Содержание1.Качественный состав и структура рынка научно-технической продукции
2 Методы оценкиинтеллектуальной собственности
3. Задача
Список использованныхисточников
1. Качественный состав и структура рынка научно-техническойпродукции
Непосредственныйпродукт науки — понятия, теоретические конструкции, модели, знаковые системы,наглядные графические образы и другая информация, содержащая новое знание иобеспечивающая его одинаковое понимание и освоение специалистами. Конечныйпродукт науки — нововведения, точнее фактический эффект от их использования.
Непосредственныйпродукт фундаментальной науки не становится товаром. Он является результатомтруда не только данного научного коллектива, но и предшествующих поколенийисследователей, воплощает общественные затраты на развитие образования,культуры и смежных отраслей науки, а не только расходы данного института. Этопродукт по сути дела принадлежит обществу в целом и может быть использован втечение неограниченного времени необозримым кругом потребителей. При окончании фундаментальногоисследования невозможно предсказать все области, где оно будет использовано итем более исчислить его экономический эффект. Конечный продукт науки тожедалеко не всегда выступает как товар, поскольку является результатом трудамногих коллективов и реализуется спустя длительное время после окончанияисследования. Поэтому для того, чтобы включить науку в систему рыночныхотношений, ныне учитывается промежуточный результат — научно-техническаяпродукция — товар особого рода.
Научно-техническаяпродукция — законченный в соответствии с требованиями договора, принятыйзаказчиком результат научно-исследовательских, проектных, конструкторских,технологических работ, реализуемый по договорным ценам. К ней относятся:
1) научно-техническаядокументация (отчеты, проекты, чертежи, регламенты, нормативы, методики,программы и т.д.) о результатах законченных фундаментальных и прикладныхисследований и разработок, включая работы по созданию новой техники и другихизделии, технологии, материалов, работы в области технико-экономическихисследований, информатики, экологии, эргономики, математического моделирования,дизайна и т.д.;
2) экспериментальныеи опытные образцы (партии) новой техники (продукции);
3) научно-техническиеуслуги, включая участие в пусконаладочных работах, авторский надзор приосвоении и эксплуатации нововведений, передовой опыт в этой области(«ноу-хау»), обучение персонала заказчика (потребителя),научно-технические, управленческие, финансово-экономические консультации;
4) прочиерезультаты научной, инженерной и информационной деятельности, предназначенныедля использования в производстве, управлении и планировании (передачатехнологии, экспертиза и т.д.).
Научно-техническаяпродукция, произведенная организациями, входящими в состав предприятий иобъединений, учитывается наряду с обычной продукцией в общих итогах их работы.В валовую продукцию объединения (предприятия) включается вся научно-техническаяпродукция, выполненная как по договорам со стороны, так и для своих нужд. Втоварную продукцию включается и при оценке выполнения договорных обязательствучитывается лишь научно-техническая продукция, реализуемая по договорам состороны. Таким образом, в принципе результаты научно-технической ипроизводственной деятельности с 1989 г. суммируются. Это означает признаниетого факта, что научно-техническая деятельность создает новую стоимость инациональный доход (до сих пор наука относилась к непроизводственной сфере).
Вто же время научно-техническая продукция — товар особого рода. В отличие от обычногоматериального товара при потреблении она не исчезает. Поэтому возможнамногократная реализация одного и того же продукта многим заказчикам (егонекоторая модификация не меняет сути дела). Поэтому целесообразно оплачиватьполную стоимость товара лишь при первой продаже, а в дальнейшем оплачивать лишьдополнительные услуги и перечислять часть прибыли от использованиянововведения.
Полностьюэквивалентный обмен в сфере НТП невозможен. Затраты на открытие и еговоспроизводство резко различаются. Продукт умственного труда — наука — «всегда ценится далеко ниже ее стоимости, потому что рабочее время,необходимое для ее воспроизведения, не идет ни в какое сравнение с тем рабочимвременем, которое требуется для того, чтобы первоначально ее произвести».К науке неприменимы традиционные критерии общественно необходимых затрат труда.Поскольку каждое подлинно научное исследование уникально и, как правило,выполняется лишь в одном-двух учреждениях, не происходит формированиясреднепрогрессивных величин, характеризующих усредненные затраты пригосподствующих условиях производства. Экономический эффект науки и материальнаяокупаемость ее затрат относятся лишь к науке или ее отдельным направлениям вцелом, но не к каждому исследованию в отдельности.
