Реферат по предмету "Экономика"


Организация малого бизнеса

Содержание
Введение
ГЛАВА 1. Роль и место малого бизнеса в современной экономике
1.1 Малые предприятия в структуре экономики
1.2 Роль малых предприятий в решении экономических,социальных и
политических проблем
ГЛАВА 2. Совершенствование организации малого бизнеса
2.1 Стратегии развития малого бизнеса
2.2 Обеспечение развития малого бизнеса
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Рыночные преобразования вРоссии вступили в решающую фазу. Разрушена старая система управления и распределенияресурсов, либерализация цен и массовая приватизация обеспечили условия дляформирования и развития института частной собственности, приведены в действиеосновные рыночные механизмы экономического регулирования, радикально измениласьпсихология людей.
Постепенно накапливаетсякритическая масса преобразований, необходимая для запуска механизмасаморазвития рынка в целом. И здесь решающее значение приобретает малый бизнес.Именно малое предпринимательство призвано ускорить дальнейшее развитие экономическихреформ России.
В процессе историческогоразвития отношение к малому бизнесу в мире менялось. В полной мере его роль вформировании и развитии рыночных отношений была осознана лишь в 60-е годы.Именно тогда в развитых и в ряде развивающихся стран стала осуществлятьсяполитика комплексной поддержки и стимулирования малого бизнеса. Сегодня опытСША, Японии, Италии и других стран убедительно свидетельствует: развитие малогобизнеса создаёт предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификациии насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержкирыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).
За последние два года вРоссии в сфере малого бизнеса произошли важные изменения: сформирован институтгосударственной поддержки и развития малого предпринимательства, на местахфункционируют десятки учебно-деловых центров, консультационных и лизинговыхфирм, бизнес — инкубаторов; происходит становление соответствующейнегосударственной инфраструктуры, в том числе и при содействии международныхпроектов.
Развитие малогопредпринимательства оказывает непосредственное воздействие на становлениелокальных рыночных отношений: ведь очень важно, чтобы каждый человек имелвозможность реального выбора — быть наемным работником или предпринимателем.
Создание благоприятногоклимата для малого предпринимательства, прежде всего для развитиятоваропроизводящих предприятий, происходит тем успешнее, чем больше вниманияуделяют именно человеческому фактору. Ориентация на конкретного предпринимателя- важнейшее стратегическое направление эффективного становления малогопредпринимательства.
Сегодня на местахсуществует значительный разброс в подходах к формам и средствам поддержкималого бизнеса. В начале структуры и механизмы поддержки малогопредпринимательства формировались в каждом регионе по — своему, в соответствиис ситуацией. Но по мере развития реформ становится возможным выделить иотобрать из всего многообразия принципов, методов и организационных формнаиболее эффективные. Таким образом, постепенно складывается основа технологиирешения типовых региональных задач в сфере поддержки и развития малогопредпринимательства. Все вышесказанное говорит об актуальности выбранной темы.
Актуальность выбранной темыобъясняется важностью малого бизнеса, как для государства, так и для населения,что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания инормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояниенаселения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики, емуприсуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность.Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовногопотенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализацииспособностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нациисохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятиясоздают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развиваетсяконкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идетструктурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того,развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, кповышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов, Малыепредприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ нанеудовлетворенные потребности населения — что является отличительной и важнойособенностью. Малый бизнес является таким источником развития, от которогоРоссия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
Тема разрабатывается иисследуется многими авторами, которые занимаются этой проблемой, напримертакие, как Профессор Горфинкель В.Я., профессор Швандер В.А., Баженов Ю.К. иБаженов С.А. Написано много учебных и рекомендательных пособий начинающимпредпринимателям и действующим предприятиям.
Но существуют многиенедоработки и пока они есть, проблема развития малого бизнеса не решена.
Цель курсовой работы — исследовать малый бизнес в России, и попытаться найти пути решения проблемтормозящих его развитие.
Для достижения этой целирешаются следующие задачи:
1.        Исследоватьсущность малого сектора экономики.
2.        Определить егоособенность в России.
3.        Дать анализтенденций его развития.
4.        Показать проблемыи пути их решений.
Работа состоит из двухглав, четырех параграфов, введения, заключения и списка использованнойлитературы.

ГЛАВА 1. Роль и место малого бизнеса в современной экономике
 
1.1 Малые предприятияв структуре экономики
 
Понимание роли малогопредпринимательства требует ясного представления о том, какое место онозанимает в экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование иразвитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправноесосуществование и развитие различных форм собственности и различных сектороввнутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики можноговорить о трех группах предприятий, которые по общепринятой терминологииопределяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от ихразмеров. Каждая из этих трех групп имеет свои внутренние интересы,определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству ипроводимой им политики, к социально-экономическим, политическим и национальнымпроблемам.
Крупный бизнес в основномопределяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения иразвития он тяготеет к интеграции, поглощая или концентрируя более мелкихпартнеров с одной стороны, а с другой, объединяясь в международные структуры,теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильныхпартнеров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняяволю более сильных партнеров, крупный капитал становиться орудием экспансиимеждународных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны.
Средний бизнес в большейстепени зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры ивынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественными иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднегопредпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведенияпротекционистской государственной экономической политики и формирования,определенных правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связьсреднего предпринимательства с национальными интересами.
