План
1. Олигополия
2. Конкуренция в условиях НТП
3. Антимонопольное законодательство
1.ОЛИГОПОЛИЯ
Олигополия — рыночная структура, при которойдоминирует небольшое число продавцов, а вхождение новых производителей вотрасль ограничено высокими барьерами. Об этом говорит сама этимология понятия“олигополия” (греч. “oligos”- несколько, “poleo” — продаю, торгую). Рыночнаямодель олигополии охватывает большую область, простирающуюся в диапазоне междучистой монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией — сдругой. Обычно число господствующих фирм не превышает десяти. Примером можетслужить степень конкуренции производства в автомобильной промышленности США: натри компании (“Дженерал Моторз,” “Форд” и “Крайслер”) в 80-е годы приходилосьсвыше 95% национального производства автомобилей. Когда мы слышим: “Большаятройка” или “Большая пятерка”, то можем предположить, что речь идет оболигополиях.
Первой характерной чертойолигополий следует указать то, что они могут быть однородными илидифференцированными, то есть в олигополистической отрасли могут производитьстандартизированные или дифференцированные продукты. Многие промышленныепродукты: сталь, цинк, медь, свинец, алюминий, технический спирт и т.д. — являются стандартизированными в физическом смысле и производятся в условияхолигополии. С другой стороны, многие отрасли, производящие потребительскиетовары: автомобили, моющие средства, сигареты и множество бытовых электрическихприборов — являются дифференцированными олигополиями.
Второй характерной чертойолигополии являются высокие барьеры для вхождения в отрасль. Эффективность еетребует, чтобы производственная мощность каждой фирмы занимала большую долюсовокупного рынка. Исторически сложилось так, что многие отрасли начинали своюдеятельность в условиях значительного числа конкурентов. Но затем, по меретого, как совершенствовалась техника, менее сметливые или менее энергичныефирмы оказывались на обочине, а вперед выходили несколько наиболее сильныхпроизводителей. Если в начале XXвека число американских автомобильных фирм приближалось к 200, то уже в конце20-х годов их число превышало 50, а в настоящее время их можно перечислить попальцам.
Существует как “жесткая”олигополия, при которой две или три фирмы господствуют на всем рынке, так и“расплывчатая” олигополия, при которой шесть или семь фирм делят, скажем, 70или 80% рынка, в то время как “конкурентное окружение” из фирм делит оставшуюсячасть.
Но почему не создаютсяновые фирмы, чтобы вступить в ту же автомобильную отрасль? Ответ состоит в том,что издержки производства в них должны быть более низкими, чем у аналогичныхпроизводств. Для этого производители должны быть еще более крупными, чтотребует огромных капиталовложений, да и конкурировать с уже налаженнымпроизводством чрезвычайно трудно.
Олигополистическаяконкуренция связана также с другими барьерами. Это может быть обусловленовладением патентами, как это происходит в наукоемких отраслях, типаконтролируемых фирмами “Ксерокс”, “Кодак”, “IBM” и др. На протяжении всегосрока действия патента фирма надежно защищена от отечественных конкурентов.
Среди других причин — монополия контроля над редкими источниками сырья (например, в 60-70-е годымировой рынок нефтепродуктов контролировал нефтяной картель “Семь сестер”),запретительно высокие расходы на рекламу (как в производстве сигарет). Есть инекоторые другие барьеры, естественно сложившиеся или искусственно созданные,различные с точки зрения возможности их преодоления.
Третьей характернойчертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает тами тогда, где и когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них приформировании своей экономической политики вынуждена принимать во вниманиереакцию со стороны конкурента. Подобно тому как шахматист должен учитыватьвозможные ходы противника, олигополист должен быть готов к различным (нередкоальтернативным) вариантам развития ситуации на рынке в результате различногоповедения конкурентов. Никакая фирма в олигополистической отрасли не осмелитсяизменить свою ценовую политику, не попытавшись рассчитать наиболее вероятныеответные действия своих конкурентов. Всеобщая зависимость — уникальное свойствоолигополии.
Итак, олигополияхарактеризуется следующими чертами:
— в отрасли господствуетотносительно малое число фирм, что объясняется применением дорогостоящихтехнологий, экономией издержек и барьерами к проникновению конкурентов;
— продукт может бытьгомогенным (стандартным), а может быть и дифференцированным;
— в олигополии сильнопобуждение к слиянию, поскольку объединение двух или более конкурирующих фирмможет существенно увеличить их рыночную долю, дать преимущества крупногопокупателя и поставщика, т.е. осуществить рыночную власть;
— олигополия характеризуетсявсеобщей зависимостью. Никакая фирма не осмелится изменить свою цену, непопытавшись рассчитать возможные ответные ходы своих конкурентов.
