Реферат по предмету "Экономика"


Основные направления реформирования российской экономики: предпринимательство, приватизация и демонополизация. Доходы населения России

Краснотурьинский индустриальный колледж
Контрольная работа №1
по дисциплине «Экономическая теория»
для специальности: 0601 «Экономика и бухгалтерский учет»
Название темы:
1)«Основные направления реформирования российской экономики:развитие предпринимательства, приватизация, демонополизация.
2) Доходы населения в России (привести примеры распределениядоходов)
Работувыполнила: Неустроева А.В.
Группа: Э-08з
Работупроверила: Малькова Н.И.
Работавыполнена с оценкой …
«…»……………..2009г.
г. Краснотурьинск, 2009г.
План
Введение. 3
Глава № 1. Предпринимательство… 7
1.1. Необходимость развития предпринимательствав России, его характеристика… 7
1.2. Предпринимательство в масштабе малого предприятия.Особенности и функции… 9
1.3. Своевременные проблемы развития предпринимательства вРоссии и пути их решения… 11
Глава № 2. Приватизация… 15
2.1. Теория приватизации… 15
2.2. Сущность приватизации… 17
2.3. Необходимость приватизации в России… 20
Глава № 3. Демонополизация… 22
3.1. Демонополизация российской экономики… 22
3.2. Причины создания ФПГ. 23
3.3. Регулирование цен и тарифов… 25
Глава № 4. Доходы населения в России… 29
4.1. Виды доходов… 29
4.2. Причины дифференциации доходов населения… 31
Заключение. 34
Источники информации… 38
Введение
Важнейшими направлениямиформирования экономики России являются поддержка предпринимательства,приватизация и демонополизация. Экономическая реформа в России (структурная,ценовая, финансовая), проходит в каждой сфере как бы в разных временныхпотоках, с разной скоростью и интенсивностью.
Современное российское обществопереживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике,экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной разстоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, издесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям вотечественной экономике определяет необходимость организационно-экономическихноваций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейшихнаправлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночнойсреды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новыхрабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малыхформ производства.
Опыт ведущих стран современногомира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальнойэкономике высокоразвитого и эффективного предпринимательского сектора. Поэтомувозрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитиюданного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, которыйбуквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Хозяйственная практика впредпринимательстве находится в причинно-следственной зависимости углубляющейсяспециализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическаяманевренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственнаямобильность делает предпринимательство необходимым в современном,постиндустриальном обществе.
Но в то же время недостаточновнимания уделено изучению влияния предпринимательства на структурныепреобразования региональной экономики. Формированию рациональной структурыиндустриальных центров на основе развития предпринимательства. Разработкеэкономического взаимодействия территориальных органов власти ипредпринимательство; методологии комплексной оценки предпринимательскихпроектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионахнехарактерных для промышленно развитых стран условиях, условиях переходногопериода, переживаемого Россией.
Основная цель данной работысостоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России насовременном этапе его развития, выявить его специфические особенности иобозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым отечественным бизнесом.
Анализ теории и практикиприватизационного процесса занимает все более важное место в отечественнойэкономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостьюосмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе отадминистративно-командной к рыночной экономике. Во-вторых, постоянным вниманиемроссийских исследователей к проблемам развития отношений собственности. В-третьих,использованием «карты» приватизации в острой политической полемике ивовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
В теории приватизации иобобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблемкак методологического, так и прикладного характера. Более того, в условияхперехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важноезначение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.
Анализ организации приватизационногопроцесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих какпозитивный, так и негативный характер.
Внеэкономическое принуждение впроцессе приватизации породило появление проблем, не решенных в рамках ееначального этапа. Среди них — порядок использования и финансирования объектовсоциально-культурного значения, условия закрепления и продажи пользователямземельных участков и недвижимости.
Многие элементыприватизационного механизма начального этапа сохраняются и в моделипослечековой приватизации. Это — перечень и критерии применения способовприватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственныхорганов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации иинвестиционным конкурсам.
Завершение начального этапаприватизации в России (так называемой «чековой приватизации») требует оценкиего итогов и выявления особенностей. Переход к новому «инвестиционно-денежному»этапу приватизации нуждается в прогнозе постприватизационного развития предприятий.
Весной 1994г. была утвержденаГосударственная программа демонополизации экономики. Она определила сферы дляпервоочередных мероприятий по демонополизации: торговля, строительство, отраслисвязи, транспортно-дорожный комплекс (исключая железнодорожный транспорт),машиностроение. Вместе с тем данная программа имеет общий характер и несодержит действенных мер по развитию конкуренции. Отраслевые и региональныепрограммы демонополизации, разрабатываемые министерствами и региональнымиорганами власти в рамках Государственной программы, зачастую консервируютсложившиеся организационные структуры и также не содержат мероприятий попреобразованию монопольных отраслевых структур.
Здесь же заметим, что исключениежелезнодорожного транспорта из перечня отраслей для первоочереднойдемонополизации может создавать препятствия для изменения структуры даннойотрасли, чрезвычайно перегруженной вспомогательными службами и производствами. Например,выделение предприятий по ремонту путей и подвижного состава из составаМинистерства путей сообщения могло бы привести к появлению конкуренции нарынках соответствующих услуг.
Глава № 1. Предпринимательство1.1. Необходимостьразвития предпринимательства в России, его характеристика
Изучая сущностьпредпринимательства, необходимо знать его истоки и процесс развития. Предпринимательствоиграл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда незанимала общественное сознание. Но теперь предпринимательство все большепризнается как созидательная сила экономики.
