ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКАЯАКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ИМЕНИ П.А. СТОЛЫПИНА»
ФилиалФГОУВПО «ПАГС» в г. БалаковеКафедра:государственного и муниципального управления
Курсовая работа
Дисциплина: местное самоуправление
Тема: «Особенности государственногоуправления при переходе от планового хозяйства к рыночному»
Выполнила:
студентка 4 курса
очной формы обучения
специальности 080504 ГМУ
Шапошникова О.А.
Проверил:
Николаев К.А.
Балаково — 2006
Содержание
Введение
Глава 1. Основы плановой и рыночнойэкономики
1.1 Основные типы экономическихсистем
1.2 Путь российской экономики –смешанная экономика
1.3 Стратегия переходного периода
Глава 2. Государственноерегулирование – инструмент рыночного механизма
2.1 Особенности государственногоуправления экономикой
2.2 Методы государственногорегулирования экономикой
2.3 Регулирование материальногопроизводства
2.4 Регулирование фондового рынка
2.5 Регулирование денежного обращения
Заключение
Библиографический список
Введение
Объектомисследования выбрана сфера государственного регулирования экономики и всясвязанная с ней рыночная инфраструктура, подверженная постоянно меняющейсяконъюнктурой спроса и предложения. Предметом исследования выбран процессуправления системой государственного регулирования экономики России,совмещенной с рыночными механизмами хозяйствования. Данная курсовая работаочень актуальна, особенно в этот период, когда Россия пытается перейти от однойэкономической системы к другой. От типа системы зависит поведение государства,как на мировой, так и на внутренней арене. В своей курсовой работе я рассмотрютри типа экономических систем: плановую, рыночную, смешанную. Подробнееостановлюсь на сравнительном анализе этих экономических систем. Мнениябольшинства по данному вопросу разделились. Некоторые считает, что Россиясделала шаг назад, но многие считают смешанную экономику лучшей, да и нашастрана стремится к ней. За долгие века своей истории человечество испробовалоразличные виды экономических систем, и поиск наилучшего варианта не завершен.Поэтому нам стоит познакомиться с особенностями основных систем и попытатьсяразобраться в достоинствах и недостатках каждой из них.
Плановая ирыночная экономики представляют собой две диаметрально противоположныеэкономические системы. В теоретическом аспекте плановое хозяйство было задуманокак антитеза рыночному. На практике же мы видим, что плановая и рыночнаяэкономики могут существовать вместе и действовать как одно целое – смешаннаяэкономика.
Целью этойработы является анализ экономических систем. Так же я рассмотрю, к какому типуможно отнести экономическую систему России, на сколько мы продвинулись к рынку,какие реформы для этого предпринимались.
Длядостижения указанной цели потребуется решить следующие задачи: провести анализсостояния и уровня развития систем государственного регулирования экономики впромышленно развитых странах мира и в России; выявить особенности различныхмеханизмов регулирования экономики в период переходы к рыночным отношениям.
Глава 1. Основыплановой и рыночной экономики
1.1 Основные типыэкономических систем
Системаэкономических отношений имеет несколько типов экономических систем:традиционную, командную и рыночную. Традиционная характеризуется такимичертами, как замкнутое натуральное хозяйство, однотипность и устойчивостьпроизводимых продуктов на протяжении долгих лет, уравнительным распределениемпроизводимого обществом или натуральным хозяйством продукта, неразвитостью егообмена. В России она существовала до 60-х гг. XIX в. Командно-административнаясистема применялась в нашей стране в 30-е — 80-е гг. XX века. Государствополностью контролировало деятельность экономики. Все плановые заданияпредприятиям, колхозам, совхозам направлялись из центра, из министерств. Обментоварами также планировался в центре и шел через систему предприятийгосударственной торговли к потребителю. При такой экономике отсутствовалаконкуренция, а значит, не было обратной связи между производителем ипотребителем. Это приводило к тому, что производителю можно было работать,невзирая на качество продукции, а государству необходимо было принимать меры,чтобы заставить предприятия думать об этом.
Рыночнаяэкономика характеризуется такими признаками, как нерегулируемое предложение,т.е. производители самостоятельно решают, какие товары и в каком количествепроизводить; нерегулируемый спрос (покупатель в зависимости от наличиясобственных средств самостоятельно определяет, сколько и что ему купить);нерегулируемая цена, уравновешивающая спрос и предложение. При таких условияхпроисходит самонастройка, или рыночное регулирование хозяйственнойдеятельности.
В рыночноммеханизме действуют два закона: закон стоимости и закон спроса и предложения,из которых первый формирует уровень средних цен, а второй определяетсоотношение денежных и товарных потоков, образующихся на рынке. Суть законастоимости — товары на рынке обмениваются в соответствии с их стоимостью, т.е.затраченным на их производство общественно необходимым временем, а также ихтоварно-рыночной ценностью, которая определяется спросом на рынке. Исходя изэтого, становится понятен и закон спроса и предложения, под влиянием котороготовар приобретает рыночную цену, имеющую денежное выражение стоимости товара.
1.2 Путь российскойэкономики – смешанная экономика
Экономистыдолжны решить вопрос, что следует понимать под смешанной экономикой.Преобладает упрощённое понятие смешанной экономики как единства трёх подсистем:рыночной экономики, традиционной экономики и командной экономики. Но смешаннаяэкономика – это система экономических структур, выступающая как «мозаичнаяцелостность» и включающая в себя не три, а намного больше структур. Российскаяэкономика является системой следующих экономических подсистем:
1. единаямногонациональная экономика, обеспечивающая союз этносов;
2.корпоративная экономика социальной и этической ответственности на началахравноправного участия;
3. финансоваяэкономика духовной и социальной ориентации;
4. социальнаярыночная экономика;
5.регулируемая рыночная конкурентная экономика;
6.кооперативная экономика, основанная на соучастии;
7.коллективная частная экономика на основе гуманной экономической демократии;
8.транснациональная экономика на основе сотрудничества и диалога;
9. глобальнаяэкономика, учитывающая национальные и общечеловеческие интересы;
10.традиционная экономика, несущая в себе национальные традиции;
11. военнаяэкономика, обеспечивающая национальную безопасность; 12. межрегиональнаяэкономика, построенная на принципах единства, сотрудничества и взаимной помощи;13. государственная экономика, реорганизованная на базе гражданскойсобственности и управляемая по системе самоуправления; 14.духовная экономика;
15.экологическаяэкономика;
16. космическаяэкономика.
Основнымипризнаками каждой экономической системы, входящей в смешанную экономику, являются:
· идеи, применяемыевиды знаний, наука, технологии, ресурсы как материальные и идеальные средствадвижения экономической системы;
· способ или типсамоорганизации экономической системы, характер воспроизводства материальных идуховных благ, организация мер по принятию решений;
· основные субъектыэкономической системы;
· основные формысобственности, определяющие сущность экономической системы, система правсобственности, контроля и доходов;
· основные видыдеятельности, присущие экономической системе, связь экономической жизни сважными руководящими органами социальной и политической жизни;
· основные движущиесилы экономической системы, механизмы обеспечения информацией и координации;
· основные законыдвижения экономической системы, формы и направления экономических процессов;
· основные ценностии цели эволюции экономической системы;
· основные мотивы истимулы человеческой деятельности, присущие экономической системе;
· системаспецифических потребностей, присущих экономической системе;
· основные типыэкономического поведения людей, присущие экономической системе;
· основныепротиворечия движения экономической системы.
России легче,чем странам Запада, формировать качественно нового субъекта экономики, ибороссияне ещё полностью не покрылись «ржавчиной потребительского общества».
