Реферат по предмету "Экономика"


Организационно-экономические основы регулирования цен в России

Содержание
 
Введение
Глава 1. Цена и ценообразование в различныхэкономических системах
1.1 Цена. Концепции ценообразования
1.2 Цена и ценообразование в рыночнойэкономике
1.3 Цена и ценообразование в командно-административнойэкономике
Глава 2. Государственное регулированиерынка и цен
2.1 Обоснование вмешательствагосударства в процесс ценообразования
2.2 Методы прямого воздействиягосударства на цены
2.3 Методы косвенного воздействиягосударства на цены
Глава 3. Организационно-экономическиеосновы регулирования цен в России
3.1 Объективная необходимостьгосударственного регулирования цен в России
3.2 Нормативно-правовая базарегулирования государством ценообразования
3.3 Органы исполнительной власти, регулирующиецены, и их функции
3.4 Прямое регулирование цен в России
3.5 Косвенное регулирование цен вРоссии
3.6 Общественное регулирование цен вРоссии
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Экономикой правят дватипа законов: законы спроса и предложения и законы, устанавливаемыеправительством. Контроль за уровнем цен — общая черта различных рынков. Еговлияние часто обсуждается в прессе и в политических кругах. Актуальностьданного исследования состоит в том, что в современной России, особенно вусловиях мирового кризиса, серьезной разбалансированности экономики,увеличивается необходимость регулирования экономики государством. Рольгосударства заключается в создании рыночных структур в целях обеспеченияразвития предпринимательства, принятии антимонопольного законодательства и т.п.Проведение государством, в частности, антимонопольной политики должнообеспечивать снятие искусственных ограничений и развертывание конкуренции вовсех отраслях и секторах экономики. Ее поддержку и всяческое поощрение, иразвитие на этой основе рыночного ценообразования.
Регулирование ценявляется попыткой государства с помощью законодательных, административных ибюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобыспособствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. черезцены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. Взависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носитантикризисный и (или) антиинфляционный характер.
Объектом настоящегоисследования является ценообразование и организационно-экономические основырегулирования цен.
Предметом –организационно-экономические основы регулирования цен в России.
Целью работы являетсяисследование организационно-экономических основ регулирования цен в современнойРоссии.
Задачи:
1. Изучитьразличные источники (документов, законов, монографий, Интернет — ресурсов) дляосвящения данной темы;
2. Выявитьособенности ценообразования и регулирование цен в различных экономическихсистемах;
3. Доказатьнеобходимость вмешательства государства в регулирование цен в современнойРоссии;
4. Показатьорганизационные и экономические основы этого регулирования.
Методы исследования:
1. На основесравнительного метода проведен анализ ценообразования и регулирования цен вразличных экономических системах.
Основой для исследованияявились следующие источники: Интернет, учебники по экономике Абакумова О.Г.«Цены и ценообразование», М.М. Бутаков «Практикум по ценообразованию: учебноепособие», «Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 5-е изд./ Под ред.В.Е.Есипова, Косьмин А.Д., Метелёв С.Е., Косьмина Е.А. Цены и ценообразование.Курс лекций, тексты и задачи. Учебное пособие, Липсиц И.В. «Коммерческоеценообразование» и др.
Отдельные аспектыстановления государственной конкурентной политики, проблемы ограничениянезаконного монополизма и недобросовестной конкуренции, антимонопольногорегулирования и развития предпринимательства в стране и регионах отражены вработах ученых Л.А.Абалкина, В.В.Бузырева, В.Н.Войтоловского, Е.А.Горбашко,П.С.Завьялова, В.С.Кабакова, Е.Л.Кантора, Е.М.Карлика, А.Е.Карлика,Г.А.Краюхина, А.В.Ланскова, Д.С.Львова, Н.Я.Петракова, Б.В.Прянкова,Ф.Ф.Рыбакова, С.С.Шаталина и др.
Экономисты вгосударственном регулировании в качестве главных составляющих на первое местоставят социально-экономические отношения.
А. Клейменов,О.Головина считают, что грань, за которой необходимо вмешательство государствав управление собственностью, определяется только экономическими иорганизационными методами, каковыми являются налогообложение, кредитование,ценообразование, регистрация, лицензирование, сертификация и пр. В. Анохинотмечает, что хозяйственным законодательством РФ в качестве основополагающихпринципов предпринимательской деятельности определены инициативность исамостоятельность хозяйствующих субъектов. В. Андреев утверждает, что контрольгосударства за состоянием и развитием рынка предполагает регулируемоевоздействие на хозяйственную деятельность.
ценаценообразование россия
Глава 1. Цена иценообразование в различных экономических системах
 1.1 Цена. Концепцииценообразования
 
