Введение
Перемены, происходящие в экономике России, предполагают существенные изменения во взаимоотношениях банков с субъектами хозяйствования — предприятиями, организациями, другими банками. Банки как коммерческие организации, основными операциями которых являются кредитование, расчетные, депозитные, кассовые и другие операции, несут при их проведении самые разнообразные риски: не возврат выданного кредита, неуплату процентов по ссуде, риски расчетные, валютные, процентных ставок и т.п. Высокая рискованность банковских операций главным образом связана с условиями и результатами деятельности его клиентов.
Финансовая устойчивость банка должна быть обеспечена квалифицированным выбором партнеров на внутреннем и внешнем рынках. Важнейшим средством такого выбора является экономический анализ деятельности клиента. Анализ предоставляет руководству банка информацию, позволяющую оценивать вероятность выполнения клиентом своих обязательств и принимать соответствующие управленческие решения.
Экономический анализ деятельности клиента должен осуществляться банком постоянно, начиная с первого этапа — подготовки к заключению договора на обслуживание клиента. Особенно глубоким должен быть экономический анализ (анализ кредитоспособности) при заключении кредитных договоров. Это позволит предотвратить неоправданные с точки зрения денежного обращения и народного хозяйства кредитные вложения, их структурные сдвиги, обеспечить своевременный и полный возврат ссуд, что имеет важное значение для повышения эффективности использования материальных и денежных ресурсов
1. Банковское кредитование предприятий
Система кредитования базируется на трех «китах»:
1) субъектах кредита;
2) обеспечении кредита и
3) объектах кредитования.
Можно сколько угодно маневрировать организационными основами, технологией кредитных операций, однако во всякой системе эти три базовых элемента сохраняют свое основополагающее значение, практически определяют «лицо» кредитной операции, ее эффективность.
Базовые элементы системы кредитования неотделимы друг от друга. Успех в деятельности банка по кредитованию приходит только в том случае, если каждый из них дополняет друг друга, усиливает надежность кредитной сделки. С другой стороны, попытка разорвать их единство неизбежно нарушает всю систему, подрывает ее, может привести к нарушению возвратности банковских ссуд.
Кто является субъектом кредитования? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо определиться, о каком кредитовании идет речь. Здесь необходимо учесть форму кредита. В зависимости от того, кто является заемщиком, к формам кредита относят:
1) государственная форма кредита, когда государство берет кредит на конкретный срок и на определенных условиях;
2) хозяйственная (коммерческая) форма кредита, когда в кредитные отношения вступают поставщик, разрешающий отсрочку платежей, и покупатель, выписывающий вексель как обязательство заплатить за полученный товар через определенный период; в современном хозяйстве предприятия предоставляют друг другу не только товарный, но и, главным образом, денежный кредит;
3) гражданская (личная) форма кредита, когда непосредственными участниками кредитной сделки являются физические лица;
4) международная форма кредита, когда одним из участников кредитных отношений выступает зарубежный субъект.
Помимо данных форм кредита, вносящих в организацию кредитных отношений свои заметные особенности, в их классификации выделяется банковский кредит — как основная форма современного кредита. Именно о нем и будем вести речь.
Итак, кто же может быть субъектом (получателем) банковского кредита? Субъектом кредитования с позиции классического банковского дела являются юридические либо физические лица, дееспособные и имеющие материальные или иные гарантии совершать экономические, в том числе кредитные сделки.
Заемщиком при этом может выступить любой субъект собственности, внушающий банку доверие, обладающий определенными материальными и правовыми гарантиями, желающий платить процент за кредит и возвращать его кредитному учреждению.
Разделение кредитов по субъектам их получения порождает еще одно понятие классификации в системе кредитования — вид кредитов. Вид кредитов отображает совокупность свойств, которые характерны для той или иной конкретной кредитной сделки в экономическом и организационном отношении. Экономические свойства кредитной сделки — это свойства самого кредита, они едины (возвратность, платность). Организационные свойства в каждом отдельном случае могут различаться — порядок выдачи и погашения ссуд может быть иным. В соответствии с отраслевой направленностью особо могут выделяться промышленные, торговые, межбанковские кредиты.
Виды кредитов различаются не только по субъектам их получения, но и по другим критериям. К ним относятся:
• связь кредита с движением капитала;
• сфера применения кредита;
• срок кредита;
• платность кредита;
• обеспеченность кредита.
По связи кредита с движением капиталов его можно разделить на два типа: ссуду денег и ссуду капитала. Ссуда денег связана, как правило, с потребительскими или иными целями, когда кредит не приносит приращения общественного продукта, а затрачивается и погашается за счет уже созданных накоплений. Ссуда капитала, напротив, предполагает не проедание продукта, а его увеличение; заемщик в этом случае так обязан использовать кредит, чтобы с его помощью получить новую стоимость, не только возвратить кредит, но и заплатить ссудный процент как часть прибыли, дополнительно полученной в результате использования банковских средств. Ссуда капитала является наиболее типичным видом банковского кредита.
По сфере применения кредиты подразделяются на кредиты в сферу производства и в сферу обращения. Для современной практики более характерными являются вложения средств в сферу производства, как это обычно принято с позиции здоровой экономики, так и в сферу обращения, где оборачиваемость и прибыльность операций выше, чем в производственной сфере.
В зависимости от срока банковские кредиты делятся на краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные.
Традиционно современное кредитное дело отличается преимущественно краткосрочным характером. С позиции многих стран рыночной экономики краткосрочные ссуды — это ссуды, срок пользования которыми не превышает одного года. В основном это ссуды, обслуживающие кругооборот оборотного капитала, текущие потребности клиентов.
К долгосрочным ссудам относятся кредиты, сроки которых превышают 6 лет (в некоторых странах, например в США, долгосрочными являются ссуды сроком более 8 лет). Данные ссуды обслуживают потребности в средствах, необходимых для формирования основного капитала, финансовых активов, а также некоторых разновидностей оборотных средств.
Среднесрочными кредитами являются кредиты, срок пользования которыми находится в пределах от 1 до 6 лет. Сфера их применения совпадает с обслуживанием потребностей посредством долгосрочного кредита.
Реальности денежного оборота современной России (инфляция, быстрое обесценение банковского капитала) существенно видоизменяют устоявшиеся в мировой банковской практике стандарты краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кредита. Краткосрочными являются ссуды, предоставленные на срок до 12 месяцев, среднесрочными — на срок от 1 года до 2 лет, долгосрочными — на срок свыше 3 лет.
В отличие, к примеру, от американской практики, где краткосрочные ссуды зачастую оформляются без строго фиксированного срока (до востребования), российские банки, как правило, в обязательном порядке устанавливают срок пользования и погашения кредита.
В разряде критериев классификации банковских ссуд не последнее место занимает платность кредита. Исходя из данного критерия, можно выделить банковские ссуды с рыночной процентной ставкой, повышенной и льготной. Рыночная цена кредита — это та его цена, которая складывается на рынке в данный момент, исходя из спроса и предложения, по различным видам банковских ссуд. В условиях сильной инфляции это довольно подвижная цена, имеющая тенденцию к повышению. Ссуды с повышенной процентной ставкой, как правило, возникают в связи с большим риском кредитования клиента, нарушением им условий кредитования, прогнозом увеличения стоимости кредитных ресурсов и др.
Ссуды, предоставляемые на условиях льготного процента, являются элементом дифференцированного подхода к кредитованию. Возникают во взаимоотношениях с акционерами, при рефинансировании централизованных кредитов эмиссионного банка (при условии пониженной по сравнению с их рыночной ценой), кредитовании сотрудников банка (в особых случаях банки предоставляют им и беспроцентные ссуды).
Обеспечение кредита. Важным элементом кредитования и критерием классификации банковских ссуд выступает их обеспеченность. В этой связи ссуды могут иметь прямое обеспечение, косвенное обеспечение и не иметь его. В международной практике кредиты зачастую подразделяются на обеспеченные, необеспеченные и имеющие частичное обеспечение.
