Реферат по предмету "Экономика"


Основные представления о цене и ценообразовании

Основные представления оцене и ценообразовании
 

Содержание
 
1.   Понятие и сущность цены
2.   Функции цены
Список литературы
 

1. Понятие и сущностьцены
 
Цена — это количество денег, котороепокупатель должен заплатить продавцу за приобретаемый товар. Цена являетсярыночной характеристикой товара: в ней в равной степени отражаются интересывсех участников процесса товарообмена —производителей и потребителей.
Рыночная цена — это сумма денег, которуюпокупатель добровольно платит продавцу, чтобы приобрести единицу товара или услугипри условии, что оба они являются независимыми сторонами и руководствуютсятолько коммерческими соображениями.
При этом подкоммерческими соображениями понимается возмещение затрат и получение прибылипродавцом, а также удовлетворение экономических потребностей покупателем.
В основе цены лежат дваобъективных экономических закона, выражающих динамику снижения затрат —«цена — денежное выражение стоимости (ценности)»; изменениерезультата (продукта) труда, удовлетворяющего человеческие потребности —«закон роста потребительной стоимости».
Действуя одновременно,эти законы создают базу цены.
В то же время наформирование цены влияют и другие экономические законы.
·    спроса ипредложения;
·    денежногообращения (инфляция);
·    рынка и др.
В ценовом механизмеследует различать и выделять две взаимодействующие части
Цены, их параметры-
·    виды;
·    структура;
·    величина;
·    динамикаизменения;
Ценообразование какспособ:
• установления,формирования новых цен;
• изменения действующихцен.
Обычно рассматривают дваподхода к формированию цен:
·    рыночный, врамках которого цену можно определить как форму выражения ценности благ,появляющуюся в процессе обмена;
·    производственный(затратный), в рамках которого цена — это денежное выражение стоимости созданиятовара.
При рыночном подходеопределяющими факторами ценообразования являются:
·    конъюнктурарынка;
·    спрос ипредложение товара (работ, услуг).
При производственном(затратном) подходе в основе установления иены лежат производственные затраты,связанные с производством; реализацией товара (работ, услуг).
Таким образом, связьмежду стоимостью и ценой появляется при затратном подходе, которыйпредполагает, что величина цены определяется при измерении всех затрат,необходимых на производство единицы продукции в денежном выражении, т. е. издержекпроизводства, или себестоимости, и прибавлением к ним определенной величиныприбыли.
Сумма издержекпроизводства и прибыли на единицу продукции (товара, работ, услуг) представляетсобой искомую цену.
На рынке особое значениеимеет равновесная цена, которая является результатом взаимодействия цены спросаи цены предложения.
Цена спроса на каждоеколичество товара — это цена, по которой каждая отдельная порция товараспособна привлечь покупателей в течение определенного периода времени. Ценаспроса на каждый товар уменьшается по мере увеличения его предложения.
Цена предложения — этоцена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок. По мересокращения или возрастания ежегодного количества товара цена предложения можетлибо повышаться либо снижаться, она может даже попеременно повышаться и падать.
2. На рынке обычнопредставлен нормальный спрос и нормальное предложение. Силы спроса ипредложения действуют свободно, не существует тайного сговора торговцев (этопреследуется по закону в большинстве стран), широко развертывается свободная конкуренция.
Как правило, на рынке водно и то же время существует лишь одна цена на определенный товар — нормальнаяцена.
Общая конъюнктура рынкаостается неизменной на протяжении всего принятого периода, за это время неменяется мода или вкусы, никакой новый заменитель не влияет на спрос, никакоеновое изобретение не воздействует на предложение.
Нормальная ценаопределяется состоянием устойчивого равновесия нормального спроса и нормальногопредложения.
Нормальная ценапредложения как для продолжительных, так и для коротких периодов определяетсяделением совокупных затрат производства на количество товара, т. е.представляет собой средние затраты.
Совокупные затраты напроизводство могут быть получены либо путем умножения предельных затрат начисло единиц товара, либо путем сложения всех фактических затрат производстваего отдельных частей и добавления всех рент, полученных за счет дифференциальныхпреимуществ производства.
Нижней границей ценытовара являются предельные издержки производства. Цена должна быть достаточной,чтобы возместить предельные издержки.
В конечном счете ценазависит не от предельных, а от совокупных затрат труда и капитала и,следовательно, цены определяются общим уровнем спроса и предложения.
А. Маршалл рассматривалформирование рыночной цены в трех периодах времени, где параметры предложенияимеют различную динамику.
В соответствии с этимразличают равновесие:
·    мгновенное;
·    кратковременное;
·    длительное.
В трех первый типахравновесия товаропроизводители могут:
·    не приниматьникаких мер;
·    переменныефакторы производства к изменившимся условиям;
·    все факторыпроизводства к изменившейся цене.
Для коротких периодовпарк средств производства практически постоянен, но его использование колеблетсяв зависимости от спроса.