Всесказанное вовсе не подвергает сомнению необходимость экономических обоснованийв процессе фундаментальных исследований. Законодательство СССР с 1991 г.регулирует отношения по созданию и использованию изобретений, открытий и другихобъектов интеллектуальной собственности. Это позволило сделать объектомрыночных отношений предметы духовной культуры и результаты их хозяйственногоиспользования — передачу технологии, лицензии на изобретения, арендуоборудования (лизинг), передовой опыт «ноу-хау», технические услуги(инжиниринг).
Передачатехнологии — реализация совокупности материальных (новая техника, продукты,материалы, технология), информационных (техническая документация) иорганизационных (обучение методам организации производства, труда и управления)результатов НИОКР. Передача технологии происходит в различных формах; поставкиготовой продукции, ее совместная разработка и производство (кооперирование),сооружение производственных объектов «под ключ». При этом лицензияпродается лишь на те нововведения, которые запатентованы в установленномпорядке.
Арендановой техники (лизинг) используется при передаче технологии, воплощенной вдорогостоящих и уникальных объектах (крупных ЭВМ, измерительных комплексах,сложном оборудовании). Впоследствии они могут выкупаться у арендодателя (банка,посреднической фирмы и т.д.).
Передовойопыт («ноу-хау») — умение, знания и навыки, которые не являютсяобщеизвестными, не защищены патентами и могут быть эффективно использованы впроизводственной и хозяйственной деятельности (НИОКР, проектирование истроительство, изготовление и продажа продукции, поиск и добыча полезныхископаемых, освоение нововведений, в том числе экономических, подготовкакадров). С этим связаны и технические услуги (инжиниринг) по подготовке иобеспечению нормального хода производства и реализации продукции (консультациии экспертиза проектов, оценка технологий и сооружаемых объектов, техническоеобучение и инструктаж, передача технической информации). Продажа объектовинтеллектуальной собственности становится все более важным элементомсовременной рыночной экономики. Согласно инвестиционному законодательствуинтеллектуальные ценности («ноу хау», опыт, авторские права)приравниваются к имущественным (денежные средства, паи, акции, движимое инедвижимое имущество и т.д.) в качестве инвестиций.
Результатфундаментального исследования часто не принимает материально-предметную форму,а персонифицируется, воплощается в знаниях специалистов. Их, как показал опыт,невозможно засекретить и присвоить. Общечеловеческому достоянию невозможно датьденежную оценку. В то же время продукт прикладных исследований и разработокпринимает самостоятельную предметную форму изобретения, техническойдокументации, методик, имеет авторство, принадлежит определенному физическомуили юридическому лицу, отчуждается от трудового процесса после его завершения.
2. Методы оценки интеллектуальной собственности
Интеллектуальнаясобственность — исключительные права на результаты интеллектуальнойдеятельности.
Результатоминтеллектуальной деятельности человека является интеллектуальный продукт. Он можетбыть представлен в виде научного отчета, нового сорта растений, полезноймодели, рационализаторского предложения и т. д. Интеллектуальный продуктвключает объекты интеллектуальной собственности, франшизу, гудвилл и прочиерезультаты творческой деятельности.
Интеллектуальныйкапитал можно охарактеризовать как совокупность знаний и опыта всех работниковпредприятия, созданные и приобретенные объекты интеллектуальной собственности, обеспечивающиеконкурентоспособность продукции (работы, услуги). Одной из частей интеллектуальногокапитала является гудвилл — ценность фирмы или показатель деловой репутации,который охватывает широкий круг рыночных понятий о прибыльности и престижности,выгодном месте расположения, деловых связях, опыте работы.
Экономическийсмысл франшизы (франчайзинг) состоит в том, что собственник(франчайзингодатель) продает третьим лицам (франчайзингополучателям) право пользоватьсяопытом и товарным знаком. Франчайзингополучатель, не имеющий предварительного опытав избранной области бизнеса, используя предоставленный технический, организационныйи коммерческий опыт материнской фирмы, получает все шансы на успех вконкурентной среде.
Сточки зрения стимулирования авторов выделяют следующие виды интеллектуальногопродукта:
1)вознаграждение за которые производится в соответствии с трудовым договором насоздание научной продукции;
2)вознаграждение за которые производится из полученного по лицензионномудоговору;
3)вознаграждение за которые производится по системе стимулирования,зафиксированной в законодательных или нормативных актах;
4)стимулирование авторов которых осуществляется в соответствии с практикой,принятой на предприятии.
Объектыинтеллектуальной собственности подразделяются на две группы.