«Цена — количестводенег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупательсогласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентомобмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаровопределяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью, выраженной вденьгах, или денежной стоимостью единицы товара. Это фундаментальнаяэкономическая категория.
В повседневной речицена часто является синонимом стоимости товара (например, «сколько сто́ятспички?») и эти слова могут взаимно заменять друг друга.
Существует два основныхподхода к определению понятия «цена»:
· Ценаобусловлена объективными затратами,
· Ценаобусловлена субъективной оценкой полезности.
Первого подходапридерживается классическая политэкономическая школа в лице представителейтрудовой теории стоимости: Адам Смит, Карл Маркс. Второго подходапридерживаются неоклассики и некоторые представители классическойполитэкономической школы: Жан Батист Сэй, Давид Рикардо.
Строго говоря, АдамСмит и последовавшая классическая политэкономическая школа рассматриваетпротиворечивую двойственную природу цены: с одной стороны цена — денежное выражениеобъективной стоимости, которая базируется на затратах рабочего времени (труда);с другой стороны — цена зависит от субъективных колебаний спроса и предложения.Это противоречие лежит в основе разветвления теории цены на «субъективное» и«объективное» направление. Наиболее чётко его сформулировал Давид Рикардо: «Ноесли мы принимаем труд за основу стоимости товаров, то из этого еще не следует,что мы отрицаем случайные и временные отклонения действительной или рыночнойцены товаров от их первичной и естественной цены».
Маркс в основномисследовал объективные факторы, влияющие на стоимость —«Общественно-необходимые затраты труда», а также «Внутри и межотраслевуюконкуренцию». Его теория прибавочной стоимости объясняет возможность полученияприбыли при сохранении принципа эквивалентности и добровольности на всех этапахобмена в экономике. Это позволило объяснять цену с позиции объективныхфакторов.
Жан Батист Сэй считаетцену субъективной оценкой полезности блага, которая строится на личныхпредпочтениях. Цена — это «жертва» со стороны покупателя, денежное выражениеальтернативной стоимости («субъективная стоимость»). Он становится основателем«субъективной» теории цены. [15]
При определениивеличины цен необходимо представлять общее содержание системы цен, существеннымэлементом которой является взаимодействие различных видов цен. Рассмотримосновные виды цен на продукцию предприятий, которые делятся по ряду признаков.
«Внутрихозяйственнаяцена — это сумма переменных расходов и прибыли подразделения, включаетпеременные расходы и доход, который идет на покрытие постоянных расходовподразделения и фирмы.
Трансфертная ценавключает внутрифирменную цену с учетом факторов регионального характера.
Отпускная (оптовая)цена выступает верхним пределом внутренней цены, определяется исходя извлияния, как внутренних факторов, так и внешних, характеризующих конъюнктурурынка.
Закупочные цены – поним реализуется сельскохозяйственная продукция (колхозами, совхозами,фермерскими хозяйствами, населением) государственным и коммерческиморганизациям.
Розничные цены – поэтим ценам товары реализуются в розничную торговую сеть. По этим ценам обычнореализуются товары народного потребления населению, в меньшей мере — предприятиям, организациям, предпринимателям.
Регулируемые цены — величина данных цен регулируется государственными органами. Однакорегулирование носит ограниченный, косвенный характер, осуществляетсяпосредством воздействия на спрос и предложение (налоги, ограничениярентабельности и т.д.).
Фиксированные (твердыецены) устанавливаются органами ценообразования или другими государственнымиучреждениями. Они назначаются по ограниченному кругу товаров.
 Договорные цены — этоцены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением,документально зафиксированным контрактом между продавцом и покупателем. Приэтом может оговариваться допустимость изменения закрепленных контрактом ценвследствие, например, инфляции, форс-мажорных обстоятельств, принятия новыхзаконов.
Свободные цены — освобожденные от ценового вмешательства государства, формируются подвоздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.
Базисные цены применяютв качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. Ихиспользование необходимо в связи с естественным изменением многих цен,процессами инфляции.
Прейскурантные цены — фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателейцен.
Фактические цены сделокучитывают применение различных надбавок, скидок к базисной цене.
Довольно часто вид ценыпредопределяется видом рынка, на котором он образуется. По данному признакувыделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены.
Существует два основныхподхода к ценообразованию: затратный и ценностный.
Затратный подходобъединяет группу методов ценообразования, принимающих в качестве отправнойточки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товара. Врамках затратного подхода выделяют определённые методы расчёта цен, а самицены, определённые таким образом, получили название — «цены с ориентацией наиздержки».
В этой группе методоврасчёта цен выделяют:
Прайсинговые методы — воснове лежит принцип «издержки плюс прибыль». В качестве издержек могутиспользоваться полные, усреднённые, предельные, стандартные или нормативные затраты(полные, усреднённые, предельные затраты связаны с реальным производством;стандартные и нормативные оторваны от производства фирмы, они приняты принормальных условиях производства — используются, когда нужно ограничитьиздержки). В качестве прибыли чаще всего берут среднеотраслевую, если иное неопределено законодательством (идёт «накидка» на издержки) — есть товары, накоторые «накидка» регулируется. Но существуют и другие методы определенияприбыли — например, целевая прибыль. Если какое-то предприятие в силуопределённой ситуации на рынке может воздействовать на цену (убедить илизаставить рынок), то тогда оно может задавать прибыль (по модели «точкибезубыточности»).
Методы поэлементногорасчёта цен. Когда используются эти методы, делается расчёт основных категорийзатрат (например, прямые расходы на материалы, на заработную плату), а вседругие категории затрат рассчитываются в процентах от основных показателей(выбирается показатель самый надёжный или более жёстко связанный с объёмомпроизводства).
Методы, основанные наустановлении фиксированной цены. Эти методы используют, когда существуютстандартные цены (например, в случае стандартной продукции — массового,поточного производства). Работа с фиксированными ценами предусматриваетвозможность их изменения. Существуют различные методы, наиболеераспространённый — корректировка по скользящей шкале. Основой для шкалы можетбыть, например, изменение стоимости валюты или наступление определённогособытия (например, инфляция). Особенность метода заключается в том, что порядокпересчёта должен быть отражён в договоре.
Ценностноеценообразование — установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирмеполучение большей прибыли за счёт достижения выгодного для неё соотношения«ценность товара / затраты на товар». В рамках ценностного ценообразованияформируются цены с ориентацией на спрос. Наиболее известный метод — методустановления цены на основе ощущаемой ценности товара. Один из методовреализации этого метода ценообразования — это магазины без цен (например,антикварные магазины, скопление магазинов для туристов). На практике сложностьэтого метода упирается в уровень квалификации продавцов. Процесс торга —основной процесс при данном методе.
Кроме двух описанныхподходов выделяют метод «пассивного ценообразования». Какой бы подходпредприниматели не выбирали, все равно придётся учитывать конкуренцию. Ноанализ цен конкурентов может стать самостоятельным подходом к ценообразованиюна собственный товар (этот подход не относится ни к ценностному, ни кзатратному подходу). В рамках пассивного ценообразования принято выделять ценыс ориентацией на конкуренцию, например, метод установления цен на уровнесуществующих на аналогичные товары. В качестве ведущей может быть ценатовара-лидера, цена среднеотраслевая». [13] 1.2 Цена и ценообразование в рыночной экономике
 
Саморегулированиеявляется самой древней формой регулирования экономики.
Купля-продажа являетсяпризнанием обществом его общественной ценности. Цена выступает главнымориентиром поведения предприятия на рынке, от нее непосредственно зависит,какие издержки будут возмещены в процессе реализации товаров, какие нет, каковыбудут доходы предпринимателей, в какие отрасли будут направлены капиталы и т.д.
Успех деятельности предприятийопределяют следующие составляющие: объективная ценовая стратегия, разумнаяценовая тактика, правильная методика ценообразования. Размер цены на конкретныйтовар зависит от возможностей рынка, его типа и емкости, других факторов ицелей. В практике ценообразования выделяют следующие цели формирования цены:
· ориентацияна существующее положение, когда производитель (изготовитель, продавец)заинтересован в максимизации доли на рынке, росте объемов продаж;
· ориентацияна прибыль, т.е. получение ее максимума, и ориентация на существующееположение, когда производитель стремится избегать неблагоприятных воздействийвнешней среды (например, конкурентов, налогообложения и т.п.).
В условиях рынка ценавыполняет следующие основные функции:
· информационную;
· распределительную;
· сбалансированностиспроса и предложения (уравновешивающую);
· стимулирующуюи обеспечивающую доходность.
«Информационная функцияслужит средством учета и измерения необходимых затрат на производство иреализацию продукции (товара, работ, услуг), доходов и расходов населения(мерой труда и мерой потребления), обмена между производителем и потребителем(покупателем).
Распределительнаяфункция предполагает, что величина цены на ресурсы зависит от их дефицитности(редкости). Чем меньше ресурсов данного вида, тем выше его цена. В результатепотребитель стремится приобретать меньше дорогого товара и этим обеспечиваетего рациональное распределение и использование.
Функциясбалансированности спроса и предложения заключается в том, что определенныйуровень цены обеспечивает равновесие (сбалансированность) между объемом спросаи реального предложения, что способствует устранению излишков и дефицитаданного товара на рынке.
Стимулирующая функцияпроявляется в поощрительном или сдерживающем воздействии цен на все стороныпроцесса производства и потребления, все уровни управления и хозяйствования, виспользовании поощрительных или штрафных мер (надбавок, скидок и т.п.). Ценасоздает экономическую заинтересованность предприятий в развитии инновационнойдеятельности, повышении качества продукции и снижении ее себестоимости, переходна прямые хозяйственные связи и т.д. Важной функцией цены является обеспечениедоходности предприятия, так как она проявляется в зависимости размера егодохода от цены за единицу и объема продаж. Предприятие стремится установитьтакую цену на свою продукцию, чтобы обеспечить максимум дохода при оптимальномобъеме производства данного товара и достигнутом уровне себестоимости.
Дадим краткуюхарактеристику наиболее существенных ценообразующих факторов.
Спрос и предложениеявляются главными ценообразующими факторами. Отметим, что на рынке действуетряд неценовых факторов, приводящих к смещению кривых спроса и предложения.
Для конкурентного рынкахарактерны свободные рыночные цены. Они несут на себе отпечаток интересовпродавцов и покупателей. Вряд ли найдется фирма, производитель товаров,реализующих их по цене ниже издержек производства и обращения. А это значит,что на кривую предложения тем самым наложено определенное ограничение, котороетак или иначе скажется на величине равновесной цены. Отсюда — рыночная цена,свободная от внешнего диктата, но не свободная от законов рынка,психологических установок его участников.
Следующим фактором ценыявляется показатель эластичности, характеризующий чувствительность потребителейк изменению цены.
Цена непосредственнозависит от характера рынка. Рассмотренный механизм ценообразования относится кусловиям совершенной конкуренции. На монополистическом и олигополистическомрынке, монополисты имеют возможность влиять на цену». [13]
 1.3 Цена и ценообразование вкомандно-административной экономике
 
