Реферат по предмету "Экономика"


Основы потребительской кооперации в РФ

Содержание
Введение. 2
Глава 1. Цель и основные направления программыстабилизации и развития потребительской кооперации РФ до 2010 года. 4
Глава 2. Направления развития новой системыкооперативного управления  8
Глава 3. Организационная структура потребительскойкооперации и ее совершенствование. 16
3.1 Понятие о «хозяйственной единице» в потребительскойкооперации. 16
3.2 Новый орган управления в потребительской кооперации –совет. 20
3.3 Роль правления в деятельности предприятийпотребительской кооперации  24
Заключение. 26
Библиографический список. 28

Введение
Длительное время (1917-1991 гг.) российская кооперацияразвивалась в условиях действия административно-командной модели управления.Для нее было характерным ограниченная самостоятельность кооперативов иустановление важнейших плановых заданий их развития из центра, нагосударственном уровне. В 1992-1996 гг. после принятия Закона о потребительскойкооперации 1992 г. в российской потребительской кооперации была опробованалиберальная модель управления, в соответствии с которой потребительскиеобщества получили практически ничем, кроме Закона, неограниченнуюсамостоятельность в своей деятельности. Опыт показал, что для России неподходит ни административно-командная, ни либеральная модель управления.Поэтому в 1997 году был принят новый Закон о потребительской кооперации, всоответствии с которым формируется модель кооперативного управления,основанного на сочетании самоуправления потребительских обществ с регулирующимвоздействием на их развитие кооперативных центров, т.е. союзов.
Наиболее глобальной проблемой является обеспечениецелостности и управляемости потребительской кооперации как системы. От этогозависит ее экономическая мощь и авторитет в обществе. На пути решения даннойзадачи имеются как несомненные достижения в процессах консолидациипотребительских обществ вокруг союзов и в укреплении их экономики, так инеудачи, проявляющиеся в сепаратистских тенденциях, в использованиикооперативной собственности и кооперативного имиджа в частных интересах.
В данной курсовой работе рассматривается вопросысовершенствования организационной структуры управления потребительскойкооперации в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации(потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Глава 1. Цель и основныенаправления программы стабилизации и развития потребительской кооперации РФ до2010 года
В соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации(потребительских обществах, их союзах) в РФ» и уставами потребительских обществукомплектовать организации всех уровней управления кадрами руководителей испециалистов, компетентными в экономике, финансах, менеджменте (управлении),для которых интересы потребительской кооперации являются приоритетными.
Принимать меры, в соответствии с уставом потребительскогообщества, к освобождению руководителей организаций, длительное время работающихубыточно. При назначении председателей, членов правления, руководителейорганизаций и предприятий внедрять контрактную систему.
Объемы отраслей хозяйственной деятельности увеличивать доразмеров, обеспечивающих безубыточную деятельность учитывая, что стабилизация иразвитие потребительской кооперации зависят, в первую очередь, отвзаимодействия заготовок, производства и торговли, создания заготовительно — производственно — торгового комплекса.
Систематически проводить работу по сокращению числаюридических лиц (организаций и предприятий на самостоятельном балансе), чтопозволит уменьшить издержки обращения, налоговые выплат, сконцентрировать дляхозяйственной деятельности материальные, финансовые и трудовые ресурсы.Внедрять внутренний хозрасчет для усиления контроля за результатами труда,повышения материальной заинтересованности в увеличении объемов и улучшениекачественных параметров деятельности.
Совершенствовать управление финансами (финансовыйменеджмент), соблюдать режим экономии как главную задачу по преодолениюубытков, сокращать кредиторскую задолженность, в первую очередьвнутрисистемную, принять меры по ускорению оборачиваемости товаров,систематически отслеживать ликвидность, платежеспособность, финансовуюустойчивость предприятия, осуществлять расчеты по минимизации налогов имаксимизации прибыли. Увеличивать собственный оборотный капитал, использоватьвозможности фонда развития потребительской кооперации, привлекать навзаимовыгодных условиях средства пайщиков и некооперированного населения. [5, с.55]
Сосредоточить свободные собственные и заемные средства науровне потребсоюзов с целью более эффективного их использования.
Развивать отрасли и виды деятельности, способные принестидополнительные доходы (торговля медикаментами, комиссионная торговлянепродовольственными товарами, сельскохозяйственное производство, переработкарыбы и рыбопродуктов, мукомольное производство, бытовые и производственныеуслуги).
Укреплять сотрудничество с органами местногосамоуправления, банками, страховыми обществами, налоговыми службами, пенсионнымфондом, почтовыми отделениями на договорной основе, защищая экономические интересыпотребительской кооперации.
Совершенствовать механизм товарного кредитования пайщиков(отпуск товаров под запись в амбарных книгах), применять другой механизмподдержки пайщиков: выдачу товаров на договорной основе с указанием в договоре,какие товары сдаст пайщик, по какой цене, на какую сумму; на какую суммукооператив выдаст ему продукты питания и другие товары; в какие сроки будетпроизводиться сверка взаимных расчетов.
