Реферат по предмету "Экономика"


Организационные формы международного бизнеса: российская практика

Владимирова И.Г.
Современныйэтап развития международного бизнеса характеризуется глубокими изменениями вовсей его системе. Существенной чертой его становится глобализация,подразумевающая усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфердеятельности в области международного бизнеса. В связи с процессом глобализациини одно явление в обществе, независимо от того, какого оно характера –экономического, политического, юридического – нельзя рассматриватьизолированно.
Глобализациямеждународного бизнеса проявляется, прежде всего, в активизации в последниегоды деятельности транснациональных корпораций (ТНК) и в появлении корпораций,находящихся на высшей ступени их развития – глобальных ТНК.
Основныепринципы деятельности крупных компаний, действующие в 80-е годы, – экономия,гибкость, маневренность и компактность – сменились на ориентацию на экспансию ирост, наиболее проявившиеся в последние два года. Этот вывод уже не в первыйраз подтверждают исследования, публикуемые в журнале IndustryWeek и проводимыесовместно с рейтинговыми агентствами Dun&Bradstreet и Moody’s InvestorsService на основе анализа деятельности и установления рейтинга 1000 крупнейшихв мире производственных компаний. Рост компаний происходит прежде всего путемих слияния и поглощения других компаний. К такой стратегии прибегают внастоящее время и многие успешные фирмы, возглавляющие рейтинги крупнейшихкомпаний. Но не удовлетворяясь только суммированием уже существующих долейрынка в условиях слияния компаний, большинство ТНК избирают стратегию освоенияновых рынков и прежде всего рынков Азии и территории бывшего СССР. Причем рынокРоссии, и мы не побоимся повториться, многими экспертами рассматривается какодин из наиболее перспективных.
ТНКв своем развитии и функционировании опираются на всевозможные организационныеформы ведения международного бизнеса. Осуществляя экспансию российского рынка,перед корпорациями, как правило, встает проблема выбора из всех возможных внашей стране наиболее эффективных организационных форм осуществлениямеждународного бизнеса с учетом действующих объективных и субъективныхфакторов.
Средивсего разнообразия организационных форм международного бизнеса в России можновыделить три группы:
организационныеформы международного бизнеса с закреплением их юридического статуса в странебазирования, т.е. с созданием юридических лиц (предприятия с иностраннымиинвестициями);
организационныеформы международного бизнеса с закреплением их налогового статуса, но безсоздания юридических лиц (представительства и филиалы иностранных юридическихлиц);
организационныеформы международного бизнеса, основанные на договорных отношениях (без созданияюридических лиц и закрепления налогового статуса).
Рассматриваяпервую группу форм, необходимо отметить, что они могут быть созданы путемучреждения новой фирмы в соответствии с российским законодательством (самостоятельноили с местным партнером), либо путем приобретения существенной доли в ужедействующей российской фирме или полного поглощения этой фирмы, в том числе впроцессе приватизации.
Изпервой группы форм осуществления международного бизнеса, представляющих собойпредприятия с иностранными инвестициями, можно выделить две группы компаний:
предприятия,на 100% принадлежащие иностранному инвестору;
предприятияс долевым участием иностранных инвестиций (совместные компании).
Крометого организационные формы осуществления международного бизнеса с закреплениемих юридического статуса могут быть созданы в виде дочерней, ассоциированной илиполностью самостоятельной компании.
Дочерняякомпания регистрируется как компания с собственным балансом, т.е. является юридическимлицом, но контроль над ней осуществляет другая компания (основная, материнская)в силу того, что она обладает основной частью акций (паев) дочерней компании. ВРоссии компания признается дочерней, если другая (основная) компания в силупреобладающего участия в ее уставном капитале, либо в соответствии сзаключенным между ними договором, либо другим образом имеет возможностьопределять решения, принимаемые такой компанией (т.е. в случае, когда основнойкомпании принадлежит большинство голосов по обыкновенным акциям дочернейкомпании).
Ассоциированная(зависимая) компания отличается от дочерней тем, что находится под более слабымконтролем материнской фирмы, так как последней принадлежит существенная, но неосновная часть акций (паев). В России компания признается зависимой, еслидругая (преобладающая) компания имеет более 20% голосующих акций компании.
Существенноезначение для выбора организационной формы международного бизнеса с закреплениемее юридического статуса имеют основные мотивы его осуществления, среди которыхнаибольшее влияние оказывают следующие:
созданиеза рубежом собственной инфраструктуры современного международного бизнеса(складов, баз подработки, транспортных предприятий, банков, страховых компанийи т.д.), то есть товаро- и услугопроводящей сети преимущественно для сбытатоваров и услуг, произведенных в стране-экспортере;
организацияпроизводства товаров и услуг за рубежом в связи с тем, что ввоз некоторыхтоваров или услуг в зарубежную страну невозможен или затруднен из-за различныхограничений (таможенных тарифов, квот) или из-за свойств этих товаров иособенно услуг, как, например, нередко бывает в отраслях сферы услуг, где частоединственный способ продать услугу покупателю – это произвести услугу на месте;
организацияпроизводства товаров и услуг за рубежом в случае, если это производство наместе оказывается более дешевым, эффективным способом обслуживания данногозарубежного рынка, например, из-за экономии на транспортных расходах, наличиядефицитных материальных ресурсов, низкой стоимости рабочей силы (при высокойтрудоемкости производства) или в случае, когда эта страна оказывается наиболеедешевым местом производства товаров и услуг для их поставки на мировой рынок,включая и рынки страны происхождения инвестиций;
организацияпроизводства товаров и услуг за рубежом в связи с тем, что для некоторых видовпродукции, особенно технически сложных, важно послепродажное обслуживание,консультационные и иные услуги, требующие постоянного присутствия производителяна рынке. В этом случае собственное производство в зарубежной стране частоболее выгодно, чем организация там только сбытовой фирмы, и тем более выгоднее,чем сбыт через посредников.
