Реферат по предмету "Экономика"


Основные проблемы, изучаемые макроэкономикой

Контрольная работа
 
По дисциплине: «Макроэкономика»
Вариант — 32 (для Ш)
Санкт-Петербург 2008 – 2009 уч. год

Содержание
 
1.Введение
2.Экономический рост и занятость. Кривая Филлипса
3.Задача
4. Теоретическаязадача.
Экономическаяроль государства в современной рыночной экономике
5. Заключение

1. Введение
Макроэкономика — отрасль экономическойнауки, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зренияобеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсови минимизации уровня инфляции.
Основными проблемами, которые изучаетмакроэкономика, являются: экономический рост и его темпы; экономический цикл иего причины; уровень занятости и проблема безработицы; общий уровень цен ипроблема инфляции; уровень ставки процента и проблемы денежного обращения; состояние государственного бюджета, проблема финансирования бюджетного дефицитаи проблема государственного долга; состояние платежного баланса и проблемывалютного курса; проблемы макроэкономической политики.
Все эти проблемы невозможно решить спозиций микроэкономического анализа, т.е. с уровня отдельного потребителя,отдельной фирмы и даже отдельной отрасли. Именно потому, что существует целыйряд таких обще- или макроэкономических проблем, появляется необходимость ввозникновении самостоятельного раздела экономической теории, самостоятельнойдисциплины – макроэкономики.
Важность изучения макроэкономики:
1) она не просто описываетмакроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимостимежду ними, исследует причинно-следственные связи в экономике;
2) знание макроэкономических зависимостейи связей позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, чтонужно сделать для ее улучшения,  и, в первую очередь, что должны предпринятьполитические деятели, т.е. позволяет разработать принципы экономическойполитики;
3) знание макроэкономики дает возможностьпредвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, т.е. составлять прогнозы,предвидеть будущие экономические проблемы.