Малый бизнес, или малоепредпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелкихсобственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяютсоциально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. Посвоему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинствунаселения, одновременно являясь как непосредствен-ным производителем, так ипотребителем товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства представляетсамую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынкахи непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. Всовокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической,производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременнореагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка[1].
Сектор малогопредпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементомлюбой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целомне могут нормально существовать и развиваться. Хотя “лицо” любого развитогогосударства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы- крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-техническогои производственного потенциала, подлинной основой жизни страны с рыночнойсистемой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболеемассовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малогопредпринимательства создается и циркулирует основная масса национальныхресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Высокая приспособляемостьи массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечиваютустойчивость развития экономики и способствуют стабильности государства.Владельцы малых предприятий, с одной стороны, являются мелкими собственниками иобъединены корпоративными интересами в отношении собственности с крупным исредним капиталом. С другой стороны, представителей малых предприятий отличаетто, что их условия жизни и деятельности, а также положение активногопроизводителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждают их вповседневной жизни к упрочнению связей со своими постоянными и потенциальнымиклиентами из различных социальных групп. Все изложенное и определяетобщественное поведение представителей малого предпринимательства, основанное напрямой зависимости от местных и национальных интересов.
В нашей стране в течениепродолжительного времени пропагандировались преимущества крупного производства.При определенных положительных сторонах такая абсолютизация приводила котсутствию условий для формирования конкурентных отношений. В то же времявозможности малых предприятий очень велики, особенно в современных условиях.Многолетний опыт развитых стран показал, что без широкой сети небольшихпредприятий невозможно функционирование товарного рынка. Наличие достаточнобольшого числа малых предприятий позволяет интенсивно перестраивать структурухозяйственного комплекса.
Для крупных фирмхарактерны следующие недостатки. Прежде всего, они не в состоянии уследить завсеми своими товарами и всеми рынками и смотрят на любые перемены как на риск.Крупные предприятия не в состоянии ладить с людьми одержимыми, которые нередкоявляются инициаторами новых идей. Такой фирме очень трудно принять решение овложении денег в проект, который, возможно, начнет давать прибыль через десяткилет. Крупные компании тратят слишком много и слишком быстро. Процесс ожиданияскорой отдачи средств лишает их необходимой потенции. Наконец, на крупныхфирмах не принято вознаграждать за риск. Здесь управляющие компаниями одобряюти утверждают планы, а не товары.
Малые предприятияпринимают на себя определенный риск и постоянно нацелены на разработку новыхили модернизацию существующих продуктов и технологий. По сути, только черезреализацию нововведений они могут выстоять в условиях жесткой конкуренции нарынке товаров и услуг.
Общеизвестная гибкостьмалых предприятий помогает им при неудаче в одной сфере деятельности перейти вдругую, более эффективную. Помимо того, малые фирмы работают, как правило, наднесколькими идеями сразу, то есть осуществляют множественный конкурентныйподход. Если крупные корпорации разрабатывают специальные меры дляпредотвращения такого положения, то мелкие фирмы принимают такое положениесовершенно естественно. Наконец, малые фирмы умеют работать с вкладчикамикапитала в рискованные предприятия. Здесь вкладчик знает, что один успех можетсразу окупить много неудач. На крупной фирме одна неудача может серьезноподорвать все ее благополучие.
По объемам производства иреализации, прибыли, уровню доходов работников, платежеспособности малыепредприятия имеют более высокие потенциальные возможности по сравнению скрупным производством.
Важное экономическоепреимущество малых фирм заключается в относительной дешевизне их продукции,возможности сокращения издержек производства за счет узкой специализации, болеедешевых средств производства. Продукция и услуги малого бизнеса, как правило,не худшего качества по сравнению с крупными фирмами, а себестоимостьпроизводства ниже. У них меньше сроки строительства, для них нужен относительнонебольшой первоначальный капитал. К преимуществам малого предпринимательстватакже относятся такие характеристики, как[2]:
ü    оперативность реагирования на спрос;
ü    более экономичное использованиересурсов, в том числе вторичных;
ü    повышенная скорость оборота капитала(примерно в 2-2,5 раза выше, чем у крупных фирм;
ü    более низкий уровень запасов;
ü    высокий уровень социально-психологическихотношений
ü    снижение косвенных расходов,связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;
ü    простота в управлении (отсутствиежестких иерархических структур, возможность быстрой корректировки целей иперераспределения ответственности).
Одним из главныхпреимуществ малых предприятий, как уже отмечалось, — способность обеспечитьконкурентный характер производства и его демократизацию.
Эти преимуществапозволяют малому бизнесу:
ü   ускорить заполнение товарного рынкатребующимися потребителям изделиями;
ü   ускорить внедрение научно-техническихдостижений;
ü   полнее удовлетворять потребностиэкономики страны и населения в промышленных, строительных и прочих услугах,расширять номенклатуру и качество услуг;
ü   наладить выпуск продукции малымисериями.
Таким образом, свободадействий, гибкость и оперативность в решениях, приспособление к местномумелкомасштабному, нерегулярному и специфическому спросу, духпредпринимательства, более низкие управленческие и эксплутационные расходы,более высокая оборачиваемость капитала — вот те практически значимыеобстоятельства, которые обеспечивают конкурентоспособность и живучесть малогобизнеса, его бурное развитие за последнее десятилетие.