1.3 Стратегияпереходного периода
В РоссийскойФедерации в настоящее время происходят коренные преобразования, как в базисныхструктурах общества, так и в надстроечных. Применительно к экономике, этоозначает переход от системы хозяйствования, организованной как своего рода однабольшая фабрика, целиком принадлежащая государству и им же управляемая, ксистеме рыночного хозяйства, характеризующегося смешанной экономикой придоминировании частной и коллективной форм собственности на средствапроизводства, конкуренцией и состязательностью самостоятельных хозяйствующихсубъектов, особой ролью государства как одного из регуляторов производства.
В переходныйпериод при формировании рыночной экономики принципиальные различия в стратегиипреобразований и развитии хозяйства страны определяются тремя постулатами:ролью государственных институтов, соотношением разных форм собственности,степенью решения социальных вопросов в рамках понятия социальнойсправедливости.
Экономическаятеория оказалась недостаточно подготовленной для описания сущности переходногопериода экономики от плановой к рыночной, обоснования сроков и последовательностипроведения общеэкономических и отраслевых преобразований, стратегии действий вцелом. Практика показала, что в переходный период в странах СНГ, Центральной иВосточной Европы не сложился комплекс теоретических положений, которые могли быпослужить прочной основой для осуществления деликатного процесса превращенияплановой экономики в рыночную. Отсюда большой разброс в общей стратегии,сроках, последовательности и очередности осуществляемых преобразований, а такжеих эффективности среди стран, осуществляемых переход к рыночной экономике. Отличительнаяособенность переходного периода — это процесс, требующий достаточнопродолжительного времени, в течение которого должно произойти формированиесмешанной экономики, основанной на разных формах собственности; рыночнойинфраструктуры; преобразование хозяйственной деятельности, власти и управления;должны сформироваться институты рыночной экономики, сложиться новые формыобщественных отношений, утвердиться новые ценности. Прежде чем окончательнооформиться и начать эффективно функционировать, новая система должна пройтичерез естественные фазы развития и роста. Таким образом, на протяжениипятнадцати-двадцати лет в стране предстоит иметь дело с качественно особойсистемой хозяйствования переходного типа, характеризующейся специфическимизакономерностями функционирования, регулирования и развития. Это уже неплановая командно-административная система, но еще и не рыночная. К нейнеприложимы существующие рыночные экономические доктрины, а потому онануждается в собственной теоретической базе, требует специальнойинституциональной структуры регулирования производства, новых подходов к ееобъяснению и описанию.
Первоочереднойзадачей настоящего периода является стабилизация производства, решение которойв огромной степени зависит от способности государства осуществлять контроль заходом экономических процессов, обеспечить управляемость экономической системы.Следует создать адекватную новым условиям систему государственногорегулирования производства и практически овладеть его тонким и сложнымискусством с помощью действенных инструментов государственной экономическойполитики. Государство в новых условиях может и должно располагать другимидостаточно мощными средствами воздействия на хозяйственные и производственныепроцессы. Это: во-первых, авторитетные и эффективные институты законодательной,исполнительной и судебной власти; во-вторых, аккумулируемые черезгосударственный бюджет финансовые ресурсы, достигающие в странах с развитойрыночной экономикой 30-60% валового национального продукта и используемые нареализацию государственных программ; в-третьих, крупномасштабнаягосударственная собственность, представляемая имуществом, активами,предприятиями государственного и смешанного секторов экономики. Для обеспечениясистемы государственного управления всеми секторами экономики целесообразноэнергично овладеть новыми эффективными методами. Институциональным структурампредстоит научиться не повелевать и командовать, а разумно управлять икоординировать. Необходим принципиально новый стиль государственногоуправления, основанный на учете интересов объектов управления, отказе отметодов силового давления, необходимости достижения согласия и компромиссов,ведении с партнерами переговоров, заключении с ними договоров и соглашений. Целесообразновновь вернуться к планированию, но уже на качественно другой основе.
В условияхперехода к рынку нельзя обойтись без хорошо продуманных и организованныхгосударственных регулирующих механизмов. Необходимо постоянно заботиться осоздании благоприятных условий для нормального функционирования рынка, самымнепосредственным образом влиять на его конъюнктуру, становление.
В Россииназрела необходимость тщательного анализа результатов проведенныхпреобразований, всестороннего изучения мирового опыта регулирования рыночнойэкономики, и внесения необходимых корректив в теоретические и методологическиеосновы проводимых преобразований. Экономическая теория считает, что центральныйвопрос экономической реформы — приватизация государственной собственности — совсем не обязательно приводит к повышению эффективности производства. Программаразгосударствления и приватизации, осуществляемая в нашей стране, несомненно, поспешнаи во многом порочна. Преобразования под лозунгом народной приватизации привелик тому, что стоимость национального богатства страны обесценена в 30 раз. Обэтом свидетельствуют заниженный именно в 30 раз курс рубля и практика продажипредприятий за бесценок. Изучение законности и влияния действующего механизмаприватизации по 78 тыс. преобразованных предприятий на достижение ее главныхцелей: создания социально ориентированной рыночной экономики, повышенияэффективности производства, социальной защиты населения, создания конкурентнойсреды — показывает, что ни одно из перечисленных намерений не достигнуто, кромесоздания слоя частных собственников. От приватизации как таковой нельзя ожидать«скачка эффективности». Государственные предприятия могут быть столь жеэффективными, как и частные, но им предстоит действовать в условиях достаточновысокого уровня конкуренции, хотя таких условий в нашей стране в настоящеевремя не существует.
Рынок каксфера товарного обмена не может выдвигать требований по поводу каких-либоопределенных форм собственности. Этот механизм не имеет избирательной способности:его содержание в наличии спроса и предложений. Чтобы спрос и предложения втоварном производстве находились в необходимом равновесии, обеспечивающемудовлетворение производственных и личных потребностей и предотвращающем приэтом как избыток, так и недостаток товарных масс, должна иметь место специальновыделенная координирующая деятельность. Такая деятельность может находиться винтервале максимума централизации управления процессами обмена товара на деньгии минимума, когда отношения на рынке полностью освобождаются отинституциональных регуляторов. В этой связи в качестве необходимых условийполноценных отношений товарного рыночного обмена можно выделить: достаточностьтоварных масс по количеству, качеству и ассортименту; надежное состояние финансово-кредитнойсистемы; правовой характер отношений поставщиков и потребителей, развитуюинфраструктуру движения товаров.
Рынок какэкономическая категория в состоянии обеспечивать регулирование и способствоватьразвитию и социалистического способа производства, имеющего преимущества всоциальной защите населения, формировании многоукладной экономики ирациональном использовании природных ресурсов.
Подводя итог,следует сделать вывод, что стратегия переходного периода должна быть направленана формирование эффективной, экологичной, социально ориентированной рыночнойэкономики, обеспечивающей устойчивый ежегодный прирост вновь созданнойстоимости — национального дохода и наивысшую производительность труда на уровненаиболее развитых стран мира. Необходимо также определить соотношения вэкономической системе различных форм собственности с тем, чтобы установитьконтуры смешанной экономики. Центральным звеном здесь может статьгосударственный сектор экономики, его пределы и критерии, максимальноестимулирование его рыночных конкурентных механизмов. При этом следуетпоследовательно осуществлять разгосударствление, передачу собственностиколлективам, восстановить управляемость экономикой, обеспечить ее стабилизациюи последующий рост.
Глава2. Государственное регулирование – инструмент рыночного механизма
2.1Особенности государственного управления экономикой
В условиях перехода крыночным отношениям Россия переживает один из наиболее драматичных периодовсвоей истории, характеризующийся падением объемов производства, сокращениемрабочих мест, ростом безработицы, снижением уровня социальной защищенностинаселения. Особенностью данного периода является то, что существующая системагосударственного регулирования экономики страны, нынешний ход экономическогоразвития России и сложившаяся социально-политическая ситуация таковы, чтоданная ситуация в стране может привести к социальному взрыву, а сама Россиязанять прочное место в разряде отсталых стран мира. И только органическоесочетание комплексной системы государственного регулирования экономики срыночными механизмами хозяйствования позволит обеспечить условия возрожденияэкономического потенциала России и создания действительно сильного государства.