Первая- объекты промышленной собственности: изобретения, полезные модели,промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, селекционныедостижения, биотехнология, ноу-хау, а также средства индивидуализацииюридического лица, продукции, выполняемых работ и услуг, к которым относятсяфирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, указания на источникили местность.
Втораягруппа объектов интеллектуальной собственности — объекты авторского и смежныхправ. В нее включают большой перечень интеллектуальных продуктов,представленных в устной или письменной форме, в виде звуко- и видеозаписи,изображения.
Стимулированиесоздания и использования объектов интеллектуальной собственности можетрассматриваться с двух точек зрения: интерес субъекта хозяйствования,применяющегося и (или) продающего результаты творческого труда персонала;интерес персонала, создающего объекты интеллектуальной собственности. Особоговнимания заслуживает система стимулирования персонала, способного к творческомупоиску. Основные формы стимулирования — материальное и моральное. Материальноеобеспечивается через высокие должностные оклады и выплату вознаграждения закаждый объект промышленной собственности и авторского права. Существуетморальное поощрение творчества — награждение орденами и медалями, присуждениепочетных званий, выдача дипломов, свидетельств, сертификатов, победа вконкурсах, соревнованиях, публикации в средствах массовой информации.
Всвязи с ускорением научно-технического прогресса и его коммерциализацией серьёзнойпроблемой становится выявление (распознавание) новизны и значимости результатовисследовательской деятельности. В условиях бурного развития всех отраслейзнаний специалистам все труднее отличать подлинные открытия от псевдооткрытий.По этим причинам, а также в связи со становлением и развитием отечественногорынка объектов интеллектуальной собственности возник ряд новыхнаучно-практических прикладных направлений, одним из важнейших среди которыхможет считаться оценочная деятельность. Многие трудности, с которымиспециалисты сталкиваются в работе с интеллектуальной собственностью,обусловлены многообразием объектов интеллектуальной собственности (изобретения,полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, ноу-хау, программы дляЭВМ, базы данных и др.), несовершенством правовой базы и отсутствиемкачественного методического обеспечения процедур оценки.
Прихарактеристике оценочной деятельности в области объектов интеллектуальнойсобственности можно выделить два основных самостоятельных направления,различающихся по целям, методам оценки и используемым нормативно-правовымдокументам.
Первоенаправление можно идентифицировать с оценкой объектов интеллектуальнойсобственности, используемых в предпринимательской деятельности в качестветоваров в условиях рынка. Цель такой оценки состоит в определение рыночной илииной стоимости объектов интеллектуальной собственности при продаже (покупке)патентов или лицензий, использовании в инновационных проектах, вкладах вуставный капитал предприятий, использовании объектов интеллектуальнойсобственности в собственном производстве, расчетах с авторами по служебнымизобретениям, продаже, приватизации или слиянии предприятий, владеющихинтеллектуальной собственностью, и т.д.
Говоряо методической и правовой обеспеченности этого направления, следует отметить,что многие специалисты, занимающиеся проблемами использования интеллектуальнойсобственности, считают возможным разработку универсальной методики стоимостнойоценки объектов интеллектуальной собственности и законодательного оформленияпорядка их обязательного применения. Делаются попытки разработать официальныйстандарт таких оценок, регламентирующих порядок и процедуру выполнениястоимостной оценки в соответствии с таким стандартом.
Второенаправление оценочной деятельности заключается в расчёте стоимости объектовинтеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов с целью ихинвентаризации, постановки на баланс предприятия, исчисления налогов, учета всебестоимости продукции, амортизации и т.д.
Вотличие от первого направления единый и обязательный порядок оценки объектовинтеллектуальной собственности уже определен. Он основан на применениизатратного метода, при котором стоимость определяется как сумма затрат,связанных с разработкой, правовой охраной и внедрением объекта интеллектуальнойсобственности. Оценщик не вправе отказаться от применения регламентированногозаконом затратного подхода. Вместе с тем в практике оценки затратным методом недо конца урегулированы отдельные вопросы, такие, как, например, дисконтированиеденежных потоков или амортизация объектов интеллектуальной собственности.Решение этих вопросов должно быть единым для всех организаций, предприятий,контролироваться государством и не может быть оставлено на усмотрениехозяйствующих субъектов.