2. Экономический рост и занятость.Кривая Филлипса
 
Экономический рост определяется и измеряется двумя взаимосвязаннымиспособами: как увеличение реального ВНП за некоторый период времени или какувеличение за некоторый период времени реального ВНП на душу населения.Использоваться могут оба определения. Например, если в центре вниманиянаходятся проблемы военно-политического потенциала, более подходящимпредставляется первое определение. Но при сравнении жизненного уровня населенияв отдельных странах и регионах явно более предпочтительным является второеопределение. Так, ВНП Индии почти на 70% превосходит ВНП Швейцарии, однако поуровню жизни населения Индия отстает от Швейцарии более чем в 60 раз.
Обычно, исходя из любого из этихопределений, экономический рост измеряется годовыми темпами роста в %.Например, если реальный ВНП составлял 200 млрд. дол. в прошлом году и 210 млрд.дол. в текущем, можно рассчитать темпы роста, вычитая из величины реального ВНПтекущего года величину прошлогоднего реального ВНП и соотнести разность свеличиной реального ВНП за прошлый год. В данном случае темпы роста составят(210 млрд. дол. — 200 млрд. дол.) /200 млрд. дол. = 5%.
Следует рассмотреть значениеэкономического роста. Увеличение общественного продукта в расчете на душу населенияозначает повышение уровня жизни. Рост реального продукта влечет за собойвозрастание материального изобилия. Т. е. иным способом можно сказать, чторастущая экономика обладает большей способностью удовлетворять новыепотребности и решать социально-экономические проблемы как внутри страны, так ина международном уровне.
Каждое государство стремится кэкономическому росту, полной занятости, устойчивым ценам и увеличению объемаэкспорта. Достижение этих целей предполагает макроэкономическое равновесие.Однако долговременные экономические цели достигаются через колебания слагаемыхравновесия. Одна из причин этого — несбалансированность дохода, потребления инакопления капитала, которая отражается в темпах экономического роста.Установить ее можно с помощью модели Солоу или функции технического прогресса,отражающей соотношение между темпом накопления капитала и темпом изменениядохода. В экономических циклах проявляется макроэкономическая нестабильность,требующая государственного регулирования.
Экономисты давно обратили внимание на то,что в макроэкономике изменения совокупного спроса, совокупного предложения,объема производства и совокупного дохода осуществляются циклически. Цикличность— это изменения в экономике в течение определенного времени. Но не каждоемакро-экономическое изменение является циклическим. Цикличность — этоповторяющиеся изменения, это движение от одного состояния макроэкономическогоравновесия к другому. Экономика в своем развитии как бы «пульсирует»:периоды подъема сменяются спадами или даже кризисами, затем снова начинаетсяподъем. Поэтому в длительный период времени динамика экономики будетотображаться волнообразной линией, где каждая волна соответствует полному циклуразвития экономики.
Возникла потребность в теоретическом обоснованииэтого явления. Теория экономических циклов исследует причины, вызывающиеизменения экономической активности общества во времени. Изменения совокупностипоказателей, характеризующих развитие национальной экономики, называетсяэкономической конъюнктурой. Поэтому теорию экономических циклов называют такжетеорией экономической конъюнктуры.
Занятость — участие населения в трудовой деятельности, включаяучебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми ипрестарелыми. Занятостью принято считать общественно полезную деятельностьграждан, приносящую им, как правило, заработок. К занятым относятся работающиепо найму, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели,фермеры), военнослужащие. Уровень занятости, то есть вовлеченности в трудовыепроцессы, зависит от соотношения между количеством трудоспособного населения ирабочих мест, а также соответствия рабочих мест возможностям работниковиспользовать их, ограниченным профессией, специализацией, опытом работы,знаниями и умением. Полная занятость означает практически полное обеспечениетрудоспособного населения рабочими местами. Частичная занятость подразумеваетвозможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период.Неполная занятость является источником безработицы.