Место малогопредпринимательства предопределено объективными экономическимизакономерностями, поскольку оно примерно одинаково вне зависимости отособенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевойструктуры экономики и других факторов.
 
1.2Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политическихпроблем
 
Малое предпринимательствоявляется мощным рычагом для решения комплекса экономических, социальных иполитических проблем.
В первую очередь,источником экономического развития России являются предпринимательство и малыйбизнес. Именно они определяют существо рыночных отношений.
Роль малого бизнесавелика не только количественно, но и функционально, то есть по тем задачам,которые они решают в экономике. К классическим для развитых стран задачам,решаемым малым бизнесом относятся[3].
Во-первых, сглаживаниеколебаний экономической конъюнктуры, обеспечиваю-щие особый механизмсбалансирования спроса и предложения. Небольшие фирмы образуют своего родафундамент, на котором вырастают более высокие “этажи” хозяйства и который вомногом предопределяет архитектуру всего здания. В первую очередь это относитсяк интегрирующей, связывающей экономику в единое целое роли мелких компаний. Делов том, что в принципе в рыночной экономике наличие платежеспособного спроса наопределенный товар должно автоматически рождать его предложение. Но оборотнойстороной эффективного производства является его избирательность: оноэкономически оправдано далеко не в любых условиях. Крупное производство вбольшей степени ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпускбольших партий стандартной продукции, оно не производит мелкосерийный товар.Лишь малые предприятия готовы использовать любую возможность для бизнеса. Так,специализированное производство выгодно при существенно меньших сериях, чемкрупное, но зато возникает только там, где сформировались особые и при этомдостаточно долговременные потребности. Венчурный (рисковый) капитал готов на любуюсферу приложения, но лишь если успех обещает сверхвысокую прибыль.
Перед малымипредприятиями стоит задача не завоевания рынков путем вытеснения монополий, азаполнение “свободной ниши”, образующейся в промежутках между товарной массой,поставляемой на рынок предприятиями-гигантами. Вследствие того, чтопотребителей конкретных товаров на современных рынках, как правило, в сотни итысячи раз больше, чем поставщиков, индивидуальные особенности каждогопотребителя не могут быть удовлетворены. Крупные поставщики ориентируются восновном на усредненные товары и потребности, из которых выпадает массанеудовлетворенного или не полностью удовлетворенного розничного спроса. Это иесть “ниша” для малого предпринимательства.
Во-вторых, не менее важнароль малых предприятий в формировании конкурентных отношений в экономике. Дляотдельно взятого малого предприятия столкновение с монополией чаще всегокончаются гибелью. Во взаимоотношениях всего малого бизнеса и крупного капиталароли распределяются иначе. Атакующей стороной чаще всего выступает рой мелкийфирм.
В-третьих, развитиеконкуренции создает систему сильных мотивационных стимулов для более полногоиспользования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения, что в своюочередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиесяматериальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы.
В-четвертых, присущиемалому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивостирыночной конъюнктуры способствует стабилизации макроэкономических процессов встране. Малое предпринимательство успешно функционирует на небольших рыночныхсегментах. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышениюобщехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, томалые предприятия придают хозяйству гибкость, мобильность.
В-пятых, изменениетехнологий и структуры отдельных отраслей промышленности, ускоряя процессперераспределения капиталов из устаревших отраслей в наиболее перспективные ибыстроразвивающиеся.
В-шестых, формированиедиверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных ипроизводственных услуг, позволяющей создавать аналогичные рыночные отношения,стимулировать развитие более гибких и мобильных организационно-производственныхструктур.
В-седьмых, развитиеинновационного потенциала экономики.
Малые предприятиявосприимчивы к новым идеям. Здесь на одного сотрудника приходится в 2,5 разабольше инноваций, чем на одного работника крупного предприятия. Малыепредприятия более гибки, быстрее переключаются на разработку, апробацию ипроизводство новой продукции, от которой крупный бизнес зачастую отказываетсяиз-за высокой степени риска. Темпы освоения новых видов изделий или услуг умалых предприятий на 30 % выше, а эффективность (при гораздо меньших затратах)выше в 8 раз. У малых фирм относительно невысокие издержки производства наначальном этапе инновационного процесса, поскольку, как правило, длительностьэтого этапа может повлиять на освоение и выпуск новой продукции.
В-восьмых, расширение налогооблагаемойбазы бюджетов всех уровней.
Большая часть собираемыхв мире налогов приходиться именно на малые предприятия.
В-девятых, ускоренноеосвоение инвестиций.
Стремительно развиваетсяспецифическая форма инвестиционной деятельности — лизинг. Лизинг особеннопривлекает малые и средние предприятия как решение проблемы обеспеченияоборудованием. Именно они становятся получателями лизингового оборудования, итем самым инвестируют средства в основные фонды.
Таким образом, высокиетемпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрыйрост сферы услуг, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с однойстороны, к снижению цен, с другой стороны, к тому, что потребитель получаетпродукцию и услуги более высокого качества, возможность для государстваполучать большие средства в форме налоговых поступлений — все это и составляетважнейший вклад малых предприятий в экономику.
