Реферат по предмету "Экономика"


Определение затрат на качество

Классификация затрат на качество –  одна из главных задач, от  правильного решениякоторой зависит определение их состава и требовании к организации учета,анализа и оценки.
Основным требованием к классификации является наиболееполный  охват всех затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него,а также их полная характеристика, отражающая сложность и многофакторныйхарактер процесса формирования качества. Поэтому классификация должнаохватывать все  стадии создания и потребления продукции и в нее следуетвключать  максимально возможное число признаков.
На основе обобщения публикацийотечественных и зарубежных специалистов, а также исследований,  проведенныхавторами, была разработана классификация затрат (таблица). В соответствии с нейклассификационные группы затрат формируются по различным аспектам в зависимости от конкретных условий  и требований. Эти группы можно рассматривать как модели состава  затрат. 
Классификация затрат по целевомуназначению соответствует современному пониманию деятельности предприятия в областикачества  согласно международно-признанному содержанию терминов «обеспечениекачества», «улучшение качества» и «управление качеством». 
Под затратами на обеспечение качества следуетпонимать все затраты, произведенные для удовлетворения установленныхпотребителем требований к качеству продукции или услуг.
Затраты на улучшение качества – это затраты,направленные на  удовлетворение предполагаемых  требований потребителя.
К затратам на управление качеством относятсязатраты на разработку и реализацию корректирующих и предупредительных мер,необходимых для  устранения выявленных или предотвращения потенциальныхнесоответствий продукции (услуг) предъявляемым или предполагаемым требованиям кней.
Исходя из требований стандартов  ИСО семейства 9000 кразличным  моделям системы качества, ведущее  значение в рассматриваемойклассификационной группе имеют, безусловно, затраты на обеспечение  качества,состав и структура которых могут включать отдельные элементы затрат наулучшение качества и управление им.

Обобщенная классификация затрат на качество
Признак классификации
Классификационная группа затрат 1) по целевому назначению
на улучшение качества
на обеспечение качества
на управление качества 2) по экономическому характеру затрат
текущие
единовременные 3) по виду затрат
производительные
непроизводительные 4) по методу определения
прямые
косвенные 5) по возможности учета
поддающиеся прямому учету
неподдающиеся прямому учету
которые экономически нецелесообразно учитывать 6) по стадиям жизненного цикла продукции
на качество при разработке продукции
на качество при изготовлении продукции
на качество при использовании продукции 7) по отношению к производственному процессу
на качество в основном производстве
на качество  во вспомогательном производстве
на качество при обслуживании производства 8) по возможности оценки
планируемые
фактические 9) по характеру структурирования
по предприятию
по производству
по видам продукции 10) по объектам формирования и учета
продукция
процессы
услуги 11) по виду учета
оперативный
аналитический
бухгалтерский
целевой
По экономическому характеру затраты могут быть отнесены к текущим и единовременным.
К единовременным, кроме капитальных вложений на приобретение оборудования, средствизмерения и другого имущества, необходимого для улучшения, обеспечения илиуправления  качеством и включаемого в состав  материальных активов, следуетотносить затраты на разработку продукции и технологии ее изготовления.
К текущимотносятся все затраты  на качество, воспроизводимые при  изготовлении продукции(например,  затраты на контроль качества и испытания изделий, на техническоеобслуживание и ремонт оборудования  и др.
Классификация по виду затрат на  производительные и непроизводительные позволяетвыявить их результативность.
К производительным  могут быть отнесены все затраты, с  помощью которых достигаетсявыполнение функции, связанных с обеспечением, улучшением и управлениемкачеством.
Непроизводительные – это затраты, которые являются  ненужными или излишними; онивыявляются при анализе и оценке затрат. Такие затраты не следует отождествлятьс потерями от ненадлежащего уровня качества продукции  или низкого качества сеизготовления. Например, при высоком уровне  организации производства и действенномсамоконтроле затраты на  проведение контроля технологической дисциплины могутоказаться  ненужными. В то же время затраты  на исправление несоответствующей установленным требованиям или дефектной продукции являются потерями.
По методу определения затрат  они подразделяются на прямые и  косвенные. Прямыезатраты могут  быть непосредственно рассчитаны и  учтены по конкретному видупродукции или деятельности;
косвенные – по тому или иному принятому признаку. При организации учета затрат необходимостремиться к тому,  чтобы большинство затрат можно  было определить прямымсчетом.  Эта требование относится также к  следующей классификационной группе,так кок от полноты учета затрат зависит возможность их правильною планирования,анализа и оценки.
Последующие классификационные  группы показываютвозможность (в  зависимости от конкретных условий) различного подхода кформированию состава затрат на качество.  Кроме того, эти группы могут быть использованы  при планировании затрат.
Практическая значимость любой  классификацииобусловлена правильностью принципов, положенных  в их основу. Именно с этойточки  зрения проанализируем различные  классификации затрат на обеспечениекачества. Необходимость такого анализа обусловлена тем, что в  ряде случаев принципыклассификации их авторами не выделяются.
Примером, подтверждающим сказанное, являетсяклассификация А.Фейгенбаума,  представленная на схеме 1. Отсутствие принципаклассификации приводит к тому, что затраты, необходимые для обеспечениякачества (обозначены цифрами 1, 2)  приравниваются к убыткам (обозначеныцифрой  3). При таком подходе невозможно  оценить экономическую эффективностьзатрат, которая определяется  сравнением затрат и потерь. Ведь  увеличениезатрат на обеспечение  качества должно приводить к сокращению абсолютных иудельных потерь от рекламаций и ликвидации  отклонений и несоответствий,выявленных в процессе изготовления продукции.
Схема 1
Классификация затрат на обеспечение качества А.Фегенбаума
/>