Достижение высокого уровня занятостиявляется одной из ключевых целей макроэкономической политики, так какчисленность занятых экономической деятельностью существенно влияет намакроэкономическое равновесие и экономический рост в экономике.
В результате функционирования экономикипроисходит формирование определенного уровня и структуры занятости инезанятости населения. Занятость населения — экономические отношения,характеризующие взаимоотношения между людьми по поводу участия в хозяйственнойдеятельности, не нарушающие существующее законодательство и преследующиеудовлетворение личных и общественных потребностей. Занятость показывает,насколько трудоспособное население обеспечено рабочими местами.
Занятыми считаются граждане:
а) работающие по найму (в том числевыполняющие работу за вознаграждение в течение полного или неполного рабочегодня или недели);
б) имеющие оплачиваемую работу,подтвержденную соответствующим договором (контрактом, соглашением);
в) самостоятельно обеспечивающие себяработой (включая предпринимателей, членов производственных коллективов,фермеров);
г) избранные или назначенные наоплачиваемую должность. К категории занятых относятся военнослужащие,иностранные граждане и студенты, а также занятые в домашнем хозяйстве,воспитанием детей, уходом за больными, инвалидами и престарелыми гражданами.
Кривая Филлипса — графическое отображение обратной зависимости между уровнем инфляциии уровнем безработицы.
Названа по имени английского экономиста ОлбанаФиллипса, который на основе эмпирических данных по Англии за 1861—1957годы вывел корреляционную зависимость между уровнем безработицы иизменением прироста денежной заработной платы.
Зависимость первоначально показывала связь безработицыс изменениями зарплат: чем выше безработица, тем меньше прирост денежнойзаработной платы, тем ниже рост цен, и наоборот, чем ниже безработица ивыше занятость, тем больше прирост денежной заработной платы, тем выше темпроста цен. Впоследствии была преобразована в зависимость между ценами ибезработицей.
В долгосрочном периоде представляет собой вертикальнуюпрямую, иначе говоря, показывает отсутствие зависимости между уровнем инфляциии уровнем безработицы.
/>
·          Π — уровень инфляции,
·          Πe —ожидаемый уровень инфляции,
·          (U − Ue)— отклонение безработицы от естественного уровня — циклическая безработица,
·          b > 0 — коэффициент,
·          v — Шоки предложения.
КриваяФиллипса показывает существование устойчивой связи между уровнем безработицы иуровнем инфляции. Поскольку связь между этими показателями обратнопропорциональна, предположительно должна быть и альтернативная взаимосвязь безработицыи инфляции.
Есликривая Филлипса остается зафиксированной в том положении, которое показано нарисунке 1, перед людьми, определяющими экономическую политику, встает дилемма — что лучше: стимулирующая или ограничительная фискальнаяполитика? Традиционныемеры денежной и фискальной политики ограничивались только лишьперераспределением совокупного спроса. Эти меры никак не влияли на диспропорциирынка труда и систему господства на рынке, которые вызывали рост инфляциипрежде, чем достигалось состояние полной занятости. В частности,манипулированиесовокупным спросом посредством денежных и фискальных мер имело вкачестве результата просто перемещение экономики вдоль заданной кривойФиллипса.
/>
Рис.1. Кривая Филлипса: концепция
Следовательно,стимулирующая фискальная политика и политика дешевых денег, которые совместнодолжны активно поддержать совокупный спрос и добиться снижения уровнябезработицы, будут одновременно генерировать более высокий уровень инфляции.
Инаоборот, ограничительная фискальная политика и политика дорогих денег могутбыть использованы для снижения уровня инфляции, но только ценой роста уровнябезработицы и потерянного объема производства. Политика регулированиясовокупного спроса может быть использована для того, чтобы выбрать некоторуюточку на кривой Филлипса, но такая политика не может улучшить альтернативнуюсвязь «уровень безработицы — уровень инфляции», воплощенную в кривой Филипса.При существовании экономических взаимозависимостей, выраженных в кривойФиллипса, невозможно достижение «полной занятости без инфляции».