Отличительнойособенностью командно-административной системы является то, что, во-первых,координация хозяйственной деятельности в ней осуществляется с помощью приказов,идущих сверху — вниз: от вышестоящего органа до хозяйствующих субъектов — предприятий. Плановые органы государства устанавливают производственные заданиядля каждого предприятия, а также количество ресурсов, необходимое для ихвыполнения. В отличие от рыночной экономики, для которой характерна развитаясистема горизонтальных связей между равными партнерами, вадминистративно-командной экономике доминируют вертикальные связи по линииадминистративной иерархии. В таких условиях роль приказа сверху обычнооказывается выше договорных обязательств.
Во-вторых, для этоготипа хозяйственной системы характерен не свободный обмен товарами, апринудительное распределение, не свободное ценообразование, а установление ценна большинство товаров в централизованном порядке, не свободное перемещениересурсов (денежных, финансовых, материальных, трудовых), а их административноеперемещение. Неслучайно некоторые исследователи называют этот способхозяйствования натурально-экономическим: натуральным, по сути, и экономическимпо форме.
Такое регулирование ценпривело к незаинтересованности непосредственных производителей в эффективномтруде, снижению планомерной управляемости народным хозяйством, хроническомудефициту, невосприимчивости к достижениям научно-технического прогресса.
Глава 2.Государственное регулирование рынка и цен
 2.1 Обоснование вмешательствагосударства в процесс ценообразования
 
Необходимость государственноговмешательства в процессы ценообразования обусловлена тем, что свободнофункционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективностьэкономической деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильностьравновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государствазаключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении нетолько роста производства и повышения качества продукции, но и достиженияполной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровняцен.
Используя для решенияэкономических задач регулирующую функцию цены, государство принимает участие вперераспределении чистого дохода между отраслями и секторами народногохозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группами населения.Государство также должно участвовать в процессе ценообразования (прямо иликосвенно) для защиты интересов национальных товаропроизводителей, не способныхпока на равных противостоять экспансии на рынок зарубежных производителейаналогичной продукции.
«Государственноерегулирование цен можно рассматривать как одно из направлениймакроэкономического регулирования экономики, особое значение которогопроявляется по следующим направлениям:
• поддержание на рынкеконкурентной среды и предотвращение монополизации;
• борьба с инфляцией иобеспечение стабильности цен;
• проведение социальноориентированной политики цен;
• обеспечениеоптимального соотношения внешнеторговых и внутренних цен.
Таким образом, намакроэкономическом уровне вырабатываются исходные принципы и концепции политикицен, а также законодательного и нормативного их обеспечения.
Наряду смакроэкономическим воздействием государства на цены существует и ихрегулирование на микроэкономическом уровне. Микроэкономические меры воздействиягосударства на цены включают в себя: контроль за уровнем цен на продукцию иуслуги естественных монополий, предприятий, занимающих монопольное идоминирующее положение на рынке; установление цен на товары и услуги, имеющиеособую социальную значимость; установление акцизов и субсидирование отдельныхтоваропроизводителей; установление торговых надбавок на некоторые видыпродукции; регулирование цен и таможенных тарифов во внешнеэкономическойдеятельности.
Государственноерегулирование цен осуществляется с помощью сочетания прямых и косвенных форм иметодов». [10, стр. 18]
 2.2 Методы прямого воздействиягосударства на цены
 
Прямое вмешательствогосударства в процесс ценообразования означает участие государства в лице егоадминистративных органов в формировании уровней, структуры, соотношений идинамики цен, установлении определенных правил ценообразования.
В настоящее время всецены, как свободные, так и регулируемые, устанавливаются товаропроизводителями.Государственное воздействие на их уровень и структуру осуществляется путемобеспечения методического единства в их установлении и применении. Так,государственные органы управления определяют состав затрат, учитываемых всебестоимости продукции, и расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливаютнормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.
К методам прямоговмешательства государства в процесс ценообразования можно отнести следующие.
1. Замораживание цен(общее, на отдельные группы товаров или от дельные товары), временный иличастичный запрет на изменение цен.
Такой подход применяетсяпри сильной инфляции для стабилизации уровня цен.
2. Установлениефиксированных цен и тарифов, решение о введении которых принимаетсясоответствующими органами власти. Субъекты ценообразования (предприятия иорганизации) в случае введения таких цен обязаны реализовывать свою продукциюили услуги по ценам, не превышающим по своему уровню установленныхфиксированных цен. Такие цены в основном применяются при заключении государственныхконтрактов. Причем их введению предшествует процедура определения прибыли(рентабельности), включаемой в цены, и разрешения возможных хозяйственныхспоров. В этом случае цена обладает определенной степенью жесткости, апредприятие-изготовитель, принимая на себя хозяйственный риск, в то же времяполучает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономиизатрат. Фиксированные цены устанавливаются также на продукцию или услугипредприятий — естественных монополистов. В первую очередь это касается отраслейжилищно-коммунального хозяйства, городского транспорта, ритуальных услуг инекоторых других, цены и тарифы на которые устанавливаются региональными имуниципальными органами власти.
3. Установлениепредельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены заопределенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимальногоили минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься.В РФ такого рода регулирование производится по отношению к продукцииестественных монополий, по которым определяются предельные уровни роста цен илитарифов на их продукцию или услуги в течение года.
4. Установлениепредельного норматива рентабельности. В этом случае при расчете цены в еесостав включается прибыль в размере не больше норматива, размер которого можетдифференцироваться по отраслям и видам продукции. Этот метод применяется прирегулировании цен на продукцию предприятий-монополистов. Цены на продукцию, покоторой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны бытьснижены.
5. Установлениефиксированных цен или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговыхнадбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешеноустанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок нанекоторые виды продукции (лекарственные препараты и медикаменты, детскоепитание) и наценок на продукцию собственного производства (в школьных буфетах истоловых) на соответствующей территории и определять порядок их установления иприменения.
6. Декларирование цен. Порешению органов исполнительной власти может быть введено декларирование цен(оптовых или отпускных) на отдельные виды продукции. В этом случае всепредприятия, производящие данную продукцию, обязаны представить в органыценообразования декларации об уровне цен для заявительной регистрации. В своюочередь, органы ценообразования должны или принять решение о регистрации цены,либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обоснованном изменении указаннойцены.
7. Установлениерекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Если цена превышаетрекомендуемый уровень, то может применяться прогрессивное налогообложениеприбыли, полученной от реализации продукции по завышенным ценам.
В целом, защитные мерыгосударства по сдерживанию роста цен могут осуществляться в форме установленияправительством верхних пределов цен или прибылей, замораживания цен,установления определенного порядка формирования цен. Для недопущения сниженияцен могут устанавливаться минимальные цены, определяться минимально допустимыйуровень прибыли, виды затрат, в обязательном порядке покрываемых за счет цены.
 2.3 Методы косвенного воздействиягосударства на цены
 