Рассмотримболее подробно основные организационные формы осуществления международногобизнеса.
Предприятия с долевым участием иностранных инвестиций(совместные предприятия)
Одноиз общепризнанных в мировой практике определений гласит: “Совместноепредприятие (СП) – это предприятие, корпорация или иное объединение,образованное двумя или большим числом юридических и физических лиц, которыеобъединили свои усилия с целью создания долгосрочного прибыльного бизнеса”.
Учреждениесовместной фирмы всегда основывается на договоре, которым определяются права иобязанности партнеров по отношению друг к другу и перед третьими лицами.Совместные предприятия могут быть созданы как только национальными компаниями,так и иностранными. Учитывая, что в данной статье речь идет о формахосуществления международного бизнеса, под совместным предприятием будемпонимать предприятие с долевым участием иностранного капитала, т.е.международное СП.
Понятиемеждународного совместного предприятия используется для обозначения предприятий(фирм), находящихся в совместной собственности двух или более владельцев (юридическихи физических лиц), основанных на смешанной собственности разных стран. Именнотакого вида предприятия были наиболее распространены в России в начале 90-хгодов. Причем в те годы достаточно часто встречались терминологические ошибки.Многие считали, что СП – это организационно-правовая форма осуществлениябизнеса. А ведь совместное предпринимательство – это только отражение сутиопераций международного бизнеса, при этом организационно-правовая форма можетбыть любой (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество ит.п.).
Важнымпризнаком СП является совместная собственность партнеров на конечный продукт.По этому признаку отличают совместную компанию от организационного оформлениядругих операций международного бизнеса. Этот признак кладется в основу иопределяет порядок расчетов между партнерами.
СПявляются единственно возможной формой совместной собственности на средствапроизводства и потому, по сути, ориентированы на взаимную заинтересованность ивзаимное стремление партнеров к эффективному и долгосрочному сотрудничеству.Любые другие операции международного бизнеса, будь то импортно-экспортныеконтракты, кооперационные соглашения, аренда оборудования за рубежом илиторговля лицензиями, франчайзинг, ориентированы на определенные сроки действия,порой близкие по времени к моменту заключения соглашений. Создание СП связано срешением множества проблем стандартизации и сертификации производства,материально-технического обеспечения, обхода существующих во многих странахэкспортных ограничений.
Важнымипобудительными мотивами создания совместных предприятий выступают трудностисамостоятельного проникновения на внешние рынки, недостаточное знаниезарубежной хозяйственной среды и необходимость объединения усилий партнеров вусловиях растущей неопределенности экономического развития, а порой инациональное законодательство, ограничивающее 100%-ную иностраннуюсобственность в отдельных отраслях и сферах. Особое значение при этомпринадлежит обмену организационным, управленческим и технологическим опытом,взаимному использованию сбытовой и сервисной инфраструктуры партнеров.
Многиеиностранные компании понимают, что, привлекая при учреждении нового предприятияна территории другого государства местный капитал, стремясь установить хорошиесвязи с местными властями, они подыгрывают национальным чувствам и снижаютостроту критики в свой адрес (тем самым уменьшая опасность национализации илиэкспроприации), а также получают возможность контроля продаж на местном рынке.В случае создания СП риск иностранного инвестора значительно ниже, чем припокупке зарубежной фирмы или создании филиала (представительства).
Несмотряна важность всех вышеперечисленных факторов, основная причина совместноговладения собственностью за границей кроется все-таки в стремлении получить иусилить синергетический эффект, т.е. взаимодополняющее действие активов двухили нескольких предприятий, находящихся в разных странах, совокупный результаткоторого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих предприятий.
Компаниитакже иногда вынуждены объединять свои ресурсы для борьбы с более крупными имощными конкурентами. Порой для сокращения издержек, неизбежных при открытииновых предприятий, группы иностранных инвесторов создают совместные компании втретьих странах. Например, Ford (США) и Volkswagen (Германия) создали вБразилии совместное предприятие по сборке автомобилей “Аутолатина”.
СозданиеСП нередко связано с длительными поисками подходящего партнера, со сложнымирасчетами эффективности проекта для его инициаторов, с согласованиемвыработанных совместно с иностранным партнером вариантов решений и техническойполитики.
Целисовместного предпринимательства могут быть различны. В качестве основных из нихи наиболее распространенных можно назвать:
получениесовременных зарубежных технологий (в отличие от традиционного лицензированияпри совместном предпринимательстве продавец лицензий становится совладельцемиспользующего их предприятия, крайне заинтересованным в получении высокойприбыли), преодоление барьеров протекционизма в международной передачетехнологий;
повышениеконкурентоспособности продукта на рынке; расширение экспорта продукции, выходна внешний рынок за счет:
Шизучения специфических потребностей зарубежных рынков, проведения комплексамероприятий по маркетингу;
Шорганизации производства продукции в соответствии с характерными для мировогорынка параметрами качества или в соответствии с нормами, принятыми в странах,где планируется осуществлять ее сбыт;
Швыхода на рынки стран, применяющих жесткий торговый протекционизм и ограниченияна иностранные инвестиции без участия местных предприятий и фирм.