3. Задача
 
Условия:
Предположим, что каждый доллар,предназначенный для сделок, обращается в среднем 4 раза в год и направляется напокупку конечных товаров и услуг. Номинальный объем ВНП составляет 2000 млрд.долл. Определите величину спроса на деньги для сделок.
Решение:
 «Уравнение обмена» И.Фишера может бытьпредставлено следующим
образом:
MV = PQ 
Или
MV = ВНП ,
 где М – количество наличных денег вобращении;
 V – скорость обращения наличных денег;
Р – средневзвешенный уровень цен;
Q – количество товаров.
Из формулы   MV = ВНП  можно определить М:
М=ВНП/V=2000/4=500 млрд. долл.
Таким образом, количество денег,необходимых для заключения сделок, т.е. величина спроса на деньги для сделок составляет500 млрд. долл.
Ответ: 500 млрд. долл.

4. Теоретическая задача
 
Условия:
Прочтите и оцените каждое утверждение сточки зрения его соответствия экономической роли государства в современнойрыночной экономике.
Экономическая роль государства:
— охранять рыночную систему,
— обеспечить потребителей товарами иуслугами общественного пользования,
— бороться с вредными побочнымипоследствиями развития,
— перераспределять доходы,
— помогать отдельным группам населения,
— стабилизировать экономику.
Решение:
 
1). Экономическая роль государства — охранять рыночную систему
 
В современных условиях рыночная системахозяйства из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую, что привелок усложнению ее субъективной структуры. Субъектами рыночной экономики являются:предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребителипродукции; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы ит.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято делить на четыре группы:домашние хозяйства, предприятия, банки и государство (правительство).
Домашние хозяйства представляют собойхозяйственную (экономическую) единицу, которая функционирует в потребительскойсфере экономики и может состоять из одного или нескольких лиц. Эта единицаявляется собственником и поставщиком, в основном, человеческого факторапроизводства и ее цель связана с обеспечением наиболее полного удовлетворенияличных потребностей.
Предприятие (фирма) — эта экономическаяединица вырабатывает товары или услуги для продажи, принимает самостоятельныерешения, стремится к получению наибольшего дохода (прибыли) путем наилучшегоиспользования привлеченных и собственных факторов производства. За своюдеятельность этот многочисленный субъект рыночной экономики несет полнуюответственность. Получаемая прибыль идет в личный доход и на совершенствованиеи расширение производства, на выплату налогов.
Банки — это финансово-кредитныеучреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормальногофункционирования экономики. Они осуществляют посреднические функции в сфередвижения финансов, аккумулируют на своих счетах денежные средства предприятий идомохозяйств и выгодно размещают их, кредитуя те же предприятия идомохозяйства.
Государство как субъект рыночных отношенийпредставлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительнымиучреждениями, осуществляющими власть над хозяйственными субъектами длядостижения общественных целей, обеспечения экономического и социальногопрогресса общества.
Если оценивать экономические целисовременной системы хозяйствования в масштабе всего общества, то их можносвести к следующим основным положениям:
— Обеспечение экономического роста и болеевысокого уровня и качества жизни населения.
— Повышение эффективности использованияограниченных производственных ресурсов в масштабе всего общества, то естьдостижения наилучших результатов при минимальных затратах.
— Достижение полной занятоститрудоспособного населения. Все кто может и желает работать должны бытьобеспечены рабочими местами.
— Стабильный уровень цен. Постоянноизменяющиеся цены ведут к изменению поведения людей и предприятий, создаютнапряженность и неуверенность в экономической деятельности.
— Экономическая свобода. Все хозяйствующиесубъекты должны обладать в своей экономической деятельности высокой степеньюсвободы.
— Справедливое распределение доходов. Мыуже говорили, что справедливость в распределительных отношениях не означаетуравниловки. Она заключается в том, чтобы на равный капитал и равный трудобеспечивался равный доход и чтобы ни одна группа населения не пребывала внищете при чрезмерной роскоши других.
— Поддержание разумного соотношенияэкспорта и импорта, то есть по возможности активного торгового баланса вмеждународных экономических и финансовых отношениях.
 
2). Экономическая роль государства — обеспечить потребителей товарами и услугами общественного пользования.
Частное обеспечение общества товарамиобщественного пользования не представляется возможным. Необходимо вмешательствоправительства в обеспечение товарами смешанного пользования.
Роль государства в экономике очень велика.Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателейот угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества вобщественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоевнаселения, решает вопросы национальной обороны.
Экономистам известны два случая резкогонарушения функционирования рынка, то есть ситуаций, в которых конкурентнаярыночная система производила не те количества определённых товаров и услуг,либо оказалось не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы напроизводство некоторых товаров, выпуск которых экономически оправдан. Первыйслучай связан с переливами ресурсов, или побочными эффектами, другой сгосударственными, или социальными благами.
Рынок в отдельных случаях оказываетсянеспособным обеспечить производство определенных товаров и услуг- такназываемых общественных товаров и услуг или благ. Подобных товаров и услуг,относимых к категории общественных достаточно много. Напоминаем, что к нимотносятся товары оборонного назначения, содержание правоохранительных органов,дороги, дорожная разметка и знаки, и целый ряд аналогичных товаров. Все этиблага служат интересам общества в целом, предельные издержки на их производствоне зависят от количества потребителей, и государству целесообразнее взять на себязаботу об их содержании. Государство финансирует подобные сферы бюджетныхсредств. Известно, что расходы на оборону являются на сегодняшний день одной извесьма значительных статей в расходной части бюджета. Большую расходную статьюсоставляют средства, выделяемые на социальные нужды и на содержаниегосударственного аппарата управления. Источник финансирования- налоги. Причем вданном случае отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемогоналога и реальным участием в процессе потребления данного общественного товара.Из-за незначительного размера или вообще отсутствия предельных издержек,которые вызывает каждый дополнительный потребитель, не имеет смысла строитьсложную систему оплаты общественных благ, поэтому они и финансируются из государственногобюджета. Общественные блага неделимы, они состоят из таких крупных единиц, чтоне могут быть проданы индивидуальным покупателям. Еще важнее то обстоятельство,что на них не распространяется принцип исключения, то есть не существуетэффективных способов отстранения индивидов от пользования выгодами общественныхблаг, как только эти блага возникают. Получение выгод от товаровиндивидуального потребления основывается на их покупке, выгоды от общественныхблаг достаются обществу в результате производства таких благ.
Правительство обеспечивает людям множестводругих товаров и услуг, к которым принцип исключения может быть применим. Вчастности, такие блага и услуги, как улицы и автомагистрали, полицейская ипожарная охрана, библиотеки и музеи, профилактическое медицинское обслуживание,вполне могут подпадать под действие принципа исключения, то есть на них можноустанавливать цены и частные производители могут ими обеспечивать потребителейчерез посредство рыночной системы. Однако, как отмечалось выше, все это услуги,которые влекут за собой значительные выгоды перелива, из чего следует, чторыночная система не станет их производить в достаточном количестве. Поэтомуправительство берет на себя их производство или финансирование, чтобы недопустить возможного возникновения дефицитного выделения ресурсов в эту сферу.Подобные товары и услуги иногда называют квизиобщественными(квазигосударственными) благами. Можно понять непрекращающиеся споры вокругстатуса государственной системы здравоохранения и жилищного строительства.
В отличие от товаров индивидуальногопотребления, покупаемых у частных предприятий на основе самостоятельных решенийсамих индивидов, общественные блага приобретаются через посредствоправительства на основе групповых или коллективных решений. Точнее, виды иобъемы производства различных общественных благ определяются в демократическомгосударстве политическими методами, то есть путем голосования. Объемыпотребления общественных благ представляют собой вопрос государственнойполитики. Эти групповые решения, принимаемые на политической арене, служатдополнением к решениям домохозяйств и предприятий, дающим ответы на пятьфундаментальных вопросов. Предположив, что указанные групповые решения приняты,мы должны выяснить, как именно перераспределяются ресурсы из производстватоваров индивидуального пользования в производство общественных благ. Вэкономике, где существует полная занятость, перед государством стоит задачавысвобождения ресурсов, применяемых в производстве товаров индивидуальногопотребления, для направления их в производство общественных благ. Самоочевидныйспособ высвобождения ресурсов и частного сектора заключается в том, чтобысократить частный спрос на них. Это достигается путем обложения предприятий идомохозяйств налогами, тем самым, выключая часть их доходов, то есть часть ихпотенциальной покупательной способности, из потоков «доходы –расходы». Получая меньшие доходы, предприятия и домохозяйства оказываютсявынужденными сократить свои инвестиционные и потребительские расходы. Корочеговоря, налоги уменьшают спрос на товары и услуги индивидуального пользования,а это, в свою очередь, вызывает снижение частного спроса на ресурсы. Передаваяпокупательную способность частных экономических агентов правительству, налогивысвобождают ресурсы из частной сферы их применения. Затем правительство,расходуя налоговые поступления, может само направить эти ресурсы в производствообщественных благ и услуг. Например, налоги на доходы корпораций и на личныедоходы высвобождают ресурсы из производства инвестиционных товаров (сверлильныхстанков, автофургонов, складских сооружений и т.д.) и потребительских товаров(продовольствия, одежды, телевизоров и т.д.). Правительство может пустить этиресурсы на производство управляемых ракет, военных самолетов, на строительствоновых школ и автомагистралей. Правительство сознательно перераспределяетресурсы с целью осуществить значительные изменения в структуре национальногопродукта страны.
3). Экономическая роль государства — бороться с вредными побочными последствиями развития
При производстве и потреблении товаров иуслуг могут возникать побочные эффекты, а выгоды или издержки таких эффектовперемещаться к третьим сторонам, которые не имеют прямого отношения ни кпроизводству, ни к потреблению данного товара или услуг. Чаще всего такой«третьей стороной» выступает само население. Когда химическоепредприятие или металлургический комбинат загрязняют своими отходами водоемы иатмосферу, то часть издержек перекладывается на население, которому они ни какне компенсируются. В целях предотвращения или уменьшения вредного воздействияна окружающую среду правительства принимают законодательства, обязывающиепотенциальных загрязнителей нести расходы по обезвреживанию промышленныхотходов. Правительство может ввести особый налог, который равен или оченьблизок к издержкам перелива на единицу продукции. Корректировка можетпроизводиться в сторону увеличения спроса или предложения.
Сегодня государство использует либо методпрямого контроля, либо финансовые стимулы для того, чтобы заставить фирмыснизить уровень вредных побочных эффектов или увеличить благоприятную дляобщества и окружающей среды деятельность.
Охрана окружающей среды – это глобальнаяпроблема, захватывающая интерес всего мира, так как невозможно даже в крупнойстране локализовать вредные последствия развития производства. Поэтому внастоящее время в области экологии развивается международное сотрудничество,многие проблемы решаются путём совместных действий различных государств.
 
4). Экономическая роль государства — перераспределять доходы.
Перераспределение доходов относится кчислу некоторые экономических задач правительства, и имеют целью поддержать иоблегчать функционирование рыночной системы. А так же является одной изэкономических функций государства.
Содержание перераспределительной функциигосударства заключается в изменении тех пропорций распределения доходов ибогатства в обществе, которые складываются в рамках рыночной системы, с целяхдостижения социальной справедливости. Конкуренция в условиях свободной рыночнойэкономики представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, авозникающее на ее основе распределение дохода может порождать большеенеравенство, чем это желательно для общества. Чрезмерное имущественноерасслоение населения может порождать социальные конфликты и, как следствие,несет угрозу для стабильного развития страны.
Практически любое вмешательствогосударства в экономику оказывает влияние на благосостояние граждан. Например,ограничение или поддержка определенных видов хозяйственной деятельности,введение налогов или расширение бюджетных расходов приводят к тому, что доходыодних категорий населения растут, а других — снижаются. Перераспределениедоходов далеко не всегда является целенаправленным и может быть вызваноприменением мер, преследующих совсем иные задачи.
Государство может воздействовать нахарактер распределения доходов в экономике двумя основными способами:
во-первых, путем косвенного регулированияэкономики. Примеры подобного регулирования очень разнообразны. К ним относятся,например, гарантирование цен сельскохозяйственным производителям,законодательство о минимальных ставках заработной платы, налоговые мероприятия(введение прогрессивного подоходного налога с целью изменить распределениедоходов в пользу бедных слоев населения). Однако, как отмечают многиеисследователи, подобные методы регулирования имеют ограниченное влияние наразмеры доходов различных социальных групп;
во-вторых с помощью трансфертных платежей- пенсий, пособий, стипендий и других форм выплат, выплачиваемых за счетгосударства. Специфика данной формы регулирования состоит в том, чтотрансфертные платежи являются нерыночными доходами. Они предназначены темсоциальным группам, которые полностью или частично исключены из рыночного механизмараспределения доходов. Следовательно, их наличие не корректирует, а дополняетработу рыночной системы.
Власти демократических стран стремятся ктому, чтобы общество оценивало государственные программы перераспределения каксправедливые. Перераспределение основано на изъятии доходов у определенныхкатегорий населения, что в свою очередь предполагает принуждение. Оно не можетбыть эффективным при отсутствии общественной поддержки.
Однако, перераспределительные программыимеют не только позитивные, но и негативные последствия. Они снижают стимулы ктруду у получателей социальных пособий. Например, определенные категориинаселения предпочитают не искать работу, а жить на пособия по безработице.Таким образом, осуществление государственных выплат в пользу ущемленныхсоциальных групп может увеличить их численность, что неэффективно с точкизрения экономики в целом. Перераспределение оказывает дестимулирующее влияниена тех, кто трудится с большей производительностью и соответственно получаетбольшие доходы. В частности, введение повышенного налогообложения самых высокихдоходов означает, что обеспеченные категории населения будут все большестремиться к уклонению от налогов. В итоге чрезмерное стремление кперераспределению доходов может подорвать его собственную основу. Наконец,любые программы перераспределения требует затрат на его организацию, причем этизатраты растут с увеличением масштабов таких программ. Более масштабноеперераспределение требует ужесточения контроля за высокими доходами, а также обоснованияи учета дополнительных категорий получателей пособий.
В силу этих и других причин в разныхстранах периодически проводятся реформы, направленные на сокращение иоптимизацию перераспределительных программ. Их проведение требует глубокогообоснования и наличия политической воли, поскольку подобные реформы относятся кчислу непопулярных мер и могут встретить серьезное сопротивление в обществе.
 
5). Экономическая роль государства — помогать отдельным группам населения
В стабильных государствах правительстваразрабатывают и осуществляют программы социального обеспечения, устанавливаютминимальные размеры заработной платы, пособия по безработице, фиксируют цены сцелью повышения доходов определенных групп населения, устанавливаютдифференцированные ставки налогов на личные доходы населения. Таким образом,правительства регулируют распределение доходов путем прямого вмешательства вфункционирование рынка и косвенно с помощью системы налогов и других платежей.Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальномуобеспечению все большая доля национального дохода переводится от относительнобогатых к относительно бедным. 
Наряду с денежными доходами на уровеньжизни влияют общественные фонды потребления, к которым относятся блага и услуги,предоставляемые государством населению бесплатно. В стране с централизованнойэкономикой государственными могут быть здравоохранение и образование, частично- услуги культуры и физкультуры, в некоторой степени — питание и отдых дляотдельных групп, категорий населения (Например, бесплатные школьные завтраки,выдача бесплатного молока на вредных работах).
Государство может помогать отдельнымгруппам населения. К примеру, оно может предоставлять субсидию на первый взноспри покупке жилья.
6). Экономическая роль государства — стабилизировать экономику
 
Самая новая и в некоторых отношениях самаяважная функция государства заключается в том, чтобы стабилизировать экономику,т. е. помогать частной экономики обеспечивать и полную занятость ресурсов, истабильный уровень цен.
Ключевой момент здесь сводится к тому, чтоуровень цен производства непосредственно зависит от общего, или совокупного,объёма расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многихотраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, а это условие, в свою очередь,предопределяет необходимость добиваться высокого уровня использования иматериальных, и людских ресурсов.
Существуют две неблагоприятные ситуации:
— Безработица. Общий уровень расходов вчастном секторе может быть слишком низким для реализации полной занятости. Вэтом случае государство обязано так дополнить частные расходы, чтобы общийобъём расходов –  частных и государственных – был достаточен для созданияполной занятости. Каким образом государство может это осуществить? Ответ наэтот вопрос состоит в том, чтобы использовать тот же метод – государственныерасходы и налогообложение, — какой государство использует для перераспределенияресурсов в производство общественных благ. Конкретно, государству надлежит, содной стороны, увеличить собственные расходы на общественные блага и услуги, ас другой – сократить налоги с целью стимулирования расходов частного сектора.
— Инфляция. Другая ситуация можетвозникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяютпроизводственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышаютвеличину продукта при полной  занятости, избыточные расходы вызовут повышениеуровня цен. Чрезмерный объём совокупных расходов носит инфляционный характер. Вэтом случае государство обязано ликвидировать чрезмерные расходы. Оно можетэтого достигнуть главным образом сокращением собственных расходов, а такжеповышением налогов с целью сокращения расходов частного сектора.

5. Заключение
Предметом макроэкономической теорииявляется изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-тоодной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должныполучить общее (макроэкономическое) объяснение. Макроэкономика рассматриваетповедение экономики, рассматриваемой как единое целое: ее подъемы и спады,проблемы инфляции, безработицы. Следует отметить, что некоторые вопросымакроэкономики относятся к экономике страны, а некоторые могут иметьпоследствия и для целого ряда стран (например, мировые нефтяные или финансовыекризисы). В этом случае мы имеем дело с глобальным макроэкономическим анализом.
Макроэкономика рассматривает как изменениеобъемов производства и занятости в долгосрочной перспективе (экономическийрост), так и их краткосрочные колебания, которые образуют циклы деловойактивности.
Основными проблемами, изучаемыми намакроэкономическом уровне, являются:
— определение объема и структурынационального продукта и НД;
— выявление факторов, регулирующихзанятость в масштабах всей экономики;
— анализ природы инфляции;
— изучение механизма и факторовэкономического роста;
— рассмотрение причин циклическихколебаний и конъюнктурных изменений в экономике;
— исследование внешнеэкономическоговзаимодействия национальных экономик;
— теоретическое обоснование целей,содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.
Несмотря на существующее разделениевопросов на микро- и макроэкономические, следует принимать во внимание, что этидве составляющие существуют не сами по себе, а тесно связаны между собой. Значительныйразрыв между этими двумя науками существовал на заре появления макроэкономики ипостепенно все больше сокращается.
По сути, все современныемакроэкономические концепции имеют микроэкономическое обоснование, то есть в ихоснове лежат определенные поведенческие микроэкономические модели, результатыкоторых агрегируются и затем исследуются на макроуровне. Основным проблемнымместом остается теория агрегирования, которая также активно развивается.Агрегирование необходимо не только в теории, но и на практике (при сборе иобработке статистических данных, которые составляют основу для эмпирическогоанализа). В макроэкономике рассматривают следующие агрегированные экономическиепеременные: совокупный выпуск, потребление, инвестиции, экспорт и импорт, уровеньцен и так далее. Принято также рассматривать следующие агрегированные рынки:рынок товаров, рынок труда и рынок активов.
Изучив курс можно сделать следующиевыводы:
• Макроэкономический анализ тесновзаимосвязан с микроэкономическим анализом, являющимся для него базой, чтообусловлено единством экономических процессов в масштабе экономики в целом.
• В отличие от долгосрочной перспективы, вкоторой динамика макропоказателей носит поступательный характер, вкраткосрочной перспективе она является возвратно-поступательной, проявляясь ихзначительными колебаниями.
• Базовая макроэкономическая модельпозволяет сформулировать предпосылки нестабильности и условия, однако единогоподхода к управлению стабильностью не существует.

6. Список используемой литературы
 
1.  Бильчак В.С., Мустафаева И.Д. Макроэкономика.Методические рекомендации по решению типовых задач для студентов экономическогофакультета КГУ. — Калининград: Изд-во КГУ, 1999.
2.  Виноградов В.В. Экономика России – М: Юристъ, 2002.
3.  Ермишин П.Г. Основы экономической теории – М: 1994.
4.  Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд.,испр., доп. — М.: Дело, 2002.
5.  Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007.
6.  Яллай В.А. Макроэкономика. — Псков: ПГПИ, 2003.
7.  Проблемы макроэкономического регулирования /А.И. Лученок, О.Л. Шулейко, О.И. Румянцева, М.В. Маркусенкои др. — Мн.: Право и экономика, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.