Велика и социальнаязначимость малых предприятий:
ü   создание широкого слоя мелкихсобственников (среднего класса) — владельцев малых предприятий и их наемныхработников, общая численность которых является одной из наиболее существенныхкачественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Онисамостоятельно обеспечивают собственное благосостояние и достойный уровеньжизни, являются основой социально-экономических реформ, гарантом политическойстабильности и демократического развития общества.
ü   занятие малым бизнесом является нетолько источником средств к существованию, но и способствует раскрытиювнутреннего потенциала личности.
ü   сектор малого предпринимательстваспособен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечитьснижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Малый бизнесявляется сектором выживания, втягивающим в реформаторский процесс людей,потерявших работу, военнослужащих, увольняемых в запас, и практическиединственным сектором оздоровления серьезно “больных” переходных (мутирующих)общественных групп. Так называемые “челноки”, мелкие собственники, семейныйбизнес, малые предприниматели все менее зависят от государства и могут,расширяя сферу своей деятельности, уменьшить остроту безработицы.
ü   решение молодежных проблем. Малыйбизнес открывает вакансии и для молодежи, часть которой, к сожалению, сейчаснаходит применение своим силам в криминальной среде.
ü   решение вопросов региональногоразвития. Факторы экономической и социальной напряженности особенно остроощущаются в регионах с неразвитой инфраструктурой, удаленных отторгово-промышленных центров и путей, с сырьевой направленностью основныхпроизводств, моноструктурой городов, не обеспечивающим насущные нужды сельскимхозяйством. Развитие малых городов, поселков немыслимо без участия малыхпроизводственных предприятий. Малые предприятия и создаваемые на их основехудожественные и различные кустарные промыслы способствуют укреплению экономикинебольших поселений, сглаживают различия между центром и провинцией,выравнивают интеллектуальный уровень и образ жизни населения.
Развитию малогопредпринимательства в регионах способствует фактор, называемый “закономрадиуса”: чем дальше от столицы, тем выше потенциальные возможности дляразвития малых предприятий и меньше в известной мере экономические иполитические риски. Это, кстати, понимают зарубежные партнеры и инвесторы.
Малый бизнес в силу своейспецифики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятияобычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностейнасыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. В условияхразвития экономической самостоятельности регионов малое предпринимательствоможет рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональнойэкономики.
Политическое влияниемалого бизнеса также достаточно велико. В условиях устойчивого социального,экономического и политического развития общества мелкие предпринимателиотличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политическойстабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляетнаибольшую активность и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношениисобственности, так как в отличии от крупных собственников для владельцев малыхпредприятий их собственность зачастую является единственным средством ксуществованию и важнейшим способом выживания. Данный фактор определяетнеразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных ирегиональных сообществ, что обуславливает его зависимость от национальнойосновы и составляет питательную среду для его патриотичных настроений. Приэтом, как свидетельствует исторический опыт России, патриотические настроения всреде мелких собственников в условиях экономического спада и политическойнестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержкенаиболее экстремистских политических сил./>

ГЛАВА 2. Совершенствование организации малогобизнеса
2.1. Стратегии развития малого бизнеса
Изменения, происходящие вРоссии, все больше требуют от предпринимателей умения видеть перспективы,принимать обоснованные стратегические решения. Внешняя среда меняется настолькобыстро, что многие предприятия не успевают реагировать на эти изменения(изменения в законодательстве, смена власти, рост цен и тому подобное) и невыдерживают жестких условий конкурентной борьбы. Это относится и к малымпредприятиям, которые вынуждены бороться “за место под солнцем” с крупными исредними фирмами.
Таким образом, в условияхжесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должнывырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им поспевать заизменениями, происходящими в их окружении.
В настоящее время вроссийских компаниях, где занимаются стратегическим планированием, для негосозданы специальные подразделения численностью до несколько десятков человек.Казалось бы, столь дорогая игрушка может интересовать только большой бизнес. Пооценке специалистов, уже через год не только крупные, но и большинство среднихи мелких компаний в России, чтобы выжить, будут вынуждены применять “дешевыеварианты” стратегического планирования.
Прежде чем перейти крассмотрению стратегий, используемых малыми предприятиями, необходимо уточнитьсамо понятие “стратегия”. В научной литературе существует несколько толкованийэтого понятия. В одном из них под стратегией понимается “генеральноенаправление действия организации, следование которому должно привести её кдостижению своих целей”. Другими словами, стратегия — это инструмент достижениядолгосрочной цели. Она объясняет, что нужно сделать, чтобы достичь конкретной цели[4].Необходимо сказать, что нет одного оптимального подхода к определениюстратегии, существуют различия, зависящие от размеров организации. Процессопределения стратегии в организациях малого бизнеса значительно отличается какпо своей природе, так и по требованиям. Это обусловлено следующимиобстоятельствами:
А) Малый бизнеспроизводит сравнительно мало товаров и услуг.
Б) Ресурсы малогопредприятия ограничены.
В) Основное ихконкурентное преимущество — это способность быстро меняться.
Г) Они, в основном, неимеют формальных процедур для наблюдения за внешней средой, для созданияпрогнозов или оценки и контроля стратегии, которой они руководствуются в данноевремя.
Д) Основная частьуправленческого аппарата получила свои знания в процессе работы. Более того,они имеют тенденцию полагаться на опыт и интуицию, а не на формальныепроцедуры.