Задача перехода крыночной экономике исключительно сложная, и по ряду причин ее не смогли решитьнесколько составов Правительства, возглавлявших эту работу за последнеедесятилетие. Серьезнейшие ошибки в несбалансированности хозяйственнойсамостоятельности предприятий, отдельных предпринимателей и государственного регулированияосновных функций, которые может осуществлять только государство, привели ктакому положению дел, которое сложилось сегодня. Кроме того, в их числе: отходот системы планирования основных материальных и финансовых потоков; развалбанковской системы страны, приведшей к «игре» спекулятивного капитала, а не кориентации на инвестирование реальной экономики; потери позиций рубля; распадвнутрихозяйственных связей; перекосы в системе приватизации, приведшие кпереходу в руки узкого круга «олигархов» значительной сферы производства иресурсов страны, совершенно не заботящихся о судьбе населения страны, а занятыхв основном переводом капиталов за рубеж; потеря значительного числа рабочихмест, приведшая к массовой безработице; распад идеологии человека и переориентацияего на накопительство, а не на сферу производства и так далее, и тому подобное.Поскольку страна не может оставаться в таком состоянии длительное время,назрела объективная необходимость переломить ход развития российской экономики,идеологии и политики, и тем самым обеспечить неуклонный рост благосостоянияроссийского общества. Перед Россией сейчас стоят животрепещущие вопросы: какнакормить народ и дать ему хотя бы прожиточный минимум средств, как сохранитьпенсионеров от вымирания, где найти средства для подъема производства, каксохранить рубль от инфляции, как и какими способами рассчитаться с теми 160миллиардами долларов, которые Россия задолжала мировому экономическомусообществу и фактически попала в полную экономическую зависимость от МВФ, какпредотвратить негативные тенденции превращения нашей страны в сырьевой придатокмировой производственной системы. В настоящее время в силу целого ряда причин,в том числе частой сменяемости составов Правительства, потери значительнойчасти ведущих отечественных ученых и специалистов, в России не сформированадействительно реальная концепция экономического развития на ближайшуюперспективу и на последующие десятилетия. В этот ответственный для судьбыРоссии момент необходимо сформировать объективно правильную и верную стратегиюгармоничного развития нашей страны, которая способна не только осуществитьперелом в падении объемов промышленного производства, обнищания и вымираниянации, но и обеспечить неуклонный подъем экономики и постоянный рост национальногодостояния России.
2.2 Методыгосударственного регулирования экономики
Государственныеорганы используют целый арсенал инструментов воздействия на экономическоеразвитие страны, которые составляют в совокупности методы государственногорегулирования экономики. Они включают все действия, начиная с прогнозирования ипланирования и кончая принятием решения по преобразованию, совершенствованиюфункционирования экономики в целом или ее отдельно взятых отраслей, частей,предприятий.
Методыгосударственного регулирования экономики подразделяются на административные иэкономические. Экономические в свою очередь можно разделить на прямые икосвенные. Административные методы основываются на силе и авторитетегосударственной власти, принимаемых нормативных актах по принуждению, запрету,разрешению определенных действий. Они используются в целях фиксированияюридического и хозяйственного статуса предприятий, трансформации формсобственности, финансового оздоровления, контроля за различными сторонамидеятельности субъектов рынка. Административные методы отличаются высокойдейственностью, оперативностью, неотвратимостью, так как опираются на аппаратпринуждения, который обязан действовать в случаях несоблюдения установленныхправил и норм. Жесткость административных методов усиливается в сложных иострых ситуациях. Эффективность их выше при наличии вертикали управления,действенного хозяйственного права. Недооценка административных методов ведет кактивизации сил, заинтересованных в не правовом государстве, а в хаосе, а такжевмешательству чиновников в экономику вне правового поля, бюрократизацииаппарата управления. Экономические методы составляют механизмыфинансовой и денежно-кредитной политики, они используются для достижениямакроэкономического равновесия, регулирования спроса и предложения на товарных,денежных, валютных и других рынках, ориентирования деятельности субъектовхозяйствования в русле государственной экономической стратегии. Ониподразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы регулирования предполагаютнепосредственное использование государственных ресурсов для реализацииэкономических проектов и удовлетворения общественных потребностей. Косвенныеметоды регулирования предоставляют субъектам хозяйствования свободу выбораповедения и воздействуют на их интересы с помощью экономических рычагов ирегуляторов. Основными экономическими регуляторами являются налоговые ставки ипошлины, цены, тарифная система, процентные ставки, нормы амортизации, курсрубля.
Административныеметоды. Предприятия,другие юридические лица, индивидуальные предприниматели подлежат государственнойрегистрациив порядке, установленном законодательством.Полномочиями по государственной регистрации наделены Министерство по налогам исборам РФ, Минюст России и Центральный банк РФ.
Отдельнымивидами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицоможет заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензированиеосуществляется в целях защиты жизненно важных интересов личности,общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения,соблюдения градостроительных, экологических, санитарных норм и других правил. Лицензияявляется официальным документом, который разрешает указанный в нем виддеятельности в течение установленного срока. На основании лицензии действуютпредприятия независимо от организационно-правовой формы, а также физическиелица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образованияюридического лица. Лицензии выдаются органами территориально-отраслевогоуправления и их администраций. Владелец лицензии на определенные видыдеятельности, выполняющий муниципальный заказ, который имеет важное значениедля жизнеобеспечения региона, получает право на льготные условиялицензирования. Лицензии выдаются не менее чем на пять лет, а по некоторымвидам деятельности можно получить бессрочную лицензию. Действие лицензии можетбыть приостановлено при выявлении неоднократных нарушений лицензионныхтребований. Аннулирование лицензии возможно только по решению суда.
Стандартизациейустанавливаютсянормы, правила и характеристики в целях защиты потребителей и государства вотношении безопасности продукции, работ, услуг, их качества, надежностиизмерений, экономии ресурсов. К нормативным документам по стандартизации относятсягосударственные стандарты; международные (региональные) стандарты, правила инормы; общероссийские классификаторы технико-экономической информации;стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических обществи других общественных организаций. Формирует и реализует государственнуюполитику в области сертификации Госстандарт России. Он устанавливает общиеправила и рекомендации по сертификации, проводит регистрацию системсертификации и знаков соответствия.
Вслучаях, предусмотренных законодательством, осуществляется обязательнаясертификация. Правила обязательной сертификации устанавливаются с учетомсложившейся международной практики. Организация и проведение работ пообязательной сертификации возлагаются на Госстандарт России. ГосстандартомРоссии, а также иными специально уполномоченными государственными органамиуправления осуществляется государственный контроль и надзор за соблюдениемизготовителями (продавцами, исполнителями), испытательными лабораториями(центрами), органами по сертификации правил обязательной сертификации иконтроль сертифицированной продукции.
Дляпроизводства отдельных видов продукции требуется предварительно получить гигиеническоезаключение. Оно является разрешением на производство (ввоз)продукции, соответствующей установленным требованиям, и служит официальнымподтверждением безопасности продукции для здоровья человека при соблюденииопределенных условий. Гигиеническая оценка продукции проводится учреждениямигосударственной санитарно-эпидемиологической службы по результатам исследованийпривлекаемых для этого организаций. Выдача гигиенических заключенийосуществляется органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службыРоссии на этапе согласования нормативной документации и постановки продукции напроизводство или оформления контрактов (договоров) при закупке за рубежом новойпродукции. Для продажи продукции нужно иметь сертификат соответствия стандартукачества, документ о соответствии санитарно-гигиеническим нормам, нормампротивопожарной безопасности.