Разработать и осуществить программу социальногоуправления, предусмотреть в ней меры повышения экономического участия пайщиков,увеличения их численности, формы кооперативных выплат, механизм отслеживанияпокупок пайщикам (паевая книжка, ведомость учета покупок и т.д.).
Внедрить экспертизу правомерности отчуждения объектовсобственности для их возврата системе, определить перечень объектов недвижимогонеделимого имущества, имеющего решающее значение для обеспечения стабильностиорганизации, которое не может быть реализовано без решения общего собранияпайщиков, разработать механизм повышения эффективности использованияматериально -технической базы.
В областных (краевых, республиканских) потребсоюзахсоздать юридические консультационные отделы, которые могли бы функционироватьна внутреннем хозрасчете, оказывая платные услуги на сторону в дополнение кконсультационным услугам в системе. Оснастить такие отделы компьютерами, иметьсовременные программы, отслеживающие все изменения в нормативных актах,касающиеся отраслей деятельности потребительской кооперации.
По такому же принципу самостоятельно или в составеюридического консультационного отдела (или финансово — экономическогоуправления) можно иметь специалиста по налогам и налогообложению дляотслеживания всех изменений и своевременного принудительного оповещенияпотребсоюзов и потребительских обществ о всех изменениях налогов иналогообложения, о технологии их отражения в учете и отчетности, о возможностяхуменьшения налогооблагаемой базы и т.д. Эта служба могла бы существовать навнутреннем хозрасчете, иметь возможность стимулировать своих работников иприносить доход потребительскому союзу.
Целесообразно иметь в областных (краевых,республиканских) потребсоюзах аудиторскую службу, ориентированную и на систему,и на сторонних клиентов. Основная функция такой службы — аудиторские проверкиорганизаций потребительской кооперации в соответствии со статьей 26.2 Закона РФ«О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ».Аудиторская служба могла бы функционировать на внутреннем хозрасчете,обеспечивая оплату своих работников и доходы потребсоюзу, ее учредившему.
Одним из направлений является развитие и внедрениемаркетинга. Он включает в себя совокупность методов и приемов, используякоторые организация удовлетворяет нужды потребителей и получает доходы. В новыхусловиях конкуренции эффективность работы любой организации определяетсяактивностью и опытностью в изучении рынка и использовании его результатов.
Маркетинговая деятельность в потребительской кооперациидолжна обеспечить изучение спроса на товары и услуги; формированиепотребностей; проведение активной товарной политики; активизацию сбыта товарови услуг; рекламу и стимулирование продажи товаров [3, с.89].

Глава 2. Направления развитияновой системы кооперативного управления
Новая модель кооперативного управления ориентирует наусиление управленческого (регулирующего) воздействия союзов на развитиепотребительских обществ. Недостаточно сводить это воздействие только к контролюи административным мерам. Союзы по отношению к потребительским обществам должныосуществлять программирующую, координирующую, консолидирующую, инициирующую,консультирующую и контролирующую функции. Для реализации этих функцийцелесообразно создать при каждом областном, краевом, республиканском союзеобщественный совет (или группу) консультантов из преподавателей кооперативныхвузов (их филиалов), техникумов и других образовательных учреждений.
К настоящему времени в России созданы основы новойсистемы кооперативного управления. Разработана Программа стабилизации иразвития потребительской кооперации Российской Федерации до 2010 года.
Реформируется организационная структура в направленииобеспечения большей управляемости, устойчивости и усиленияконкурентоспособности потребительских обществ. Развиваются горизонтальные(договорные) и вертикальные (иерархические) связи между потребительскимиобществами и союзами. Созданы представительные органы самоуправления пайщиков —советы потребительских обществ и их союзов. Укрепляются органыпрофессионального управления — правления. Меняется структура аппаратауправления, особенно в союзах, где повышается доля специалистов поинформационным технологиям, маркетингу, налоговому планированию, аудиту,управлению недвижимостью, работников юридической службы. [6, с.20]
Все это позитивные тенденции. Однако имеются и негативныеизменения. К ним относятся неоправданный отказ от планирования, свертываниеорганизационно-кооперативной работы, ликвидация в ряде потребсоюзов ревизионныхслужб.
Благодаря инициативе Центросоюза в управлении потребительскойкооперации России за последние годы повысилась роль научного консультирования.Преподавателями Московского, Белгородского и Сибирского университетовпотребительской кооперации обследована и проанализирована деятельностьнескольких десятков кооперативных организаций, разработаны рекомендации посовершенствованию их деятельности, проведена учеба специалистов и руководителейпо антикризисному управлению. Внедряется стратегический подход в управлении.Создан стратегический альянс потребительской кооперации с другими видамикооперации (АКОР). Меняется система мотивации кадров управления, их трудначинает увязываться с конкретными доходами, получаемыми кооперативнымиорганизациями и предприятиями.