привлечениедополнительных финансовых и материальных ресурсов, возможность использованияимеющихся в распоряжении одного из учредителей СП ресурсов по ценам,значительно ниже средних цен мирового рынка;
снижениезатрат на производство продукции на основе использования трансфертного(внутрифирменного) ценообразования, экономия издержек на сбыт продукции;
улучшениематериально-технического обеспечения за счет получения от зарубежного партнерадефицитных материальных ресурсов, неизготавливаемых ими полуфабрикатов,комплектующих узлов и деталей (“отверточное” производство).
Помиморазличных целей совместного предпринимательства существуют и разные виды СП.Выбор вида предприятия влияет в дальнейшем на его функционирование. Совместныепредприятия различаются в зависимости от того, где, с кем, с какой долейучастия партнеров, с какой целью они создаются и как управляются. С учетомэтого можно выделить 5 основных признаков для характеристики СП, а также ихклассификации:
1.Местонахождение СП и его учредителей. Совместные предприятия могут быть созданыкак компаниями одного государства (национальным капиталом), так ипредставителями разных государств. По признаку принадлежности учредителей СП кразличным странам можно выделить следующие комбинации: промышленно развитыестраны – промышленно развитые страны, промышленно развитые страны –развивающиеся страны, развивающиеся страны – развивающиеся страны.
2.Форма собственности создаваемого СП. Могут быть выделены следующие типы СП: сучастием лишь частного капитала, с участием частных фирм и государственныхпредприятий или организаций и с участием национальных и международныхорганизаций.
3.Доля участия партнеров в капитале СП. В зависимости от этого признакапредприятия можно классифицировать следующим образом: предприятия, созданные напаритетных началах (равная доля участия партнеров в капитале СП), предприятия спреобладающим участием иностранного капитала и предприятия с меньшей долейучастия иностранного партнера. До недавнего времени налоговые льготы СПпредоставлялись в зависимости от доли иностранного капитала в уставном фондесовместной компании.
4.Вид деятельности. В зависимости от целевых установок партнеров можно выделитьследующие типы СП: СП научно-исследовательского характера, СП производственногохарактера, закупочные СП, сбытовые СП, комплексные СП, при которых сочетаютсяразличные виды деятельности.
5.Характер участия партнеров в управлении деятельностью СП. Можно выделитьпредприятия, все участники которого активно участвуют в управлении, сообщаформируют рыночную стратегию и решают технические вопросы. К другому типуотносятся СП, в которых роль всех сторон за исключением одной (чаще всего –принимающей) сводится к пассивному участию в финансировании капитальныхвложений, приобретению крупного пакета акций, но без какого-либо участия впроцессе оперативного управления.
Совместноепредпринимательство получило довольно широкое распространение при осуществлениимеждународного бизнеса. При этом наиболее часто приводятся следующие егоосновные преимущества:
ориентацияна долгосрочное сотрудничество сторон в одной или нескольких сфераххозяйственной деятельности;
объединениесобственности партнеров (денежных средств, зданий и сооружений, машин иоборудования, прав интеллектуальной собственности и т.п.) для достижения общейцели; совместное формирование уставного капитала;
возможностькомплексного использования усилий партнеров по взаимодействию во всехпредпроизводственных, производственных и сбытовых сферах; объединение наиболеесильных взаимодополняющих элементов производительных сил, принадлежащихпартнерам; достижение синергетического эффекта;
невысокаяпотребность в денежной наличности для осуществления капитальных вложений,зачастую более существенным вкладом в уставный капитал СП является лицензия насовременный технологический процесс и т.п.;
участиев прибылях СП, полученных в результате использования технологии и производствапродукции, работ, услуг; распределение прибыли СП между его учредителями, какправило, пропорционально их вкладу в уставный капитал;
возможностьглубокого изучения соответствующего рынка и приобретения опыта, необходимогодля расширения деятельности на нем в долгосрочной перспективе;
снижениезатрат на производство продукции, поступающей от СП иностранной фирме-партнерупо кооперационным связям;
формированиеорганов управления СП (Совета директоров, правления), не зависимых от органовуправления предприятий (фирм) – учредителей СП;
относительнаяэкономия на административных, управленческих и сбытовых расходах, связанных сдеятельностью СП, по сравнению с расходами на те же цели в случае открытия зарубежом предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а такжепредставительств и филиалов иностранных юридических лиц;
восполнениенедостающих производственных мощностей за счет предприятий партнера;
совместныйриск и совместная ограниченная ответственность партнеров.
Подчеркнувпозитивные черты совместного предпринимательства, нельзя не остановиться и наего недостатках. А самая большая опасность, которая может ожидать при созданиисовместного предприятия, – это проблемы взаимоотношений с партнерами. Какпоказывает практика, они имеют место в большинстве как вновь создаваемых, так идавно функционирующих совместных компаний. В рамках совместного предприятиянепосредственное руководство хозяйственной деятельностью, проблемы стратегии итактики могут быть решены исключительно с учетом мнения партнера. Поройвозникает необходимость достаточно длительного согласования и достижениявзаимопонимания при разработке совместной концепции, что ведет к потерямвремени. Основные сферы, в которых, как правило, возникают конфликты междупартнерами: распределение прибыли (стремление одной стороны получить дивиденды,а другой направить их на развитие предприятия, извлечение одной из сторонбольших выгод для себя, чем для партнера и т.п.), неравнозначная активностьпартнеров, стремление к более активному участию в управлении одного изпартнеров. СП могут даже потерпеть крах, если партнеры будут преследоватьразные цели.
