

— 1 193,3

 435,5

— 1 448,4

— 3 059,9

Товары, сальдо

— 854,2

— 980,0

— 1 321,2

— 2 271,8

— 637,6

— 2 269,0

— 4 071,0

экспорт (в ценах ФОБ)

 7 334,1

 7 964,7

 10 076,1

 13 942,2

 16 108,8

 19 834,7

 24 328,9

импорт (в ценах ФОБ)

— 8 188,3

— 8 944,7

— 11 397,3

— 16 214,0

— 16 746,4

— 22 103,7

— 28 399,9

Услуги, сальдо

 348,5

 498,5

 658,7

 776,5

 979,4

 737,5

 1 233,3

Счет операций с капиталом

 56,3

 52,7

 68,9

 49,3

 40,5

 74,3

 92,2

Финансовый счет

 446,4

 670,9

 356,9

 1 129,6

— 45,7

 1 673,3

 5 241,1

Прямые инвестиции

 95,5

 453,3

 170,3

 162,5

 302,5

 351,0

 1 770,0

Ссуды

 302,5

 281,8

 72,6

 197,8

 305,9

 1 127,7

 3 540,6

Валовые официальные резервы

 5,2

— 100,9

 13,8

— 255,8

— 539,2

 1,4

— 2 778,1

ВВП в млрд. рублей

 17 173,2

 26 138,3

 36 564,8

 49 991,8

 65 067,1

 79 267,0

 96 087,2

в млн. долларов*

 12 330,1

 14 571,8

 17 755,4

 23 133,3

 30 220,2

 36 970,6

 44 765,1

Текущий счет в процентах к ВВП

— 3,3

— 2,3

— 2,4

— 5,2

 1,4

— 3,9

— 6,8

Валовые официальные резервы

 359,4

 477,8

 498,9

 770,2

 1 296,5

 1 382,9

 4 182,1

(на конец периода)

Средне- и долгосрочный внешний долг

 1 113,4

 1 411,9

 1 410,6

 1 095,0

 1 477,8

 2 065,9

 4 629,5

(на конец периода)

Краткосрочный внешний долг

 1 865,2

 2 482,8

 2 764,3

 3 840,4

 3 650,4

 4 778,2

 7 864,0

(на конец периода)

Примечание:

* — при пересчете ВВП в доллары США использован средний официальный курс белорусского рубля. Источник: www.nbrb.by
Процессы глобализации, обострение конкуренции на мировом рынке, энергетический и продовольственный кризисы в различных регионах планеты, безусловно, оказывают влияние на состояние и перспективы социально-экономического развития нашей страны. Вместе с тем объективными факторами, способствующими улучшению бизнес-климата в Беларуси, являются ее политическая, экономическая и социальная стабильность, выгодное географическое положение, благоприятные природно-климатические условия проживания и организации трудовой деятельности.

Наша страна находится в географическом центре Европы, но вместе с тем у нее уникальное положение в системе международных экономических отношений. Она граничит с тремя странами Евросоюза – Польшей, Литвой, Латвией – и крупнейшими в экономическом отношении государствами СНГ — Россией и Украиной. Беларусь является одним из учредителей ООН и полноправным членом многих международных организаций.

Именно Россия является крупнейшим торгово-экономическим партнером Беларуси: на ее долю приходится половина всего объема внешней торговли нашей страны. За 2007 год наш взаимный товарооборот превысил 26 млрд. долл., увеличившись на 30,7% по сравнению с 2006 годом. С целью углубления двусторонних экономических связей нам необходимо переходить на качественно новый уровень сотрудничества. Например, более активно работать над реализацией совместных экономических программ и проектов – как в рамках Союзного государства, так и на региональном уровне. При этом основной интерес представляет организация производств по выпуску высокотехнологичной и наукоемкой продукции, ориентированной на внешние рынки.

