/>/>Содержание
Содержание_____________________________________________ 2
Введение_______________________________________________ 3
Глава 1. Российскийпромышленный рынок___________________ 5
Производственныересурсы России________________________ 9
Родственные иподдерживающие отрасли__________________ 11
Глава 2. Способыведения конкурентной борьбы______________ 12
Заключение____________________________________________ 21
Список литературы_____________________________________ 23/>/>Введение
Вопросо промышленном рынке России является очень сложным. В нашей экономикенаблюдались некие скачки: за время реформ промышленность испытала падениепроизводства, подверглась воздействию внутренних и мировых финансовых кризисов,затем некий подъем, который, хотя и с колебаниями, продолжается и сегодня.Из-за такого непостоянства невозможно точно оценить ситуацию на российскомпромышленном рынке.
Вданной курсовой работе рассматривается российский промышленный рынок, егоконкурентоспособность; а также рассказывается о способах конкурентной борьбы наданном рынке, в том числе и о промышленном шпионаже.
Впервой части курсовой работы на основе данных периодической литературы(журналов «ЭКО», «Наука и промышленность России») рассказывается о ролипромышленности; промышленной политике, ее цели, о стратегиях, которыеприменяет Россия в данной политике; и самое главное, на мой взгляд, – оконкурентоспособности российского промышленного рынка.
Многиеэкономисты рассматривают организацию промышленного рынка как науку, основаннуюна разработке и развитии главного элемента господствующего течения экономическоймысли – теории фирмы. Она содержит анализ различных рыночных структур и ихвоздействие на экономическое благосостояние.
Однако, ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений являетсяпонятие конкуренции. Конкуренция между производителями — это центр тяжести всейсистемы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями поповоду установления цен и объемов предложения товаров на рынке. В соперничествена рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере.Конкурентная борьба — это динамический (ускоряющий движение) процесс.
Вкачестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынкекомпании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание,ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
Втораячасть работы посвящена методам и способам конкурентной борьбы, таким как,например, добросовестной и недобросовестной конкуренции. Наиболее подробнорассматривается такой метод недобросовестной конкуренции (характерной дляпромышленного рынка), как экономический (промышленный) шпионаж./>/>Глава1. Российский промышленный рынок
Промышленностьявляется основой экономики развитых стран. Что же касается промышленного рынкаРоссии, то за время реформ промышленность нашей страны испытала небывалоепадение производства, подверглась воздействию внутренних и мировых финансовыхкризисов[1].После кризиса 1998 года начался подъем, который, хотя и с колебаниями,продолжается, однако, в сентябре 2001 года уровень промышленного производствасоставил только 70,2% уровня января 1993 года. Продолжение устойчивого ростазависит не только от объемов и темпов инвестиций в создание производствновейшей продукции, но и от состояния рынков потребления, причем не тольковнутренних, но и мировых, учитывая постепенное включение нашей экономики вмировую систему.
Рассмотримпромышленную политику России. Цель данной промышленной политики[2] –обеспечить подъем нашей промышленности за счет повышения эффективности иконкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. Но хотя с момента началареформы прошло немало времени, эта задача далека от решения.
Зарубежный опыт показывает, что стратегиирешения данной задачи зависят от конкретных экономических особенностей страны.Страны, добившиеся успехов в подъеме промышленности, применяли три типастратегии развития.
· Использование природных ресурсов(страныПерсидского залива, Венесуэла, отчасти Индонезия, которые имеют богатые запасынефти). Суть стратегии — в освоении и экспорте природных ресурсов спривлечением иностранных инвестиций: использование полученных доходов дляповышения благосостояния населения и развития отраслей, ориентированных навнутренний рынок. Как правило, эта стратегия применялась небольшимигосударствами, способными длительное время жить за счет экспорта добываемогосырья и топлива.
· «Преследования» (Япония в послевоенныйпериод, Южная Корея, другие страны ЮВА, а также Китай). Суть стратегии в том,что промышленность, опираясь на дешевую рабочую силу, осваивает производствоконкурентоспособной продукции развитых стран, вытесняя затем эти страны срынков более дешевыми изделиями. Закрепившись на рынках, компании«преследующих» стран переходят к более качественным и оригинальным изделиям.