Экологическаяэкспертиза служитсредством контроля за состоянием окружающей среды, выполнением мероприятий поохране и рациональному использованию природных ресурсов, требованийприродоохранного законодательства с целью предотвращения деградации окружающейсреды в процессе хозяйственной и иной деятельности. Оценка воздействия наокружающую среду проводится при подготовке предплановых, предпроектных ипроектных материалов по объектам и мероприятиям независимо от их сметнойстоимости и принадлежности.
Осуществляетсягосударственный мониторинг окружающей среды. Он включает наблюдение засостоянием, оценку и прогнозирование изменения среды под воздействием природныхи антропологических факторов. Эту работу проводят МПРРоссии, МинсельхозРоссии, Госкомрыболовство России, Росгидромет, Росземкадастр, субъекты РФ, атакже специально уполномоченные госорганы охраны природной среды,санитарно-эпидемиологического надзора. Службы наблюдения действуют в городах,промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, в космосе. Кведению органов местного самоуправления относится принятие решений обограничении, приостановлении и прекращении экологически вредной деятельности.Районная администрация имеет право приостановить строительство или эксплуатациюобъектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм наподведомственной территории.
Приватизациякак средство государственного регулирования экономикиосуществляется в целях структурных преобразований, активизации фондового рынка,решения бюджетных проблем, обретения эффективных собственников.
Банкротствоиспользуется как способ юридически корректноговозрождения или ликвидации предприятия и удовлетворения требований кредиторов,процедура возврата долгов финансово несостоятельными предприятиями игражданами. В этой процедуре собственно банкротство составляет конкурсноепроизводство. Возбудить дело о банкротстве нетрудно, достаточно выкупить долгина 100 тыс. руб. Предприятие может быть обанкрочено по иску налогового органа,если оно не ведет никакой деятельности, величина задолженности при этом вовнимание не принимается. Однако право на обращение в арбитражный суд сзаявлением о признании должника банкротом возникает у кредитора приподтверждении его требований вступившим в силу решением суда. Во всех случаяхдолжник может избежать процедуры судебного разбирательства, если сможет замесяц погасить долг или иначе урегулировать отношения с кредитором.
Экономическиеметоды государственного регулирования. Экономические методыпрямого действия обусловленыпринятием государством на себя ответственности за обеспечение потребностей в«общественных благах».
Финансоваяполитика. Государствосоздает финансовую систему, в которую входят федеральный, региональные иместные бюджеты, внебюджетные государственные фонды, денежные средствагосударственных и муниципальных предприятий. Бюджеты и фонды обеспечиваютсясобственными источниками доходов и правом определения направлений ихрасходования.
Бюджет— это форма планомерного образования и использованияцентрализуемого фонда денежных средств, сбалансированная смета доходов ирасходов на определенную дату. Если расходы превышают доходы, то бюджетсводится с дефицитом; если доходы превышают расходы, то образуется профицит.
Разработкабюджета базируется на бюджетном послании Президента РФ, прогнозахсоциально-экономического развития страны, платежного баланса, инфляции,валютного курса и других макроэкономических показателей, а также нормативахпоступления доходов и финансовых затрат на предоставление прежде всегогосударственных услуг. Целями бюджетной политики являются поддержаниемакроэкономической сбалансированности, устойчивых темпов экономического роста,высокая эффективность государственных расходов, уменьшения социальногонеравенства.
Расходнаячасть бюджета является инструментом достижения экономических и социальных целейи определяет масштабы государственного накопления и потребления. Припланировании государственных расходов обосновываются приоритеты,реструктурируются обязательства, составляются программы реализации экономиисредств.
Безвозмездныерасходы государственного бюджета называются трансфертами. Различаюткапитальные, текущие трансферты и выплачиваемые населению.
Деньгимогут предоставляться в форме дотаций, субсидий, субвенций. Дотации предоставляютсявышестоящим бюджетом нижестоящему на сумму недостающих доходов; они не имеютстрого целевого характера. Субсидии выделяются на финансирование конкретныхмероприятий и имеют целевой характер. Субвенции предполагают долевое участие вфинансировании расходов целевого характера.
Формыгосударственной поддержки могут быть различными в зависимости от спецификиотрасли, региона, предприятия: прямое бюджетное безвозвратное финансирование(для научных разработок новых направлений некоммерческого характера); смешанноевозвратное финансирование и ограниченные во времени целевые льготы (на раннихстадиях проекта); приоритетное финансирование эффективных производств снебольшими сроками окупаемости; развитие лизинга с использованием бюджетныхсредств. Выделение средств из федерального бюджета осуществляется целевымназначением на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию. Приэтом предприятие должно быть включено в адресную федеральную инвестиционнуюпрограмму в качестве получателя бюджетных средств и продать в федеральнуюсобственность по номинальной стоимости свои акции на сумму предоставленныхсредств.
Государственныеинвестиции. Для выполнения функций управления,сбалансированного развития экономики необходимо оптимальное сочетание государственныхи частных инвестиций. Идеальным считается соотношение: на 1 рубльгосударственных вложений 3 рубля частных. Государственные инвестиции базируютсяна предложениях Президента РФ, Правительства РФ и в полной мере отвечаютобщенациональным интересам, реализуются через федеральную инвестиционнуюпрограмму целевые программы. Федеральная инвестиционная программа включаетперечень наиболее эффективных проектов, финансируемых с привлечением средствбюджета, и имеет конкретный адресный характер. Государство или указывает своимипредпочтениями и льготами, куда надо вкладывать средства частным инвесторам,или вкладывает собственные средства, если капитал ведет себя не активно.
Государственныйзаказ. Государственныйзаказ является общепринятой эффективной формой регулирования экономики. Онспособен вызывать мультипликаторный спрос; с его помощью государство не толькоудовлетворяет общественные потребности, но и воздействует на масштабы иструктуру производства, рынки сбыта, способствует укреплению плановых начал вэкономике. На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для федеральныхи региональных государственных нужд и для реализации федеральных имежгосударственных целевых программ.
Поставкапродукции для государственных нужд регулируется Гражданским кодексом РФ,законами «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «Огосударственном оборонном заказе» и другими нормативными актами иосуществляется на основе государственного контракта, а также заключаемых всоответствии с ним договоров поставки. Заказ выдается как промышленным, так исельскохозяйственным предприятиям, строительным организациям, как правило, наконкурсной основе, кроме закупок вооружений и продукции специальногоназначения. Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержкепредпринимательства (МАП России) контролирует проведение конкурсов и торгов напоставку для государственных нужд. При разработке проекта заказа Министерствомэкономического развития и торговли России, Минфином России определяютсябюджетные ассигнования, которые доводятся заказчикам в виде исходных данных дляразработки заказа. На их основе формируются заявки на финансирование работ иуточняются предложения по показателям заказа. Объем закупок по заказуопределяется платежеспособным спросом заказчиков-потребителей, финансируемых изфедерального бюджета и внебюджетных источников. Государственных заказчиковутверждает Правительство РФ. Ими могут быть федеральные органы исполнительнойвласти, государственные учреждения и предприятия. Гос. заказчики обеспечиваютпоставщиков финансовыми ресурсами для реализации контрактов. Правительство РФпредоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределахвыделенных из бюджета средств. В целях экономического стимулированияпоставщиков продукции для федеральных гос. нужд им могут предоставляться льготыпо налогам, кредитам, целевые дотации.
Органыисполнительной власти субъектов РФ утверждают перечень государственныхпредприятий, поддерживаемых ими путем предоставления первоочередных прав наполучение городских и муниципальных заказов.
