Реферат по предмету "Экономика"


Особенности переходной экономики

РЕФЕРАТ
по курсу«Экономика»
по теме:«Особенности переходной экономики»

Содержание
 
Введение
1.Становление переходной экономики России
2.Современные особенности экономики России и пути ееразвития
Заключение
Список использованных источников
 

Введение
 
Все странымира подразделяются на три основные группы: развитые, развивающиеся и страны спереходной экономикой, которые занимают как бы промежуточное положение междуразвитыми и развивающимися странами.
В современнойобстановке в России проблемы анализа переходных экономик, факторов и условийэкономического роста, выделение особенностей, присущих переходной экономикеРоссии находятся в центре внимания общества и профессиональных дискуссийэкономистов.
К данной темепостоянно приковано внимание экономической науки и практики. Вряд ли какойдругой вопрос столь интенсивно обсуждается и в дискуссиях и в литературе. Этолегко объяснить: без правильно проведенного экономического анализа, невозможнорешить свои экономические, социальные и политические проблемы.
Вышесказанноеопределяет актуальность данной работы.

1. Становление переходной экономики России
 
В переходе откомандно-административной экономики, которая существовала в нашей стране доконца 80-х годов, к экономике переходного типа можно выделить следующиесоставляющие:
приватизация;
реформа цен;
формирование рынков;
реформа предприятий;
преобразования в аграрнойсфере.
Положительные результатыприватизации в России связаны,главным образом, с системной трансформацией экономического строя России, в томчисле с устранением монополии госсобственности в стране и формированием основымногоукладной экономики. Важным результатом является также то, чтоприватизационные программы реализованы в целом без социальных потрясений, собеспечением минимально необходимых предпосылок для включения субъектовразвивающегося отечественного рынка в мировые хозяйственные связи. Какобобщающий итог приватизации можно привести следующий факт: в настоящее времяуже до 70% ВВП России создается негосударственным сектором экономики.
Сравнение с практикойдругих стран Восточной Европы показывает, что хотя во многих из них, как и вРоссии, при решении проблем приватизации преобладали политико-идеологическиемотивы, относительно больший положительный эффект от приватизации наблюдался вЧехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Польше. Намного хуже, чем в России,результаты приватизации почти в двух десятках бывших социалистических стран исоюзных республик бывшего СССР. Сопоставление таких параметров, как уровень идинамика реальных доходов, инфляция, глубина и продолжительность экономическогоспада позволяет констатировать, что переход к частной собственности идет вРоссии средними темпами и с относительным успехом.
К важнейшим особенностямроссийской модели приватизации можно отнести следующие аспекты[1]:
·    Приватизацияпроводилась не столько по законам, сколько по указам Президента и ведомственнымнормативным документам Госкомимущества (которые даже не всегда направлялись вМинюст для регистрации).
·    Для предприятийгоссектора были разработаны типовые стандарты процедур приватизации, однакошироко применялись «индивидуальные процедуры приватизации», вводимые местнымиорганами власти (т.е. незаконные).
·    Составлялисьежегодные государственные программы приватизации, но включение в эти программыадресных заданий означало выбор лучших предприятий и их форсированный передел.
·    Из-за отсутствияфинансовых средств у населения осуществлялась бесплатная раздачагосударственной собственности и продажа ее по минимальным ценам, главнымобразом в интересах директоров и государственных чиновников.
·    При выборе моделиускоренной массовой приватизации главенствовала текущая политическаяцелесообразность, а не экономическая разумность.
Фактическиустанавливалось господство частной собственности в условиях неполноценной средыее функционирования и неблагоприятных макроэкономических условиях. При этомвнешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночнойэкономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие.
Такимобразом, при ощутимом политическом результате (возникли слои мелких и крупныхсобственников) экономически приватизация в России оказалась малоэффективной.Очевидно, что вместо форсирования этого процесса было необходимо налаживатьдейственное управление остававшейся государственной собственностью.
Сутьлиберализации цен заключалась в отказе от назначения цен государством, отпускецен и расширении свободы экономических действий субъектов в областиценообразования.
Первый период реформы цен продолжалсяс начала 1992 по октябрь 1994 года. Следствием либерализации явился беспрецедентныйрост цен. Высокий уровень монополизации отечественной промышленности препятствовалформированию рыночного механизма ценообразования и при отсутствии действеннойантимонопольной политики существенно обострил существовавшие и ранеедиспаритеты цен.
Этот период закончился в такназываемый «черный вторник» (октябрь 1994 г.), в который произошло обвальное падение курса рубля по отношению к доллару.