· Достижение «передовых рубежей»(США,индустриальные страны Европы, Япония). Суть в том, чтобы, опираясь надостижения научно-технического прогресса, создавать новые продукты итехнологии, формировать спрос на них и новые рынки. Пример наиболее успешногоприменения этой стратегии — компьютерные и информационные технологии США.
Однако Россия не может выбрать только одну изэтих стратегий в силу огромных различий между секторами экономики и должнакомбинировать — выбирать разные стратегии для разных групп производств иотраслей.
Стратегию передовых рубежей — в производственекоторых видов вооружений, в авиакосмической и атомной промышленности, а такжев уникальных наукоемких производствах. В добывающей промышленности (нефть, газ,алмазы, цветные металлы) использовать стратегию использования природныхресурсов для развития обрабатывающих и высокотехнологичных производств.Стратегия «преследования» подходит для большинства отраслей промышленности,отставших от передового уровня производства, прежде всего с целью сохраненияпозиций на внутреннем рынке.
Итак,главный вопрос, касающийся российской промышленной отрасли — это ееконкурентоспособность.
Российскаяпромышленность вступила в процесс преобразований в виде чрезвычайномонополизированного комплекса. Борьба с монополизмом была одной из основныхидей реформы, но анализ данных за 1993-1995 гг. показывает, что степеньмонополизации не только снижается, но и увеличивается, несмотря на уменьшениеколичества предприятий-монополистов[3].
Какизвестно, монополизация рынка позволяет завышать цены и добиваться повышенныхуровней прибыльности продаж. Объективной же основой монополизации рынковотечественными производителями является чрезвычайно высокая степеньконцентрации производства в основном на крупных предприятиях.
Конечно, процесс неоднозначен. Так, вусловиях концентрированного монополизированного производства в ряде отраслейэто ведет к формированию олигопольных рынков, когда практически весь объемпоставок обеспечивается лишь несколькими фирмами. Это прежде всего относится кнекоторым видам химической продукции (полиэтилены, каучуки, масла технические,этиловая жидкость, некоторые соли и т. д.), многим видам машин и оборудования,сталей, рельсов, труб.
Иная ситуация сложилась в отраслях с низкойстепенью монополизации и концентрации производства, например в промышленностистройматериалов. Однако в этой отрасли действует иной фактор — транспортный,также ограничивающий конкуренцию. Это обусловливает ориентацию потребителейпреимущественно на местных производителей данных видов продукции, делая ихболее конкурентоспособными практически независимо от качественных параметров.
Однако чем выше степень переработки сырья итребования к его качеству, тем менее важен транспортный фактор. Об этомсвидетельствует довольно жесткая, несмотря на очевидную дороговизну ихперевозки, конкуренция импортных строительных и отделочных материалов категории«люкс» с продукцией местных предприятий. На российском рынке «евроремонта»импортные строительные и отделочные материалы доминируют.
К отраслям с традиционно низкой степеньюконкуренции относятся сырьевой и топливно-энергетический комплексы, гдегосподствуют естественные монополии. Это обусловливает, в частности,сохранившееся и сегодня государственное регулирование цен на электроэнергию.
Заметим, что в последнее время монополияэнергетиков разрушается: предприятия приобретают автономные энергетическиеустановки (котельные) зарубежного производства, которые обеспечивают получениеболее дешевого электричества и тепла, чем при подключении к централизованнымсетям.
В военно-промышленном комплексе логикадублирования военных производств создала конкуренцию между изготовителями рядавидов вооружений (самолеты, танки и др.)[4].Однако этот опыт мало помог оборонным предприятиям, когда они попытались выйтина рынки гражданской продукции. Конкуренция была не в пользу предприятий ВПК — сказывались как незнание ими рынка гражданской продукции (в то время это были восновном товары народного потребления), так и ее высокая себестоимость. Сейчасначалось более успешное освоение предприятиями ВПК рынка высокотехнологичнойгражданской продукции, на котором они часто выигрывают конкуренцию угражданских производителей из-за лучшего качества продукции.