Необходимо отметить, что ЕС – также важнейший торгово-экономиеский партнер РБ, взаимовыгодные отношения с которым являются для нас одним из приоритетов внешней политики. За период с 2000 г. основные показатели торгово-экономического сотрудничества значительно увеличились. Так белорусский экспорт в страны ЕС увеличился более чем в 15 раз и составил по итогам 2007 г. почти 11 млрд. долл. Положительное сальдо внешней торговли со странами ЕС составило более 4 млрд. долл. За январь-март 2008 года экспорт в государства ЕС увеличился почти в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., увеличился и наш товарооборот [17, с. 9-13].

Объем валового внутреннего продукта, по оценке, в январе-сентябре 2008 г. составил в текущих ценах 93164,8 млрд. рублей и увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2007 г. в сопоставимых ценах на 10,7%. Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 30,2%, сельского хозяйства – 8,6%, строительства – 8,8%, транспорта и связи – 8%, торговли и общественного питания – 10,3%.

Темпы роста добавленной стоимости в основных отраслях экономики в январе-сентябре 2008 г. к соответствующему периоду 2007 г. в сопоставимых ценах составили: промышленность – 117,2%, сельское хозяйство – 107,4 %, строительство – 122,9%, транспорт и связь – 106,4%, торговля и общественное питание – 119,1% [13].

Таким образом, у наших стран и народов есть хорошая динамика и широкие перспективы развития добрососедских отношений во всех областях. Наша страна открыта всему миру для делового взаимовыгодного сотрудничества.

Программе социально-экономического развития на 2006-2010 гг., одобренной на 3-м Всебелорусском народном собрании, предшествовали 2 пятилетия, за которые Беларусь практически удвоила ВВП. Среднегодовой темп экономического роста все 10 лет равнялся 6,3%. На текущую пятилетку запланировано повышение в 46-55%, или в среднем за год на 7,5%. В 2006 году оно составило 9,9%.

Успехи белоруской модели наиболее впечатляют темпами наращивания экспорта товаров и услуг: в 1993 г. – 2 млрд. долл., в 2006 г. – 22 млрд., рост в 11 раз.

Инвестиции за 2006 г. выросли на 32,4%  при прогнозе 13-14%.

Наконец, Беларусь успешно использовала преимущества географического положения. Это создание нефтехимического кластера, и транспортные услуги. Экспорт последних за десятилетие увеличился более чем в 2 раза и, по данным Всемирного банка, дает почти 5% ВВП.

Беларусь сумела избежать деиндустриализации, сохранить и приумножить внешнеэкономические связи. Всемирный банк свой отчет 2005 г. назвал «Беларусь: окно возможностей для повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивых темпов экономического роста». Действительно, прошедшее десятилетие открывает многообещающие перспективы в этом плане. Воспользуемся ли мы имеющимся шансом, зависит только от нас. Сохраним вектор социально-экономического развития страны и придадим ему нужную инновационную динамику – значит, к 2020 г. минимум выйдем на нынешний среднеевропейский уровень жизни в 25 тыс. долл. ВВП на человека и тем самым повысим авторитет и привлекательность сильной и процветающей Беларуси в культурной, научной, идейной сферах глобального мира. [6, с. 65-69]

Согласно исследованиям Е. Н. Петрушкевича, для Республики Беларусь возможны следующие альтернативы вхождения в глобальную экономику: через развитие Беларуси как малой открытой экономики; посредством развития во взаимодействии со страной-сателлитом, которым является государство — основной импортер и экспортер товаров и инвестиций для Беларуси; через развитие в зависимости от задач, стоящих перед интеграционной группировкой, членом которой является или собирается стать Беларусь; в результате развития под доминирующим руководством международной экономической организации [14, с. 15-23].

Обратимся к институциональному аспекту обоснования открытости экономики РБ. Отметим, что оценка реальной открытости национальных экономик не может быть аргументирована без учета структуры экспорта и движения капиталов, а также таможенной, валютной, налоговой, кредитной и инвестиционной политик, влияющих на формы и масштабы взаимодействия стран с внешним миром.