В мировой банковской практике к обеспечению ссуд всегда относились неоднозначно. В централизованной системе наиболее надежными считались ссуды, имеющие обеспечение в виде товарно-материальных ценностей. В западной практике такой категоричности не было. Напротив, опыт западных стран показывал, что наличие материального обеспечения еще не дает уверенности в современном возврате банковских ссуд. Одно дело — материальные запасы, медленно оборачивающиеся, не имеющие твердого сбыта, другое дело -легко реализуемые активы, имущество заемщика в целом. Не случайно неуверенность в материальных запасах как обеспечении кредита позволила ряду западных экономистов сделать вывод о том, что кредиты с подобным качеством обеспечения — самые ненадежные, в то время как кредит, не обеспеченный товарно-материальными ценностями (их нет в запасах, все они находятся в обороте), напротив является самым надежным.
Если, к примеру, кредит выдан под запасы готовой продукции, которая, как оказалось, не находит сбыта, то такой кредит, хотя и обеспеченный товарно-материальными ценностями, вряд ли можно назвать надежным. Напротив, возврат ссуды в данном случае весьма затруднен, в связи с чем, ее скорее следует отнести к разряду ненадежных ссуд.
Все дело, видимо, в качестве обеспечения. Если оно есть, если оно ликвидно и достаточно, то это не так плохо для кредита, и вряд ли такое обеспечение следует игнорировать. С другой стороны, было бы неверно не принимать во внимание положительные качества необеспеченных ссуд, особенно тогда, когда они предоставляются первоклассным заемщиком и гарантом (и в этом смысле обеспечением возвратности кредита является все имущество ссудополучателя).
В мировой банковской практике можно увидеть и другие критерии классификации. Так, в большинстве стран ссуды подразделяются на два блока: кредиты юридическим и ссуды физическим лицам. Если кредиты первого блока предоставляются на производственные цели (к примеру, на расширение производства и реализацию продукта), то кредиты второго блока обслуживают личные потребности населения. Подобная классификация оказывается важной как для диверсификации риска кредитных вложений, так и для организации кредитования (порядка выдачи, оформления, погашения, обеспечения кредита и др.)-
Банковские кредиты детализируют и по другим, более «мелким» признакам. Их подразделяют в зависимости от той валюты, которая используется в процессе кредитования (рубли, доллары, немецкие марки, французские франки и т.п.), в зависимости от того, лимитируется или не лимитируется ссудная задолженность, постоянно возобновляемые (револьверные) и прерываемые кредиты и т. п.
Серьезным основанием для выделения специальной группы кредитов является их размер. В мировой и отечественной банковской практике регламентируется так называемые «крупные» кредиты. К разряду Крупных кредитов в России относят ссуды, размер которых одному заемщику (или группе заемщиков) превышает 5 % капитала банка.
Банковские кредиты можно подразделить и в зависимости от объекта кредитования. В узком смысле объект (лат. Objectum — предмет) — это вещь, под которую выдается ссуда и ради которой заключается кредитная сделка. В российской практике краткосрочные кредиты выдаются под различные элементы материальных запасов. В промышленности, к примеру, банки кредитуют сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, тару, незавершенное производство, готовую продукцию, средства в расчетах. В торговле типичным объектом кредитования выступают товары, находящиеся в товарообороте. У сельскохозяйственных предприятий банки кредитуют
затраты растениеводства и животноводства, минеральные удобрения, горючее и др.
Долгосрочные ссуды направляются на кредитование таких объектов как:
• строительство производственных объектов;
• реконструкция, техническое перевооружение, расширение производственных объектов;
• приобретение техники, оборудования и транспортных средств;
• организация выпуска новой продукции;
• строительство объектов непроизводственного назначения и т.д. Объект банковского кредитования может быть частным или совокупным.
Частным он становится в том случае, если то, «подо что» выдается кредит, обособляется, отделяется от других ссуд. Например, банк может кредитовать у своего клиента отдельно потребности, связанные только с накоплением тары, сырья или готовой продукции. Бывают случаи, когда в общем составе кредитов выделяются ссуды, предоставляемые не вообще под запасы сырья, а в связи с накоплением какой-то определенной его разновидности.
Прямая противоположность частному объекту — совокупный объект, когда кредит выдается под множество объектов, не обособленных друг от друга, а объединенных в один (общий, совокупный) объект.
Ссуда, однако, может выдаваться необязательно на формирование материального объекта, у заемщика вообще может не быть того, подо что в натурально-вещественном виде можно получить ссуду. В этом случае объектом выступает потребность заемщика в дополнительных ресурсах. В широком смысле объект поэтому выражает не только предмет в его материальном, осязаемом состоянии, но и материальный процесс в целом, который вызывает потребность в ссуде и ради обеспечения непрерывности и ускорения которого заключается кредитная сделка. В данном случае объектом кредитования, к примеру, может быть временный разрыв в
платежном обороте, когда собственных средств и поступающей выручки (доходов) предприятия оказывается недостаточно для осуществления текущих или предстоящих платежей. Как правило, причины такого разрыва носят объективный характер, связаны с сезонностью производства, снабжения и сбыта продукции, текущими временными потребностями в платежах. В отдельных случаях общая потребность в ссуде может быть связана и с субъективными факторами, выражающими недостатки в деятельности заемщиков.
Рассмотренная нами классификация банковских ссуд, ее критерии неизбежно взаимосвязаны с принципами кредитования. Непременным требованием современной системы кредитования является требование целевого характера кредита, полноты и срочности возврата ссуд, их обеспеченности. К общеэкономическим принципам кредитования относится принцип дифференцированности, который выражает неодинаковый подход банка к кредитованию, как субъекта, объекта, так и к обеспечению ссуд.
В современных условиях особое значение приобретают принципы рационального кредитования, требующие надежной оценки не только объекта, субъекта и качества обеспечения, но и уровня маржи, доходности кредитных операций, снижения риска. Важным становится и соблюдение технологии кредитования, правил выдачи и погашения ссуд, текущего наблюдения и анализа кредитных операций.
Банки, являясь по сути коммерческими предприятиями, накладывают коммерческий характер и на всю систему их деятельности по кредитованию.
Прежде всего, исходя из принципа прибыльности банковского хозяйства, банковские ссуды являются платными. Но дело не только в этом. Банки как торговые предприятия торгуют, прежде всего своими ресурсами, размещая их в кредитные операции. Именно поэтому в нормальном (бескризисном, безинфляционном) хозяйстве для банков, выступающих, прежде всего как крупные кредитные институты, доход от кредитной деятельности является основополагающим.
Размер кредитного продукта банка зависит не только от объема его собственных средств, но и от привлеченных ресурсов. В современной рыночной системе торговать большим объемом средств можно лишь тогда, когда банк дополнительно привлек средства своих клиентов. Поскольку банк привлекает ресурсы не для себя, а для других, то оказывается, что объем кредитного продукта становится тем выше, чем больше масса аккумулируемых им на началах возвратности денежных средств.
Особенность современной системы кредитования состоит в ее зависимости не только от собственных и привлеченных ресурсов, но и от определенных норм, которые устанавливает Центральный банк для коммерческих банков, осуществляющих кредитование клиентов. Центральный банк РФ, к примеру, регламентирует норму обязательных отчислений в централизованные резервы. Есть и другие нормативы, в том числе в виде минимальных денежных резервов, создаваемых в коммерческом банке, в форме регламентации объемов особо крупных кредитов, параметров ликвидности баланса банка, когда обязательства банка соизмеряются с размером ликвидных средств.
Существенным признаком современной системы кредитования является ее договорная основа. В сравнении с прежней системой декларация об этом не кажется столь примитивным и элементарным моментом. На одном из известных витков истории распределительного денежного хозяйства договора банков с клиентами действительно появились. К сожалению, однако, они носили формальный характер, их экономическая значимость проявлялась слабо. Только тогда, когда возникли коммерческие стимулы, когда и банк, и его клиенты ощутили последствия нарушения соглашения между ними, кредитный договор становится той силой, которая укрепляет ответственность, как кредитора, так и заемщика.
За последние годы современная система кредитования проделала значительный путь развития. По существу, изменилась не только философия банковского дела, но и технология кредитных операций.
