Содержание
1. Влияние цен на объемы продаж.Основные ценовые документы на предприятии общественного питания
2. Задание
3. Задача
Список использованных источников
1. Влияние цен на объемыпродаж. Основные ценовые документы на предприятии общественного питания
Каждое предприятие,осуществляя ценовую политику, должно определить, какую цель оно собираетсядостичь, реализуя конкретный продукт. При каждой возможной цене можно преследоватьтакие цели, как увеличение доли рынка, что обеспечит предприятию устойчивоестабильное положение. Можно также стремиться к увеличению выручки от продаж,когда затруднительно определять условно-постоянные расходы и соответственноприбыль. Чаще всего предприятия стремятся максимизировать свою прибыль. Нарядус основной целью можно преследовать дополнительные цели. Чем яснее целипредприятия, тем ему легче устанавливать цену.
Взаимосвязь между ценой,выручкой от продаж, прибылью и долей рынка на примере гипотетического продуктапредставлена на рисунке 1.
/>
Рисунок 1. Взаимосвязь между ценой, прибылью,выручкой от продаж и долей рынка
Если предприятие ставитсвоей целью максимизировать прибыль, то ему следует стремиться установить цену,соответствующую значению точки В. Если же оно предполагает увеличить выручку отпродаж, то цена должна равняться своему значению в точке А. В том случае, еслипредприятие намечает увеличивать долю рынка, то цену следует устанавливать ещениже, чем в точке А. Диапазоном основного выбора возможной цены с точки зренияоптимального соотношения между ценой, прибылью, выручкой от продаж и долейрынка можно считать интервал между максимальным значением выручки от продаж(точка А) и прибыли (точка В).
Основными нормативнымидокументами, на основании которых осуществляется ценообразование в общественномпитании, являются: закон Республики Беларусь «О ценообразовании», постановлениеМинистерства экономики Республики Беларусь № 43 «Об утверждении положения опорядке формирования и применения цен и тарифов».
Формирование цен напродукцию общественного питания производится в соответствии с Временным порядкомценообразования на продукцию предприятий общественного питания, утвержденнымМинэкономики РБ, Минфином РБ и ГНК РБ 02.02.2000 № 27-05-09/118/05-14/87/2/734.Названным документом предусмотрено, что на продукцию предприятий общественногопитания формирование продажных цен осуществляется исходя из стоимости наборасырья (продовольственных товаров) в розничных ценах с учетом налога надобавленную стоимость по установленным ставкам на конкретный вид используемыхпродовольственных товаров и предусмотренных для предприятий общественногопитания наценок.
Размер наценок дляпредприятий общественного питания по областям устанавливается решениямиоблисполкомов. Эти решения обязательны для исполнения всеми организациямиобщественного питания, расположенными на территории соответствующего региона,независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности такихорганизаций.
В частности, предельныенаценки на продукцию организаций общественного питания по областям утвержденыследующими решениями (таблица 1).
Таблица 1.Область Дата и номер решения 1 2 Брестская Решение Брестского облисполкома от 16.09.2002 № 526 «Об установлении предельных максимальных наценок на продукцию собственного производства организаций общественного питания Брестской области» Витебская Решение Витебского облисполкома от 16.06.2005 № 404 «Об установлении предельных размеров наценок на продукцию объектов общественного питания Витебской области» Гомельская Распоряжение Гомельского облисполкома от 27.12.1999 № 1230-р Гродненская Решение Гродненского облисполкома от 25.06.2003 № 335 «Об установлении предельных максимальных наценок на продукцию организаций общественного питания в Гродненской области» Минская Приказ Управления торговли, общественного питания, потребительских товаров Минского облисполкома от 30.04.1999 № 9
Могилевская Решение Могилевского облисполкома от 29.11.2001 № 25-27 «Об установлении предельных размеров наценок на продукцию предприятий общественного питания Могилевской области»
г.Минск Решение Мингорисполкома от 31.07.2002 № 1153 «Об установлении наценок на продукцию собственного производства предприятий общественного питания города Минска» и от 02.09.2002 № 1315 «Об утверждении Инструкции по ценообразованию для предприятий общественного питания всех форм собственности г.Минска»
/> /> /> />
Предельные наценкиустановлены дифференцированно в зависимости от наценочной категории предприятияобщественного питания.
