Реферат по предмету "Экономика"


Организация внешнеэкономической деятельности на предприятии и перспективы ее развития

Организациявнешнеэкономической деятельности на предприятии и перспективы ее развития
 

Содержание
1. Понятие, сущность и категориивнешнеэкономической деятельности
2. Организация внешнеэкономическойдеятельности на ООО «Массив» и перспективы ее развития
Список использованных источников

1. Понятие, сущность икатегории внешнеэкономической деятельности
Как элемент общейэкономической деятельности внешнеэкономическая деятельность характеризуетсясистемой отношений субъектов хозяйствования, складывающихся в экономическихсвязях с нерезидентами страны, другими государствами. Она нацелена наиспользование фактора внешних связей для эффективного решения внутреннихэкономических и социальных задач, привлечения необходимых недостающих ресурсов,наиболее рационального применения собственного потенциала, извлечение выгодсовместного труда и достижений мировой науки.
Внешнеэкономическаядеятельность предприятий, государства проявляется в основных формахэкономических связей со странами и предприятиями и предполагает определенныйорганизационно-экономический и правовой механизм осуществления этих связей. Всилу прогресса общественного разделения труда в мировом масштабе, развитияинтеграции, интернационализации хозяйственных связей и процессов глобализациивнешнеэкономическая деятельность становится одним из приоритетных направленийсоциально-экономического развития страны.
Понятиевнешнеэкономической деятельности появилось в 1987 г. с переходом на новуюсистему управления и началом осуществления внешнеэкономических реформ. Суть ихсводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственныхвнешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровнепредприятий. В результате в процессе внешнеэкономических реформ сложились двапонятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность,последнее из которых изменило существующее ранее значение и характервнешнеэкономических связей.
Внешнеэкономическаядеятельность в отличие от внешнеэкономических связей осуществляется на уровнепроизводственных структур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полнойсамостоятельностью в выборе иностранного партнёра, номенклатуры товара дляэкспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма исроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельностикак с внутренними, так и с зарубежными партнерами. Таким образом,внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупностьпроизводственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческихфункций. Обязательными сопутствующими условиями внешнеэкономическойдеятельности являются выполнение определенных операций по обеспечениюпродвижения товара от продавца к покупателю; по своевременному предоставлению различногорода внешнеторговых услуг — транспортных, страховых, экспедиторских,банковских; по осуществлению платежно-расчетных операций, а также наличиекоммерческой и валютно- финансовой информации о конъюнктуре внешних товарных иденежных рынков.
Согласно КонвенцииОрганизации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи,международной (или внешнеторговой) считается сделка, заключаемая междуконтрагентами, то есть торговыми партнерами, коммерческие предприятия которыхнаходятся в разных странах, или, иными словами, в юридическом адресе которыхуказаны разные государства.
Для структурногораскрытия содержания внешнеэкономической деятельности применяются две основныеклассификации: по направлениям внешнеэкономических связей и по функциям. В первомслучае к внешнеэкономической деятельности относится внешняя торговля,производственное и научно-техническое сотрудничество, производственноекооперирование (совместное производство), межстрановое движение (ввоз-вывоз)капитала, международная миграция рабочей силы.
Функциональные формырегулирования внешнеэкономической деятельности предприятий зависят оторганизационно-правовых форм предприятий и механизма осуществления ирегулирования их внешнеэкономической деятельности. К ним относятся: договоры икоммерческие сделки, таможенное регулирование, тарифные и нетарифные методы,кредитно-расчетное и валютное обслуживание и регулирование внешнеэкономическойдеятельности. Получили широкое развитие и особые формы внешнеэкономическойдеятельности. Это свободные экономические зоны (СЭЗ), совместный бизнес,международная инвестиционная деятельность. Сформировались международныйменеджмент и международный маркетинг. Заметным явлением в системе мировогохозяйства стала деятельность международных компаний. В рыночной экономикеотношения внешнеэкономической деятельности проявляются на мировых рынкахтовара, международных рынках капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, кредитных ивалютных рынках.