Новая система кооперативного управления дает положительныерезультаты, но они пока проявились не во всех, а лишь в отдельных кооперативныхорганизациях. Поэтому необходимо продолжить развитие системы управления вследующих направлениях:
реструктуризации кооперативных организаций и предприятий,перевода их на единый баланс, укрепления их финансовой устойчивости;
распространения элементов рыночных отношений на отношениявнутри кооперативных организаций путем расширения практики внутрихозяйственногорасчета и внедрения внутрисистемных хозяйственных договоров;
уточнения разграничения функций и полномочий советов иправлений, совершенствования их взаимодействия;
усиления регулирующего управленческого воздействия союзовна деятельность потребительских обществ;
формирования профессионального аппарата управления кооперативнымиорганизациями, включающего специалистов по планированию, маркетингу,производству, заготовкам, коммерции, финансам, информационным технологиям,праву, связям с пайщиками, общественностью, местными и федеральными органамивласти;
осуществления мер по антикризисному управлению в целяхобеспечения финансовой устойчивости кооперативных организаций и предприятий ипредупреждения их банкротства;
повышения ответственности и мотивации работниковпотребительской кооперации в направлении более тесной увязки результатов ихтруда с доходами, получаемыми кооперативными организациями и предприятиями [2, с.8].
Суть развития организационных форм и моделейпотребительского кооператива состоит в том, что в сельскохозяйственномпроизводстве разные механические, биологические и экономические процессы иоперации имеют свои оптимальные режимы и размеры. Например, оптимальный размерпотребительского кооператива совсем не должен соответствовать сбытовому илиперерабатывающему кооперативу, оптимум которого зависит от разных факторов, втом числе и от степени транспортабельности разных видов сырья. Оптимум следуетискать не в масштабах производства, а там, где имеет место минимальный уровеньсебестоимости единицы продукции, то есть где на единицу затрат получаютмаксимум продукции. В этом и заключается социально-экономический смысл развитияорганизационных форм потребительской кооперации. Он находит свое отражение ворганизационно-правовой форме предприятия, так как организационно-правоваяформа выступает своеобразным посредником при передаче санкционированныхгосударством «правил экономической игры» к его самоуправленческим началам,определенных уровнем развития производства. В то же времяорганизационно-правовая форма — это не только способ организации и деятельностипредприятия, но и мера ответственности его участников. По обязательствампредприятия — это способ обобществления средств труда, предметов труда и егорезультатов, это — комбинация факторов производства и механизмов управленияими. Поэтому в каждом конкретном случае построения организационных форм нужнонайти оптимальный уровень кооперативных взаимоотношений между участникамикооператива и показать, как нарушение или изменение условий сотрудничества врамках кооперации может сказаться на эффективности хозяйствования любого изучастников.
Также успех организационной формы кооператива во многомзависит от того, насколько эффективно взаимодействуют три его управленческихэлемента: члены кооператива — пайщики; избираемые членами кооперативадемократические органы управления и их объединения (союзы); наемные работники влице менеджеров и других сотрудников, работающие на постоянной или временнойоснове. Именно в таких условиях начинают максимально проявляться реальныеинтересы, как каждого члена кооператива, так и кооперативного объединения вцелом. По нашему мнению, организационные формы потребительской кооперациивыступают своеобразным механизмом согласования социально-экономическихинтересов пайщиков, менеджмента потребительского кооператива и его союзногоформирования и экономических интересов государства. При этомсоциально-экономические интересы пайщиков представлены потребностью вмеханизмах защиты объектов кооперативной собственности и в справедливых формахраспределения результатов экономической деятельности кооператива, интересыменеджмента — в возможности и наличии механизмов эффективного управления, аинтересы государства — правовыми регламентациями включения системыпотребительской кооперации в экономическое пространство с его налоговыми,бюджетными и другими финансовыми обязательствами. Поэтому организационная формаконкретного потребительского общества сочетает в себе два бытия — экономическоеи правовое, частное и публичное, гражданское и государственное, где первыевыражают сущность данного вида собственности, а вторые определяют правовыевозможности и ограничения управления организованной собственностью. В этойсвязи принципиальный вопрос восстановления статуса первичного звена — потребительского кооператива — также важен для совершенствованияорганизационного построения всей системы потребительской кооперации и ееуправленческой структуры.
Если в других странах кооператив сразу выходит на свойнациональный союз, то в России из-за огромных расстояний и множестваадминистративных единиц организационное построение потребкооперации иное, чемна Западе (рис. 1).
/>
Рис. 1. Схема организационного построения потребительскойкооперации Российской Федерации.
Под реформой предприятий потребительской кооперации внастоящей концепции понимается изменение принципов действия коммерческихорганизаций, направленных на их реструктуризацию, способствующую улучшениюуправления предприятиями, повышению эффективности производства иконкурентоспособности выпускаемой и реализуемой продукции, производительноститруда, снижения издержек, улучшению финансово-экономических результатовдеятельности, а также мер по государственной поддержке указанных изменений.