Второй этап рыночных реформ в России (октябрь 1994 г. – август 1998 г.) характеризуется проведением жесткой финансовой политики государства,введением валютного коридора, наличием более умеренной инфляции, усилениемконкуренции на рынке за счет иностранных производителей (особенно впотребительском секторе).
Вэтот период складывалось затратное ценообразование, смысл которого в том, чтоцена должна быть таковой, чтобы имелась возможность возмещения издержек иполучения прибыли при определенном объеме продаж.
Третий этап трансформации российской экономики –август 1998 г. — 1999 г. Этот период начался 17 августа 1998 г. с расширения валютного коридора, верхнюю границу которого Центральному банку сдержать не удалось.Фиксированный курс уступил место плавающему с элементами регулирования припомощи валютных интервенций Центрального банка РФ. Этот период характеризуетсяпаникой на валютных рынках, дестабилизацией банковской системы (в связи с ГКО,ОФЗ), фактическим снижением покупательной способности рубля, инфляционнымиожиданиями, массовым повышением цен как на импортные, так и на отечественныетовары.
Главная особенность ценообразованияна этом этапе: имеет неустойчивый, хаотичный характер и привязано к динамике курсадоллара.
Современный этап реформ – с 2000 г. по настоящее время. Переходный процесс в сфере ценообразования продолжается. Он связан с тем,что[2]:
·    структура прежнихцен перестраивается и постепенно приближается к рыночной структуре цен;
·    внутренние ценысоотносятся, сопоставляются и приближаются к мировым.
Особенно это характерно для тех сфер,где присутствует государственное регулирование цен.
В российской экономике вценообразовании устойчиво превалирует фактор затрат, а фактор спроса действуетслабее. По-прежнему слабо влияет на динамику цен и конкуренция. Поэтомунаиболее сильнодействующими факторами ценообразования в переходный периодявляются структура и уровень затрат, образующих нижний предел цены,индексируемый с учетом инфляционных ожиданий.
Для преодоления затратного характераценообразования необходимо способствовать максимальному насыщению рынкатоварами и капиталами, стимулировать накопления и инвестиции в реальный секторэкономики.
Рыночная экономика – это не любая экономика, гдесуществует сеть рынка, а лишь такая экономика, где рынок является основной,господствующей формой обмена и, следовательно, основным, автоматически действующимрегулятором производства, оказывающим определяющее воздействие на структурупроизводства и другие стороны воспроизводственного процесса.
Сегодня экономика странЗападной Европы, США, Японии все более перестает быть экономикой рыночной итрансформируется в контрактную экономику. Классическая рыночная экономикауходит в прошлое, становится вчерашним днем цивилизации.
В этом смысле переход кклассической рыночной экономике представляется попыткой исторического регресса,возврата назад к исчерпавшей себя во всем цивилизованном мире экономике XIX в.Этот переход был связан с тяжелейшими последствиями для экономики России. В1990-е г., когда интенсивно развивались переходные процессы, в Россииразрушались производительные силы, дробились крупные предприятия, началасьдеиндустриализация экономики. Наиболее тяжелый ущерб был нанесенвысокотехнологичным наукоемким отраслям. Открытая мировому рынку экономикастраны все более приобретает однобокую топливно-сырьевую направленность. Жесткосегментированный современный мировой рынок не допускает развития российскогонаукоемкого и высокотехнологического производства. Россия интересует его лишькак поставщик энергетических и сырьевых ресурсов, пространство для размещенияэкологически «грязных» отраслей, источник дешевой и достаточноквалифицированной рабочей силы.
В социальной сфере такжеразвивались негативные социально-экономические процессы. Резкое социальное иимущественное расслоение общества, сопровождаемое абсолютным обнищаниембольшинства населения. За последнее десятилетие прошлого века уровень жизни 80%населения сократился в 2,5-3 раза. Устойчивое превышение смертности над рождаемостьюведет к вымиранию российского населения.
Угрожающе нарастаеттенденция к территориальной дезинтеграции России. Межрегиональные различия вуровне экономического развития российских регионов и уровне жизни их населенияисчисляются десятками раз. Оказалась разрушенной не только системахозяйственных связей России с бывшими республиками СССР, но и система внутрироссийскихмежрегиональных связей.
Опыт 1990-х гг. показал,что свободный рынок (даже в стабильной экономике), традиционно ориентированныйна кратко- и среднесрочные интересы и цели, не способен в условиях Россииобеспечить конкурентной структуры рынков во многих отраслях. Прежде всего, речьидет о капиталоемких высокотехнологических отраслях с длительнымпроизводственным циклом.
В ходе трансформациицентрализованно планируемой экономики можно выделить несколько этаповреформирования российских предприятий:
1. Этап, ориентированныйна совершенствование существующих субъектов экономики в рамках сохраняющейсяпланово-распределительной системы хозяйствования.
2. Этап формированиясубъектов рыночной экономики.
3. Современный этапреструктуризации предприятий.