Специфика современной практики кредитования состоит, однако, в том, что российские банки в ряде случаев не обладают единой методической и нормативной базой организации кредитного процесса. Старые банковские инструкции, регламентирующие кредитные операции и сориентированные на распределительную систему, оказались неприемлемыми для условий рынка. Ситуация такова, что каждый коммерческий банк поэтому, исходя из своего опыта, вырабатывает свои подходы, свою систему кредитования, хотя совершенно очевидно, что есть непреложные общие организационные основы, отражающие международный и отечественный опыт и позволяющие банкам существенно упорядочить свои кредитные отношения с клиентом, улучшить возвратность ссуд.
Под условиями кредитования понимаются своего рода требования, которые предъявляются к базовым элементам кредитования — субъектам, объектам и обеспечению кредита.
Это означает, что банк не может кредитовать любого клиента. Желающих получить кредит всегда много, но среди них необходимо выбрать тех, кому можно его предоставить, доверить и быть уверенным, что ссуда будет своевременно возвращена и за ее использование будет выплачен ссудный процент. Неудивительно поэтому, что банк вступает в кредитные отношения с заемщиком на базе оценки, его кредитоспособности, ликвидности его баланса, изучения рынка продукта товаропроизводителя, уровня менеджмента и управления счетом, прошлого опыта работы с ним.
Так же обстоит дело и с объектом кредитования. Объектом кредитования не может быть всякая потребность заемщика, а только та, которая связана с его временными платежными затруднениями, вызвана необходимостью развития производства и обращения продукта.
Обеспечение как третий базовый элемент системы кредитования должно быть качественным и полным. И даже тогда, когда банк представляет кредит на доверии, просто бланковый кредит, у него должна быть безусловная уверенность в том, что ссуда будет своевременно возвращена.
Кредитование должно выражать интересы обеих сторон кредитной сделки. Банки, возникшие из интересов потребностей хозяйства, ориентируются на удовлетворение потребностей клиента. Целью кредитования является создание предпосылок для развития экономики заемщика, его конкурентоспособности и прибыльности, непрерывности производства и обращения. Вместе с тем только интересы клиента не могут стать решающими, доминирующим фактором совершения кредитных операций. Условиями кредитования должно быть и соблюдение интереса другой стороны — банка-кредитора. Его интересы могут не совпадать с интересами клиентов. У банка всегда есть выбор, куда лучше вложить собственные и аккумулированные капиталы. Его возможности часто ограничены. Банки, как известно, работают в конкретных границах, определяемых совокупностью имеющихся в данный момент ресурсов, нормативами экономического регулирования Центрального Банка. Объем кредитов, который может быть предоставлен клиентам, всегда зависит от объема собственных и привлеченных средств, регламентируемой пропорции между ними, текущих нормативов ликвидности, требований сбалансированности активов и пассивов по срокам, размера денежных ресурсов, перечисляемых в централизованные резервы центрального банка и др.
Возможности кредитования заемщика во многом определяются степенью риска. Как бы ни хотелось заемщику получить ссуду, но если риск для банка чрезвычайно велик и нет полных гарантий, вероятнее всего, такая ссуда не будет ему предоставлена. Клиент должен продемонстрировать реальную возможность и желание платить по своим долгам, включая ссудный процент.
Условия кредитования связаны также с принципами кредитования -целевым характером, срочностью и обеспеченностью кредита. Если клиент потенциально может нарушить один из них, кредитная сделка не состоится. При нарушении этих принципов в процессе кредитования банк,
руководствуясь своими интересами, интересами своих вкладчиков, разрывает кредитные связи, отзывает кредит, требует его немедленного возврата.
Современная система кредитования базируется на возможности реализации залогового права, наличии различных типов гарантий и поручительств третьих сторон. Эти и другие формы обеспечивают надежность кредитной сделки, возможность возврата кредита в случае нарушения принципов кредитования. Реализация залогового права требует от банка всестороннего анализа дееспособности клиента, оценки его имущества, позволяющего банку при необходимости обеспечить свою, по крайней мере, безубыточную деятельность. Практика показывает, что ссуда может не иметь конкретного обеспечения, но наличие залога должно быть непременным условием совершения кредитной сделки.
Кредитование осуществляется при условии, что будут соблюдены и коммерческие интересы банка. Кредитование производится на платной основе. Платность во многом определяется кредитным риском, уровнем учетной ставки центрального банка, общим состоянием спроса и предложения кредита на рынке.
Условием кредитования является заключение кредитного соглашения между банком и заемщиком. Кредитование базируется на договорной основе, предусматривающей определенные обязательства и права каждой стороны кредитной сделки, экономическую ответственность сторон.
Можно, наконец, заметить, что условием кредитования является планирование взаимоотношений сторон. Объектом планирования в банке является сумма предоставляемого кредита, размер его погашения, доходы и расходы по кредитным операциям. Кредитный процесс обязывает и заемщика так регулировать производственные и финансовые возможности, чтобы в полной мере предусмотреть своевременное и полное погашение кредита и уплату ссудного процента.
Условия кредита:
• Соблюдение требований, предъявляемых к базовым элементам кредитования;
• Совпадение интересов обеих сторон кредитной сделки;
• Наличие возможностей, как у банка-кредитора, так и у заемщика выполнять свои обязательства;
• Соблюдение принципов кредитования;
• Возможность реализации залога и наличие гарантий;
• Обеспечение коммерческих интересов банка;
• Планирование взаимоотношений сторон кредитной сделки;
При всем многообразии объектов и субъектов кредитования, различных видов ссуд, предоставляемых юридическим и физическим лицам, система кредитования представляет собой некую единую схему, включающую:
1. Методы кредитования и формы ссудных счетов.
2. Кредитную документацию, представляемую банку.
3. Процедуру по выдаче кредита.
4. Порядок погашения ссуды.
5. Контроль в процессе кредитования.
Если этапы кредитования показывают последовательность выполнения определенных обязательных процедур, то представленные элементы организационно-экономической схемы, по существу выражают технологию кредитного процесса. Рассмотрим этот технологический процесс более подробно.
Метод кредитования можно определить как совокупность приемов, с помощью которых банки осуществляют выдачу и погашение кредитов. Таких методов три:
1) метод кредитования по обороту;
2) метод кредитования по остатку;
3) оборотно-сальдовый метод.
При кредитовании по обороту кредит следует за движением, оборотом объекта кредитования. Кредит авансирует затраты заемщика до момента высвобождения его ресурсов. Размер ссуды возрастает по мере увеличения объективной потребности в ссуде и погашается по мере снижения этой потребности. Данный метод обеспечивает непрерывное, по мере снижения или увеличения потребности синхронное движение кредита, является непрерывно возобновляющимся процессом.
При кредитовании по остатку кредит взаимосвязан с остатком товарно-материальных ценностей и затрат, вызвавших потребность в ссуде. К примеру, предприятие может уже закупить необходимые ему ценности за счет своих финансовых источников и лишь, затем обратиться в банк за ссудой под их обеспечение, тем самым, компенсируя произведенные затраты. Кредит в этом случае выдается под остаток товарно-материальных ценностей в порядке компенсации, а не авансирования затрат (уже произведенных в данном случае) на приобретение необходимых материалов. Чаще всего кредитование по остатку, как правило, уже, охватывает меньший круг объектов кредитования, опосредствует один из объектов, в то время как кредитование по обороту связано с движением не отдельного, частного, а совокупного объекта кредитования.
На практике кредитование по обороту и по остатку могут сочетаться, образуется оборотно — сальдовый метод, когда кредит на первой стадии выдается по мере возникновения в нем потребности, а на второй стадии погашается в строго определенные сроки, которые не могут не совпадать с объемом высвобождающихся ресурсов. На первой стадии кредит выдается на начальной стадии оборота товарно-материальных ценностей и затрат; на второй стадии погашается на базе остатков срочных обязательств клиента перед банком.
Организационно движение кредита (его выдача и погашение) отражается на ссудных счетах клиента, которые открывает ему банк. Ссудный счет — это такой счет, на котором отражается долг (задолженность)
клиента банку по полученным кредитам, выдача и погашение ссуд. Для всех ссудных счетов характерна их общая конструкция: выдача кредита проходит по их дебету, погашение — по кредиту, задолженность клиента банку всегда по левой, дебетовой стороне ссудного счета.