В течении 1980-х годов престижпредпринимательства в мире начал повышаться в немалой степени благодаря егоспособности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствиеэтого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения ивозможности, перспективы и проблемы.
В российской историипредпринимательство можно выделить ряд этапов.
Для первого этапа (1985 – 1987 гг.)характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества,временных творческих коллективов при общественных организациях, распространениебригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и егоэкспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основпредпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можноназвать экспериментальным.
Во время второго этапа (1987 — 1988гг.) сфера деятельности предпринимательства расширяется, количество людей,принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретаетхарактер активного многочисленного движения. Целью развития его являетсянасыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом»кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении иперераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работымалого предприятия.
Третий этап (1989 — 1990 гг.) связанс принятием законодательных актов, направленных на активизацию малыхпредприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации.Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям,повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это времябыло узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот периодимело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскуюособенность предпринимательства.
Для четвертого этапа (1991 — 1992гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошликоренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Былиприняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развитияпредпринимательства.
Пятый этап (1993 — 1994 гг.) сталполосой широкомасштабной приватизации и развития всех видовпредпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участияпредпринимательства в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкойпромышленности, производящей товары массового потребления и длительногопользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производстватоваров и услуг.
Тем не менее, заложенные основырыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционнойдеятельности дают возможность предположить, что очередной — шестой этап (с 1995г) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил впользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться вовсем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечиватьнормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различныхсубъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности исвои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развитияи поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильностив качестве среды хозяйствования. 1.2. Предпринимательство в масштабе малогопредприятия. Особенности и функции
Предпринимательство в масштабемалого предприятия обладает рядом качественных особенностей.
В первую очередь стоит отметитьединство права собственности и непосредственного управления предприятием.
Вторая характеристика – такназываемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызываетособый, личностный характер отношений между хозяином и работником, чтопозволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокойстепени его удовлетворенности трудом.
Третья – относительно небольшиерынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезноевлияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
Четвертая – персонифицированныйхарактер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как ежеотмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкогокруга потребителей.
Пятое – ключевая рольруководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результатыхозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своейнепосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с егоорганизацией.
Шестая специфическая черта –семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуетсяпрямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Седьмая особенность связана схарактером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главнымобразом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительнонебольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов(деньги друзей, родственников и т.д.).
Также, как одну из особенностей,можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом.Если у крупных предприятий это соотношение 80: 20, то у малых оно составляет 20:80.
В ряду функций малогопредприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемыеего ролью. Во-первых, работодателя. Во-вторых – производителя продукции и услуг.В-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых –налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.
Не менее значимы функциисоциальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельностимногие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, восновном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин,учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себеприменение на крупных предприятиях. В-третьих, малые предприятия являютсяглавным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном”для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего всфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его онилишены, например, в супермаркетах).
Уже сегодня актуальна и будетактуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая ужеимеет место в странах с развитой рыночной экономикой.
1.3. Своевременные проблемы развитияпредпринимательства в России и пути их решения
Как показало время,предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось)начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.
Незначительный спад числа малыхпредприятий на территории РФ, наблюдаемый в 1996-1997 гг., в 1998 г. практическипрекратился. По состоянию на 1 января 1999 г. в России действовало 868 тыс. малыхпредприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1998 г. прирост составиллишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%).
Вместе с тем следует отметитьстабильный рост числа предприятий в таких отраслях, как здравоохранение,физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8% — в 1997 г., на 12,1% — в1998 г), операции с недвижимым имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно),торговля и общественное питание (на 3,8% и на 3,6%). Продолжало сокращатьсячисло работающих в отрасли «наука и научное обслуживание» (на 6,2% ина 11,4%).
Отраслевая структурапредпринимательства постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятийторговли и общественного питания и уменьшения доли строительных организаций,предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечениюфункционирования рынка, наукой и научным обслуживанием.
Предпринимательствоориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структурулокального спроса, поэтому именно он должен стать основным фактором оптимизацииструктуры региональной экономики.
Многие характерные особенностистановления предпринимательства в России напрямую связаны с основнымипроблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частногопредпринимательства в целом. Для оценки уровня значимости этих проблем можноиспользовать данные социологических опросов.
Основные проблемыпредпринимательства в России:
1 — Налоги.2 — Законодательство.3- Инфляция.4 — Экономическая ситуация в целом.5 — Поставки, дефицит.6 — Трудностиполучения и высокая ставка за кредит.7 — Неплатежеспособность партнеров,клиентов.8 — Несовершенство банковской системы.9 — Политическая ситуация.10 — Бюрократия.11-Действияправительства, властей, ЦБ, коррупция, взятки.12 — Трудности с арендой, недостатокплощадей, офисов.13 — Недостаток информации, культуры, опыта.14 — Кадровыепроблемы.15 — Рэкет.16 — Отрицательное отношение к предпринимателям.
Наличие прослойки, пусть оченьмаленькой, собственников-предпринимателей обозначило и их проблемы. Так вРезолюции I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий быливыделены следующие проблемы:
Медленно идет процесс созданияинфраструктуры предпринимательства;
Низкими темпами происходитувеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;
Не во многих регионахразработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программыразвития предпринимательства, а там где они приняты, реализация их происходитдалеко не в полной мере;
Недостаточно налаженовзаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитиюпредпринимательства, так и в организации хозяйственного практическоговзаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.