Одним из основных препятствий на пути к экономическомуросту ПК становится медленный процесс преобразований на уровне предприятий.
К числу наиболее характерных для настоящего временипроблем, препятствующих их эффективному функционированию в сложившихся рыночныхотношениях, следует отнести:
1. неэффективность системы управления предприятием,обусловленную:
отсутствием стратегии в деятельности предприятия иориентацией на краткосрочные результаты в ущерб средне- и долгосрочным;
недостаточным знанием конъюнктуры рынка;
неэффективностью финансового менеджмента и управления издержкамипроизводства;
низким уровнем квалификации менеджеров и персонала,отсутствием трудовой мотивации работников;
2. низкий уровень ответственности руководителей передпредприятием и работниками за последствия принимаемых решений, сохранность иэффективное использование имущества предприятия, а такжефинансово-хозяйственные результаты его деятельности.
Несмотря на наличие в правовых и законодательных актахряда положений, позволяющих работникам (пайщикам) контролировать деятельностьпредприятия, реальный механизм разграничения функций, полномочий иответственности между собственниками и управляющими еще не отлажен.
Для устранения отмеченных негативных тенденций необходимосконцентрировать внимание на обеспечении эффективного развития предприятия какосновного структурного элемента системы потребительской кооперации. Для этогонеобходимо как изменение среды функционирования предприятия, так истимулирования внутренних преобразований на предприятиях потребительскойкооперации. Целью реформирования предприятий потребительской кооперацииявляется реструктуризация, способствующая улучшению управления на предприятиях,стимулированию их деятельности по повышению эффективности производства,заготовительной деятельности, общепита, конкурентоспособности продукции, атакже производительности труда, снижению издержек, улучшению финансовоэкономических результатов.
В условиях экономического спада платежного кризисасистема ПК неспособна самостоятельно реформироваться без государственнойподдержки. Приоритетными задачами реформы предприятий и всей системыпотребительской кооперации являются:
обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
защита прав акционеров;
четкое разграничение ответственности участников(учредителей) и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления,обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале АО;
обеспечение учредителей, акционеров, участников,инвесторов, кредиторов достоверной информацией о финансово-экономическомположении предприятий;
создание эффективного механизма управления предприятием.
Современное состояние агропромышленного комплекса Россиив условиях рынка и формирования многоукладной экономики показывает, что резкийспад производства сельскохозяйственной продукции в значительной мере произошелв результате нарушения и разрыва межхозяйственных связей на региональном,отраслевом и внутрипроизводственном уровнях субъектов хозяйствования. В этихусловиях возникла объективная необходимость в качественно новом подходе кразвитию организационных форм потребительской кооперации, как в самой системе,так и в составе АПК. В пользу этого положения говорят два факта. Во-первых,именно интегральная природа АПК обуславливает свойственный современномусельскому хозяйству агропромышленный тип производства, в котором все основныестадии связаны между собой так, что каждая стадия является продолжениемпредыдущей и исходной для последующей. Во-вторых, социально-экономическоеположение потребительской кооперации в значительной мере определяется факторамивнешней среды: развитие отраслей специализации АПК, развитие внутреннего рынкасельскохозяйственного сырья и продовольствия, финансово-экономическимивозможностями пайщиков и остального населения, предприятий агросферы,совокупным платежеспособным спросом на продукцию и услуги потребительскойкооперации в сельской местности, экономическим потенциалом региона. Так какпотребительская кооперация — это открытая система, практическое осуществлениеэтой задачи может быть путем создания разнообразных организационных форм и моделейкооперативных формирований и разработки соответствующих мер поддержки на разныхуровнях власти. При этом определяющее значение в этом процессе имеетутверждение статуса первичного звена потребительской кооперации как«добровольно созданной гражданами общественно-хозяйственной организации длясовместной деятельности». Другими словами, речь идет о возрождениипотребительского кооператива как основного элемента системы потребительскойкооперации в структуре агропромышленного комплекса.

Глава 3. Организационнаяструктура потребительской кооперации и ее совершенствование
3.1 Понятие о «хозяйственнойединице» в потребительской кооперации
Основу формирования новой системы управления составляетреструктуризация кооперативных организаций. Это их структурная перестройка вцелях эффективного распределения и использования всех ресурсов, в интересахпайщиков и работников, которая заключается в создании комплекса хозяйственныхединиц (бизнес-единиц) на основе:
реорганизации (разделения, соединения, ликвидации,передачи) действующих;
организации новых хозяйственных единиц.
