Реферат по предмету "Экономика"


Особенности подходов к расчету себестоимости продукции

Содержание
Введение
1.Понятие о себестоимости продукции, ее структура и состав
1.1Понятие о себестоимости продукции
1.2Показатели себестоимости продукции
2.Производственные затраты как основа формирования себестоимости продукции
2.1Сущность и значение производственных затрат
2.2Классификация затрат на предприятии
2.3Сущность, задачи и методы анализа производственных затрат
3.Современные методы планирования себестоимости продукции
3.1Котловой способ калькулирования себестоимости продукции
3.2Позаказный способ калькулирования себестоимости продукции
3.3Попередельный (попроцессный) способ калькулирования себестоимости продукции
3.4Таргет-костинг как метод калькуляции себестоимости продукции
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Актуальность темы курсовой работыобусловлена тем, что проблемауправления затратами в современных условиях актуальна для большинствароссийских компаний. Высокая себестоимость продукции снижает ееконкурентоспособность и заставляет менеджмент искать причины и резервы снижениязатрат. На предприятии отсутствует эффективный механизм планирования, контроля,анализа затрат. Недостаточность качественной и реальной информации осебестоимости отдельных видов продукции и их позиции на рынке по сравнению спродуктами других предприятий снижает эффективность управления. Эффективноеуправление затратами является действенным инструментом повышения прозрачности иэффективности деятельности предприятия и ее структурных подразделений ивозможно только на основе комплексного и системного подхода к решению проблемы,т.е. на основе единой системы управления затратами.
Система управления затратами позволяетполучить точную и своевременную информацию о затратах с любой необходимой дляуправления степенью детализации, проводить обоснованную тарифную политику,выявлять и расширять высокорентабельные направления деятельности, и на этойоснове повысить эффективность деятельности предприятия.
Основными задачами учета себестоимостипродукции (работ, услуг) являются: контроль за сохранностью материальныхресурсов, соответствием осуществленных затрат нормативам, организация контроляза выполнением планов; выявление фактических затрат, связанных с производствоми реализацией продукции; контроль за соблюдением норм производственногопотребления; правильное распределение стоимости израсходованных в производствематериалов по объектам калькуляции; рациональная оценка производственныхзапасов.
Целью данной работы является анализ современных подходов к расчетусебестоимости продукции. Для достижения поставленной цели в работе решены следующиезадачи:
1.        рассмотрены теоретические основыформирования себестоимости;
2.        охарактеризована сущность и структураиздержек производства;
3.        проведен анализ современных подходов ккалькулированию себестоимости продукции.
Таким образом, объектом данногоисследования является себестоимость продукции, предметом – современныеподходы к ее калькулированию.
Структура курсовой работы представлена в виде введения, трех глав,заключения и списка использованной литературы.

1. Понятие осебестоимости продукции, ее структура и состав
 
1.1 Понятие о себестоимости продукции
Издержки производства — это расходы,денежные траты, которые необходимо осуществить для создания товара. Дляпредприятия (фирмы) они выступают как оплата приобретенных факторовпроизводства.
В себестоимость включают затраты,разнородные по содержанию, назначению и способу расчета, поэтому припланировании, учете и калькулировании себестоимости используется классификациязатрат[1].
/>Классификация затрат – это их группировкапо определенным признакам, которая обеспечивает точность и унификацию расчетов.Классификацию затрат проводят по следующим признакам: по принципу экономическойоднородности (экономическому содержанию); по целевому назначению; по методувключения в себестоимость конкретных товаров; по степени зависимости от объемапроизводства; по месту возникновения; по видам продукции (работ, услуг).
По экономическому содержанию затраты напроизводство группируются по следующим элементам: материальные затраты (завычетом возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальныенужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.
В каждый экономический элемент включаютоднородные по своей экономической природе затраты на первичные ресурсынезависимо от направления использования. Перечень экономических элементов единдля всех отраслей промышленности, что обеспечивает сопоставимость структуры расходов[2].
Однако группировкой затрат поэкономическим элементам редко пользуются для определения себестоимости единицыпродукции, поскольку при ее составлении используют искусственные приемыраспределения всех затрат между множеством объектов, что приводит к снижениюдостоверности получаемого результата[3].
Группировка расходов по калькуляционнымстатьям производится с учетом их производственно-технологического назначения иместа возникновения.
Номенклатура и содержание статейкалькуляции зависят от технологических, организационных и экономическихособенностей производства и характера самой продукции[4].
В зависимости от способов включения всебестоимость отдельных видов продукции затраты делятся на прямые и косвенные.К />прямым относятся затраты, непосредственно связанные спроцессом изготовления конкретного вида продукции. В них входят затраты наосновные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основная заработная платапроизводственных рабочих и др. />Косвенные включают затраты,которые невозможно или нецелесообразно прямо относить на себестоимостьконкретных видов продукции: это общепроизводственные и коммерческие расходы[5].
/>По месту возникновения затратыподразделяют на основные и вспомогательные. Основу данной группировки затратсоставляет деление цехов на основные и вспомогательные. По месту возникновениязатраты группируются с целью правильного обеспечения базы длявнутрихозяйственного расчета и правильного отражения затрат по счетамбухгалтерского учета[6].
По составу затраты подразделяют на простыеи комплексные. Простые затраты объединяют экономически однородные расходы.Комплексные статьи объединяют экономически разнородные расходы (например,расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные иобщехозяйственные расходы).
В зависимости от экономической роли затратв процессе изготовления продукции различают основные и накладные расходы. Вхозяйственной деятельности обособившиеся в денежной форме издержки производствавыступают в форме себестоимости продукции. Однако себестоимость может служитьисходной базой для установления цен только в том случае, если она отражаетэкономически обоснованные затраты на производство и реализацию продукции, еслиисходные методологические принципы определения ее величины отражаютзакономерности формирования общественно необходимых затрат труда[7].
Таким образом, себестоимость какэкономическая категория отражает общественные отношения по поводу производстваи реализации товаров, связанные с производственным потреблением живого иобщественного труда[8].
1.2 Показатели себестоимостипродукции
Различают следующие показателисебестоимости продукции (работ, услуг): полная производственная себестоимость,неполная (сокращенная) производственная себестоимость, полная себестоимостьреализованной продукции, неполная себестоимость реализованной продукции.
Полная производственная себестоимость продукции (работ, услуг) включает всерасходы на производство продукции, включая общехозяйственные расходы (сырье иматериалы, покупные изделия, полуфабрикаты и услуги сторонних организаций идр.).
Неполная (сокращенная) производственнаясебестоимость исчисляется безучета общехозяйственных расходов.
Полная себестоимость реализованнойпродукции (работ, услуг)состоит из полной производственной и себестоимости продукции и расходов напродажу.
Неполная себестоимость реализованнойпродукции (работ, услуг)включает в себя неполную производственную себестоимость продукции и расходы напродажу.
Итог первых 11 статей образует производственнуюсебестоимость продукции, а итог всех 12 статей – полную себестоимостьреализованной продукции[9].
Себестоимость является тем звеном, вкотором производственно-хозяйственная деятельность предприятия увязывается внеразрывное целое. Она характеризует степень использования производственныхресурсов, является критерием оценки эффективности производственного процесса.Роль показателя себестоимости для оценки экономической эффективности работы предприятийопределяется тем, что сама экономическая эффективность есть величина,получаемая при сопоставлении результатов производственно-хозяйственной,организационно-управленческой и других видов деятельности с затратами наосуществление этой деятельности[10].
Обобщенно классификацию затрат предприятияприменительно с точки зрения различных подходов и классификационных признаковможно представить в виде таблицы (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Различные подходы к классификации затрат[11]Классификационные признаки Виды затрат с учетом функций управления 1. Процесс принятия управленческих решений Явные и альтернативные; релевантные и нерелевантные; эффективные и неэффективные 2. Процесс прогнозирования Краткосрочные и долгосрочные 3. Процесс планирования Планируемые и непланируемые 4. Процесс нормирования Стандарты, нормы и нормативы и отклонение от них 5. Процесс организации По местам и сферам возникновения; функциям деятельности и центрам ответственности 6. Процесс учета Одноэлементные и комплексные; по статьям калькуляции и экономическим элементам; постоянные и переменные; основные и накладные; прямые и косвенные; текущие и единовременные 7. Процесс контроля Контролируемые и неконтролируемые 8. Процесс регулирования Регулируемые и нерегулируемые 9. Процесс стимулирования Обязательные и поощрительные 10. Процесс анализа Фактические; прогнозные, плановые; сметные; стандарт- ные; общие и структурные; полные и частичные
Предложенная классификация затрат вразрезе управленческих функций позволит повысить эффективность управленческогоучета, усилить его аналитичность и возможности выявления резервов повышениярезультативности производственной и коммерческой деятельности.