Отнесение предприятийобщепита к наценочным категориям производится в соответствии с постановлениемМинторга РБ от 08.01.2004 № 1 «Об утверждении Инструкции о порядке отнесенияторговых объектов общественного питания к соответствующим наценочным категориямпо уровню обслуживания потребителей и Инструкции по классификации торговыхобъектов общественного питания».
При формировании цен напродукцию общепита также необходимо учитывать, что на ряд продуктов питания,используемых в качестве сырья для приготовления блюд, установлены предельныеторговые надбавки к отпускным ценам предприятий-изготовителей или импортеров.
Так, постановлениемМинэкономики РБ от 18.06.2003 № 129 «О торговых надбавках на продовольственныетовары» утверждены предельные торговые надбавки на мясомолочные изделия, хлеб ихлебобулочные изделия, детское питание, муку, продукцию птицеводства, рыбу ирыбопродукцию (кроме икры красной и черной, рыбы деликатесной), сахар (вкрасочных пакетах по 5-10 г с логотипами).
На алкогольную продукциюпредельные торговые надбавки установлены постановлением Минэкономики РБ от02.12.1998 № 105 «Об утверждении Порядка регулирования цен на алкогольнуюпродукцию».
На заменители сахара длябольных сахарным диабетом, на картофель и плодоовощную продукцию предельныеторговые надбавки утверждаются решениями облисполкомов и Мингорисполкома.
Предельные торговыенадбавки на остальные продовольственные товары установлены Положением о порядкеформирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлениемМинэкономики РБ от 22.04.1999 № 43.
Также следует помнить,что на сахар-песок и водку утверждены фиксированные цены с предоставлением впользу покупателя торговых скидок. Поэтому по этим товарам торговые надбавки неприменяются, и в цену на продукцию общепита они включаются по фиксированнымценам для расчетов.
Кроме того, приформировании цен на продукцию общепита также необходимо учитывать, что услугитаких организаций общественного питания, как рестораны, кафе, бары, облагаютсяналогом на услуги. Продукты же, реализуемые в организациях общественногопитания без кулинарной обработки, облагаются налогом с продаж товаров врозничной торговле.
Инструкции по налогу науслуги утверждены (таблица 2):
Таблица 2.Область Дата и номер решения Брестская Решение от 21.12.2006 № 279 «О бюджете области на 2007 год» Витебская Решение от 29.11.2006 № 221 «Об утверждении инструкций о местных налогах и сборах» Гомельская Решение от 28.12.2006 № 299 «О бюджете Гомельской области на 2007 год» Гродненская Решение от 15.12.2006 № 217 «Об утверждении инструкций» Минская Решение от 26.12.2006 № 259 «Об утверждении инструкций» Могилевская Решение от 22.12.2006 № 20-5 «Об утверждении инструкций о местных налогах и сборах и признании утратившими силу некоторых решений Могилевского областного совета депутатов» г.Минск Решение от 30.12.2006 № 278 «О бюджете города Минска на 2007 год»
Каждым из названныхрешений установлены свои особенности исчисления налога на услуги.
Так, в г. Минске невключается в налоговую базу выручка от реализации ресторанами (барами, кафе):
— блюд в обеденное времяс 12 до 16 часов, за исключением выходных и праздничных дней (по отдельномуменю);
— ввезенных на таможеннуютерриторию Республики Беларусь и выпущенных в свободное обращение в РеспубликеБеларусь табачных изделий, алкогольных изделий и пива;
— услуг по проведениюритуальных мероприятий, на которые установлена предельная наценка до 70%;
— услуг черезмелкорозничную торговую сеть, расположенную вне помещения ресторана (бара,кафе), за исключением мини-кафе и летних (сезонных) кафе.