Хозяйственная единица — это отдельно управляемаякооперативная организация или ее подразделение, юридически самостоятельные илинесамостоятельные, полностью или частично экономически обособленные иответственные за свою деятельность. Юридически самостоятельная хозяйственнаяединица является центром ответственности за прибыль и инвестиции, юридическинесамостоятельная — центром ответственности за затраты. Юридическисамостоятельная хозяйственная единица представляет собой комплекс юридическинесамостоятельных. Основными ориентирами при образовании юридическисамостоятельных хозяйственных единиц в условиях российского кризиса являютсяобеспечение их конкурентоспособности (запаса прочности) на рынке и минимизацияналогов, уплачиваемых в бюджеты различных уровней. [8, с.89]
Успех реструктуризации кооперативных организаций вомногом зависит от кадровой политики. Реструктуризация не приносит ожидаемого результата,если во главе новой или реорганизуемой хозяйственной единицы ставитсяруководитель, который довел кооперативную организацию или предприятие добанкротства.
В этой связи целесообразно ввести регулярные аттестациируководителей и специалистов с использованием рейтинговых оценок и учитывать ихназначении на должность.
О реальных изменениях в организационной структурепотребительской кооперации можно судить по данным табл. 1.
Таблица 1
Изменения в организационной структуре потребительскойкооперации в 2002-2003 гг.Показатели 01.7.02 01.1.03 01.7.03 01. 7.03. в % к 01.7.02
Кол-во сельпо и горпо,
в т.ч. убыточных
2074
1604
2042
1361
1999
976
96,4
60,8
Количество райпо,
в т.ч. убыточных
1430
1087
1346
933
1344
722
94,0
66,4
Кол-во райпотребсоюзов,
в т.ч. убыточных
260
224
231
193
220
206
84,6
92,0
Приведенные данные свидетельствуют об укрупнениикооперативных организаций, как на сельском, так и на районном уровне, осокращении доли убыточных организаций. За последний год процесс укрупненияохватил не только сельские, но и районные общества. Райпо стали основной,преобладающей организационной формой кооперативной организации в районе. Ихпреимущества состоят в следующем[3, 98]:
По сравнению с райпотребсоюзом райпо более организационноустойчивы. Выход из райпо нескольких десятков или даже сотен пайщиковсущественно не сказывается на райпо. Напротив, выход из райпотребсоюза дажеодного — двух потребительских обществ ставит под угрозу существованиерайпотребсоюза.
В райпо происходит консолидация кооперативного хозяйства.Возможности манипулирования пайщиками в частных интересах уменьшаются. Процессыотчуждения собственности, деления, объединения, изменения организационных формуправления кооперативными предприятиями, завоза товаров с районных и межрайонныхбаз становятся управляемыми и контролируемыми.
С образованием райпо взамен нескольких сельскихпотребительских обществ уменьшается количество плательщиков и объем налогов. Поэтой причине главы местных администраций в ряде случаев препятствуют укрупнениюкооперативных организаций.
Наметилась тенденция укрупнения самих райпо.
Сейчас общее количество райпо и райпотребсоюзов в Россиименьше, чем количество районов. Это значит, что мы вступили на путь созданиямежрайонных потребительских обществ.
В райпо выше уровень кооперативного менеджмента, нижеиздержки обращения. Не случайно на 01.7.99 г. доля прибыльных райпо составила46,3%, а райпотребсоюзов — только 6,4%.
Во многих европейских странах процесс слияния местныхпотребительских кооперативов в районные уже завершился, а в ряде странобразовались кооперативные общества на уровне областей и даже страны в целом(потребительский кооператив «Конзум-Австрия» и Е-кооператив в Финляндии).Концентрация и слияние потребительских кооперативов используется как средствосоздания конкурентных преимуществ кооперации перед частнымипредпринимательскими структурами. Вышесказанное не означает отрицания сельскихпотребительских обществ и их союзов. В крупных районах с рассредоточеннойторговой сетью и недостаточно развитыми коммуникациями их существованиеоправдано.
Позитивным процессом структурной реорганизациипотребительской кооперации является сокращение количества самостоятельныхорганизаций и предприятий путем перевода их на единый баланс.
Программой стабилизации и развития потребительскойкооперации Российской Федерации до 2010 года это сокращение предусматриваетсяпочти на 30%. Этот стратегический ориентир в целом выдерживается. По Программеколичество хозрасчетных организаций и предприятий в 2003 г. в России должно составлять7594, в т.ч. убыточных 4468. Фактически на 01.7.03 г. имелось 7368 хозрасчетныхорганизаций и предприятий, из них 3601 убыточных. [13, с. 10]
Долгое время в потребительской кооперации господствовалаустановка на увеличение количества организаций и предприятий, состоящих наполном хозрасчете. Существовало мнение, что чем их больше, тем лучше. Пораотказаться от этого устаревшего стереотипа мышления.
Ситуация кардинально изменилась и в основе выделенияхозрасчетной организации или предприятия должны лежать не амбиции ихруководителя, а соображения экономической целесообразности,конкурентоспособность, то есть эффективная деятельность на потребительскомрынке — вот главный критерий, которому должна удовлетворять кооперативнаяорганизация на самостоятельном балансе.