Из-за этих причин процессформулирования стратегии в малом бизнесе менее формальный, систематический ирегулярный, чем в крупных организациях. Но это не значит, что малые предприятиясовсем не занимаются разработкой стратегии или делают это недостаточно хорошо.На самом деле, в некоторых малых фирмах проводится очень эффективная разработкастратегии, даже если она неформальная и значительно упрощенная. Экспертыстратегического планирования считают, что в малом бизнесе стратегия должныформулироваться командой высшего руководства за столом переговоров.
Существуют следующиестратегии развития малого бизнеса.
Стратегия копирования. В рамках данной стратегии малаяфирма может пойти по одному из двух путей:
— выпускать марочныйпродукт по лицензии крупной фирмы;
— осваивать и выпускатькопию, прообразом которой является какой-либо оригинальный продукт.Конкурентоспособность “копии” обеспечивается значительно меньшей ценой, так каквсе расходы на научно-исследовательские разработки продукта и рекламные затратынесут крупные фирмы, выпускающие оригинальный товар.
Стратегия оптимальногоразмера. Этастратегия заключается в освоении мелкомасштабных и специализированных рынков итех областей деятельности, в которых крупное производство неэффективно, аоптимальным является малое предприятие (например, небольшие магазины, кафе,предприятия в сфере бытового обслуживания, ориентированные, в частности, наудовлетворение узкоспециализи-рованного или особенного спроса: единичныезаказы, индивидуальные и элитные товары, услуги, выпуск нестандартногооборудования или малосерийных изделий, реализация начальных этаповвысокорискованных проектов и так далее). В этих сферах деятельность крупныхфирм затруднена в силу недостаточной прибыли, высоких расходов на заработнуюплату, высокого риска, нетехнологичности.
Стратегия участия впродукте крупной фирмы. В рамках крупного производства наибольшие издержки приходятся на участкимелкого и малотехнологичного производств. Крупной фирме часто выгоднееотказаться от этих видов работ, закупая отдельные детали, узлы, комплектующие умалых предприятий. В свою очередь, малая фирма получает возможностьгарантированного субподряд-ного заказа и связанные с этим преимущества. Чтобыизбежать опасной зависимости от крупной фирмы, малые предприятия частоиспользуют тактику “ограничения доли оборота на одного крупного клиента”,согласно которой они стремятся к тому, чтобы доля поставок каждому их крупномуклиенту в общем объеме продаж не превышала, например, 20%. Активно сотрудничаяс крупными фирмами, малые предприятия приспосабливаются к их организационным итехнологическим требованиям, дисциплине поставок и уровню качества, колебаниямрыночной конъюнктуры и инновационным процессам. Таким образом, в конкурентнойборьбе за заказы крупных фирм они образуют весьма динамичную средусубподрядного рынка, стимулируя тем самым крупные фирмы к дальнейшему снижениюсобственных внутренних издержек.
Стратегия участия всистеме сбыта (использования преимуществ) крупной фирмы. Используя эту стратегию, малые фирмывыступают в качестве представителей крупной, участвуя при этом в её сбытовойсети (заказы, продвижение и реализация товаров, сервисное и послепродажноеобслуживание).В сферах торговли и услуг издержки производителя значительнониже, чем в промышленности, поэтому организация бизнеса в этих сферах требует относительнонебольших средств. Конкурентоспособность малых предприятий проявляется в первуюочередь в работе на мелкомасштабных рынках, то есть в непосредственном контактес потребителем.
Многообразие рыночныхситуаций предполагает разнообразие используемых предприятиями стратегий. Вконкурентной борьбе с крупными фирмами малый бизнес использует прежде всегосвои главные преимущества — гибкость, мобильность, территориальнуюманевренность. Можно выделить 4 основных стратегии малых предприятий, целькоторых состоит в том, чтобы свести к минимуму остроту конкуренции и наилучшимобразом использовать свое преимущество. Первые две стратегии относятся ксамостоятельному развитию фирмы. Следующие две связаны с возможностямивстраивания малой фирмы в деятельность крупной.
Удачной формойсотрудничества крупных и малых фирм в торговле и сфере услуг является“франчайзинг”.В соответствии с франчайзным соглашением франчайзер — крупнаяродительская компания — обязуется снабжать малую фирму, действующую в рамкахоговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработаннойтехнологией бизнеса и предоставить ей торговую марку, финансовую помощь. Приэтом малая фирма (франчайзи) обязуется предоставить франчайзеру услуги вобласти менеджмента и маркетинга с учетом местных условий и выплатить крупныйпервоначальный взнос, а затем отчислять определенные проценты от объема продаж.Малой фирме запрещается продавать товары конкурирующих фирм, устанавливаютсядостаточно жесткие правила поведения на рынке.
С целью определения прави обязанностей франчайзера и франчайзи обычно заключаются франчайзныеконтракты. В типовом договоре франчайзер соглашается на:
— предоставлениеисключительного права франчайзи вести бизнес на определенной территории;
— поставку франчайзипродукции по льготным ценам;
— благоприятное деловоеотношение компании франчайзера к фирме-франчайзинг;
— предоставление товарныхзнаков, символики и других материалов, которые идентифицировали бы франчайзикак филиал франчайзера;
— содействие вменеджменте и маркетинге франчайзи.