«Косвенное вмешательствов ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств,способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходаминаселения, регулированию налогов как на производимую, так и на потребляемуюпродукцию.
Косвенное регулированиецен может осуществляться через изменение учетной ставки банковского процента,уровня минимальной заработной платы, проведение определенной налоговой политикии политики доходов. Государство может влиять на цены через сферу денежногообращения, принятие и применение антимонопольных законов путем воздействия набаланс спроса и предложения, а также разработкой эффективной системы таможенныхтарифов и пошлин и т. д.
Таким образом, в числометодов косвенного воздействия государства на цены можно включить:
• регулирование доходовпроизводителей продукции, продавцов и покупателей (субсидирование из госбюджетаотдельных отраслей и производств, компенсация расходов отдельных категорийграждан, повышение уровня минимальной заработной платы и разработка системы оплатытруда бюджетников);
• регулирование налоговна производимую и потребляемую продукцию (льготное налогообложение);
• разработку системы мер,способствующих расширению товарного предложения (снижение ставки банковскогопроцента, льготное кредитование и налогообложение, субсидирование идотирование, применение разнообразных мер по защите внутреннеготоваропроизводителя);
• создание условий дляразвития конкуренции и ограничения монополизации рынка;
• государственноестимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций для создания новыхпредприятий и увеличения числа рабочих мест;
• эффективноеиспользование таможенных тарифов и применение льготных таможенных пошлин длястимулирования экспорта продукции, не производимой в достаточных количествах.
Меры косвенноговоздействия на процесс ценообразования имеют в основном макроэкономическийхарактер и представляют собой единое целое с общей макроэкономической политикойгосударства». [9, стр. 41-42]
Глава 3. Организационно-экономические основырегулирования цен в России
 3.1 Объективная необходимостьгосударственного регулирования цен
 
Говоря о регулированиицен в России, мы пытаемся не только анализировать роль, значение и методыгосударственного регулирования цен в настоящее время, но и определить путисовершенствования.
С 1992 г.генеральной линией ценовой политики в России становится либерализация цен,которая открывает возможности для формироания новых ценовых соотношений,отражающих спрос и предложение, позитивных структурных сдвигов в экономике,государственного регулирования цен и тарифов на продукцию естественныхмонополий, продукцию, закупаемую преимущественно государством, жизненнонеобходимые и важнейшие лекарственные средства и изделия медицинскогоназначения, другие наиболее значимые социальные услуги.
Объективнаянеобходимость государственного регулирования цен обуславливается тем, что цены,равно как и налоги, кредитные ставки, рентные платежи, ставки оплаты труда, пенсии,пособия – являются важнейшей составляющей совокупности экономических рычагов, спомощью которых осуществляется государственное регулирование экономики,реализация основных функций государства, решение основополагающих задач постабилизации экономики, повышению ее эффективности и поступательному развитию,повышению уровня и качества жизни населения, достижению социальнойсправедливости. И так, государство берёт на себя решение следующихфундаментальных задач:
— перераспределениедоходов и богатства общества;
— создание всехнеобходимых условий, обеспечивающих стабильность и сбалансированныйэкономический рост;
— аллокация материальных,финансовых, трудовых и информационных ресурсов.
Государственное регулированиецен заключается в том, чтобы с помощью законных, административных ибюджетно-финансовых, кредитных мероприятий воздействовать на цены такимобразом, чтобы способствовать:
а) снижению степенидифференциации населения по критерию получаемых доходов;
б) стабильному развитиюэкономической системы в целом;
в) достижению оптимальногораспределения и использования всех ограниченных ресурсов общества.
 3.2 Нормативно-правоваябаза регулирования государством ценообразования
 