Основными категориямивнешнеэкономической деятельности, следовательно, являются категорииэкономических отношений мировой экономики (внешняя торговля, мировой рынок,интеграция, глобализация, международные инвестиции, международная миграциярабочей силы и др.), а также специфические категории механизма осуществлениявнешнеэкономической деятельности: конкурентоспособность, международныедоговоры, международные сделки, контракты, таможенное регулирование, тарифные инетарифные методы регулирования ВЭД предприятий, форма международных расчетов,курсы валют, международный менеджмент, международный маркетинг, международнаяинвестиционная деятельность, СЭЗ, международный бизнес, совместный бизнес и др.
Основными преимуществамиразвития внешнеэкономической деятельности предприятия являются:
— экономическое«маневрирование» производственными ресурсами за счет использования широкихвозможностей мирового рынка: замена более дорогих отечественных комплектующих,сырья, материалов на более дешевые импортные; использование зарубежных лицензийи «ноу-хау» для снижения издержек производства; перенос части производственногопроцесса в более благоприятные зарубежные условия;
— возможность выбораболее эффективных направлений и форм реализации произведенной продукции. Содной стороны, более выгодные условия зарубежных рынков, а с другой — обостряющаяся конкуренция на национальном рынке по мере его насыщенияоднотипной продукцией стимулируют предприятия к поискам более благоприятныхрынков сбыта;
— выбор производственногопартнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего экономическиминтересам предприятия;
— выбор путей повышениятехнического уровня производства и конкурентоспособности производимойпродукции.
Предприятия, имеющиевыход на внешний рынок, могут образовывать в своем составе внешнеторговыефирмы, управления внешнеэкономической деятельностью, или отделы внешнихэкономических связей, а также отделы маркетинга. Их организационная структуразависит, прежде всего, от размера предприятия, объема и номенклатурыэкспортируемой и импортируемой продукции, а кроме того от степени сложностипродаваемой продукции, опыта внешнеэкономической деятельности, организационныхформ сбыта продукции.
2. Организациявнешнеэкономической деятельности на ООО «Массив» и перспективы ее развития
Вид деятельности ООО«Массив» — закупка асбестовых резинотехнических изделий. С 2002 годапредприятие сотрудничает с западногерманской фирмой “Триумф Интернационал АГ” вобласти технической кооперации. В 2008 году ООО «Массив» начала сотрудничествос итальянской фирмой “Ловабль”. Доля рынка, занимаемая ООО «Массив», составляетот 20% до 30% на внешних рынках и около 80% — на белорусском рынке. Черезсобственную торговую сеть предприятия реализуется в среднем 33 — 35% продукции.
ООО «Массив» занимаетпервое место в Республике Беларусь в области реализации рукавов высокого давления,взяв курс на стабильное качество. Основными факторами, отличающими ООО «Массив»в своей отрасли, являются реализация продукции с постоянным совершенствованиемтехнологии производства, многолетним опытом в своей области, разработкой иосвоением новых рынков сбыта конкурентоспособной продукции с высокимипотребительскими показателями. Умеренная цена, высокие потребительскиекачества, позволяют продукции быть конкурентоспособной на рынках РеспубликиБеларусь, завоевывать и удерживать своих покупателей.
Проведем анализэффективности внешнеэкономической деятельности ООО «Массив». Данныепредставлены в таблице 1.
Таблица 1. Показатели по ВЭД ООО«Массив» за 2007 г. в тыс. долл.Годы Чистая прибыль от ВЭД тыс. дол. Экспорт в % Импорт в % Полные затраты на экспорт Полные затраты на импорт Прибыль от импорто-замещения Полные затраты на импорто-замещения 2007 50,6 63,5 36,5 20,63 25,12 8,2 22,41
На основании данных ООО «Массив» повнешнеэкономической деятельности рассчитаем экономический эффект от экспорта,импорта.