2.Производственные затраты как основа формирования себестоимости продукции
 
2.1 Сущность и значение производственных затрат
Прежде всего, необходимо обратить вниманиена то обстоятельство, что в современной учебной, справочной и нормативнойлитературе понимание таких важнейших с точки зрения экономической деятельностипредприятия понятий как «затраты», «издержки производство», «расходы», а также«затраты на производство» употребляются в множестве различных значений.
Так, распространено мнение, что понятия«затраты» и «расходы» являются различными и отражающими различные экономическиепонятия. В этом смысле под затратами понимают те осуществленные расходы,которые относятся в бухгалтерской и других видах отчетности на отчетный период.В этом случае под расходами понимают использование различных ресурсов, котороене связано с определенным периодом времени. В этом смысле затраты понимаютсякак расходы, связанные с ведением предпринимательской деятельности, поэтомуименно они важны для формирования себестоимости произведенной (реализованной)продукции[12].
По мнению других авторов, понятия «затрат»и «расходов» являются синонимичными[13].
Под издержками производства принятопонимать общие (или совокупные) затраты, понесенные предприятием в связи сведением производственной деятельности и процесса реализации в течениеопределенного периода времени, который является отчетным. При этом не имеетзначения, понесенные затраты связаны с производством уже законченногопроизводственного цикла (выпуском готовой продукции) или на незавершенноепроизводство. В связи с этим многим авторам представляется, что понятия«издержки производства» и «затраты на производство» очень близки между собой инесут одно и то же экономическое содержание. Однако нужно отметить, что понятие«издержки производства» принято применять к затратам по статьям калькуляции, апонятие «затраты на производство» чаще всего ассоциируют с понесеннымипредприятием затратами по экономическим элементам.
Понятие «затрат » не встречаетсяни в одном нормативном документе, ровно как и понятие «издержек». Какследствие всего этого, различные авторы приводят различные трактовки затрат ииздержек, считают синонимами расходы организации, издержки и затраты. Некоторыеавторы не использует понятие затрат, полностью заменяя его на издержки.
Так, например, с точки зрения дисциплины«Экономика промышленного предприятия» все затраты предприятия приравниваются кего издержкам, последние из которых делятся на две группы: издержки обращения ииздержки производства.[14]
В «Бухгалтерском учете», например, затратыи издержки рассматриваются с точки зрения производства, а понятие расходовупотребляется с точки зрения общих расходов предприятия, то есть не толькопроизводственных.
Приведем, наиболее корректные определенияэтих понятий:
Издержки производства — затраты труда, включающие в себя затраты прошлого труда,овеществленные в средствах и предметах труда, и затраты живого труда[15].
Затраты на производство — потребленная в процессе производства часть материальных,трудовых финансовых ресурсов организации за определенный период времени. Мывидим, что в самом понятии издержек производство включается понятие затрат напроизводство, как составная их часть.
Поэтому понятие издержек производства ширепонятия затрат на производство. К тому же данные понятия отличаются с точкизрения момента времени. Затраты на производство рассматриваются с позициитекущего производственного этапа, они представляют собой затраты определенногопериода, а вот посчитать издержки производства за определенный период времени(производственный цикл) не представляется возможным.
Расходы — уменьшение экономических выгод в результате выбытияактивов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств,приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшениявкладов по решению участников (собственников имущества)[16].
Как мы видим, понятие расходов организациивключает в себя понятие издержек на производство и понятие производственных затрат,так как расходы образуются не только в сфере производства[17].
Но если рассматривать производственныерасходы, то они будут равны затратам на производство, этим и объясняетсяподмена понятий некоторыми специалистами.
Рассмотрим эти категории с более глубокойэкономической точки зрения:
Издержки организации — денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой — либо целью.
Затраты организации — часть издержек, понесенных организацией в моментприобретения каких — либо материальных ценностей или услуг. И лишь в моментреализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат — расходы.
Однако встречается объединение понятий издержеки затрат организации.
Затраты организации — общий объем ее текущих издержек, включающий какпроизводственное потребление, так и непроизводственное потребление.
Себестоимость продукции, работ или услугэто денежное выражение суммы затрат, необходимых на производство и сбыт даннойпродукции, а более точно ее единицы. Под затратами при этом понимаютсявыраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов,природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда,используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполненияработ, а также для сохранения и улучшения условий производства и егосовершенствования (более подробно затраты будут рассмотрены чуть ниже). Составзатрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация по статьямопределяются государственным стандартом, а методы калькулирования — самимипредприятиями. При этом следует отметить, что состав и величина затрат в целяхформирования финансового результата и в целях налогообложения прибыли, всоответствии с действующим в России законодательством, неодинакова ирегламентируется следующими нормативными актами: ПБУ «Расходы организации» иГлава 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций»[18].
Каждая фирма заинтересована в анализезатрат в динамике их соотношения с уровнем цены на продукт.
2.2 Классификация затрат напредприятии
Существуют два подхода к оценке затрат:бухгалтерский и экономический. И бухгалтеры, и экономисты согласны с тем, чтоиздержки фирмы в любой период равны стоимости ресурсов, использованных дляпроизводства реализованных в течении этого периода товаров и услуг.
Исходя из этого следует отметить, чтозатраты подразделяются на:
·         «явные» (фактические);
·         «неявные»
В финансовых отчетах фирмы зафиксированы«явные» (фактические) затраты, которые представляют собой денежные ресурсы наоплату используемых производственных ресурсов (сырье, материалы, амортизация,труд и т. д.).
Однако экономисты, кроме явных, учитываюти “неявные” затраты, которые обычно не отражаются в бухгалтерской отчетности,но от этого они не становятся менее реальными. Например, если в производствовкладывается привлеченный капитал, то из дохода фирмы необходимо исключитьнеявные затраты, которыми будут являться банковские проценты.
Рассматривая классификацию затратнеобходимо отметить, что в процессе предпринимательской деятельностипредприятие несет денежные затраты., их характер, состав и структура зависят отмногих факторов: организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевойпринадлежности, места, занимаемого хозяйствующим субъектом на рынке товаров икапитала, инвестиционной, финансовой и учетной политики, а также установленныхзаконодательно правил и принципов поведения хозяйствующих субъектов вналоговой, кредитной, страховой и фондовой сферах.
Предприятие должно исходить изнеобходимости соблюдения четкой классификации затрат, это один из основныхпринципов калькулирования себестоимости.
По учетному признаку в бухгалтерском законодательстве расходыподразделяются на:
·          расходы по обычнымвидам деятельности;
·          прочие расходы.
В свою очередь прочие расходы включают:
·          операционные расходы;
·          внереализационныерасходы;
·          чрезвычайные расходы.
На базе расходов по обычным видамдеятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ,услуг для целей формирования финансового результата от обычных видовдеятельности.
По составузатраты подразделяются на одноэлементные и комплексные.
Одноэлементными называются затраты, состоящие из одногоэлемента:
• материалы,
• заработная плата,
• амортизация и др.
Эти затраты независимо от места ихвозникновения и целевого назначения не делятся на различные компоненты.
Комплексными называются затраты, состоящие изнескольких элементов, например:
• общепроизводственные и общехозяйственныерасходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала,амортизация зданий и другие одноэлементные затраты.
Виды затрат классифицируют и отражают ресурсы,использованные в процессе производства и реализации продукции. По данномупризнаку затраты классифицируют по статьям калькуляции и экономическимэлементам.
Экономическим элементом принято называтьпервичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, которыйхарактеризует вид израсходованного ресурса и на уровне предприятия невозможноразложить на составные части:
• материальные затраты;
• затраты на оплату труда;
• отчисления на социальные нужды;
• амортизация;
• прочие затраты.
Однако классификация затрат поэкономическим элементам не позволяет исчислить себестоимость отдельных видовпродукции, установить объем затрат конкретных структурных подразделенийпредприятия.
Калькуляционной статьей принято называтьопределенный вид затрат, образующий себестоимость как отдельных видов, так ивсей продукции в целом.
Группировка затрат по калькуляционнымстатьям позволяет определять назначение расходов и их роль, организоватьконтроль над расходами, выявлять качественные показатели хозяйственнойдеятельности как предприятия в целом, так и его отдельных подразделений,устанавливать, по каким направлениям необходимо вести поиск путей сниженияиздержек производства. На основании этой группировки строится аналитическийучет затрат на производство, составляется плановая и фактическая калькуляциясебестоимости отдельных видов продукции.
С вышеприведенной классификацией затраттесно связана группировка затрат в зависимости от функций деятельностипредприятия. По данному признаку затраты подразделяются наснабженческо-заготовительные, технологические, коммерческо-сбытовые иорганизационно-управленческие.
Такая группировка затрат позволяеторганизовать функциональный учет, при котором затраты вначале собираются вразрезе функций деятельности предприятия, и только потом — по объектамкалькуляции.
По роли, выполняемой в технологическомпроцессе изготовленияпродукции, и целевому назначению затраты предприятия подразделяются на основныеи накладные.
Основными называются затраты,непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции. Кним относятся: стоимость материалов, вещественно входящих в продукт; стоимостьтоплива и энергии, израсходованных на технологические цели; расходы на оплатутруда производственных рабочих и отчисления на социальные нужды; расходы поэксплуатации производственных машин и оборудования и др.
Накладные расходы образуются в связи сорганизацией, обслуживанием производства и управлением им. К ним можно отнестии общехозяйственные расходы. В состав накладных расходов включают: расходы наоплату труда административно-управленческого персонала швейного предприятия;отчисления на социальные нужды этих работников; стоимость электроэнергии дляосвещения и топлива для отопления помещений; амортизацию основных средств инематериальных активов; расходы на текущий ремонт и т. д.
По способу включения в себестоимость продукции затраты предприятия подразделяются напрямые и косвенные.
Прямые – затраты, связанные спроизводством отдельных видов продукции, на себестоимость которых они могутбыть отнесены[19].
Косвенные – затраты, связанные спроизводством нескольких видов продукции. Они относятся на каждый вид продукциисогласно выбранной предприятием базе (общецеховые, общезаводские,непроизводственные расходы).[20]
В зависимости от связи затрат с объемомпроизводствавыделяются постоянные и переменные затраты.
Постоянные затраты не зависят от измененияобъема выпускаемой продукции. Для фирмы ими будут являться: окладыуправленческих работников; амортизационные отчисления; проценты за кредит;арендная плата; административные расходы[21]
Переменные затраты прямо пропорциональны объему производства.Это расходы на материалы, затраты на производственный цикл, а также заработнаяплата основного персонала. Схематично поведение постоянных и переменныхиздержек можно увидеть на рисунке 2.1.
/> Cost
/>VC
/> FC
/>  Q
Рис. 2.1 – Схематическое отображение FC,VC (FC – постоянные затраты, VC – переменные затраты)[22]
В долгосрочном периоде многие издержкимогут быть условно-постоянными и условно-переменными. Например, поусловиям трудового контракта заработная плата основного персонала может бытьфиксированной или же включать гарантированный минимум. Условно-постоянныеиздержки зависят от произведенного количества продукции, но меняются ступенчатос изменениями объемов производства (см. рис. 2.2).
/>/>Costs
                           
/> Q
Рис. 2.2 – Схематическое изображениеусловно-постоянных издержек (Cost — издержки, Q- объем выпуска)