За периодрыночных преобразований в экономике России по вопросам ценообразования создананормативно-правовая база, которая с учетом задач конкретного этапа на пути крынку постоянно развивается и совершенствуется.
«Процессценообразования на современном этапе регулируется следующиминормативно-правовыми актами:
1. Конституцией РФ(ст. 71), в соответствии, с которой основы ценовой политики находятся в веденииРоссийской Федерации;
2. Гражданскимкодексом РФ (ст. 424 «Цена», ст. 426 «Публичный договор»,гл. 28 «Заключение договора» и др.), в котором отражены, отдельныевопросы ценообразования, касающиеся, например, вопросов установления иприменения цен при исполнении договоров и др.;
3. Федеральнымконституционным законом от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РоссийскойФедерации», в котором предусмотрено, что в полномочия Правительства РФвходит разработка и осуществление мер по проведению единой политики цен (ст.15) и что номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственноерегулирование цен, устанавливается исключительно на заседаниях Правительства РФ(ст. 28);
4. Указом ПрезидентаРоссийской Федерации от 28. 02. 95 г. №221 «О мерах по упорядочениюгосударственного регулирования цен (тарифов)», которым установлено, чтогосударственное регулирование цен осуществляется по продукции естественныхмонополий. Этим же Указом Правительству РФ предоставлено право определять иутверждать с учетом норм, установленных законодательными актами РоссийскойФедерации, перечни продукции производственно-технического назначения, товаровнародного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынкеРоссийской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством РФ,федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной властисубъектов РФ;
5. ПостановлениемПравительства РФ от 07.03.95 г. № 239 «О мерах по упорядочениюгосударственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 20.08.2001 г.),которым утверждены, перечни продукции производственно-технического назначения,товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннемрынке Российской Федерации подлежат государственному регулированиюПравительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации;
6. Федеральнымзаконом от 28.08.95 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 04.08.2000 г.), которыморганам местного самоуправления предоставлено право осуществлять регулированиецен и тарифов на продукцию (услуги) предприятий, организаций и учреждений,находящихся в муниципальной собственности;
7. Федеральнымзаконом от 17.08.95 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. от08.08.01 г.), которым предусмотрено регулирование деятельности хозяйствующихсубъектов в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральнымтрубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передачеэлектрической и тепловой энергии, железнодорожных перевозок, услуг транспортныхтерминалов, портов, аэропортов, услуг общедоступной электрической и почтовойсвязи;
8. ПостановлениемПравительства РФ от 13.10.95 г. №997 «О государственном регулировании цен(тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий», которымпредусмотрен порядок регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги)субъектов естественных монополий;
9. ПостановлениемПравительства РФ от 13.10.99 г. № 1158 «Об обеспечении соблюденияэкономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги)субъектов естественных монополий», которым определены, принципы,ценообразования в сфере естественных монополий;
10. Методическимирекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов напродукцию, товары и услуги, утвержденными Министерством экономики РФ (06.12.95г. № СИ-484/7-982), которыми определен порядок формирования и применениясвободных цен и тарифов на продукцию (товары, услуги)». [8, стр. 23 -24]
Самое главное вназванных документах – это, во-первых, последовательное проведениелиберализации цен и тарифов, причем либерализация цен увязывается с развитиемконкуренции на товарных рынках России как условием повышения эффективностирыночного ценообразования, и; во-вторых, осуществление госрегулирования цен итарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям, в которых развитиеконкуренции невозможно и неэффективно. Поэтому предупредить со сторонысубъектов естественных монополий завышение цен и тарифов на свою продукцию исокращение объемов производства, нужно государственное регулирование сферыдеятельности субъектов естественных монополий, в которых осуществляетсягосударственное регулирование, в том числе и ценовое, определены ФЗ «Оестественных монополиях» (от 17 августа 1995г. № 147-ФЗ).
На основеназванных документов, определяющих правовое обеспечение регулирования цен, ПравительствоРФ принимает решение о введении государственного регулирования, осуществляеткоординацию деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ порегулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которые на внутреннемрынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости. Внастоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральнымиорганами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектовФедерации.
Поскольку внастоящее время преобладающей является частная собственность, то в соответствиис нормами Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) оплата продукции и услуг поконтрактным договорам определяется соглашениями сторон, фиксирующими в договореуровень цены, а так же существуют надбавки и скидки, применяемые по взаимномусоглашению. В ГК РФ установлены нормы, запрещающие участникам сделок заключатьсоглашения о применении монопольных цен. Есть и другие нормы, применениекоторых является обязательным для всех участников сделок.
Законодательным путемограничиваются попытки сговора о ценах и установления фиксированных цен междупроизводителями товара, оптовой и розничной торговлей. Независимо от того,насколько «обоснованы» эти фиксированные цены, они признаются незаконными.Предприниматели, их установившие, строго наказываются, а на компании налагаютсяогромные штрафы. Такие нарушения получили название «горизонтальные фиксированиецен».
Во избежание подозрения вподобных нарушениях закона предприниматели не должны:
— консультироваться илиобмениваться информацией с конкурентами о ценах, скидках, условиях реализации икредита;
— подвергать осуждениюцены, надбавки и издержки каких-либо фирм на профессиональных отраслевыхсобраниях;
— договариваться сконкурентами о времени сокращения производства с целью поддержания высоких цен.
Исключение составляетдоговоренность о ценах, достигнутая под наблюдением уполномоченногогосударством органа власти.
Нарушением, преследуемымзаконом, является также «вертикальное фиксирование цен». Оно проявляется в том,что производители или оптовая торговля требуют продажи своего товара поконкретным ценам, контролируя таким образом розничные цены.
Государство запрещает иценовую дискриминацию, если она наносит ущерб конкуренции. Так, производители иоптовые торговцы обязаны предлагать свой товар разным покупателям – участникамканалов сбыта на одних и тех же условиях. Государство также принимает меры позащите мелких магазинов от нечестной ценовой конкуренции более крупных.Например, в некоторых станах запрещено продавать продукцию по ценам ниже себестоимостис целью привлечения покупателей и устранения конкурентов. Оптовые и розничныеторговцы должны продавать продукцию по ценам, включающим издержки ификсированный процент к ним, покрывающим накладные расходы и обеспечивающимприбыль. Особенно это относиться к таким товарам, как хлеб, молочные продукты,спиртные напитки [1, стр.112-113].
На механизм формированияцен большое влияние оказывают нормы, установленные в Налоговом кодексе РФ (НКРФ) по всем видам налогов, что находит отражение в структуре цены.
Таможенные пошлины(экспортные и импортные) и другие платежи, необходимые при осуществлениивнешнеторговых операций, оказывают базовое влияние на формирование уровня цен.На границе формируется таможенная стоимость, которая выступает как база формированияизменения цен на всех последующих стадиях реализации товаров и услуг.
Закон «О валютном рынке»и регулировании валютного курса рубля приводит к существенному изменению уровняцен и их отдельных элементов.
Для создания единогомеханизма регулирования цен требуется принятие общефедерального закона ополитике цен, механизмах и методах их регулирования. К сожалению, такой закон внастоящее время отсутствует, и поэтому появляется необходимость устранениявозникающих несоответствий, а регулирование цен осуществляется на основепостановлений, приказов и распоряжений Правительства РФ, федеральныхгосударственных органов, органов субъектов Федерации и муниципальныхобъединений. И в итоге государственное регулирование все больше приобретаетформу правительственного регулирования.
Правительственноерегулирование цен (тарифов) перечня продукции производственно-техническогоназначения, товаров народного потребления и услуг отраслейтопливно-энергетического комплекса (ТЭК) на внутреннем рынке РФ осуществляется:Правительством РФ; федеральными органами исполнительной власти; органамиисполнительной власти субъектов РФ – в соответствии с действующиминормативно-правовыми актами[3, стр.53-54].
Нафедеральном уровне сохраняется регулирование цен и тарифов в электроэнергетике,газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услугисвязи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию,закупаемую исключительно или преимущественно государством.
ПравительствоРоссийской Федерации и федеральные органы исполнительной власти осуществляютгосударственное регулирование цен (тарифов) на следующие виды продукциипроизводственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг:
газприродный, попутный нефтяной и сухой отбензиненный (кроме реализуемогоорганизациями — производителями газа, не являющимися аффилированными лицамиРоссийского акционерного общества «Газпром», акционерных обществ«Якутгазпром», «Норилъскгазпром» и «Роснефтъ-Сахалинморнефтегаз»,а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), газпопутный нефтяной, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшейпереработки, фракции легких углеводородов, газ, сжиженный для бытовых нужд(кроме реализуемого населению);
/> продукциюядерно-топливного цикла;
/> электрическую итепловую энергию, тарифы, на которые регулируются Федеральной энергетическойкомиссией;
/> транспортировкунефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
/> продукциюоборонного назначения;
/> алмазное сырье,драгоценные камни;
/> протезно-ортопедическиеизделия;
/> перевозку грузов,погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
/> перевозкупассажиров, багажа, груза, багажа и почты, на железнодорожном транспорте (кромеперевозок в пригородном сообщении);
/> погрузочно-разгрузочныеработы, в портах, портовые сборы, сборы, за проход по внутренним водным путямсудов, плавающих под иностранными флагами;
/> услугиледокольного флота;
/> аэронавигационноеобслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов;
/> обслуживаниевоздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;
/> отдельные услугипочтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции российскихгосударственных телерадиоорганизаций по перечню, утвержденному ПравительствомРФ;
/> водку,ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимуюна территории РФ или ввозимую на таможенную территорию РФ;
/> этиловый спирт изпищевого сырья, производимый на территории РФ.
Органыисполнительной власти субъектов Федерации осуществляют государственноерегулирование цен и тарифов на продукцию, товары и услуги локальных (местных)естественных монополий, в частности:
· газ природный,реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;
· газ сжиженный,реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправкиавтотранспортных средств);
· электрическую итепловую энергию, тарифы на которую регулируются региональными энергетическимикомиссиями;
· топливо твердое,топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
· перевозкупассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включаяметрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);
· оплату населениемжилья и коммунальных услуг;
· ритуальныеуслуги;
· услуги системводоснабжения и канализации;
· торговые надбавкик ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
· социальныеуслуги, предоставляемые населению РФ государственными и муниципальнымиучреждениями социального обслуживания.
Упомянутымвыше Постановлением Правительства № 239 органам исполнительной власти субъектовФедерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов инадбавок на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций.К ним относятся:
· снабженческо-сбытовыеи торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районахКрайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завозагрузов;
· наценки напродукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания приобщеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высшихучебных заведениях;
· торговые надбавкик ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);
· тарифы наперевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородномсообщении по согласованию с Министерством путей сообщения РФ (железнымидорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствиерегулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов РоссийскойФедерации;
· тарифы наперевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным имежобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам,включая такси;
·  тарифы на перевозки пассажиров ибагажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и напереправах;
·  тарифы на перевозки грузов,пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах КрайнегоСевера и приравненных к ним местностях; тарифы на транспортные услуги,оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта наподъездных железнодорожных путях и другими хозяйствующими субъектами независимоот организационно-правовой формы, за исключением организации федеральногожелезнодорожного транспорта.
В целомперечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, впоследние годы существенно сокращен. Права органов исполнительной власти вчасти регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями ихбюджетов.
Расширение правпредприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит содновременным использованием экономических рычагов воздействия на цены,имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты,арендная плата и т.д.), с тем, чтобы не допускать их необоснованного завышения,полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета. 3.3 Органы исполнительной власти, регулирующие цены, и ихфункции
 