1. По экономическому содержанию показательэффекта экспорта соответствует понятию результата деятельности предприятия — прибыли. На 2007г. чистая прибыль от реализации продукции в страны дальнего иближнего зарубежья составила (тыс. дол.):
ЭЭэкс = ЧП× Кэкс = 50,6 × 0,635 = 32,13 тыс.дол.

Полученныйрезультат показывает, что имеет место положительный эффект от экспортапродукции.
2. Эффективностьэкспорта определяется рентабельностью реализованной продукции, то естьколичеством прибыли от реализации на каждый рубль затрат.
Ээкс = ЭЭэкс/ Зэкс = 32,13 / 20,63 = 1,56,
где Ээкс — показатель экономической эффективности экспорта;
Зэкс — полные затратыпредприятия на экспорт, которые включают: затраты на реализацию продукции(реклама, маркетинг, транспорт, представительские расходы, командировочные,страхование, пошлины, сборы и др.).
Так как полученный показатель большеединицы, то можно считать, что соблюдается условие эффективности экспорта.
3. Экономический смысл показателяэффект от импорта заключается в том, что он показывает, какую прибыль будетиметь импортер, если приобретает импортную продукцию вместо приобретенияпродукции, альтернативной импортной (тыс. дол.).
ЭЭимп = ЧП× Кимп = 50,6 × 0,365 = 18,47 тыс.дол.
4. Эффективность от импортных операций
Эимп = ЭЭимп/ Зимп = 18,47 / 25,12 = 0,74.
Так какданный показатель меньше единицы, то можно судить о необходимости замещатьимпортные комплектующие.
5. Экономический эффект от импортозамещения (тыс.дол.).
ЭЭимп з = Эимп+ Пимп з = 18,47 + 8,2 = 26,67 тыс. дол.

где Пимп з — прибыль от импортозамещения.
6. Эффективность от импортозамещения:
Эимп з = ЭЭимпз / Зимп з = 26,67 / 22,41 = 1,19.
Коэффициент больше 1.
Таким образом, можно сделать вывод онеобходимости реализации программы «импортозамещения» для более эффективногоосуществления внешнеэкономической деятельности ООО «Массив».
В результате анализавнешнеэкономической деятельности ООО «Массив» можно сделать следующий вывод:предприятию следует направлять свою деятельность на увеличение экспортакачественной продукции на территории Республики Беларусь и других стран, атакже поддерживать и укреплять деловые связи с постоянными поставщиками, вособенности с немецкими коллегами, так как их продукция пользуется большимспросом, нежели продукция их Российских коллег.
Одним из условийуспешного осуществления внешнеэкономической деятельности является правильныйвыбор нового партнера (контрагента) это очень важный этап в работе ООО«Массив». Если ООО «Массив» решает начать работу с новым поставщиком(импортером) товаров, то это является своеобразной проблемой для него, так какорганизация не может быть уверенна в эффективности данного сотрудничества, неимея достаточно информации о возможно будущем поставщике продукции. Обычночтобы избежать плохих результатов в поиске делового партнера в первую очередьследует провести определенные исследования, которые начинаются обычно с выборастраны. Предпочтения отдаются той стране, с которой уже есть деловые отношения,освоена правовая база, отсутствует дискриминация по отношению к другим странам.
В процессе подготовки иосуществления внешнеторговых операций ООО «Массив» прибегает к детальномуизучению возможных партнеров, с которыми заключаются контракты. В условияхнеустойчивой мировой конъюнктуры, ее резких изменений приходиться оченьосторожно подходить к выбору партнера, особенно при сотрудничестве надлительный период времени.
При выборе фирмы-партнераизучают ее характеристики: технологические, научно-технические,организационные, экономические и правовые.
По полученным оценкамопределяют: стратегию солидарности потенциального партнера (методыдеятельности, кредитоспособность, степень доверия к нему со стороны банков),деловую репутацию (деловое резюме) (наличие опыта в бизнесе, пунктуальность ввыполнении обязательств, опыт прошлых сделок).