Например, расходы по хранению материалов иготовой продукции с ростом объемов производства могут изменяться скачком. Доопределенного уровня производства достаточно арендовать один склад. Придальнейшем росте производства необходимо арендовать два склада. При этомарендная плата увеличивается.
По целесообразности затраты делятся на производительные инепроизводительные.
Производительными называют расходы,которые оправданы или целесообразны в данных условиях производства.
Непроизводительные – это такие расходы,которые образуются по причинам, связанным с недостатками технологии иорганизации производства, с потерями от брака, простоями, недостачами и т.д.
По возможности охвата планом все затраты делятся на планируемые и непланируемые.
Планируемые затраты – это неизбежныезатраты предприятия, вытекающие из характера его хозяйственной деятельности ипредусмотренные сметой затрат на производство.
Не планируемые – это непроизводительныерасходы, не являющиеся экономически неизбежными и не вытекающие из нормальнойхозяйственной деятельности предприятия. Это прямые потери, не включаемые всмету затрат на производство; недостачи; потери от порчи сырья и материалов прихранении; потери от брака и простоев.
По периодичности возникновения затраты делят на текущие и единовременные.
Текущие затраты возникают постоянно(ежемесячно) и связаны с финансированием хозяйственной деятельности(приобретение сырья, заработная плата и выполнение финансовых обязательств). Ихрезультат – произведенная и реализованная продукция и от их величины напрямуюзависит себестоимость продукции и финансовый результат. Полностью возмещаютсяиз поступившей выручки.
Единовременные затраты (долгосрочные,инвестиционные в виде капитальных и финансовых вложений). Капитальные вложенияосуществляются с целью расширения деятельности, обновления фондов, финансовыевложения – с целью эффективного использования свободных денег и получениядополнительного дохода. Они не влияют на формирование финансового результата отосновной деятельности.
Исходя из экономического содержаниявсе денежные затраты можно разделить на 3 группы:
-         расходы, связанные сизвлечением прибыли, включают затраты на обслуживание производственногопроцесса, затраты на реализацию продукции, производство работ, оказание услуг,инвестиции.
-         расходы, не связанныес извлечением прибыли, к которым относятся расходы потребительского характера,а также на благотворительные цели. Сюда можно отнести поощрительные выплатыработникам предприятия, отчисления в негосударственные страховые пенсионныефонды, на развитие социально-культурной сферы и политику. Затраты этого типамогут опосредованно влиять на доходность компании, формируя ее имидж.Налаженная рекламная и маркетинговая служба позволяет широко использоватьрепутацию фирмы для привлечения покупателей, инвесторов, рабочей силы.
-         принудительныерасходы, к которым относятся налоги и налоговые платежи, отчисления вгосударственные внебюджетные фонды, расходы по обязательному страхованию,созданию резервов, штрафные санкции.[23]

2.3 Сущность, задачи и методыанализа производственных затрат
/>Анализ занимает важное место в системе управленческогоучета. Проведение анализа позволяет выявлять отклонения показателей в работепредприятия и причины, вызвавшие эти изменения. На основании результатованализа (в частности показателей затрат на производство) принимаются различныеуправленческие решения, поэтому немаловажно провести точный, достоверныйанализ, позволяющий понять реальную ситуацию на предприятии.
Задачами анализа себестоимости продукцииявляются:
-         оценка качества планированиясебестоимости продукции, а также возможности его реализации на основе анализаповедения затрат за предыдущий период;
-         характеристика динамикипроизводственных затрат и затрат обращения и уровня выполнения установленногоплана по себестоимости;
-         выявление факторов, наиболеезначительно повлиявших на изменение себестоимости, а также ее отдельныхпоказателей, сумму и причину отклонений фактических показателей себестоимостиот запланированных;
-         анализ себестоимости по видамвыпускаемой (реализуемой) продукции;
-         определение важнейших мероприятий,ориентированных на дальнейшее снижение себестоимости, возможности их внедренияв практику деятельности предприятия.
Анализ фактической себестоимости продукциипредприятия заключается в установлении степени ее соответствия нормативным иплановым величинам, изучении причин изменения уровня себестоимости, в выявлениирезервов дальнейшего ее снижения.
Анализ себестоимости единицы важнейшихвидов продукций позволяет определить, за счет чего именно произошло повышениеили понижение плановых затрат. Для глубокого анализа себестоимости продукцииследует проанализировать себестоимость товарной продукции по калькуляционнымстатьям расходов[24].
Объектами анализа себестоимости продукцииявляется комплекс показателей, к которым принято относить полную себестоимостьпродукции как в целом, так и по элементам затрат, количество затрат на рубльпроизведенной (реализованной) продукции, себестоимость отдельных видовпроизведенной (реализованной) продукции, отдельные статьи затрат и их динамику,а также затраты по центрам ответственности при организации на предприятиисоответствующего учета.
Первым этапом анализа себестоимостиявляется исследование общей суммы затрат и по экономическим элементам.Изменение себестоимости продукции может быть вызвано различными факторами, ккоторым относят изменение объема производства продукции, структурыреализованной продукции, суммы переменных затрат, уровня постоянных издержек.
Изменение объемов производства влечет засобой рост переменных издержек производства, при этом постоянные расходы, ккоторым принято относить амортизационные отчисления, выплачиваемую аренднуюплату, повременную заработную плату рабочих и управленческого звена персонала,а также общепроизводственные и общехозяйственные расходы при этом остаются напрежнем уровне и в краткосрочном периоде являются стабильными.
В процессе анализа себестоимости продукциитакже обязательно проводится оценка изменений структуры затрат по экономическимэлементам. Это дает возможность определить изменение трудоемкости,материалоемкости, фондоемкости выпускаемой (реализуемой) продукции и сделатьвыводы о повышении либо снижении уровня технического развития предприятия, атакже о преобладании интенсивных или экстенсивных факторов в развитиипредприятия.
Значительный удельный вес в себестоимостипродукции большинства современных предприятий занимают материальные затраты,сумма которых зависит от множества факторов: объем производства и реализациипродукции (работ, услуг), динамику удельных материальных затрат по каждому изпроизводимых (реализуемых) видах продукции, структуры производства и т.д.
Расход сырья и материалов при производствепродукции во многом зависит от их качества, а также от возможности иэффективности взаимозамены сырья и материалов, изменения в материалоемкостииспользуемой технологии, организации производственного процесса, уровняквалификации персонала, занятого в производственном процессе и других факторов.
Уровень цены на сырье и материалы преждевсего зависит от тех рынков, на которых они приобретаются, от уровня и скоростиинфляционных процессов, уровня транспортно-заготовительных расходов, качества ивзаимозаменяемости различных видов используемого сырья.
Выводы:
Понятие издержек производства шире понятиязатрат на производство. Понятие расходов организации включает в себя понятие издержекна производство и понятие производственных затрат, так как расходы образуютсяне только в сфере производства. Управление затратами обеспечивает принятиеобоснованного и эффективного управленческого решения. Управление затратами осуществляетсяпосредством применения определенных методов управления, которыеразличныпо своему содержанию и охватывают разные аспекты управления затратами.
 