Продолжительный периоддолжен иметь достаточно времени, чтобы можно было приспособить к спросу нетолько факторы производства данного товара, но и факторы производства этихфакторов производства и т. д. В этих условиях производители заменяют иприобретают дополнительное оборудование, а количество самих производителейможет изменяться за счет свободного входа и выхода их из отрасли. В условияхмгновенного равновесия предложение товаров фиксировано. При данномфиксированном предложении товаров цена полностью зависит от спроса. Увеличениеспроса приводит к росту цены, а его снижение — к падению цены.
В условиях краткосрочногоравновесия может вдруг измениться спрос. Объем выпуска увеличивается за счетболее интенсивного использования оборудования. В течение короткого периодадругие фирмы не могут войти в эту отрасль. С другой стороны, спрос может иснизиться, что приведет к сокращению объема выпуска товаров и предложения. Вкоротком периоде фирма может понести убытки, но она может и продолжатьработать.
Различия междупредложением в долгосрочном и краткосрочном периодах состоят в том, что вдолгосрочном периоде каждая фирма может расширить свое производство, и новыефирмы могут войти в эту отрасль. Такие процессы происходят в условиях ростаиен, ИЛИ когда цена обеспечивает сверхприбыль.
Сверхприбыль несовместимас равновесием в открытой индустрии. Как только общее предложение возрастет,цены упадут. Новые фирмы будут продолжать входить в эту отрасль до тех пор,пока цена не вернется в свое нормальное состояние, и всякая фирма не будетиметь нормальную прибыль. Цена может колебаться в пределах короткого периода,но в долгосрочном периоде она постоянна.
Существенное воздействиена предложение товаров оказывает изменяющийся во времени уровень цены иприбыли. В связи с этим можно выделить три возможных варианта изменениярыночной цен
·    в первом случаерыночная цена в успешных периодах отклоняется все дальше от цены равновесия;
·    во втором — рыночная цена неопределенно варьируется вокруг цены равновесия в известныхпределах;
·     в третьем — рыночная цена постепенно достигает равновесия, т. к. вариация постоянноуменьшается.
В длительном периодепредложение приспосабливается к изменению спроса путем расширения илисокращения объемов производства. Чем продолжительнее период времени, тем болееполно предложение сможет приспособиться к изменению спроса. Таким путемпроисходит образование нормальной цены продолжительного периода. Нормальнаяцена — это не средняя цена определенного периода, а цена в конце того периода,в котором изменилось предложение.
2. Функции цены
1. Выделяют такие функциицены, как:
• учетно-измерительная;
• регулирующая;
• стимулирующая;
• распределения иперераспределения;
• сбалансированностиспроса и предложения;
• внешнеэкономическая;
• социальная;
• рациональногоразмещения производства.
2. Измерительнаясоставляющая цены — ее первичная функция.
С помощью цены можноопределить (измерить) количество денег, которые покупатель платит, а продавецполучает за проданный товар (работу, услугу). Измерительная функция позволяетизмерять, сопоставлять и оценивать товары (работы, услуги) по их стоимости,дает возможность сравнивать различные потребительские свойства товаров и услугисходя из затрат труда.
Цена выявляет, сколькозатрачено труда, сырья, материалов на производство и реализацию товара. Ценатакже устанавливает величину издержек производства и обращения, размер прибыли.Таким образом, учетная составляющая учетно-измерительной функции позволяетоценить объем получаемой прибыли, т. е. учесть объем производства продукции вденежном выражении.
В рыночных условиях ценаобычно значительно отклоняется от издержек. Для того, чтобы бытьконкурентоспособным, производителю следует постоянно контролировать издержки,сравнивать их с затратами конкурентов. Удержаться в конкурентной борьбе возможнолишь снижая затраты и постоянно улучшая качество товара {работ, услуг).Учетно-измерительная функция приобретает особое значение при разработке системымаркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятия.
Регулирующая функция ценыпроявляется в том, что она выступает как инструмент регулирования экономическихпроцессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежнойспособностью производителя и потребителя.
Цена оказываетрегулирующее воздействие на участников рынка, поскольку побуждает:
·    продавцов товара- увеличить (уменьшить) его предложение, возникающее под воздействием повышения(снижения) рыночной цены на этот товар;
·    покупателей — приобретать этот товар в большем (меньшем) количестве в соответствии спонижением (повышением) его цены.
На рынках с разнойстепенью монополизации как на стороне предложения, так и на стороне спросапроизводители и потребители могут оказывать непосредственное влияние наформирование и движение цены. Так, производительный монополист в случаях.
·    затоваривания — может не снижать цену (как это было бы в условиях совершенной конкуренции), апойти на изменение предложения товара, сохранив прежнюю цену.
·    дефицита — можетне увеличивать предложение, а повышать цену.
В итоге цена теряет своекачество как результат действия стихийных сил спроса и предложения. Ее уровеньв значительной а иногда и в решающей) степени определяется элементамирегулирования, проводимого либо производителем с монопольной властью, либомонополистом-потребителем, либо государством.
В условиях рыночнойэкономики каждый производственный ресурс имеет свою цену, которая, как итоварная цена, реагирует на изменение спроса и предложения указанного ресурса.