Хотелосьбы отметить, что существует некоторое различие между нашим понятием“совместного предприятия” и западным толкованием этого термина. СП за рубежомсоздаются на паях двумя или несколькими национальными фирмами (хотя среди нихмогут быть и иностранные) обычно на короткий срок для производства какого-либопродукта. Для них характерен узкий ассортимент продукции, короткий сроксуществования, совсем не обязательно иностранное участие.
Предприятия, полностью принадлежащие иностранныминвесторам
Какправило, в соответствии с законодательством большинства стран на их территорияхмогут создаваться и функционировать предприятия, на 100% принадлежащие иностраннымюридическим или физическим лицам. Эти предприятия регистрируются какюридические лица страны базирования. Не является исключением и Россия.
Организацияи деятельность компаний, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, нозарегистрированных по российскому законодательству, определяютсязаконодательством нашей страны, которое устанавливает порядок регистрациикомпаний, их правовое положение, уровень налогообложения, ограничения поприобретению пакетов акций в отдельных отраслях, порядок перевода прибылей,подчинение трудовому законодательству.
Этикомпании вынуждены практически “врастать” в экономику страны базирования. Онине могут избежать взаимоотношений с российской кредитно-банковской системой,налоговыми органами, с национальными поставщиками энергоресурсов и т.д.
Еслиговорить о преимуществах данной организационной формы ведения международногобизнеса, то следует отметить, что практически любой бизнесмен предпочитаетполностью владеть предприятием в другой стране, поскольку в этом случаеупрощается контроль за его работой и нет необходимости делиться прибылью скем-либо. До тех пор, пока нет других совладельцев, руководство свободнее впринятии мер, которые неоптимальны для конкретных операций в конкретной стране,но наилучшим образом работают на пользу компании в целом. При наличии местныхпартнеров свобода действий головной фирмы уменьшается, так как даженезначительные мелкие акционеры могут апеллировать к правительствам своих странпо поводу практики, ущемляющей их интересы. Даже в тех случаях, когда владельцыконтрольного пакета акций действуют, как им представляется, в интересахкомпании, могут возникнуть конфликты с местными акционерами из-за расхожденийво мнении о том, как следует вести дела. Зоны возможных конфликтов – это размердивидендов в сравнении с объемом удерживаемой от распределения части прибыли,уровень информированности широкой публики о деятельности фирмы, степеньсотрудничества с различными государственными учреждениями.
Предприятия,полностью принадлежащие иностранным юридическим или физическим лицам, как исовместные предприятия, могут создаваться путем регистрации новой компании илипутем приобретения местных предприятий, имущественных комплексов, в том числе ив процессе приватизации.
Созданиеновой компании за рубежом – это, как правило, самый дорогостоящий вариант,требующий немало времени и сопряженный с большим риском, так как при этомприходится действовать в незнакомой обстановке. Издержки на создание компаниимогут быть велики. Кроме того необходимо хорошо знать местные условия,особенности рынков, а также обладать известной и авторитетной торговой маркой.
Второйпуть получил в современных условиях наибольшее распространение, посколькупозволяет использовать уже имеющиеся клиентуру и знание рынка местными фирмами.
Приобретениедействующего иностранного предприятия дает возможность инвестору сразувключиться в местные структуры, использовать связи и авторитет приобретаемойкомпании. При этом варианте намного ускоряется начало деятельности фирмы,отпадает необходимость в осуществлении бюрократических операций, связанных срегистрацией и организацией деятельности новой компании.
ЗачастуюТНК скупают акции компаний, испытывающих финансовые затруднения. Довольно частоскупке акций предшествует длительное деловое сотрудничество в производственной,торговой и финансовой сферах.
Приобретениезарубежных предприятий – это наиболее распространенный путь, используемыйнацеленными на свое развитие транснациональными корпорациями в настоящее время.Ярким примером того является, в частности, автомобильная промышленность. Так,немецкий концерн Volkswagen в последние годы приобрел несколько зарубежныхфирм, в ряду которых Audi, чешская Skoda и испанская SEAT. Volkswagen выступаетсреди претендентов на приобретение компании Rolls-Royce Motor Cars, пакетаакций шведского Volvo. BMW еще три года назад приобрел автомобильную группуRover.
Особенноразгораются сейчас страсти вокруг объявленной к продаже компании Rolls-RoyceMotor Cars, выпускающей суперэлитные автомобили. Среди возможных покупателей,помимо концерна Volkswagen, можно назвать Ford, BMW, Daimler Benz, итальянскийконцерн FIAT, японскую Toyota. Борьба между ними еще впереди, но уже сейчасзвучат недвусмысленные угрозы со стороны BMW прекратить поставки двигателей дляRolls-Royce Motor Cars в случае попадания компании в “плохие руки”.
Рассматриваянегативные стороны данной организационной формы ведения международного бизнеса,необходимо отметить, что, как правило, создание предприятия со 100%-ныминостранным капиталом требует от иностранного инвестора значительно большейответственности, связано с большим риском, чем при создании СП, и зачастуюпредполагает более продолжительный период ожидания прибыли.