В современнойРоссии, провозгласившей курс на развитие рыночной экономики, политика цен нафедеральном уровне осуществляется Правительством РФ и федеральными органамиисполнительной власти. Среди последних важную роль в области регулирования ценстало играть Министерство экономического развития и торговли РФ, в составкоторого входит Департамент цен. Однако в отличие от финансовых, налоговых,антимонопольных и других органов исполнительной власти, имеющих вертикальнуюструктуру управления, Минэкономразвития РФ не имеет территориальных органов.
ПравительствоРФ (орган общей компетенции) в соответствии с Законом «О ПравительствеРоссийской Федерации» разрабатывает и осуществляет меры по проведениюединой политики цен. Кроме того, полномочия Правительства РФ в областигосударственного регулирования цен (тарифов) нашли отражение в другихфедеральных законах. Так, в силу ст. 5 Федерального закона от 14.04.95 г. №41-ФЗ " О государственном регулировании тарифов на электрическую итепловую энергию в Российской Федерации":
· устанавливаетосновы, ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территорииРоссийской Федерации;
· формирует сводныйбаланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единойэнергетической системы России по субъектам Российской Федерации;
· определяетвопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловуюэнергию, поставляемую коммерческими организациями за пределы территорийсубъектов Российской Федерации, электрическую энергию (мощность), поставляемуюкоммерческими организациями на федеральный (общероссийский) оптовый рынокэлектрической энергии (мощности), электрическую энергию (мощность),поставляемую, в том числе на экспорт, с федерального (общероссийского) оптовогорынка электрической энергии (мощности) его субъектам;
· утверждаетнормативно-методическую основу деятельности органов государственногорегулирования тарифов;
· обеспечиваеторганизацию финансирования деятельности и развития Единой энергетическойсистемы, России.
Правовойстатус Минэкономразвития РФ (орган межотраслевой компетенции) определенПостановлениями Правительства РФ от 21.12.2000 г. № 990 и от 05.07.2000 г. №488. В частности, Минэкономразвития в области ценообразования осуществляетследующие функции:
· разрабатываетпредложения о совершенствовании ценового регулирования в отраслях, гдеприменяется государственное регулирование цен (тарифов), прогнозирует динамикуцен, участвует в осуществлении контроля за применением государственныхрегулируемых цен (тарифов);
· обеспечиваетгосударственное регулирование и регистрацию цен на продукцию оборонногоназначения, поставляемую по государственному оборонному заказу, а такжеорганизационно-методическое руководство и систематический контроль заустановлением и применением этих цен;
· предоставляетфедеральным органам исполнительной власти информацию о расчетных мировых ценахна важнейшие товары, (работы, услуги) российского экспорта и импорта;
· контролируетвнешнеторговые цены, по контрактам, заключенным в счет государственных внешнихзаимствований Российской Федерации, в счет погашения задолженности по кредитам,предоставленным иностранным государствам, их юридическим лицам и международныморганизациям, а также в отношении отдельных видов товаров, на экспорт и/илиимпорт которых установлены государственная монополия или количественныеограничения;
· подготавливаетпредложения о совершенствовании системы, ценообразования, осуществляетмониторинг внутренних цен;
· осуществляетчерез управления Госторгинспекции государственный контроль за порядком приизменениях цен по отдельным группам товаров.
На уровнесубъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаютсязаконодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, ана уровне муниципальных образований — органы местного самоуправления. Висполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированныеподразделения по проведению ценовой политики (управления, комитеты или отделыпо ценовой политике).
Органыценообразования субъектов Российской Федерации:
· осуществляютрегулирование цен на местных рынках;
· обеспечиваютреализацию на местном рынке единой политики и законодательства поценообразованию;
· устанавливают насвоей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование ценна отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местномрынке;
· осуществляютконтроль за ценами.
На территорииРоссийской Федерации функции органов ценообразования осуществляют (в пределахсвоей компетенции) и другие органы исполнительной власти. В их числе следуетназвать, в первую очередь, федеральную и региональную энергетические комиссии,полномочия которых закреплены в статьях 11 и 12 уже упоминавшегося Федеральногозакона от 14.04.95 г. № 41-ФЗ.
Государственноерегулирование и контроль цен (тарифов) на транспорте и в области электрическойи почтовой связи осуществляет Министерство РФ по антимонопольной политике иподдержке предпринимательства (МАП России).
Государствоосуществляет и контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен. Корганам контроля цен относятся: на федеральном уровне – Министерствоэкономического развития и торговли, на уровне субъектов РФ – органыисполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие контроль за ценами впределах своей компетенции, на местном уровне – органы местного самоуправления.Кроме того, правом контроля за соблюдением порядка применения цен и тарифовнаделены финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественныхмонополий и государственной налоговой службы и др.
 3.4 Прямое регулирование цен вРоссии
 
Прямое, илиадминистративное, вмешательство государства в действующие цены означает участиегосударства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен,установления определенных правил ценообразования.
В условиях рыночнойэкономики регулируемые, как и свободные, цены устанавливаются и утверждаютсясамими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляетсяпутем методического и организационного единства в установлении цен на товары иуслуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслямнародного хозяйства.
 Государство в лицесвоих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат –калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативнымидокументами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливаетнормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.
Прямое вмешательствогосударства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующихцен или их незначительного роста. Например, прогнозируемый рост уровня ценпредусматривался на 2003 г. – 10-12% в год, на 2004 г. – 8-10%, на 2005 г.-6,5-8%, на 2008 г.- 5-7% в год. Достигнуть этой величины без государственного участияневозможно (в 2000 г. Рост цен составил 120,2%, в 2002 г. – 115,1%). Главнойцелью ценовой и денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе остаетсяпоследовательное снижение инфляции.
Решение о необходимостирегулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектовценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методоврегулирования в повышении качества производимой продукции и в удовлетворенииспроса на неё.
Можно выделитьследующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования:
1. Общее замораживание цен(оно применяется при чрезвычайно
сильном инфляционномразвитии экономики), или замораживание цен на отдельные группы товаров, иливременный или частичный запрет на изменение цен. Например, вместо ежеквартальноменяющихся тарифов на э/э Федеральная энергетическая комиссия предложилазаморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 2003 г. стабильные тарифы наэ/э, учитывающие темпы инфляции и другие факторы. По мнению экспертов, этовнесет стабильность в отношения между поставщиками и получателями энергии.
2. Установление фиксированных цен и тарифов.Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решениюсоответствующих органов власти и управления и им же утверждаются. Решению о введениификсированных цен предшествует процесс определения прибыли (рентабельности),включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когдафиксированные цены не обеспечат отдельным предприятия и гражданам,зарегистрированным в качестве ИП, нормативной прибыли. Субъектыценообразования, в случае введения фиксированных цен, обязаны реализовать своюпродукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены. Фиксированные цены сталиодним из основных видов цен, применяемых при заключении государственныхконтрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадиизаключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, т.е. неизменяется при исполнении контракта.
3. Установление предельных цен или коэффициентов,пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени илипредельного уровня цен, т.е. максимального или минимальногоуровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такоерегулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободныхцен в конечном счете ведет к сокращению производства. Россия, отпустив в связис переходом к рынку свои цены на свободу, потеряла значительную частьнационального продукта.
Предельный уровень ценыможет быть надежной гарантией населению от «ценового диктата» производителей вусловиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товарыи услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами властии управления. В своей деятельности российское правительство с 1996 г. Ведетпрактику регулирования предельных минимальных цен на продукцию ликеро-водочнойотрасли промышленности. С учетом изменения норм и правил производства и оборотаалкогольной продукции периодически утверждаются минимальные цены на водку,ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию в качестве нижней границыреализации при осуществлении оптовой и розничной торговли этой продукцией навнутреннем рынке.
4. Установление предельного норматива рентабельности. Вэтом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельногонорматива рентабельности. В России этот метод получил наибольшеераспространение. Он применяется при регулировании цен на продукциюпредприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируютместные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги ит.д.). Чаще всего предельные уровни рентабельности утверждаются на продукциюпредприятий-монополистов.
5.  Установлениефиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых торговых надбавок,наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешеноустанавливать их предельные уровни на соответствующей территории, определятьпорядок их установления.
6. Для биржевой торговли и внебиржевого оборота можетбыть введен предельный уровень котировальных цен натовары, поступившие из государственного сектора, и прогрессивноеналогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающимпредельные уровни цен.
7. Декларирование цен. По решениюорганов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых(отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъектыпредпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию,обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемыхцен для заявительной регистрации. Органы ценообразования вправе принять решениео регистрации декларируемой цены либо отказать в ее регистрации или принятьрешение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлениемпредприятия-декларанта о причинах изменения, если при формированиидекларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.
С момента регистрациицены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введенообязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключить с потребителямидоговоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене не выше зафиксированной вдекларации.
8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видампродукции [3, стр.86-89].
Всоответствии с упоминавшимся Постановлением Правительства РФ № 239государственно-правовое регулирование цен (тарифов), надбавок посредствомустановления фиксированных цен и тарифов, предельных цен и тарифов, надбавок,предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларированияповышения цен применяется только на продукцию производственно-техническогоназначения, товары народного потребления и услуги, предусмотренные п. 1настоящего Постановления (эти перечни продукции приведены нами выше). 3.5 Косвенное регулирование цен в России
 