В свою очередь, фирмафранчайзи соглашается:
 - инвестироватьконкретную сумму в бизнес франчайзера;
 - приобретать для себявсю или оговоренную часть продукции и услуг франчайзера;
 - платить франчайзеруоговоренный процент от общего объема продаж за предоставленные услуги ипродукцию;
 - оформить своюкоммерческую точку знаками, рекламными и другими материалами в точномсоответствии с предписанными франчайзером инструкциями;
— осуществлять бизнес всоответствии с рекомендациями франчайзера.
Чаще всего к системефранчайзинга прибегают в сферах общественного питания, розничной торговли,дилерской продажи автомобилей и сложной бытовой техники. Удачное сочетаниеинтересов и преимуществ малого и крупного бизнеса позволяет сделать вывод отом, что в перспективе франчайзинг получит дальнейшее развитие. Поэтомурассмотрим более подробно данную систему взаимоотношений крупного и малогобизнеса.
Необходимо отметить, чтосуществует три основных вида франчайзинга.
Товарный — это способ ведения бизнеса, прикотором франчайзи покупает у ведущей компании право на продажу товаров с еготорговой маркой. Товарный франчайзинг представляет собой распределительнуюсистему для сбыта товаров, изготовленных франчайзером. Основные различия междутоварным франчайзингом и взаимоотношений с обычным посредником — поставщикаявляются: большая привязанность к торговому знаку франчайзера, больший объемпредоставления различных услуг франчайзером, исключительный сбыт франчайзи иобслуживание им товарной линии франчайзера. Для этой формы характерна узкаяспециализация франчайзи на реализации одного товара.
Привлекая ограниченноечисло розничных франчайзи и запрещая им внутреннюю конкуренцию (например,предоставление каждому розничному торговцу строго оговоренного района, франчайзер- изготовитель обеспечивает каждому франчайзи достаточным рынком для продажитоваров, тем самым облегчая ему вхождение в рынок. Проникновение на рынокявляется основным стимулом для франчайзи. Торговля автомобилями является,пожалуй, наиболее известным примером торгового франчайзинга.
Деловой — этот вид представляет собой выдачулицензии на торговый знак и способ ведения розничной торговли товарами и /илиуслугами. Франчайзер обычно не изготавливает продукцию, но может являтьсяпоставщиком сырья (специй, компонентов, услуг по торговому знаку, упаковочногоматериала) и готовой продукции, используемой франчайзи в своей работе.Франчайзи обычно занимаются предоставлением услуг, но могут также производитьпродукцию и в связи с этим создавать её (рестораны быстрого обслуживания,службы замены автомобильных деталей). Франчайзи этого типа имеют общие черты стоварными франчайзи: обычно от него требуют принятия торгового знакафранчайзера в качестве исключительного знака, предоставление франчайзеромдополнительных услуг (обучение, руководство, реклама). В некоторых системахфранчайзинга разграничения между торговым и деловым франчайзингом размыто.
Производственный — малое предприятие включается вполный цикл хозяйственной деятельности ведущей компании, выполняятехнологический процесс, обучение персонала и так далее. Франчайзер выдаетлицензию на производство продукции под его торговой маркой. Наиболее известнымпримером производственного франчайзинга является производство безалкогольныхнапитков. Франчайзер предоставляет “секретный” сироп и выдает лицензию на егоиспользование для производства напитков, продаваемых под торговой маркойфранчайзера.
Надо сказать, что хорошеезнание и понимание основных интересов франчайзера и франчайзи можетспособствовать эффективной защите как интересов каждого из них, так и ихсовместных интересов. “Франчайзинговые взаимоотношения могут перерасти вэффективное партнерство, когда обе стороны является относительно равнымипартнерами, а не властвующим франчайзером и зависящим от него франчайзи”.2.2.Обеспечение развития малого бизнеса
Говоря о развитии исовершенствовании малого бизнеса, необходимо отметить, что его развитиеосложнено наличием многих проблем.
В первую очередь, этосвязано с барьерами на пути выхода новых малых предприятий на рынок. Этибарьеры могут носить как объективный структурный характер, обусловленныйособенностями данной отрасли и рынка (технология производства, стартовые итекущие затраты, объем спроса, зрелость и развитость рынка, тип конкуренции),так и определяться поведением отдельных хозяйствующих субъектов, ужедействующих на рынке, а также мерами государственного экономическогорегулирования.
Современные условияразвития российской экономики характеризуются наличием существенных трудностейвыхода на рынок, связанных с действием таких факторов, как низкаяплатежеспособность покупателей, сужение географических границ рынка вследствиероста транспортных расходов, возрастание международной конкуренции в условияхограниченного спроса. Многие виды деятельности становятся малопривлекательнымидля новых малых предприятий в связи с низким уровнем прибыльности, высокимуровнем конкуренции и, следовательно инвестиционного рынка.
Но на возможности выходамалых предприятий на рынок существенное влияние оказывают также ограниченияорганов власти и управления всех уровней, в том числе в таких сферах, какналогообложение, порядок регистрации малых предприятий, лицензирование,предоставление производственных помещений, земельных участков. Всё это можноопределить как административные барьеры на пути выхода предприятий на рынок, тоесть препятствия, связанные с необходимостью выполнения предпринимателямиобязательных процедур и правил, предусмотренных законодательными и подзаконнымиактами, существенно затрудняющих создание и развитие малых предприятий.Несовершенство законодательства по малому предпринимательству, нечеткостьотдельных его положений приводит к появлению различных подзаконных актов,инструктивных писем и других директивных документов на ведомственном уровне.Число таких документов непрерывно растет, некоторые из них вступают впротиворечие с действующими законодательными актами, что ещё более усложняетработу предпринимателей. Наиболее тормозящим фактором является законодательствов области налогов, бухгалтерского учета, арендных, таможенных правил. Развитиехозяйственной деятельности малых предприятий затрудняют большое число налогов,чрезмерная величина совокупных налоговых выплат, частые изменения в налоговомзаконодательстве.
