Реферат по предмету "Экономика"


Отличительные особенности малого предпринимательства

Содержание
 
1.Критерииопределения малого бизнеса
2.Регулированиефранчайзинга в РБ: особенности и перспективы
3.Значение упрощеннойсистемы налогообложения для развития малого бизнеса
Списокиспользованных источников
 

1. Критерии определения малого бизнеса
Термин«малые и средние предприятия» впервые использовал британский министр М. Милланв докладе о промышленном и финансовом состоянии Великобритании в 1931 г.;первое определение малого предприятия появилось в США в Законе об определенныхвидах обслуживания (1948 г.) и Законе о малом бизнесе (1953 г.).
Приотнесении предприятия к субъектам малого предпринимательства использовалисьследующие количественные и качественные критерии:
Количественные:
•численность занятых на предприятии (наиболее распространенный);
•годовой объем производства;
•годовой объем продаж;
•среднегодовая балансовая стоимость активов.
Приэтом количественная шкала является дифференцированной для различных отраслей.Например, в Республике Беларусь к малым предприятиям относятся компании сосреднесписочной численностью занятых: в промышленности и на транспорте — до 100человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — до 60 человек, встроительстве и оптовой торговле -до 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании — до 30 человек, вдругих отраслях непроизводственной сферы до 25 человек; при этом малыепредприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковымпо критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в общемобъеме реализации продукции за квартал.
ВЯпонии к малым предприятиям относятся компании, отвечающие следующимтребованиям: в промышленности уставный капитал должен быть не более 100 млн.йен и количеством занятых до 300 человек, в оптовой торговле — 30 млн. йен и100 человек, в розничной торговле — 10 млн. йен и 50 человек. В США к малымотносятся компании с количеством занятых до 99 человек (в том числе до 24человек — к наименьшим, 25 — 99 к малым), от 100 до 499 — к промежуточным, от500 до 999 — к крупным и более 1000 человек — к крупнейшим. В Великобритании кмалым предприятиям относятся предприятия с количеством занятых до 24 человек,во Франции — от 10 до 50 человек.
Средикачественных критериев при отнесении компании к субъектам малогопредпринимательства используются следующие:
•предприятие владеет небольшой долей рынка;
•управление предприятием осуществляет лично его владелец;
•предприятие является независимым, то есть не подчиняется крупной компании.
Внастоящее время малые предприятия представлены практически во всех отрасляхэкономики. Они функционируют не только в таких традиционных сферах, как легкаяи пищевая промышленность, но и появляются в машиностроении, производствеоптических приборов, химической и электротехнической промышленности.Количественный рост небольших компаний в промышленности предопределенуглублением специализации и дифференциации производства, отказом открупносерийного производства в пользу мелкосерийного и индивидуального.
Важнойособенностью, отличающей малое предпринимательство от крупного, является нестолько масштаб операций, сколько подход к организации бизнеса.
Намалых предприятиях слабо представлена специализация выполняемых функций ввидунебольшой численности персонала: например, создавать отдел кадров дляорганизации с численностью 10 человек не целесообразно. Значительное числофункций как оперативного, так и стратегического управления, выполняетруководство, собственник компании, поэтому на МП, как правило, существуеттолько один центр принятия управленческих решений. Ввиду небольшого объемарасполагаемых ресурсов период планирования является коротким, как правило, неболее одного года. Отмечается следующая зависимость: чем меньше размерпредприятия, тем короче цикл принятия управленческих решений.