Вслучае целесообразности иностранное юридическое лицо может передать часть иливсе управленческие функции на своем иностранном предприятии стороннейорганизации из страны базирования, заключив для этого с ней контракт.Целесообразность возникает в том случае, если выполнение управленческих функцийсторонней организацией (при надлежащем качестве) оказывается дешевле, чемосуществление их собственными силами.
Организационно-правовыеформы компаний с иностранными инвестициями (как с долевым участием иностранногокапитала, так и на 100% принадлежащие иностранному инвестору) могут бытьразличны. В России никаких ограничений для иностранных инвесторов с точкизрения организационно-правовых форм не существует, компании могут бытьзарегистрированы в любых формах, предусмотренных законодательством. При этомнадо отметить, что наиболее распространенными организационно-правовыми формамикомпаний с иностранными инвестициями являются хозяйственные товарищества иобщества (рис. 1). Выбор организационно-правовой формы осуществляется взависимости от того, какие цели ставятся при создании компании, каким видомбизнеса она собирается заниматься, от числа учредителей, размера уставногокапитала и т.п. Сравнительная характеристика возможных организационно-правовыхформ осуществления международного бизнеса приведена в табл. 1.
/>
Рисунок1. Классификация хозяйственных товариществ и обществ в соответствии сроссийским законодательством
Далеекратко охарактеризуем количественные параметры развития организационных форммеждународного бизнеса с закреплением их юридического статуса.
Таблица1
Сравнительнаяхарактеристика организационно-правовых форм предприятий с иностраннымиинвестициями Характеристические признаки Организационно-правовые формы /> Хозяйственные товарищества Хозяйственные общества /> Полное товарищество Товарищество на вере Общество с ограниченной ответственностью Общество с дополнительной ответственностью Открытые АО Закрытые АО 1 2 3 4 5 6 7 1. Состав участников (учредителей) Индивидуальные предприниматели и(или) коммерческие организации Полные товарищи — индивидуальные предприниматели и(или) коммерческие организации. Вкладчики — граждане, юридические лица Граждане и юридические лица Граждане и юридические лица Граждане и юридические лица Граждане и юридические лица 2. Роль участников (учредителей) Непосредственное участие в деятельности товарищества Непосредственное участие полных товарищей в деятельности товарищества. Вкладчики не принимают участия в его деятельности Не требуется непосредственного участия в деятельности общества Не требуется непосредственного участия в деятельности общества Не требуется непосредственного участия в деятельности общества Не требуется непосредственного участия в деятельности общества 3.Ответственность участников (учредителей) Несут субсидиарную ответственность принадлежащим им имуществом Полные товарищи несут ответственность своим имуществом. Вкладчики несут ответственность в пределах внесенных вкладов Несет ответственность в пределах внесенных ими вкладов Несут субсидиарную ответственность по обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости вкладов Несут ответственность в пределах стоимости принадлежащих им акций Несут ответственность в пределах стоимости принадлежащих им акций 4. Состав учредительных документов Учредительный договор Учредительный договор Учредительный договор, устав Учредительный договор, устав Устав акционерного общества Устав акционерного общества 5.Уставный фонд Формируется складочный капитал Формируется складочный капитал Формируется уставный капитал, УК не может быть меньше 100-кратного размера минимальной оплаты труда в месяц Формируется уставный капитал, УК не может быть меньше 100-кратного размера минимальной оплаты труда в месяц Формируется уставный капитал, УК не может быть меньше 1000-кратного размера минимальной оплаты труда в месяц Формируется уставный капитал, УК не может быть меньше 100-кратного размера минимальной оплаты труда в месяц 6.Управление юридическим лицом Управление осуществляется по полному согласию всех участников (большинством голосов). Каждый участник имеет один голос Управление осуществляется полными товарищами Вкладчики не вправе участвовать в управлении Высший орган — общее собрание участников. Создается и исполнительный орган (он может состоять и не из участников) Высший орган — общее собрание участников. Создается и исполнительный орган (он может состоять и не из участников) Высший орган — общее собрание акционеров. При числе акционеров более 50 создается Совет директоров (Наблюдательный совет). Исполнительный орган — коллегиальный (правление, дирекция) или единоличный (директор, ген. директор) Высший орган — общее собрание акционеров. Исполнительный орган — коллегиальный (правление, дирекция) или единоличный (директор, ген. директор) 7. Возможность выпускать акции Невозможно Невозможно Невозможно Невозможно Обязано Обязано 8. Ограничения на участие в товариществе (обществе), в т.ч. количественные Участник может быть полным товарищем только в одном полном товариществе или товариществе на вере Участник может быть полным товарищем только в одном полном товариществе или товариществе на вере Число участников не должно превышать предела, установленного законом. Запрещено иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников не должно превышать предела, установленного законом. Запрещено иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число акционеров не ограничено. АО может быть создано одним лицом. АО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число акционеров не может быть более 50. АО может быть создано одним лицом. АО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. 9. Выбытие участников (учредителей) Если товарищество учреждено без указания срока, отказ от участия в нем должен быть заявлен участником не менее, чем за 6 месяцев до выхода. Если товарищество учреждено на определенный срок — только по уважительной причине Полные товарищи — как в полном товариществе. Вкладчики имеют право выхода по окончании финансового года Право выхода в любое время, независимо от согласия других участников Право выхода в любое время, независимо от согласия других участников Право выхода в любое время, независимо от согласия других акционеров Право выхода в любое время, независимо от согласия других акционеров. Однако акции могут быть проданы только ограниченному кругу лиц по решению большинства акционеров
Поданным Госкомстата на территории Российской Федерации на 1 января 1997 годабыло зарегистрировано 24168 совместных и иностранных предприятий, из нихдействовало 66,5% от общего числа зарегистрированных предприятий с иностраннымиинвестициями. Сумма уставных капиталов зарегистрированных предприятий составилана начало года 23,9 трлн.руб., при этом доля зарубежных партнеров в уставныхкапиталах достигла 75% (см. табл.2). Столь высокая доля иностранных инвесторовобъясняется тем, что статистические данные обобщаются и по совместнымпредприятиям и по предприятиям со 100%-м иностранным участием.
