Реферат по предмету "Философия"


ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕКА

lns o urn schemas-microsoft-com office office xmlns w urn schemas-microsoft-com office word xmlns http www.w3.org TR REC-html40 МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И Ф И Л О С О Ф И Я РЕФЕРАТ ТЕМА ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ ИСМЕРТИВ ДУХОВНОМ ОПЫТЕЧЕЛОВЕКА . ТЕМА ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕКА . ПЛАН 1. Введение. Что такое человек?

2. В чем смысл жизни? Постановка проблемы. 3. Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертиичеловека. 4. Сколько жить человеку? Как жить? Во имя чего жить? 5. Право на смерть . 1. ВВЕДЕНИЕ. Перед тем как приступить к рассмотрению основного вопроса ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ ИСМЕРТИ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕКА ознакомимся с некоторыми основнымиположениями и понятиями данной темы. ЧЕЛОВЕК философские представления о человеке изменялись на всем протяженииистории человеческой

мысли. В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ учение о человеке заключалосьв трактовке его как гражданина полиса Аристотель , в проведении дистанциимежду ним и внешними предметами, благодаря чему создавалась возможность как быотстраненности его от тех или иных конкретных ситуаций этот мотив особенносилен в философии Платона, где человек понимается как носитель духа, а самодуховное начало трактуется как надындивидуальное и безличное . ХРИСТИАНСТВО,подчеркивая внутреннюю раздвоенность природы человека состоящего из души

итела , видит в нем образ и подобие бога, хотя телесность рассматривается им какисточник греховного своеволия. Сделав акцент на внутренних регулятивах переживаниях, совести , якобы обеспечивающих индивиду спасение , христианствопостроило иерархию добродетелей человека, усматривая их в таких качествах, каксмирение, вера, и т.п. Философия ВОЗРОЖДЕНИЯ подчеркивает автономностьчеловека, безграничность его творческих возможностей, видит в нем живуюцелостность различных сил и способностей.

Человек, понятый как микрокосм,становится в центр всего мироздания макрокосма , причем для этой философиихарактерны признание совершенства его природы, акцент на гармонии души и тела,на чувственно-эмоциональной его стороне. В философии НОВОГО ВРЕМЕНИ усиливаетсядуалистическое истолкование природы человека, причем душа отождествляется ссознанием, а тело подчиняется законам природы, в частности механики Декарт .В эпоху ПРОСВЕЩЕНИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ ФИЛОСОФИИ был сделан вывод о том, чточеловек может и должен

формировать себя сам, создавая культуру и язык теорияантропологизма . В немецком идеализме кон. 18 нач. 19 века человектрактуется главным образом как деятельное самосознание. Столь же абстрактным инеполным было представление о человеке в идеалистической философии 19 20веков. Акцент в учениях о человеке делался на специфических его особенностях на чувстве Гаман , самоопределении человека в актах выбора Кьеркегор ,воле

Шопенгауэр , игре жизненных сил Ницше , интуиции Бергсон ,инструментальной деятельности Дьюи , переживаниях страха и конечностисуществования Хайдеггер . Ограниченность учений о человеке философскаяантропология, экзистенциализм выявляется прежде всего в отвлеченном и одностороннемего понимании, в неумении объяснить особенности его жизнедеятельности какобщественного существа. Марксистское учение о человеке исходит от того, что егосущность не есть абстракт,

присущий отдельному индивиду. В своейдействительности она есть совокупность всех общественных отношений Маркс . Невозможно понять сущность человека путем фиксации общих всем людямпризнаков, поскольку в этом случае человек может быть понят как природноесущество. Человек связан с природой, однако не только сознание, речь,человеческие эмоции, но даже способность прямохождения он не получает отрождения. Известные случаи воспитания детей среди зверей лишний разпоказывают,

что человек не может сформироваться вне общества. Этот мир совокупность общественных отношений ? не есть нечто внешнее по отношениюк человеку, а составляет его сущность , т.е. делает человека общественнымсуществом , формирует все особенности его деятельности, миросозерцания,восприятия и т.п. Чисто физиологические функции человеческого организмапреобразуются обществом, испытывают на себе влияние материальной и духовнойкультуры человечества 2 .