Какправило, на МП слабое внимание уделяют системе отбора кадров, планированиюпроизводства (некоторые МП создавались без предварительного экономическогообоснования целесообразности и планирования перспектив развития предприятия),построению системы отчетности и контроля за важнейшими экономическимипоказателями. Процесс трансформации МП в крупную компанию носит эволюционный,саморазвивающийся характер. По мере того как на МП начинают меняться подходы кведению бизнеса, формируется организационная структура предприятия, появляетсясистема управления персоналом, начинает планироваться производственная ифинансовая деятельность предприятия, организуются НИОКР. В результатепопытается качество продукции или предоставляемых услуг, расширяется рыноксбыта, появляются постоянные потребители, что в свою очередь расширяет имасштаб деятельности МП. Таким образом, процесс эволюции МП и егопреобразования в крупное предприятие можно представить следующим образом:
«ростмасштаба деятельности /> перестройка организационнойструктуры /> ростмасштаба деятельности /> …»
Следуетотмстить, что из числа крупнейших международных корпораций многие помнилисьименно эволюционным путем на основе первоначально созданных МП — это компании IBM, Microsoft, MacDonald’s и др.
Главнойособенностью МП является их большая чувствительность к изменениям экономическойсреды. Поскольку характерной чертой рыночной экономики является цикличностьразвития, то проблема выживания МП состоит в наличии резервов для того, чтобыпережить период спада и дождаться подъема рынка. В качестве примера можнопривести МП, занимающееся продажей строительных материалов, где четко выраженаследующая структура рыночного цикла: подъем спроса — апрель- ноябрь, спад — декабрь — март. Проблема выживания предприятия состоит в том, что оно должнонакопить достаточную сумму прибыли в период подъема, чтобы профинансироватьсвои постоянные издержки в период спада: заработную плату, арендную плату,представительские расходы, налоги.
Малоепредприятие располагает небольшим объемом ресурсов, поэтому его отличительнойособенностью является высокая чувствительность к изменению уровня постоянныхзатрат. Так, если в крупной компании найм одного сотрудника (среднемесячныйобъем производства 10000 шт.) с заработной платой 1000 дол. приводит кувеличению цены продукции на 0,15 дол. (/>100,15 дол.), то для МП в той жеотрасли (среднемесячный объем производства 100 шт.) найм дополнительногосотрудника вызовет рост цены продукции на 15 дол. (/>115 дол.). Еще одной особенностьюМП как специфического сектора предпринимательства является значительный объембанкротств – около 50 % МП закрываются в первые два года деятельности,успешными бывают только 15 % МП.
В тоже время процесс банкротства — это неотъемлемая часть функционированияэкономического механизма, позволяющий экономике избавиться от убыточныхпредприятий и неэффективных предпринимателей. Чтобы обеспечить устойчивоефункционирование экономической системы, государству достаточно сохранить употенциальных предпринимателей желание открыть свое дело, поэтому во многихстранах оно старается сделать процедуру банкротства как можно менее болезненнойдля предпринимателя. С этой точки зрения важно найти четкий баланс междустимулированием деловой активности и минимальным уровнем ответственности предпринимателя,предохраняющим общество от нежелательных экспериментов с экономическимиресурсами и снижающим количество микрокризисов в экономике в форме банкротствакомпаний.
Рассмотренныевыше отличительные черты МП характеризуют наиболее важные особенностифункционирования малого бизнеса. В то же время следует отметить, что количествоотличительных признаков МП и крупных предприятий, которые выделяютотечественные и зарубежные ученые — М. Балашевич, Г. Пфоль, П. Келлервессель,Дж. Муглер и другие, — гораздо больше. Отличительные особенности в подходах кведению бизнеса малых и крупных компаний выделяются в области управления,организации производства, сбыта, НИОКР и управления персоналом.
 
2. Регулирование франчайзинга в РБ: особенности иперспективы
Коммерческиефранчайзинговые соглашения являются наиболее распространенной формойобязательственных отношений по использованию комплекса исключительных прав(лицензионного комплекса), включающего право использования фирменногонаименования и охраняемой коммерческой информации, а также других объектовисключительных прав (товарного знака, знака обслуживания и т.п.) дляпредпринимательской деятельности. Несмотря на это, франчайзинговые соглашенияисследованы в отечественной юриспруденции явно недостаточно, что является однойиз причин нераспространенности этой простой и удобной в организационномотношении формы производства и реализации товаров, работ и услуг в РеспубликеБеларусь. Любая франчайзинговая компания, будучи вовлеченной в международнуюторговлю, на практике часто сталкивается с проблемой подготовки и подписанияфранчайзинговых соглашений.