Административныепрепятствия выхода на рынок новых предпринимательских структур вызванынеобъективными причинами, и их устранение не требует значительных материальныхи финансовых затрат и полностью зависит от реальных целей государственнойполитики, совершенства законодательной базы регулирования предпринимательскойдеятельности и уровня правовой культуры.
Наряду с несовершенствомправового регулирования особенно негативно влияют на деятельность малыхпредприятий:
— Сложность и высокаястоимость регистрации предпринимательских структур. В настоящее время процессрегистрации малых предприятий неоправданно усложнен, требует оформлениябольшого количества документов и в совокупности занимает срок от одного до трёхмесяцев. Большинство платежей, связанных с регистрацией, устанавливаются взависимости от размера минимальной заработной платы, и, следовательно,постоянно увеличиваются. Кроме того, местные органы власти, периодическиосуществляют различного рода перерегистрации малых предприятий, что, с однойстороны, усложняет работу предприятий, а с другой, является способомдополнительного изъятия средств из малых предприятий.
Вновь создаваемое малоепредприятие вынуждено ещё до начала своей деятельности и до получениякаких-либо финансовых результатов расходовать значительные денежные средства:внесение части уставного капитала, оплата услуг регистрирующих органов, органовстатистики, госпожарнадзора и так далее. Высоки размеры оплаты нотариальныхуслуг, необходимых для оформления учредительных документов. Тем самым создаётсяфинансово-административный барьер для малых предприятий.
— Несовершенство системылицензирования предпринимательской деятельности. Лицензирование, вводяограничения на занятия определенным видом деятельности, уже само по себеявляется одним из существенных барьеров, ограничивающих развитиепредпринимательства. Широкое распространение получила практика введениялицензионными органами излишне жестких условий и требований дляпредпринимателей (предоставление сведений о своей материально-технической базе,производственных, торговых и складских помещениях, условиях пользованияпомещениями, справок о прохождении работниками обучения безопасному ведениюработ, копий договоров). Такая практика превратила лицензирование в факторторможения развития малого предпринимательства, способствовала неоправданномуразрастанию на местах бюрократического аппарата, создала условия для причиненияпрямого материального ущерба предпринимателям.
— Большое количествоконтролирующих органов и дублирование их функций. В настоящее времяконтрольно-ревизионные функции осуществляют несколько десятков различныхконтролирующих органов. Имеют место параллелизм и дублирование их функций:контрольно-ревизионного управления Минфина России и налоговой инспекции,автомобильной и транспортной инспекции, управление по ценовой политике ифинансовые управления соответствующих областных служб. Контрольные проверкиносят бессистемных характер. Различные контролирующие органы требуютпредоставления одних и тех же документов вместо того, чтобы организовать обменинформацией между собой. Это дезорганизует работу предпринимателей, ведет кнепроизводительным затратам труда и снижению активности малых предприятий.Таким образом, существующая неэффективная и трудоемкая система контролядеятельности субъектов малого предпринимательства является для последних однимиз административных препятствий для нормального развития и требуетсовершенствования.
Кроме вышеперечисленныхбарьеров для деятельности малых предприятий существует ещё ряд проблем, затрудняющихработу действующих предприятий:
— Организационныепроблемы:юридическое оформление предприятия, открытие счета в банке. Существенныйнедостаток — отсутствие руководителей, глубоко знающих специфику предприятия,обладающих всеми качествами, необходимыми для работы в современных условиях,отсутствие опыта деятельности в рыночных структурах.
— Проблемы обеспечениядеятельности предприятий: проблемы с обеспечением помещениями, оборудованием, персоналом,проблемы безопасности деятельности. Практика показала, что для создания иэффективного функционирования малых предприятий всё ещё слабо используютсяимеющиеся излишние производственные площади, специалисты, высвобождающиеся врезультате структурной перестройки государственных и муниципальных предприятий.Отсутствуют машины, оборудование и технологии, предназначенные для малыхпредприятий с учетом их специфики и возможностей использования.
Особая проблема малыхпредприятий — незащищенность от рэкета. Малые предприятия действуют в сложнойкриминогенной обстановке, под давлением криминальных структур. Отсутствиедолжной социальной и личной защищенности как владельцев, так и работников малыхпредприятий является важным сдерживающим фактором развития малогопредпринимательства.
К факторам,препятствующим нормальной работе малых предприятий также относятся: высокаяарендная плата за производственные и офисные помещения, высокие транспортныерасходы, низкий уровень информационного обеспечения предпринимательскихструктур, особенно информацией о потенциальных партнерах. Современныеэкономические исследования показывают, что до 90% информации предпринимателичерпают из своих личных контактов, и зачастую она оказывается недостоверной.
— Материально-финансовыепроблемы:ограниченные финансовые возможности, отсутствие первоначального капитала длярегистрации предприятия, отсутствие стартового капитала для обеспеченияфункционирования предприятия, налаживание связей с поставщиками, сбытпродукции, высокие процентные ставки коммерческого кредита.