Если затронуть проблемуфинансирования, то до октября 1995 года проблемой финансированияпредпринимательства никто официально не занимался. Многие банки, не проявляяособого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем,что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером100 тыс. долл. и 10 млн. долл. одинаково, а получаемый доход разнится во многораз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там финансовыеструктуры неохотно занимаются этим родом деятельности.
Большинство кредитныхорганизаций, имеющих связи с предпринимательством, находятся в регионах и неимеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь кредиты получают тепроизводства, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработкапродуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортныеуслуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированиеминновационного бизнеса – новых наукоемких технологий, которые определяютбудущее технологического прогресса.
Перейдем от общих проблем к болеечастным, которые непосредственно затрагивают предпринимателей и являютсяпричиной развала предприятия.
Многие малые предприятия угасаютуже в самом начале своей деятельности. Например, из 600 тысяч новыхпредприятий, ежегодно возникающих в США, только половина дотягивает до 18месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет.
Возможно, главной причинойявляется легкость создания предприятия. Но ведь свобода выбора означает нетолько свободу успеха, но и свободу неудач.
Сами же руководители малыхпредприятий выделяют следующие причины:
44% — некомпетентность; 17% — отсутствиеуправленческого опыта; 16% — несбалансированный опыт: недостаток опыта вмаркетинге, финансах, снабжении и производстве; 15% — отсутствие опыта работы вотрасли; 1% — небрежность в ведении дел; 1% — мошенничество или бедствие; 6% — иныепричины, с которыми сталкиваются руководители.
Стоит также отметить, что лишь20% руководителей предприятий имеют соответствующее образование.
Конечно, основной проблемой извсех выше названных является проблема, главным образом представляющая отношенияпредпринимательства и государства.
Глава № 2. Приватизация2.1. Теорияприватизации
В теории приватизации иобобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблемкак методологического, так и прикладного характера. Более того, в условияхперехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важноезначение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.
Следует иметь в виду, что до сихпор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение скатегориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно острыдискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности илиодновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; оцелях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности исоциальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделяхприватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способаприватизации, определение ее темпов, приоритетов.
Анализ организацииприватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ейчерт, носящих как позитивный, так и негативный характер. Негативными основнымичертами являются следующие:
1. Единообразие способовприватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величинестоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевыеособенности приватизации были сведены к порядку согласования плановприватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничениюакционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».
2. Игнорирование региональныхособенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионахбыли обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своейкомпетентности.
3. Преимущественно бесплатный(или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационнаяформа — введение системы приватизационных чеков на предъявителя.
4. Административное установлениевысоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.
Внеэкономическое принуждение впроцессе приватизации породило появление проблем, не решенных в рамках ееначального этапа. Среди них — порядок использования и финансирования объектовсоциально-культурного значения, условия закрепления и продажи пользователямземельных участков и недвижимости.
Многие элементыприватизационного механизма начального этапа сохраняются и в модели послечековойприватизации. Это — перечень и критерии применения способов приватизации,списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основноеже отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционнымконкурсам.
Выработка общей стратегииприватизационных мероприятий стала исходным пунктом для конкретных решений оспособах, темпе, очередности приватизации и методах оценки имущества.
Процесс приватизации нуждается вподдержке на двух уровнях: всего общества и трудового коллектива конкретногопредприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизации привела к тому, что узначительной части как специалистов, так и населения в целом сформировалсянегативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей моделиприватизации превалировали способы, формально ориентированные на уравнительнуюсправедливость («чековая приватизация»).
Рассмотрение проблем, связанныхс механизмом и итогами чековых аукционов, сохраняет свою актуальность потому,что для денежных аукционов по продаже акций реорганизованных предприятийпредлагается аналогичный порядок проведения. Кроме того, курс акций,установленный на чековых аукционах, является базой для курса денежных аукционови вторичного рынка акций. Ценные бумаги приватизированных предприятий в целомдостаточно надежны, однако, в настоящее время все же низкодоходны ималоликвидны.
Завершение начального этапаприватизации в России (так называемой «чековой приватизации») требует оценкиего итогов и выявления особенностей. Переход к новому «инвестиционно-денежному»этапу приватизации нуждается в прогнозе постприватизационного развитияпредприятий.
 2.2. Сущность приватизации
Приватизация является одним изважнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особуюсистему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формысобственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрениеметодологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрытьэкономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формысобственности на средства производства с государственной на частную (в томчисле индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействиемгосударственных органов. Наиболее короткое определение приватизацииформулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики.Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, чтоприватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессывоспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам.
Несмотря на разнообразиеопределений можно выделить две основные модели приватизации: платная ибесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.
Бесплатная приватизация. Основныедоводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополиикаждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить, изформального в реального собственника наделив, его частью государственногоимущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, кэкономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практическиреализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками — ваучерами.
Платная приватизация. В этомслучае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основнаяидея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, чтопредварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются нафондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появитсяэффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной частибюджета.
Один из серьезных вопросовкасающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутойна несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущихэкономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ливозможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно бытьмедленным по трем основным причинам:
1. сбережения, необходимые дляприобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаютсямедленно;
2. требуется время, чтобы рынокстал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;
3. монополизированнуюсоциалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чемпроизводственные предприятия можно было бы выставить на продажу;
Сторонники быстрой приватизациисчитают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частныхсобственников — основную базу социальных реформ. В конкретном планепредлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенноторговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме,только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.