Налоговаяполитика — этоодин из методов государственного регулирования экономики косвенногодействия. Налоговая система выполняет фискальные, распределительные,стимулирующие, стабилизирующие функции. Налоги на 80% обеспечивают доходнуючасть государственного бюджета. Фискальная их функция реализуется в результате,как изменения ставок налоговых платежей, так и расширения налогооблагаемой базына основе роста доходов предприятий. Фискальная политика становится особенномощным оружием в периоды кризисов или депрессии.
Сналоговой политикой непосредственно связана амортизационная политика,призванная регулировать норму накопления основного капитала. Управлениенормами амортизации широко используется в качестве средства воздействия нахозяйственный цикл, темпы экономического роста. Изменяя законодательно нормыамортизационных отчислений, государство создает более благоприятный режимобложения прибыли, что увеличивает сумму средств для финансированиявоспроизводства основных фондов.
Денежно-кредитнаяполитикабазируется на монетарномрегулировании экономики, т.е. регулировании с помощью изменения объема денежноймассы в обращении. В зависимости от складывающейся ситуации в экономикеденежная политика ужесточается или ослабляется, объем денежной массы вобращении сжимается или расширяется. Сжатие денежной массы используется дляпринуждения к снижению цен, инфляции, поскольку на рынке не может быть дефицитаденег.
Экспортнаяи импортная политика.Внешнеэкономическаяполитика страны определяется общенациональными стратегическими задачами иявляется производной от них. Используя рычаги экспортной и импортной политики,государство обеспечивает реализацию субъектами хозяйствования права навнешнеэкономическую деятельность, защищает их позиции на мировом рынке,нейтрализует приемы недобросовестной конкуренции иностранных фирм на внутреннемрынке.
Таможенныепошлины остаютсяважным инструментом государства, с помощью которого импорт и экспортрегулируются в общенациональных интересах. Концепция таможенной политикиориентирует на унификацию и снижение таможенных импортных пошлин, чтобы ихсредний уровень не превышал 10%.
Государствов интересах эффективного регулирования экономики должно использоватьразнообразные методы с учетом складывающихся конкретных обстоятельств, уметьсвоевременно отказываться от инструментов, не оправдывающих надежд, и искатьновые решения смелые и неожиданные.
2.3 Регулированиематериального производства
Кматериальному производству относится совокупность отраслей, производящихсредства производства, предметы потребления, и оказывающих услугипроизводственного характера. Оно составляет основу жизни людей, создает условиядля развития непроизводственной сферы — здравоохранения, просвещения и т.д. Чемэффективнее труд в материальном производстве, тем выше уровень развитияэкономики, больше национальный доход. В отраслях материального производствасоздается продукт (промышленность, сельское хозяйство, строительство) илиувеличивается стоимость произведенного продукта (транспорт, связь).Производство материальных благ, возможно, в различных организационных формахтрудового процесса и типах предприятий и имеет, как правило,предпринимательский характер, т.е. является инициативным, самостоятельным инаправлено на получение прибыли. Предпринимательство с привлечением наемноготруда имеет форму предприятия, а без использования наемного труда — индивидуальной трудовой деятельности.
Поддержкапредпринимательства. Предпринимательскаядеятельность граждан и юридических лиц осуществляется с имущественнойответственностью в пределах, определенных организационно-правовой формой,собственником имущества или управляющим, которому собственник предоставляетправо хозяйственного ведения на основе договора (контракта). Необходимым условиемпредпринимательской деятельности являются ее государственная регистрация,соответствие законодательству и требованиям рынка. В зависимости отиспользования форм собственности предпринимательство подразделяется наиндивидуальное, частное, коллективное, государственное.
Граждане,осуществляющие предпринимательскую деятельность, регистрируются в качестве индивидуальногопредпринимателя без образования юридического лица. К предпринимательскойдеятельности граждан применяются правила, регулирующие деятельность юридическихлиц, являющихся коммерческими организациями. К индивидуальному предпринимателюможет быть применен режим банкротства, если он не в состоянии удовлетворитьтребования кредиторов, связанные с предпринимательской деятельностью.
Частноепредпринимательство базируетсяна частной собственности на обособленное имущество и осуществляется в формезарегистрированной в установленном порядке организации (общества илитоварищества). Уставный капитал организаций образуется из вкладов участников;произведенное и приобретенное в процессе деятельности имущество принадлежит ейна праве собственности.
Коллективноепредпринимательство осуществляетсяв форме кооперативов. Производственный кооператив — это добровольноеобъединение граждан на основе членства для совместной производственной или инойхозяйственной деятельности, основанной на их личном участии и объединенииимущественных паевых взносов.
Государственноепредпринимательство организуетсяна основе использования имущества, находящегося в государственной(муниципальной) собственности. Организационной формой государственногопредпринимательства являются унитарное предприятие, участие в деятельностихозяйственных обществ и товариществ, соглашения о разделе продукции.
С началаэкономических реформ государство проводит политику регулированияпредпринимательства, чтобы создать гражданам благоприятные условия дляпроявления инициативы и установить цивилизованные отношения между бизнесом иобществом. Государство регулирует как малый бизнес, так и монополии. Для финансовогосодействия малым предприятиям образован Федеральный фонд поддержки малогопредпринимательства. Распорядительным и исполнительным органом Фондаявляется дирекция. Генеральный директор Фонда и его заместители назначаются надолжность Правительством РФ. Для осуществления надзора за деятельностью Фондаобразуется попечительский совет, состав которого утверждается ПравительствомРФ. В Фонд зачисляется не менее 20% средств, поступающих от приватизации, атакже средства от продажи его облигаций, добровольные взносы и другие доходы.Деньги расходуются на возмездной и безвозмездной основе на выполнение программразвития малого предпринимательства, реализацию пилотных проектов. Создан такжефонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере дляфинансовой поддержки высокоэффективных наукоемких проектов, разрабатываемыхмалыми предприятиями. Для субъектов малого предпринимательства (юридических ифизических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образованияюридического лица) введена упрощенная система налогообложения, учета иотчетности. Право выбора системы предоставляется самому субъектупредпринимательской деятельности. Упрощенная форма первичных документовбухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходовустанавливается Минфином России единой на всей территории Российской Федерации.
Венчурныйфонд используеткредиты банков и помещает деньги в наиболее перспективные фирмы, которые черезнесколько лет могут принести прибыль инвесторам фонда; он объединяет интересы иинвестора, и владельца фирмы: инвестор получает право собственности на долюпредприятия и заинтересован в росте капитала.
Микрокредитование- это финансированиенебольших сумм без изучения кредитной заявки и банковского сопровождения, но порекомендации авторитетного человека. В случае не возврата судебная процедура невозбуждается ввиду незначительности суммы. При доступности кредита, щадящейналоговой политике, защите от чиновничьего произвола и криминала,доброжелательной по отношению к предпринимателю атмосфере в обществе малыйбизнес может успешно развиваться без какой-либо специальной поддержкигосударства.