Договорфранчайзинга является традиционным для англосаксонской системы права и нераспространен в странах романо-германской (континентальной) системы права, ккоторой принадлежит Республика Беларусь. Между тем, необходимость использованиядоговора франчайзинга во внешней торговле вызвана потребностью создания единойфранчайзинговой модели осуществления предпринимательской деятельности.
Вдействующем Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее — ГК)франчайзинговое соглашение впервые квалифицируется как самостоятельный типдоговора, который называется договор комплексной предпринимательской лицензии.В соответствии с п. 1 ст. 910 ГК по договору комплексной предпринимательскойлицензии (договору франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуетсяпредоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение комплексисключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использованияфирменного наименования правообладателя и охраняемой коммерческой информации, атакже других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживанияи т.п.), предусмотренных договором, для предпринимательской деятельностипользователя.
Вотношении франчайзинга Республикой Беларусь не заключено каких либомеждународных нормативно-правовых соглашений. Во многих странах правовоерегулирование франчайзинговой деятельности осуществляется в основном на уровненационального гражданского законодательства. В ГК правовое регулированиефранчайзингового соглашения, как самостоятельного типа договора, незначительно.Как отмечено выше, законодатель лишь дал его определение и ограничилвозможность применения договора франчайзинга случаями, прямо предусмотреннымизаконодательством. Специальное законодательство о франчайзинге в РеспубликеБеларусь пока не создано.
Поформе и содержанию франчайзинговые соглашения весьма разнообразны.
Наиболеепростым типом договорных отношений, которые получили распространение в сфереторговли, являются товарные франчайзинговые соглашения. Они предусматриваютсущественные условия распределения товаров крупной компании (франчайзера илиправообладателя), которая достаточно известна рядовому потребителю. Для такоготипа договорных отношений больше всего подходит продукция, которая имеетизвестную торговую марку и требует комплекса предпродажных и послепродажных услуг.Небольшие предприятия (франчайзи или пользователи) выполняют две принципиальноважные функции:
1)предоставление уставного капитала для создания юридического лица;
2)руководство созданными торговыми объектами.
Чащевсего товарные франчайзинговые соглашения заключаются в сфере торговлитранспортными средствами. Встречаются также конверсионные, сбытовые,привилегированные, оборотные, индивидуальные, региональные (территориальные),ограничительные, “бизнес-формат” и субфранчайзинговые соглашения.
Франчайзинговоесоглашение должно содержать все специфические требования к пользователю ивключать его обязательства. Договорные отношения по франчайзингу являютсявозмездными. При заключении соглашения необходимо определить условия, способы,размер и сроки выплаты франчайзинговых вознаграждений в соответствии снациональным законодательством.
ЗаконодательствоРеспублики Беларусь устанавливает определенные правила, которые необходимоучитывать при заключении франчайзинговых соглашений.
Во-первых,в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствованиипорядка проведения и контроля внешнеторговых операций” (с изменениями идополнениями) от 4 января 2000 года № 7 во внешнеторговом договоре необходимо указывать дату и место егозаключения, предмет договора, состоящий из отчуждаемых имущественных прав,условия расчетов, валюту платежа, срок действия договора, ответственностьсторон, порядок разрешения споров, а также наименования, юридические адреса ибанковские реквизиты договаривающихся сторон.
Во-вторых,валютное законодательство устанавливает правило, согласно которому расчетымежду резидентами должны производиться в национальной валюте. Так, если сторонысоглашения являются резидентами Республики Беларусь и по условиям соглашенияпользователь уполномочен принимать от имени правообладателя платежи, тофранчайзи будет нести дополнительные расходы, связанные с конвертацией,поскольку расчеты в иностранной валюте между резидентами в данном случаенедопустимы.