Приватизация с одной стороны,должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований,а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременногохарактера. Основные цели приватизации в переходной экономике должны бытьследующими:
1. Экономическая (повышениеэффективности функционирования хозяйства).
2. Фискальная (увеличениедоходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).
3. Социальная (обеспечениесоциального мира).
4. Перераспределениеэкономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизациивзаимопротиворечива.
Основным принципом приватизациидолжен являться генеральный принцип всех реформ — не навреди!
Экономическое содержаниеприватизации.
Содержание системы отношенийприватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация — не цельреформы, а ее инструмент.
Реализация целей приватизациивзаимно противоречива. Явные противоречия существуют между принципамисоциальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлосьпоступиться нормами справедливости в целях ускорения процессаразгосударствления и приватизации. Важным средством приватизации являетсяперераспределение доходов и имущества.
Приватизация является важнейшиминструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет кформированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизацияна самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул быинтересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос иопределенная концентрация прав собственности.
 2.3. Необходимость приватизации в России
Переходя к вопросу о необходимостипроведения приватизации в России, следует сказать следующее. Дело в том, чтороссийская экономика долгое время находилась под влияниемадминистративно-командной системы хозяйствования. Уже с конца 20-х годов мытщательно пытались заменить ее чем-то более рациональным, не стихийным, «научнообоснованным». На деле же был создан неэффективный механизм хозяйствования. Достаточносказать, что на его основе непроизводительные расходы и потери в народномхозяйстве страны оцениваются примерно в 38-40% валового общественного продуктастраны. В сущности, мы ушли не вперед, а в сторону от магистрального путицивилизации и зашли в тупик, из которого и пытаемся сейчас выбраться. Попыткойправительства выхода из сложившегося положения явилось создание рыночнойэкономики в России (хотя следует сказать, что путь к сбалансированной рыночнойэкономике длительный и противоречивый, как показывает иностранный опыт). Онвключает также и переходный период. Для этого потребовалось создание условийформирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:
приватизация собственности; самостоятельностьсубъектов рынка;
система социальной поддержкинаселения; право субъектов самостоятельно договариваться о цене: достаточноечисло производителей, формирующих предложения товаров;
устойчивость рубля и денежногообращения; демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных связей;
система социальной поддержкинаселения; наличие конкуренции; независимое судопроизводство, необходимая сетьучреждений Госарбитража;
право субъектов самостоятельнодоговариваться о цене;
развитие внешнеэкономическихсвязей;
формирование у людей рыночныхнорма поведения.
В ходе приватизации в Россиигосударство, будучи практически главным инвестором и содержателем огромногочисла убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза вусловиях рыночной экономики, т. к. при сохранении монопольного положения одногособственника (в данном случае государства) невозможно полноценное развитиерыночных отношений.
Таким образом, цельприватизации, как фундаментального элемента реформы в «переходной» экономикезаключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущейрыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственностив масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующихсубъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства какбазовых условий повышения эффективности производства и роста национальногодохода.
Глава № 3. Демонополизация3.1. Демонополизацияроссийской экономики
Весной 1994г. была утвержденаГосударственная программа демонополизации экономики. Она определила сферы дляпервоочередных мероприятий по демонополизации: торговля, строительство, отраслисвязи, транспортно-дорожный комплекс (исключая железнодорожный транспорт),машиностроение. Вместе с тем данная программа имеет общий характер и несодержит действенных мер по развитию конкуренции. Отраслевые и региональныепрограммы демонополизации, разрабатываемые министерствами и региональнымиорганами власти в рамках Государственной программы, зачастую консервируютсложившиеся организационные структуры и также не содержат мероприятий попреобразованию монопольных отраслевых структур.
Здесь же заметим, что исключениежелезнодорожного транспорта из перечня отраслей для первоочереднойдемонополизации может создавать препятствия для изменения структуры даннойотрасли, чрезвычайно перегруженной вспомогательными службами и производствами. Например,выделение предприятий по ремонту путей и подвижного состава из составаМинистерства путей сообщения могло бы привести к появлению конкуренции нарынках соответствующих услуг.
В декабре 1993г. был издан УказПрезидента РФ N2096, который стал правовой основой для появления официальнозарегистрированных финансово-промышленных групп (ФПГ). В качестве цели созданияФПГ предполагалось усиление конкурентоспособности российской продукции навнешних рынках посредством аккумулирования научно-технических достиженийкрупными производственными структурами с участием банковского капитала. Указпредполагал как добровольное, так и директивное (в случае государственнойсобственности) объединение предприятий, банков, научных учреждений.
К середине 1996г. более 30 ФПГпрошли официальную регистрацию в Госкомпроме России. Первыми ФПГ сталиУральские заводы, Сокол, Драгоценности Урала, Русхим, Сибирь, Объединенныйгорно-металлургический комплекс, Скоростной флот, Интеррос, позднее к нимприсоединились Менатеп, Инкомбанк, Альфа, Алкор и другие. ФПГ создаются наоснове принципов как вертикальной, так и горизонтальной интеграции. 3.2. Причины создания ФПГ
Создание ФПГ вызываетбеспокойство у независимых экспертов по нескольким причинам.