Одним из факторов,сдерживающих развитие малого бизнеса, являются финансовые затрудненияпредприятий, и преодолеть их поможет привлечение внешних финансовых источникови, прежде всего, кредитов банков. Однако существует сложность в получениикредитов, нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес. Этопроявляется в высоких процентных ставках и ограниченных сроках предоставлениякредита. По данным опросов в 1996 году только треть руководителей малыхпредприятий обращалась за банковским кредитом, и из них лишь половина получила его.Основной причиной этого является отсутствие у малых предприятий необходимогозалога, неразвитость системы государственных гарантий, неразвитость банков врегионе.
Все эти проблемы вбольшей или меньшей степени характерны для малого предпринимательства каждогорегиона России.
Заключение
Для современной экономикихарактерно сочетание различных по масштабам производства предприятий: крупных,средних и малых. Малый бизнес представляет самый многочисленный слой мелкихсобственников, которые определяют социально-экономический и политическийуровень развития страны. Именно в секторе малого предпринимательства создаётсяи циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являютсяпитательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Малый бизнес имеетопределенные преимущества по сравнению с крупным: инициативность;специализация, приспособление к необходимым формам производства и обслуживания;гибкость, мобильность; склонность к риску; оперативность реагирования на спрос;более экономичное использование ресурсов; повышенная скорость оборота капитала;
Большое значение имеетэкономическая роль малых предприятий: сглаживание колебаний экономическойконъюнктуры; формирование конкурентных отношений; более полное использованиематериальных, кадровых, организационных, технологических ресурсов; стабилизациямакроэкономических процессов; формирование качественной системы бытовых,организационных, производственных услуг; развитие инновационного капиталаэкономики; расширение налогооблагаемой базы всех уровней; ускоренное освоениеинвестиций.
Государственная поддержкамалого предпринимательства зависит как от федеральных, так и от местных органоввласти.
 Одним из путейсовершенствования малого предпринимательства необходимо признать стратегииразвития малого бизнеса. Малое предпринимательство в своей деятельности можетиспользовать одну из 4 стратегий:
— стратегия копирования
— стратегия оптимальногоразмера
— стратегия участия впродукте крупной фирмы
— стратегия участия всбыте крупной фирмы.
Наиболее перспективнойформой сотрудничества малого и крупного бизнеса является франчайзинг. Малоепредприятие может использовать такие виды франчайзинга, как: торговыйфранчайзинг, производственный, деловой.
В качестве решенияпроблемы высоких процентов за коммерческие кредиты можно использовать схемувзаимодействия Фонда поддержки малого предпринимательства с коммерческимиструктурами.
В качестве вариантарешения проблемы низкой технической оснащенности малых предприятий можнопредложить организацию системы гарантий для зарубежных предприятий — производителей оборудования для малого бизнеса, которые согласились бы наусловиях лизинга поставлять его для российских предприятий. Другой вариант — организация производства специфического оборудования для малых предприятий нароссийских конверсионных заводах по импортной технологии.
 Проблему недостаткаинформации можно решить созданием специализирован-ных маркетинговых центров,которые обеспечили бы равный доступ к информации крупных и малых фирм, расшириливозможности анализа потребительского спроса, его прогнозирования и быстрейшегоудовлетворения. Это, в свою очередь, позволило бы сделать рынок для фирмы болееобозримым, уменьшило бы вероятность крупных просчетов в планировании рыночнойстратегии.

Список использованной литературы
 Нормативные акты и законы: 1. Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
2. Федеральный закон № 209-ФЗ «Оразвитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24июля 2007 года
Учебная и специальная литература
1.   Андреева И., Павлов К. «О критериях выделения малого исреднего бизнеса»// Общество и экономика, 2007, № 7
2.   Грамм Д. Какстать богатым. – М.: Альпина. Бизнес. Букс, 2004.
3.   «Деловой климат в России в оценках самого бизнеса»// Обществои экономика, 2008, № 1
4.   Егоров Е.А. Экономика США. — М.: Издательский дом «Питер»,2003
5.   Иохин В.Я., Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономическийанализ — Учебник, М.: Пресса, 2008.
6.   Кох Р. Законысилы в бизнесе. Наука успеха. – М.: Попурри, 2004.
7.   Кочетыгова Ю. «Экспансия госкомпаний и эффективностироссийской экономики»// Общество и экономика, 2007, № 4
8.   Круглова Н.Ю.Основы бизнеса. Учебник. – М.: РДЛ, 2005.
9.   Мартьянов В.А., Федеральный фонд — не мешок с деньгами, аинструмент реализации программы развития малого бизнеса в России// Бизнес длявсех, 2008, N 14.
10. Райзберг Б. «Организационно-управленческие резервыэффективности сектора малых предприятий»// Экономист, 2007, № 11
11. Фетисов Г. «О взаимодействии внешних и внутренних факторовразвития российского бизнеса»// Общество и экономика, 2007, №2-3
12. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред.Е.С. Стояновой.- М.: Изд-во «Перспектива», 2004
13.  Шеннон П. Пратт. Оценка бизнеса(анализ и оценка закрытых компаний). М., 2001.
14.  Экономика недвижимости: Учебноепособие / Под ред. Ресина В.И.- М.: Дело, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.