Снятие ограничений насоздание новых предприятий и на размеры частных предприятий резко ускорилиинституциональные изменения в экономике. Значительно возросло количество иусилилось многообразие предприятий. Если в середине 90-х гг. в Единомгосударственном регистре предприятий и организаций насчитывалось 1946 тыс., тов 2004 г. – уже 3106 тыс.
В ряду многих мер, предусмотренныхновой программой аграрных преобразований, важнейшей стало форсированноеразгосударствление и приватизация социалистических предприятий, в том числе в аграрномсекторе экономике. Впервые была поставлена сверхзадача – не только коренным образомизменить прежнее организационное и технологическое строение АПК, но иосуществить это в условиях перехода к рыночной экономике. После революции 1917 г. это был один из наиболее рискованных экспериментов. По своим последствиям для АПК Россииреформы 1990-х гг. оказались значительно радикальней и разрушительней. Основнойпричиной этого стало желание демократического правительства решить не столькоэкономические, сколько политические задачи, не столько построение каких-тоновых экономических конструкций и механизмов, сколько слом и ликвидацию существовавших.
В качестве первоочередныхцелей аграрной реформы выдвигались:
·    реорганизацияколхозов и совхозов,
·    развитиепредпринимательства,
·    создание условийдля привлечения в аграрный сектор иностранных инвестиций.
Характерным является то, что переходот исключительно государственно-кооперативной собственности на землю, существовавшейдо 1991 г., к новым многообразным формам был проведен путем жестких законодательныхуказаний. Приоритет в развитии аграрного комплекса был беспрекословно отданмелкотоварному производству, а крупные хозяйства (колхозы и совхозы), которыепроизводили большую часть товарной продукции, практически оказались «вне закона».
В настоящее время на базереорганизованных колхозов и совхозов создано 13,3 тыс. акционерных обществ итовариществ с ограниченной ответственностью, около 2,2 тыс.сельскохозяйственных производственных кооперативов, 0,8 тыс. ассоциацийкрестьянских (фермерских) хозяйств, 2,2 тыс. коллективных сельскохозяйственныхпредприятий. Формируется также фермерский сектор, который насчитывает до 285тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Свидетельства собственности на землюполучили 95,5% сельскохозяйственных предприятий, а также более 8 млн. гражданстраны (71,6% от общего числа владельцев земельных долей).
Сегодня в частнойсобственности находится уже 136 млн. га, что составляет 62% от всехсельхозугодий. При приватизации подразумевалось, что впоследствии будутналажены механизмы перехода первично распределенной собственности в рукиэффективных пользователей. Пока таких механизмов не создано, поэтомузначительная часть земель и основных средств без всякого использованиянаходится у практически прекративших свое нормальное функционирование хозяйств.
К настоящему времени изсельскохозяйственного оборота выведено около 30 млн. га земель. Выноспитательных веществ из почвы в среднем в 4 раза превосходит их внесение судобрениями. Приходят в упадок мелиоративные системы, растут площадизакисленных почв. Продолжается техническая деградация аграрного сектора.Обеспеченность предприятий сельскохозяйственной техникой снизилась на 40-60%.Износ техники достиг 75%. Темпы ее ежегодного выбытия в 3-4 раза опережаюттемпы обновления. При сохранении такой тенденции через несколько лет нечембудет выполнять механизированные работы.
Долги сельхозпредприятийпревышают годовую выручку от реализации всей продукции сельского хозяйства.Даже в 2000 г., когда экономическая ситуация на селе несколько улучшилась, 55%сельхозпредприятий оставались убыточными. За годы реформ государственныекапитальные вложения сократились в 20 раз.
Формирование рыночнойаграрной структуры на основе реорганизации колхозов и совхозов являлось впервую очередь политической задачей и не могло помочь в решении экономическихтрудностей. Рост числа фермерских хозяйств и создание на базе колхозов исовхозов новых форм хозяйствования не смогли нейтрализовать разрушающегодействия диспаритета цен, рыночной стихии, самоустранения государства отвыполнения многих объективно необходимых функций управления.
/>Порочнойпредставляется сама идея фермерства как политического и идеологическогопротивовеса прежней социалистической структуре, а не как обычного атрибутарыночной экономики и средства пополнения продовольственного фонда страны идоходов сельского населения. Идея же фермерства в качестве единственноприемлемой и наиболее эффективной формы аграрного производства для России былане просто ошибочной, но и пагубной. Практика России подтвердила, что безсоздания соответствующих условий и инфраструктуры, идея «фермеризации»сельского хозяйства обречена на провал. Сейчас 280 тыс. крестьянских(фермерских) хозяйств обеспечивают порядка 2% валовой подукции сельскогохозяйства, используя при этом более 5% площади сельхозугодий.
Отсутствиенаучно-обоснованной программы начатых преобразований, соответствующихмеханизмов проведения реформы создает угрозу аграрным преобразованиям в России.В настоящее время агропродовольственный комплекс России переживает кризис,обусловленный общим социально-экономическим кризисом в стране, субъективнымиошибками в агропродовольственной политике и неизбежными последствиями ее реализации.
 