Во-первых, ФПГ могутпрепятствовать развитию конкуренции. Хотя в документах об образовании ФПГдекларируется положение о том, что ими не будет создаваться угроза дляконкуренции на рынке, соответствующие проекты не проходят антимонопольнойэкспертизы в полном объеме, и угроза конкуренции может возникать если и ненапрямую (объединение субъектов, поставляющих товары на один рынок), токосвенно, например, через поглощение ФПГ источников сырья или сетейраспределения для производителей одноименной продукции.
Во-вторых, некоторые предприятияи финансовые организации стремятся использовать институт ФПГ для полученияфинансовой помощи от государства через налоговые льготы, субсидии и т.п. Известныдаже попытки создания псевдо-ФПГ, за которыми не стояли реальные промышленныепроекты.
В-третьих, формирование ФПГснизу не вызывает возражений при отсутствии стремления к монополизации товарныхрынков. Вместе с тем широкомасштабное принудительное создание ФПГ под опекойгосударства в стране, где административно-командная экономика господствовала втечение многих десятилетий, может достаточно быстро привести к формированиюзакрытой экономики с высоким уровнем монополизации производства.
16 января 1995г. Правительствомбыла утверждена Программа содействия формированию финансово-промышленных групп.В программе декларируется необходимость учета антимонопольных требований присоздании ФПГ, в частности недопущение приобретения ими монопольного влияния наместных товарных рынках и ограничения доступа на них других субъектов, включаяиностранных. Однако программа не содержит конкретных мер и процедур, которые бымогли предотвратить монополизацию товарных рынков отдельными ФПГ.
До 1994г. на основе целого рядаправительственных постановлений осуществлялось декларирование цен и регулированиерентабельности по отношению к себестоимости для предприятий, включенных вГосударственный реестр предприятий-монополистов. Регулирование монополий в1992-1993гг. в целом не имело успеха в России. Это произошло по ряду причин. Во-первых,регулирование осуществлялось на основе реестра, который был составленпроизвольно (без обоснования доминирующего положения предприятий) и в спешке(несколько тысяч предприятий за два-три месяца) и включал в себя чрезмернобольшое число предприятий, значительно превосходившее масштабы сферыестественных монополий. Во-вторых, методы, применявшиеся при регулировании,плохо работали в условиях ускоренной инфляции. Регулируемые предприятиязавышали издержки, стремясь уложиться в заданные границы рентабельности, илитратили впустую время, ежемесячно декларируя свободные цены в комитетах поценам. Регулирование монополистов создавало препятствия и для развитияконкуренции, так как предприятия не стремились начинать производство новых дляних товаров, цены которых подвергались регулированию.
3.3. Регулирование цен и тарифов
С начала 1994г. регулированиепредприятий-монополистов было прекращено и реестр стал лишь спискомпредприятий, доминирующее положение которых на рынке определяет необходимостьотслеживания ГКАП и его региональными органами возможных проявлений монополизма.
Существенной проблемой, особеннов первые годы реформы, было административное закрытие региональных рынков. Регулированиецен на многие товары приводило к тому, что предприятия стремились продавать ихв других регионах. Региональные органы власти запрещали вывоз товаров — происходиларегионализация рынков. Следует заметить, что в ряде случаев региональные органыГКАП эффективно противодействовали подобным решениям органов власти.
В регионах могут появлятьсяновые проблемы для конкуренции в связи с тем, что, защищая интересы слабыхместных производителей, органы власти будут прибегать уже к запрещению невывоза, а ввоза товаров из других регионов. Таким образом, развивающаяся конкуренцияможет наталкиваться на новые препятствия на региональном уровне.
В начале 1995г. регулированиецен на федеральном уровне было практически прекращено. Некоторые исключения, втом числе цены и тарифы на продукцию и услуги отраслей естественных монополий,нашли отражение в специальном правительственном постановлении. Одновременноэтим же постановлением было разрешено региональное регулирование цен нанекоторые виды товаров.
В отраслях-естественныхмонополиях (электроэнергетика, газовая промышленность, нефтепроводныйтранспорт, железнодорожный транспорт, отрасли связи) в 1993-1995гг. наблюдалсяболее быстрый рост цен и тарифов по сравнению с индексом роста оптовых цен впромышленности. В результате цены и тарифы для промышленных потребителей насоответствующие товары и услуги в ряде случаев достигли или превзошлисреднемировой уровень.
Начиная со второй половины 1995г.рост цен в этих отраслях несколько замедлился по сравнению с предшествующимигодами реформы, что в значительной мере объясняется популистской ориентациейэкономической политики перед парламентскими и президентскими выборами. Вчетвертом квартале 1995г. цены и тарифы в отраслях-естественных монополиях былизаморожены. В первом полугодии 1996г. ежемесячное индексирование цен и тарифовна природный газ, электрическую и тепловую энергию, грузовые железнодорожныеперевозки было ограничено 80%, а для транспортировки нефти — 100% от приростаоптовых цен производителей промышленной продукции. Таким образом, контроль заиздержками естественных монополий в этих условиях потерял смысл, так какпроцедуры индексирования тарифов были механически привязаны к индексам инфляции.
Во всех отраслях-естественныхмонополиях в том или ином виде присутствовала дифференциация тарифов взависимости от расстояния транспортировки. Исключением до сих пор остаетсягазовая промышленность, где продолжает действовать единая оптовая цена на газнезависимо от местоположения потребителя. При отсутствии централизованногопланирования независимые экономические субъекты не имеют правильных ценовыхсигналов, которые бы позволяли им принимать эффективные решения: краткосрочные- о виде используемого топлива, загрузке мощностей электростанций и т.д.; идолгосрочные — о территориальном размещении новых предприятий, потребляющихприродный газ. Любые варианты территориальной дифференциации оптовых цен наприродный газ вызывали противодействие РАО Газпром, которое обосновывалоневозможность данного мероприятия его значительным негативным воздействием напотребителей природного газа в Европейской части России.
Практически во всех отрасляхсохранялось перекрестное субсидирование одних групп потребителей за счет других.Низкие тарифы для населения и бюджетных организаций субсидировались за счетпромышленных и коммерческих потребителей. Например, на железнодорожномтранспорте убытки по пассажирским перевозкам покрываются за счет грузовыхтарифов.
Общая для экономики Россиипроблема неплатежей особенно остро стояла в отраслях ТЭК и на железнодорожномтранспорте. Проблема неплатежей обострилась в связи c принятиемправительственного постановления, запрещающего отключение потребителейэнергоресурсов до мая 1996г. Действие данного постановления было отменено1апреля, но трудно предположить, что до президентских выборов предприятиясмогут широко пользоваться подобной мерой.
В первые годы экономическойреформы были проведены акционирование и приватизация отраслей-естественныхмонополий (кроме железнодорожного транспорта). Вместе с тем приватизация несопровождалась изменением отраслевых структур. Производственные подразделения,которые при определенных условиях могли бы конкурировать между собой и снезависимыми производителями, не были отделены от транспортных предприятий,сетевая структура которых предопределяет необходимость организации эффективногорегулирования.
Исключением является нефтянаяпромышленность, где были образованы конкурирующие компании в области добычи ипереработки нефти и отдельная компания Транснефть для транспортировки нефти. Последняякомпания включила в себя подотрасль, которая должна регулироваться какестественная монополия.
Отрасли-естественные монополиипродолжали нести бремя финансирования объектов социальной инфраструктуры.
До последнего времени субъектыестественных монополий финансировали инвестиции в значительной степени за счетвнутренних источников (инвестиционные фонды, формируемые за счет себестоимости),что определило чрезмерную нагрузку на тарифы. Вместе с тем при благоприятномразвитии политических событий в будущем возможно широкое привлечение ввысокоприбыльные и перспективные отрасли внешних источников инвестиций (какзарубежных, так и отечественных). Под давлением МВФ были ликвидированывнебюджетные фонды в отраслях ТЭК, и РАО Газпром лишился основных налоговыхльгот.
Сдерживание роста тарифов иотмена стабилизационных фондов, по мнению отраслевых специалистов, привели крезкому ухудшению финансового состояния отраслей-естественных монополий. Однаков условиях закрытости финансовой информации и без проведения независимогоаудита соответствующих предприятий трудно поддержать или опровергнуть такиевыводы. Тем не менее заработная плата и социальные выплаты вотраслях-естественных монополиях стабильно превосходили средние показатели поэкономике.
Глава № 4. Доходы населения в России4.1. Виды доходов
В экономической науке понятие«доход» включает все денежные поступления конкретного человека илидомохозяйства за определенный промежуток времени (месяц, год). Доход отдельногодомохозяйства, как правило, подразделяют на три группы:
1. Доход, получаемый владельцемфактора производства – труда;
2. Доход, получаемый за счетиспользования иных факторов производства (капитала, земли, предпринимательскихспособностей);
3. Трансфертные платежи.
Следует отличать доход отбогатства. Оно представляет собой стоимость всех средств, принадлежащихдомохозяйству в конкретный момент времени. Богатство состоит из материальныхобъектов: дома, земля, автомобили, мебель, книги и т.д.; а также финансовыхсредств: наличные деньги, сберегательные счета в банках, облигации, акции. Подзалог богатства можно получить кредиты в банке. Богатство служит источникомдохода.
Домохозяйства, предоставляя враспоряжение фирм экономические ресурсы, получают вознаграждение в видезарплаты, прибыли, процента и ренты. Эти четыре составляющие образуют в суммедоход домохозяйств.
Под экономической «рентой»понимается сумма, получаемая владельцем экономического ресурса сверхтрансфертного вознаграждения. Экономическую ренту могут получать владельцы иземли, и труда, и капитала. Однако надо отметить, что экономическое содержаниетермина «рента» меняется в зависимости от уровня агрегативности. Вмакроэкономике, где рассматриваются составные части национального дохода, под«рентой» понимаются только рентные вознаграждения, получаемые владельцами землии других натуральных ресурсов, имеющих жестко фиксированное суммарноепредложение.
Следующий вид дохода – процентили ссудный процент. Ставка ссудного процента есть цена, уплачиваемая заиспользование денег. Более точно, ставка ссудного процента – это количестводенег, которое требуется уплатить за использование одного рубля в единицувремени (месяц, год).
Под экономической прибыльюпонимается разность между суммарной выручкой фирмы (TR)и всеми издержками (TC). В условиях совершеннойконкуренции, когда отрасль находится в равновесии, издержки каждой фирмысовпадают с их выручкой, и экономическая прибыль всех фирм равна нулю. Вравновесном состоянии все основные показатели, формирующие спрос и предложениена товарном рынке – предложение ресурсов, уровень технологии, вкусыпотребителей, их доходы и т.д. остаются неизменными. Любые отклонения отравновесия, вызванные действиями одной фирмы, применившей, например, какие-тоновации и получающей, поэтому экономическую прибыль, в долгосрочном периодеустраняется вследствие входа в отрасль новых фирм. Отрасль, находящаяся вравновесии, абсолютно статична, все поступки фирм предсказуемы, какой-либо рискотсутствует.
Заработная плата, или ставказаработной платы, — это цена, выплачиваемая за использование труда. Экономистычасто применяют термин «труд» в широком смысле, включая оплату труда:
1) рабочих в обычном пониманииэтого слова, то есть «голубых и белых воротничков» самых разных профессий;
2) специалистов – юристов,врачей, преподавателей и т.д.;
3) владельцев мелких предприятий– парикмахеров, мастеров по ремонту бытовой техники и множество различныхторговцев – за трудовые услуги, предоставляемые при реализации их деловойактивности.
Важно также провести различиемежду денежной, номинальной, и реальной заработной платой. Номинальнаязаработная плата – это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т.д. Реальнаязаработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести наноминальную заработную плату. Реальная заработная плата – это «покупательнаяспособность» номинальной заработной платы. Вполне очевидно, что реальнаязаработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемыетовары и услуги. Изменение реальной заработной платы в процентном отношенииможно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен изпроцентного изменения в номинальной заработной плате. Так, повышениеноминальной заработной платы на 8% при росте уровня цен на 5% дает прирост реальнойзаработной платы на 3%. Номинальная и реальная заработная плата не обязательноизменяются в одном и том же направлении. Например, номинальная заработная платаможет повыситься, а реальная заработная плата в то же самое время – понизиться,если цены на товары возрастают быстрее, чем номинальная заработная плата. 4.2. Причины дифференциации доходов населения
Одним из источников социальнойнапряженности в любой стране — разница в уровнях благосостояния граждан,уровень их богатств. Уровень богатств определяется двумя факторами.
Величиной имущества всех видов,находящиеся в собственности отдельных граждан.
Величиной текучих доходовграждан.
Люди получают доходы врезультате того, что-либо создают собственный бизнес (становятсяпредпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторыпроизводства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям илифирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. Втаком механизме формирования доходов изначально заложена возможность ихнеравенства. Причиной тому:
1) разная ценность принадлежащихлюдям факторов производства.
2) разная успешностьиспользования факторов производства.
3) разный объем принадлежащихлюдям факторов производства.
Неравенство доходов и богатстваможет достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политическойи экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые странымира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства.
Таблица № 1.
Среднемесячная оплата труда. Отрасли. 1990 г. 1995 г., январь-ноябрь. 1996 г., январь-август. Всего 100 100 100 Промышленность: Газовая 269 381 392 Нефтедобывающая 304 282 Нефтеперерабатывающая 212 202 Угольная 214 186 Цветная металлургия 145 211 195 Машиностроение 101 81 78 Лёгкая 83 54 52 Пищевая 103 122 120 Сельское хозяйство 92 46 42 Транспорт 115 159 144 Связь 85 121 Н.Д. Здравоохранение 67 69 78 Образование 67 62 71 Наука 116 75 82 Управление 176 108 124
Таблица № 2.
Структура, денежных доходовнаселения РФ,%. Показатели 1995г. 1996г. 1997г. Оплата труда. 37.8 40.7 38.6 Социальные трансферты. 13.1 14.2 15.1 Доходы от собственности. 6.5 5.4 5.6 Доходы от предпринимательской деятельности и др. доходов. 42.6 39.7 40.7
Таблица № 3.
Динамика основных показателейличных доходов населения РФ. Показатели 1995г. 1996г. 1997г. Денежные доходы (в среднем на чел. в мес), тыс. руб. 515,4 761,9 922,8 Среднемесячная начисленная з/п работающих в экономике, тыс. руб. 472,4 790,2 950.2 Средний размер начисления пенсии, тыс. руб. 188,1 302,2 328,1
Таблица № 4.
Доля расходов в денежных доходахнаселения РФ,%. Показатели 1995г. 1996г. 1997г. Денежный доход, всего. 100,0 100,0 100,0 Денежный расход, всего. 96,4 98,6 98,3
Из них использовано:
на покупку товаров и оплату услуг. 70,4 68,9 67,8 оплату обязательных платежей и добровольных взносов. 5,8 6,0 6,7 накопительные сбережения 5,4 4,9 2,2 покупка валюты 14,8 18,8 21,6 Прирост(+), уменьшение(-) денег на руках у населения. +3,5 +1,4 +1,7
Таблица № 5.
Структура потребления расходовдомашних хозяйств в 1997г. На питание 46% Алкогольные напитки 3% Непродовольственные товары 36% Оплата услуг 15%
/>Заключение
В своей работе я постараласьохарактеризовать предпринимательство, приватизацию и демонополизацию в России. Внастоящее время, выделить особенности предпринимательства и обозначить основныеи наиболее острые его проблемы.
Необходимо отметить, чтопредпринимательство в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но онанедостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовыеаспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новыхнормативно-правовых актов.
Что же касается сферыдеятельности, то предпринимательство имеет свою нишу в экономике, котораяобеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целымипредприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позицияобусловлена особенностями и функциями малого предприятия.
Особенности малых фирм, в первуюочередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя,и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров иуслуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие толькосубъектам малого бизнеса.
Исходя из особенностейопределяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом вобщем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная,функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полнореализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая,особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа,позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производствеотходы.
Говоря о предпринимательственадо сказать, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупнымипредприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя исключатьотдельные части.
Можно сказать, чтопредпринимательства в России — уже реальность, от его развития, от отношенияобщества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России вцелом.