Институциональными критериями открытости являются:

§                         свободный выбор внутреннего и внешнего партнера в рыночных отношениях;

§                         степень допуска на внутренний рынок иностранных конкурентов;

§                         сопоставимость внутренних и мировых цен;

§                         конвертируемость национальной валюты;

§                         наличие финансового рынка и его инфраструктуры, отвечающих требованиям мировых стандартов. [4, c. 57-58]

Основные цели таможенного тарифа РБ:

·     рационализация товарной структуры ввоза товаров в РБ;

·     поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РБ;

·     создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства

и потребления товаров в РБ;

·     защита экономики РБ от неблагоприятного воздействия иностранной

конкуренции;

·     обеспечение условий для эффективной интеграции РБ в мировую экономику.

Общий режим внешней торговли Республики Беларусь выглядит следующим образом: 1) средняя ставка тарифов составляет 14 %; 2) максимальная тарифная ставка равна 30 % (не считая 100 % тарифа на этиловый спирт); 3) минимальная тарифная ставка составляет 1 %, причем существуют и нулевые ставки; 4) ненулевые тарифные ставки распространяются примерно на 10 тыс. наименований продукции.

При анализе открытости экономики в первую очередь следует оценивать степень валютных, таможенных, лицензионных ограничений, косвенных налогов, торговых субсидий.

При анализе удельного веса доходов от внешнеэкономической деятельности в структуре бюджета РБ выявляется следующая особенность: варьирует от 6,9% до 5,7%. То есть по уровню положения бюджета удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности, он примерно равен доле подоходных налогов и даже акцизов. Для сравнения: в европейских странах, в частности в Германии, этот показатель составляет не более 2-3%. Следовательно, уровень протекционизма в РБ достаточно высок.

Концепция протекционизма, как способа поддержания отечественных производителей, весьма распространен в Беларуси, о чем свидетельствует высокий уровень таможенной пошлин и нетарифных ограничений для товаров из других стран, в том числе из стран СНГ.

Если в странах-участниках ВТО эти ограничения составляют 4-5%, то в странах таможенного союза стран СНГ – 14-15% (в 3 раза выше).

В теоретических курсах под малой открытой экономикой (МОЭ) понимают экономику, представляющую собой небольшую долю мирового рынка и не оказывающую влияния на мировую ставку процента. Эта часть определения МОЭ применима и к РБ. Однако этим не ограничивается определение МОЭ, оно имеет ряд расшифровок. К примеру ставка процента в МОЭ не уравновешивается инвестициями и сбережениями, как в закрытой экономике, а равна мировой ставке процента, преобладающей на мировых финансовых рынках. Эта характерная черта МОЭ не присутствует в РБ.[4, c. 59-60]

Но глобализация имеет не только положительные последствия. Ее развитие непредсказуемо и таит в себе множество скрытых экономических и социальных проблем. Новые риски и страх перед неизведанным объединяют антиглобалистов против глобализации.[16, с. 15]

В научных юридических исследованиях и действующем законодательстве Республики Беларусь, касающихся базовых подходов правового регулирования обеспечения внешнеэкономической безопасности государства, существует значительный пробел.

Единственным нормативным документом, отражающим основы обеспечения экономической безопасности государства в целом, является Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Частично касается направлений правового регулирования внешнеэкономической безопасности государства Закон «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь».

Исходя из национальных экономических интересов к основным внешнеэкономическим угрозам Республики Беларусь, которым необходимо дать правовую характеристику в действующем законодательстве, относятся: изоляция в мировом экономическом пространстве с дискриминацией в торговле со стороны международного сообщества (отсутствие суверенитета в торговой, денежно-кредитной, бюджетно-финансовой политике, нарушение экономических соглашений странами-партнерами и т. д.); низкий уровень конкурентоспособности национальной экономики (утрата производственного потенциала из-за износа основных фондов, снижение инновационной активности, недостаточное развитие отечественных систем сертификации и контроля качества экспортной продукции, реализуемой на рынках промышленно развитых государств, утрата внешнеэкономических позиций в результате вытеснения конкурентами и т. д.); дефицит внешнеторгового баланса и нерациональная структура импорта (зависимость от импорта технологий, отдельных комплектующих изделий, продовольствия, энергоносителей, стагнация аграрного сектора, значительная доля России во внешнеторговом обороте, изменение конъюнктуры мирового рынка и т. д.); отсутствие реальной сбалансированной системы мер по привлечению зарубежных финансовых (инвестиционных) ресурсов (втягивание в долговую зависимость из-за высокого внешнего долга и т. д.); недостаточный экспортный и валютный контроль, незамкнутость таможенной границы (утечка капитала, интеллектуальной собственности и т. д.); неразвитость финансовой, организационной, информационной и транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные операции; правонарушения в сфере внешнеэкономической деятельности.