2. Современные особенности экономики России и пути ееразвития
 
Только в последниенесколько лет в экономике РФ появились признаки стабилизации и увеличения промышленногопроизводства. Это явление во многом связано с оживлением внутреннегопроизводства, вызванного дефолтом 1998 г. и благоприятной конъюнктурой мировых цен на нефть. Дефолт, девальвация и высокие цены на нефть смягчили остротупроблем, связанных с недостатками реформирования национальной экономики. Но вцелом многие экономические и социальные проблемы страны еще остаются нерешенными.
За счет экспорта в России формируетсяпорядка 90% прироста промышленного производства. Впрочем, сама по себе высокаявнешняя зависимость экономического роста в России не является уникальной. Вомногих развитых странах мира (Бельгии, Ирландии, Голландии) доминирование экспортав структуре факторов роста не меньше. Главной особенностью отечественнойхозяйственной динамики является минимальный уровень диверсификации экспортныхпотоков, преобладание в их составе топливных и сырьевых ресурсов. Согласноданным Госкомстата, на готовую продукцию приходится лишь 9,2% российскогоэкспорта, тогда как на минеральные продукты – 56,7% и на продукциюметаллургического комплекса – 15,3%. Именно сырьевая направленность российскогоэкспорта ставит хозяйственную динамику в зависимость от малейших колебаниймировой хозяйственной конъюнктуры и сезонности спроса.
Нефтедолларовые дожди играют в Россиипротиворечивую роль. С одной стороны, обеспечивают бюджетное благополучиегосударства, экономический рост. Но, с другой стороны, они держат правительствов инерционном состоянии. Экономика движется на основе конъюнктурных недолгосрочныхфакторах. Экономически прогрессивные факторы не задействуются.
В России финансовая система в гораздоменьшей степени, чем в рыночных экономиках, вовлечена в инвестиционные процессыреального сектора. Доля капитальных вложений, осуществляемых из собственныхсредств, составила в нашей стране, по данным Госкомстата, 48,7%, удельный вескредитования в ВВП не превышает 10,8%. При этом даже предоставляемое рыночноефинансирование почти полностью приходится на экспортные предприятия иосуществляется, главным образом, в рамках тесных межфирменных взаимоотношений.Доля экспортеров в объеме кредитования банковской системой составляет 80% (состояниена 2005 г.).
Как результат, большинствоотечественных компаний оказалось перед необходимостью создания своих механизмовстабилизации производства и капитальных вложений, главным из которых, на нашвзгляд, является ценовой. В отсутствии достаточного по размеру финансовогосектора и высокой нестабильности собственных денежных доходов единственнойвозможностью для предприятий является привлечение ими внешних финансовых ресурсовконтрагентов. Этого удается достичь благодаря неодинаковой динамике цен. Однаковозможности повышения цен для разных отраслей далеко неодинаковые. И еслипостоянные попытки ускоренного повышения цен со стороны естественных монополийчасто оказываются успешными, то для большинства отраслей, ориентированных навнутренний спрос, реализация такой политики затруднена ввиду крайне низкогоуровня конкурентоспособности продукции. Доля производственных мощностей, непозволяющих выпускать конкурентоспособную продукцию, составляет, по даннымМинэкономразвития, в легкой промышленности более 40%, а в машиностроении иметаллообработке – почти 32%. Причем в силу ограниченности возможностейотечественных производителей по выпуску качественной продукции, от 50% до 80%ассортимента по различным товарным группам формируется за счет импортныхпоставок.
Чтобы хоть как-то обеспечить сбытсвоей некачественной продукции, по целому ряду ассортиментных позиций российскиекомпании, ориентированные на внутренний конечный спрос, начинают сознательнозанижать цены относительно импортных аналогов, а также следовать вценообразовании за инфляцией в потребительской сфере. Зачастую этого удаетсядостичь лишь за счет продажи в убыток. На протяжении последних трех лет удельныйвес убыточных промышленных предприятий, по данным Госкомстата, не опускалсяниже 34%, а доля плановой убыточности продукции в суммарных затратах, по даннымРоссийского экономического барометра (РЭБ), устойчиво превышала 25%.
