Реферат по предмету "Экономика"


Основы макроэкономики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»
(2006-2007 гг.)
Инновационнаяобразовательная программа
«ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАГАНРОГСКОГОГОСУДАРСТВЕННОГО РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И БИЗНЕСА»
 
Кафедраменеджмента
Л.В. Шаронина
 
макроэкономика:
тесты, задачи,проблемные ситуации
Учебное пособие
Таганрог 2006

ББК65.012.2.я73
Рецензенты:
И.Н.Олейникова,д-р экон. наук, профессор каф. экономики и финансов ТИУиЭ,
Т.В. Федосова,канд. экон. наук, доцент каф. экономики ТРТУ.
ШаронинаЛ.В.
Макроэкономика:тесты, задачи, проблемные ситуации. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. –160с.
Учебное пособиесодержит основные теоретические вопросы макроэкономики, числовые задачи спримерами решения, проблемные ситуации, тесты и контрольные вопросы по каждойтеме.
Рекомендуетсяиспользовать в качестве практикума по курсу «Макроэкономика» для студентовэкономических специальностей всех форм обучения, а также предназначено для тех,кто интересуется вопросами макроэкономической теории и практики.
Табл. 45.Илл.13. Библиограф. 19 назв.
Печатается порешению редакционно-издательского совета Таганрогского государственногорадиотехнического университета.
@ Таганрогскийгосударственный
радиотехническийуниверситет, 2006
содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ ИВОЗМОЖНОСТЕЙ
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ИХОГРАНИЧЕННОСТЬ
ЗАДАНИЯ
1.2 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕВОЗМОЖНОСТИ. ПАРЕТО-ОПТИМАЛЬНОСТЬ
ЗАДАНИЯ
ТЕСТЫ
Контрольные вопросы
Творческая лаборатория
2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИСИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС)
2.1 ВВП И ВНП
ЗАДАНИЯ
2.2 ПОКАЗАТЕЛИ, ПРОИЗВОДНЫЕ ОТВВП
ЗАДАНИЯ
2.3 ДЕФЛЯТОР ВВП
ЗАДАНИЯ
ТЕСТЫ
Контрольные вопросы
Творческая лаборатория
3. БЕЗРАБОТИЦА
3.1 БЕЗРАБОТИЦА: ЕЕ ВИДЫ ИИЗМЕРЕНИЕ
ЗАДАНИЯ
3.2 БЕЗРАБОТИЦА И ВВП. ЗАКОНОУКЕНА
ЗАДАНИЯ
ТЕСТЫ
Контрольные вопросы
Творческая лаборатория
4. ИНФЛЯЦИЯ
4.1 ИНФЛЯЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ.ИНДЕКСЫ ЦЕН
ЗАДАНИЯ
4.2 УРОВЕНЬ (ТЕМП) ИНФЛЯЦИИ
ЗАДАНИЯ
4.3 РЕАЛЬНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕПОКАЗАТЕЛИ
ЗАДАНИЯ
ТЕСТЫ
Контрольные вопросы
Творческая лаборатория
5. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИРАВНОВЕСИЯ
5.1 ОБЩЕЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕРАВНОВЕСИЕ (МОДЕЛЬ AD-AS)
ЗАДАНИЯ
ТЕСТЫ
Контрольные вопросы
Творческая лаборатория
5.2 РАВНОВЕСИЕ ТОВАРНОГО РЫНКА(КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ). ПРОСТОЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР
ЗАДАНИЯ
ТЕСТЫ
5.3 МУЛЬТИПЛИКАТОР В МОДЕЛИ СГОСУДАРСТВОМ
ЗАДАНИЯ
ТЕСТЫ
5.4 МУЛЬТИПЛИКАТОР ВНЕШНЕЙТОРГОВЛИ
ЗАДАНИЯ
ТЕСТЫ
Контрольные вопросы
Творческая лаборатория
6. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
6.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
6.2 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.ВИДЫ НАЛОГОВ И ИХ СТАВОК. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
6.3 ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА:СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ЗАДАНИЯ
ТЕСТЫ
Контрольные вопросы
Творческая лаборатория
7. РЫНОК ДЕНЕГ: СПРОС,ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ 106
7.1 СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ДЕНЕГ
7.2 СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА ДЕНЬГИ.РАВНОВЕСИЕ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ
ЗАДАНИЯ
ТЕСТЫ
Контрольные вопросы
Творческая лаборатория
8. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА.КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
8.1 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА:ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК И КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ
ЗАДАНИЯ
8.2 СОЗДАНИЕ ДЕНЕГ БАНКОВСКОЙСИСТЕМОЙ
8.3 ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫКРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ЗАДАНИЯ
ТЕСТЫ
Контрольные вопросы
Творческая лаборатория
9. СОВМЕСТНОЕ РАВНОВЕСИЕ НАТОВАРНОМ И ДЕНЕЖНОМ РЫНКАХ: МОДЕЛЬ IS-LM
9.1 МОДЕЛЬ РАВНОВЕСИЯ НА РЫНКЕБЛАГ (МОДЕЛЬ IS)
ЗАДАНИЯ
9.2 МОДЕЛЬ РАВНОВЕСИЯ НА РЫНКЕДЕНЕГ (МОДЕЛЬ LM)
ЗАДАНИЯ
9.3 МОДЕЛЬ IS-LM
ЗАДАНИЯ
ТЕСТЫ
Контрольные вопросы
Творческая лаборатория
10. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. МОДЕЛЬРОСТА Р.СОЛОУ
10.1 ПОНЯТИЕ И ФАКТОРЫЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
10.2 МОДЕЛЬ РОСТА Р. СОЛОУ
ЗАДАНИЯ
ТЕСТЫ
Контрольные вопросы
Творческая лаборатория
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
 