Регулированиеестественных монополий — это передача предприятий в государственную собственность, создание дляуправления естественными монополиями специальных государственных органов,осуществляющих прямой контроль для обеспечения баланса интересов производителейи потребителей. Естественные монополии обязаны обслуживать всех клиентов,представлять в органы исполнительной власти сведения, которые для другихпредприятий являются коммерческой тайной. Тарифы на продукцию (услуги)регулируются государством, и допускается субсидирование из бюджета. Предприятияестественных монополий не могут ликвидироваться без решения государственныхорганов. Исполнительная власть отвечает за функционирование отраслейестественных монополий перед представительной властью. Нормативной базойрегулирования служат законы «О конкуренции и ограничении монополистическойдеятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», «О регулированиитарифов на электрическую и тепловую энергию», «О федеральном железнодорожномтранспорте», Указ Президента РФ «О некоторых мерах по регулированиюестественных монополий». С участием заинтересованных федеральных органов исполнительнойвласти антимонопольные органы анализируют экономические результаты деятельностисубъектов естественных монополий и представляют в Правительство РФ предложенияо мерах по ограничению роста цен (тарифов) на их продукцию (услуги). Он недолжен превышать индекс цен на промышленную продукцию. В комплекс меррегулирования входят также: определение состава потребителей, подлежащихобязательному обслуживанию тем или иным субъектом естественной монополии;контроль за выполнением инвестиционных программ, использованиемстабилизационных фондов, заключением некоторых видов сделок; стимулирование спомощью цен (тарифов) качества производимой продукции и оказываемых услуг, атакже удовлетворения спроса на них; учет затрат. Орган регулирования имеетполномочия направлять субъекту естественной монополии обязательные дляисполнения предписания о заключении договоров с потребителями, внесении в нихизменений.
Эффективноерегулирование естественных монополий достигается при обеспечении максимальнойнезависимости контрольно-регулирующих органов, отсутствии лоббированияинтересов монополистов в органах власти.
Антимонопольнаяполитика – однаиз форм государственного регулирования экономикой. Предпринимательскаядеятельность на сложившемся товарном рынке имеет две тенденции, характеризуетсядвумя способами достижения успеха, получения наибольшей прибыли. Перваятенденция проявляется в том, что предприниматели вступают всостязательность, конкуренцию за рынок сбыта и заказы потребителей, стремятсяулучшать качество продукции, расширять ассортимент, снижать издержки. Втораятенденция заключается в стремлении предпринимателей и поставщиковдоговориться о взаимовыгодном разделе рынка, условиях продажи, уровне цен,ослаблении позиций конкурентов, их дискредитации и применении других приемовнедобросовестной конкуренции и монополизации. Этой тенденции государствопротиводействует, проводя антимонопольную политику в целяхограничения монополистической деятельности. Монополистической считаетсядеятельность хозяйствующего субъекта или органа управления, должностных лиц,направленная на недопущение или устранение конкуренции и причиняющая ущербпотребителю.
Однаковыделяются общие для всех положения: контроль за слиянием компаний; запрещениесоглашений и сговоров предпринимателей (картелей); пресечение недобросовестнойконкуренции. Слияние предприятий — это фактор устранения конкуренции иодновременно повышения концентрации производства и его эффективности. Но все женаращивание мощи фирм в конкурентной борьбе признается более разумным, чеммеханическое их слияние.
Антимонопольныйконтроль предполагает представление в антимонопольные органы ходатайств иуведомлений при намерении осуществлять определенные виды деятельности.Антимонопольные органы выполняют экономические и правоохранительные функции.МАП России вправе давать обязательные для исполнения предписания о прекращениинарушений антимонопольного законодательства, о расторжении противоречащихзакону договоров, об отмене органами власти и управления принятых неправомерныхактов. Оно может также принимать решения о наложении штрафов за нарушениеантимонопольного законодательства и неисполнение предписаний министерства,обращаться в суд или арбитраж с исками и заявлениями, направлять в прокуратуруматериалы о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных снарушением антимонопольного законодательства. В отношении хозяйствующихсубъектовМинистерство вправе контролировать соблюдение антимонопольныхтребований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующего субъекта,крупные продажи и покупки акций, ведущие к доминирующему положениюхозяйствующего субъекта.
Вотношении органов власти и управленияоно может направлять рекомендациипо: предоставлению льгот (кредитных, налоговых и др.); изменению сферприменения тех или иных цен (установлению фиксированных цен на товарыхозяйствующих субъектов, злоупотребляющих доминирующим положением); созданиюпараллельных структур, финансированию мероприятий по расширению производства;привлечению иностранных инвестиций, учреждению СП, созданию и развитиюсвободных экономических зон; лицензированию экспортно-импортных операций, видовдеятельности, изменению таможенных тарифов; введению обязательноголицензирования, запрещению (приостановлению) экспортно-импортных операций,хозяйствующих субъектов, нарушающих антимонопольное законодательство.
Лица,уполномоченные Министерством, имеют право беспрепятственного доступа вминистерства, другие органы, а также на предприятия, в объединения,организации, учреждения для ознакомления со всеми необходимыми документами. Территориальныеуправления Министерства осуществляют государственную антимонопольную политику,защиту прав потребителей, пресекают недобросовестную конкуренцию и рекламу. Онинаделены полномочиями по принятию мер к предприятиям-нарушителям.
Межведомственнаякомиссия по конкурентной политике анализирует состояние рынков с целью подготовки предложенийпо развитию конкуренции, организует экспертизу проектов нормативных актов,затрагивающих вопросы демонополизации и конкуренции, контролирует выполнениефедеральных, отраслевых, региональных программ демонополизации и развитияконкуренции. Принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией решенияявляются обязательными для органов исполнительной власти Российской Федерации исубъектов РФ, представители которых входят в состав Комиссии, а такжеподведомственных им предприятий.
2.4 Регулированиефондового рынка
Производствотребует соответствующих способов образования и распределения финансовыхресурсов субъектов хозяйствования. Временно свободные капиталы постоянно ищутнаиболее выгодное применение и, в конечном счете, инвестируются.Перераспределение средств для более выгодного их приложения осуществляется спомощью финансового рынка. Финансовый рынок состоит из нескольких сегментов,основным из которых является фондовый.
Фондовыйрынок, или рынокценных бумаг (РЦБ), играет важную роль в экономике, затрагивает интересывсех предприятий, организаций, миллионов граждан. Он позволяет решатьразнообразные экономические задачи: перераспределять деньги в реальный сектор,мобилизовать инвестиции, трансформировать накопления в доступные дляпроизводства финансовые ресурсы, содействовать предприятиям в их выходе нарынок капиталов, вовлекать частные сбережения в экономический оборот, через пакетыакций формировать активных собственников. Фондовый рынок дает оценкукапитализации предприятия, поэтому каждая компания стремится выйти на фондовыйрынок, стать активным его игроком. Менеджеры следят за ситуацией на фондовомрынке, стремятся лучше управлять компанией, чтобы ее акции повышались в цене.РЦБ является одновременно объектом государственного регулирования иинструментом инвестиционной и монетарной политики. Государство не толькорегулирует рынок ценных бумаг, но и является активным его участником наравне счастными компаниями, коммерческими банками. Стратегия и направления политикигосударства на РЦБ определены Концепцией развития рынка ценных бумаг.
Основныедействующие лица на фондовом рынке — эмитенты и инвесторы. Эмитентами выступают:государство; акционерные предприятия; коммерческие банки; инвестиционныекомпании и фонды; страховые компании; пенсионные фонды, а инвесторами — лица, вкладывающие деньги в покупку ценных бумаг.
Инвесторыв зависимости от целей, которые они преследуют, участвуя в операциях фондовогорынка, подразделяются на стратегических, институциональных и частных.
К ценнымбумагам относятся: долговые (облигация, депозитный и сберегательныйсертификаты), долевые (акции) бумаги, платежные документы (вексель, чек),товарно-распорядительный документ (коносамент, т.е. договор морской перевозкигруза), банковская сберегательная книжка на предъявителя, приватизационныеценные бумаги и др. Средства, получаемые от эмиссии и продажи таких бумаг, какакции, паи кооперативов, инвестиционные сертификаты, ипотеки (закладные листы)и их разновидности, предназначаются для образования или увеличения капиталапредприятий.