Таким образом, можно утверждать, что и по сейдень на рынках многих товаров в России конкуренция либо отсутствует, либотолько начинает развертываться. Появляются, правда, сегменты рынка, в которыхконкуренция уже достаточно сильна – как между отечественными, так и междуотечественными и зарубежными производителями, а в ряде случаев – только междузарубежными фирмами (например, российские рынки аудио- и видеотехники, рынокмониторов для компьютеров и др.).
А к чему же приводит конкуренция в конкретныхусловиях российского рынка? Обострение конкуренции в России происходит, с однойстороны, в условиях чрезвычайно низкого спроса, а с другой — при практическиполном отсутствии у предприятий инвестиционных ресурсов. Такая ситуация вбольшинстве случаев приводит не к совершенствованию производства, а к«вышибанию» слабейших с рынка, к полной потере ими сбыта. Именно это произошлосо многими российскими товарами народного потребления, особенно с продукциейлегкой промышленности и бытовой электроники.
Втакой ситуации у государства есть только два варианта политики: либо смиритьсяс неизбежностью гибели целых секторов промышленности и перспективой огромнойбезработицы, либо идти на меры протекционистской защиты отечественных товаров,сознательно ограничивая конкуренцию со стороны более сильных западныхпроизводителей до тех пор, пока оздоровление макроэкономической ситуации неначнет, наконец, приносить плоды на микроэкономическом уровне[5].Производственные ресурсы России
Наличиебольшого запаса полезных ископаемых, земельных площадей, водных ресурсов,безусловно, повышает конкурентоспособность российской промышленной среды.Однако эти преимущества находятся на грани исчерпания из-за того, что дешевизнабыстро тает[6].
Рассмотримэнергетические ресурсы. В последнее время темпы роста капиталоемкостинефте- и газодобычи, а также производства угля значительно опережали ростпроизводства в этих отраслях. В результате разрыв между внутренними и мировымиценами на топливно-энергетические ресурсы сократился, а по некоторым видампродукции внутренние цены превысили мировые.
Этозаметно снижает конкурентные преимущества российской промышленной продукции.Технология добычи полезных ископаемых в России часто такова, что многие видысырья оказываются низкокачественными, бедными, загрязненными.
Надоотметить, что транспортный фактор существенно увеличивает стоимость сырья.
Новыеместорождения, как правило, находятся в малонаселенных районах Сибири, чтотребует дополнительных затрат на инфраструктуру транспортной составляющей вцене сырья. Все это удорожает конечную продукцию и ведет к снижению ееконкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынках.
Труд.Пока разница между почасовой оплатой рабочих в промышленности США и Россиисоставляет 15 раз. Но эта дешевизна оборачивается медленным расширениемвнутренних рынков из-за низкого платежеспособного спроса. Поскольку сейчаснаша промышленность больше 85% своей продукции производит для внутреннегопотребителя, негативное влияние этого фактора трудно переоценить.Родственные и поддерживающие отрасли
Важнейшийфактор достижения любой фирмой или отраслью устойчивой конкурентоспособности –наличие у нее «крепкого тыла». Прежде всего это родственные или поддерживающиеотрасли, то есть поставщики ресурсов (материалов, комплектующих и т.п.) иучастники производственной кооперации.
После распада СЭВ, а затем и СССР многиенеобходимые составляющие производств можно закупать только за границей[7]. Набазе предприятий металлургического комплекса, оставшихся на территории РФ,невозможно за короткое время создать новый единый внутригосударственныйкомплекс, независимый от межреспубликанских связей и способный полностьюобеспечить внутреннюю потребность России в широком спектре материалов.Фактически осталось лишь несколько центров, обладающих набором тех или иныхметаллургических технологий и развивающихся самостоятельно. Аналогичнаяситуация сложилась и с российским машиностроением. Все это ведет к тому, чтопоставки даже некогда конкурентоспособной отечественной продукции либо совсемпрекращаются, либо осуществляются уже по мировым или близким к ним ценам. А этоудорожает продукцию и ведет к потере ее конкурентных преимуществ.