Основной социальнообъяснимый результат реформ состоит в том, что ресурсы, потоки доходов,созданные плановой экономикой и экономическая власть перешли во владениезначительной части социально-паразитических и даже криминальных слоев общества.В причинной связи с этим процессом находится структурно эшелонированнаякоррупция в структурах государственной власти и управления. Это важнейшийсоциальный аспект негативного формирования модели российской экономики. Борьбас коррупцией в виде точечных ударов по «оборотням в погонах» не дает системныхрезультатов.
По мнению К.А. Хубиеванеобходим существенный пересмотр итогов перераспределения собственности иэкономической власти, как основы коррупции[3]. Некоторой существеннойпопыткой в данном направлении является материал, подготовленный Счетной палатой– анализ итогов приватизации и предложение возместить разницу между номинальнойи реальной ценой приватизированного имущества. Но даже эта попытка не находитпока поддержки в органах законодательной власти. Эффективная модель рыночнойэкономики может сложиться только на основе прогрессивной социальной структуры общества,когда ресурсы и экономическая власть будут распределены в пользу созидательныхслоев общества с вытеснением социально паразитирующих слоев общества. «Жесткимядром» социальной экономики должны быть созидатели и инноваторы.Предприниматели должны владеть потоками доходов, ими созданными.
В книге «Благосостояние для всех» Л. Эрхардпишет о том, что в процессе послевоенного устройства экономики Германиипрофсоюзы и предприниматели состязались друг с другом в повышении заработнойплаты трудящимся. Нам представляется, что эта состязательность, возможно,явилась главным фактором определения оптимальной доли социальных слоев обществав национальном доходе и построения социальной экономики. В России на предпринимателейтакие надежды возлагать не приходится. Профсоюзы абстрактно выступают заповышение заработной платы, но даже не ставят вопроса о доле в национальномдоходе. Более того, их представители участвуют в принятии законов, которые неулучшают положение работников. В негосударственном секторе практическиотсутствуют профсоюзы. В этих условиях роль государства в формированиисоциальной экономики оказывается решающей. Тем более, что социальный характергосударства отражен в Основном законе.
Подавляющую долю ВВП в индустриальноразвитых странах производят предприятия с корпоративной формой организации. Дляпереходной экономики России эффективное функционирование данной формы имеет решающеезначение. Практика становления корпораций (акционерных обществ) в Россиисущественно отличается от мировой.
Отличительными признакамисистемы корпоративного управления в России в настоящее время являются следующие[4]:
·     относительновысокая по сравнению с мировой практикой доля менеджеров на крупныхпредприятиях;
·     довольно низкаядоля банков и других финансовых институциональных инвесторов;
·     фактическиотсутствует такая национальная группа институциональных инвесторов, какпенсионные, акционерные фонды, являющиеся важнейшими субъектами рынка вразвитых странах с рыночной экономикой;
·     неразвитый рынокценных бумаг обеспечивает низкую ликвидность акций большинства предприятий иневозможность привлечения инвестиций из сферы малого бизнеса;
·     с другой стороны,отсутствие развитого рынка ценных бумаг снижает актуальность обеспечения дляпредприятий достойной репутации на рынке и прозрачности информации;
·     во многих случаяхотношения с кредиторами или акционерами более важны для руководителейпредприятия, чем отношения с собственниками;
Важнейшей особенностьюостается «непрозрачность» отношений собственности: характер приватизации ипост-приватизационного периода привели к тому, что фактически невозможнопровести четкую границу между реальным и номинальным собственником. Вроссийских условиях противоречия в сфере корпоративных отношений традиционнонаиболее остры. В результате массовой приватизации в России сложиласьсвоеобразная структура капитала акционерных обществ, основанная нараспределении мелких пакетов акций среди большого круга мелких акционеров, атакже на наличии «эксклюзивных» отношений между крупными акционерами именеджментом таких обществ. Поэтому достаточно часто возникают парадоксальныеситуации, когда крупные акционеры российских эмитентов заинтересованы нестолько в повышении прибыльности бизнеса компании, сколько в сохранении своихспецифических отношений с предприятиями (например, контроле за финансовымипотоками или экспортно-импортными операциями).