Поспособу передачи при сделках купли-продажи выделяются ценные бумаги напредъявителя, именные и ордерные. Передача права собственности ценных бумаг напредъявителя осуществляется путем их вручения, именных — в порядке,установленном для уступки требований (цессии), ордерных — путем передаточнойнадписи (индоссамента). Эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в виде именнойценной бумаги бездокументарной или документарной формы либо ценной бумаги напредъявителя.
Спомощью ценных бумаг государство финансирует дефицит бюджета, внутренний долг,конкретные проекты и программы, воздействует на процентные ставки, регулируетденежное обращение. Государственные ценные бумаги обычно выпускаются в видеоблигаций.
Корпоративныеценные бумаги эмитируют предприятия, банки и другие хозяйствующие субъекты.Предприятия выпускают акции, облигации, векселя; коммерческие банки — акции,облигации, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты. Рыноккорпоративных ценных бумаг представлен популярными акциями предприятийэнергетики, нефтяной промышленности, связи («голубые фишки»: РАО «ЕЭС России»,Газпром, Юкос, ЛУКойл, Татнефть, Норникель, Сибнефть, Сбербанк. На «голубыефишки» приходится 95% оборота фондового рынка). Самыми дорогими компаниями вРоссии являются Юкос — 14,8 млрд долл., Газпром — 14,4, Сургутнефтегаз — 13,2млрд долл.
На РЦБдействуют профессиональные (банк, страховые фонды, инвестиционные компании) инепрофессиональные (частные фирмы, физические лица) участники. Он поделен междунебольшим числом компаний, 15 из которых контролируют 50% рынка. Организаторомторговли на РЦБ выступает фондовая биржа, которая устанавливает правила ипроцедуры торговли, следит за их выполнением. На бирже идет торговля ценнымибумагами наиболее крупных корпораций. Компьютерное оборудование бирж ускоряетоперации по купле-продаже и биржевой котировке. Вместе с куплей-продажейпроисходит передача прав собственности с адресностью, правами голоса, получениядивидендов. Фондовый рынок до сих пор не стал существенным средством перетокаденег в реальный сектор, сколько-нибудь крупным источником инвестиций. Пакетыприобретаются для контроля над компаниями чаще не на открытом рынке, а подоговоренности с покупателем.
Закономо федеральном бюджете устанавливается предел внутренних заимствований. Всоответствии с ним Правительство РФ утверждает программу выпуска конкретныхвидов ценных бумаг. Так, генеральными условиями эмиссии и обращениягосударственных краткосрочных бескупонных облигаций предусмотрено: что эмитент — Минфин России; владельцами облигаций могут быть российские и иностранныеюридические и физические лица; генеральный агент по обслуживанию выпусков — ЦБ;облигации выпускаются в документарной форме с обязательным централизованнымхранением в депозитариях. Государственные бумаги покупают Сбербанк,коммерческие банки. Самым крупным покупателем стал Пенсионный фонд.
Средствамигосударственного регулирования являются регистрация выпусков и проспектовэмиссий ценных бумаг; установление обязательных требований к эмитентам,профессиональным участникам РЦБ, лицензирование их деятельности.
Кпрофессиональной деятельности на рынке ценных бумаг относятся следующие еевиды:
• Брокерскаядеятельность — совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами на основании договоровкомиссии или поручения.
• Дилерскаядеятельность — совершениесделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путемпубличного объявления цен покупки и продажи ценных бумаг с обязательством ихпокупки и продажи по объявленным ценам.
• Депозитарнаядеятельность — предоставлениеуслуг по хранению сертификатов ценных бумаг или учету прав на ценные бумаги.Депозитарий обеспечивает безопасность, контроль за законностью операций,отслеживание всего пути, проходимого ценной бумагой за период ее существования.
• Деятельностьпо ведению и хранению реестра акционеров осуществляет держатель реестра в установленномпорядке.
• Расчетно-клиринговаядеятельность — определение взаимных обязательств по поставке (переводу) ценных бумаг иденежных средств участников в связи с операциями с ценными бумагами.
• Деятельностьпо организации торговли ценными бумагами — предоставление услуг по заключению сделок с ценнымибумагами между профессиональными участниками рынка, включая деятельностьфондовых бирж.
Проведениегосударственной политики на фондовом рынке возложено на Федеральную комиссиюпо рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), являющуюся органом исполнительнойвласти. В регулировании фондового рынка участвуют соответствующие комитеты иподкомитеты Федерального Собрания, Минфин России, Банк России, МинимуществоРоссии, МАП России, органы государственной власти субъектов РФ. Представительныеорганы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливаютпредельные объемы ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующегоуровня. ФКЦБ России в соответствии с Положением осуществляет разработкунаправлений развития рынка ценных бумаг, утверждает стандарты эмиссии, правилапрофессиональной деятельности, связанной с ценными бумагами, порядок веденияреестра, выдает и аннулирует лицензии на деятельность с ценными бумагами,координирует деятельность на рынке ценных бумаг и выполняет другиепреимущественно контрольные функции. Полномочия Федеральной комиссии нераспространяются на эмиссии долговых обязательств Правительства РФ и ценныхбумаг субъектов РФ. ФКЦБ России имеет региональные отделения. Они образуются посогласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и действуют наосновании Положения. Их деятельность направлена на обеспечение выполнения норми правил функционирования фондового рынка, реализацию принимаемых Федеральнойкомиссией решений и контроль за деятельностью участников рынка ценных бумаг.Назначение на должность председателя ФКЦБ России осуществляет непосредственноПрезидент РФ.
2.5 Регулированиеденежного обращения
Денежноеобращение представляет собой форму движения денег, в процессе которого онивыполняют функции средства обращения и средства платежа. Функцию средстваобращения выполняют полноценные деньги и их заменители (бумажные и кредитныеденьги) в момент обмена товара на деньги. Бумажные деньги выпускаютсягосударством, оно устанавливает курс, но реальная их стоимость не зависима отвласти и определяется законами денежного обращения.
Вобязательствах, погашениях долгов деньги выступают как средство платежа.Долговое обязательство покупателя перед продавцом, переходя из рук в руки,становится платежным средством и при прочной гарантии (банка) превращается вбанкноту или кредитные деньги. Кредитные деньги, имея первоначально золотое икредитное обеспечение, постепенно становятся неразменными на золото,сохраняется лишь кредитное обеспечение денег. Не участвующие по каким-либопричинам в обращении деньги уходят в сокровище, обусловливая концентрациюхранения денег в банках, которые посредством кредитования находят им прибыльноеприменение.
СогласноКонституции в ведении Российской Федерации находятся денежная эмиссия, валютноерегулирование, основы ценовой политики. Целью деятельности Банка Россииявляется защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он выполняет впроцессе реализации денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политиказаключается в воздействии Банка России на денежное обращение и денежную массу,на рынок денежного капитала, цену денег в интересах ускорениясоциально-экономического развития и дополняет финансово-бюджетную политикустраны.
Фактическив России утвердилась монетарная денежно-кредитная политика, главной цельюкоторой было (и остается) ограничение инфляции. Основными инструментамиденежно-кредитной политики Банка России являются контроль за денежной массой вобращении, процентные ставки по вкладам и кредитам, рефинансированиекоммерческих банков, нормы обязательного резервирования средств коммерческихбанков в Банке России, операции Банка России на открытом рынке, валютноерегулирование. Денежно-кредитная политика связана с бюджетной политикой. МинфинРоссии, обеспечивая профицит бюджета и, перечисляя средства финансового резервав Центральный банк РФ, способствует снижению инфляции. В то же время МинфинРоссии заинтересован в повышении курса рубля, чтобы дешевле покупать валюту длявыплаты внешних долгов. Денежно-кредитная политика является элементомгосударственной экономической политики и не должна ей противоречить.Экономическая политика формулируется в решениях законодательной иисполнительной власти, на ее направления влияют и интересы крупного капитала. Внастоящее время таковым является капитал, связанный с экспортом сырья.Денежно-кредитная политика России во многом определяется внешними факторами,зависит от международных финансовых организаций, перспектив рефинансирования иреструктуризации внешнего долга. Тем не менее в России имеется достаточноширокое поле для проведения собственной денежно-кредитной политики в интересахразвития национальной экономики. Направления денежно-кредитной политикиежегодно представляются на рассмотрение Государственной Думы.