Таблица2
Количественнаяхарактеристика предприятий
синостранными инвестициями Годы Число зарегистрированных предприятий, единиц Доля зарубежных партнеров в уставных капиталах, % 1992 3252 45,0 1993 7999 55,8 1994 15012 57,0 1995 21061 75,0 1996 24168 75,0
Предприятияс иностранными инвестициями создаются в основном в сфере торговли иобщественного питания, промышленности (рис. 2 и 3).
/>
Промышленность
Торговля и обществ. питание
Строительство
Транспорт
Связь
Общая коммерч. деятельность по обеспечению функционирования рынка
Наука и научное обслуживание
Прочие отрасли
Рисунок2. Характеристика отраслевой структуры предприятий с иностранными инвестициями(уд. вес в количестве действующих предприятий, %)
/>
Промышленность
Торговля и обществ. питание
Строительство
Транспорт
Связь
Общая коммерч. деятельность по обеспечению функционирования рынка
Наука и научное обслуживание
Прочие отрасли
Рисунок3. Характеристика отраслевой структуры предприятий с иностранными инвестициями(уд. вес в объеме производства продукции, работ, услуг, %)
Несмотряна постоянно увеличивающееся количество предприятий с иностраннымиинвестициями, объем производства ими промышленной продукции в 1996 годусоставил всего около 3% от объема производства промышленной продукции России.
Причемв объеме внешнеторгового оборота данной группы предприятий 53% занялиэкспортные операции. Эти операции, осуществленные предприятиями с иностраннымиинвестициями, составили в 1996 году 6,6% от общего объема экспорта России. Вструктуре экспорта преобладали топливно-энергетические ресурсы. Так, 47,5% отего объема приходилось на минеральное топливо и нефть. Продукция поставлялась восновном в такие страны, как Великобритания, Словакия, Германия, Белоруссия,США, Бельгия, Китай, Польша, Япония, Италия.
Импортже составил 11,2% от общего объема импорта России. Наибольшее количествопродукции поступало из Германии, США, Великобритании, Франции, Финляндии,Австрии и Китая.
Наибольшееколичество СП было создано при участии инвесторов из США, Германии, Китая,Финляндии и Великобритании. В 22% совместных предприятий в качестве учредителейвыступают представители СНГ.
ВСП было занято 483,5 тыс. человек, из них 99% составляют российские граждане.Свыше половины работающих (53%) было занято в промышленности, 20,4% – вторговле и общественном питании.
Представительства, филиалы иностранных юридических лиц
Зарубежом рассмотренные выше предприятия с иностранными инвестициями в случае,если они созданы транснациональными корпорациями, обычно называются зарубежнымифилиалами (англ. foreign affiliates) материнских компаний. К филиалам помимоорганизационных форм с закреплением юридического статуса относятся и отделения,в российской терминологии соответствующие представительствам и филиаламиностранных юридических лиц. Напомним, что под иностранным юридическим лицомпонимается лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством другогогосударства.
Отделение(англ. branch, division) хотя и регистрируется в зарубежной стране, но не имеетсамостоятельного баланса, его баланс включается в состав баланса материнскойкомпании. Отделение отвечает по обязательствам материнской компании (она такжеотвечает по обязательствам отделения), полностью (на 100%) принадлежитматеринской компании и не является юридическим лицом. Отделения, организованныефирмами за рубежом, традиционно не включают в прямые (и вообще в зарубежные)инвестиции, хотя они владеют и управляют собственностью за рубежом.
Сцелью избежания терминологической путаницы в дальнейшем будем опираться на теназвания организационных форм ведения международного бизнеса, которыезакреплены в российских законодательных актах.
Подпостоянным представительством иностранного юридического лица с точки зренияроссийского законодательства понимается филиал, отделение, бюро, контора,агентство, любое другое место регулярного осуществления деятельности, связанноес представлением своих интересов или интересов других юридических лиц иосуществлением деятельности по извлечению дохода на территории соответствующейстраны, а также любые организации и физические лица, уполномоченныеиностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции.
Следовательно,постоянное представительство – это регулярная деятельность иностранногоюридического лица посредством своего обособленного подразделения на территорииРФ, приводящая к возникновению объекта налогообложения прибыли (дохода). Термин“постоянное представительство” применяется для определения налогового статусаиностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения.