Картель Стремление олигополистов ккорпоративному поведению ведет к образованию картелей. Картель- форма монополии,при которой ее участники, сохраняя производственную и коммерческуюсамостоятельность, договариваются между собой о ценах, разделе рынка, обменепатентами. Стратегия функционирования картели требует установления доли(“квоты”) для каждого его участника в общем объеме производства и выработкимеханизма контроля за выполнением принятых решений. Такой сговор обеспечиваетустановление единых монопольных цен, хотя и ограничиваетпроизводственно-коммерческую деятельность отдельного участника.
Образовавшийся картель неприобретает безграничную власть на рынке, так как существует множествопредприятий-аутсайдеров, готовых объединяться в антикартель и противостоять емуна рынке.
Условия олигополии — наибольшее число находящихся во всеобщей взаимозависимости фирм — благоприятствует тайному сговору. Тайный сговор имеет место, когда фирмыдостигают непосредственного или молчаливого (не выраженного словами) соглашенияо том, чтобы зафиксировать цены, разделить или распределить рынки или инымобразом ограничить конкуренцию между собой. Такое сотрудничество можетпроявляться и через особую экономическую политику, выступающую в различныхформах.
Среди них можно отметитьследующие три:
— лидерство в ценах — означает такую практику, когда ведущая компания отрасли назначает свои цены, аостальные им следуют.
— жесткость цен — политика удержания цены на прежнем уровне даже при изменении издержек илиспроса из-за боязни развязать “войну цен“.
— соглашения могутзаключаться тайно двумя или несколькими крупными компаниями для установленияфиксированных цен или раздела рынка. Законодательства большинства стран считаюттакую практику противозаконной.
Назначения цен или доливлияния на рынке может основываться и на длительно существующем положениивещей, ставшем уже традицией. Иногда оно также расценивается как незаконное, ав других случаях такая практика легальна.
Для объяснения олигополиинеобходимо также рассмотреть эффект слияния. Поводом для слияния могутслужить разные причины. Непосредственной причиной выступает то, что объединениедвух или более конкурирующих фирм может существенно увеличить их рыночную долюи дать возможность новой и более крупной производственной единице добитьсябольшего эффекта масштаба. Другой важной причиной является рыночная власть,достижение которой может сопутствовать слиянию. Фирма, которая имеет большую (ив абсолютном выражении, и относительно рынка) способность контролировать рыноки цену своей продукции, чем более мелкий производитель, пользуется несомненнымипреимуществами. Более того, увеличение размера фирмы, к которому приводитслияние, может дать ей преимущества “крупного покупателя” и позволит требоватьи добиваться более низких, чем раньше, цен от поставщиков ввозимых ресурсов.
Слияние компаний можетидти по трем направлениям: горизонтальному, вертикальному и конгломерату.
Горизонтальное слияние означает комбинацию ( илиинтеграцию) двух или более компаний, занятых в одной сфере производства.Примером этого может быть слияние двух издательств в один крупный концерн.
Вертикальное слияние предполагает слияние двух или болеекомпаний, осуществляющих разные стадии одной технологической цепочки. Онопроисходит, например, когда автомобильная компания приобретает сталелитейныйзавод и начинает производить собственную сталь для изготовления автомобилей.
Конгломерат совмещает водной финансовой и управленческой структуре несколько видов производств,совершенно не связанных между собой, например, сигарет и корма для собак(пример диверсификации производства).
Вывод: олигополия существует,когда малое число фирм господствует на рынке одного или дифференцированногопродукта. Олигополия возникает благодаря слияниям или различным барьерам длявступления, таким как эффект масштаба, патенты или владение сырьем.
Формы несовершеннойконкуренции многообразны. Наихудшим для потребителя случаем является монополия,практикующая ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация состоит в том, чтоодинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам взависимости от их платежеспособности. Для этого необходимы следующиепредпосылки:
— продавец обладаетдостаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль надпроизводством и ценами;
— продавец имеетвозможность сегментировать рынок — разбить покупателей на разные группы,различающиеся степенью эластичности спроса по цене;
— потребитель,приобретающий товар по более низкой цене, не может затем перепродать его дороже(например, льготы в транспорте).
Цены могут различаться взависимости от:
— качества товара илиуслуги;
— объема потребления(скидки оптовым покупателям);
— дохода покупателя, еслион известен продавцу;
— времени покупки(дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т.д.).
Таким образом, существуетмножество цен на один и тот же товар, причем различия цен никак не связаны сразличием издержек. На первый взгляд фирма, практикующая ценовую дискриминацию,кажется нетипичной. Однако на практике такие ситуации встречаются довольночасто. Это — билеты в кинотеатр на дневные и вечерние сеансы, плата заэлектроэнергию для фирм и домохозяйств, билеты в музей для взрослых, детей,студентов, военнослужащих и пенсионеров, индивидуальные и групповые авиабилетыи т.д. Мырассмотрели конкуренцию по количеству конкурентов. Но следует указать насуществование и других ее форм. Одно из них следует назвать недобросовестную,нечестную конкуренцию. Соперники фирмы могут быть устранены и вступление новыхконкурентов заблокировано посредством агрессивных жестких действий. Обычнымявляется поношение продукта, отрицательные отзывы о его свойствах, давление напоставщиков ресурсов в отказе материалов и на банки в отказе кредита,переманивании наиболее способных работников посулами больших благ, резкоеснижение своих цен с целью разорить конкурента и довести его до банкротства ит.д. Хотя многие из этих актов нечестной конкуренции теперь являютсянезаконными или граничащими с беззаконием, они продолжают иметь место.
По отраслевому критериюразличают внутриотраслевую конкуренцию, то есть соперничество междупроизводителями одного вида товаров за наиболее благоприятные условияпроизводства и сбыта, за большую долю рынка этого товара, и межотраслевуюконкуренцию, то есть борьбу между производителями в разных отраслях за наиболеевыгодные сферы приложения капитала. В результате межотраслевой конкуренциисредства из низкорентабельных отраслей устремляются в высокорентабельныесекторы экономики.
Термин “межотраслеваяконкуренция” используется и для характеристики другого явления — соперничествамежду производителями продукции различных отраслей, удовлетворяющими сходные,однотипные потребности и потому вступающими в соревнование за потребителя нарынке (например, разные виды топлива, природные материалы и заменяющие ихсинтетические аналоги).
Итак, рассмотрев важнейшиехарактеристики основных типов рыночной структуры, попробуем представить их длябольшей наглядности схематически (схема 2):
Схема 2.
Характерные признакиосновных рынков
Признаки
Совершенная
конкуренция
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Монополия Число фирм Множество мелких фирм Много фирм Несколько крупных фирм Одна крупнейшая фирма Тип продукта Одинаковый Дифференци-рованный Одинаковый или дифференци-рованный Уникальный
Условия
вступления в рынок Очень легкие Сравнительно легкие Существен. препятствия
Очень
трудные Контроль над ценами Отсутствует
Ограничен возможностью
замены товара
Приоритет ценового
лидера
Полный
контроль
2. КОНКУРЕНЦИЯВ УСЛОВИЯХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
Научно-техническаяреволюция, многократно ускорив процесс возникновения новых технологий, придалаэкономике гибкость и динамизм, сделала возможными резкие структурные сдвиги,появление рынков принципиально новой продукции, быстрое обновлениепроизводства, возникновение товаров с качественно новыми потребительскимисвойствами.
Еще Сисмонди говорил отом, что в эпоху индустриализма новые машины становятся причиной концентрациитруда на расширяющихся предприятиях и что таким образом конкуренцияоборачивается против самой себя. Маркс на основе огромного материала израннеиндустриальной истории Англии сформулировал закон концентрации,выражающийся в сосредоточении работников и рабочих машин на крупных фабриках и,соответственно, — производства на одном или нескольких крупных заводах. Такаяконцентрация неизбежно ведет к монополии, где нет конкуренции.
Однако прогрессиндустриализации в ХХ веке выявил новые факты — применение новейшей техникивызвало неожиданную тенденцию к конкуренции.
Проявляется это троякимспособом.
1) Удешевление иулучшение транспорта разрушило локальность рынков. Они переплелись и утратилисамостоятельность. Особенно этот процесс получил свое развитие на рынке труда.Раньше рабочий выбирал ближайшее предприятие по месту жительства. Наличие жеавтомобильной или железной дороги, других средств передвижения позволяет емуотправляться на работу достаточно далеко, даже в другой город.
2) Техника вызваланебывалое обострение конкуренции субститутов. Создание искусственного шелка,штапеля, нейлона и прочих искусственных волокон, выход на авансцену нефти вкачестве конкурента каменного угля, новых строительных материалов наряду скирпичом, новых веществ в качестве конкурентов фарфора, конкуренцияискусственного каучука с каучуком натуральным — вот лишь несколько примероврастущей конкуренции субститутов. Она стала универсальным явлением. Врезультате растет эластичность спроса на отдельные товары; рыночная форма,следовательно, приближается к совершенной конкуренции, даже если продавецкакого-то отдельного вида товара остается монополистом. Но тем самым имонополии принуждаются к поведению, характерному для конкуренции: так,например, картели производителей кирпича должны считаться с конкуренциейизготовителей новых строительных материалов, т. е. с большей эластичностьюспроса, железнодорожный транспорт — с возникающей конкуренцией со стороныавтомобильных перевозок и т.д.
3) Благодаря новейшемуразвитию технического знания современный производственный аппарат взначительной степени овладел искусством приспособления. Сильно возросла гибкостьфабрик обрабатывающей промышленности, быстро переходящих от одного видапроизводства к другому, т. е. быстро меняющих рынок. Данное обстоятельство, сособенной очевидностью проявившееся в период двух крупных войн ХХ столетия,ставшее в известной мере неожиданностью для специалистов, в значительнойстепени повлияло на сам ход этих войн. Так, часовые заводы чрезвычайно быстропереключались на производство взрывателей, машиностроительные — на выпускснарядов и частей подводных лодок. За короткое время была перепрофилированавесомая доля производственного процесса. И наоборот, после окончания войныпоследний быстро перестроился на гражданскую продукцию, осуществляя процессконверсии. Все три указанных момента действуют вместе и тем или иным образомсодействуют конкуренции.
Гибкость и динамизм вразвитии производства неизбежно приводят к перераспределению экономической силымежду различными компаниями, усилению аутсайдеров, появлению новых конкурентов.Эту тенденцию испытала на себе, например, известная фирма “Ксерокс”, чья долямирового рынка, составлявшая одно время 80-90%, примерно за десятилетие упаланиже 50%, у нее появилось 12 серьезных конкурентов. Обострение конкуренцииособенно явно наблюдается на рынке новой продукции, где за короткий срок ценымогут упасть в несколько раз. По-другому осуществляется конкуренция втрадиционных отраслях. Цены здесь могут быть неизменными или даже расти, но ещебыстрее происходит повышение качества, совершенствование сервисногообслуживания, осуществляется предоставление дополнительных льгот, то есть за туже цену потребитель часто получает товары лучшего качества.
Научно-техническаяреволюция ведет к принципиальному изменению положения мелкого производства. Изпридатка монополистической структуры оно в ряде случаев превращается в егоконкурента, препятствующего консервативной технической политике крупныхкорпораций. Так, малые и средние фирмы в США дают до половины основныхпромышленных нововведений. Эти фирмы-”венчуры” (от англ. «Venture» – рискованная затея, коммерческоепредприятие, связанное с коммерческим риском), полностью зависящие от успехасвоего изобретения, являются серьезной революционирующей силой в экономикахразвитых стран.
Наконец, обострениеконкуренции связано с усилением процессов интернационализации производства,глобальным характером деятельности крупнейших корпораций. В этих условияхгосподство в той или иной стране монополистической структуры и связанные с этимтенденции к торможению научно-технического прогресса неизбежно ведут кослаблению позиций этой страны на мировом, а затем и на собственном внутреннемрынке. Тем самым возникает мощный стимул к обновлению производства напринципиально новых научно-технических основах. Международный опыт начиная ссередины XX века демонстрирует яркие примерыподобных столкновений, ведущих к смене лидера в различных сферах экономики.
Так, захватив в 50-е годысильные позиции на мировом рынке часов, фирмы Швейцарии попытались обезопаситьсвою монополию, запретив экспорт оборудования для производства часов в другие страны.Уверенные в незыблемости своих позиций, эти фирмы не модернизировалипроизводство. Когда же американские и японские компании сумели ликвидироватьтехнический и технологический разрыв, разработав собственное оборудование длячасовой промышленности и новую технологию, они захватили значительную долюмирового рынка, серьезно потеснив своих швейцарских конкурентов.