В-третьих,законодательство Республики Беларусь о внешнеэкономической деятельностиобязывает стороны указывать в соглашении все виды предпринимательскойдеятельности, которые будут осуществляться в соответствии с договором, а такжеобъем прав, входящих в лицензионный комплекс. В договоре может быть установленминимальный и максимальный объем их использования, указана или не указанатерритория использования применительно к определенной сфере деятельности(продажа товаров, полученных от правообладателя или произведенныхпользователем, оказание услуг, выполнение работ).
В-четвертых,разные объекты интеллектуальной собственности, передаваемые в соответствии сфранчайзинговыми соглашениями, имеют различную охраноспособность и присущие имспособы защиты. При передаче права на использование фирменного наименования всоответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственностиот 20 марта 1883 г.,участницей которой является Республика Беларусь, его охрана осуществляется безрегистрации. Пункт 4 ст. 50 ГК указывает, что такая регистрация возможна.Порядок регистрации и использования фирменных наименований предусмотрендействующим гражданским законодательством Республики Беларусь (§ 1 гл. 67 ГК). На практике регистрацияфирменного наименования производится одновременно с регистрацией соответствующейкоммерческой организации путем внесения в Единый государственный регистрюридических лиц данных о государственной регистрации, включая фирменноенаименование.
Коммерческиефранчайзинговые соглашения получили распространение и признаны самостоятельнымиобъектами правового регулирования более чем в 80 странах мира, но отдельноезаконодательство о франчайзинге принято лишь в некоторых из них.
Необходимостьзаконодательного урегулирования процедуры заключения франчайзинговых соглашенийобусловлена особенностями системы возникновения и закрепления исключительныхправ, а также спецификой правового статуса субъектов франчайзинга.
Защитаинтересов франчайзи должна стать насущной задачей правового регулированияфранчайзинга, поэтому в действующем ГК должна быть конкретизированаответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю.
Определеннуюроль в такой защите играет не только правовая, но иобщественно-предпринимательская инфраструктура франчайзинга. В странах сразвитыми договорными отношениями по франчайзингу созданы и активно действуютнациональные и международные ассоциации франчайзинга.
Анализзаконодательной базы франчайзинга позволяет сделать вывод о том, что принятиеЗакона Республики Беларусь “О франчайзинговой деятельности в РеспубликеБеларусь” является необходимостью. Кроме того, необходимо разработать и принятьЗакон “О внесении изменений и дополнений в ГК Республики Беларусь” с цельюотмены законодательных ограничений на заключение договора франчайзинга,содержащихся в п. 2 ст. 910 ГК, и включения в гл. 53 Кодекса, котораяназывается “Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)” правовыхнорм, содержащих конкретные требования к форме договора комплекснойпредпринимательской лицензии и его регистрации, форме вознагражденияправообладателю, а также регламентирующих комплексную предпринимательскуюсублицензию, обязанности пользователя и правообладателя, вопросы ограниченияправ контрагентов по договору, ответственность сторон, порядок изменения ипрекращения договора.

3.Значение упрощеннойсистемы налогообложения для развития малого бизнеса
Указ№ 119 «Об упрощенной системе налогообложения» предусматривает совершенствованиеранее установленного Законом Республики Беларусь “Об упрощенной системеналогообложения для субъектов малого предпринимательства” порядканалогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — субъектов малого предпринимательства. В частности, расширен круг субъектовмалого предпринимательства, имеющих право применять упрощенную системуналогообложения за счет увеличения предельной численности наемных работников с15 до 100 человек и предельного среднегодового размера валовой выручки до 2млрд. рублей.
Отменяетсясистема установления и уплаты патента, а также механизма авансовойуплаты самого налога по упрощенной системе налогообложения. Вместо этогоУказом предусмотрено ежемесячное внесение налога в бюджет исходяиз фактического размера выручки, полученной за месяц. При этомсохранен ранее применявшийся размер ставки налога при упрощенной системеналогообложения - 10 процентов.
Субъектам,применяющим упрощенную систему налогообложения, предоставлено право уплачиватьналог на добавленную стоимость в общем порядке с одновременным снижениемв этом случае ставки налога по упрощенной системе до 8 процентов.
Организациямс численностью работающих до 15 человек, применяющим упрощенную систему налогообложения,предоставляется право ведения государственной статистической отчетности по упрощеннойформе, а отдельным плательщикам — применение упрощенного порядка бухгалтерскогоучета.
Возможностьперехода на применение упрощенной системы налогообложения будет предоставлятьсяс начала календарного года Исключение сделано для вновь созданных субъектов хозяйствованияи переходящих на эту систему в 2007 году.
Прекращениеприменения упрощенной системы будет осуществляться в случае превышения средней численностиработающих в организации 100 человек и (или) превышения в течение календарного годаразмера валовой выручки 2 млрд. рублей.
Организациии индивидуальные предприниматели, отвечающие условиям применения упрощенной системыналогообложения, определенным в Указе, и использующие в 2007 году до его вступленияв силу упрощенную систему налогообложения, вправе продолжить ее применение на условиях,предусмотренных в Указе.
В целяхсоздания предпосылок для дополнительной активизации предпринимательской деятельностив сельской местности и малых населенных пунктах Указом предусмотрено установлениепониженных ставок налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированныхи осуществляющих свою деятельность в сельских населенных пунктах, преобразованных(подлежащих преобразованию) в агрогородки, а также в поселках городского типа игородах районного подчинения с численностью населения до 50 тысяч человек.
В такихнаселенных пунктах предусматривается понижение ставки налога при применении упрощеннойсистеме налогообложения с 10 до 5 процентов — без уплаты налога на добавленную стоимостьи с 8 до 3 процентов — в случае применения упрощенной системы с уплатой НДС.
Возможностьприменения пониженных ставок налога при упрощенной системе налогообложения направленана стимулирование развития производства, сферы услуг, социальной инфраструктурыв указанных населенных пунктах и в целом на повышение уровня жизни проживающих вних граждан.
Следуетпри этом отметить, что Указом Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г.№ 285 “О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности” с учетомизменений, внесенных в него Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря2006 г.
№ 760, введены ограничения для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельностьс привлечением труда наемных работников
(с 1 января 2008 г. деятельность индивидуального предпринимателя может осуществлятьсятолько с привлечением членов семьи и близких родственников в количестве 3 человек).
В связис этим реализация положений, предусмотренных принятым Указом № 119, предоставитиндивидуальным предпринимателям возможность перехода к осуществлению своей деятельностив более цивилизованной организационно-правовой форме — юридического лица.
В целомподписанный документ безусловно является серьезным реальным шагом государства поразвитию сферы частного бизнеса в Беларуси, созданию благоприятного инвестиционногоклимата в регионах, возрождению малых городов и сельских населенных пунктов.
Предусмотреннаяуказом №119 упрощенная системы налогообложения это именно упрощение порядка взиманияналогов и сборов, а не установление налоговых льгот. Ее введение должно способствоватьразвитию предпринимательства в республике и, как следствие, созданию благоприятныхусловий для привлечения инвестиций, регистрации новых предприятий и росту занятостинаселения, сокращению теневого сектора, уменьшению затрат на осуществление контрольнойдеятельности.
 

Список использованных источников
 
1.   Базылев Н. И., Базылева М. Н. Основыбизнеса: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 253 с.
2.   Мазоль С. И. Совместныепредприятия в экономической системе общества. – Мн.: Элайда, 2002. – 176 с.
3.   Мазоль С. И. Экономикамалого бизнеса: учеб. пособие. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 272 с.
4.    Экономика малого бизнеса: Учеб. пособие/ М. И. Балашевич, Т. П. Быкова. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 231 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.