ЖИЗНЬ - одна из форм движения материи, возникшая в результате длительногоразвития природы Диалектико-материалистическому взгляду на жизнь противостоятложные концепции, в первую очередь механизм и витализм 2 . РАССУДОК И РАЗУМ - категории, выражающие определенные способы, ступени мышления . ГУМАНИЗМ - лат. HUMANUS человечный воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность,защищающее его свободу и всестороннее развитие . ЧТО ТАКОЕЧЕЛОВЕК ?

Рассмотрение человека как особой философской темыобусловлено потребностью в целостном подходе к его изучению. Потребность этаразвивается по мере того, как интерес к человеку становится универсальнойтенденцией совокупности конкретных наук политэкономии и социологии, биологии имедицины, астрономии и географии. Она продиктована научно-техническойреволюцией, развитием человечества как мирового сообщества, обострениемглобальных проблем и новым, трагически напряженным звучанием вопроса очеловеческих издержках прогресса в 20 столетии.

Она задается возрастающей рольючеловека во всех процессах развития нашего общества, в перестройке его экономической,политической и духовной жизни. Но поскольку не существуетотдельной, специальной науки о человеке, а в комплексном исследованииучавствуют различные дисциплины, все ощутимее становится необходимостьинтеграции наук о человеке в единую, практически ориентированную систему. Попытки разработатьмногомерную систему универсальных ? характеристик человека, выявить еесистемообразующее

ядро тенденция философских исследований 60 80 х годов. 2. В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ ? ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Каждый человек рано или поздно задается вопросом оконечности своего индивидуального существования. Человек единственное ? существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления.Неизбежность собственной смерти воспринимается человеком не как отвлеченнаяистина, а вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивает самыеглубины его

внутреннего мира. Первая реакция человекапосле осознания своей смертности чувство безнадежности и растерянности иногда даже панической . Человек, преодолевая это чувство существует всюжизнь, отягощенный знанием о грядущей собственной смерти это знание становитсятем не менее основополагающим в последующем духовном развитии человека. Наличиемтакого знания в значительной степени и объясняется та острота, с которой передчеловеком встает вопрос о смысле жизни смысле смерти и цели жизни целисмерти .

Размышления над этимвопросом оказывается исходным пунктом в выработке основной линии жизни,подчиняющей себе поведение и поступки человека на разных уровнях общество вцелом, трудовой коллектив, семья, близкие друзья и т.п. Отклонения от этой линии приводят к мучительным моральным коллизиям страданиям в егожизнедеятельности, а утрата линии к нравственной и иногда физической гибели человека. Цель и смысл индивидуальной жизни каждой личности тесносвязаны с социальными идеями и действиями, определяющими

цель и смысл всейчеловеческой истории, общества, человечества как целого, его предназначение,ответственность на Земле и во Вселенной. Этой ответственностью очерчиваютсяграницы того, что могут и чего не могут делать человек и человечество. Этим жеопределяется и то, какими средствами могут или не могут они добиваться своихцелей. Но даже если человекруководствуется в жизни определенными нравственными целями и использует для ихдостижения адекватные им средства, он знает, что не всегда и не во всех случаях ? может добиваться

желаемого результата, который в нравственных категорияхобозначался во все времена как добро, правда, справедливость Возникает много вопросов Жизнь человека единственная ? и неповторимая ? в какой-то мереуравнивается с жизнью тех, кто живет бесцельно, бессмысленно и безнравственно,творит зло, ложь и несправедливость ?Жизнь каждого человека не бесконечна, а обрывается смертью, небытием ? . Не теряют ли вследствие этого смысл определения ее в нравственныхкатегориях добра и зла, правды или

лжи, справедливости и несправедливости ?Все ли приходит в бытии человеческом и все ли уравнивается в небытии ?Люди всегда искали выход из этого удручающего противоречия. И находили егов начале в религиозном постулате о бессмертии души и загробном воздаянии , апотом в представлениях об абсолютном разуме и абсолютных моральныхценностях , средневековые алхимики веками искали эликсир жизни . Осознавая конечность своегоземного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек

начинаетвырабатывать собственное отношение к жизни и к смерти. Эта тема занимаетцентральное место во всей культуре человечества. История мировой культурыраскрывает извечную связь поисков смыслачеловеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а так же состремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравственнопобедить смерть. Поисками ответа на этотвопрос занимаются многочисленные направления философии.

Философия, если она неявляется догматической, аппелирует прежде всего к разуму человека и исходит изтого, что человек должен искать ответ самостоятельно ! , прилагая для этогособственные духовные и физические усилия. Философия помогает человеку,аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человечества в этихпоисках. Философский материализмотрицает возможность личного физического бессмертия для человека, не оставляетему надежды на загробную жизнь . Принимая материалистическое мировоззрение,человек делает

трудный шаг, требующий личного мужества и силы духа стоицизма , поскольку отказывается тем самым от возможности утешения, хотя бы ииллюзорного. Накопленный человечеством нравственный опыт долгое времяосмысливался в рамках религиозных систем, а знание обосновываемых ими моральныхценностей подпиралось ссылками на суд и воздаяние, которые ожидают каждогопосле смерти. Как показал 20 век,насильственное массированное навязывание людям материалистическогомировоззрения

неизбежно влечет за собой серьезные издержки в нравственномразвитии. А это особенно тревожно и опасно, когда деятельность человека как внаучно-техническом, так и социальном плане становится столь масштабной по всемпоследствиям и потому требует особо ответственного к себе отношения. Материалистическийматериализм не только не снимает вопроса о смысле человеческой жизни, о смертии бессмертии, но, напротив, позволяет его поставить в наиболее острой, дажедраматической форме, тем самым в полной

мере выявляя его гуманистическое ? содержание. 3. ФИЛОСОФИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ , О СМЕРТИ И БЕССМЕРТИИ ЧЕЛОВЕКА. В решении этого вопросамарксизм, например, исходит прежде всего из самоценности и самоцельностичеловеческой жизни, которая представляет в нем и не случайной, и небессмысленной. Индивид, личность, человек рассматриваются не только сами посебе, но и как часть целого человеческого общества 3 . От всех других живых существчеловек отличается более всего тем, что

на протяжении своей индивидуальнойжизни он никогда не достигает целей жизни родовой, исторической в этомсмысле он постоянно не реализуемое существо 4 . Такая неудовлетворенность,нереализуемость содержат в себе побудительные причины творческой деятельности,не заключенные в непосредственных еемотивах материальных и прочих Именно поэтому призвание, назначение, задачавсякого человека всесторонне развивать все свои способности,

внести свойличный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. Но в принципе таков же исмысл жизни общества, человечества в целом, который они реализуют, однако, висторически неоднозначных формах. Мера этого единства, неодинаковая на разныхэтапах истории и в разных общественно-экономических формациях, и определяетценность человеческой жизни. Эта мера не является надличностной или надобщественной,но диалектически объединяет цели и смысл жизни

личности и общества, а они могутнаходиться в противоречии в общественно-экономических условиях, отчуждающихчеловека, и все более совпадать в процессе становления нового, гуманитарного идемократического общества. Такое понимание смысла иценности человеческой жизни опирается на учение о социальной сущности человека.Поведение личности определяется социальными, социально-этическими инравственно-гуманистическими факторами, которые являются его регуляторами. Например Л.Н. Толстой

Человек может рассматривать себя как животное средиживотных, сегодняшним днем, он может рассматривать себя как члена общества,народа, живущего веками, может и даже непременно должен потому что к этому неудержимо влечет его разум рассматривать себя какчасть всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому разумныйчеловек должен был сделать и всегда делал по отношению бесконечного малыхжизненных явлений, могущих влиять на его поступки то, что в математикеназывается интегрирование, т.е. установлять,

кроме отношения к ближайшимявлениям жизни , свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространствумиру, понимая его как одно целое 5 . Л.Н. Толстой видел смысл нев том, чтобы жить, зная, что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, ивсе-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки писать.Это было для меня отвратительно 6 . Л.Н. Толстой не мог признатьбессмысленность жизни, не мог видеть смысл жизни в личном благе, когда живет и действует человек только для того, чтобы благо было ему одному,

чтобы все люди и даже существа жили и действовали только для того, чтобы емуодному было хорошо 7 . К большому сожалениюприходится признавать, что в нашем обществе период господстваавторитарно-бюрократической системы таки отчужденные формы жизни получилиширокое распространение. Их изживание потребует немало времени и серьезноймногоплановой ! работы по перестройке всех сфер жизни общества. Идеи Л.Н. Толстого оказываютогромное влияние на нравственный мир человека, на то, как он решает

для себявопросы смерти и бессмертия. Что привлекает в нихсовременного человека, сознание которого ежедневно ! и ежечасно ! насыщается понятиями и образами, возникающими под влиянием научно-техническойреволюции, геронтологии, проектов радикальной перестройки природы человека,беспредельного увеличения продолжительности его жизни, бессмертия ? Если ответить на этот вопросв двух словах, то можно сказать - высочайшаячеловечность, т.е. органическая соединенность мысли с чувствами неповторимой ибесконечной в самой себе личности с

другими людьми и человечеством в целом,которая и позволяет осознать, что смысл жизни заключен в самой жизни, в еевечном движении как становлении самого человека. Мысль о неизбежностибиологической смерти человека неразрывно связана с утверждением нравственного,духовного бессмертия человека. Смерть страшна для тех, кто не видит, как бессмысленна и погибельна его личная и одинокая жизнь, икто думает, что он не умрет Я умру так же, как и все но моя жизнь и смертьбудут иметь

смысл для меня и для всех 8 . Нравственный смысл жизниЛ.Н. Толстого распространяется и на смерть человек умер, но его отношение кмиру продолжает действовать на людей, даже не так как при жизни, а в огромноеколичество раз сильнее, и действие это по мере разумности и любовностиувеличивается и растет, как все живое, никогда не прекращаясь и не знаяперерывов 9 . Живя для блага других, человек здесь в этой жизни уже вступает в то новое отношение к миру, для которого

нетсмерти, и установление которого есть для всех людей дело этой жизни 10 . Пониманиенравственно-философского смысла жизни у В.С Соловьева резюмируется в том, как решается им вопрос осоотношении личности и общества, их интересов и целей .В.С Соловьев нельзя по существу противопоставлять личность и общество,нельзя спрашивать, что из этих двух есть только цель и что есть толькосредство

Утверждая бесконечность человеческой личности в качестве аксиомынравственной философии, В.С Соловьев протестует как против индивидуализма, таки против таких сторонников коллективизма, которые видя в жизни человечестватолько общественные массы, признают личность за ничтожный и приходящий элементобщества, не имеющий никаких собственных прав и с которым можно не считаться воимя так называемого общего интереса 11 . 4. СКОЛЬКО ЖИТЬ ЧЕЛОВЕКУ ? КАК ЖИТЬ? ВО ИМЯЧЕГО ЖИТЬ ?

Такой подход позволяет вновом ракурсе, исходя из социальных и нравственных оснований, взглянуть напроблему продолжительности человеческой жизни, возможности ее продления.Продление жизни может ставиться как некоторая научная и социально-осознаннаяцель, но тогда возникает вопрос для чего это необходимо личности и обществу ?И с точки зрения сугубо гуманистической, согласно которой ценность длительнойчеловеческой жизни является

самоочевидной, самодостаточной, и с социальной,учитывающей общественную зависимость как можно более длительного сохраненияразвитой человеческой индивидуальности, Обогащенной знаниями, опытом жизни и мудрости, увеличение нормальнойсоциальной продолжительности жизни за счет ограничения и полного вытеснения вбудующем патологического социального старения представляется прогрессивнымпроцессом и в отношении отдельных личностей, и в отношении человеческогообщества в целом.