Процессырегулирования оценочной деятельности должны отвечать ряду требований, основнымисреди которых следует считать следующие:
— оценку объектов интеллектуальной собственности должны проводитьоценщики-профессионалы высокой квалификации с достаточным практическим опытомработы и обязательно являющиеся членами соответствующих общественных илипрофессиональных организаций;
— осуществлять контрольные функции и регулирование деятельностиспециалистов-оценщиков должны такие же профессионалы;
— должен быть создан единый порядок лицензирования оценщиков интеллектуальнойсобственности с обязательным участием в работе лицензирующего органа наиболееавторитетных экспертов-оценщиков, представителей общественных ипрофессиональных организаций;
— ныне разрозненные и состоящие в различных общественных и иных некоммерческихорганизациях специалисты-оценщики интеллектуальной собственности должны бытьобъединены в одно национальное объединение, способное защищать интересы еёчленов;
— должны быть созданы необходимые научно-инновационные инфраструктуры;
— разработка и применение единых методик оценки в области интеллектуальнойсобственности должны координироваться и стимулироваться федеральными органамивласти;
— контроль над оценкой интеллектуальной собственности, передаваемой на договорнойоснове белорусскими организациями и физическими лицами зарубежным фирмам,должен осуществляться федеральными органами.
Началорешения проблемы методологии оценки интеллектуальной собственности относится к60-м годам ушедшего столетия. Именно тогда появились первые отечественныеметодические наработки в этой области. Кстати, многие из них могут бытьдовольно эффективно использованы и сейчас. Правда, ранее эта проблемарассматривалась в контексте оценки использования объектов правовой охраны,причем, как правило, лишь одной категории объектов интеллектуальнойсобственности — изобретений, а не прав на эти объекты, то есть собственноинтеллектуальной собственности. Тем не менее, их накопленный научный заделможет быть адаптирован и к решению последней проблемы.
Какуже отмечалось выше, улучшению работы с интеллектуальной собственностьюспособствует дальнейшее развитие методологии оценочной деятельности, к основнымнаправлениям совершенствования которой можно отнести:
— применениев отечественных стандартах и методиках оценки международных принципов,критериев, методов и нормативов определения стоимости патентных прав и расчетовплатежей по лицензии на использование объектов промышленной собственности;
— модернизацияэкономико-математических моделей и уточнение нормативов учета в стоимостипатентного права расчетно-аналитических результатов прогнозирования потоковпродукции, ресурсов, денежных средств с учетом конъюнктуры и сегментации товарныхрынков и рынков лицензий;
— учети математическая формализация таких рыночных показателей, как неопределенность,технический, страновой, коммерческий риск, моделирование рисковых ситуаций,связанных с использованием объектов ИС.
Основнойидеей совершенствования методологии оценки интеллектуальной собственностидолжно стать всё более широкое применение экономико-математических методов,которые позволят перейти от прямого счета к модельному анализу, в полном объёмеиспользующему вычислительную технику и новейшие пакеты программ. Современныеметоды оценки при этом органически впишутся в новую действительность. Например,во многих случаях предлагается применять поочередно несколько разных методовоценки, а потом искать результат в виде взвешенной суммы полученных решений.Вместо этого можно заранее предположить, что все методы счета должны датьодинаковый результат, но некоторые параметры надо рассматривать как переменные.Получится система уравнений, которую с применением компьютера, как правило,достаточно легко решить.
Темне менее, сегодня большинство оценщиков пользуются только прямым счетом, причемне из-за низкой математической квалификации, а потому, что метод расчета долженбыть понятен клиенту или другому оценщику. Иными словами, нельзя сразу начатьпользоваться более совершенными методами, не учитывая общей культуры окружающихв области оценочной деятельности.
Однимиз самых перспективных направлений совершенствования методологии оценкиобъектов интеллектуальной собственности представляется использование новыхинформационных технологий. Общество достигло такого уровня развития, когдаобъемы информации, уровень ее сложности и наличие высокопроизводительныхсредств её обработки позволили создать информационную индустрию. Информационныетехнологии как системы сбора, обработки, хранения, представления ииспользования информации способны обеспечить высочайший уровень управлениялюбыми структурами и способствовать отбору перспективных инноваций, объектов интеллектуальнойсобственности.
Интеграциябелорусской экономики в мировую происходит в то время, когда складываетсяединое рыночное пространство, а также международный рынок капитала, рабочейсилы, научно-технических услуг. Предпосылки для появления международногопроизводства возникли в результате деятельности транснациональных корпораций(ТНК), которые появились в начале восьмидесятых годов. К настоящему времениутвердились глобальные ТНК четвертого поколения, отличительными чертами которыхявляются планетарное видение рынков и осуществление конкуренции в мировоммасштабе, раздел мировых рынков с немногими такими же глобальными ТНК.