ВВЕДЕНИЕ
Макроэкономика представляет собойраздел современной экономической теории, предметом анализа которого являетсяфункционирование национальной экономики в целом.
В данном учебном пособиипредставлено систематическое изложение основных макроэкономических проблем имоделей: ограниченность экономических ресурсов и производственные возможности;макроэкономические показатели системы национального счетоводства и методы ихисчисления; проблемы занятости и безработицы; инфляционные процессы;макроэкономические модели равновесия на товарном и денежном рынках; сущность иинструменты бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики государства, моделиэкономического роста.
Каждая темасодержит изложение основ теории, практические задания, включающие задачи спринципами их решения и проблемные ситуации, разнообразные тесты для проверкиусвоения материала, контрольные вопросы для обсуждения, а также творческуюлабораторию.
Все это вкомплексе позволяет сформировать у студентов базовые знания, составляющиеоснову дальнейшего углубленного изучения ими дисциплин специализации, а такжепонимать смысл макроэкономических процессов и показателей, анализировать данныероссийской и зарубежной статистики.
Рассматриваемыев пособии вопросы изложены в соответствии с государственным образовательнымстандартом.
Данное пособиепредназначено для самостоятельной работы студентов экономических специальностейвсех форм обучения, а также для тех, кто интересуется вопросамимакроэкономической теории и практики.
1. Ограниченность ресурсов и возможностей 1.1 Экономические ресурсы и их ограниченность
Экономическаясистема функционирует благодаря обмену благами между экономическими субъектами.Главную роль играет обмен между домохозяйствами и фирмами. Домохозяйства(семьи, потребители) – собственники экономических ресурсов: труда,земли, капитала и предпринимательской способности. Экономические ресурсыпредоставляются фирмам в обмен на товары и услуги.
Под экономическимиресурсами (факторами производства) понимаются все природные, людские ипроизведенные человеком ресурсы, которые используются для производства благ.
Экономическиересурсы делятся на материальные (земля, капитал) и людские (труд, предпринимательскиеспособности). С развитием научно-технического прогресса в состав ресурсоввходят информационные ресурсы.
Труд– умственные и физические способности человека, применяемые в процессепроизводства товаров и услуг. Заработная плата есть плата за труд. Земля– это все естественные ресурсы: земли, леса, водоемы, месторожденияполезных ископаемых и другие природные объекты. Рента – плата за землю. Капитал– «инвестиционные ресурсы» – все произведенные человеком средствапроизводства. Процент – плата за капитал. Предпринимательскиеспособности– способности человека комбинировать всеэкономические ресурсы для производства товаров, принимать целенаправленныерешения и идти на риск. Прибыль есть плата за реализованнуюпредпринимательскую способность.
Всеэкономические ресурсы имеются в ограниченном количестве, а человеческиепотребности безграничны. Таким образом, необходимо найти эффективный вариантиспользования ограниченных ресурсов в производстве товаров и услуг с цельюмаксимально возможного удовлетворения потребностей человека.ЗАДАНИЯ
 
1.Назовите экономические ресурсы, платой за которые является доход в случае,когда вы:
а) продаете без посредников выращенный вами на собственном участкекартофель;
б) продаете через посредников выращенный вами на арендованном участкекартофель;
в) подвозите пассажиров на служебном автомобиле;
г) подвозите пассажиров на арендованном автомобиле;
д) подвозите пассажиров на личном автомобиле;
е) рисуете портреты на улице;
ж)  получаетезаработную плату грузчика;
з) получаете милостыню.
2.Придумайте ситуацию, когда вы получаете постоянный доход, используя толькоследующие принадлежащие вам ресурсы:
а) человеческий капитал;
б) земля, предпринимательская способность;
в) рабочая сила, предпринимательская способность;
г) рабочая сила, человеческий капитал;
д) капитал, земля; предпринимательская способность;
е) все виды ресурсов.1.2 Производственные возможности.Парето-оптимальность
Рассмотримэкономическую систему, в которой производится всего два продукта. Если приданном уровне научно-технического развития и при данных доступных объемахресурсов в системе может быть произведено одновременно x единиц продукта X и у единицпродукта Y, то набор (x,у)называют производственной возможностью экономической системы.
Множествопроизводственных возможностей изображается на плоскости фигурой, криволинейнаясторона которой называется кривой производственных возможностей (КПВ),или кривой трансформации. Ее форма определяет взаимозависимостьвыпусков обоих продуктов, т. е. способ преобразования (трансформации) одногопродукта в другой.
Еслидля некоторой производственной возможности на КПВ увеличение выпуска товара X на Δх требуетсокращения выпуска товара У на Δу, то вмененными (альтернативными)издержками продукта Xназывают
 
ВИх= Δу/Δх.
Еслиу(х) – уравнение КПВ, то вмененные издержки продукта X равны модулю значенияпроизводной этой функции. Аналогично определяют вмененные издержки продукта Y.
Чембольше выпуск товара Х, тем больше «жертва» другого товара Y,необходимая для увеличения выпуска товара Х на единицу. Иными словами, альтернативныеиздержки товара увеличиваются с увеличением его выпуска.
Эффективностьпроизводстваесть соотношение выпуска товаров и расходаресурсов. Стоимостная эффективность выражается отношением стоимостипроизведенных товаров к стоимости израсходованных ресурсов. Из двух вариантовпроизводства более эффективен тот, у которого данное отношение больше.
Нестоимостнымметодом оценки эффективности является метод Парето: если у одноговарианта производства выпуски всех товаров не меньше, а расходы всех ресурсовне больше, чем у другого, то первый вариант эффективнее. Вариантпроизводства называют оптимальным по Парето, если длянего не существует более эффективного варианта. Недостатком описанного методаявляется то, что не все варианты производства сравнимы между собой, а поэтомуоптимальный вариант не является единственным.
Пример1. Для каждого из трех вариантов производства указаны выпуски двухпродуктов и расходы двух ресурсов. Найти оптимальные по Парето вариантыпроизводства. Товары Ресурсы А 20 30 4 5 B 15 25 2 6 С 18 30 1 5
 
Решение:
Рассмотримварианты А и В. Товары: 20 > 15, 30 > 25. Ресурсы: 4 > 2, 5 2.
Рассмотримварианты А и С. Товары: 20 > 18, 30 ³30. Ресурсы: 4 > 1, 5 £ 5.Варианты не сравнимы, так как 4 > 1.
Рассмотримварианты В и С. Продукты: 15 1, 6 > 5.Вариант В не оптимален. Итак, варианты А и С оптимальны по Парето.
Пример 2. Вэкономической системе производится 200 тыс.т молока и 300 тыс.т пшеницы.Вмененные (альтернативные) издержки производства молока равны 5. Найдитемаксимально возможный выпуск пшеницы после увеличения выпуска молока на 10%.
Решение:
Выпускмолока увеличится на 0,1 * 200=20 (тыс. т). Согласно определению вмененныхиздержек, сокращение выпуска пшеницы составит 5* 20 = 100 (тыс. т).
Теперьвыпуск пшеницы составит 300 – 100 = 200 (тыс. т).
Пример 3. Всистеме производятся сахар и мука. Килограмм сахара получается из 10 кг свеклы, а килограмм муки – из 2 кг зерна. Имеется 600 кг свеклы и 40 кг зерна. Найти КПВ. Найти производственную возможность, отвечающую полной занятости ресурсов.
 
Решение:
1)Запишем данные в таблицу Сахар Мука Запас Свекла 10 600 Зерно 2 40
2)Обозначим через х выпуск сахара, через у –выпуск муки.Тогда каждая производственная возможность (х, у) удовлетворяет системенеравенств
10х+ 0у ≤ 600 и 0х + 2у ≤ 40.
3)Решение этой системы – прямоугольник ОABC, гдеА(60; 0), В(60;20) и С(0; 20). Ломаная ABC – граница производственных возможностей.
/>
4)Набор В отвечает полной занятости ресурсов, так как он является решениемсистемы уравнений 10х = 600 и 2у = 40.
Пример4. Производственные возможности Ивана: (2;2) и (3; 4). Производственныевозможности Марии: (1;2) и (3;2). Создав семью, Иван и Мария продолжаютпроизводить продукцию независимо друг от друга. Найти производственныевозможности семьи.
Решение:
Необходимосложить каждую производственную возможность Ивана с каждой производственнойвозможностью Марии:
(2+1; 2 + 2), (3 + 1;4+2), (2+ 3; 2 + 2), (3 + 3; 4 + 2).
Пример5. В системе производятся сухари и кексы. Тысяча сухарей производится из 1 кг сахара и 4 кг муки, сотня кексов – из 2 кг сахара и 2 кг муки. Имеется 40 кг сахара и 100 кг муки. Найти:
а)границу производственных возможностей;
б)производственную возможность, отвечающую полному использованию сахара и муки.
Решение:
Обозначимчерез х выпуск сухарей (тыс. шт.), а через у – выпуск кексов(сотен шт.). Тогда множество производственных возможностей задается системойнеравенств:
/>
Множествопроизводственных возможностей изображено на рисунке. Граница производственныхвозможностей представляет собой ломаную ABC, гдеА(25; 0), В(20; 10), С(0; 20).
НаборВ (20 тыс. сухарей и 10 сотен кексов) отвечает полному использованию ресурсов,т.к. он является решением системы уравнений:
 
х+ 2у = 40
4х+2у=100. х =20, у =10.

/> ЗАДАНИЯ
 
1. Встране производятся хлебцы и крекеры. На производство одного хлебца требуется акг муки, а на производство одного крекера – b кг муки. Имеется abкг муки.
1)  Построитькривую производственных возможностей (КПВ).
2)  Найтиальтернативные издержки хлебцев.
3)  В чемизмеряются вмененные издержки хлебцев?Вариант
1 2 3 4 5 6 7 8
а
24 50 21 56 40 16 12 35
b
6 5 3 7 8 4 3 7
 
Решение(вариант 1).
Обозначимнекоторую производственную возможность через (х1; х2),где х1– выпуск хлебцев, а х2 – выпусккрекеров.
Тогда на хлебцыбудет израсходовано 24х1 кг муки, а на производство крекеров– 6х2 кг муки. Поскольку общий расход муки не может превышать144 кг (24*6=144), КПВ задается формулой 24х1 + 6х2=144, т.е. она представляет собой отрезок, соединяющий точки (6; 0) и (0; 24)на координатных осях.

/>
Альтернативныеиздержки производства хлебцев равны тангенсу угла α, т. е. равны24:6 = 4 (крекер/хлебец).
2. Предположим,в какой-то стране производится два вида продукции: средства вооружения (ракеты)и продукты питания (масло) (табл.1.1).
Таблица 1.1
Таблицапроизводственных возможностейВариант Масло, т. Ракеты, шт. А 15000 В 12000 2000 С 10000 3000 D 6000 5000 E 3000 5500 F 6000
Постройте КПВ.Рассчитайте альтернативные издержки для двух продуктов. Назовите точки,свидетельствующие:
а) обэффективном функционировании системы;
б)неудачном выборе общества;
в)ситуации, когда производство вообще неосуществимо.
3. Увеличениевыпуска молока на 2 т требует сокращения выпуска пшеницы на 3 т. Найдитевмененные издержки производства молока и пшеницы.
4.Максимально возможный выпуск кофе равен 20 тыс.т, пшеницы – 80 тыс. т. Криваяпроизводственных возможностей представляет собой отрезок прямой. Найдите:
а)      вмененныеиздержки производства кофе и пшеницы;
б)      максимальновозможный выпуск кофе при производстве 60 тыс. т. пшеницы.
5.Производственные возможности Ивана: А (2; 3), В(4; 3) и С(3; 4), Марии D(3; 4), Е(4; 5). Создав семью, Иван и Мария продолжаютпроизводить продукцию независимо друг от друга. Найти:
а)производственные возможности семьи;
б)Паретооптимальные производственные возможности для Ивана, Марии исемьи.
6.В системе производятся сушеная и копченая рыба. Килограмм сушеной рыбыполучается из 3 кг живой рыбы, а килограмм копченой рыбы из – 2 кг живой рыбы. Имеется 120 кг живой рыбы. Найти:
а)границу производственных возможностей;
б)производственные возможности, отвечающие полному использованию живой рыбы.
7.Граница производственных возможностей задается формулой
у= 19 – х2. Найти вмененные издержки продукта Y при его выпуске, равном 10.
8.В системе производятся пряники и конфеты. Коробка пряников получается из 2 кг сахара и 4 кг муки, а мешок конфет – из 3 кг сахара и 9 кг повидла. Имеется 60 кг сахара, 60 кг муки и 144 кг повидла.
а)  Построитьграфики вмененных издержек.
б)  Найтивмененные издержки обоих продуктов, если выпуск пряников максимален.
в)  Найтиизменение выпуска конфет при увеличении выпуска пряников с 5 до 8 коробок,производство осуществляется на границе производственных возможностей.
г)  Когдаресурсы расходуются полностью?
9.Граница производственных возможностей задается формулой
х= 64 -у3 . Найти:
а)  вмененныеиздержки продукта Х приего выпуске, равном 37,
б)  пределыизменения вмененных издержек каждого продукта.
10.Имеются три состояния системы: A(20; 30/4; 5), В(15;25/2; 3), С(20; 30/3; 4). (Чертой разделены выпуски продуктов и расходыресурсов.) Найти состояния с эффективным производством.
11.Имеются четыре состояния системы: A(3; 3; 4 / 16; 15),
В(2;4; 4 / 16;14), С(3; 3; 4 / 14; 15), D(2; 4; 3 / 14;10). Найти состояния с эффективным производством.
12.В экономической системе производятся четыре продукта из двух ресурсов. Из трехвариантов производства А, Ви С найдите оптимальные по Парето:
a) вариант А: выпуски: А, 5,6,7; затраты:2,7;
б)вариант В: выпуски: 4,6,7,8; затраты: 4,8;
в)вариант С: выпуски: 3,6,7,6; затраты: 4,9.
13.Для каждого из семи вариантов производства указаны выпуски пяти продуктов ирасходы трех ресурсов. Найти оптимальные по Парето варианты производства.
 
а Продукты Ресурсы
А
В
С
D
E
F
G
13
13
14
14
13
11
14
15
15
16
17
18
17
16
17
17
20
20
20
19
20
20
22
20
21
19
19
20
21
20
21
22
23
22
19
11
11
10
10
12
12
11
17
16
18
16
13
14
17
18
18
17
17
15
16
20 /> /> /> /> /> /> /> /> />

б Продукты Ресурсы
А
В
С
D
E
F
G
20
12
21
13
20
12
21
18
16
18
19
18
17
18
10
15
19
18
18
16
19
15
20
21
20
21
20
20
12
21
21
15
20
21
15
19
13
19
15
20
13
19
22
20
23
16
24
19
23
20
23
19
20
19
21
20 /> /> /> /> /> /> /> /> /> ТЕСТЫ
1.Экономические ресурсы в рыночной экономике принадлежат:
a)  фирмам;
b)  государству;
c)  домохозяйствам;
d)  предпринимателям.
2. Кэкономическим ресурсам не относится:
a)  физический труд;
b)  предпринимательский труд;
c)  автомобиль;
d)  рента.
3. Процентесть плата за использование:
a)  земли;
b)  средства производства;
c)  идеи;
d)  сырья.
4. Прибыльесть плата:
a)  за использование капитала;
b) использование капитала и коммерческий риск;
c)  коммерческий риск и идею;
d)  труд по управлению фирмой.
 
5.Рента есть доход:
a)  капиталиста;
b)  земледельца;
c)  землевладельца;
d)  арендатора.
6.Доход домохозяйства образуется в результате:
a) продажи экономических ресурсов;
b) сдачи в аренду экономических ресурсов;
c) производства экономических ресурсов;
d) сбережения экономических ресурсов.
7.К доходам домохозяйства не относится:
a)  прибыль;
b)  заработная плата;
c)  стипендия;
d)  арендная плата.
8. Виздержки фирмы не включается:
a)  рента;
b)  плата за экономические ресурсы;
c)  стоимость сырья;
d)  выручка.
9.Доход, полученный в результате использования человеческого капитала, является:
a)  рентой;
b)  процентом;
c)  заработной платой;
d)  прибылью.
10.Доход, полученный в результате использования природных дарований, является:
a)  рентой;
b)  процентом;
c)  заработной платой;
d)  прибылью.
11.Если при выпуске 20 млн т хлеба может быть произведено 10 млн. л молока, томожно утверждать, что точка (20;10):
a) лежит на кривой производственных возможностей;
b) называется производственной возможностью;
c) Парето  оптимальна;
d) не лежит на кривой производственных возможностей.
12.Производственные возможности (14; 16) и (12; 21):
a) сравнимы по Парето;
b) не оптимальны по Парето;
c) не сравнимы по Парето;
d) могут быть упорядочены по критерию Парето
предпочтительности.
13.Производственная возможность (х; 7) предпочтительнее по Парето, чемпроизводственная возможность (3; х), тогда неизвестная х:
a)  больше 7;
b)  меньше 7;
c)  от 3 до 7;
d)  любая.
14. Средипроизводственных возможностей (10; 12; 13),
(12; 11; 14)и (11; 13; 14) число Парето — оптимальных равно:
а) 0;            b)1;            c)2;            d)3.
15. Еслиувеличение выпуска хлеба требует сокращения выпуска молока, то данный наборпродуктов:
a) не оптимален по Парето;
b) соответствует состоянию полной занятости трудовых ресурсов;
c) не принадлежит множеству производственных возможностей;
d) лежит на кривой трансформации.
16. Еслиувеличение выпуска хлеба с 50 до 54 требует сокращения выпуска молока с 10 до9, то альтернативные издержки хлеба равны:
a)  0,25;
b)  увеличилась с 5 до 6;
c)  5;
d)  не может быть определена.
17. Сувеличением выпуска хлеба его вмененные издержки:
a)  убывают;    
b)  возрастают;
c)  неизменны;
d)  изменяются произвольным образом.
18.Альтернативные издержки производства хлеба равны 2, тогда увеличение выпускахлеба на 8% приведет к сокращению выпуска молока:
a)  на 4%;
b)  16%;
c)  0,16 ед.;
d)  неизвестную величину.
19.Множество производственных возможностей расширяется в результате:
a) увеличения затрат ресурсов;
b) оптимизации структуры выпуска;
c) снижения цен на продукты;
d) внедрения ресурсосберегающих технологий.
20.Состояние А Парето-предпочтительнее состояния В, если:
a) выпуск всех продуктов в состоянии А не меньше, чем всостоянии В;
b) расход всех ресурсов в состоянии А не больше, чем всостоянии В;
c) одновременно выполняются условия а) и б);
d) отношение стоимости произведенных продуктов к стоимостизатраченных ресурсов в состоянии А больше, чем в состоянии В.
21. Средисостояний (36; 40/12; 22), (38; 42/12; 23) и
(46; 50/7;24) число Парето — оптимальных равно:
a)  0;
b)  1;
c)  2;
d)  3.
22.Ограниченность – это проблема, которая:
a) существует только в бедных странах;
b) есть только в бедных семьях;
c) есть у всех людей и обществ;
d) никогда не возникает в богатых семьях.Контрольные вопросы
1. Потребности и их виды. Экономические блага и их классификация.Экономические агенты (рыночные и нерыночные).
2. Экономические ресурсы (факторы производства) и их ограниченность.
3. Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки. Законвозрастающих альтернативных издержек. Понятие экономической эффективности.Паретооптимальность.Творческая лаборатория
 
Разберитесьв ситуации:
1. ГородN решил использовать пустыри в центре. Они находятсямежду деловой частью города и большим кварталом, где ведется жилищноестроительство. Мэрия, которая принимает окончательное решение, должнарассмотреть два предложения:
ü первое – построить детские игровые площадки;
ü второе – сделать стоянку для машин.
Прежде чемпринять решение мэрия устроила публичные слушания по этому вопросу. Среди тех,кто собирался выступать, оказались:
¾ владелец магазина в центрегорода;
¾ родитель ребенка, живущийрядом с пустырем;
¾ родитель ребенка, живущий вкилометре от пустыря;
¾ человек, который ездит наработу в центр города.
а) Расскажите очем выступающие, по-вашему мнению, будут говорить.
б) Как в этомслучае раскрываются понятия «проблема выбора» и «альтернативные издержки»?
2.Предположим, что вы получили свой первый заработок. Каким образом ограниченность,альтернативная стоимость и проблема выбора повлияют на то, как вы потратитеденьги? Расскажите.
3. Имелали альтернативную стоимость ваша последняя крупная покупка? Что былоальтернативной стоимостью вашего решения провести время так, как вам хотелось?
Напишитереферат на выбранную тему.
1. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов и благ.
2. Россия – ресурсная кладовая мира.
3. Классификация благ, ресурсов, потребностей.
Сделайтесвой комментарий к главам «Ресурсы» и «Запас карман не тянет» книги А.П.Паршева «Почему Россия не Америка» (М.: Форум, 2000.).
2. Макроэкономические показатели Системы национальныхсчетов (СНС) 2.1 ВВП и ВНП
 
Валовойвнутренний продукт(ВВП) – это совокупная рыночная стоимостьконечной продукции (товаров и услуг), произведенной на экономической территориистраны в течение одного года.
Включение в ВВПстоимости только конечной продукции позволяет избежать двойного счета. Конечнаяпродукция – товары и услуги, которые покупаются в течение года дляконечного потребления и не используются в целях промежуточного потребления(т.е. в производстве других товаров и услуг) (напр., автомобиль, а не запчастик нему).
Ранее вместоВВП использовался аналогичный показатель – валовой национальный продукт(ВНП). Основное отличие ВНП от ВВП в том, что ВНП измеряет стоимостьпродукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственностиграждан данной страны, в том числе и на территории других стран.
ВНПрассчитывается как и ВВП, но отличается от него на величину чистых факторныхдоходов из-за рубежа (ЧФД):
 
ВНП=ВВП+ЧФД.
Существуют триметода измерения ВВП:
1. Производственныйметод (по добавленной стоимости). ВВП есть сумма валовойдобавленной стоимости по отраслям в основных ценах плюс чистые налоги напродукты.
2.Распределительный метод(по доходам). ВВП есть сумма факторных доходов(заработная плата наемных работников с социальными отчислениями, валоваяприбыль и смешанный доход) и двух компонентов, не являющихся доходами, потребление основного капитала и чистые налоги на производство.
3.Метод конечного использования (по расходам). ВВПесть суммапотребительских расходов домохозяйств (С); инвестиционных расходов фирми домохозяйств (I), государственныхзакупок (G) и чистого экспорта (Хn).
Личныепотребительские расходы – расходы домашних хозяйств на товары, услугидлительного пользования и текущего потребления. Инвестиционные расходы–затраты фирм на покупку производственного капитала и затратыдомохозяйств на продукты длительного пользования (автомобили, дома и др.). Государственныезакупки– часть государственных расходов, в обмен на которыеобщество получает общественные блага (оборона, образование и т. д.). Чистыйэкспортесть разница между экспортом и импортом.
Итак,ВВП = С + I+G+ Xn.
При всехметодах расчета в ВВП не включаются: непроизводительные сделки: а) чистофинансовые сделки (государственные и частные трансфертные платежи,купля-продажа ценных бумаг); б) продажа подержанных товаров; операции иуслуги, которые трудно или невозможно учесть: а) работа домохозяек в своемдомашнем хозяйстве; б) работа ученых «на себя»; в) бартерный обмен; г) доходытеневой экономики и т. п.
Пример1. Ткач купил шерсть на 300 долл.; изготовил из нее ткань и продал еепортному за 400 долл. Портной из этой ткани изготовил костюмы и продал ихпотребителям за 650 долл. Найти добавленную стоимость и изменение ВВП.
Решение:
Стоимость,добавленная ткачом к стоимости шерсти, равна
400–300=100(долл.).
Стоимость,добавленная портным, равна 650 – 400 = 250 (долл.). Суммарная добавленнаястоимость равна 100 + 250 = 350 (долл.) в случае, если шерсть произведена впрошлом году. И она равна
350 + 300 = 650(долл.) в случае, если шерсть произведена в текущем году.
Изменение ВВП влюбом случае равно 650 долл. – стоимости конечного продукта (костюмов).
Пример 2. Чистыеналоги на производство составляют 10% от ВВП. За год их абсолютная величинаувеличилась на 15%, а остальные компоненты ВВП не изменились. Найтиотносительное изменение ВВП.
Решение:
Обозначимначальную величину ВВП через х, тогда чистые налоги на производство вначале года равны 0,1х, а в конце года – равны 0,1х+0,1х*0,15== 0,1х+0,015х=0,115х.
Новое значениеВВП равно сумме новой величины чистых налогов на производство и неизменныхкомпонентов ВВП:
0,115х+0,9х = 1,015х.
Таким образом,за год ВВП увеличился на 1,5%.
Пример 3.Потребление составляет 70% ВВП. За год объем потребления увеличился на 10%, приэтом доля импортных товаров в общем объеме потребления, возросла с 20 до 25%.Все остальные компоненты ВВП за год не изменились. Найти относительноеизменение ВВП за год.
Решение:
Обозначимначальную величину ВВП через х, тогда начальный объем потребления равен0,7х, а начальный объем внутреннего потребления отечественныхпотребительских товаров равен:
0,8 * 0,7х= 0,56 х.
Объемпроизводства прочих отечественных товаров (инвестиционных, государственныхзакупок, экспорта) по условию неизменен. Он равен:
х – 0,56х= 0,44х.
Новый объемпотребления равен: 0,7х * 1,1 = 0,77х.
Новый объемвнутреннего потребления отечественных потребительских товаров равен: 0,75 * 0,77х = 0,5775х.
Новый ВВП равенсумме возросшего объема внутреннего потребления отечественных товаров инеизменных компонентов ВВП:
0,5775х +0,44х = 1,0175х.
Итак, ВВПувеличился на 1,75%.ЗАДАНИЯ
1. Имеютсяследующие данные по экономике России (табл.2.1). Рассчитайте ВВП всемивозможными методами и статистическое расхождение в 20002002гг.
Таблица 2.1
Данные поэкономике России (млрд руб.)
2000
2001
2002 1. Расходы на конечное потребление домашних хозяйств 3295,2 4321,1 5417,1 2. Расходы на конечное потребление государственных учреждений 1102,5 1475,8 1836,8 3. Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства 79,1 99,9 143,2 4. Валовое накопление основного капитала 1232,0 1685,8 1948,1 5. Изменение запасов материальных оборотных средств 133,7 303,2 339,6 6. Экспорт 3218,9 3280,4 3771,2 7. Импорт 1755,8 2126,8 2602,7 8. Оплата труда наемных работников 2937,3 3860,4 5010,5 9. Налоги на производство и импорт 1404,1 1582,1 1707,0 10. Субсидии на производство и импорт 155,6 186,1 225,3 11. Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы 3119,9 3783,0 4371,2
 