В конце 70-х — начале 80-х годовприватизация превратилась в общемировое явление. Более 80 стран мира принялипрограммы сокращения государственного сектора. Приватизация стала важнейшимэлементом процесса экономического обновления постсоциалистического мира,развития частной собственности и на ее основе рыночного хозяйства. Сменасоциально-экономической модели потребовала, прежде всего, глубокой перестройкиотношений собственности.
В рамках приватизациигосударственных предприятий тесно переплетаются политические, экономические исоциальные мотивы, и процесс приватизации должен рассматриваться только каксоставная часть комплексного подхода к реформированию экономики. Процессыреформ, которые в последние годы с различной скоростью протекают в указанныхстранах, охватывают такие сферы, как либерализация цен, реформа банковскойсистемы, рынок капиталов и торговая политика. Реформы сопровождаются масштабнымизменением правовых условий.
Приватизация представляет особуюсистему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственностина средства производства: с «государственной» на «частную». Она включаетвзаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственнойвласти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессеглубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается втом, что приватизация является разгосударствлением собственности.
Особенностями начального этапаприватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целейпроцесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпыприватизации; преимущественно формальный характер приватизации приакционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкаядоходность приватизации.
Прогноз процесса приватизации вРоссии показывает следующие перспективы: ведущим способом приватизации станетпродажа предприятий (имущества, пакетов акций) на инвестиционных конкурсах; сложилисьусловия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализацияусловий приватизации оставшихся государственных крупнейшихнаучно-производственых комплексов, малых и средних предприятий.
Уже в 1994г. всталвопрос о создании независимых органов регулирования отраслей-естественныхмонополий. Однако в то время существовала только одна система органоврегулирования, которая действовала вне рамок какого-либо министерства. Это- Федеральная (ФЭК) и региональные (РЭК) энергетическиекомиссии, созданные в марте 1992г. для регулирования тарифов на электроэнергию.ФЭК была образована как межведомственная комиссия и регулировала оптовые тарифыдля РАО ЕЭС России и атомных электростанций, плату РАО ЕЭС России за доступ кэлектросетям и диспетчерское обслуживание, а также оптовые тарифы длярегиональных энергокомпаний.
В августе 1995г.после продолжительного обсуждения в Государственной Думе и Президентскомаппарате был окончательно принят Закон О естественных монополиях,предполагающий создание постоянных органов регулирования, каждый из членовколлегиального руководства которых назначается Правительством на четырехлетнийсрок. Это должно обеспечить некоторую независимость органов регулирования отвлияния политической конъюнктуры при выработке решений по регулированию,затрагивающих интересы влиятельных производителей и потребителей.
Реальные сдвигив состоянии конкуренции и процессы демонополизации определялисьмакроэкономическими условиями реформы. Предприятия-монополисты не могли вполной мере злоупотреблять своим положением из-за спросовых ограничений. Но вперспективе с достижением финансовой стабилизации монопольные проявления станутболее многочисленными и, безусловно, проявятся тенденции к образованию новыхмонополий уже на рыночной основе. Этому может способствовать развитие процессаформирования ФПГ. Возрастает опасность проведения экономической политики, вкоторой делается упор на поддержку ФПГ и, соответственно, на закрытиевнутреннего рынка для конкурирующих импортных товаров.
В экономической науке понятие«доход» включает все денежные поступления конкретного человека или домохозяйстваза определенный промежуток времени (месяц, год).
Домохозяйства, предоставляя враспоряжение фирм экономические ресурсы, получают вознаграждение в видезарплаты, прибыли, процента и ренты. Эти четыре составляющие образуют в суммедоход домохозяйств.
Люди получают доходы врезультате того, что-либо создают собственный бизнес (становятсяпредпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторыпроизводства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям илифирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. Втаком механизме формирования доходов изначально заложена возможность ихнеравенства.
Источники информации
1.     Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. – М., 1993.
2.     Бузгалина А.В., Радаева В.В. Экономика переходного периода 1995.
3.     Исправников В. Экономические науки. 1992.
4.     Ли.Б., Лидс.Р., Экономика в переходном периоде. 1993.
5.     Мягков П.А. Малые предприятия.
6.     Пиндайк Р. Монополистическая конкуренция иолигополия. 1995.
7.     Ревенков А. Планирование в системегосударственного регулирования экономики. 2001.
8.     Чепуренко А. Проблема финансирования в малом российском бизнесе. // Вопросыэкономики, 7/1996
9.     Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование.1999
10.   Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система егогосударственной поддержки. // Российский экономический журнал, 5-6/1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Need To Legalize Pot Essay Research
Реферат Генри Кавендиш
Реферат Abraham Maslow
Реферат Планирование участка и производственные расчеты
Реферат Representation Of Women Essay Research Paper Utilising
Реферат Экономическое учение Смита (Економiчнi вчення Смiта)
Реферат Уголовная ответственность за мошеничество по законодательству Республики Казахстан
Реферат Философия права Гегеля
Реферат Технико-экономическое обоснование инвестиций в строительство безнапорной канализационной сети из двухслойных гофрированных полиэтиленовых труб Корсис
Реферат Полимерные композиты на основе диальдегилцеллюлозы и полигуанилинметакрилата
Реферат Анализ расчетов предприятия с поставщиками и подрядчиками на примере ОАО Брасовская мебельная
Реферат Положение и статус женщин с акцентом на экономический аспект
Реферат Зачем нужно любить читать
Реферат Роль государственной собственности в промышленно развитых странах
Реферат 1. Налог на добычу полезных ископаемых: действующая система и пути совершенствования