Заключение
После работынад своей курсовой, я должна признать превосходство рыночной экономическойсистемы в большинстве сфер, но и она имеет свои недостатки. Как мы видим, экономическуюсистему России можно отнести только к смешанной, до «рынка» ей ещё далеко. Огрублено,путь к рынку можно представить в виде ста шагов, из которых мы сделали примернодвадцать пять. Переход к равновесной, в рыночном понимании, экономике – это примерно40 шагов. Мы продвинулись на 20. У нас нет рынка земли, недвижимости, акций ит.д. Да и рынок товаров беден. Нет общероссийского перелива товаров, ценысильно разнятся в зависимости от региона. Какой может быть рынок труда, если вМоскве доходы в 10-12 раз больше, чем в Саратове, например? Создание рыночногомеханизма, который толкал бы экономику вперёд – это еще 60 шагов. Здесь мыпочти совсем не продвинулись. У нас нет нормальной частной собственности,государственной монополии, нет конкуренции. Переход к рынку, как ужеотмечалось, — очень сложный и длительный процесс. Чтобы создать национальнуюструктуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должнапройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и навсех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться всовременную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировомразделении труда.
В период реформ государственноерегулирование осуществляется с помощью административных методов иэкономических. Административные методы основываются на силе и авторитетегосударства, и их роль недооценивать нельзя. Экономические методы – этомеханизмы финансовой и денежно-кредитной политики, направленной на созданиефинансовой системы, в которую входят федеральный, региональный, местный бюджет,внебюджетные государственные фонды, денежные средства государственных имуниципальных предприятий. Экономические методы используются для регулированияспроса и предложения на товарных, денежных и валютных рынках.
Фондовыйрынок, или рынокценных бумаг (РЦБ), играет важную роль в экономике, затрагивает интересывсех предприятий, организаций, миллионов граждан. Он позволяет решатьразнообразные экономические задачи: перераспределять деньги в реальный сектор,мобилизовать инвестиции, трансформировать накопления в доступные дляпроизводства финансовые ресурсы, содействовать предприятиям в их выходе нарынок капиталов, вовлекать частные сбережения в экономический оборот, черезпакеты акций формировать активных собственников. Основными инструментамиденежно-кредитной политики Банка России являются контроль за денежной массой вобращении, процентные ставки по вкладам и кредитам, рефинансированиекоммерческих банков, нормы обязательного резервирования средств коммерческихбанков в Банке России, операции Банка России на открытом рынке, валютное регулирование.Денежно-кредитная политика связана с бюджетной политикой.
Бюджет- это формапланомерного образования и использования централизуемого фонда денежныхсредств, сбалансированная смета доходов и расходов на определенную дату. Целямибюджетной политики являются поддержание макроэкономической сбалансированности,устойчивых темпов экономического роста, высокая эффективность государственныхрасходов, уменьшения социального неравенства. Расходная часть бюджета являетсяинструментом достижения экономических и социальных целей и определяет масштабыгосударственного накопления и потребления. При планировании государственныхрасходов обосновываются приоритеты, реструктурируются обязательства,составляются программы реализации экономии средств. Безвозмездные расходыгосударственного бюджета называются трансфертами. Различают капитальные,текущие трансферты и выплачиваемые населению. Деньги также могутпредоставляться в форме дотаций, субсидий и субвенций, которые поддерживаютдефицитные бюджеты субъектов федерации.
Одним из действенныхметодов регулирования экономики косвенного действия является налоговаяполитика, позволяющая государственному органу выполнять фискальные,распределительные, стимулирующие, стабилизирующие функции.
Экспорт и импорт какметоды экономического регулирования позволяют государству обеспечиватьреализацию права субъектов хозяйствования на внешнеэкономическую деятельность,защищает их позиции на мировом рынке, нейтрализует приемы недобросовестнойконкуренции иностранных фирм на внутреннем рынке.
Важнаяроль в государственном регулировании отводится регулированию материальногопроизводства, поддержке предпринимательства и малого бизнеса. Однако при этомконтроль со стороны государства за различными нарушениями и ухищрениямипредпринимателей, например, слияние фирм, осуществляется через антимонопольнуюполитику, включающую в себя антимонопольный контроль, который осуществляетМинистерство антимонопольной политики России. Оно вправе давать обязательныедля исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольногозаконодательства, о расторжении противоречащих закону договоров, об отменеорганами власти и управления принятых неправомерных актов. Оно может такжепринимать решения о наложении штрафов за нарушение антимонопольного законодательстваи неисполнение предписаний министерства, обращаться в суд или арбитраж с искамии заявлениями, направлять в прокуратуру материалы о возбуждении уголовного делапо признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольногозаконодательства.
Я думаю, чтонельзя сворачивать с правильно выбранного пути. Ведь переход к рынку являетсяпоказателем демократизации России, предоставления свободы экономическойдеятельности каждому человеку и укрепления прав собственника. Данные категориивыступают самыми яркими показателями возрождения России. И пусть переход крынку у нас происходит очень болезненно, медленно, что, впрочем, естественно,однако, я уверена, если мы пройдем, весь этот трудный путь до конца, Россиябудет цивилизованным государством во всех отношениях.
Библиографическийсписок
1. Конституция Российской Федерации. –Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации(по состоянию на 1 февраля 2006 года). – М.: Омега – Л, 2006.
3. Таможенный кодекс РоссийскойФедерации (по состоянию на 1 апреля 2006 года). // www.tamognia.ru
4. О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон. №88-ФЗ. 14 июня1995 г // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., №12, ст.1093.
5. О лицензировании отдельных видовдеятельности. Федеральный закон. №128-ФЗ. 8 августа 2001 г. // info.rk-audit.ru
6. О техническом регулировании.Федеральный закон. №184-ФЗ. 27 декабря 2002 г. // www.rg.ru
7. О приватизации государственного имуниципального имущества. Федеральный закон. №178-ФЗ. 21 декабря 2001 г. // www.rg.ru
8. О несостоятельности (банкротстве).Федеральный закон. №127-ФЗ. 26 октября 2002г. // www.rg.ru
9. Балацкий Е. Особенности российскоймодели управления государственным сектором // Проблемы теории и практикиуправления — 2002. №2.
10. Биктимирова З.Государственное управление и качество жизни населения // Общество и экономика.- 2003. — №3.
11. Конышев С.Проблемы управления государственным сектором в России // Государственная служба– 2005. №2.
12. Койчхев Н.Государственное управление при переходе от планового хозяйства к рыночному //Проблемы теории и практики управления — 1998. №1.
13. Лугвин С. Переходк новой модели государственного управления в постиндустриальном обществе //Проблемы теории и практики управления – 2004. №4.
14. Макаревич Л.Государство в России должно научиться управлять рыночными реформами // Обществои экономика — 2003. — №9.
15. Наумов С., СлоновН. Президентский проект и исторический тип управления // Государственная служба– 2005. №1.
16. Пикулькин А.В.Система государственного управления: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
17. Чернышева А.Механизм государственного управления в переходный период //Государственнаяслужба -2002. №5.
18. Ярцун С.В.Оптимизация системы государственного регулирования рыночной экономики страны набазе экономико-математических методов // Проблемы теории и практики управления- 2000. № 7.