3. Современные методы планированиясебестоимости продукции
 
3.1 Котловой способ калькулирования себестоимости продукции
Котловой способ калькулированиясебестоимости продукции является наименее распространенным на практике. Этовызвано тем, что его информативность минимальна: бухгалтерский учет можетпредоставить информацию только о том, во что обошлось организации производствовсей продукции. Использование данного способа оправдано только для малыхпредприятий или для отраслей, где осуществляется выпуск однородной продукции, —так называемых монопродуктовых производств (например, в угледобывающейпромышленности для калькулирования себестоимости угля или сланца на отдельныхшахтах или разрезах). Необходимости в каком-либо аналитическом учете в такихслучаях просто не возникает. Себестоимость единицы продукцииприкотловом учете является результатом деления всей суммы накопленных за периодзатрат на объем выработанной продукции в натуральном измерении (в нашем примере— на количество тонн угля).
Примеров производств, где применениекотлового учета оправдано, очень немного, а использование данного способа напредприятиях, выпускающих неоднородную продукцию, является нарушениемметодологии бухгалтерского учета, которое приводит к ряду негативныхпоследствий. Во-первых, снижается достоверность финансовой отчетностиорганизации, поскольку нарушается требование п. 34 Положения побухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/96: «Вбухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов ипассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачетпредусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету». Во-вторых,искажаются понятия о прибыли предприятия за счет «сворачивания» финансовогорезультата различных производств (прибыль от одного вида деятельностиуменьшается за счет убытка от другого вида деятельности), поэтому снижаетсяполезность данных бухгалтерского учета для целей управления организацией —планирования и управления себестоимостью продукции, снижения объемов затрат иповышения рентабельности производства. Наконец, исключается возможностьисполнения требований Положений по бухгалтерскому учету «Информация посегментам» ПБУ 12/2000 и «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02,что также не позволяет считать отчетность достоверной и полной.
3.2 Позаказный способкалькулирования себестоимости продукции
Позаказный способ калькулированиясебестоимости продукции получил свое название в связи с тем, что объектомкалькулирования выступает производственный заказ, открываемый на изделие(небольшую группу изделий), отдельную работу или услугу. Как правило, каждыйзаказ предназначен для отдельного заказчика, потребителя, получателя, аколичество продукции (изделий) для каждого заказа известно заранее. Фактическаясебестоимость изделий, изготовляемых по заказу, определяется только после еговыполнения. Для ежемесячного определения фактической себестоимости продукциипроизводственные заказы должны, как правило, выдаваться на такое количествоединиц изделий, которое намечается выпустить в течение месяца. При изготовлениикрупных изделий с длительным технологическим циклом производствапроизводственные заказы могут выдаваться не на изделие в целом, а на отдельныеего агрегаты и узлы, представляющие законченные конструкции. При сдачепродукции (изделий) заказчику или на склад частями до окончания заказа в целомсдаваемая продукция (изделия) оценивается по плановой или фактическойсебестоимости однородных изделий, выпускавшихся ранее, с учетом изменений в ихконструкции и технологии, а также с учетом условий производства.
Позаказный способ применяется: при единичном или мелкосерийном производстве продукции либопри выполнении работ (оказании услуг), особенно при условии, что продукция,производимая по каждому заказу, если не уникальна, то хотя бы существенноотличается от продукции других заказов; при производстве сложных и крупныхпродуктов (изделий); при производстве с длительным технологическим циклом.
Примерами позаказного производстваявляются тяжелое машиностроение, судостроение, самолетостроение, строительство,наука и интеллектуальные услуги (аудит, консультирование), типографский ииздательский бизнес, мебельная промышленность, ремонтные услуги и др.
Себестоимость единицы продукции определяется как результат деления накопленной поотдельному заказу суммы затрат на количество единиц продукции, изготовленной поданному заказу. Поэтому принципиальной особенностью позаказного метода являетсяформирование объема затрат по каждому завершенному заказу, а не за промежутоквремени.
Для организации раздельного учетана единичных или мелкосерийных производствах, как правило, на счете учетазатрат по каждому заказу открывается отдельный субсчет. Если же количествозаказов велико, то разделение аналитического учета достигается путем кодировкипервичных документов. Код заказа проставляется на материальных требованияхна выдачу сырья и материалов, на расчетных ведомостях по начислению заработнойплаты (в основном при сдельной форме) и т.д. Затем путем выборки записей содинаковым кодом заказа определяется объем затрат, связанных с его выполнением.Поэтому позаказный учет может применяться только при том условии, чтоосновные материалы (материалы на технологические цели), основная заработнаяплата производственных рабочих и прочие прямые затраты относительно легкоидентифицируются с конкретной продукцией, работами или услугами (или ихгруппами).
Аналитический учет в разрезе отдельныхзаказов должен быть построен аналогичнымобразом (на субсчетах или методом кодирования) и на счетах учета готовойпродукции, и на счете учета продаж. Таким образом, логическим завершениемучетного процесса позаказным методом является получение информации о финансовомрезультате реализации каждого конкретного заказа.
В индивидуальном и мелкосерийном производстведля организации позаказного учета детали и узлы подразделяются:
а) на детали и узлы, изготовляемые толькодля отдельного конкретного изделия (заказа). Учет затрат на их изготовлениеосуществляется по соответствующим заказам в изложенном выше порядке;
б) на детали и узлы, общие для несколькихизделий (заказов). Затраты на производство этих деталей и узлов, изготовляемых,как правило, в порядке серийного или массового производства, учитываются спомощью нормативного метода. На комплекты таких деталей и узлов,предназначенных для изготовления изделий индивидуального производства,исчисляется нормативная и фактическая себестоимость.
Полная себестоимость изготовляемого виндивидуальном порядке изделия складывается из затрат, учтенных по заказу (вчасти так называемых оригинальных деталей и узлов), и стоимости общих деталей иузлов, изготовляемых в порядке серийного или массового производства.
Все затраты относятся к незавершенномупроизводству вплоть до окончания заказа. При частичном выполнении заказов и ихсдаче выпуск оценивают по фактической себестоимости ранее выполненных заказов сучетом изменений в их конструкции, технологии, условиях производства. Кнедостаткам данного способа учета затрат и калькулирования себестоимостипродукции следует отнести отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат,сложность и громоздкость инвентаризации незавершенного производства.