Главноедостоинство рассматриваемой формы организации международного бизнесазаключается в том, что материнская компания может полностью контролироватьдеятельность представительства (филиала). Но эта форма сопряжена с достаточнобольшой степенью риска и обязательств, недостатком является и невозможностьпривлечь местных партнеров и их капиталы. Обычно ею пользуются на рынках снаивысшим потенциалом. Крупные транснациональные компании предпочитают, как правило,создавать в странах с бурно развивающимся рынком филиалы, находящиеся в ихполной собственности.
Выделимнаиболее характерные черты представительства (филиала):
Представительство(филиал) не является юридическим лицом, не имеет собственного самостоятельногобаланса, устава и действует на основании Положения о представительстве(филиале), утвержденного компетентным органом материнской фирмы.
Представительство(филиал) не является резидентом страны базирования.
Представительство(филиал) не наделяется хозяйственной самостоятельностью, действует от имени ипо поручению материнской компании.
Представительство(филиал) наделяется имуществом создавшей его фирмой. Имуществопредставительства (филиала) учитывается на отдельном балансе и включается вбаланс всей фирмы.
Представительство(филиал) может открыть в банковском учреждении на территории соответствующейстраны текущий счет, с которого осуществляются расчетно-платежные операции поего содержанию.
Вобязанности заграничного производственного филиала может входить выпуск техвидов продукции, в которых заинтересована материнская компания, и реализация ихна тех рынках, которые она определит. Филиал действует по инструкциямматеринской фирмы и не имеет свободы действий на зарубежных рынках. Когда филиалупредоставляются полномочия на заключение сделок от имени материнской компании,он внешне выступает как обычный агент (т.е. от имени и за счет материнскогообщества). В обязанности заграничного филиала (представительства), как правило,входит наблюдение за местными агентами по сбыту, оказание им техническойпомощи, ведение переписки с материнской фирмой.
Поданным государственных налоговых органов число иностранных компаний,действующих на территории России через свои постоянные представительства ивставших на налоговый учет, постоянно возрастает и составило уже порядка 12тысяч. Одна из причин активности иностранных юридических лиц кроется в том, чтонесмотря на значительные трудности, с которыми сталкиваются иностранные фирмы,для них продолжает действовать более льготный режим, чем для российскихпредприятий. Льготы эти безусловно носят временный характер, ведь наша странастремится закрепить принцип национального режима по отношению к предприятиям синостранными инвестициями, к иностранным юридическим лицам, действующий вразвитых странах с рыночной экономикой, большинстве развивающихся стран и странс переходной экономикой. Так, принятая ОЭСР еще в июне 1976 года Декларация омеждународных капиталовложениях и многонациональных предприятиях рекомендует странам– членам ОЭСР “предоставлять предприятиям, действующим на их территории ипринадлежащим или же контролируемым прямо или косвенно гражданами другойстраны-члена… режим в соответствии с их законами, постановлениями иадминистративной практикой, учитывающей международное право, и не менееблагоприятный, чем тот, который предоставляется в аналогичных случаях местнымпредприятиям”.
Принципнационального режима по отношению к предприятиям с иностранными инвестициями, киностранным юридическим лицам означает установление такого же объема прав иобязанностей, что и для российских компаний, то есть:
иностранныеинвесторы могут создавать свои компании и вести хозяйственную деятельность натех же условиях, что и национальные производители товаров и услуг, вступая сними в полнокровную конкуренцию;
иностранныеинвесторы могут выбирать любую возможную в данной странеорганизационно-правовую форму ведения хозяйственной деятельности;
зарубежныепредприниматели могут пользоваться большинством местных льгот;
иностранныеинвесторы получают доступ к местным финансовым, трудовым, научно-техническим,реже – к природным ресурсам и т.д.
Учитывая,что в нашей стране существовали достаточно льготные условия дляфункционирования иностранных юридических лиц, закрепление для них национальногорежима приведет к ужесточению регламентации их деятельности. Уже сейчас дляиностранных фирм и их представительств существенно урезаны льготы в областиналогообложения. Рассмотрим, не претендуя на комплексность, какие основныепреимущества существовали для представительств иностранных фирм по сравнению скомпаниями-резидентами РФ и как они видоизменились за последнее время.
Взаконодательном порядке до недавнего времени представительствам иностранныхюридических лиц не была установлена обязанность вести бухгалтерский учет встрогом смысле слова и сдавать баланс. Вместо баланса один раз в год сдаваласьналоговая декларация о всех доходах и расходах. При этом включались и расходы,понесенные за границей, но связанные с деятельностью в России, которыедостаточно трудно проверить. Считалось юридически неприемлемым вменять вобязанность представительству иностранной компании, не являющемуся юридическимлицом и представляющему интересы инофирмы, вести бухгалтерский учет всоответствии с российским законодательством. Сейчас же все изменилось, ивпервые в нашей стране сфера действия Закона “О бухгалтерском учете” (№ 129-ФЗот 21 ноября 1996 года) распространена на представительства и филиалыиностранных юридических лиц. Правда, необходимо подчеркнуть, что одно дело –продекларировать принцип, а совсем иное – добиться его выполнения, особенно вусловиях, когда большинство представительств очень малочисленно и состоит изодного-двух человек (по Москве такие представительства составляют 80%).