2. ВВП втекущем году составил 6000 ден.ед. При этом государственные расходы составили1100 уд.ед., расходы на личное потребление домашних хозяйств – 4000 ден.ед.,величина экспорта – 400 ден.ед., величина импорта – 100 ден.ед. Определитьобъем валовых инвестиций.
3. Чистыеналоги на производство составляют 12% от ВВП. За год их абсолютная величинаувеличилась на 11%, а остальные компоненты ВВП не изменились. Найтиотносительное изменение ВВП.
4. Какизменилась структура распределения ВВП в России в период с 20002004гг.Как вы оцениваете эти изменения? (табл.2.2)[1] .
Таблица 2.2
Структура ВВП России по источникам доходов (в %к итогу)
2000
2001
2002
2003
2004
ВВП 100 100 100 100 100 в том числе: оплата наемных работников (включая скрытую) 40,2 43,0 46,7 46,9 45,8 чистые налоги на производство и импорт 17,1 15,7 14,1 13,5 13,9 валовая прибыль экономики и смешанные доходы 42,7 41,3 39,2 39,6 40,3
5. Какизменилась структура расходов ВВП в России в период с 20002005 гг. Каквы оцениваете эти изменения? (табл.2.3)[2].

Таблица 2.3
Структура использованияВВП(в текущих ценах; в % к итогу) 2000 2001 2002 2003 2004 2005
ВВП
100
100
100
100
100
100  в том числе:
расходы на конечное потребление
61,3
65,8
68,9
68,1
66,3
64,9 домашних хозяйств 45,2 48,3 50,0 49,4 48,6 47,6 гос. учреждений 14,9 16,4 17,7 17,6 16,7 16,3 некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства 1,2 1,1 1,2 1,2 1,0 1,0
Валовое накопление
15,1
21,9
20,1
20,8
21,1
21,2 валовое накопление основного капитала 16,9 18,9 17,9 18,4 18,6 18,5 изменение запасов материальных оборотных средств 1,7 3,1 2,1 2,4 2,5 2,7
Чистый экспорт
20,1
12,7
10,8
11,3
12,6
13,9 2.2 Показатели, производные от ВВП
Показатели, производные от ВВП приведены в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Показатели, производные от ВВП
Показатель
Определение
Алгоритм расчета 1. Чистый внутренний продукт (ЧВП) Доход за вычетом потребления основного капитала (амортизационных отчислений). Отражает производственный потенциал экономики.
ЧВП=ВВП – ПОК
ЧВП (по расходам)=
=С+G+I+Xn.
ЧВП (по доходам)= =зарплата+рента+процент+
+доходы собственников+
+прибыль предприятий+ +косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины) –чистые факторные доходы из-за рубежа 2.Национальный доход (НД) Совокупный доход всего населения страны
НД=ЧВП – косвенные налоги на бизнес
либо
сумма всех факторных доходов 3. Личный доход (ЛД) Доход, который попадает в домашние хозяйства ЛД=НД – взносы на социальное страхование – нераспределенная прибыль предприятий – налог на прибыль + трансфертные платежи 4. Располагаемый личный доход (РЛД) Доход после уплаты налогов для непосредственного расходования домашними хозяйствами РЛД = ЛД – индивидуаль-ные налоги (подоходный налог и платежи государству) 5. Национальный располагаемый доход (НРД) Доход, который используется для конечного потребления и сбережения нации НРД = ЧНД + ЧТТ (чистые текущие трансферты из-за границы)
6. Сбережение
(Сб ) Источник финансирования капитальных затрат: кап. строительства, приобретения основных фондов, патентов, лицензий и т.п.
Сб = Дт (доходы текущие) – Рт (расходы текущие)
 
Пример 1. Имеютсяследующие данные по экономике условной страны (в млрд долл.):




Расходы на гос. закупки товаров и услуг 8,5 Косвенные налоги на бизнес 7,0 Трансфертные платежи 4,0 Валовые внутренние инвестиции 16,2 Отчисления на социальное страхование 0,2 Личные потребительские расходы домашних хозяйств 77,2 Потребление основного капитала 7,9 Чистый экспорт 1,1 Нераспределенная прибыль предприятий 2,8 Индивидуальные налоги (подоходный налог, налог на личное имущество и др.) 2,6 Налог на прибыль предприятий 1,4
Найти:
а) ВВП, личныйрасполагаемый доход (РЛД);
б) величинучастных сбережений;
в) на какуювеличину вырос запас капитала в экономике?
Решение:
а) Исходя изданных, можно рассчитать ВВП по расходам (для расчета другими методами нехватает информации):
ВВП = С+I+G+Xn.
ВВП = 77,2+16,2+8,5+1,1=103(млрд долл.).
Чтобырассчитать величину РЛД, необходимо вначале найти чистый внутренний продукт(ЧВП), национальный доход (НД) и личный доход (ЛД):
 
ЧВП=ВВП –ПОК, ЧВП=103 – 7,9=95,1 (млрд долл.).
 