Крупныекорпорации производственного сектора — важнейшие структуры национальныхинновационных систем, обладающие крупнейшими патентными портфелями. Именно они,финансируя исследования и одновременно воплощая в реальные продукты итехнологии научные результаты и изобретения, берут на себя экономическуюответственность за технический прогресс. На их долю приходится большая частьфинансирования науки силами негосударственного сектора.
Вусловиях острой конкуренции и роста стоимости исследований и разработок крупныекорпорации мира стремятся к сотрудничеству, заключают долгосрочныенаучно-технические соглашения друг с другом, с производственными компаниями инаучными центрами разных стран. Поэтому при интегрировании белорусской экономикив мировую возникает проблема построения эффективной системы взаимоотношений скрупнейшими мировыми компаниями, чтобы в полной мере использовать потенциалвзаимодействия с ними, не допуская при этом негативных последствий присутствияиностранных компаний в белорусской экономике.
3. Задача
Оценитесоциально-экономическую эффективность работы бизнес-инкубатора на основеследующих данных:Критерии Количественные значения Среднее значение по региону Доля действующих фирм в течение 3-х лет после выпуска, % 85 80
Производственные площади, активизированные из неиспользованных, м2 87 23 Увеличение занятости населения, чел. 29 15 Затраты на создание одного рабочего места, млн. руб. 70,3 40 Представление населению новых видов товаров и услуг, количество 4 2
Решение:
Оцениввышеприведенные данные, можно сделать следующие выводы:
1)положительную оценку можно дать следующим критериям:
— доля действующих фирм в течение 3-х лет после выпуска;
— производственные площади, активизированные из неиспользованных;
— увеличение занятости населения;
— представление населению новых видов товаров и услуг.
2)отрицательную оценку имеет только один критерий: затраты на создание одногорабочего места.
Дляобобщенной характеристики экономической и социальной эффективности работыбизнес-инкубатора можно рассчитывать интегральный уровневый показатель частныхпоказателей, используя формулу многомерной средней:
/>,
гдеЭинт — интегральный уровневый показатель эффективности;
п — количество частных показателей,характеризующих эффективность;
п(+) — количество частных положительныхпоказателей эффективности предпринимательской деятельности;
к — весовой коэффициент частногопоказателя, характеризующего эффективность предпринимательской деятельности(определяется экспертным методом в зависимости от важности (весомости)показателя для обобщенной оценки эффективности);
/> - сумма весов частных показателей (равная или большеединицы);
/> - сумма весов положительных частных показателей.
Попяти важнейшим показателям, повлиявшим положительно (+) и отрицательно (-) наэффективность деятельности бизнес-инкубатора из одного бизнес-инкубатора можноопределить образование с более эффективной деятельностью (по данным таблицы).
Расчетинтегрированного уровневого показателя эффективности предпринимательскойдеятельностиЧастные показатели эффективной работы бизнес-инкубатора (n) Весовой коэффициент частного показателя (к) Положительное (+) отрицательное (-) влияние частных показателей на эффективность Вывод анализируемый показатель показатель по региону
1
2
3
4
5
0,3
0,3
0,2
0,05
0,15
+
+
+
+ +
Более эффективной является работа бизнес-инкубатора, где Эинт = 0,95, а в среднем по
региону — 0,05.
/>
/>
/>
/>
Список использованных источников
1. Балашевич М. И. Малый бизнес:Учебное пособие. Минск: НКФ “Экоперспектива”, 1995г.
2. Гончаров В. И. Менеджментпредприятия. В 2ч. Ч. 2. – Мн.: МИУ, 2003. – 256 с.
3. Инвестиционное проектирование:Учеб. пособие / Е. И. Велесько, А. А. Ильюкович. Мн.: БГЭУ, 2003г.
4. Лунев В. Л.Тактика и стратегия управления фирмой. – М.: Финпресс, НГАЗиУ, 1997.-356 с.
5. Мазоль С. И.Экономика малого бизнеса: учеб. пособие. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 272 с.
6. Олехнович Г. И.Интеллектуальная собственность и проблемы ее коммерциализации. Минск,“Амалфея”, 2003.
7. Производственныйменеджмент. Управление предприятием: Учеб. пособие / С. А. Пелих, А. И. Гоев,М. И. Плотницкий и др.; Под ред. проф. С. А. Пелиха. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 555с.
8. Риск-менеджмент:Учебник / В. Н. Вяткин, И. В. Вяткин, В. А. Гамза, Ю. Ю. Екатернославский, Дж.Дж. Хэмптон под ред. И. Юргенса. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков иК», 2003. – 512 с.
9. Фатхутдинов Р. А.Стратегический менеджмент.- М.ЗАО «бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997 г.