При общем единстве схемы отражения задолженности, выдачи и погашения кредита ссудные счета могут различаться между собой:
1) по цели открытия;
2) по взаимосвязи с оборотом
2. Организационно-экономическая характеристика Сорочинского филиала № 4235
Сорочинский филиал 4235 осуществляет привлечение денежных средств от физических и юридических лиц, а также кредитно-расчетные, финансовые, кассовые и иные банковские операции и сделки с физическими и юридическими лицами.
Филиал не является юридическим лицом. Он создан на основании решения общего собрания акционеров и приказа Сбербанка России от 22.03.91г. и действует на территории города Сорочинска Оренбургской области, является отделением Сбербанка России.
Филиал входит в единую систему Банка, организационно подчиняется Поволжскому банку Сбербанка России и непосредственно руководит работой системы банка, расположенных, на обслуживаемой им территории. В настоящее время филиал 4235 контролирует работу трех доп.офисов и 42 операционных касс вне кассового узла.
Все банковские операции и сделки филиал 4235 осуществляет от имени Банка (Поволжского или Сбербанка)
Объем полномочий руководителя определяется доверенностью, выданной ему территориальным Банком, деятельность филиала осуществляется на основе утвержденных Банком планов, разработанных филиалом с учетом особенностей его деятельности в порядке определенном Банком.
Филиал имеет печать и штампы с указанием своего наименования, наименования АКСБ Российской Федерации (Сбербанка России).
Активы и пассивы филиала 4235 отражаются на его отдельном балансе, входящем в сводный баланс Поволжского Банка.
Филиал 4235 в своей деятельности руководствуется Федеральным законом Российской Федерации «О Центральном Банке РСФСР (Банке
России)», «О бухгалтерском учете и иными законодательным актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России».
Правовой основой отношений филиала 4235 с клиентами и другими контрагентами является договор, заключаемый в порядке на условиях, установленных Банком, с обязательным использованием типовых форм.
Филиал осуществляет обслуживание экспортно-импортных операций клиентов с применением финансовых инструментов, принятых в международной банковской практике и валютный контроль за операциями клиентов — физических и юридических лиц.
Банк осуществляет следующие банковские операции:
• привлекает и размещает денежные средства граждан, предприятий и организаций;
• открывает и ведет банковские счета физических и юридических лиц;
• осуществляет расчеты по поручению клиентов и их кассовое обслуживание;
• покупает и продает иностранную валюту в наличной и безналичной формах;
• осуществляет лизинговые операции;
• привлекает во вклады и размещает драгоценные металлы;
Помимо этого Банк осуществляет следующие сделки:
• предоставляет в аренду физическим лицам специальные помещения или находящиеся в них сейфы для хранения документов и ценностей;
• оказывает брокерские, консультационные и информационные услуги клиентам.
Банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковском счете.
Банк также представляет клиентам услуги, которые не относятся конкретно к банковской сфере. Это инкассация денежных средств, хранение ценностей и документов, банковское расследование.
Итоги деятельности филиала отражаются в ежемесячных, квартальных и годовых балансах и годовом отчете, которые представляются в Территориальный банк.
Операционный год филиала 4235 начинается с 1 января и заканчивается 31 декабря.
Прибыль банка складывается из доходов всех видов деятельности банка за вычетом начисленных и уплаченных процентов, административно-хозяйственных, операционных и других расходов.
Из прибыли банка выплачиваются предусмотренные законодательством налоги и другие платежи в бюджет. Оставшаяся после обязательных выплат чистая прибыль используется в порядке, определенном банком.
Деятельность банка опирается на следующие пункты:
• обеспечение качества нового уровня обслуживания граждан и юридических лиц;
• защита интересов клиентов банка путем размещения средств в наименее рискованные вложения;
• обеспечение финансовой устойчивости, поддержание ликвидности и платежеспособности банка.
Стать действительно надежным банком невозможно без устойчивой широкой клиентской базы. Огромный потенциал в этом направлении заключает в себе обслуживание частных лиц.
В условиях недостатка денежных ресурсов в экономике страны и кризиса неплатежей именно средства частных лиц могут стать источником финансовой подпитки банковской системы.
При жесткой конкуренции на банковском рынке привлеченные средства населения, являются одним из самых доступных видов ресурсов,
привлечь которые на приемлемых для банка условиях можно только высоким уровнем обслуживания и максимальным разнообразием услуг.
Сбербанк связывает свое дальнейшее развитие с новыми технологическими решениями, направленными на ускорение расчетов, повышения производительности труда сотрудников, своевременности представления аналитической отчетной информации, разнообразие и повышение качества оказываемых услуг.
Анализ деятельности учреждений банка с точки зрения доходности, надежности, ликвидности, степени риска в условиях рыночной экономики и конкурентной борьбы коммерческих банков является крайне необходимым.
Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения банка позволяет сформировать соответствующие направления в депозитной и инвестиционно — кредитной политике, выявить узкие места, разработать рекомендации по их управлению. Результаты анализа дают возможность разработать дальнейший план действий.
З. Кредитные операции банка и их оценка
3.1 Кредитоспособность заемщика и способы ее оценки
Кредитный риск предполагает вероятность убытков в связи с невозвратом или несвоевременным погашением выданных кредитов и неуплатой процентов по ним. Поэтому тщательный отбор заемщиков и постоянный контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью составляет основу в кредитной политике банка.
С переходом к рыночным отношениям возникла необходимость анализа кредитоспособности заемщика в России.
Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении способности заемщика своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде, степени риска, который банк готов взять на себя; размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах и условий его представления.
Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов, что само по себе означает трудность, поскольку каждый фактор должен быть оценен и рассчитан. К этому следует добавить необходимость определения относительного веса каждого отдельного фактора для состояния кредитоспособности.
Еще сложнее оценить перспективы изменений всех тех факторов, причин и обстоятельств, которые будут определять кредитоспособность заемщика в предстоящий период.
Дополнительные сложности в определении кредитоспособности возникают в связи с осуществлением таких ее факторов, измерить и оценить значение которых в цифрах невозможно. Это касается в первую очередь морального облика, репутации заемщика, хотя не только их.
Для обоснования оценки кредитоспособности помимо информации в цифровых величинах нужна экспертная оценка квалифицированных аналитиков.
Сложность оценки кредитоспособности обуславливает применение различных подходов к такой задаче — в зависимости, как от особенностей заемщиков, так и от намерений банка — кредитора. При этом различные способы оценки кредитоспособности не исключают, а дополняют друг друга. Это значит, что применять их следует в комплексе.
Существуют следующие способы оценки кредитоспособности:
— на основе системы финансовых коэффициентов:
— на основе денежных потоков;
— на основе анализа делового риска.
Каждый из них, возможно, дополняет друг друга. Если анализ делового риска позволяет оценить кредитоспособность в момент совершения сделки только на базе одной ссудной операции и связанного с ней денежного потока, то система финансовых коэффициентов прогнозирует риск с учетом его совокупного долга, сложившихся средних стандартов и тенденций. Анализ денежного потока клиента показывает слабые места управления предприятием, из которых могут вытекать условия кредитования.
Оценка кредитоспособности на основе системы финансовых коэффициентов. В мировой практике применяются пять групп коэффициентов:
1 коэффициент ликвидности;
2)коэффициент эффективности;
3)коэффициент финансового левеража;
4)коэффициент прибыльности;
5)коэффициент обслуживания долга. Оценка кредитоспособности заемщика в российских банках осуществляется, как правило, на основании двух-трех групп финансовых коэффициентов.
Например: в Сорочинском отделении Сбербанка 4235 методика оценки кредитоспособности заемщика включает в себя рост показателей ликвидности и финансовой устойчивости.
Расчет указанных показателей проводится по данным бухгалтерской отчетности за последние 2-3 года, по балансу на начало текущего года и последнему балансу по сроку, близкому к дате обращения за кредитом. Анализ финансовых коэффициентов осуществляется в течении всего периода пользования кредитом.
Для анализа баланса на ликвидность необходимо сгруппировать статьи актива баланса в зависимости от быстроты превращения их в денежные средства, а пассивы — по степени срочности предстоящей оплаты обязательств в 4 группы.
