1. Датьопределение
Инвестиционнаяполитика ― составная часть экономическойполитики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структурыи масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения сучетом необходимости обновления основных средств и повышения их техническогоуровня.
Инвестиционныйпотенциал– это функционально зависимая от наличия/отсутствия факторов производства иограниченная рядом условий (инвестиционный климат) степень (сила)привлекательности данного объекта для инвестиций.2. Как определяется рейтингинвестиционного потенциала региона на примере Рязанской области
По классификации, принятой в рейтинговомагентстве «Эксперт РА», Рязанская область относится к типу 3В1 – пониженныйпотенциал при умеренном риске. Эта квалификационная группа уже несколько летприсваивается области. Помимо Рязанской области к группе 3В1 относятсяЛипецкая, Белгородская, Тюменская, Архангельская, Владимирская, Тверская,Ярославская область и еще 18 регионов (это самая «популярная» группа российскихрегионов).
Ведущее рейтинговое агентство Fitch Ratingsв конце 2006 года присвоило области международный рейтинг «В+». Рейтинготражает диверсифицированную растущую экономику области, рост налоговыхпоступлений, низкий уровень задолженности, а также тот факт, что область всё вбольшей степени полагается на собственные доходы для финансирования расходов.Присвоение рейтинга Fitch подтверждает платежеспособность нашей области и даетей гарантии надежности при проведении инвалютных операций.
Сферы экономики, перспективные дляпривлечения инвестиций: нефтехимия, энергетика, машиностроение, станкостроение,электроника и приборостроение, агропромышленный и лесопромышленный комплексы,строительство, промышленность строительных материалов, транспорт, связь,фармацевтическая промышленность, экология, туризм.
/>
Рис. 1.Динамика инвестиций в основной капитал[1]3. Назвать законодательныеакты по инвестиционной деятельности в России
Системанормативно-законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность вРоссии, включает более 30 документов.
В конце 1998 года – начале1999 года были приняты основополагающие законодательные акты в инвестиционнойсфере. Вступили в силу федеральные законы «Об инвестиционной деятельности вРоссийской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О Бюджетеразвития Российской Федерации», «О лизинге», «Об ипотеке (залогенедвижимости)», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Осоглашениях о разделе продукции», «О внесении в законодательные акты измененийи дополнений, вытекающих из Федерального закона», «О соглашениях о разделепродукции».
Дальнейшее формированиенормативно-правовых основ формирования благоприятного режима инвестиционнойдеятельности предопределяет необходимость форсированного принятия пакетазаконодательных актов, обеспечивающих стабильный и правовой режим хозяйственнойдеятельности российских и зарубежных инвесторов в условиях российского рынкав связи с новыми подходами к реальному сектору экономики.
Особо следует отметить, чтоФедеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РоссийскойФедерации» вводит стабилизационную оговорку («дедушкину оговорку»),предусматривающую отсрочку действия нового федерального закона в случае, еслиэтот закон ухудшает условия осуществления инвестиций при реализацииинвестиционных проектов[2].
Совершенствование правовогорегулирования инвестиционного процесса является одним из важнейших условий его активизации.Базисными законами в области инвестиционной деятельности являютсяФедеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемойв форме капитальных вложений» № 39-ФЗ с дополнениями и изменениями,Федеральный.закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ. Правовыеосновы регулирования инвестиционной сферы отражены в Гражданском кодексе РоссийскойФедерации.4. Какие главные источникифинансирования капитальных вложений в реальную экономику вам известны и каковыих потенциальные возможности
Источникамикапитальных вложений в коммерческих предприятиях и организациях являются:
1) собственные финансовые ресурсы;
2) заемные средства и привлеченные средства.
Собственными финансовыми ресурсами капитальных вложений служат прибыль исредства специальных фондов.
Важнымисточником финансирования капитальных вложений на предприятиях являются амортизационныеотчисления, то есть денежное выражение той части основных фондов, которая впроцессе их использования переносится на вновь созданный продукт.
Принедостатке собственных средств предприятия привлекают на капитальные вложениязаемные средства, кредиты банков, инвестиционных фондов и займы других хозяйственныхорганизаций.
Возможно,конечно, и государственное финансирование инвестиций, предоставляемыхпредприятиям на процентной и беспроцентной и даже безвозмездной основе в видеадресных субсидий, субвенций, используемых на определённым условиях. Но вРоссии низкие возможности федерального, субфедерального и местного бюджетов,внебюджетных фондов предельно сужают государственное инвестированиепроизводства[3].5. Какими мерами можноактивизировать инвестиционной процесс
Длясоздания собственной законодательно-правовой базы по регулированию истимулированию инвестиционного процесса в Рязанской области принят закон «Обинвестиционной деятельности на территории Рязанской области». Закономопределены формы и источники осуществления инвестиционной деятельности врегионе; закреплены инструменты поддержки инвестиционной активности различныхсубъектов хозяйствования, определены также льготы инвесторам и многое другое.