Анализ показывает, что перевод на единый баланс имеет ряддостоинств:
Уменьшается количество плательщиков налогов иналогооблагаемая база за счет того, что товарооборот между хозяйствующимисубъектами, бывшими ранее самостоятельными, становится их внутренним оборотом.
Сокращается административно-управленческий аппарат засчет объединения многочисленных мелких функциональных управленческих служб.
Восстанавливаются цепочки технологических связейразличных отраслей деятельности потребительской кооперации и сокращаетсяпродолжительность общего цикла хозяйственной деятельности.
Достигается экономический эффект от экономии наусловно-постоянных расходах.
Обеспечивается комплексность обслуживания населения засчет устранения административных и других перегородок.
Происходит концентрация финансовых ресурсов и ихиспользование на приоритетных направлениях.
3.2 Новый орган управления впотребительской кооперации – совет
В соответствии с Законом РФ о потребительской кооперациив кооперативных организациях наряду с давно действующими органами управления,такими, как общее собрание пайщиков (их уполномоченных) и правление, введенновый орган управления — совет. На начало 2004 года в штатных расписанияхпотребительских обществ и союзов значится 2841 должность председателя совета итолько 2163 должности председателя правления, из которых 147 должностей быливакантными. Прежде всего, следует отметить, что советы не надуманы и ненавязаны сверху, в России имеется опыт использования советов как органовуправления в дореволюционное время создание советов предусматривалось ужепервым Нормальным уставом потребительского общества, утвержденнымправительством в 1897 г. При этом совету в системе управления отводилиськонтрольные функции наблюдения за соблюдением устава и исполнением решенийобщего собрания, функции утверждения правил ведения делопроизводства,счетоводства и отчетности, подготовки заключения об отчетах правления и разборажалоб на его действия.
В советское время традиции советов были продолжены.Возможность их создания была предусмотрена Постановлением ЦИК и СНК СССР от 24мая 1924 г. «О потребительской кооперации». Конкретное решение о созданиисовета принимало общее собрание потребительского общества [7, с.78].
В конце 80-х гг. XX в. была предпринята попытка оживитьдеятельность советов, которые были созданы в потребсоюзах. Однако этот опыт небыл удачным, в частности потому, что не удалось найти взаимоприемлемые формы ихвзаимодействия с правлениями.
В зарубежной практике управления имеется какмонистическая система органов в лице правления, так и дуалистическая система,включающая совет — правление. При этом советы выполняют контрольные, а в частистратегических решений также и распорядительные функции. Кроме того, ониназначают и отзывают членов правлений. По наиболее важным вопросам существуетвзаимная ответственность советов и правления. Важно отметить, что в ряде странкооперативы вправе самостоятельно делать выбор между монистической и дуалистическойсистемами управления. В небольших по численности пайщиков и объему деятельностикооперативах целесообразным считается создание одного органа управления —правления.
В Великобритании действует Агентство развитиякооперативов. Руководящий состав Агентства назначается правительством из лиц,представляющих кооперативное движение. Средства этой организации формируются извыделяемых правительством субсидий. Задача Агентства — стимулированиекооперативного движения в стране. Средствами достижения этой задачи являютсяоказание консультаций кооперативам, лицам, которые намереваются основатькооператив, представление рекомендаций правительственным учреждениям повопросам кооперации, разработка экономических проектов, которые могут бытьвыполнены на кооперативной основе. Кооперативы приравнены к коммерческимструктурам и не пользуются льготами при налогообложении, в целом жепрослеживается тенденция государственной поддержки деятельности кооперативов. ВоФранции существует министерство социальной экономики, которое занимаетсясозданием условий для развития кооперации, но не вмешивается в хозяйственнуюдеятельность кооперативов. Государство рассматривает кооперацию как третий(после государственного и частного) сектор экономики. Данный опыт отношенийгосударства и кооперации представляет интерес для России, где государство нафедеральном и региональном уровнях еще не окончательно определилось в своемотношении к кооперации, а в правительстве нет органа, который бы координировалее развитие. Законодательство Франции, касающееся кооперативов, признаеткоммерческий характер их деятельности, но в то же время ремесленные,транспортные, морские и сельскохозяйственные кооперативы полностьюосвобождаются от уплаты налогов на прибыль. Очевидно, российская кооперациядолжна использовать опыт западноевропейской кооперации в лоббировании своихинтересов через представителей в парламенте. Это можно осуществить путемподдержки тех политических партий, которые в своих программах учитываютинтересы развития кооперации[12, 57].