Представительства(филиалы) иностранных юридических лиц платят практически все те же налоги, чтои компании, зарегистрированные в соответствии с российским законодательством.Но определенные льготы инофирмы получают даже за счет различающихся сроковуплаты налогов. Так, если расчеты по налогу на имущество представительствами(филиалами) иностранных компаний производятся ежеквартально, то налог наприбыль они платят один раз в год, в то время как российские предприятия платятежеквартально, причем авансом. Налоговая декларация сдается не позднее 15апреля года, следующего за отчетным, сам же налог платится не раньше июнямесяца. Учитывая официально признаваемый уровень инфляции, иностранныеюридические лица платят в России налог на прибыль по крайней мере на 20% меньше,чем российские компании.
Валютнаявыручка представительств (филиалов) иностранных фирм не подлежит обязательнойпродаже в размере 50%, как у резидентов.
Уиностранных юридических лиц нет необходимости представлять статистическуюотчетность.
Валютныебанковские счета представительств (филиалов) инофирм могут быть открыты виностранных банках без разрешения ЦБ России.
Амортизационныеотчисления представительствам (филиалам) иностранных юридических лицразрешается считать по нормам страны регистрации, тем самым существуетвозможность занизить налог на имущество и налог на прибыль.
Иностранныеюридические лица освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость приаренде жилых и служебных помещений (за исключением некоторых стран).
Ряддополнительных льгот предоставляется представительствам (филиалам) иностранныхюридических лиц в соответствии с конвенциями об устранении двойногоналогообложения: инофирмы некоторых стран освобождаются от уплаты налога наимущество, действуют нулевые ставки на дивиденды, проценты и роялти, почтицеликом относятся на себестоимость некоторые виды расходов.
Досих пор в законодательстве недостаточно урегулированы вопросы, касающиесяответственности представительств (филиалов) иностранных фирм за непостановку наналоговый учет, за неперечисление налога на доходы от источников в России.
Представительство(филиал) иностранного юридического лица, действующее на территории России,обязано:
1.Пройти регистрацию в налоговых органах (по месту нахождения представительства ине позднее 30 дней с даты начала осуществления деятельности). Для целейрегистрации и налогообложения не важно, имеет ли иностранное юридическое лицоразрешение на открытие представительства (аккредитацию) или нет. Из 12 тысячзарегистрированных налоговыми органами представительств инофирм получилиаккредитацию (по данным Государственной регистрационной палаты при Министерствеэкономики РФ) только 4 тысячи. Ответственность инофирмы за отсутствиеаккредитации на территории РФ в настоящий момент законодательством неустановлена.
2.Ежегодно представлять отчет и декларацию о доходах, заверенные аудиторскойорганизацией. После анализа представленной декларации, отчета и заключенияаудитора специалистами налогового органа принимается решение о налоговомстатусе иностранного юридического лица, в частности об освобождении от налогана прибыль (доход).
Контрактнаяформа совместной деятельности в области международного бизнеса не обладает вполной мере всеми перечисленными выше чертами организационных форм с закреплениемих юридического и налогового статуса. Она применяется чаще всего вгосударствах, хозяйственные и правовые системы которых законодательноограничивают частную собственность на средства производства. Данная формасовместного предпринимательства имеет объектом соглашения сторон предоставлениефинансовых и материальных ресурсов в обмен на право участия в прибыли,получение продукции, разработку полезных ископаемых и др. Иногда контрактнаяформа используется партнерами как предварительная стадия перед созданиемсовместной компании.
Принятаяв мировой практике терминология, отражающая организационные формы ведениямеждународного бизнеса:
Jointventure – совместное предприятие.
Jointstock company – компания, акции которой котируются на фондовой бирже.
Publiccompany – публичная компания. Компания, имеющая разрешение на продажу акцийширокой публике с целью привлечения капитала. В Великобритании каждая публичнаякомпания должна иметь минимум 50000 фунтов уставного капитала и обозначение“Public Limited Company “ (PLC) после названия компании.
Limited– ограниченная ответственность акционеров. Обозначение частной или публичнойкомпании с ограниченной ответственностью.
Limitedpartnership – ограниченное партнерство. Партнерство, состоящее из ведущихпартнеров без ограниченной ответственности и партнеров с ограниченнойответственностью (коммандитное товарищество).
Partnership– партнерство, товарищество. Объединение, включающее в себя, как правило, отдвух до двадцати членов, занимающееся тем или иным видом деятельности с цельюполучения прибыли.
Companylimited by shares – наиболее распространенная форма компании (акционерныеобщества), ответственность акционеров которой (в случае банкротства компании)ограничена номинальным количеством акций, принадлежащих акционерам (внесеннымкапиталом).
Privatelimited company (LTD) – частная компания с ограниченной ответственностью, безправа выпуска акций на рынок. Ответственность акционеров ограничена внесеннымкапиталом. Такая компания может включать, как правило, до пятидесяти членов.
Holdingcompany – холдинговая компания. Компания, владеющая контрольным пакетом акцийдругой компании (более 50%).
Subsidiarycompany – дочерняя компания. Компания, контрольным пакетом акций которойвладеет другая компания.
Аssociatedcompany, associate – ассоциированная (зависимая) компания, отличающаяся отдочерней тем, что находится под более слабым контролем материнской компании,так как той принадлежит существенная, но не основная часть акций (паев).
Corporation– корпорация. Крупная компания с несколькими дочерними компаниями.
Consortium– консорциум. Объединение независимых компаний с целью выполнения определенногоконтракта или проекта.
Conglomerate– конгломерат. Объединение большой группы компаний, часто международных, сразличными профилями.
Multinationalcorporation (MNC) – транснациональная (многонациональная) корпорация.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.cfin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.