Вусловиях инвестиционного кризиса важное значение приобретают иностранныеинвестиции. Формы их привлечения различны, но чаще они связаны с созданиемсовместных и иностранных предприятий. Их в Рязанской области 170 и 60 филиалов.и тем не менее мы лишь в начале использования возможностей иностранныхинвесторов. доля их остаётся низкой: 4,2% от всех инвестиций области. Крометого, реально осуществляют свою деятельность лишь 73 совместных предприятия и50 филиалов[4].Несомненно, необходимо чётко зафиксировать в договорах взаимные интересы ивзаимную ответственность. в связи с этим, наряду с повышением эффективностииспользования существующих инвестиций, в настоящее время остро стоит вопросповышения привлекательности области для иностранных инвесторов, которымнеобходимо прежде всего создать в законном порядке благоприятное правовое поле.Таким образом, благоприятное правовое поле и высокая деловая активность (преждевсего в промышленной сфере) – два основных слагаемых резкой активизацииинвестиционного процесса, в том числе и с участием иностранных инвесторов.6. Дать определения
Прямоефинансирование — (финансирование, при котором финансовые ресурсыперемещаются непосредственно от собственников данных ресурсов к заемщикам, т.е. финансирование, осуществляемое без посредников).
Опосредованное финансирование — финансирование, при котором финансовые ресурсы поступают от собственниковресурсов к заемщикам через финансовых посредников.
Рынок ценных бумаг — часть рынкассудных капиталов, где осуществляется эмиссия, купля-продажа ценных бумаг.Через рынок ценных бумаг (банки, специальные кредитные институты и фондоваябиржа) аккумулируются денежные накопления предприятий, банков, государства ичастных лиц и направляются на производительное и непроизводительное вложениекапталов. Различают рынок ценных бумаг первичный, где осуществляется эмиссия ипервичное размещение ценных бумаг, и вторичный, где производится купля-продажа(обращение) ранее выпущенных ценных бумаг.
Опционныйрынок ценных бумаг. Опцион представляет собой ценную бумагу, являющуюся результатомопционного контракта, в соответствии с которым один из его участниковприобретает право покупки или продажи какого-то количества ценных бумаг пооговорённой цене в течении некоторого периода времени, а другой за денежнуюпремию обязуется при необходимости продать или купить ценные бумаги поопределённой договором цене.
7.Какие виды приватизации основных фондов были применены в России в начале 90-хгодов?
Приватизацияв современной России началась с октября 1992 года и прошла несколько этапов:
• на первом этапе — так называемой ваучерной приватизации — ставилась задачапокончить с господством государственной собственности. По официальным данным,за период ваучерной приватизации (до 1 июля 1994 года) было разгосударствлено70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности упала до 35%;
• с 1 июля 1994 года был объявлен второй этап — денежной приватизации, т.е. имущество государственных и муниципальных предприятий стало продаваться заденьги. Для этого организуются продажи предприятий или их акций на аукционах(публичных, открытых торгах), конкурсах и др. Главная задача второго этапа — способствовать появлению новых эффективных собственников.
Методыприватизации собственности в России:
1)массовая приватизация путем выдачи ваучеров. Этот метод позволяет сравнительнобыстро распределять государственную собственность среди большого числа граждан.Население России получило 146,1 млн. приватизационных чеков. Из ваучернойприватизации были исключены: земля, жилой фонд, совхозы и ряд промышленныхпредприятий (всего свыше 30% собственности России);
2)передачаили льготная продажа государственных активов приватизируемых предприятий. Данныйметод был социально наиболее приемлемым и обеспечил бесконфликтное в целом первичноераспределение госсобственности;
3)приватизация методом прямых продаж государственных активов. Преимуществомэтого метода является поступление как доходов в бюджет, так и инвестиций вприватизируемое предприятие.8. Назватьособенности инвестиций в сферу услуг и предпринимательства по Рязанской области
В настоящеевремя в области субъектами малого предпринимательства производится около 11%промышленной продукции и обеспечивается 33% товарооборота. В этой сферехозяйствования получили широкое распространение вторичная занятость населения,привлечение работников из других предприятий на правах совместителей, договоровподряда. На предприятиях малого предпринимательства области выпускается самаяразнообразная продукция: оборудование для переработки сельскохозяйственнойпродукции (молока, мяса), для пищевой промышленности (полуавтоматы и автоматыдля набивки сосисок, разлива жидких и вязких продуктов, вакуумных упаковщиков);мини-пекарни; разрабатываются и производятся медицинская техника (приборыкриогенной медицинской техники для хирургии, реабилитации, травматологии,физиотерапии, электростимуляторы различного назначения); энергонакопители иконденсаторы, солнечные батареи и автономные источники питания, приборыизмерения уровней; алюминиевые радиаторы отопления, шурупы, гвозди, краскифасадные и краски для внутренних работ, продукция деревообработки и т. д.Однако в целом следует отметить, что отраслевая структура производства малыхпредприятий региона выглядит неудовлетворительно ― почти половина из нихдействует в торговле и общественном питании. Только 18% ― впромышленности и 15% ― строительстве.