НД=ЧВП –косвенные налоги на бизнес, НД = 95,1–7=88,1(млрддолл.).
ЛД=НД –взносы на социальное страхование – нераспределенная прибыль предприятий – налогна прибыль + трансфертные платежи, ЛД=88,10,22,81,4+4=87,7(млрд долл.).
РЛД = ЛД –индивидуальные налоги, РЛД = 87,7 –2,6=85,1 (млрд долл.).
б) Частныесбережения могут быть рассчитаны как разница между располагаемым личным доходом(РЛД) и личными потребительскими расходами (С):
Cб = РЛД – С, т.е.
Сб = 85,1–77,2=7,9 (млрд долл.).
в) Запаскапитала в экономике увеличивается за счет потока чистых инвестиций, которые врассматриваемом году равны 8,3 млрд долл. (чистые инвестиции = валовыевнутренние инвестиции – ПОК =16,2– 7,9 = 8,3).
ЗАДАНИЯ
 
1.Имеются следующие данные по экономике условной страны (в млн долл.):Расходы на государственные закупки товаров и услуг 686 Косвенные налоги 280 Отчисления на социальное страхование 273 Расходы на конечное потребление домашних хозяйств 2156 Потребление основного капитала 377 Экспорт 336 Импорт 344 Трансфертные платежи 499 Нераспределенная прибыль предприятий 55 Инвестиционные расходы 472 Индивидуальные налоги 404 Налог на прибыль предприятий 76
Найти: ВВП,чистый внутренний продукт (ЧВП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД),располагаемый личный доход (РЛД), сбережения домашних хозяйств.
2.Имеются следующие данные по экономике России в 2001 г. (в млрд руб.):Импорт товаров и услуг 2126,8 Экспорт товаров и услуг 3280,4 Валовый выпуск 16085,2 Промежуточное потребление 8140,4 Налоги минус субсидии на продукты 1094,7 Потребление основного капитала 724,9 Валовой национальный доход 8923,9
Найти: ВВП,ЧВП, ЧНД.
2.3 Дефлятор ВВП
 
НоминальныйВВП – это стоимость произведенных товаров и услуг, выраженная вфактических (текущих) рыночных ценах. Цены постоянно меняются, поэтому приопределении динамики ВВП за несколько лет трудно понять, произошли его рост(падение) за счет роста (падения) цен или реальных благ. Реальный ВВПустраняет ценовые изменения – это продукт производства, измеренный в постоянных(базовых) ценах. В качестве постоянных цен могут быть взяты любые цены. В реальномВВП отражается действительный рост (падение) товаров и услуг. Реальный ВВПполучается путем деления номинального ВВП на индекс цен, называемый дефляторомВВП.
Индексцен (дефлятор ВВП) определяется путем деления стоимости рыночнойкорзины в ценах исследуемого года к ее стоимости в ценах базового года.Дефлятор ВВП рассчитывается по типу индекса Пааше, где в качестве весовиспользуется набор благ текущего периода:
/>,
где />  цены iблага, соответственно, в базисном (0) и текущем (t) периоде; />  количество iблага в текущем периоде.
Дефлятор ВВПравен номинальному ВВП, деленному на реальный ВВП.
Пример.Предположим, рыночная корзина состоит из двух благ: 200 кг муки и 400 кг яблок. По сравнению с базовым годом цена муки выросла с 9 до 11 руб. за кг, ацена яблок – с 20 до 25 руб. за кг. Найти индекс рыночных цен (дефлятор ВВП).
Решение:
ИПЦ =(200*11+400*25)/(200*9 + 400 *20) = 12200/9800 = 1,24.
Таким образом,рыночная корзина подорожала на 24%. При этом индекс цены муки составил 11/9 =1,22, т. е. мука подорожала на 22%. Индекс цены яблок составил 25/20=1,25, т.е.подорожали на 25%. Видно, что индекс рыночных цен ближе по величине к индексуцены яблок, чем к индексу цены муки. Это вызвано тем, что затраты на яблокизанимают большую долю в расходах «среднего» домохозяйства, чем мука. ЗАДАНИЯ
 
1.Предположим, что производятся и потребляются три блага. В таблице представленоколичество и цена (за единицу) каждого из них за два года. Рассчитайте индексПааше (2000 – базисный). 2000 2002 цена количество цена количество Книги 10 10 15 8 Помада 27 6 24 7 Туфли 655 3 425 5
2. ОбъемВВП России за 2005 г. составил в текущих ценах 21665 млрд руб. Темп роста егореального объема относительно 2004 г. составил 106,4%. ИндексдефляторВВП за 2005 г. по отношению к ценам 2004 г. составил 119,7%. Рассчитать: а)реальный ВВП в 2005 г.; б) реальный ВВП в 2004 г.; в) что произошло: инфлирование или дефлирование номинального ВВП в 2005 г. и почему?
3. Наоснове данных таблицы определите темпы прироста ВВП России в период 20002004гг.,заполните пустые графы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Виды общения у человека
Реферат 2. Оцінювання успішності навчання студентів при кредитно-модульній системі організації навчального процесу
Реферат Социокультурная сущность многоуровневой системы непрерывного образования
Реферат Espanol Essay Research Paper Yo naci en
Реферат Эффект от мероприятий по охране труда
Реферат Организация учета выпуска и реализации готовой продукции
Реферат Индустриализация Казахстана в 20-40 годы
Реферат Сравнение Microsoft Windows и GNU/Linux
Реферат Общие сведения о Молдавии
Реферат Современные реалии детства
Реферат Отравление воды нефтью
Реферат Система естественных прав человека исходя из условий его самосознания, назначения, цели и смысла существования
Реферат Психодіагностика розумової працездатності хворих на неврози молодших школярів
Реферат Манхеттенский проект
Реферат Никольское, село