3.3 Попередельный (попроцессный)способ калькулирования себестоимости продукции
Попередельный метод учета применяется на предприятиях с однородной по исходномуматериалу и характеру обработки массовой продукцией, при которой преобладаютфизико-химические и термические производственные процессы, и с превращениемсырья в готовую продукцию в условиях непрерывного и, как правило, краткоготехнологического процесса или ряда последовательных производственных процессов,каждый из которых или группа которых составляет отдельные самостоятельныепеределы (фазы, стадии) производства (например, в химической и металлургическойотраслях промышленности, ряде отраслей лесной, легкой и пищевой промышленностии др.). Попередельный метод учета применяется также в производствах скомплексным использованием сырья.
Способ получил название попередельного(попроцессного) в связи с тем, что объектом калькулирования выступает переделили некоторый процесс. При этом под переделом (процессом) понимаетсязаконченная часть технологического процесса, которая завершается выпускомпромежуточного или окончательного продукта (полуфабриката или готовогоизделия). Выделение каждого промежуточного продукта осуществляется при условии,что он имеет собственное направление использования, а значит, может бытьреализован на сторону.
Попередельный метод характерен:
· для массовых производств, в которыхготовая продукция производится путем обработки исходного сырья (заготовок) нанескольких этапах (переделах, процессах), следующих последовательно друг задругом. При этом часть продукции проходит все предусмотренные этапы иреализуется в качестве конечного продукта переработки, другие части могутпройти только то или иное количество начальных этапов и будут реализованы вкачестве промежуточных продуктов;
· для производства достаточно однороднойпродукции;
· в случае недлительного технологическогоцикла;
· при условии, что весь процесспроизводства может быть разбит на постоянно повторяющиеся операции.
Попередельная (попроцессная) калькуляциязатрат характерна для производств, где изделия переходят от одногоподразделения (процесса) к другому, пока изделие не будет изготовленополностью. Каждое производственное подразделение осуществляет какую-либо частьобщего процесса производства и передает изделие после этой операции в следующееподразделение, где оно обрабатывается на следующей операции. После завершенияпроизводства изделие отправляется на склад готовой продукции. Классическимипримерами попередельного производства являются химическая промышленность,нефтепереработка, металлургия, текстильная, цементная, лакокрасочная, пищевая,мукомольная, целлюлозно-бумажная, стекольная промышленность. Достаточноэффективно попередельный учет может использоваться в крупносерийноммашиностроении (например, в автомобилестроении).
Параллельно процессу производства (отпередела к переделу) идет и процесс накопления затрат (путем суммированиязатрат по каждому переделу, на котором побывало изделие). Поэтомупринципиальной особенностью попередельного метода является формирование объемазатрат по каждому завершенному процессу (переделу) или за промежуток времени.Для организации раздельного учета на счете учета затрат по каждому процессу(переделу) открывается отдельный субсчет. Себестоимость единицы продукциипередела определяется как результат деления накопленной за период времениили за время выполнения процесса (передела) суммы затрат на количество единицпродукции, изготовленной за рассматриваемый период времени или нарассматриваемом процессе (переделе). Себестоимость единицы готовой продукции— это сумма себестоимости единиц продукции всех тех переделов, на которыхобрабатывалось данное готовое изделие. При этом аналитический учет в разрезеотдельных процессов (переделов) на счетах учета готовой продукции и продаж уженевозможен. Таким образом, нельзя получить информацию о финансовом результатекаждого конкретного процесса (передела), но этого и не требуется, так как вотличие от позаказного учета реализации подлежит результат выполнения неотдельного процесса (передела), а их совокупности в том или ином сочетании. Чтоже касается финансового результата от реализации продукции по заказу (то естьпо отдельной сделке, договору), то он формируется на базе условия, согласнокоторому себестоимость данных реализованных продуктов (изделий) принимаетсяравной средней себестоимости всех продуктов (изделий), произведенных за данныйпериод.
В качестве объекта калькулирования могутбыть приняты как отдельные виды, так и группы продукции, объединенные попризнаку однородности сырья и материалов, выработки на одном и том жеоборудовании, сложности производства и обработки, однородности назначения ит.д. При этом расходы могут учитываться по цеху (переделу, фазе, стадии) вцелом, а себестоимость отдельных видов продукции, включенных в калькуляционнуюгруппу, — исчисляться с помощью экономически обоснованных методов.
Многие затраты, которые считаютсякосвенными при позаказной калькуляции себестоимости, становятся прямыми припопередельной калькуляции. Например, расходы на контроль процесса производства.
Сложность при попередельном методе калькулирования заключается воценке стоимости незавершенного производства. Если при позаказном методестоимость незавершенного производства определяется путем суммирования затрат повсем незаконченным заказам, то при попередельном методе исчислить сумму затратпо всем незавершенным переделам не достаточно. Необходимо включить в объемнезавершенного производства сумму затрат по завершенным переделам, относящуюсяк продукции, для которой пройденные переделы не являются полнымпроизводственным циклом.
Попроцессный метод формированиясебестоимости может быть реализован в двух вариантах — полуфабрикатном ибесполуфабрикатном.
Бесполуфабрикатный вариант предусматривает систематизацию собственных затрат покаждому цеху, отражение передачи полуфабрикатов из одного производственногоподразделения в другое только в оперативном учете и без включения себестоимостиполуфабрикатов, принятых в обработку из других цехов. В бухгалтерскихдокументах движение полуфабрикатов не отражают. Их движение от одного переделак другому контролируют по данным оперативного учета движения полуфабрикатов внатуральном выражении, который ведут в цехах. В этом случае себестоимостьполуфабрикатов не исчисляется, а рассчитывается себестоимость только готовойпродукции. Тогда затраты каждого цеха списываются в доле участия в выпускеготовой продукции.
Полуфабрикатный вариант основан на калькулировании не только конечной продукции,но и полуфабрикатов собственного производства, отражении их движения внутрипроизводства по фактической себестоимости. При этом варианте движениеполуфабрикатов из цеха в цех оформляют бухгалтерскими проводками и калькулируютсебестоимость полуфабрикатов после каждого передела.
Безусловно, количество объектовкалькулирования при полуфабрикатном методе существенно увеличивается, однакотаким образом обеспечивается лучший контроль за себестоимостью продукта.
Полуфабрикатный учет производственныхзатрат может быть организован как с использованием специального счета 21«Полуфабрикаты собственного производства», так и без его применения. В первомслучае полуфабрикаты каждого передела, кроме последнего, в каждом цехе сдаютсяна склад. Эту операцию бухгалтерия оформляет записью по дебету счета 21 икредиту счета 20. Во втором случае продукты переделов не сдаются на склад, а всоответствии с технологической документацией передаются в смежный цех. В этомслучае бухгалтерия производит записи в аналитическом учете к синтетическомусчету 20.
При применении попередельного метода можетбыть использован учет выпуска продукции по нормативной себестоимости. При этомдолжно осуществляться обязательное для нормативного учета систематическоевыявление отклонений фактических расходов от текущих норм (в отдельных отраслях— от плановой себестоимости), а также выявление изменений этих норм. Впервичной документации и в оперативной отчетности должен отражаться (за смену,сутки, декаду и т.д.) не только фактический расход сырья, основных материалов,полуфабрикатов, технологического топлива, энергии, но и расход их по нормам илисоставленным на них производственным заданиям (рецептурам, смескам и т.д.).
Использование элементов нормативногометода учета должно обеспечить своевременное выявление экономии илидополнительных затрат за счет отступлений от установленного технологическогопроцесса, изменений состава израсходованного сырья, полуфабрикатов иматериалов, ассортимента выпущенной продукции, ее сортности и т.п. Такимобразом, использование элементов нормативного метода является основойдля надлежащего контроля и анализа затрат на производство, обоснованногокалькулирования фактической себестоимости продукции, контроля за соблюдением исовершенствованием норм.
3.4 Таргет-костинг как методкалькуляции себестоимости продукции
Чтобы динамично развиваться, предприятиядолжны производить конкурентоспособные товары. При этом нужно учитывать, чтодля потребителя привлекательны не просто качественные вещи. Зачастую припокупке того или иного товара решающую роль играет цена. Поэтому первостепеннаязадача любого производителя — минимизировать себестоимость продукции.
Компании обычно оптимизируют издержки засчет сокращения расходов на производство и продажу готовой продукции. При этомфинансовые специалисты часто не принимают во внимание величину затрат наразработку новых товаров. Как правило, производители знают заранее, за сколькоони смогут реализовать тот или иной продукт. Поэтому первостепенной становитсязадача разработать товар, себестоимость которого была бы достаточно низкой дляобеспечения необходимого уровня прибыли[25].
Этого можно достигнуть, если внедрить напредприятии концепцию таргет-костинга (target costing). Впервые данный подход кценообразованию был применен в 1965 г. одной из крупнейших японскихавтомобильных корпораций. Подавляющее большинство компаний Страны восходящегосолнца продолжают использовать его и сейчас. Таргет-костинг позволяет по-новомувзглянуть на взаимозависимость цены, прибыли и себестоимости.
Суть метода в следующем. Прежде всегонужно определить цену за единицу продукции, при которой фирма может продаватьпланируемое количество товаров и при этом сохранить прибыль на прежнем уровне.Целевую себестоимость можно определить как разницу между этими показателями.Полученная величина — критерий, которым сотрудники компании будутруководствоваться при разработке, производстве и продвижении продукта. В итогепредприятие выйдет на нужную себестоимость не за счет ухудшения качествапродукции, а в результате эффективной работы и поиска альтернативных резервовснижения затрат.
Задача традиционных систем ценообразования(например, стандарт-костинга) — обеспечить определенный уровень прибыльностифирмы. В итоге многие важные факторы, например качество продукции, могутостаться «за кадром». Внедрение таргет-костинга позволяет избежатьописанных проблем. Результат — работа компании станет приносить больше прибылиучредителям, акционерам и инвесторам. Организации смогут значительно сэкономитьна разработке нового продукта. Кроме того, должны уменьшиться и расходы намаркетинг: новый товар будет удовлетворять потребности целевых клиентов как покачеству, так и по цене.
При внедрении таргет-костинга уорганизации могут возникнуть определенные трудности.
Во-первых, в разработке нового продукта должныучаствовать подразделения: финансовый департамент, производственный,маркетинговый отделы и др. Если на предприятии не налажено взаимодействие междуподразделениями, организации будет трудно применять описываемую методику. Такжеважно, чтобы отделы стремились сокращать собственные затраты ради успеха всейкомпании.
Во-вторых, фактическая себестоимость можетнеожиданно превысить целевую уже в процессе производства. Чтобы этого непроизошло, маркетологи должны постоянно проводить мониторинг рынка — отслеживатьизменения цен поставщиков и потребностей покупателей. Иначе может получиться,что технологи будут разрабатывать заведомо не нужный потребителю товар.
Также не стоит опрометчиво менятьтехнологию производства нового продукта только для того, чтобы незначительноснизить его себестоимость. Ведь в результате компания рискует потерять крупныесуммы на повторные разработки, а ее сотрудники — много времени. Кроме того,всегда существует вероятность, что они не смогут разработать продукт соптимальными характеристиками или продукция не будет пользоваться ожидаемымспросом на рынке[26].
Покажем, как таргет-костинг может помочьпроизводителю безалкогольных напитков управлять себестоимостью продукции.Допустим, компания «Альфа» производит сок и минеральную воду.Какое-то время она была безусловным лидером отрасли. Неожиданно спрос напродукцию «Альфы» начал медленно, но верно падать. Поэтому коммерческийдиректор предложил генеральному начать производить сладкую газированную воду.Маркетинговый департамент компании получил задание исследовать новый рынок инайти свободные ниши с невысокой конкуренцией. Исследование показало, что, хотярынок и насыщен напитками, потребителям нужна сладкая газированная вода посравнительно невысокой цене. В результате опросов потенциальных покупателеймаркетологи определили их требования к будущему продукту:
— легкая упаковка;
— низкая калорийность;
— минимальное количество химическихдобавок;
— легкость отстирывания при попадании наодежду.
Маркетологи выяснили, насколько этипризнаки важны для потребителей (см. табл. 3.1).
Таблица 3.1
Приоритетность требований покупателей кпродукцииN Требования Приоритет (вес) 1 Легкая упаковка 0,4 2 Низкая калорийность 0,1 3 Минимальное количество химических добавок 0,3 4 Длительный срок годности 0,1 5 Легкость отстирывания при попадании на одежду 0,1 Итого: - 1
Далее определили предполагаемый годовой объемпродаж нового продукта — 1 млн. бутылок. Затем был проведен ряд опросовпокупателей. После чего маркетологи предложили установить рыночную цену товарав размере 10 руб.
Норма прибыли при этом, по расчетамфинансового директора, должна остаться той же, что и для других подобныхпродуктов компании, — 15 процентов. Таким образом, зная это, а такжепланируемый объем продаж и рыночную цену, можно рассчитать целевуюсебестоимость продукта:
10 руб. — 10 руб. x 15% нормы прибыли:100% = 8,5 руб.
Сравним это значение с фактическойсебестоимостью. Производить новый продукт предполагалось по той же технологии,что и выпускаемые ранее товары. Учитывая это, была рассчитана фактическаясебестоимость нового напитка по аналогии с минеральной водой и соком. Предположительноона должна была составить 11,8 руб. за одну бутылку. Эта сумма состояла израсходов на:
— собственное производство пластиковыхбутылок — 4,7 руб.;
— сахар — 2 руб.;
— консервант для максимального увеличениясрока годности — 3,5 руб.;
— пищевой краситель для придания цвета — 1,6 руб.
Выясним, насколько фактическаясебестоимость новой продукции превысила целевую: 11,8 руб. — 8,5 руб. = 3,3руб.
Работать над снижением этой суммы должныбыли все, кто участвовал в разработке товара.
Определив требования клиентов к новомупродукту и расставив приоритеты (табл. 3.1), можно найти целевую стоимостьпоследних. Рассчитаем эту величину на примере потребности покупателей в легкойупаковке. Для этого планируемую себестоимость умножим на значение приоритета: 8,5руб. x 0,4 = 3,4 руб.
Таким образом, предприятию пришлось бытратить 3,4 руб. на бутылку, чтобы удовлетворить потребность клиентов в легкойтаре.
Аналогично можно рассчитать целевуюстоимость для каждой позиции (см. табл. 3.2).