Ликвидность баланса характеризуют три показателя:
— коэффициент абсолютной ликвидности;
— коэффициент общей ликвидности (промежуточный коэффициент покрытия);
— коэффициент покрытия.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, в какой доле краткосрочные обязательства могут быть погашены за счет высоко ликвидных активов, т.е. означает способность заемщика немедленно погашать свои текущие обязательства.
Промежуточный коэффициент покрытия показывает, может ли предприятие в установленные сроки рассчитываться по своим краткосрочным долговым обязательствам.
Коэффициент покрытия дает возможность установить, достаточно ли ликвидных активов для погашения краткосрочных обязательств (мобильных пассивов), т.е. сколько ликвидных средств приходится на 1 руб. краткосрочных обязательств.
Важную аналитическую оценку заемщику дают также и показатели финансовой устойчивости:
1) коэффициент оборачиваемости оборотных средств;
2) коэффициент финансовой независимости;
3) коэффициент соотношения заемных средств и собственных средств;
4) коэффициент состояния дебиторской и кредиторской задолженности;
5) коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств;
6) коэффициент мобильности использования собственных средств. Коэффициент финансовой независимости характеризует обеспеченность
предприятия собственными средствами для осуществления своей деятельности. Коэффициент состояния заемных и собственных средств указывает, сколько заемных средств привлек заемщик на 1 руб. вложенных в активы собственных средств.
Коэффициент состояния дебиторской и кредиторской задолженности показывает степень обеспеченности кредиторской задолженности к дебиторской.
Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств указывает на долю долгосрочных заемных средств, привлеченных для финансирования имущества заемщика, наряду с его собственными средствами.
Для определения степени мобильности (гибкости) использования собственных средств заемщика целесообразно рассчитать коэффициент маневренности собственных средств, который свидетельствует о степени зависимости заемщика от заемных оборотных средств.
Эти коэффициенты позволяют дать характеристики отдельных сторон деятельности заемщика с помощью цифровых величин. Но нельзя не видеть их ограниченность, так как они:
A) отражают положение дел в прошлом, причем на основании данных об остатках;
Б) показывает лишь некоторые стороны деятельности предприятий в основном движение оборотных средств;
B) не учитывают ни репутации заемщика (платежной дисциплины,
квалификация персонала и т.д.), ни особенностей и перспектив экономической конъюнктуры, в том числе инфляции, ни оценок выпускаемой и реализуемой продукции.
В силу этого от применения данных коэффициентов отказываться не следует, но также нельзя ограничиваться ими, поскольку они неполно характеризуют кредитоспособность заемщика.
Недостатки выше изложенного способа в некоторой степени могут быть преодолены, если определять коэффициенты исходя из данных об оборотных ликвидных средствах, запасах и краткосрочных долговых обязательствах.
Такой подход может быть реализован через анализ денежного потока, заключается в сопоставлении оттока и притока средств у заемщика за период, соответствующий обычно сроку испрашиваемой ссуды.
Элементами притока средств за период является:
1. Прибыль, полученная в данном периоде;
2. Амортизация, начисленная за период;
3. Высвобождение средств из:
A) запасов,
Б) дебиторской задолженности,
B) основных фондов,
Г) прочих активов,
4. Увеличение кредиторской задолженности;
5. Рост прочих пассивов;
6. Увеличение акционерного капитала;
7. Выдача новых ссуд.
В качестве элементов оттока средств можно выделить:
1. Уплату:
A) налогов,
Б) процентов,
B) дивидендов,
Г) штрафов и пени,
2. Дополнительное вложение в:
A) запасы,
Б) дебиторскую задолженность,
B) прочие активы,
Г) основные фонды,
3. Сокращение дебиторской задолженности;
4. Уменьшение прочих пассивов;
5. Отток акционерного капитала;
6. Погашение ссуд.
Разница между оттоком и притоком средств определяет величину общего денежного потока. Как видно из приведенного перечня элементов притока и оттока средств, изменение размера запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, прочих активов и пассивов, основных фондов по-разному влияет на общий денежный поток. Для определения этого влияния сравниваются остатки по статьям запасов, дебиторов, кредиторов на начало и конец периода. Рост остатка запасов, дебиторов и прочих пассивов в течение периода означает отток средств и показывается при расчете со знаком при уменьшение притока со знаком "+". Рост кредитов и прочих пассивов рассматривается как приток средств ("+"), снижение — как отток ( "-" ).
Модель анализа денежного потока построена в группировке элементов притока и остатка средств по сферам управления предприятием.
В этом случае модель может иметь форму, показанную в приложении 3. Для анализа денежного потока берутся данные как минимум за три истекшие года. Если клиент имел устойчивое повышение потока над оттоком средств, то это свидетельствует о его финансовой устойчивости-кредитоспособности. Колебание величины общего денежного потока, говорит о более низком рейтинге клиента по уровню кредитоспособности. Систематическое превышение оттока над притоком средств характеризует
клиента как некредитоспособного. Сложившаяся средняя положительная величина общего денежного потока (повышение потока над оттоком средств), может использоваться как предел выдачи новых ссуд. превышение показывает, в каком размере клиент может погашать за период долговые обязательства. На основе соотношения величины общего денежного потока и размера долговых обязательств клиента определяется его класс кредитоспособности: нормативные уровни этого состояния: 1-класс-0,75; П-0,30; Ш-0,25; IV-0,2; V-0,2; VI-0,15.
Анализ денежного потока позволяет сделать вывод о слабых местах управления предприятием. Например, отток средств может быть связан с управлением запасами, расчетами (дебиторы и кредиторы), финансовыми платежами (налоги, проценты, дивиденды).
Оценка кредитоспособности на основе анализа делового риска. Деловой риск связан с тем, что кругооборот фондов заемщика может завершиться в срок и с предполагаемым эффектом. Факторами делового риска являются различные причины, приводящие к прерывности или задержке кругооборота фондов на отдельных стадиях.
Факторы делового риска можно сгруппировать по стадиям кругооборота.
I стадия — создание запасов:
— количество поставщиков и их надежность,
— мощность и качество складских помещений,
— соответствие способов транспортировки характеру груза,
— доступность цен на сырье и его транспортировку для заемщика,
— отдаленность поставщика,
— факторы валютного риска,
— опасность ввода ограничений на вывоз и ввоз импортного сырья .
II стадия — стадия производства:
— наличие и квалификация рабочей силы,
— возраст и мощность оборудования,
— состояние производственных помещений.
III стадия — стадия сбыта:
— количество покупателей и их платежеспособность,
— диверсифицированность дебиторов,
— степень защиты от неплатежей покупателей,
— демографические факторы,
— факторы валютного риска.
Факторы риска на стадии сбыта могут комбинироваться из факторов первой и второй стадии. Поэтому деловой риск на стадии сбыта считается более высоким, чем на стадии создания запасов или производства.
Перечисленные факторы делового риска обязательно принимаются во внимание при разработке банком стандартных форм кредитных заявок, технико-экономических обоснований возможности выдачи ссуды.
Оценка делового риска коммерческим банком может быть формализована и проводится по системе скоринга, когда каждый фактор делового риска оценивается в банках.
В зависимости от количества учтенных факторов и принятой шкалы разрабатывается таблица определения класса кредитоспособности заемщика на основе делового риска.
Каждый банк самостоятельно решает вопрос об использовании того или иного метода. Главное, чтобы каждый банк проводил анализ кредитоспособности заемщика и выдавал ссуды, имея подтверждение намерений и реальных возможностей погасить свой долг.
3.2 Оценка достоверности информации о заемщике
Сбором и анализом информации о потенциальном клиенте в Сбербанке занимается кредитный отдел, а в некоторых случаях и служба безопасности банка. Схема сбора и анализа информации о заемщике состоит из основных блоков: получение от клиентов определенных документов, справок, отчетов
, заявлений и последующая официальная проверка содержащихся в них фактических сведений.