Наряду с методамипрямого регулирования цен государство осуществляет косвенное регулирование, т.е.воздействует на процесс ценообразования и рядом косвенных мер. Такие меры сталиприменяться в западноевропейских странах с начала XXв., когда инфляционный рост цен стал устойчивой тенденцией. Меры косвенногорегулирования цен, как правило, направлены на изменение конъюнктуры рынка, насоздание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговыхопераций, а целом – на установление оптимального соотношения между спросом ипредложением.
К методам косвенногорегулирования цен относятся государственные закупки, налоговая система,регулирование денежного обращения и кредита, политика государственных инвестицийи регулирования государственных расходов, установление норм амортизации и т.д.Этими мерами государство стремится установить равновесие между спросом ипредложением и таким образом способствовать более равномерному и медленномуросту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы проявляются ввоздействии не на цены, а на факторы, влияющие на ценообразование. Факторы,которые носят макроэкономический характер [7, стр.151].
Косвенное воздействиена формирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов:
·  спомощью мер, направленных на изменение величины затрат, включаемых всебестоимость товаров, услуг;
· путемрегулирования доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;
· путемиспользования и применения совокупности разных способов и средств,способствующих расширению товарного предложения на рынке;
· путемрегулирования налогов на производимую, так и на потребляемую продукцию (системальготного налогообложения).
Путем льготногокредитования, субсидирования и дотирования из бюджета снижаются затраты напроизводство, что является основой стабилизации или снижения цен дляпотребителей. Государственное субсидирование – существенный фактор поддержкималодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а такжепредприятий, находящихся в состоянии реконструкции или кризиса, что, в своюочередь, может оказать влияние на стабилизацию уровня цен на товары первойнеобходимости.
Что касается дотаций,то, как правило, дотируются низкорентабельные и убыточные производства, важныедля экономики в целом. Широко распространены дотации с/х производства.
К формам косвенногорегулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы,разрабатываемые государственными органами:
· созданиеусловий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, дляповышения эффективности производства предприятий естественных монополий ПравительствомРФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов,организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиямиестественных монополий;
· разработкаспециальных правительственных программ по развитию производства товаровнародного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличениюжилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований;
· государственноестимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создание совместныхпредприятий;
· эффективноеиспользование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулированиятоварной интервенции по дефицитным или предназначенным для социальнонезащищенных слоев населения видам продукции [3, стр.89-90].
Каждый израссматриваемых методов имеет свои достоинства и недостатки, что и определяетсферы их преимущественного применения. Так, например, прямое регулирование используется,как правило, при размещении государственного заказа на производство (ремонт)всех видов вооружения. При реализации государственных (региональных) программ,связанных с экологией, энергетикой, крупным гражданским (промышленным)строительством. Однако это вовсе не означает. Что меры косвенного воздействия вотношении, к примеру. Предприятий военно-промышленного комплекса перестаютдействовать: эти предприятия многочисленными каналами связаны с поставщикамиматериалов и комплектующих; они находятся в том же финансово-кредитномпространстве, что и все остальные хозяйствующие субъекты, и т.д. Справедлива иобратная связь (например, если предприятие энергетики поставляет свою продукциюпредприятию, работающему по свободным ценам), следовательно, во всех случаяхболее уместно говорить о ценах преимущественно прямого или преимущественнокосвенного регулирования. А так как прямое регулирование цен (без которогоневозможно решать вопросы национальной безопасности, экологии, здравоохраненияит.д.) предполагает соответствующее планирование, то можно сделать вывод о том,что во всех экономических системах присутствуют элементы планирования какнеобходимого условия эффективности управления [6, cтр.51].
В настоящее времярыночный механизм и рыночная конкуренция — это конкуренция систем, перешедшихот состояния стихийного саморегулирования в состояние жесткой самоорганизации.
На основе кейнсианства имонетаризма сложилась сеть механизмов саморегуляции в виде функциональныхэкономических систем (ФЭС). Они отличаются от целенаправленных систем тем, чтоони представляют собой саморегулирующиеся элементы, в которых всякое отклонениеот определенных заданных параметров устойчивости служит толчком к немедленноймобилизации многочисленных механизмов, восстанавливающих равновесие на макро- имикроуровне.
Одной из основных ФЭС врыночной экономике является система формирования конкурентной Среды, котораясоздает и поддерживает оптимальные условия для развития частногопредпринимательства и добросовестной конкуренции. Она же обеспечивает защитумелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупныхмонополий, а также регулирует деятельность естественных монополий.
Во многих промышленноразвитых странах действует функциональная система поддержания уровня внутреннихцен. Появление ФЭС стало возможным лишь в связи с бурным развитием средствсвязи, телекоммуникаций и электронно — вычислительной техники, которыепозволяют оперативно получать информацию о положении на внутреннем и внешнемрынках, анализировать ее и готовить варианты тех или иных решений.
В саморегулирующейсяэкономической системе принципиально меняется роль государства, котороепревращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы,обеспечивающий нормальную работу функциональных систем. Государство через ФЭСвмешивается в жизнь рынка только в той степени, в которой требуется поддержаниеустойчивости макроэкономического равновесия, а также для обеспечения работымеханизма конкуренции или для контроля тех рынков, на которых условия свободнойконкуренции неосуществимы.
Необходимо заметить, чтов России создаются лишь отдельные элементы функциональных экономических систем,из которых в перспективе могут сформироваться действенные механизмысаморегуляции. 3.6 Общественное регулирование цен в России
 