Стимулирующая функцияцены состоит в том, что рыночное ценообразование создает возможности для выбораварианта при принятии хозяйственных решений, что способствует повышениюэффективности производства.
Так, существует вариантсочетания различных факторов производства для создания той или иной продукции(например, между капиталоемкими процессами, требующими значительных затрат, нозатем дающими большую экономию в издержках производства, или более трудоемкимпроцессом, требующим меньше капиталовложений, но зато с большей величинойиздержек).
К этому добавляется выборрынков, производимой продукции, инвестора, кредитора и т. д. Таким образом,стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень служитстимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболееполному использованию ресурсов.
Цена входит в составэкономического механизма стимулирующего воздействия на производство черезследующие компоненты:
• повышение (понижение)рентабельности;
• надбавки (скидки) кцене;
• применение различныхвидов цен (свободных, регулируемых, рас-
четных и др.).
Учитывая стимулирующеевоздействие перечисленных ориентиров-показателей, предприятие будет иметьразличный уровень доходов, следовательно, возникают экономические стимулы дляпересмотра ассортимента выпускаемых товаров, расширения производства тех, гдеприбыль на единицу продукции выше, или тех, где может быть наибольший сбыт.
С помощью розничных ценстимулируется потребление продукции.
Например, при сниженииабсолютного уровня и при снижении розничных цен на единицу полезного эффектарасширяется сфера потребления соответствующей продукции. Фирмы, изучая рынок,определяют группы покупателей (сегменты рынка), которые могут приобрести ихпродукцию по различным уровням, группам, интервалам цен, и с учетом этогообстоятельства наращивают производство соответствующих товаров, получая при этомвысокую массу прибыли.
В систему экономическогостимулирования, кроме цены, включены все базирующиеся на цене стоимостныеэкономические рычаги:
·    прибыль;
·    рентабельность;
·    налоги.
Эффективностьфункционирования всего механизма хозяйственного стимулирования зависит отправильного сочетания и использования субъектами рынка стимулирующей роли ценыи других экономических рычагов. Выбор в пользу цены или другого экономического рычагаделают субъекты рынка.
Функция распределения иперераспределения связана с колебаниями цены под воздействием рыночныхфакторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределениянационального дохода между отраслями экономики, ее секторами, регионами,группами населения. В ситуации когда необходимо быстрое изменение приоритетов ипропорций в экономике, допускается введение государственного регулирования цен,в крайних случаях – прямое установление цен государственными органами. Этопредполагает систему налогообложения с взиманием НДС и акцизов, а такжевведение или отмену различных налоговых льгот.
Функция распределения иперераспределения сходна со стимулирующей, так как обе предполагаютдифференциацию чистого дохода в цене.
Но есть и различия.Стимулирующая функция цены поощряет дополнительные усилия предприятия,направленные на повышение качества, увеличение объемов производства и т. д.,призвана учесть в цене товара интересы производителя и потребителя. Аперераспределительная функция связана либо с государственным воздействием науровень и структуру цен, либо с действиями монополий или олигополии, еслимонополии или олигополии с помощью цен регулируют свои доходы и определяют своиперспективы.
Функциясбалансированности спроса и предложения состоит в том, что при помощи цен вэкономике осуществляется взаимосвязь между спросом и предложением, а значит,между производством и потреблением. В случае отклонения цены от ее реальногорыночного уровня возникают диспропорции в производстве и потреблении,выражающиеся в дефиците или избыточном предложении. Возврат к равновесиювозможен за счет изменения цен или объемов производства.
Цены также реализуютвнешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента:
·    внешнеторговыхсделок;
·    взаимных расчетовмежду:
• предприятиями разныхстран;
• государствами;
• международнымиэкономическими институтами;
• государствами.
Социальная функция ценывыражается:
1.   в структуре и объемах потребления:
·    товаров;
·    благ;
·    услуг;
2.   расходах
·    уровне жизни;
·    прожиточномминимуме;
·    потребительскомбюджете семьи.
Функция цены как средстваболее рационального размещения производства заключается в том, что с помощьюмеханизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитиетех производств, где имеется высокая норма прибыли, что происходит подвоздействием конкуренции и движения спроса.
Законодательнопредприятию предоставлено право самостоятельно определять, в какую сферудеятельности, в какую отрасль или область экономики инвестировать капитал.

Список литературы
1.   Общая теория денег и кредита/Подред.академ.РАЕН Е.Ф.Жукова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
2.   Рыночная экономика. т.1. ч.2. /Подред. Максимовой.- М., 1992.
3.   Современноесостояние финансовых институтов России // Общество и экономика. — 2003. — N 3.
4.  .Экономика/Подред.проф.А.С.Булатова.- М.: Юристъ, 2001.
5.   Экономика/Под ред.Лобачевой Е.Н.-М.:«Экзамен», 2004.
6.  Экономическаятеория/Под ред.акад.В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С. Тарасевич.-М.:ИНФРА-М, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.