Источниками информациипри выборе партнера являются справочники, годовые отчеты фирм,общеэкономические и отраслевые газеты и журналы.
Важными факторами привыборе партнера являются репутация фирмы и ее продукции, надежность финансовогоположения, достаточный научно-технический потенциал.
Информационная базадолжна постоянно обновляться; из нее формируется досье фирм, которые включают 3раздела: карта фирмы, сведение о переговорах с фирмой, сведения о дополнительныхотношениях.
Сведения о переговорах сфирмой заполняют после завершения каждого раунда переговоров, в нихсодержаться: предмет переговоров, результат переговоров, характеристикапереговоров, поведение фирмы во время переговоров, деловые отношения с другимиорганизациями. Сведения о деловых отношениях на ООО «Массив» составляются 1 разв год и отображают опыт работы с фирмой в течение года: выполнение условийконтракта, заинтересованность в работе, деловые качества фирмы и ее работников.
Досье на фирмудополняется систематически. При этом основными формами отчетности,используемыми для анализа, являются: баланс, счет прибылей и убытков, счетпоступлений и расходований средств.
Изучение внешних рынковООО «Массив» требует ознакомления с большим количеством информации из разныхисточников. Качество приобретаемой продукции является второй проблемой ООО«Массив» в ведении внешнеэкономической деятельности. Эта проблема являетсямногогранной, так как ее можно назвать и научно-технической, и экономической, организационно-управленческойи правовой и, в конечном итоге, социальной. В современных условиях качествостановиться основополагающим направлением в повышении конкурентоспособноститовара, а значит и повышения финансового показателя предприятия. Для решенияэтой проблемы ООО «Массив» следует закупать только сертифицированное сырье. Нодаже наличие сертифицированной системы качества не гарантирует успеха на рынке,а является лишь одним из элементов конкурентных преимуществ. Рыночная экономикатребует ориентации на наиболее полное удовлетворение потребностей потребителя.В этой связи при определении качества продукции следует учитывать различныеаспекты.
Важным условиемзавоевания рынков сбыта является высокое качество продукции. Выражение«правильное исследование требований рынка» означает не только знаниесегодняшних требований потребителя, но и опережение уровня этих требований.
Так же немало важнойпроблемой является эффективная работа на внешнем рынке, которая требуетиспользование комплекса маркетинговых методов:
1) необходимо учитыватьтребования внешней маркетинговой среды: международные правила, соц-культурнуюсреду, местные обычаи, правила;
2) изучение предложения:ассортимент, объемы, структура предлагаемых товаров, прогнозирование появленияновых товаров, изучение и оценка деятельности фирм-конкурентов;
3) изучение условийработы на конъюнктуре рынка товаров;
4) условия движениятоваров: выборы вида транспорта, условия перегрузок и хранения, правила сдачиприемки грузов, правовые условия.
Цель стратегии маркетингаООО «Массив» должна состоять в увеличении реализации продукции. С цельюувеличения прибыли по каждой из групп разрабатывается комплексная маркетинговаястратегия путем увеличения количества лояльных потребителей и расширения рынковсбыта.
Политика ценообразованияООО «Массив» направлена на поддержание оптимального сочетания цены и качествапродукции. Минимальная цена на продукцию определяется себестоимостью продукции,максимальная — наличием достоинств продукции предприятия. Большое внимание уделяетсяприспособлению исходной цены по географическому принципу, установление цен соскидкой, установление цен для стимулирования сбыта. Приобретение новых видовпродукции с повышенным качеством, внешним оформление создают нашему предприятиюсолидный имидж и устойчивое предпочтение со стороны потребителей. Имиджявляется достаточно веским фактором при принятии решения потребителем покупкепродукции. В глазах потребителя хороший имидж имеет хорошо известнаябыстрорастущая компания с хорошим будущим, продукция которой вызывает доверие испособна противостоять конкурентам. Компания должна заботиться о потребителяхсвоей продукции посредством качества и адекватной ценовой политики, проводящаяхорошую рекламную кампанию.