В Брестской области невключается в налоговую базу для исчисления налога на услуги выручка отреализации ресторанами, барами, кафе табачных изделий.
В Гродненской областиосвобождаются от уплаты налога на услуги:
— кафе и бары,расположенные в торговых залах продовольственных и непродовольственныхорганизаций розничной торговли;
— рестораны, кафе и барыв части услуг, оказанных через выездную розничную торговую сеть.
2. Задание
Проанализироватьвозможные методы ценообразования на рынке такого товара как стиральные машины.При этом:
— оценить факт наличия уданного товара заменителей, которые могут послужить аналогом при установлениицены;
— проанализироватьналичие на данном рынке, как импортных товаров, так и товаров национальногопроизводства, оценив различия в ценах.
Привести цены на данныйтовар в шести торговых точках и проанализировать собранные данные (средняяцена, разброс и т. д.).
У стиральных машин, на мой взгляд, нет близкихтоваров-заменителей, то есть даже при повышении цены на стиральные машины их будут продолжать покупать.
При анализе рынка стиральных машин, можно сделать вывод, что товарыиностранного производства в процентном соотношении к товарам белорусскогопроизводства составляют 95 % к 5 %, то есть товары импортного производстваимеют доминирующее положение на рынке стиральных машин.
При оценке ценовыхотличий можно привести следующие примеры цен в универмагах города Минска на стиральные машины:
1) цена на стиральные машины импортного производства — от 820 тыс.руб. до 2100 тыс. руб.
2) цена на стиральные машины отечественного производства — от 800тыс. руб. до 1300 руб.
Таким образом,белорусские производители выдерживают жесткую ценовую конкуренцию и не значительноуступают в качественных характеристиках.
Приведем цены на стиральные машины в 6 торговых точках города.
Таблица 1. Анализ цен на стиральные машины в 6 торговых точках городаТорговые точки Наименование продукции Средняя цена по торговой точке, тыс. руб. Samsung WF 7450S9C Indesit WISL102 CSI LG VD-80154N Electrolux EWF1030 Атлант СМА 50С102 1 2 3 4 5 6 7 Универмаг «Беларусь» 941,3 982,0 825,6 890,1 1158,8 850,0 ОАО «ЦУМ» 958,4 998,4 832,5 894,6 1201,5 865,0 ОАО «ГУМ» 953,9 990,5 842,5 901,2 1170,6 864,7 Магазин «5 элемент» 943,8 980,0 815,6 888,5 1150,5 884,5 ТД «На Немиге» 968,1 997,6 856,4 894,2 1201,7 890,5 ТД «Ждановичи» 938,2 980,0 821,0 890,0 1160,0 840,0 Средняя цена 950,6 988,1 832,3 893,1 1173,9 865,8
Как лидера по ценам средиисследуемых объектов можно выделить ТД «Ждановичи». В основном цены различаютсянезначительно. Уровень конкуренции высокий. Таким образом, средняя цена вразрезе всей выборки по всем торговым точкам на стиральные машины составляет 950,6 тыс. руб.
Рассмотрим возможныеметоды ценового продвижения товара на потребительский рынок. Еще припроектировании нового товара, такого как стиральные машины, в рамках научных исследований и разработок фирмаосуществляет крупные инвестиции в целях достижения высокого рыночного эффектаот дальнейших продаж. Нацеленные на будущее капиталовложения будут тем больше,чем конструктивно новее будет создаваемый товар, маркетологам, поэтомучрезвычайно важно добиться быстрой окупаемости товара и возвращения средств,вложенных в него до выхода товара на рынок и на стадии внедрения. Здесьизвестны два вида товарной политики: “снятие сливок” и “прорыв на рынок”.Первый метод предполагает установление высоких цен на новую продукцию ирассчитан на обеспеченные слои потребителей. На стадии внедрения нового товарана рынок на нем отсутствуют конкуренты или их очень мало. Фирма, внедряющаяновый товар на рынок, обладает монопольным положением, позволяющим проводитьполитику высоких цен.
Цена в данном случаеопределяется так, чтобы оценить объем первоначальных капиталовложений всоздание и продвижение нового товара на рынок и обеспечить их возмещение, онаустанавливается на завышенном уровне с целью организации расширенного сбыта иповышения эффекта от быстрого возврата ранее вложенных в этот товар средств. Вдальнейшем, когда продажи данного товара не будут возрастать, фирмы,применяющие такую политику, идут на некоторое снижение уровня цен, одновременновнимательно следя за реакцией рынка и привлекая более низкими ценамидополнительные слои покупателей и потребителей, на основе поэтапных сниженийцен фирмы осуществляют “выдаивание“ не всего рыночного спроса, заложенногопервоначально в новый товар (чем и объясняется название такой политикиценообразования).
Политика “прорыва нарынок” предполагает обратное: фирма открывает продажу нового товара с низкойцены, чтобы товар быстрее достиг стадии роста и в сравнительно короткий срокдля него был создан массовый рынок. Основой такой политики выступаетформирование массовых товаропроводящих каналов сбыта. Установление цены с началапродаж нового товара на рынке на относительно низком уровне открываетвозможность добиться быстрой окупаемости товара и уже на ранней стадиижизненного цикла гарантировать высокий уровень массовых продаж, что позволяет вкороткие сроки возвратить ранее сделанные капиталовложения. Эта политикатребует осторожности, неудача в ее проведении может привести к затруднениям ввозмещении ранее осуществленных капиталовложений в разработку товара ипродвижение его на рынок и к финансовым трудностям фирмы, тем более, чтоповысить на данный товар цены в дальнейшем окажется чрезвычайно трудным, и ихможно будет только снижать, чтобы удержать товар на рынке.
Обычно же фирмы приформировании цены продажи прибегают к использованию не одного, а несколькихметодов ценообразования.
Самый последний шаг — установление окончательной цены. Выбрав один из методов ценообразования,необходимо принять само ценовое решение, определить конкретную цену. Здесьучитывается целый ряд аспектов, таких как психологическое воздействие, влияниеразных элементов маркетинга, соблюдение базовых целей ценовой политики, анализвозможной реакции на принимаемую цену. Роль психологического воздействияопределяется тем, что цена служит для многих потребителей главным показателемкачества изделия. Цены, создающие имидж, характерны, прежде всего, дляпродукции, воздействующей на самосознание покупателя. Потребитель можетпредпочесть более дорогую вещь, если она представляется ему более оригинальнойи престижной.
Нередко продавцывоздействуют на психологию покупателя, сопоставляя высокую цену на своюпродукцию с еще более высокими ценами какой-либо широко известной продукции.Цены такой продукции-аналога иногда называют справочными. Многие продавцыполагают, что психологически лучше воспринимается несколько заниженная,некруглая или дробная цена. Например, на ценнике можно увидеть не 700, а 699.Покупатель воспринимает такую цену как более близкую к 600, нежели к 700.Однако если предприниматель стремится к имиджу дорогого высококачественноготовара (дорогая парфюмерия), то ему следует отказаться от подобных некруглыхцен.
Полученные в результатепроекты цен целесообразно перепроверить с позиций достижения исходных целейценовой политики. Следует оценить, какую реакцию рынки вызовет цена? Каквоспримет эту цену торговля? Какой будет конечная розничная цена с учетомторговой надбавки? Как отреагируют на данную цену конкуренты? Не вступает лиэта цена в противоречие с действующим законодательством? Если полученные ответыудовлетворяют продавца, то товар предлагается рынку, а в ценовой политикеначинается период ценовых модификаций, дифференциаций, скидок и другихприспособлений к постоянному изменению текущих условий рыночной конъюнктуры.
Перед тем, как произойдетустановление окончательной цены, фирма должна рассмотреть ряд дополнительныхсоображений. Уже упоминали о психологии ценовосприятия. Фирма-продавец обязанапринимать во внимание не только экономические, но и психологические факторыцены. Потребители смотрят на цену, прежде всего, как на показатель качества.Зачастую фирмам удается увеличивать сбыт своей продукции повышением цены насвои товары и рынок примет эти товары как престижные. Метод установления цены сучетом престижности товара оказывается особенно эффективным, например, к духамили дорогим автомобилям. Существует еще один закон, которого придерживаютсяпочти все продавцы: цена обязательно должна выражаться нечетным числом.
Необходимо расширятьперечень предлагаемых услуг:
— бесплатная доставка (врозничные торговые точки или на дом);
— разработать фирменныйстиль — товарный знак, с отличительным цветом, шрифтом и т. п.
При формировании активнойценовой политики следует обратить внимание на совершенствование формированиямеханизма ценообразования, которое может осуществляться по следующим направлениям:
— снижение торговойнадбавки;
— заключение договоров напоставку напрямую с предприятиями-производителями. Возможен также вариантпоиска наиболее выгодных оптовых поставщиков, имеющих либо самые низкие оптовыенадбавки, либо гибкую систему скидок, либо наиболее качественную продукцию иподдерживающую ее рекламную компанию и т.п.;
— система скидок напредприятии при закупке большой партии товаров, либо система сезонных скидок.
3. Задача
Обосновать выгодностьреализации женской косметички из искусственной кожи для торговой фирмы, оценитьправильность установления торговой надбавки.
Розничная ценакосметички, сформировавшаяся с учетом качества и спроса — 1500 руб. Торговаянадбавка согласована торговой организацией с фирмой-поставщиком — 30 %.Издержки торговой фирмы по реализации сумки — 190 руб. Магазин должен внестиНДС 20 %, а также другие налоги, отчисления и сборы согласно действующемузаконодательству, может оставить на пополнение собственных оборотных средств 6 %валового дохода. Средняя рентабельность, сложившаяся на предприятии, составляет3 %.
Решение
Определим:
1) розничную цену безНДС:
1500 руб. / (100 + 20) × 100 = 1250 руб.
2) сумма торговой наценкисоставит:
1250 руб. / (100 + 30)× 30 = 288,5 руб.
3) отчисления напополнение собственных оборотных средств:
288,5 руб. × 6 /100 = 17,3 руб.
4) отчисления единымплатежом по ставке 3 %:
(288,5 руб. — 17,3 руб.)× 3 / 100 = 8,1 руб.
5) прибыль, остающаяся умагазина:
288,5 руб. — 17,3 руб. — 8,1 руб. = 263,1 руб.
6) рентабельность:
263,1 руб. / 1500 руб. × 100 = 17,54 %
Поскольку рентабельностьреализации женской косметички оказалась выше торговой надбавки по торговомупредприятию, то можно сделать вывод о целесообразности реализации женскойкосметички из искусственной кожи.
Список использованныхисточников
1. Барабанов А.И. идр. Разработка ценовой политики предприятия. Воронеж, 1999.
2. Маренков Н.Л.Цены и ценообразование. — М., 2000.
3. Савицкая Г.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник. – 4-е изд., испр. идоп.– Мн.: Новое знание, 2004. – 736 с.
4. Савицкая Г.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия, 7-е изд., испр. – Мн.: Новоезнание, 2002. – 704 с.
5. Соломатин А.Н.,Петров П.В. Экономика товарного обращения, учебник для ВУЗов, М.: ИНФРА-М, 2001.
6. Ценообразование:Учебник / Под. ред. И.И. Полещук. – Мн.: БГЭУ, 2001. — 303 с.
7. Экономикагостиниц и ресторанов: учеб. пособие / О.П. Ефимова, Н.А. Ефимова, Т.А.Олефиренко; под общ. ред. Н.И. Кабушкина. – 2-е изд., испр. — М.: Новое знание,2005. – 392 с.
8. Экономикапредприятий торговли. Учебное пособие / Н.В. Максименко и др.; под общ. ред.Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. — Мн. Вышэйшая школа, 2005.
9. Журнал «ГлавныйБухгалтер. Ценообразование» № 9, 2007 г.
10. ПостановлениеМинистерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43 «Обутверждении положения о порядке формирования и применения цен и тарифов».