Недостатки такой классификации  затратпроанализированы японскими специалистами [5], которые предлагают в ее основуположить принцип полезности затрат, разделив их  на две категории: расходы напроведение работ по обеспечению качество и убытки, вызванныенеудовлетворительной деятельностью в области качества (схема 2).
 
Схема 2
Японский подход к классификации затрат на обеспечениекачества
/>

Японская модель кардинально отличается отамериканского подхода, так как в ее основу положена  концепция, ориентированнаяне на  продукцию, а на деятельность по  обеспечению качества и оценку ее  результатов.Поэтому расчеты затрат на обеспечение качества представляют собой определениестоимости работ, цель которых – уменьшение общих затрат путем планируемогоувеличения стоимости мероприятий, направленных на предупреждение несоответствийи дефектов. В результате должны уменьшаться затраты на оценку качества  ирасходы, обусловленные браком.  Экономическая же эффективность  оцениваетсяпутем сравнениям затрат с затратами, а не затрат с  доходами.
Концепция, предложенная японскими специалистами,является более обоснованной. Предусмотренный ею подход – его можно назвать «управленческим» – позволяет разрешить тупиковую ситуацию, сложившуюся вэкономических исследованиях по проблеме затрат на качество, так как дает ответына принципиально важные вопросы; чем отличаются себестоимость продукции от затрат на качество какую долю в  себестоимости занимают затраты  на качество ит.п.
Весьма важным является также и  то, что японскаямодель согласуется  с содержанием стандартов ИСО  семейства 9000,регламентирующих  требования к видам деятельности в  рамках системы качества.Поэтому  «управленческое» направление определения затрат на качество нуждаетсяв дальнейшем  развитии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫОИ ЛИТЕРАТУРЫ
1.           Фейгенбаум А. Контроль качествапродукции: Сокр. пер. с англ. – М. Экономика, 1986 – С. 137 – 163.
2.           J.M. Juran QualityControl, Handbook. NY, 1962.
3.           Карлик Е.М., Демиденко Д.С.Затраты на обеспечение и повышение качества продукции, их классификация //Стандарты и качества. – 1977 — №8 – С. 27-29.
4.           Карлик Е.М., Демиденко Д.С.,Шкловский В.М. Затраты на повышение качества продукции на машиностроительныхпредприятиях. – Л: ЛДНТП, 1979.
5.           Накомуро Т. Внедрение системырасчета затрат на обеспечение качества продукции. – В сб.: Качество, торговля,экономика. – М.: Изд-во стандартов. – 1970. – С. 23-31.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.