Иное дело биологическаяпродолжительность жизни человека, т.е. ее видовое время, эволюционно-генетическизакодированное и предполагающее индивидуальное чередование жизней как условиесуществования человечества. Здесь возникает много новых научных споров,обращенных в основном в биологии, но они так же не могут рассматриваться вотрыве от социальных и нравственно-гуманистических, определяемых общим решениемпроблемы, относящейся к сущности и смыслу человеческой жизни.

В современныхконцепциях, касающихся этих проблем, утверждается идея о возможности инеобходимости достижения с помощью научных методов максимума видовой биологической продолжительности жизни человека. На это направлены сейчасглавные усилия ученых. В связи с рассмотрением разнообразных искусственныхспособов продления жизни трансплантация, технология бионики, криобиология,генная инженерия и др. говорится даже о том, что человечество стоит напороге новой эры, когда медицина превратит

HOMO SAPIENS в HOMO LONGEVUS сверхдолгожителей, когда мужчины и женщины в зрелые годы полностьюсохранят и умственную и физическуюбодрость. А если это так, то нам придется взглянуть на жизнь совсем инымиглазами 12 Важно, однако, иметь ввиду,что новая видение жизни должно исходить прежде всего из гуманистических идеалови ценностей, из четкого определения смысла того, для чего человеку надо житьдольше чем обусловлено нормальными возрастными параметрами, соответствующимииндивидуальным особенностям личности.

Эти личностные установки, которыево многом зависят от социальных условий, но и оказывают обратное воздействие наних, позволяют определить меру ! человеческой жизни, в которойбиологическое диалектически соединено с социальным, этическим, гуманистическимее пониманием. Такая мера тесно связана с оптимальной ? реализациейсущностных сил человека. Не сама по себе длительность индивидуальной жизниокажется целью науки и общества и тем более самого

человека, а именно развитиебогатства человеческой природы, степень причастности личности к коллективнойжизни человека и ее участия в реализации идеи неорганического развития человека как общественного существа будут определятьиндивидуальные параметры , согласуемые ? с биологическимивозможностями жизни человека. Трагизм личностногосоприкосновения со смертью не снимается нравственно-философским сознанием нетолько родового, но и личностного бессмертия в культуре человечества, в его истории.

Скорее не безоглядныйоптимизм, а реализм точнее, научный, реальный гуманизм является адекватнойнравственно-философской основой научного и гуманного подхода к вопросам смертии бессмертия человека. Этот подход, разумеется, не дает ! окончательныхрешений, пригодных для всех и каждого. Он обозначает общую мировоззренческуюпозицию и жизненные пути решения этих вопросов, столь не схожих и неповторимыхв интеллектуальном и эмоциональном отношении для каждого из нас.

11. ПРАВОНА СМЕРТЬ . В наши дни социально-этические инравственно-гуманистические аспекты проблемы смерти привлекают к себевозрастающее внимание в связи не только со все более осознаваемыми иобострившимися личностными дилеммами и альтернативами бытия, но и с успехамибиомедицинских исследований, в частности реаниматологии, способствующейвозвращению к жизни людей, в том числе, даже находившихся в состоянииклинической смерти 13 . В 13 показана научная несостоятельностьвозрождающихся в связи с успехами реаниматологии

разного рода мифов о жизнипосле смерти и пр которые по своему пытаются реанимировать концепцию бессмертия душ . Ужесейчас многие ученые ставят вопрос о том, чтобы биология, наука о жизни, быладополнена новыми представлениями о биологии смерти. Здесь возникает множествонравственно-гуманистических дилемм, выходящих за рамки традиционных воззрений. Вкакой-то мере сам термин право на смерть звучит парадоксально ведь напротяжении веков предпосылкой всех человеческих прав являлось самое главное,фундаментальное из них

- право на жизнь.В целом любые из когда-либо провозглашавшихся прав человека можно рассматриватькак развертывание, расширение или конкретизацию этого основополагающего права,ибо каждое из них, обязательно является одним из проявлений жизни,удовлетворением каких либо жизненных потребностей, интересов, устремлений.Добровольный же уход из жизни - убийство осуждалось религией, вплоть до того, что самоубийц запрещалось хоронить накладбищах. Ныне,благодаря интенсивному развитию медицины, вопрос о жизни и смерти поройоказывается

вопросом выбора. Этот выбор осуществляет не только человек, о жизни и смерти которого идет речь, но идругие лица. Когда процесс смерти находится под не личностным контролем, тогда право умереть становится проблемой возникает вопрос, является ли право нажизнь не только правом, но и долгом или обязанностью, должно ли обществоохранять жизнь человека вопреки его воли? При этом в современных дискуссиях о праве на смерть имеют ввиду не самоубийство, как действие активного

субъекта,а умирающего человека, выступающего в качестве пассивного объекта, которомуискусственно замедляют наступление смерти. И не случайно проблемыэвтаназии греч. EUTHANASIA безболезненной кончины, тихой блаженной смерти, в особенности обреченногочеловека, и продление жизни искусственными средствами становятся центральными вдискуссиях о патернализме. Современныефилософы, юристы, врачи, теологи стремятся разрешить два фундаментальныхвопроса - может

лиэвтаназия вообще иметь моральное обоснование Если да, топри каких условиях она должна быть узаконена?При решении этих вопросов многие из ученых занимают антипатерналистическуюпозицию важнейшим моральным принципом, который, насколько это возможно, долженбыть возведен в закон, является право свободы выбора. Они исходят из того, чтовмешательство в свободу действия индивида, в том числе в его решение ускоритьнаступление своей смерти, морально не оправдано в том случае, если он этим неприносит вреда другим, и акт эвтаназии

как проявление индивидуальной свободы недолжен тогда запрещаться законом. Рассужденияантипатерналистов не редко строятся следующим образом современная медицинскаятехнология значительно увеличила и продолжает интенсивно увеличиватьвозможности продления жизни, но умирающие люди иногда сами замечают постепенноеразрушение своей естественной природы, всех форм активности и не толькоподвергаются постоянным физическим страданиям, но и сознают своюобременительность для своих близких.

В таких случаях, по мнениюантипатерналистов, аморально не позволить человеку умереть. Ученые же, склоняющиеся кпатернализму, считают, эвтаназию недопустимой, выдвигая против моральнойправомерности лишения человека жизни следующие основные аргументы Во-первых, человеческая жизнь неприкосновенна, и поэтому эвтаназию нельзяприменять ни при каких обстоятельствах. Причины же обращения к сакраментальности человеческой жизни различны они могутпокоиться на религиозных

основаниях или на убеждении, что святость человеческойжизни является стержнем общественного порядка и т.д. .Во-вторых, при эвтаназии возможны злоупотребления со стороны врачей, членовсемьи или других заинтересованных лиц.В-третьих, эвтаназия противоречит принципу пока есть жизнь, есть надежда ,не учитывает возможности ошибочного диагноза врача. Применение эвтаназии в этихслучаях приводит к необратимым последствиям. Кроме того , после смерти больногок которому применили эвтаназию, может появиться новое лекарство,

способноеизлечить ранее не излечимое заболевание. Многие ученые пытаются наоснове философского определения жизни решить и сугубо конкретный вопрос - Когда наступаетсмерть человека, дающая право врачу отключить аппараты искусственногоподдержания жизни т.е. применить так называемую пассивную эвтаназию ?Обсуждаются две основные точки зрения Одна утверждает, что жизнь человека должна охраняться до самого последнегомомента.Другая считает возможным констатировать факт смерти и отключить аппаратыпосле гибели

коры головного мозга.Острота и актуальность этого вопроса обусловлены и получающей все болееширокое распространение практикой пересадки органов трансплантации Чтобыисключить возможность излишней поспешности врачей при констатации смертидонора, от которого берут органы для будущей пересадки, было сочтенонеобходимым, чтобы факт смерти возможного донора констатировался бригадоймедиков, независимой от тех, кто осуществляет пересадку.

Таким образом, сегодня философские размышления о жизни и смертиоказываются необходимыми и для решения конкретных проблем, возникающих в связис развитием биологии, медицины и здравоохранения. Научный гуманизм так же ищетдля человека морально-нравственную опору перед лицом смерти, включая то, чтоотносится, так сказать, к культуре умирания. Не фантастические грезы инадежды, не панически отрицательные эмоции и болезненная психическаянапряженность перед лицом смерти, а честный и мужественный подход к

нейличности, мудро решившей для себя эти вопросы, как органическую часть своейжизни вот та философская основа, которая утверждается научным , реальным гуманизмом. Реальный философскийгуманизм дает такой идеал, определяющий смысл человеческой жизни в ееиндивидуальных, личностных и общечеловеческих, социальных параметрах. Этотидеал утверждает вместе с тем диалектическую взаимосвязьприродно-биологического и социального,

конечного и бесконечного, смерти ибессмертия человека, получающего свои завершенные формы в том, что единственносоответствует его сущности в материальной и духовной культуре человечества.Именно на этом к конечном счете и основывается регулирующая роль нравственностикак в индивидуальной жизни человека, так и в отношении к смерти.И это позволяет утверждать, что лишьВ БЕССМЕРТИИ РАЗУМА И ГУМАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА БЕССМЕРТИЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.Таково глобальное предназначение человека и человечества, ихответственность за сохранение жизни и разума на нашей планете, без чегоневозможно преодолеть все угрозы, исходящие от неразумности и антигуманизма. Но вопрос о смыслечеловеческой жизни имеет и другую сторону, относящуюся к реальной ,природно-биологической бесконечности человечества и бессмертию его разума, а также к возможности других форм жизни и разума, других, внеземных ? цивилизаций в бесконечной ?

Вселенной. Эта чрезвычайно интересная сторонавопроса интенсивно обсуждается в современной научной и философской литературе.Космизация человечества, выход его в будущем в бесконечные просторы Вселеннойизменяет во многом и наши представления о времени, что, по-видимому,будет связано с новым пониманием человеческой жизни, ее длительности, смерти ибессмертия, приведет о осознанию космического предназначения и ответственностичеловека и человечества. Размышления о смерти ибессмертии с логической неизбежностью

подводят нас к проблеме существованиячеловеческого рода как последнего ? основания нашей земной вечности хранителя памяти о прошлом и продолжателя всех объективно значимых людских начинаниях. Но гарантировано ливыживание человечества? Образует ли оно реальное единство или является всеголишь конгломератором обособленных и даже враждебных друг другу социокультурныхцелостностей? Есть ли серьезные основания для веры в то, что люди, населяющиеЗемлю, способны достигнуть согласия

в понимании насущных проблем и в оценкесобытий и деяний прошлой истории? Огромное количество точекзрения и соприкасающихся проблем философии, ограниченность объема данногореферата не позволяют нам с Вами в полной мере рассмотреть все вопросы,касающиеся рассмотренной выше проблемы жизни и смерти в духовном опыте человекаи человечества в целом одной из самых насущных проблем нашего времени. ЛИТЕРАТУРА 1. Введение в философию. В 2-х частях.

1898 год. С.219-220, с. 247-258. 2. Краткий словарь по философии. Под. Общ. Ред. И.В.Блауберга, И.К. Пантина. Москва, 1979год. C. 59-60, с. 88, с. 269-270, с. 366-368. 3. Маркс К Энгельс Ф Соч Том 42, с. 119. 4. Там же, с 93 5. Толстой Л.Н Полн. Собр. Соч. Москва, 1950 год,том 35, с.

161. 6. То же , 1957 год, том 23, с. 29. 7. То же, 1936год, том 26, с. 369. 8. То же, том 23, с. 402. 9. То же, том 26, с. 413. 10. Тамже, с.415. 11. СоловьевВ.С. Соч. в 2 томах, 1988 год, том 1, с. 281, 283. 12. Курцмен Дж Гордон Ф. Да сгинет смерть! Победанад старением и продление человеческой жизни.

Москва, 1982 год, с.14. 13. Неговский В.Ф. Вторая жизнь. Москва, 1983 год.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.