Особенно ярко проявилисьнедостатки монополистических структур в американской автомобилестроительнойиндустрии под ударами конкуренции со стороны японских автомобильных фирм.
Американскаяавтомобильная промышленность традиционно является высокомонополизированнойотраслью. Вспомним три “кита” — “Дженерал Моторз”, “Форд”, “Крайслер”- ипортрет автомобильной промышленности США в общих чертах можно считатьзаконченным. Подобная монополистическая структура позволяла им десятилетия невносить существенных технических новшеств, ограничиваясь изменениями вконструкции кузова и активным маркетингом.
Совершенно по-другомувыглядит ситуация на японском рынке. Здесь постоянно конкурируют между собойдевять основных производителей автомобилей, причем давление на конкурентовоказывают не столько гиганты, сколько небольшие фирмы, доля которых запоследнее время несколько увеличилась. В этих условиях даже фирмам-лидерам — “Тоёта” и “Ниссан” — приходится вести себя исключительно гибко, чтобы неутратить своих позиций на рынке. Поэтому в обстановке нефтяного кризиса онилучше и быстрее сумели приспособиться к изменившейся ситуации, чем ихамериканские собратья. В результате американская автомобильная промышленностьне только подорвала свой авторитет, но и потеряла до 30% внутреннего рынка.
3.АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Как вы уже знаете,конкуренция есть самое эффективное средство достижения целей рыночной экономикии интересов всех членов общества.
Когда же предпринимателизаключают между собой гласное (или негласное) соглашение о разделе рынка илиуровне цен, то потребители вынуждены платить большую цену за товар и сокращатьобъем потребления. Цены в этом случае становятся искусственно высокими и не всепокупатели могут позволить себе приобретать тот же самый товар в желаемыхобъемах.
Потребители несутэкономические убытки от подавления конкуренции. Важно и то, что устранениеконкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит кнерациональному использованию и без того ограниченных производственных ресурсовобщества.
Чтобы избежать этихнегативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используяантимонопольное регулирование: административный контроль надмонополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольноезаконодательство.
Административныйконтрольмонополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированноепроизводство. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые вслучае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма,уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции ипроигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.
Организационныймеханизм имеет своейцелью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков.Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политикигосударства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение длякрупного бизнеса невыгодным. Это — снижение таможенных пошлин, отменаколичественных квот, поддержка малого бизнеса, упрощение процедурылицензирования, оптимизация производства, продукция которого можетконкурировать с товарами монополий, и т.д.
Наиболее эффективной иразвитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольноезаконодательство. Его цель — регулирование структуры отрасли череззапрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенномуослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика вто же время не отрицает возможности слияния компаний на “горизонтальной” или“вертикальной” основе.
Первый антитрестовскийзакон, Закон Шермана, был принят в США в 1890 г. В нем признается незаконным иуголовно наказуемым создание монополий или сговор с этой целью, или ограничениесвободы торговли. Два других антитрестовских закона были приняты в 1914 г. — закон Клейтона и закон правительственной торговой комиссии.
Основнымдемонополизирующим документом в России является “Закон о конкуренции иограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. Для проведениягосударственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничениямонополистической деятельности в 1991 г. создан Антимонопольный комитет РФ.
В хозяйственной практикероссийской экономики важно понятие “доминирующее положение на рынке”хозяйствующего субъекта. Согласно определению, хозяйствующий субъект, долякоторого на рынке определенного товара превышает ежегодно устанавливаемуювеличину (которая не может быть ниже 35%), оценивается как занимающийдоминирующее положение. Эту величину устанавливает Государственный комитетРоссийской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новыхэкономических структур (ГКАП). Для крупного слияния фирмы должны иметьразрешение ГКАП (“крупным слиянием” признается такое, при котором приобретаютсяконтрольный пакет акций или более 35% акций). ГКАП может принимать решения и опринудительном разделении хозяйствующих субъектов, взыскивая штрафы занарушение закона.
В 1991 г. был утвержден“Государственный реестр Российской Федерации объединений ипредприятий-монополистов”, в который включены предприятия, производящие более35% продукции на каком-либо товарном рынке. Для этих предприятий установленанеобходимость обязательного декларирования предстоящего повышения свободныхцен, государственного регулирования цен республиканскими и местными органами, атакже обязательное предоставление статистической отчетности по объемупроизводства (в натуральном выражении).