В целом правовое регулирование обеспечения внешнеэкономической безопасности должно способствовать созданию максимально благоприятных условий для использования преимуществ международных интеграционных процессов для стабилизации и восстановления прогрессивных тенденций развития экономической системы республики; повышению конкурентоспособности отечественного производства, органичному и не дискриминационному встраиванию в мировое хозяйство и, вместе с тем, гарантировать защиту национальных экономических интересов на внутреннем и мировых рынках, эффективное снижение степени уязвимости от внешнеэкономических угроз [2, с. 32-36].

В Республике Беларусь в соответствии с мировыми тенден­циями также функционируют институты, осуществляющие регу­лирующее воздействие на наднациональном, региональном и ме­ждународном уровнях.

Внешнеэкономическая политика разрабатывается с целью развития обеспечения конкурентных преимуществ, защиты на­ционального производства и рынка, создания благоприятных ус­ловий для расширения своего влияния на внешних рынках и уг­лубления международного бизнеса.

Среди стратегических целей внешнеэкономической политики:

• во-первых, развитие экспортного потенциала республики как предпосылки стабилизации экономического роста на базе по­вышения конкурентоспособности реального сектора экономики и сферы услуг, что обусловлено спецификой сложившейся структу­ры национальной экономики республики, ориентацией на вывоз готовой продукции, ввоз сырья и комплектующих изделий в связи с отсутствием своих природных ресурсов и зависимостью отвнешних энергетических и сырьевых носителей. Собственные природные ресурсы в настоящее время покрывают 15 % от по­требности в них. Импортируется около 92 % энергоносителей, 99 % черных металлов и т. д. Ограниченность природных ресур­сов сочетается с использованием высоко энерго-, материало-, тру­доемких технологий производства. Доля энергии в себестоимости продукции достигает 40 %, а материальных затрат — в пределах 50-85 % в зависимости от отраслей. В связи с этим экономика республики зависима, с одной стороны, от ввоза сырья и комплек­тующих изделий, с другой, от реализации производимой продукции. Это определило формирование в Республике Беларусь модели экспортоориентированного и импортозамещающего производства;

• во-вторых обеспечение всесторонней интеграции белорусской экономики в систему мирохозяйственных связей на основе формирования единого экономического пространства с Россией, ассоциированного членства в ЕС, ВТО и ОЭСР.

В связи с данными целями по-новому звучит роль государства. Принципами организации деятельности во внешнеэкономиче­ской сфере являются следующие:

— либерализация внешнеэкономических процессов;

— открытость экономики и встроенность в систему мирохо­зяйственных связей;

— интеграция    в    мировое    экономическое    сообщество    и международное разделение труда;

— равномерное распределение приоритетов и сбалансирован­ность внешнеэкономического сотрудничества;

— экономическая целесообразность и равноправие в торговле;

— экономическая безопасность республики;

— защита белорусских товаропроизводителей;

— доступ к международным ресурсам, имеющим стратегиче­ское значение для экономического развития (капитал, технологии, товары и услуги) [18].

Разработка экономической стратегии в формировании более открытой экономики в РБ должна строиться в первую очередь с учетом следующих критериев:

1. Широкое использование внутренних и внешних инвестиций.

2. Разработка инновационной политики, направленной на постепенное  обновление изношенных производственных фондов, внедрение передовых прогрессивных технологий, подготовка и рациональная реализация соответствующего кадрового потенциала, создание эффективного менеджерского и маркетингового обслуживания.