С другой стороны,потребность в усилении контроля над российскими эмитентами заставляет крупныхакционеров осуществлять активный процесс консолидации пакетов акций, проводимыйзачастую методами, ущемляющими права мелких акционеров. Так, широкоиспользуемым способом избавления от мелких акционеров по-прежнему является увеличениедоли крупных акционеров за счет размывания долей других акционеров.
В этой связи основнымпринципом государственной политики на рынке ценных бумаг должно стать повышениерегулирующей роли государства, которая должна обеспечить:
·     защиту инвесторовот рисков фондового рынка;
·     создание условийдля привлечения капитала в страну;
·     установлениестабильных правил, по которым будет функционировать рынок;
·     исполнениеуказанных правил всеми участниками рынка ценных бумаг.
Следующей после корпораций ступеньюанализа структуры собственности социальной рыночной экономики являетсяиндивидуальная и партнерская собственность. Им соответствуют уровнихозяйственной организации, получившие название среднего и малого бизнеса.Безуспешность многолетних попыток развить данный спектр экономики как основуформирования массового среднего класса (жесткого ядра социальной рыночнойэкономики) объясняется бессистемностью усилий, направленных в заданном русле. Малыйи средний бизнес направлен на обслуживание большинства населения, охватывая,в основном, сферу услуг. Для того, чтобы он был развит, требуетсяопределенный уровень доходов абсолютного большинства населения, включаяпенсионеров. Уровень их доходов должен позволить прибегать к услугам малых фирмв сфере обслуживания, питания, торговли и т.д. Кроме того, представители малогои среднего бизнеса взаимно пользуются услугами. Если уровень доходовбольшинства населения не позволяет прибегать к специализированным услугам,то большинству приходится ограничиваться собственным самообслуживанием напримитивном уровне. Ошибочность и безуспешность многократных попыток «создатьсредний класс» по мнению Н. Райской и Я. Сергиенко состоит в том, что проблемарешалась не с того конца[5]. Можно ввести какиеугодно льготы по созданию, регистрации и налоговым льготам для малых и среднихфирм. Но если узок круг потребителей их продукции, то вырасти искусственноони не смогут. Если же вырастут доходы большинства населения и существеннорасширится его платежеспособная база, то естественно-экономическим путемвырастет количество малых и средних фирм как организационная формаиндивидуальной и партнерской форм собственности.
Свою нишу в социальной рыночнойэкономике должны занять кооперативная собственность, показавшая высокуюэффективность в разных странах (Испания, Израиль). В России для существования иразвития этой формы имеются глубокие исторические корни.
В государственное русло следуетнаправить хотя бы часть доходов, извлекаемых в сфере теневой экономики. Этоусилит государство и ослабит его экономически негативных оппонентов.Государство должно овладеть потоками доходов, основу которых составитмонопольная прибыль и природная рента (табак, алкоголь, сырьевые ресурсы).
В переходный период, когданесовершенный рыночный механизм еще не только не обеспечивает саморегулированиевоспроизводственных процессов, но не способен даже стабилизировать ситуацию ипредотвратить дальнейший развал аграрной экономики, необходимым являетсясоблюдение принципа сочетания индикативности (рекомендательности) идирективности. Однако наиболее эффективными средствами воздействия на сельскоепредпринимательство являются методы экономической поддержки, когда вместо призывовили предписаний частному сектору для наиболее перспективных групппредпринимателей государством создаются условия получения большей прибыли (восновном за счет бюджетных средств).
Важно отметить, что государство присоответствующей направленности ее экономической политики может быть активным,эффективным и состоятельным участником и субъектом новой экономики.