Сейчас банки требуют от потенциальных клиентов от 9 до 24 различных документов, которые являются официальным основанием для получения кредита. Эти документы должны содержать все необходимые сведения о заемщике: его юридический статус, адреса, банковские реквизиты, отражать текущее и прошлое финансовое состояние, содержать сведения о сделке или проекте, которые планируется кредитовать.
Рассмотри основные виды документации, испрашиваемой и проверяемой службой банка.
1. Официальный запрос заемщика.
Для проверки этой информации кредитный отдел запрашивает у заемщика проект контракта и связывается по телефону с фирмой — продавцом. Такой путь подходит, когда в качестве продавца выступает крупная фирма. Что же касается мелких торговых фирм, то лучше заказывать специальное расследование аудиторской фирме. И уже первые данные о, например, что такой торговой фирмы не существует, она имеет плохую репутацию, служит достаточным основанием для прекращения дальнейших переговоров с заемщиком.
2. Чтобы объективно оценить финансовое состояние заемщика, кредитный отдел просит представить оригиналы официальных отчетных форм.
Служба безопасности банка, используя своп связи, пытается установить достоверность предложенной отчетности. Если проверка заканчивается успешно, то кредитный отдел начинает анализировать документы на предмет содержащейся в них финансовой информации. Так как официальная бухгалтерская отчетность может искажать величину реальных финансовых ресурсов предприятия, а так же величину вложений этих ресурсов, поэтому необходимо использовать специальные методики проверки и оценки финансового положения заемщика.
Возможно применение такого метода, как аудиторская проверка, либо использование рейтингового анализа финансового состояния заемщика.
3. Копии уставных и учредительных документов заемщика, фамилии
должностных лиц, уполномоченных на ведение переговоров с банком.
Кредитный отдел проверяет достоверность предоставленных учредительных и уставных документов.
Служба безопасности банка выезжает на место, чтобы удостовериться в правильности указанных в документах адресов заемщика, телефонов. Служба безопасности может проводить подобные операции как официально, так и неофициально, используя вымышленные документы.
4. Подтверждение заемщиком номеров своих рублевых и, если есть,
валютных счетов с наименованием учреждений, в которых они ведутся.
Кредитный отдел направляет официальный запрос в банк заемщика с просьбой подтвердить информацию о наличии счетов заемщика. Однако проверка этой информации может включить в себя посещение банка заемщика сотрудниками службы безопасности, проверку места его расположения, адресов и телефонов.
5. Получение, проверка и оценка информации о сделке или проекте,
который предлагается кредитовать — является наиболее трудной задачей для банка.
За рубежом банк откажет в выдаче кредита бизнесмену, который не умеет доказать, что кредит будет использован эффективно и, что он его сможет вернуть в срок с процентами.
Кредитные отделы банков все чаще и более настойчиво стали требовать от заемщиков маркетинговые исследования, включающие информацию не только о том, кто, почему, сколько, когда, почем и где будет готов купить данное изделие, но и сведения о возможных конкурентах, их продукции и ее качестве, примерных ценах и условиях продажи.
Сотрудники кредитного отдела начинают принимать непосредственное участие в переговорах, при заключении кредитуемых банком сделок,
использовать более прогрессивные методы контроля в виде совместной с заемщиком деятельности.
Детально изучают представленный потенциальным заемщиком бизнес-план или маркетинговое исследование возможностей сбыта товара.
6. Более всего банк волнует проблема гарантий возврата кредита. Для ее решения банк нуждается в информации об источниках погашения кредита в форме приемлемой для банка.
В соответствии со ст.329 ГК исполнение обязательств должниками может обеспечиваться неустойкой залогом, поручительством, банковской гарантией и другими способами.
3.3 Способы обеспечения возвратности кредитов
Банковское законодательство Российской Федерации предусматривает, что выдача кредита коммерческими банками должна производиться пол различные формы обеспечения кредита. Важнейшими видами кредитного обеспечения являются: залог, гарантия, поручительство, страхование кредитного риска.
Заемщик в качестве кредитного обеспечения может использовать одну или одновременно несколько форм, что закрепляется в кредитном договоре. Обеспечение обязательства по возврату кредита оформляются вместе с кредитным договором и являются обязательным приложением к нему.
Залог как способ обеспечения возврата означает, что кредитор (банк) приобретает право первоочередного удовлетворения погашения ссуды и получения причитающихся процентов из стоимости заложенного имущества, в случае если заемщик не выполнил свое обязательство в срок, предусмотренное кредитным договором. Чтобы залог мог стать реальной гарантией возврата кредита, необходимо соблюдение ряда экономических и юридических требований.
К экономическим требованиям относятся: правильный выбор объекта залога, оценка его стоимости, определение вида залога, организация контроля за предметами залога.
К юридическим требованиям относятся: четкое определение прав и обязанностей залогодателя и залогодержателя, правильное оформление залоговых документов в соответствии с видами залога, порядок регистрации и хранения залоговых документов.
Существует несколько этапов реализации залогового права:
1. Выбор объекта (предмета) залога — первый и наиболее ответственный
этап. Предметом залога может быть любое имущество, которое в соответствии с законодательством России может быть отчуждено залогодателем, а также ценные бумаги и имущественные права. Здесь необходимо учитывать следующие общие требование залога:
отсутствие претензий со стороны других кредиторов на тот же предмет
залога;
наличие у залогодателя права собственности на предмет залога или права полного хозяйственного владения;
достаточность стоимости залога для удовлетворения соответствующего обязательства клиента;
обязательная регистрация.
При банках целесообразно создавать специализированные подразделения по контролю за предметами залога. В обязанности этого подразделения должна входить экономическая и юридическая оценка этого имущества, а также, в случае необходимости, его реализация. Эта служба разрабатывает залоговую документацию, дает заключение на кредитный комитет по данному виду залога, подготавливает проект залогового договора с учетом специфики предлагаемого объекта. Эта же структура следит за соблюдением надлежащих условий хранения и фактическим наличием заложенного имущества.
2. Оценка стоимости залога — важный этап, следующий за определением
достаточной стоимости залога.
Для оценки стоимости залога лучше всего обратиться к независимым экспертам, либо сотрудничать на договорных началах с какой либо экспертной фирмой (экспертом).
Оценка стоимости залога предполагает применение маржи. Это означает, что стоимость принятых в залог ценностей должна быть больше, чем величина кредита и плата за него, то есть должен обеспечить не только возврат ссуды, но и уплату соответствующих процентов и неустоек по договору, предусмотренных в случае его невыполнения.
Кроме того, необходимо учитывать, что рыночная стоимость заложенного имущества может снизиться. Следовательно, во всех случаях стоимость залога должна быть выше размера испрашиваемой ссуды.
3. Определение (выбор) вида залога — не менее ответственный и тонкий
этап. Здесь цель состоит в том, чтобы из разных возможностей избрать такой вид залога, который наиболее полно отвечает условиям конкретной кредитной сделки.
Во-первых, этот выбор можно сделать между залогом и закладом. В последнем случае у банка появляются некие особенные обязанности и права.
Во-вторых, выбор следует сделать между вариантами залога по способу владения предметом залога: без права продажи, с правом продажи, с правом сдачи в аренду.
В-третьих, следует сделать выбор между вариантом залога по способу хранения и пользования предметами залога: залог товаров в обороте, твердый залог.
4. Контроль за сохранностью объекта залога — неотъемлемый этап
реализации залогового права.
Проводится он в предварительном и последующем порядке относительно заключения кредитной сделки.
С помощью предварительного контроля проверяется соответствие предложенного заемщиком залогового материала необходимые требованиям. На этой стадии главными направлениями банковского контроля являются:
проверка права собственности потенциального заемщика на предлагаемый объект залога;
определение качества стоимости, места и порядка предстоящего хранения объекта залога, способов обеспечения его сохранности.
Последующий контроль позволяет:
А) следить за точностью выполнения залогодателем условий договора;
Б) своевременно получать достоверную информацию о составе и стоимости имеющихся предметов залога;
В) наблюдать за рыночной конъюнктурой, показывающей возможности продажи предметов залога.