Развитие общественногоразделения труда делает производство товаров и услуг общественным, т.е. оноосуществляется для удовлетворения общественных потребностей другихтоваропроизводителей. Товарно-денежные отношения являются механизмом решенияэтой проблемы. Производство, в особенности условиях научно-техническойреволюции, превращается в сложный механизм, функционирование которого всебольше затрагивает интересы и отдельных лиц, и всего общества в целом.Возникает объективная потребность организации и осуществления общественногорегулирования производства, реализации и потребления товаров и услуг.Появляются виды производства, способные нанести ущерб и нации, и всемучеловечеству, если они будут вестись без контроля со стороны общества.Например, производство атомного и химического оружия, производство ипотребление экологически вредных видов продукции. Возникает потребностьустановления общих норм поведения при использовании природных ресурсов всегочеловечества: Мирового океана, космического и воздушного пространства.Регулирование производства, реализация и потребление товаров и услуг необходимокак на уровне отдельного лица, так и для фирм, предприятий, регионов, страны,группы стран и мировой экономики в целом.
Рынок не всегда можетрешить сложные социально-экономические противоречия. Так как он способствует ихзарождению. Но в сочетании с другими экономическими рычагами, в частности сметодами общественного регулирования экономических процессов, рынок даетвозможность найти наиболее простые и рациональные способы разрешения этихпротиворечий. Прелесть рыночного механизма, как отмечает Джордж Сорас, не втом, что он может избежать ошибок, а в том, сто он может их исправлять,исключая ошибки регуляторов. Комплексные системы нуждаются в регулировании.Возмещение затрат, распределение и перераспределение доходов на основемеханизма ценообразования затрагивает интересы всех слоев общества. В ценеперекрещиваются все политические, экономические и социальные интересы, и поэтомудолжны быть созданы общественные органы, участвующие в оценке результатовприменения цен, их динамики и соотношения.
Общественноерегулирование предполагает участие общественных организаций, объединяющихразличные слои населения, в разработке и принятии законодательных актов и ихприменении с учетом интересов всего общества или больших групп населения.
Учитывая, чтообщественное самоуправление будет приобретать все более широкий характер,изучение и обобщение практики участия общественных организаций в регулированиирынка и цен приобретает важное теоретическое и практическое значение. В прошломширокое участие в регулировании рынка и цен принимали коммунистическая партия,профсоюзы, комсомол и другие общественные организации.
В рыночной экономике,основанной на преобладающей роли частной собственности, участие в общественномрегулировании рынка и цен играют такие организации, как Общественная палата приПрезиденте РФ, профсоюзы (рынок рабочей силы и ценообразования напотребительские товары и услуги), общество потребителей, Совет ветеранов,Детский фонд, общества по защите природы, культурных ценностей и др.
В регулированиирыночных цен важную роль играет Общество потребителей. При покупкенекачественной продукции. К тому же по завышенной цене, Общество потребителейможет оказать помощь отдельным лицам при их обращении в суд. Фирма будетвынуждена возместить нанесенный покупателю ущерб.
В зарубежной практикедеятельность таких обществ пользуется широкой популярностью у населения.Поддержкой со стороны государственных органов. Фирма, нарушившая правилавыпуска и продажи продукции и попавшая в сферу влияния Общества потребителей,стараются «мирным» путем разрешить возникший конфликт, так как в противномслучае шум, поднятый в прессе, на телевидении и радио, может нанести им ещебольший моральный и экономический вред, лишить их постоянных покупателей, неговоря уже о размерах штрафных санкций.
Оценка инфляции, уровняцен, затрат и доходов общественными организациями в сочетании с показателямигосударственной статистики дадут более точную картину реальных процессов нарынке. Примером может служить общественное обсуждение уровня и динамики цен набензин.
Уровень и динамика ценна такие продукты массового спроса, как бензин, хлеб, услуги ЖКХ и другие,будут привлекать внимание самых широких слоев населения. Поэтому требуется,чтобы рассчитывались индексы цен общественными организациями и, таким образом,формировалась независимая оценка темпов инфляции в стране[5, стр.70-71].
Заключение
 
В представленной работемы рассмотрели организационно-экономические основы регулирования цен,проанализировали, как воздействует государство на уровень цен. Сложившаясясистема государственного регулирования цен наряду с другими формамигосударственной политики в России представляет собой попытку воздействия настоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельнымиотраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования впоследнее время резко усилилась в связи с развитием инфляции. Ценовая политикастановится одной из самых важных сфер экономической деятельности нашегогосударства, так как с помощью регулирования цен оно воздействует на состояниехозяйственной конъюнктуры отдельных товарных рынков.
В данной работе мы рассмотрели,что именно посредством государственного регулирования государство с помощьюзаконодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятийвоздействует на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильномуразвитию экономики в целом. Это определило актуальность выбранной нами темы.
В курсовой работе мы раскрылиформы государственного регулирования цен: первая — прямое (административное)регулирование цен; вторая форма – косвенное (экономическое) регулирование цен. Государствопрямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют основусистемы цен России. Это цены на энергоносители, услуги (транспорта, связи,жилищно-коммунальные) и другие, которые оказывают существенное влияние на всюэкономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги,государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.
 Делаем вывод, что прямыеметоды контроля за ценами не должны противопоставляться косвенным, а должнысочетаться с ними. Косвенные меры, как правило, направлены на изменениеконъюнктуры; создание определенного положения в области финансирования,валютных и налоговых операций; установления оптимального соотношения междуспросом и предложением. Поэтому наиболее оптимальным является гибкое сочетаниегосударством прямых и косвенных методов регулирования цен.
Подводя итог исследованияданной темы, можно сделать вывод, что при чрезмерном государственномрегулировании цен рыночные механизмы ослабевают и создается опасность потерирыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основныерыночные параметры испытывают сильное влияние нерыночных факторов. Не связаннаяс конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может адекватноменяться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случаевозникают дефицит и затоваривание. Особенно эти явления были распространены всоветскую эпоху, когда государство контролировало практически все цены.
В тоже время в случаеполного отхода государства от участия в формировании цен и их регулированияведёт к тому, что государство теряет один из важнейших методов борьбы смонополизмом; рыночные отношения и финансовое положение многих предприятийтеряет достаточную устойчивость. Таким образом, в рыночной экономикенедопустимы чрезмерное увлечение регулированием цен со стороны государства иполный отказ от такого регулирования (прежде всего на продукцию эффективных, нозатрудняющих конкуренцию монополистических предприятий).
В результате рассмотренияданной темы вскрывается ряд проблем, которые требуют дальнейшего решения:
1. Для создания единогомеханизма регулирования цен требуется принятие общефедерального закона ополитике цен, механизмах и методах их регулирования. В настоящее время в Россиитакой закон отсутствует.
2. Государство должноотслеживать изменения цен на все виды товаров, анализировать причины такихизменений и прямо или косвенно воздействовать на процессы внутреннегоценообразования.
3.Необходимо изучениеопыта ценообразования и регулирования цен развитых зарубежных стран, чтобы понятьего закономерности и тенденции и использовать полученные знания приформировании ценового механизма в России. Для повышения эффективностигосударственного регулирования цен следовало бы отбирать все лучшее, чтонакоплено в области теории и практики ценообразования мировым хозяйством, и споправками на специфические экономические и политические условия страныиспользовать у себя, но делать это следует продуманно и взвешено.
Список использованнойлитературы
 
1.  Абакумова О.Г. Ценыи ценообразование. Конспект лекций.- М.: Приор- издат, 2008
2. Косьмин А.Д., МетелёвС.Е., Косьмина Е.А. Цены и ценообразование. Курс лекций, тексты и задачи.Учебное пособие, 2006.
3.  Липсиц И.В.Коммерческое ценообразование: Учебник.-М.: Издательство БЕК, 2000.
4. Практикум поценообразованию: учебное пособие/ М.М.Бутакова .-М.; КНОРУС,2006.
5. Романенко И.В.Ценообразование: Конспект лекций.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000
6. Райзберг Б.А.,Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-4-еизд.-М., 2003
7. Слепнева Т.А.,Яркин Е.В. Цены и ценообразование: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М,2001
8. Шуляк П.Н.Ценообразование: Учебно-практическое пособие. – 11-е изд., перераб. И доп. –М.: Издательско-торгов. корпорация «Дашков и К »; 2008.
9. Цены иценообразование. Конспект лекций.- М.: Приор-издат, 2008
10.  Цены и ценообразование: Учебник длявузов. 5-е изд./ Под ред. В.Е.Есипова – СПб.: Питер, 2009
11.  Ценообразование: Учебник для вузов/Под ред.И.К.Салимжанов. – 2-е изд., стер.-М: КНОРУС, 2008.
12.  bibliotekar.ru/kodex-7/40.htm Цены.Правовое регулирование цен предприятий-монополистов
13.  yur-portal.ru/index.php? Методы, средства и формыгосударственного регулирования ...
Размещено нааllbest.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :