--PAGE_BREAK--
Национальный Банк РК разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики на очередной год, включая три сценарных варианты развития экономики РК. В соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики на 2010 год Национальный Банк РК планировал реализацию мер, способствующих поддержанию экономического роста, развитию потенциала депозитного рынка, а также восстановлению кредитной активности банковского сектора, планировал продолжить проведение политики обменного курса, направленной на обеспечение баланса между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики. Курсовая политика должна проводиться с целью недопущения значительных колебаний реального курса национальной валюты, которые могут оказать негативное влияние на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры. В целях создания условий для повышения гибкости курсообразования коридор колебаний тенге с 5 февраля 2010 года был расширен: 150 долларов/тенге (+)10% или 15 тенге, (-)15% или 22,5 тенге. Преобладающие тенденции в динамике курса тенге будут обусловлены ситуацией на мировых финансовых и товарных рынках и состоянием платежного баланса.
Процентная политика Национального Банка Республики Казахстан в соответствии с основным направлениями денежно-кредитной политики РК на 2010 год направлена на удержание рыночных ставок на денежном рынке краткосрочных инструментов в пределах коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан. Проводимые мероприятия должны обеспечивать снижение волатильности рыночных ставок и повышение стабильности денежного рынка, а также способствовать эффективному управлению ликвидностью. Официальная ставка рефинансирования, являющаяся верхней границей коридора, должна определяться исходя из ситуации на денежном рынке и уровня инфляции. Ставка по депозитам банков, размещаемым в Национальном Банке Республики Казахстан, определяется как нижняя граница коридора краткосрочных ставок на денежном рынке и устанавливается на минимально возможном уровне с тем, чтобы дестимулировать банки в накоплении свободных ресурсов на депозитах в Национальном Банке Республики Казахстан.
С целью изъятия избыточной ликвидности Национальный Банк Республики Казахстан осуществляет эмиссию краткосрочных нот. Их выпуск будет также направлен на поддержание вторичного рынка государственных ценных бумаг, формирование кривой доходности по финансовым инструментам сроком до 1 года.
При ожидаемом незначительном инфляционном давлении со стороны фундаментальных факторов Национальный Банк Республики Казахстан планировал принимать меры по обеспечению финансовой стабильности. Продолжится мониторинг уровня ликвидности банков и связанных с ним рисков, в том числе валютных. При необходимости Национальный Банк Республики Казахстан будет предоставлять займы рефинансирования для поддержания текущей ликвидности банков. Сроки данных операций останутся короткими.
Национальный Банк Республики Казахстан будет способствовать дальнейшему переориентированию банков на внутренние источники при формировании базы фондирования. Для этого Национальный Банк Республики Казахстан увеличил в 2010 году капитализацию АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» на 11 млрд. тенге. Также для стабилизации ресурсной базы банков будет рассмотрен вопрос о переводе временно свободных денежных средств небанковских финансовых организаций, размещаемых в Национальном Банке Республики Казахстан, на депозиты отечественных банков.
Реализация данных мер денежно-кредитной политики позволит Национальному Банку Республики Казахстан достичь установленных ориентиров по инфляции. Это будет способствовать выходу экономики на траекторию устойчивого и качественного роста.
Табл.3. прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2010 год.
2008
(факт)
2009
(оценка)
2010 (прогноз)
1 сценарий
2 сценарий
3 сценарий
Инфляция, %
— на конец года, %
9,5
6,2
6,0-8,0
6,0-8,0
6,0-8,0
Официальная ставка рефинансирования, %
10,5
7,0
6,0
7,0
8,0
Денежная база, млрд. тенге
1525
2451
2395
2697
2728
Денежная масса, млрд. тенге
6267
7386
7042
8097
8524
Депозиты резидентов в банковской системе, млрд. тенге
5409
6473
6123
7070
7459
Кредиты банков экономике, млрд. тенге
7460
7644
7539
8092
8296
Уровень монетизации экономики, %
39,0
46,2
45,9
46,5
46,5
Источник:
основные направления денежно-кредитной политики Республики Казахстан на 2010 год.
4. Выполнение Национальным Банком Республики Казахстан надзорных функций
Национальный Банк Казахстана участвует в регулировании и надзоре за деятельностью финансовых организаций, применяет меры воздействия и санкции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Регулирующие функции Национального Банка Казахстана направлены на содействие обеспечению стабильности финансовой системы Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана не вмешивается в деятельность финансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. Для выполнения своих функций Национальный Банк Казахстана вправе запрашивать и получать первичные статистические данные и в случае необходимости иную дополнительную информацию от государственных органов, финансовых и иных организаций, а также их ассоциаций (союзов).
Национальный Банк Казахстана осуществляет лицензирование, контроль и надзор за финансовыми организациями.
В этих целях Национальный Банк Казахстана полномочен:
§ принимать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения финансовыми организациями и их клиентами;
§ определять условия и порядок выдачи лицензий финансовым организациям на проведение банковских операций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;
§ определять порядок проведения банковских операций, а также условия и порядок выдачи заключений банкам в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;
§ осуществлять проверки деятельности финансовых организаций и иных лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Национального Банка Казахстана;
§ получать от государственных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своих контрольных и надзорных функций, в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
Национальный Банк Казахстана сотрудничает с уполномоченным органом, центральными банками и надзорными органами других государств и вправе обмениваться информацией, необходимой для осуществления ими контрольных функций.
Национальный Банк Казахстана осуществляет контрольные функции по вопросам, регулирование которых отнесено к его компетенции посредством:
§ предварительного осмотра технической оснащенности помещений и оборудования банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Национального Банка Казахстана;
§ установления соответствия квалификационным требованиям;
§ проведения проверок с выездом на место или в документарной форме:
o финансовых организаций, а также лиц, осуществляющих валютные операции, на предмет соблюдения ими требований законодательства Республики Казахстан;
o организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций на основании лицензии Национального Банка Казахстана, для изучения их деятельности в целом или по отдельным вопросам, а также достоверности отчетов и сведений, представляемых ими в Национальный Банк Казахстана.
В Республике Казахстан установлены следующие пруденциальные нормативы для банков второго уровня:
§ минимальный размер уставного капитала банка
§ коэффициент достаточности собственного капитала
§ максимальный размер риска на одного заемщика
§ коэффициенты ликвидности:
o коэффициентом текущей ликвидности банка (k4);
o коэффициентом краткосрочной ликвидности банка (k5);
o лимитом текущей валютной ликвидности;
o лимитом краткосрочной валютной ликвидности;
o лимитом среднесрочной валютной ликвидности.
§ лимиты открытой валютной позиции
§ коэффициент максимального размера инвестиций банка в основные средства и другие нефинансовые активы
Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период предполагает, что одним из важнейших направлений деятельности по обеспечению финансовой стабильности станет макропруденциальное регулирование., акцентированной на контрциклическом регулировании и недопущении дисбалансов. Эффективность согласованных мер макро- и микропруденциального регулирования зависит во многом от наличия инструментария для качественной оценки рисков в кратко- и долгосрочной перспективе и их влияния на финансовую стабильность.
Одним из ключевых инструментов макропруденциального регулирования должно стать внедрение механизмов регулирования финансовых институтов через изменение требований к их капитализации и уровню ликвидности, которые будут меняться в зависимости от фаз бизнес-цикла. Важными элементами макропруденциального регулирования должны также стать механизмы управления системными рисками как внутреннего, так и внешнего характера.
5. Роль Национального Банка Республики Казахстан в организации и регулировании национальной платежной системы
Национальный Банк Казахстана организует, координирует, регулирует осуществление платежей и переводов денег и устанавливает:
§ правила и особенности применения способов осуществления платежей и (или) переводов денег, основные требования к содержанию указаний;
§ порядок и условия осуществления платежей с использованием наличных денег.
Национальный Банк Казахстана принимает нормативные правовые акты, направленные на обеспечение эффективности и надежности функционирования платежных систем на территории Республики Казахстан.
В области обеспечения эффективной работы платежных систем одним из приоритетных направлений является проведение работ по дальнейшему совершенствованию и модернизация технической инфраструктуры действующих платежных систем. В рамках данных работ будут проведены соответствующие мероприятия по созданию нового резервного центра в г.Астане. Построение нового резервного центра будет способствовать дальнейшему повышению уровня безопасности и обеспечению устойчивого функционирования платежных систем. Особое внимание уделяется расширению спектра и повышению качества розничных банковских услуг населению, устранению правовых препятствий для развития рынка платежных услуг и внедрения инновационных технологий, поощрению конкурентных рыночных условий, развитию необходимой инфраструктуры и созданию соответствующих условий для использования платежных карточек.
Надзор (оверсайт) за платежными системами — деятельность Национального Банка Казахстана, осуществляемая в целях обеспечения эффективного, безопасного и бесперебойного функционирования платежных систем в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Объектами оверсайта за платежными системами являются: Межбанковская система переводов денег, Система межбанковского клиринга, Система корреспондентских отношений между банками, платежные инструменты, рынок платежных карточек и рынок международных денежных переводов.
В целях осуществления надзора (оверсайта) за платежными системами Национальный Банк Казахстана вправе:
1) устанавливать порядок проведения надзора (оверсайта) за платежными системами;
2) принимать нормативные правовые акты, определяющие условия и порядок организации и функционирования платежных систем;
3) осуществлять мониторинг платежных систем;
4) проверять организацию и функционирование платежных систем;
5) получать информацию по вопросам платежей и переводов денег, функционирования платежных систем от участников и операторов платежных систем;
6) осуществлять проверки деятельности участников платежных систем.
Национальный Банк Казахстана в пределах своей компетенции вправе участвовать в организации системы международных (межгосударственных) платежей.
6. Выполнение Национальным Банком Республики Казахстан иных функций
Денежной единицей (национальной валютой) Республики Казахстан является казахстанский тенге. Казахстанский тенге состоит из 100 тиынов. Денежные знаки Республики Казахстан, находящиеся в обращении, состоят из банкнот и монет. Структура номиналов банкнот и монет определяется Национальным Банком Казахстана. Выпуск банкнот и монет, организация их обращения и изъятие из обращения на территории Республики Казахстан осуществляются исключительно Национальным Банком Казахстана. Выпуск банкнот и монет в обращение осуществляется Национальным Банком Казахстана посредством их продажи физическим и юридическим лицам.
Национальный Банк Казахстана определяет потребность в необходимом количестве банкнот и монет, обеспечивает их изготовление, устанавливаетпорядок хранения, уничтожения и инкассации наличных денег. Банкноты и монеты, выпущенные в Республике Казахстан, должны иметь номинальный состав, форму и орнаментальную графику. Указанные характеристики банкнот и монет публикуются в печати.
Национальный Банк Казахстана действует в качестве агента Правительства Республики Казахстан на условиях, которые согласованы между Национальным Банком Казахстана и Правительством Республики Казахстан.
Национальный Банк Казахстана осуществляет регулирование обращения государственных ценных бумаг Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов по согласованию с Центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета. В Национальном Банке Казахстана размещаются средства Правительства Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана производит платежи, осуществляет иные операции по счетам Правительства, а также предоставляет ему другие услуги. Национальный Банк Казахстана в качестве агента Правительства Республики Казахстан обслуживает по согласованию с ним государственные займы Правительства. Не допускается прямое финансирование Правительства Республики Казахстан Национальным Банком Казахстана.
В Национальном Банке Казахстана размещаются средства Правительства Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана производит платежи, осуществляет иные операции по счетам Правительства, а также предоставляет ему другие услуги.
Национальный Банк Казахстана выступает в качестве финансового советника Правительства Республики Казахстан при разработке и реализации политики государственного заимствования, формировании бюджетной политики по вопросам, связанным с денежно-кредитной политикой государства.
Национальным Банком совместно с Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и Правительством разработан комплекс механизмов по обеспечению финансовой стабильности, адекватных потенциальным угрозам и рискам.
Основной целью валютного регулирования и контроля является создание либерального валютного режима, способствующего дальнейшей интеграции республики в мировую экономику и эффективности системы мониторинга за валютными операциями для принятия адекватных решений иоперативного реагирования в случае резкого изменения внешнеэкономической конъюнктуры и обстановки на валютном рынке страны.
В области валютного регулирования и контроля Национальный Банк Казахстана:
1) устанавливает порядок обращения валютных ценностей в Республике Казахстан;
2) устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами валютных операций в Республике Казахстан;
3) устанавливает единые правила и условия оформления резидентами паспортов сделок по экспорту и импорту и порядок осуществления экспортно-импортного валютного контроля в целях обеспечения выполнения резидентами требования репатриации;
4) устанавливает порядок ввоза, вывоза и пересылки в Республику Казахстан и из Республики Казахстан валютных ценностей;
5) устанавливает порядок лицензирования и выдает лицензии на осуществление деятельности по организации обменных операций с иностранной валютой;
6) устанавливает порядок регистрации и выдает регистрационные свидетельства обменных пунктов, а также приостанавливает их действие в соответствии с валютным законодательством Республики Казахстан;
7) устанавливает квалификационные требования к осуществлению деятельности по организации обменных операций с иностранной валютой;
8) устанавливает порядок осуществления регистрации и уведомления о валютных операциях, об открытии резидентами Республики Казахстан счетов в иностранных банках, а также выдает регистрационные свидетельства и свидетельства об уведомлении;
9) определяет порядок установления пределов отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты;
10) выдает специальные разрешения на проведение валютных операций в рамках специального валютного режима;
11) устанавливает по согласованию с государственными органами в соответствии с их компетенцией порядок и формы учета и отчетности по валютным операциям, обязательные для исполнения резидентами и нерезидентами в Республике Казахстан;
12) в случаях установления фактов нарушения банками и иными лицами банковского и валютного законодательства Республики Казахстан налагает санкции, предусмотренные банковским и валютным законодательством Республики Казахстан.
Другим ключевым направлением деятельности Национального Банка является совершенствование управления золотовалютными активами (ЗВА), поскольку они относятся к важнейшим инструментам государственного регулирования сферы международных платежей.
Золотовалютные активы Национального Банка Казахстана создаются и используются для обеспечения внутренней и внешней устойчивости казахстанского тенге и состоят из:
— аффинированного золота;
— валютных ценностей, хранящихся в Национальном Банке Казахстана;
— простых и переводных векселей в иностранной валюте;
— ценных бумаг, выпущенных и гарантированных иностранными правительствами или международными финансовыми организациями;
— других внешних активов, деноминированных в иностранной валюте, при условии обеспечения ликвидности и сохранности таких активов.
Национальный Банк Казахстана определяет структуру золотовалютных активов и их размещение. Не допускается использование золотовалютных активов в форме выдачи кредитов (займов, ссуд) и предоставление гарантий или других обязательств резидентам и нерезидентам Республики Казахстан за исключением случаев, предусмотренных решением Правления Национального Банка Казахстана.
Основной задачей в области управления ЗВА на сегодняшний день является поддержание их уровня на уровне, адекватном экономической ситуации. На конец ноября 2009 года объем ЗВА составлял 27 796 млн. долл. США, увеличившись с начала года более чем на 20%.
Так же Национальный Банк Республики Казахстан осуществляет доверительное управление Национальным фондом Республики Казахстан на основании договора о доверительном управлении, который заключается между Национальным Банком Казахстана и Правительством Республики Казахстан и публикуется в официальных изданиях.
7. Изменение функций Национального Банка РК с образованием европейского центрального банка и вступлением в ЕС.
Казахстан не зовут в ЕС… продолжение
--PAGE_BREAK--