Таблица 3.2
Планируемая стоимость потребностейклиентовN Требования Приоритет (вес) Целевая стоимость, руб. 1 Легкая упаковка 0,4 3,4 2 Низкая калорийность 0,1 0,85 3 Минимальное количество химических добавок 0,3 2,55 4 Длительный срок годности 0,1 0,85 5 Легкость отстирывания при попадании на одежду 0,1 0,85 Итого: - 1 8,5
Технологи выделили основные характеристикинового продукта, которые соответствовали пожеланиям потребителей (табл. 3.1).Эти признаки отражены в таблице 3.3.
Таблица 3.3
Характеристики нового продуктаN Требования Функция (характеристика) 1 Легкая упаковка Пластиковая тара 2 Низкая калорийность Без сахара 3 Минимальное количество химических добавок Консервант N 1 или N 2 4 Длительный срок годности Консервант N 1 или N 2 5 Легкость отстирывания при попадании на одежду Возможные варианты пищевых красителей: N 1, N 2
После этого технологи вместе сфинансистами начали разрабатывать новый продукт. При этом расходы на егопроизводство не должны были превышать целевую стоимость. Например, чтобыпроизвести одну пластиковую упаковку в собственном цехе, компании необходимо4,7 руб. А по плану тара должна была стоить не больше 3,4 руб. Оказалось, чтона рынке существовало несколько поставщиков, которые продавали упаковку по цене2,7 руб. за штуку. Конечная стоимость одной бутылки (с учетом расходов надоставку) составила 3,6 руб. Небольшое превышение фактического показателя надцелевым не критично для компании.
Снизить себестоимость нового продуктаможно за счет экономии на других характеристиках продукции, которые не стольважны для потребителя. Например, чтобы напиток соответствовал требованию низкойкалорийности, технологи предложили удешевить сусло. Из него исключилидорогостоящий компонент — сахар. Вместо него в газированную воду добавилисахарозаменитель.
Чтобы продукт содержал минимальноеколичество добавок и долго хранился, «Альфа» могла использовать одиниз двух консервантов. N 1 был менее вреден для здоровья человека, но дороже.Консервант N 2 обеспечивал самый долгий срок годности. Учитывая, что дляпотребителя было важнее минимальное количество добавок, технологи выбраликонсервант N 1.
При анализе красителей технологи учлиневысокую значимость данного параметра для клиентов. Исходя из этого выбралидешевый краситель N 2, который легко выводился с ткани. Другие красители имелиболее насыщенный цвет, но стоили дороже.
После разработки продукта была рассчитанапримерная себестоимость товара (см. табл. 3.4).
Таблица 3.4
Расчет стоимости характеристик товараN Состав продукта Фактическая стоимость, руб. 1 Пластиковая упаковка 3,6 2 Сахарозаменитель 0,8 3 Консервант N 1 4 4 Пищевой краситель N 2 0,3 Итого: 8,7
Итак, реальная себестоимость новогопродукта составила 8,7 руб. (табл. 3.4). Это значение на 20 копеек превысилоцелевое. Коммерческий директор счел такую разницу незначительной.
По итогам первого года объем продаж новогопродукта составил 1,2 млн. бутылок по цене 10 руб. При этом компания получилатакую прибыль:
(10 руб. — 8,7 руб.) x 1,2 млн. шт. = 1,56млн. руб.
Без использования таргет-костинга фирмедля достижения планируемой нормы прибыли пришлось бы продавать одну бутылкупримерно за 14 руб. (11,8 руб. — себестоимость без оптимизации плюс 15%прибыли).
Маркетологи подсчитали, что примерныйобъем продаж при цене 14 руб. составил бы лишь 500 000 бутылок. В итогепредприятие получило бы прибыль только 1,1 млн. Это на 460 000 руб. меньшедоходов при таргет-костинге.
Разумеется, на практике при разработкеновых продуктов компаниям не всегда удается сразу «уложиться» вцелевую себестоимость. Но фирмам стоит продолжать разрабатывать различныеварианты продукта до тех пор, пока фактическая себестоимость товара не снизитсядо целевого уровня[27].

