студента экономического факультета, группы ФК ДО5598 Смирнова Геннадия.
Мурманск 2003г.
Я,Смирнов Геннадий Вячеславович, проходил практику в ООО “Кольский центр оценки иконсалтинга” в течение 5 недель с 22 февраля по 28 марта в соответствии ссодержанием, целями, задачами и требованиями, которые предусмотрены программойпо специальности 060400 “Финансы и кредит”.
Входе прохождения практики предметом профессионального изучения явился вопрос,связанный с системами регионального прогнозирования в Мурманской области.
Обращениек изучению этого вопроса обусловлено тем, что проблема выбора направлений имеханизмов развития региональных социально-экономических систем, особенноактуальна на этапе реформ, обозначена в многочисленных концепциях их развития.Вместе с тем, в настоящее время не разработана целостная, опирающаяся надостижения современных экономических теорий методология формирования стратегииразвития региональных социально-экономических систем, в частности:
Ещене сложилась в отдельную отрасль науки и не отражает всего многообразия типоврегиональных социально-экономических систем исследование принципов и механизмовустойчивого развития, хотя оно более продвинуто рубежом в сравнении сотечественной экономической наукой;
Нев полной мере выявлены и систематизированы основные свойства региональныхсоциально-экономических систем, не исследованы возможности их использования вкачестве критериев выбора приоритетов регионального развития;
Неразвиты методы оценки стратегии развития региональных экономических систем,позволяющие “снять” ограничения известных методик оценки локальныхинвестиционных проектов.
Приступаяк изучению этого вопроса, я поставил перед собой следующие задачи:
Проанализироватьсодержание стратегии развития региональных социально-экономических систем;
Сформулироватьцели и принципы, предложить механизмы устойчивого регионального развития;
Выявитьзакономерности прогрессивного технико-экономического развития и их влияние наформирование стратегии развития региона;
Исследоватьэкономику региона с системных позиций с целью определения приоритетов икритериев усиления ее свойств;
Обосноватьусловия и механизмы, необходимые для реализации стратегии развития региона.
Решениепоставленных задач основывалось на изучении “Основных направлений стратегииразвития Мурманской области на период до 2015 года”, “ Докладе об итогахсоциально-экономического развития Мурманской области в 2002 году”,периодических изданий: “Мурманский вестник”.
Врезультате изучения теоретических аспектов темы были:
1.Развитытеоретические положения о сущности стратегии развития, свойств региональнойэкономики
2.Выявленыосновные свойства региона (прежде всего гибкость, экономичность, саморазвитие),что позволяет полноценно исследовать его особенности и сущность, предложитькритерии и организационно-экономический механизм формирования заданных свойств;
3.Обоснованыприоритетные направления, элементы организационного механизма и некоторыепараметры экономической стратегии Мурманской области, отвечающей особенностямее экономики;
4.Выявленыметодологические проблемы прогнозирования развития экономики Мурманскойобласти.
5.Былоустановлено, что стратегия развития региона основывается на концепции-идееразвития региона. На основе концепции разрабатываются отраслевые итерриториальные программы – целевые комплексные документы, в которых позицииконцепции получают подробное и конкретное обоснование, а также согласованиепроблемных вопросов.
Однимиз важных методологических принципов разработки концепции является ее отиерархического ранга региона. Высшим звеном в этой иерархии выступаетсоциально-экономическая система страны, за ним следуют крупные экономическиерайоны, которым в настоящее время в значительной мере соответствуютмежрегиональные ассоциации экономического взаимодействия – “Северо-Запад”,“Центр”, “Черноземье”, “Большая Волга”, “Урал”, “Сибирское соглашение” и т.д.
Следующеезвено – субъекты РФ: республики РФ, края, области, автономная область,автономные округа, города федерального подчинения. Низшими иерархическимизвеньями в региональной иерархии являются муниципальные образования. Чем вышеранг объекта, тем устойчивее и предсказуемые тенденции его развития, меньшезависимость от внешних, случайных факторов, больше опора на собственные ресурсыразвития.
Структураконцепции. В соответствии с назначением концепция состоит из четырехсодержательных блоков. В первом блоке, целевом, исследуется “стартовый” уровеньсоциально-экономического развития региона, выявляются тенденции и основныйпроблемы региона. В процессе ранжирования вычленяются две-три главных проблемы,определяющих характер и направления развития региона. По сути, речь идет о техпроблемах, для решения которых целесообразна первоочередная концентрациядефицитных ресурсов. Логическим завершением целевого блока являетсяформирование субординированной системы целей ближней перспективы. Этонеобходимо для того, чтобы последующие этапы разработки концепции имелиактивный, целенаправленный характер.
Оттого, насколько верно установлены проблемные ситуации на базовый и прогнозныйпериоды, в большей мере зависит правильность выбора системы целей. В этом какраз и заложена основа учета природной, социально-экономической игеополитической специфики региона, оценки реально пригодных для использованияресурсов. Качество разработки концепции повысится, если будут установленыпромежуточные проблемные ситуации. Установление их облегчит процедуру элиминирования(устранения) конечной проблемной ситуации, постановку ”узловойнароднохозяйственной проблемы” развития региона в расчетном периоде.
Поитогам выполнения целевого блока формируются основные положения концепции, тоесть агрегированное изложение представлений об основных проблемах, принципах,целях и методах социально-экономического развития региона, возможностяхресурсного обеспечения, механизмах прямого и косвенного управления всемипроцессами, протекающими в общественной жизни региона. В ходе обсужденияосновных направлений уточняется круг проблемных ситуаций, формируются основныеположения становятся исходным рубежом, от которого берет начало содержательнаячасть концепции социально-экономического развития региона.