Сейчас российский промышленный комплексначинает активно формировать свою новую структуру с ориентацией на повышениеконкурентоспособности продукции. Основа для этого — поиск рынков сбыта конечнойпродукции в стране и за рубежом, анализ качественных параметров, предъявляемыхэтими рынками. Затем начинается поиск партнеров, позволяющих производить такуюпродукцию. И если таких партнеров в стране нет, их место занимает аналогичнаяпродукция мирового рынка. Таким образом формируются цепочки производств,сориентированных на производство продукции с реальными возможностями сбыта.
Отсюда следует, что уровень развитияобеспечивающих отраслей (как фактор формирования конкурентоспособности) сегодняв России может быть оценен достаточно низко. Наиболее реальный способпреодоления этого барьера — активное включение отечественных предприятий всистему международной кооперации.
Однако на этом пути невозможно рассчитыватьна создание конечной продукции, которая будет конкурентоспособна в силу относительнойдешевизны: мировые цены на комплектующие и материалы плюс транспортные расходына перевозку по территории России способны «съесть» всю экономию на заработнойплате. В этих условиях единственно возможным способом созданияконкурентоспособной продукции становится ее эксклюзивность, то есть приданиетоварам особых свойств, отсутствующих у продукции конкурентов.
Этовозможно лишь при поддержании высокого интеллектуального потенциала в сферепроизводства, а потому сохранение и воспроизводство высококвалифицированнойнаучно-технической и художественной интеллигенции становится для страныважнейшим условием будущих успехов на товарных рынках. К сожалению, пока что вполитике государства понимание этого отсутствует.Глава 2. Способы ведения конкурентной борьбы
В первой главе мы очень часто употребляли слово «конкурентоспособность»,«конкуренция». Что же вообще такое «конкуренция»?
Конкуренцияв переводе с латинского языка значит «сталкиваться» и означает борьбу междутоваропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбытапродукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства,побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения,повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организациютруда и т.д[8].
Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимуломинновационных процессов (внедрение в производство нововведений). Онаспособствует вытеснению из производства неэффективных предприятий,рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей(монополистов) по отношению к потребителю.
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию инедобросовестную конкуренцию. Если рассмотреть добросовестную конкуренцию, тоее основными методами являются:
· повышениекачества продукции;
· снижениецен («война цен»);
· реклама;
· развитиедо- и послепродажного обслуживания;
· созданиеновых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.
Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами,так называемая «война цен». Она осуществляется многими способами: понижениемцен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлениембольшего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительскогокредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания срынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.
Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы являетсяборьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынокпродукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняетответные меры со стороны конкурента, т.к. «формирование» качества проходитдлительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-техническойинформации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японскаяфирма SONY осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10конкурирующим направлениям[9].
Большуюроль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимопостоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей.Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требованийпотребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичностьпоставок (например, комплектующих деталей и узлов). Послепродажноеобслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленнойпродукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.
В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации,прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощьюрекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том илиином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестведоказательства можно привести следующий пример:
Во времена существования ФРГ у западногерманских потребителей большим спросомпользуется французское пиво. Западногерманские производители делали все, чтобыне допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама немецкогопива, ни патриотические призывы: «немцы, пейте немецкое пиво!», ни манипулированиеценами, ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, чтофранцузское пиво содержит различные вредные для здоровья химические вещества, вто время как немецкое якобы является исключительно чистым продуктом. Началисьразличные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, Врезультате всего этого спрос на французское пиво все-таки упал — на всякийслучай немцы перестали покупать французское пиво.
Нонаряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менеезаконные методы ведения конкурентной борьбы, т.е. недобросовестнаяконкуренция.
Основными методами являются[10]:
· экономический(промышленный шпионаж);
· подделкапродукции конкурентов;
· подкупи шантаж;
· обманпотребителей;
· махинациис деловой отчетностью;
· валютныемахинации;
· сокрытиедефектов и т.д.
К этому можно также добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любаянаучно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когдаона находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеивоплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.
Именнопромышленный шпионаж так сказать «создал» патент на изобретение. Посколькусохранить секреты производства не удавалось, изобретатель, потративший годытруда, мог и не получить никакого вознаграждения за свое изобретение, т.к.результатом изобретения часто пользовались совершенно посторонние, не имеющиени какого отношения к изобретению люди. Предотвратить такую несправедливостьдолжен был патент.