3. Формирование фискальной политики государства, налоговой системы, предполагающей соблюдение принципов регулируемой рыночной экономики и стимулирующей развитие хозяйства на всех уровнях

4. Вхождение РБ в мировое хозяйство с учетом внутреннего и международного разделения труда, состояния национальной экономики, ее потенциальных ресурсных и производственных возможностей с учетом экономического состояния, географического положения, национальных особенностей.

5. Создание конкурентоспособной продукции.

6. Формирование эффективной таможенной политики, учитывающей степень выгодности движения экспортной и импортной продукции.

7. Создание пакета законодательной базы, обеспечивающего углубление и расширение открытости национальной экономики. [3, с. 13-14]

Составной частью национальной стратегии развития Беларуси должны быть действия государственных и негосударственных институтов по приспособлению к неизбежным процессам глобализации. Институты должны больше внимания уделять внешним факторам, связанным с глобализацией. Ответом на вызовы и угрозы глобализации должны быть специальные механизмы, стимулирующие мировую конкурентоспособность предприятий страны, адаптацию к процессам, происходящим в мировой экономике и охраняющие их от внешних шоков. Внутренняя экономическая политика должна больше внимания уделять регулированию перетока иностранного капитала. Грамотная экономическая политика требует и эффективных негосударственных институтов ее реализации: профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, банкиров, страховщиков и т. п.

Политика и институты должны способствовать трансферту в Беларусь высоких технологий. Инвестиционная политикадолжна быть направлена в первую очередь на привлечение ПИИ, которые повышают наукоемкость национальной экономики, обеспечивают доступ к высоким технологиям, включают страну в европейское и мировое научное пространство. Провозглашенная политика инновационного развития Беларуси может быть реализованатолько при условии интеграции Беларуси в европейское и мировоенаучное пространство, при условии привлечения иностранных инвестиций в сектор интеллектуальных услуг. По данным ЮНКТАД в2004, 2005 гг. до двух третей ПИИ пошли в сектор услуг, что свидетельствует о переориентации потоков капитала из секторов добывающей и обрабатывающей промышленности в доминирующий в постиндустриальной экономике сектор услуг.

Активное участие Беларуси в международной торговле технологиями может позволить перейти от «перелива» новейших технологий в импортированных товарах к освоению новых знаний, воплощенных в импортированных машинах и оборудовании, а также технологий их изготовления. Такое освоение знаний и технологий, воплощения их в машины, для нас особенно важно, так как мы получаем в результате потенциальную возможность преодолеть свое технологическое отставание от более развитых стран мира.

Экономическая политика и институты не должны противопоставлять регионализацию глобализации. В случае Беларуси регионализация в Союз с Россией, а также в Евразэс должныстать двигателем для интеграции с другими регионально интегрированными экономиками. Беларусь наряду с Украиной должныстать своего рода мостом между Евразэс и ЕС.

Экономическая политика и институты должны способствовать повышению конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках.

Итак, белорусская экономика, будучи глубоко вовлеченной в миро­вое хозяйство, естественно, попадает во все большую зависимость от состояния мировой конъюнктуры и национальных экономик, их глобализации и поэтому заинтересована не только в междуна­родной финансовой и экономической стабильности, но внима­тельно следит за происходящими в мире переменами.

Таким образом, оценка степени открытости экономики РБ весьма не однозначна. С одной стороны, по динамике количественных номинальных показателей, характеризующих внешнеторговую деятельность Беларуси, — ее можно оценить как малую открытую экономику. С другой стороны, в институциональном аспекте регулирование и формирование мирохозяйственных связей Беларусь, базируясь на протекционистских основах, имеет тенденцию к закрытости. Более того, обладая низким уровнем международной конкурентоспособности (присущим закрытым системам), а также протекционистской направленностью, — экономика Беларуси слабо адаптируется к изменениям внешней финансовой и экономической среды, не реагируя адекватно на импульсы мирового рынка.

Следовательно Беларусь нуждается в новой доктрине, снижающей протекционизм и преодолевающей некоторую закрытость, с ориентацией прочного вхождения в мировой рынок: чем в большее число международных производственно-технологических точек включена экономика, тем она устойчивее, тем меньше ее уязвимость и больше потенциал развития.





    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.