Заключение
В условиях рыночной экономики основнойцелью деятельности предприятия является достижение максимальной прибыли. Вседругие цели подчинены этой главной задаче, поскольку прибыль служит основой иисточником средств для дальнейшего роста показателей.
Поскольку экономический результатпроизводства в общем виде определяется разностью дохода от продажи продукции(работ, услуг) и затрат на их производство и реализацию, трудно переоценитьважность анализа затрат и управления ими на предприятии.
Управление издержками — это умениеэкономить ресурсы и максимизировать отдачу от них.
К факторам, обеспечивающим снижениесебестоимости, относятся: экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве,- трудовых и материальных; повышение производительности труда, снижение потерьот брака и простоев; улучшение использования основных производственных фондов;применение новейшей технологии; сокращение расходов по сбыту продукции;изменение структуры производственной программы в результате ассортиментныхсдвигов; сокращение затрат на управление и другие факторы.
Издержки фирмы в любой период равныстоимости ресурсов, использованных для производства реализованных в течениеэтого периода товаров и услуг. Прибыль предприятия, зависит от цены продукции изатрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствиевзаимодействия спроса и предложения. Здесь, цена изменяется под воздействиемзаконов рыночного ценообразования, а издержки могут возрастать или снижаться взависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов.
Конкретный состав затрат, которые могутбыть отнесены на издержки производства, регулируются законодательно практическиво всех странах.

Список использованнойлитературы
1.        Аксененко А.Ф. Нормативный метод учетав промышленности: Теория, практика и перспективы развития. — М.: Финансы истатистика, 2005. — 224
2.        Анализ и диагностикафинансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов.Ростов н/Д: Феникс, 2007. С.352 с.
3.        Барнгольц С. Б., Мельник М. В.Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. М.,2006. С. 96
4.        Безруких П.С. Учет и калькулированиесебестоимости продукции. — М.: Финансы, 2006. С. 320.
5.        Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономикапредприятия. М. 2006.
6.        Друри К.Н. Введение в управленческий ипроизводственный учет: Пер. с англ. / Под ред. С.А. Табалиной. — М.: Аудит,ЮНИТИ, 2006. С. 560.
7.        Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. —М.: Юрист. 2006.
8.        Зайцев Н.Л. Экономика промышленногопредприятия. – М.: Инфра – М. – 2008.- 335 с.
9.        Илюхина Н.А. Калькулированиесебестоимости: современные методы учета затрат // Аудиторские ведомости, 2006г.№4.
10.     Классификация затрат на производство поэлементам//Консультант. 2006.№ 24. С. 12.
11.     Ладутько Е.Н. Цели, объекты,организации учета и анализа затрат // Консультант 2006. № 4. С. 12-17.
12.     Непомнящий Е.Г. Экономика и управлениепредприятием: Конспект лекций. Таганрог, 2006г.
13.     Савицкая Г.В. Анализ хозяйственнойдеятельности предприятий: Учебное пособие/ Г.В. Савицкая. -2-е изд., перераб.,доп… М. 2007.
14.     Самсонов Н.Ф. Финансы, денежноеобращение и кредит. М. 2007.
15.     Сергеев И. В. Экономика предприятия /Учебное пособие для вузов. М.: Финансы и статистика, 2006. С. 58
16.     Сергеев И. В. Экономика предприятия /Учебное пособие для вузов. М.: Финансы и статистика, 2006. С. 65
17.     Смирнова Н. Таргет-костинг позволяетуправлять себестоимостью // Консультант. 2006, №7.
18.     Управленческий учет: Учеб. пособие /Под ред. А.Д. Шеремета. — М.: ФБК — ПРЕСС, 2005. С. 512.
19.     Финансовый менеджмент: теория ипрактика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Изд-во Перспектива,2006.
20.     Финансы предприятий: Учебник для вузов/Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.-М.: Юнити-Дана, 2006. С. 18-24
21.     Хонгрен Ч. Т., Фостер Дж. Бухгалтерскийучет: управленческий аспект. – М.: Финансы и статистика, 2006. – С. 29.
22.     Шигаев А.И. Целевое калькулированиесебестоимости продукции (методика target costing) // Современный бухучет, 2004,№3.
23.     Экономика предприятия. / Под ред. Е.Л.Кантора – СПб: Питер, 2007. С.148-153


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.