Патент — это документ, удостоверяющий изобретение и закрепляющий заобладателем патента исключительное право на пользование результатами своегоизобретения. Если патент используется без разрешения владельца, он может черезсуд возместить убытки или прекратить незаконное пользование его изобретением.Кроме этого, он может выдать лицензию другим лицам на использованиезапатентованного изобретения.
Но патент, теоретически направленный против промышленного шпионажа, практическиявился своего рода стимулом этого явления.
Частотермины «промышленный» и «экономический» шпионаж используют как синонимы. Номежду ними существует определенная разница, т.к. в принципе промышленныйшпионаж является частью экономического. Экономический шпионаж сверхпромышленного охватывает и такие сферы, как показатель ВНП.
В принципе, в наше время, любое правительство хорошо развитой странырасполагает крупными денежными средствами, не контролируемыми парламентом. Эти суммы могут быть скрыты в различных статьях государственных расходов или неучтены в публикуемом государственном бюджете. Таким путем скрытогофинансирования была создана, например, атомная бомба в США. Ее создание стоилоправительству 2 млрд. долларов.
Основными объектами внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи,секреты производства, технологии, структура издержек; экономический шпионаж кроме промышленных секретов охватывает, и макроэкономические показатели ивключает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов; всвязи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации овкусах и доходах различных социальных групп общества.
С развитием промышленного шпионажа промышленные монополии тщательно охраняютсодержание патентов, результаты научно-технических исследований, проекты иэскизы любой своей продукции. В организационную структуру ТНК входят т.н.технические центры, основной задачей которых является разработка новых товаров,повышение качества уже существующей продукции, разработка новых технологий ит.д.
Все промышленные монополии имеют засекреченные лаборатории, где по всемпараметрам сравнивают уровни технически решений, качество, производительность инадежность своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов. В этихлабораториях разбирают каждый узел и агрегат собственных машин и аналогичнойпродукции конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительнуюценность той или иной продукции. Учитываются все недостатки или преимуществасвоих и чужих товаров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливаютдля своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентноезаконодательство или если это выгодно фирме.
Недостатки своей продукции тщательно изучаются. Затем ищутся пути ихустранения, если это оказывается выгодно. Но никогда информация о слабых сторонах своей продукции не выходит за пределы таких лабораторий и конечноникогда не доходит до обычных потребителей. Само существование таких лабораторийтакже не афишируется.
Существуют различные способы получения конфиденциальной информации одеятельности конкурентов, как законных, так и незаконных. Законными средствамисчитаются сбор и анализ информации из официально публикуемых источников,докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов и т.д.
Основными законными путями сбора информации о конкурентах являются: публикацииконкурентов и отчеты о деятельности фирм; сведения, данные публично бывшимислужащими конкурентов; ежегодные финансовые отчеты; обзоры рынков и докладыинженеров-консультантов; выпускаемые конкурентами издания; анализ изделийконкурентов; отчеты зарубежных филиалов и др.
Другойвариант отчета, из которого исключена наиболее важная и личная информация,структура производственных издержек, предоставляется руководителям корпорациисреднего уровня, некоторым управляющим зарубежными филиалами, некоторым лицамиз среды основных акционеров.
Возможени третий — популярный вариант отчета, в котором отсутствует практически всякийсмысл, но зато присутствуют отличные иллюстрации, отчет прекрасно издан и т.д.;такой отчет предназначен для акционеров и широкой общественности.
Но конкурирующие фирмы, зная о возможных способах сокрытия информации,осуществляют сбор конфиденциальной информации следующими путями[11]:
· различногорода вопросы, задаваемые специалистам конкурента;
· приглашениена работу специалистов конкурента;
· ложныепредложения работы специалистам из фирм-конкурентов без намерения брать их наработу.
Такжемогут быть реализованы следующие способы:
· тайноенаблюдение за интересующим специалистом, отделом, лаборатории;
· использованиепрофессиональных шпионов для получения информации;
· подкупсотрудников из основных отделов конкурента;
· внедрение«нужных» лиц в структуру фирмы-конкурента;
· подслушиваниеразговоров и т.д.;
· похищениечертежей, образцов, документов;
· шантажи другие способы давления;
· получениеинформации от источников в государственных структурах;
· сборинформации через зарубежные филиалы и через общих поставщиков.