Обращение взыскания на предмет залога — заключительный этап реализации залогового права при невыполнении заемщиком своих обязательств перед банком Договор залога (приложение 7) должен обязательно содержать пункт, когда и как банк может воспользоваться правом обращения взыскания для обеспечения возврата ссуды. Кроме того, в договоре может быть оговорен льготный срок (30 дней) в течение которого клиент может и должен принять дополнительные меры для изыскания необходимых источников погашения своего долга. Только по истечению этого срока, если результат не изменился, можно обращаться в арбитражный суд, который определяет, каким образом будет проводиться заложенное имущество.
Следует отметить, что право залога прекращается в следующих случаях: с прекращением обеспеченного залогом обязательства; гибели заложенного имущества; продажи с публичных торгов заложенного имущества; приобретение залогодержателем права собственности на заложенное имущество.
Нормальным (естественным) случаем прекращения залога является исполнение обязательства, которое обеспечивается залогом. Выполнение основного долга должно быть подтверждено соответствующими документами в случае частичного исполнения обязательства залог сохраняется до тех пор, пока обязательство в полном объеме не будет исполнено.
В качестве формы обеспечения кредита может выступать поручительство юридического или физического лица, которое оформляется в виде «договора поручительства» между банком и поручителем.
Функция поручительства состоит в том, что он создает для кредитора (банка) большую вероятность реального удовлетворения к должнику по обеспеченному поручительством обязательству. Большая вероятность достигается благодаря тому, что при поручительстве ответственный перед кредитором, наряду с должником, еще и поручитель.
Банк принимает поручительства только от надежных, финансово устойчивых юридических и физических лиц. Поэтому банк-кредитор в предварительном порядке должен убедиться в их состоятельности, как в финансовом плане, так и с точки зрения готовности выполнить свои обязательства при наступлении гарантийного случая.
При исполнении или ненадлежащем исполнении кредитного договора заемщик или поручитель отвечает перед банком солидарно.
Поручитель отвечает перед банком-кредитором в том же объеме, как и заемщик, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков банка, вызванных невыполнением или ненадлежащим исполнением обязательств заемщиком.
Поручительство прекращается:
с прекращением обеспеченного им обязательства;
по истечении указанного в договоре поручительства срока;
с переводом на другое лицо долга по обеспеченному поручительством обязательству, если поручитель не дал согласия отвечать за нового должника.
В этом случае, если срок действия договором не предусмотрен, поручительство прекращается, если кредитор не предъявит иска к поручителю в течение года со дня наступления срока обеспеченного поручительством обязательства.
Средством возвратности ссуды может выступать гарантия — особый вид договора поручительства, применяемый для обеспечения обязательства только между юридическими лицами. В качестве гаранта могут выступать банки, иные кредитные учреждения или страховые организации.
Вместе с тем, что банковские гарантии принимают значительно охотнее, чем полисы даже первоклассных страховых компаний, так как, во-первых, уровень банковских комиссий значительно ниже страховых премий, во-вторых, надежные банки выполняют свои гарантийные обязательства по первому требованию между тем как страховые компании обуславливают такие платежи массой дополнительных документов и процедур.
Банковская гарантия является односторонней сделкой и оформляется гарантийным письмом. Гарантия вступает в силу со дня ее выдачи. Особо рекомендуется проверять подлинность гарантий для чего, в первую очередь, следует обратиться к тому, от чьего имени представлена гарантия.
Такой проверкой должна заниматься служба экономической безопасности банка.
Важным условием, предъявляемым к гаранту, является его устойчивое финансовое положение.
Сущность гарантии заключается в том, что в случае отсутствия у заемщика средств на расчетном счете для погашения кредита банк предъявляет требование о погашении ссуды к гаранту, то есть банковская гарантия является обязательством независимым от договора, исполнение которого она обеспечивает. Кроме того, в отличие от поручительства, она
сохраняет силу и в случае недействительности того основного обязательства, в исполнении которого она была выдана.
Отличительной особенностью банковской гарантии является и ее безотзывность. Несмотря на то, что банковская гарантия является односторонней сделкой, отозвать ее гарант вправе лишь в том случае, если это предусмотрено в гарантии и только.
Обязательство гаранта перед кредитором по гарантии прекращается:
— с уплатой кредитору суммы, на которую выдана гарантия;
— с окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана;
— вследствие отказа кредитора от своих прав по гарантии.
В 1990 году в практику введена новая для России форма обеспечении возвратности ссуд — страхование ответственности заемщиков за непогашение кредита. В соответствии с установленным органами государственного страхования порядком заемщик заключает со страховщиком договор страхования, в котором предусматривается, что в случае непогашения кредита в установленные сроки страховщик выплачивает банку, выдающему кредит. Возмещение в размере от 50 до 90% непогашенной заемщиком суммы кредита, включая проценты за пользование кредитом.
Страхование кредитного риска как форма обеспечения возвратности ссуд является взаимовыгодной сделкой для участников. Так, в частности, предприятие-заемщик (страхователь) гарантируется от потери деловой репутации из-за несвоевременного погашения кредита. Банк получает высокие гарантии возвратности кредита, хотя и не является прямым участником страховой сделки. Страховая организация получает вознаграждения за свои услуги в виде страхового тарифа.
Анализируя финансовое состояние страховой компании, необходимо обращать внимание на наличие объявленного и уплаченного уставного фонда, величину страховых фондов и ресурсов, коэффициента финансовой устойчивости, который должен быть больше единицы, на уровень и норму выплат.
При анализе предлагаемого договора страхования следует обратить внимание на то, каким образом дано определение страхового случая, имеется ли достаточный срок для предъявления претензий в случае его наступления, кто извещает страховщика о наступлении страхового случая, как и когда, производится страховое возмещения. Особое внимание необходимо уделить пунктам договора, определяющим обязанности страхователя и условия, при которых страховщик может быть освобожден от обязательств по договору страхования и, следовательно, от обязательств по погашению кредита банку.
3.4 Формирование и назначение резерва на возможные потери по ссудам
Резерв на возможные потери по ссудам представляет собой специальный резерв, необходимость формирования которого обусловлена кредитными рисками в деятельности. Указанный резерв обеспечивает создание банком более стабильных условий финансовой деятельности и позволяет избегать колебаний величины прибыли банков в связи со списанием потерь по ссудам.
Резерв на возможные потери по ссудам формируется за счет отчислений относимых на расходы банков.
Резерв на возможные потери по ссудам создается в обязательном порядке всеми банками, небанковскими кредитными учреждениями, а также их филиалами, по ссудной задолженности, приравненной к ссудной по всем группам риска.
Для действующих по состоянию на 01.01.98г. банков (имеющих лицензию Банка России на проведение банковских операций) на 1998-2000 годы вводился поэтапный режим создания указанного резерва, при котором реально создаваемый банками резерв не может быть меньше следующих величин:
• начиная с отчетности на 01.02.98г. — 40% расчетного исходя из требований Инструкции;
• начиная с отчетности на 01.02.99г. — 75% расчетного исходя из требований Инструкции;
• начиная с отчетности на 01.02.2000г. — 100% расчетного исходя из требований Инструкции.
При формировании резерва в 1998-1999гг. банки в первую очередь обязаны были создавать резерв под ссуды, классифицированные как-безнадежные.
Банки, получившие лицензию Банка России на проведение банковских операций после 01.01.98г., создавали резерв на возможные потери по ссудам в полном объеме с начала деятельности.
В переходный период резерв формирования следующей отчетности: в первую очередь, в максимально возможной сумме исходя из общей величины расчетного резерва по банку, под задолженность, классифицированную как безнадежная (IV группа), затем аналогичным образом под сомнительную задолженность (III группа), далее — под нестандартную (II группа) и в последнюю очередь под стандартную задолженность (I группа).
При этом если полное формирование резервов под задолженность какой-либо группы невозможно, величина формируемых резервов под конкретные ссуды соответствующей группы риска определяется территориальным банком.
В настоящее время переходный период закончился, и резерв формируется в размере 100% от расчетного, согласно требований Инструкции ЦБР № 62а от 30.06.97г. со всеми изменениями и дополнениями.
4. Вопросы совершенствования управления кредитными операциями
Проведение в России Международного конгресса, специально посвященного проблемам банковских рисков, является подтверждением того, что банковская система России движется в направлении интеграции с мировым банковским сообществом. Одним из условий такой интеграции является построение в российских банках адекватных систем управления риском.
Одной из первых проблем, с которой приходится сталкиваться любому банку, приступившему к построению системы управления рисками, является оптимизация состава показателей, характеризующих риски.
Конгресс отметил, что основой минимизации негативного влияния на положение банков принимаемых ими рисков должна служить интенсивная работа по повышению качества внутри банковского управления рисками в сочетании с расширением инструментов воздействия на банки со стороны Банка России.
Конгресс рекомендует:
1. Кредитным организациям:
• Обеспечить эффективное функционирование системы внутреннего контроля и аудита, препятствующей принятию чрезмерных рисков и неконтролируемых решений по управлению активами и пассивами, обеспечить строгий контроль за деятельностью филиалов, четко определить их права, конкретный состав и условия проведения банковских операций;
• Разработать систему быстрого реагирования на ситуации угрожающие законным интересам клиентов;
• Обеспечить постоянный мониторинг рисков;
• Активизировать создание независимых информационных систем по вопросам кредитной истории ссудозаемщиков;
• Расширить практику предоставления кредитов на синдицированной основе.
2. Банку России:
• Продолжить развитие системы пруденциальных норм, регулирующих предельное значение рисков банков с учетом рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору, реального состояния финансовых рынков и имеющегося позитивного опыта ведущих российских банков;
• Ввести в действие принципы надзора за банками на основе консолидации их собственных рисков и рисков аффинированных с ними структур;
3.Правительству РФ:
• Совместно с Центральным банком РФ проводить политику создания благоприятных условий для отечественных товаров и услуг с целью стимулирования и повышения надежности кредитной деятельности банков предусмотреть в проекте Налогового кодекса принципы формирования резервов на возможные потери по ссудам в кредитных организациях их прибыли до их налогообложения.
Конгресс посчитал, что реализация предлагаемых мер будет способствовать стабилизации финансового состояния банков и укреплению устойчивости Российской банковской системы.
По замыслу Центробанка в ближайшее время в каждом коммерческом банке должна быть организованна служба внутреннего контроля (служба экономической). Деятельность этой службы должна быть направлена как на предотвращение и снижение риска. Так и на его использование в качестве эффективного получения дохода.
Руководитель новой службы назначается правлением самого коммерческого банка. Это означает, что последнее слово в спорных вопросах остается за руководителем банка.
1998 год явился годом активного внедрения в банках системы внутреннего контроля.
Введенный в 1998 году Банком России в действие новый порядок формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам позволил более точно определить потенциальный объем потерь банка от не возврата выданных кредитов. Новые, более жесткие требования по формированию резервов на возможные потери по ссудам учитывают опыт международной банковской практики.
Расширилась база данных для формирования резерва, в ее состав в отличие от существующей базы, будут включены все виды ссудной задолженности. Формирование резерва позволит обеспечить условия для более полного покрытия банками кредитных ресурсов.
Заключение
Стабильная, благоприятная экономическая и политическая обстановка в России дает возможность динамично развиваться банковской системе. Однако, в обстановке экономического роста наиболее остро стоит вопрос о коммерческих банках. Кредитный риск — наиболее серьезный фактор доходности банков.
При предоставлении ссуды заемщику особое внимание уделяется информации об объекте кредитования.
В силу общей экономической и финансовой нестабильности кредит выдается под залог различных видов активов, поручительств и гарантий.
Российские коммерческие банки для оценки «качества» заемщика и отнесения запрашиваемого им кредита к соответствующей группе риска требуют предоставление документов, характеризующих финансовое положение клиента.
Для оценки кредитоспособности предприятия коммерческие банки используют различные методы финансового анализа. Многочисленные аспекты финансового анализа, будучи соединенными в систему, отражают способность клиента своевременно и в полном размере погашать свой долг.
Однако принимаемые в настоящий момент и рекомендуемые способы оценки кредитоспособности опираются главным образом на анализ данных о заемщике в предшествующем периоде. В связи с этим, целесообразно использовать зарубежный опыт прогнозирования финансового состояния заемщика в предстоящем периоде с тем. чтобы принимать обоснованные решения о предоставлении ссуды.
Для российских коммерческих банков кредитный риск очень высок в связи с широко распространенной практикой предоставления
кредитов на льготной основе инсайдерам. В мировой практике риск предоставления ссуд инсайдерам регулируется законодательно.
Наиболее распространенный метод снижения кредитного риска -диверсификация кредитного портфеля. Однако сама по себе диверсификация кредитов по отдельным заемщикам не приведет к снижению риска. Здесь важно соблюдать правила:
Не предоставлять кредит нескольким предприятиям модной отрасли;
Не предоставлять кредит предприятиям разных отраслей, но взаимосвязанных друг с другом технологическим процессом;
Подвергать детальному анализу технико-экономическое обоснование на кредит.
Эффективное управление кредитным портфелем предполагает систематический анализ качества кредитов и соответствия их политике банка современную детальную информацию о заемщике и строгое обеспечение процедур взыскания ссуды.
Управление кредитным портфелем с целью повышения доходов и снижения кредитного риска требует высокой квалификации специалистов банка.
Реже рассматривается проблема организации управления рисками и их взаимосвязь с людьми, хотя административные и человеческие факторы возникновения рисков и управление ими становиться все более важным.
На основании вышеизложенного для минимизации кредитного риска в коммерческих банках предлагаем:
активизировать создание независимых информационных систем по вопросам кредитной истории ссудозаемщиков;
обеспечить эффективное функционирование службы внутреннего контроля (службы экономической защиты)
расширить практику страхования сделок в сфере банковского кредитования.
Чтобы обеспечить экономически безопасное функционирование, банкам необходимо переориентировать свою организационную структуру на развитие подразделений, которые могли бы вести системный анализ, диагностику и прогнозирование рисков; наладить информационно-аналитическое обеспечение процесса управления рисками.
Таким образом, организация управления кредитным риском должна быть сориентирована на максимально полное удовлетворение потребностей клиентов в требуемых им формах, видах и т.д. ссуд, увеличение объемов получаемой прибыли и балансовых оборотов от кредитных операций, улучшение качества кредитного портфеля при строгом соблюдении действующего законодательства Российской Федерации.
Список используемых источников.
1. «Регламент создания и использования в Сбербанке России и его филиалах резерва на возможные потери по ссудам» от 18.05.2001г., №455-3-р
2. «Регламент предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России и его филиалами» от 19.04.2002г., №285-3-р
3. «Порядок краткосрочного кредитования юридических лиц Сбербанком России и его филиалами» от 19.04.2002г., №931-р
4. «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам» от 30.07.97г., №62а
5. Астахов А.В. Системный подход к управлению рисками крупных коммерческих банков. — Деньги и кредит №1,2008г.
6. Банковское дело: Учебник/ Под ред. Проф.Колесникова В.И., проф. Кроливецкой Л.П.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика.-2008г.
7. Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства- М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2006г.
8. Деньги, кредит, банки: Учебник. Под ред. Лаврушина О.И.- М.: Финансовый бизнес №8,2007г.
9. Епифанов М.А. Управление рисками.- Финансовый бизнес № 9, 2007г.
10. Ю.Жданов А.Ю. Банковские риски и управление персоналом.- Деньги и кредит №7, 2008г.
11. Н.Захаров B.C. Становление системы Российских коммерческих банков.-Деньги и кредит.-№8, 2008г.
12. Кузьмин А.И. Сбербанк России: надежность и динамизм.- Деньги и кредит. № 6,2008г.
13. Короткое П.А. Опыт и проблемы управления рисками в кредитных организациях.- Деньги и кредит.№ 7,2007г.
14. Овчаров А.О. Организация управления рисками в коммерческом банке.-Банковское дело.№ 1,2008г.
15. Помогина М.А. Управление рисками как составная часть процесса управления активами и пассивами банка.- Банковское дело. №3 2008г.
16. Рекомендации VI Международного банковского конгресса в Санкт-Петербурге (3-7 июле).- Деньги и кредит.№7, 2007г.
17. Турбанов А.В. О внутреннем контроле в российских банках.-Деньги и кредит. №9, 2007г.