Одновременно с решениемзадач увеличения доли на рынке, предусматривается еще большее развитие каналовпродвижения продукции в Республики Беларусь включающие в себя создание сбытовыхсетей в приоритетных регионах и проведение региональных рекламных компаний;
Процесс перемещениятоваров — это тоже важный момент во внешнеэкономической деятельности ООО«Массив». Ему предшествует подготовка товара к перевозке, доставка кмагистральным видам транспорта, погрузочные работы в пунктах отправления (ноэто обязанности наших контрагентов). К обязанностям же ООО «Массив» относятсязавершающие этапы, такие как разгрузочные работы в пунктах назначения,раскредитование перевозочных документов и т.п. При определенных обстоятельствахмогут иметь место некоторые проблемы, такие как: розыск грузов, ведение претензийпо их несохранности, исков и т.п. Для решения таких проблем на ООО «Массив»возникает необходимость проведения посреднических операций: страхования грузов,экспедиторского обслуживания и т.п.
Организационные основывнешнеэкономической деятельности на ООО «Массив» определяются, прежде всего,порядком осуществления внешнеторговых операций, их документальным оформлением.
Внешнеэкономические связиООО «Массив» сопровождается большим количеством документов, которые получилиназвание внешнеторговых. К таковым относят документы по подготовке импортныхсделок, коммерческие документы, документы по платежно-банковским операциям,транспортные документы, таможенные документы. Документами по подготовкеотдельных видов сделок являются лицензии, разрешения и т.д.
Внешнеторговаядеятельность предприятий Республики Беларусь, как и ООО «Массив» связана срасчетами в иностранной валюте и регулируется валютным законодательством,соблюдение которого является необходимым условием для правового обеспеченияведения бухгалтерского учета валютных операций. Методология бухучета валютныхопераций регламентируется Законом Республики Беларусь «О бухгалтерскомучете и отчетности», Положением по бухгалтерскому учету имущества иобязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте,утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 78 от17.07.2000 г.
Движение валютных средстви проведение операций в иностранной валюте регулируется государством. Для тогочтобы ответить на вопрос о том, какие операции подлежат валютному контролю ирегулированию, необходимо обратиться к двум основным документам:
Указу ПрезидентаРеспублики Беларусь № 7 от 4 января 2000 года «О совершенствовании порядкапроведения и контроля внешнеторговых операций», Положению о порядке контроля запроведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателямивнешнеторговых операций.
В этих документахопределены основные субъекты и операции, связанные с движением валюты.
Необходимым условиемисполнения внешнеэкономической сделки по товарам, стоимость которых превышает1500 евро, является оформление и регистрация в таможенном органе паспортасделки, завизированного обслуживающим банком. Кроме того, на каждую импортнуюоперацию на товары стоимостью свыше 200 евро в эквиваленте оформляетсястатистическая декларация, которая представляется таможенному органу не позднее5-го числа месяца, следующего за отчетным.
Для отражениязадолженности предприятия перед поставщиками по импорту используется пассивныйсчет 60, операции по которому в течение месяца записываются в ведомости № 6 иприложениям к ней. Учет ведется в валюте контракта и в белорусских рублях покурсу на дату совершения операции.
Бухгалтерский учетведется по автоматизированной системе учета с применением бухгалтерскихпрограмм. Учет автоматизирован и увязан в одну систему от стадии заявок напоставку товаров и заключения договоров до получения баланса, бухгалтерской,статистической и финансовой отчетности. Обязанности по соблюдению платежнойдисциплины при проведении внешнеторговых сделок возложены на бухгалтерию.Просроченной задолженности по внешнеторговым операциям не допускается, так какна предприятии налажена четкая система контроля расчетной — договорнойдисциплины.
ООО «Массив» действует напринципах хозяйственного расчета, обеспечивает самоокупаемость,самофинансирование затрат по совершенствованию продаж, социальному развитию иматериальному стимулированию работников за счет заработанных средств.
В Республике Беларусь всебольшее число предприятий включается во внешнеэкономическую деятельность иоказывается перед необходимостью организации учета и анализа валютных операций,расчетов с покупателями и поставщиками, документального оформленияимпортно-экспортных операций не исключением является и ООО «Массив». Сложностив ведении такого учета вызваны, прежде всего, ежегодно изменяющимся порядкомраспределения валютной выручки, налогообложения, а также тем, что учет ведетсяпараллельно как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях, пересчитаннымпо курсу Национального банка Республики Беларусь.
Поэтому до сих пор дляучастников внешнеэкономической деятельности актуальными являются вопросы учетаопераций в иностранной валюте. Международные стандарты финансовой отчетности,внедрение которых планируется в ближайшее время, решили бы многие существующиепроблемы. Поэтому в условиях развитых инфляционных процессов необходимоиспользовать более гибкие механизмы, влияющие на результаты финансовойдеятельности предприятий.
В связи с этим возникаетнеобходимость в поиске наиболее приемлемых способов и форм расчетов. Однакомножество ограничений и запретов, устанавливаемых в Беларуси правиламиосуществления платежей субъектами хозяйствования, а также нестабильность ипротиворечивость законодательства в указанной сфере становятся препятствиями напути осуществления внешнеэкономической деятельности и ставят предпринимателей вусловия постоянной угрозы применения экономических санкций со стороныгосударства. Вместе с тем практика показывает, что многочисленные корректировкизаконодательства и введение ограничений в процедуру взаиморасчетов становятсяпричинами повышения цен на импортируемые из-за рубежа товары.
В результате анализавнешнеэкономической деятельности ООО «Массив» можно сделать следующий вывод:предприятию следует направлять свою деятельность на увеличение экспортакачественной продукции на территории Республики Беларусь и других стран, атакже поддерживать и укреплять деловые связи с постоянными поставщиками сырья,в особенности с немецкими коллегами, так как их сырье пользуется большимкачеством, нежели продукция их Российских коллег.
Предложения посовершенствованию управления внешнеэкономической деятельностью ООО «Массив»можно свести к следующему:
— совершенствованиесистемы грузоперевозок и транспортировки продукции;
— страхованиевнешнеэкономической деятельности предприятия при выходе на внешний рынок;
— более глубокоевнедрение продукции на существующие рынки, то есть опробовать более разумныеварианты рекламы; снижение цены; расширение сети реализации.
Совершенствованиетоваропроводящей сети ООО «Массив» необходимо осуществлять посредством обучениядилеров, разработки и рассылки информационных бюллетеней, проведения конкурса«Лучший сбытовик года» с целью стимулирования работников сферы сбыта, активногопроведения рекламных мероприятий в средствах массовой информации РеспубликиБеларусь, России и других стран.

Список использованныхисточников
1.    Внешнеэкономическая деятельностьпредприятия. Основы: Учеб. для вузов / Г.Д. Гордеев, Л.Я. Иванова, С.К.Казанцев и др.; Под ред. Л.Е. Сторовского. — М.: Закон и право: ЮНИТИ, 2006. — 345с.
2.    Внешнеэкономическая деятельность:Учебник / Под ред. Смитенко, В.К. Поспелова. — М.: Издат. Центр «Академия»,2004. — 415 с.
3.    Внешнеэкономическая деятельностьпредприятия./Под редакцией СтровскогоЛ. Е. — М.: Юнити, 2006. — 462 с.
4.    Внешнеэкономическая деятельностьпредприятий / Под ред. Е.Г. Ищенко. — Новосибирск: ИРИЦ «Сибирь», 2002. — 502 с.
5.   Зданчук В. Н Перспективы развитиявнешнеэкономических связей Гродненского региона. // Предпринимательство вБеларуси 2004. — № 11.
6.   С. 8 — 9.
7.    Кретов И.И., Садченко К.В.Внешнеторговое дело: Учебное пособие. М.: Дело и сервис, 2006.- 402с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.