Второйблок – прогнозно-аналитический, в нем обобщаются результаты предварительноразработанных прогнозов развития региона. Взаимная увязка прогнозовосуществляется на “выходе” из блока, то есть при формировании целостной системыпредварительных прогнозов долгосрочного развития региона. Такаяпоследовательность дает возможность свести к минимуму необходимостьмногократных корректировок в конкретных прогнозах. Нельзя иметь, например,прогноз социально-демографической ситуации без учета миграций, а последние немогут быть спрогнозированы без наличия экономического прогноза. Последний, всвою очередь, немыслим без оценки экономического потенциала, включающего в себяследующую совокупность элементов производительных сил:
Топливно-энергетическуюи минерально-сырыевую базы;
Основныепроизводственные фонды, их технический уровень, то есть физический и моральныйизнос;
производственнуюи социальную инфраструктуру, ее технический уровень;
демографическийпотенциал;
научно-техническийи образовательный потенциал;
финансово-инвестиционныйпотенциал;
рыночныйпотенциал.
Рыночныйпотенциал региона является новой для нашей страны категорией. Он может бытьопределен на основе анализа, синтеза и прогноза развития оптового рынка, сетирозничной торговли, функционирования товарно-фондовых бирж, банковской системы,рынка ценных бумаг, информационной системы. Каждый из перечисленных элементовдолжен быть проанализирован, синтезирован и спрогнозирован как по отдельности,так и в совокупности, причем в составе региональной системы. Именно в процессеэтой исследовательской работы происходит принципиальная увязка системы целей исистемы прогнозов.
Третийблок отводится учету внешних факторов, которые естественно, принимались вовнимание и ранее, в других блоках, но именно здесь их исследуют самым подробнымобразом, поскольку они в набольшей мере воздействуют на выбор вариантовэкономического и социального развития региона в долгосрочной перспективе. Наэтой стадии выполняется окончательное согласование целей и ресурсов, причемвозможно сокращение количества целей и/или изменение их субординации.Разработка данного блока завершается взаимоувязкой экономического, социальногои экологического аспектов регионального развития.
Четвертыйблок – концептуальный. Он формируется на основе системы предварительныхпрогнозов с коррективами, вытекающими из учета внешних факторов, в соответствиис системой целей. Иначе говоря, данный блок является завершающим, сводным. Входе разработки этого блока концепция регионального развития приобретает, содной стороны, высокоагрегированный, а с другой — целевой характер. Некоторыеразделы из этого блока переходят в разряд целевых комплексных программ, ноконкретная разработка и реализация этих программ выходит за рамки концепции.
Рассмотреннаясхема формирования концепции обладает необходимой маневренностью, то естьучитывает местную специфику, позволяет вносить по ходу ее разработкинеобходимые коррективы. Обратим внимание на наличие в концепции развитиярегиона трех разноуровневых, но в то же время взаимоувязанных аспектов:макроструктурного, межотраслевого и территориального.
6.Выявлены процедуры, необходимые для реализации стратегических целей региона:
оценкаи анализ внешних факторов развития;
изучениересурсных возможностей и ограничений;
изучениепредложений, даваемых в территориальных проектировках (региональных программах,генпланах городов и т.п.);
выборстратегии регионального развития, то есть определение основных приоритетовразвития, средств и методов достижения целей;
прогнозированиесценариев развитие и этапов реализации стратегического плана.
7.Определены виды регионального прогнозирования: социально-демографический,прогноз природно-ресурсного потенциала, экономический, экологический,технологический, информационный.
Результатомпрактической части работы явилось изучение итогов социально-экономическогоразвития Мурманской области за 2002 год.
Былирассмотрены:
Промышленность(химическая, рыбная, электроэнергетика);
Инвестиции;
Сельскоехозяйство;
Транспорт(объем перевозок, грузооборот);
Демография,занятость населения;
Уровеньжизни;
Индексцен и тарифов;
Потребительскийрынок.
Былаизучена стратегия развития Мурманской области на период до 2015 года.
Особоевнимание было уделено изучению базовых отраслей экономики Мурманской области:
Топливно-энергетическийкомплекс;
Агропромышленныйкомплекс;
Горнопромышленныйкомплекс;
Транспортно-коммуникационныйкомплекс;
Рыбопромышленныйкомплекс;
Изученнаястратегия может быть использована Правительством Мурманской области дляпланирования экономики области.
Причинойразработки Стратегии развития области на 15-летний период является рядобстоятельств:
Во-первых,необходимость иметь целевые ориентиры долгосрочного социально-экономическогоразвития области, с четкими представлениями о базовых принципах, основныхприоритетах, источниках и механизмах их реализации.
Во-вторых,необходимость в определенности, четкости, предсказуемости государственной ирегиональной социально-экономической политики, понятности ее для населения.
В-третьих,особенность специализации экономики области, ориентированной на добычу ипервичную переработку сырьевых ресурсов, имеющей высокую капиталоемкость,энергоемкость и длительные сроки окупаемости капитальных вложений впроизводство.
В-четвертых,особенность географического расположения области, имеющей геостратегическоезначение, суровые климатические условия, предъявляющие повышенные требования ксозданию соответствующих условий для жизнедеятельности и труда проживающего вобласти населения и их будущих поколений.
Принципиальнойособенностью Стратегии является то, что необходимо сделать определенныйстратегический выбор типа региональной экономики, который должен быть создан впредстоящие 15 лет: традиционно-сырьевой или инновационно-индустриальный сэлементами постиндустриальных информационных технологий.
Прохождениепрактики позволило систематизировать знания по региональной экономике, изучитьболее детально экономику Мурманской области; рассмотреть базовые отраслирегиона; приобрести полезный практический опыт работы снормативно-законодательной базой и другими источниками информации.