На основе анализа кооперативного законодательства,действующего в зарубежных странах, особенно в развитых западноевропейскихстранах, могут быть сделаны следующие выводы, которые, по нашему мнению, имеютнепосредственное отношение к развитию потребительской кооперации России. Преждевсего, это историческая преемственность в развитии кооперативногозаконодательства. Первые кооперативные законы в большинстве государств ЗападнойЕвропы были приняты во второй половине XIX века. И ни один из них не былотменен. В XX веке к кооперативным законам были приняты поправки, основнойсмысл которых состоял в расширении возможностей кооперации в условияхусиливающейся конкуренции и усложнения хозяйственных связей.
Следует отметить, что зарубежный опыт развитиякооперативного движения, анализ его, позитивных и негативных процессовпоказывают, что сохраняются объективные предпосылки для устойчивого развитиякооперативного движения, как на глобальном, так и на региональном уровне.
В основе введения советов в потребительской кооперации Россиилежит целесообразность разделения властей, имеющая следующие цели:
предотвращение злоупотреблений, возникающих в результатеконцентрации власти в одних руках;
учет в управлении интересов различных социальных групп(пайщиков, работников, менеджеров) и их вовлечение в процесс принятияуправленческих решений;
создание сдержек и противовесов в системе управления.
Советы создаются в интересах пайщиков, являютсяпредставительными органами самоуправления пайщиков и призваны обеспечитьдемократизм в управлении кооперативными организациями. Это предъявляетсоответствующие требования к членам совета: знание нужд и чаяний пайщиков,приверженность кооперативным ценностями принципам, способность их отстаивать ипроводить в жизнь, организаторские качества, готовность работать в совете наобщественных началах. В настоящее время 90% членов советов составляютработники-пайщики и только 10% пайщики, не работающие в потребительскойкооперации.
В соответствии с Законом о потребительской кооперациисоветы наделены контрольными и распорядительными полномочиями.
Деятельность советов направлена на осуществлениесоциальной миссии (основного предназначения) потребительского общества илисоюза. Критерий оценки деятельности совета — зашита интересов и обеспечениеудовлетворения спроса членов-пайщиков на товары и услуги при рациональномиспользовании ресурсов. Данный критерий конкретизируется в системе показателей,в основе которых лежат наказы членов-пайщиков.
Эти показатели включают объемы товарооборота, услуг,чистой прибыли, кооперативных выплат, льгот для членов-пайщиков, показателиразвития материально-технической базы, социальной сферы и др. Показатели оценкидеятельности советов устанавливают общие собрания членов-пайщиков(уполномоченных, представителей) потребительских обществ и союзов.

3.3 Роль правления в деятельностипредприятий потребительской кооперации
В отличие от совета, являющегося представительным органомсамоуправления членов-пайщиков, правление призвано осуществлятьпредпринимательские функции. Правление выступает как коллективныйпредприниматель, деятельность которого должна осуществляться на основеконтракта, заключаемого с советом потребительского общества и союза.Кооперативное предпринимательство должно развиваться не вне, а внутри, т.е. врамках системы потребительской кооперации в соответствии с ее ценностями ипринципами. Это важно подчеркнуть, поскольку в ряде кооперативных организацийимеются попытки самоустранения правлений от предпринимательских функций и ихпередача частным предпринимателям.
Критериями при назначении на должность членов правленийдолжны стать высокие профессиональные, деловые и личные качества: специальное,по возможности высшее образование, инициативность, способность выдвигать иреализовывать новые коммерческие идеи, ориентация на эффективность и качество,умение действовать в условиях рыночной неопределенности и риска, находитьнестандартные решения, соблюдать нормы деловой этики, быть готовым ксотрудничеству с другими членами правления и с советом.
В настоящее время из работающих председателей правленийвысшее образование, соответствующее занимаемой должности, имеют лишь 40%,обучаются в высших учебных заведениях 2,6%. Основная часть председателейправлений имеет среднее профессиональное образование.
Деятельность правлений должна быть направлена на созданиесоответствующих экономических условий для выполнения социальной миссиипотребительских обществ и союзов. Это обусловливает необходимость ее оценки поэкономическим показателям динамики деловой активности, объемов деятельности,доходности (рентабельности, финансовой устойчивости, платежеспособности)кооперативных организаций. Плановые задания и перспективы этих показателейустанавливают советы потребительских обществ и союзов. В дополнение к ним приоценке деятельности правлений могут использоваться характеристики степени(качества) выполнения правлениями своих функций и полномочий, которыепредусмотрены Положением о правлении.
После разграничения полномочий советов и правлений сталпроисходить обратный процесс их сращивания. Учитывая противозаконность инежелательность такого сращивания, Центросоюз в 2003 году разработал Примерноеположение о правлении союза потребительских обществ. К ряду положений относитсяправо принятия самостоятельных решений об утверждении штатного расписания,положения об оплате труда, назначение и увольнение главных бухгалтеровучреждений, организаций, предприятий, созданных союзами, о размещении денежныхсредств, ценных бумаг в банках, о сдаче в аренду помещений и т.д. [14, с.40]

Заключение
Новая модель кооперативного управления ориентирует наусиление управленческого (регулирующего) воздействия союзов на развитиепотребительских обществ.