Тем не менеединамика малого бизнеса за три последних года показывает, что этот сектор вэкономике региона в большинстве своём переходит от стартового этапа к этапуразвёртывания и устойчивого развития.
В настоящеевремя основное значение для экономики региона приобретает уже не столько общеечисло малых предприятий (хотя и здесь нужен существенный прорыв, особенно вреальном секторе экономики и секторе социально-значимых услуг), сколькоэффективность и устойчивость их работы, активизация их инвестиционной,производственно-инновационной деятельности. Это ставит качественно новые задачиперед законодателями в поиске механизмов их государственной поддержки, усиленияроли программно-целевого метода содействия, акцента на меры долговременного(инвестиционного) характера, на поиск путей расширения финансовой базы, переносчасти функций поддержки малого бизнеса на муниципальный уровень.9. Эффективные направленияинвестиций в ВПК на примере Рязанского региона
Государственного Рязанский приборный заводначал производство многоцелевых атмосферно-оптических систем связи серии«МОСТ». Он намерен расширять область применения пока не очень популярной внашей стране технологии беспроводной передачи цифрового сигнала посредствомоптического луча. Модернизированные системы «МОСТ» будут поставляться не толькона Северо-Запад, но и в другие регионы страны, а возможно, и за рубеж.
Раньше в данном сегменте оборудования былипредставлены лишь системы зарубежных производителей (PAV Data Systems, Lucent,Canon, MRV Communications), поэтому оптические линии связи считались слишкомдорогими, а их использование было ограниченным.
Теперь появилась значительно более дешеваяотечественная система «МОСТ», не уступающая зарубежным аналогам по качествусвязи. В результате атмосферные оптические линии обещают стать дешевлерадиорелейных каналов.
Линии связи «МОСТ» применяются приорганизации телекоммуникационных и локальных вычислительных сетей, обеспечениидоступа к Internet, объединении УАТС. Спрос на атмосферно-оптические линиинаблюдается со стороны не только операторов связи, но и компаний игосударственных учреждений, которые строят или модернизируют собственныетранспортные сети. В Санкт-Петербурге закупить «МОСТ» планирует одна изкоммунальных служб, которой необходимо «перебросить» высокоскоростной каналсвязи через Неву. Прокладка оптоволокна под водой или по конструкциям обычныхмостов обойдется намного дороже.
В ясный солнечный день сигнал можетпередаваться по атмосферным оптическим линиям на 5–10, а иногда даже на 20 км.Но, как правило, эти системы используются для решения проблемы «последнеймили», и чаще всего «МОСТы» служат для создания каналов доступа протяженностьюне более 1,5–2 км. Преимуществами атмосферных оптических линий являются высокаяпропускная способность (до 100 Mбит/с), возможность быстрой установки безприменения отдельных вышек (приемопередающие модули могут крепиться на любыхповерхностях — крышах домов, капитальных стенах зданий) и работа вчастотном диапазоне, который не требует лицензирования.
Петербургскиеоператоры, которые активно «прокладывают» радиорелейные каналы связи, пока непрореагировали на появление в городе «МОСТов». Специалисты компаний, которыеспециализировались лишь на беспроводных технологиях, пока не готовы оценитьрабочие характеристики оптических систем. Возможная причина состоит в том, чтопредприятия ВПК, к которым относится Рязанский государственный приборный завод,еще не уделяли должного внимания маркетинговому продвижению своей продукции. 10. Описать основныедокументы, регулирующие инвестиционную деятельность фирмы
Федеральныезаконы: «Земельный кодекс Российской Федерации», «Об иностранных инвестициях вРоссийской Федерации», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Обинвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в формекапитальных вложений», «О промышленной безопасности опасных производственныхобъектов».
ПостановленияМинистерства Строительства РФ: Порядок разработки, согласования, утверждения и составаобоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооруженийСП-11-101-95, Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения исоставе проектной документации на строительство предприятий, зданий исооружений СНиП 11-01-95[5].
Инвестиционная деятельность на территорииРязанской области осуществляется в соответствии с федеральными и областныминормативно-правовыми актами, создающими правовое поле для взаимодействияинвестора и государства.
В рамках областного регулирования действуетобластной закон от 26 октября 2004 года № 119-ОЗ «О государственной поддержкеинвестиционной деятельности на территории Рязанской области» – основнойзаконодательный акт, формирующий понятийный аппарат и условия взаимодействиягосударства в лице областных органов власти и инвестора.
В соответствии с этим законом областьюпредоставляются следующие виды государственной поддержки инвестиционнойдеятельности:
– предоставление государственных гарантийРязанской области;
– предоставление бюджетных кредитов;
– предоставление бюджетных инвестиций;
– предоставление субсидий и субвенций, в томчисле на возмещение части затрат по оплате процентной ставки по инвестиционнымкредитам и лизинговых платежей за использование в целях реализацииинвестиционного проекта основных средств, которые предоставлены в лизинг(финансовую аренду);
– предоставление инвестиционных налоговыхкредитов;
– предоставление налоговых льгот в частиналогов, зачисляемых в областной бюджет;
– полное или частичное освобождение отарендной платы за государственное имущество Рязанской области;
– участие Рязанской области в разработке,экспертизе и реализации инвестиционных проектов;
– иные формы государственной поддержкиинвестиционной деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Также существуют другие нормативно-правовыеакты, раскрывающие основные условия получения и механизмы предоставлениягосударственной поддержки.
Закон Рязанской области от 29 апреля 1998года № 68 «О налоговых льготах» определяет для инвесторов – участниковИнвестиционной программы Рязанской области льготную ставку налога на прибыльорганизаций в части зачисления в областной бюджет на 4 пункта (процента) нижеобычной, а также уменьшение на 40% суммы транспортного налога в отношениикатегории транспортных средств, указанных в инвестиционном соглашении.
Постановление Правительства Рязанской областиот 29 декабря 2004 г. № 196 «Об утверждении Положения о порядке рассмотренияинвестиционных проектов, об обязательных требованиях по оценке эффективностиинвестиционных проектов и порядке заключения инвестиционных соглашений»подробно раскрывает обязательное содержание инвестиционного проекта,инвестиционного соглашения с областными и муниципальными органами власти ипроцедурные и документационные вопросы взаимодействия инвестора и органовгосударственной власти.
Важным документом для инвестора, рассчитывающегона государственную финансовую поддержку области в виде субсидий и субвенций,является постановление Правительства Рязанской области от 7 декабря 2004 года №166 «Об утверждении положения об условиях и порядке предоставления субсидий исубвенций за счет средств областного бюджета», определяющее процедурные вопросыполучения государственной поддержки, сроки принятия решений и документооборот.
Закон Рязанской области от 20 сентября 2005года № 95-ОЗ «Об условиях предоставления государственных гарантий Рязанскойобласти, порядке их оформления и учета» определяет, что государственныегарантии могут получить юридические лица на срок до 5 лет на условияхпредоставления поручительства или залога имущества на полную стоимостьгарантии. Государственные гарантии предоставляются на конкурсной основе или безконкурса для обеспечения обязательств инвесторов, включенных в инвестиционнуюпрограмму Рязанской области.
Списоклитературы
1. www.ryazanreg.ru./investment/potential/climate. — Официальный сайт Правительства Рязанской области.
2. Гурков И., Авраамова Е. Конкурентоспособность и инновационностьроссийских промышленных предприятий //Вопросы экономики, 2005,№ 2.
3. Куприянов Д. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост.//Экономист, 2005, № 9.
4. Лисин В. Инвестиционные процессы в российской экономике //Вопросыэкономики, 2004, №6.
5. Оценка и планированиеэффективности инвестиционных проектов и программ: региональный аспект / Под.ред. В.И. Терехина. — Рязань: РГРТА, 2002.
6. Перфильев С.В., ПономарёвВ.С. Местные финансы. – М.: Горизонт, 2003.
7. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальнымипроцессами: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005, с. 346.
8. Федоткин В.Н.Законотворческие основы управления в регионе.- Рязань, 2001.
9. Федоткин В.Н., Бухвальд Е. М.Местное самоуправление в России: этап радикальных реформ. – Рязань, 2004.