Заключение
 
Российская экономика относится кэкономической модели переходного периода или трансформационной модели. Еслидаже не брать во внимание политические аспекты трансформационного перехода, тоуникальность экономических факторов развития России преломляет общемировыетенденции формирования рыночной модели в российский вариант не из-заособенностей «русской души», а хотя бы из-за масштабов и климатических условийее территории. Независимо от эффективности транспортной системы и характера энергообеспеченияэкономики и населения издержки на эти составляющие часто резко отличаются отподобных затрат в других странах. Все это лишь количественные параметры,которые не влияют на суть модели. Однако и эти обстоятельства не толькомодифицируют инфраструктурную составляющую российской модели, но и взначительной мере формируют пути включения экономики страны в мировое рыночноехозяйство. При этом не следует забывать, что и развитые страны, и мироваяэкономика в целом не застыли, а двигаются вперед, в известном смысле находясь всостоянии перехода к современной стадии рыночного развития. Поэтому и Россиядолжна ориентироваться не на промежуточную, середины прошлого века, а наформирующуюся в XXI веке стадию рыночного развития мирового сообщества.

Список использованных источников
 
1.  Курсэкономической теории: Учебное пособие / Рук. авт. колл. А.В. Сидорович. – М.:ДИС, 2001.
2.  Курспереходной экономики / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Финстатинформ, 1997.
3.  НосоваС.С. Экономическая теория: Учебник – М.: ВЛАДОС, 1999.
4.   Райская Н., Сергиенко Я. Особенностихозяйственной динамики в переходной экономике России. // МатериалыМеждународной конференции «Экономический рост: после коммунизма» 20-21 марта2005 г., Москва.
5.  Теорияпереходной экономики: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2004.
6.  ХубиевК.А. О количестве и качестве роли государства в трансформационной экономике.//Экономика и жизнь. 2005. №10.
7.  Экономикапереходного периода / Под ред. В.В.Радаева, А.В. Бузгалина. – М.: Из-во МГУ,2005.
8.  Экономикапереходного периода: Очерки экономической политики посткоммунистической России.1992-1997. – М.: ИЭППП, 1998.
9.  Экономика:Учебник / Под ред. Д.В. Валового. – М.: Щит-М, 1999.
10.     Экономика:Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.