Союзы по отношению к потребительским обществам должныосуществлять программирующую, координирующую, консолидирующую, инициирующую,консультирующую и контролирующую функции. Для реализации этих функцийцелесообразно создать при каждом областном, краевом, республиканском союзеобщественный совет (или группу) консультантов из преподавателей кооперативныхвузов (их филиалов), техникумов и других образовательных учреждений.
Реформируется организационная структура в направленииобеспечения большей управляемости, устойчивости и усиленияконкурентоспособности потребительских обществ. Развиваются горизонтальные(договорные) и вертикальные (иерархические) связи между потребительскимиобществами и союзами. Созданы представительные органы самоуправления пайщиков —советы потребительских обществ и их союзов. Укрепляются органы профессиональногоуправления — правления. Меняется структура аппарата управления, особенно всоюзах, где повышается доля специалистов по информационным технологиям,маркетингу, налоговому планированию, аудиту, управлению недвижимостью,работников юридической службы.
В новых условиях конкуренции эффективность работы любойорганизации определяется активностью и опытностью в изучении рынка ииспользовании его результатов.
Маркетинговая деятельность в потребительской кооперациидолжна обеспечить изучение спроса на товары и услуги; формированиепотребностей; проведение активной товарной политики; активизацию сбыта товарови услуг; рекламу и стимулирование продажи товаров.
Практика показывает, что в современных условиях путькооперирования, предполагающий, прежде всего взаимопомощь фермеров, оказываетсянаиболее действенным. Это обусловлено тем, что в большинстве хозяйств имеющихрастениеводческую специализацию, занятость работников в полевой периоднеравномерная, поскольку напряженные периоды, в зависимости от видов возделываемыхкультур, не совпадают по времени. Поэтому фермеры имеют возможность выполнятьнаиболее трудоемкие виды работ с помощью соседей, в хозяйствах которыхзанятость в данный момент минимальная.
В настоящее время продолжает набирать силу процессразвития простейших форм производственной кооперации крестьянских хозяйств,когда сами фермер создают малые первичные производственные образованияпреимущественно по совместному использованию земли, техники, трудов ресурсов.Необходимость создания таких объединений продиктовано тем, что в существующихэкстремальных условиях в одиночку фермерам просто не выжить. Именно поэтому оничаще прибегают к взаимопомощи и выручке друг друга семенами, горючим, техникой,кормами. Такие отношения обычно строятся на основе устной договоренности,взаиморасчетов и реже условиях коммерческих сделок.
Большим тормозом в развитии крестьянских хозяйствявляется отсутствие в районах и регионах России хорошо налаженного сбыта ихпродукции и материально-технического снабжения. Именно по этой причине многиехозяйства ежегодно несут большие затраты, а многие фермеры полностью прекращаютсвою производственную деятельность.

Библиографический список
1.        Гражданский кодекс РФ. — М: Право, 2002. — 456с.
2.        Брагин Н.И. Взаимоотношение потребительской кооперации с органамивласти. // Потребительская кооперация — социально -ориентированная система.Материалы научно-практической конференции. — М.:1999. — 190 с.
3.        3.Кабанов А.Ю. Кооперативный сбыт сельскохозяйственных продуктов в 20-егоды// Кооперация как компонент рыночных отношений: проблемы теории и истории.-Иваново: 1996. — 234с.
4.        Коряков И.А., Корякова Л.Х. Зарождение кооперации в России // КооперацияСибири в XX в.: теория, историография, источники. — Вып. 2. — Новосибирск: 1996- 305с.
5.        Прижигалинский В.П. Кооперация в переходной экономике. Ставрополь: 2000.- 478с.
6.        Кооперация. Место и роль в экономической истории. / Под ред.Виноградова. М.:1990. — 399 с.
7.        Теория и история кооперативного движения. Учебное пособие. / Под ред.Макаренко А.П. — М.: 2000.
8.        Реформирование организационного построения потребительской кооперации наоснове Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, ихсоюзах) в РФ» // Потребительская кооперация — социально — ориентированнаясистема Материалы научно-практической конференции — М.: 1999
9.        Теория и история кооперативного движения. Учебное пособие. Под ред.Власова А.А. — М.: 2005.
10.     Теория и история кооперативного движения. Учебное пособие. Под ред.Леонидова А.А. — М.: 2005.
11.     Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, ихсоюзах) в РФ» от 28 апреля 2002 г.
12.     Программа стабилизации и развития потребительской кооперации РФ до 2002г. // Российская кооперация. — 1998.
13.     Концепция развития потребительской кооперации РФ до 2010. — М.:Центросоюз РФ, 2001. — 116с.
14.     Потребительская кооперация — социально — ориентированная система. Научн.Практическая конференция. — М.: 1999 .
15.     Кудряшов В.И., Полунин С.В. Кооперация крестьянских хозяйств (опыт,проблемы, решения). – М.: 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.