Путьот изобретения до коммерческого использования требует больших финансовых,трудовых и материальных затрат. Поэтому, если нет опасности, что конкурент невнедрит изобретение быстрее чем сама корпорация, то изобретение не патентуется,если же существует риск, что изобретение будет использовано конкурентом, егосразу же патентуют и конкурент вынужден 15-20 лет ожидать, пока истечет срокмонопольного права. Патенты применяются, прежде всего, для охраны продукциифирмы от подделок или имитации качественных товаров.
Для фирм, чью продукцию копируют, подделки имеют катастрофические последствия:резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителямподделок, подделки подрывают авторитет фирмы, т.к. подделки кроме своейдешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят изстроя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка былаподделана.
Нарядус широко известными методами современный промышленный шпионаж пользуетсяновейшими достижениями науки и техники. Очень часто стали использоватьсяразличного рода микроскопические приборы на основе различных электронных схем.
Специальная технология позволяет перехватывать любую информацию, предаваемуюустно, через телефон, телефакс, компьютер. Оконные стекла могут служитьмикрофонами: по их колебанию специальные устройства восстанавливают картинуразговора. Использование электронной техники обеспечивает специальным службаммонополий, как и спецслужбам государств, возможность получать необходимуюинформацию о состоянии дел конкурентов, их переговорах и т.д.
/>/>Заключение
Сделаемнекоторые выводы по организации российского промышленного рынка.
Чтокасается самого состояния промышленного рынка в России, то надо сказать, что кначалу экономической реформы (1990 г) промышленность России имела огромныемасштабы, низкую эффективность, слабую ориентацию на потребительский спрос приотсутствии стимулов повышения конкурентоспособности и эффективности, а к концу2001 года важнейшей неблагоприятной тенденцией в финансовых результатахдеятельности промышленных предприятий стало падение уровня рентабельности.
Проконкурентоспособность российского промышленного рынка можно с уверенностьюсказать, что и по сей день на рынках многих товаров в России конкуренция либоотсутствует, либо только начинает развертываться.
Отметимтакже, что российские предприятия начинают более трезво и комплексно оцениватьфакторы обеспечения конкурентоспособности своей продукции. Но лишь немногие изних уже имеют коммерчески и финансово проработанные проекты решения этойзадачи. Между тем при наличии таких проектов достижение рыночного успехаоказывается возможным и в нелегких условиях нынешней России.
Еслиже сделать выводы, относительно конкуренции, то в целом, она несет меньшенегативных моментов, чем положительных; конкуренция — значительно меньшее зло,чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Вовторой части курсовой работы рассказывалось о методах конкурентной борьбы, втом числе и о промышленном шпионаже. Поскольку сохранить секреты производстване удавалось, изобретатель, потративший годы труда, мог и не получить никакоговознаграждения за свое изобретение, т.к. результатом изобретения частопользовались совершенно посторонние, не имеющие ни какого отношения кизобретению люди. Этот метод недобросовестной конкуренции и используется впромышленности. Долгое время многие изобретения были использованы кем угодно,только не изобретателем данного «чуда». Именно поэтому и были созданы патентына изобретения, дабы защититься от недобросовестных конкурентов./>/>Списоклитературы
1. АвдашеваС.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. М., ИЧП «Изд-воМагистр», 1998
2. ГальперинВ.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т.1. СПб, Экономическаяшкола, 1999
3. ИохинВ.Я. Экономическая теория. Учебник. М., Юристъ, 2000
4. МаксимоваВ.Ф. Рыночная экономика. Т. 1. Теория рыночной экономики. Часть 1. Микроэкономика. — М., «Совмин-ТЭК»,1992
5. ФишерС., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М, 1993
6. ХейД., Моррис Д. Теория организации промышленности. В 2 томах. СПб,Экономическая школа, 1999
7. ЛипсицИ.В., Е.А. Вигдорчик, Кашин В.К. Конкурентоспособность российскойпромышленности. // ЭКО, №5, №6, 1997
8. ПетровА.Е. Состояние промышленности России. // Наука и промышленность России, №1,2002