ФИНАНСОВАЯАКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ
Кафедра: экономикапредприятия
Курсовая работа
на тему:
«Особенностиразвития малых предприятий в России»
Выполниластудентка группы М2-2
Худорожкова Е.А.
Научныйруководитель
доцент КрюковаО.Г.
Москва 1999 г.
П Л А Н
Введение: 3 — 6
I.Субъекты малого предпринимательства и экономическая 6 — 9
деятельность малых предприятий
II.Государственная поддержка малого бизнеса 9 — 17
III.Финансово-кредитные механизмы регулирования 17 — 21
Заключение: 21 — 26
Приложения: 27 — 31
Списокиспользованнной литературы 32 — 33
Введение
Ведущей проблемой современногоэтапа формирования структур в экономике России является разгосударствление иприватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образомчерез создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либоассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно,производимой им продукции. Формирование малых рыночных структур во всех безисключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственнымтенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малогобизнеса действует очень большое число небольших предприятий самогоразнообразного профиля практически во всех отраслях.
В настоящее время в экономикеРоссии одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а такжеосуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей,их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Имеютсяотрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемамипроизводства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий,а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.
Для современной экономикихарактерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных, стенденцией к монопольным структурам, и небольших, — складывающаяся подвлиянием многих факторов.
С одной стороны,устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства.Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми,трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вестикрупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшиетехнологические сдвиги.
Возможность эффективногофункционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ посравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление кзапросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам;исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуетдифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личногопотребления.
В свою очередь развитиемелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровленияэкономики. Большое значение имеет способностьмалых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможностине только для трудоустройства, но прежде всего для предпринимательскойдеятельности населения, развертывания его творческих сил и использованиясвободных производственных мощностей.
Опыт функционирования малыхпредприятий в разных странах
Малыепредприятия вовсем мире играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, СШАи Японии большое значение приобрел малый бизнес, где он представленсовокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная их масса —это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малыепредприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительносократить безработицу в этих странах.
Малые предприятияэффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельныхузлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых дляпроизводства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупнымпредприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода копределению места и роли малых предприятий в экономике общества. В маломпредпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и наслужбу России.
^ Например, малые и средние фирмыСША производят 40% валового национального продукта и половину валовогопродукта частного сектора, том числе: в обрабатывающей промышленности — 21%,строительстве — 80%, оптовой торговле — 86, сфере обслуживания — 81%. На этихпредприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников.Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономикеСША, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем наодин доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные1.
В последние годы ускорились концентрация ицентрализация капитала в странах Европы, например в стальной промышленностиБельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Голландии, а такжеконцернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции и в часовойпромышленности Швейцарии. Важнейшая черта концентрации и централизациикапитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм привело кисчезновению мелкого бизнеса. Он проявил живучесть, способность квоспроизводству и одновременно в интерес к себе со стороны крупных концернов.Мелкие и средние фирмы отыскивают «специализированные ниши», где выступаютсубподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европеоколо половины продукции обрабатывающей промышленности изготавливается намелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилиянаправляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта.Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробироватьновую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Месторазоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство.Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась.
Малые предприятияпользуются поддержкой во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, чтомалое предпринимательство как новая форма организации общественно необходимоготруда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность вравной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждогогражданина отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признаниеи поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производствадополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальныдоход и национальное богатство. Малое предпринимательство является такимисточником развития, от которого Россияне может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
Особенности
В связи с переходомРоссии к рыночным отношениям возникает ряд трудностей экономического характера.Преодоление этих проблем зависит в немалой степени и от развитияпредпринимательства.
Малоепредпринимательство имеет свои особенности, в частности возможность гибкогореагирования на изменения конъюнктуры рынка, быстрый переход на новые видытоваров и услуг и т. д. Отсюда — возможность в короткие сроки окупать вложенныйкапитал путем перелива его из одной отрасли в другую, внедряясь тем самым вновые сферы экономики. В системе мер, направленных на преодоление негативныхтенденций в народном хозяйстве России, малые предприятия приобретают исоциальное значение, так как способствуют повышению деловой активности и обеспечениюзанятости населения.
Малый бизнес часто болеевосприимчив к нововведениям, чем крупные корпорации, так как может быстроперестраивать производство и апробировать оригинальные идеи, а из-заограниченности финансовых средств заинтересован в ускоренной разработкетехнических проектов. а Западе созданы механизмы стимулирования рисковыхинициатив, активной поддержки организации и деятельности рискового (венчурного)предпринимательства за счет аккумулирования из различных источников финансовыхсредств под прогрессивные научно-технические проекты. Венчурные предприятияоперативно разрабатывают и доводят до стадии промышленного образца большинствонововведений. Подсчитано, что на решение таких задач малые фирмы затрачиваютпримерно в 4 раза меньше времени, чем крупные предприятия, и правительстваразвитых стран выделяют на это большие субсидии. В Японии, например, к началу90-х гг. все расходы на НИОКР составляли почти 10 трлн.иен, из которых около80% было направлено в частный сектор, реализующий НИОКР через малые фирмы. Поданным министерства научных исследований и технологий ФРГ, доля расходов наНИОКР в обороте (сумме продаж) в 1997 г составила на предприятиях с числомзанятых до 100 человек — 6,1%, от 100 до 500 — 3,2, от 500 до 1000 — 2,4, от1000 до 10 000 -2,6 и свыше 10 000 человек — 4,8%.Таким образом, наиболеевысокая доля расходов на НИОКР на мелких предприятиях. Подобное соотношениесуществует и при распределении ассигнований на НИОКР в расчете на одногозанятого на предприятиях с числом рабочих до 100 они превышают 10 тыс. марок, ас числом занятых от 500 до 1000 — вдвое меньше
Малые предприятия могут учреждатьсясовместно с государственными, общественными, кооперативнымипредприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.
Развитие любой формыпредпринимательства зависит в основном от двух условий: внутреннейэкономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способностиконкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своиххозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитиемалой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиямхозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителяпредприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.
Виды малыхпредприятий:
Коммунанты. Малые предприятия этой группы, какправило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногдаосуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуютс крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда.С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодногоему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этойгруппы находятся в сильной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентнуюборьбу между собой.
Патиенты. Предприятия этой группыспециализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной восновном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источникисырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкиестроительные работы. Они достаточно независимы от крупных, иногда могутсоставить и сырьевую конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качествувыпускаемого продукта.