Содержание
Введение
1.Олигополия и ее основные признаки
2.Олигополия на примере рынка нефтепродуктов РФ
3.Роль ФАС (Федеральной антимонопольной политики) в регулировании структуры рынканефтепродуктов РФ
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
В экономической теории большое внимание уделяетсяпроблемам структуры рынка. Как известно, выделяют совершенную и несовершеннуюконкуренцию. Если совершенная конкуренция – это несколько идеализированнаямодель структуры рынка, то несовершенная – это вполне реальная.
К числу несовершенной конкуренцииотносят олигополию, монополистическую конкуренцию и монополию. В данной работемы остановились на олигополии.
В условиях замедления экономическогороста и уменьшения спроса на товары и услуги все более активной становитсяконкурентная борьба на рынке. Укрепление игроков приводит к увеличению ихвозможностей для воздействия на рынок.
Российскийрынок имеет ряд особенностей, связанных с тем, что на рынке преобладаюткомпании с высокой долей занятого рынка различных отраслях народного хозяйства.В результате рынок олигополии для нас является очень важным, так как многиефирмы-олигоолисты являются ключевыми для нашей экономики. Это и АвтоВаз иГазпром и нефтеэкспортеры и «металлурги» и многие другие. Если взятьпроизводство основных видов промышленной продукции, то на долюолигополистических отраслей приходится 40%, а по некоторым данным все 60%.Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации.
Впоследние годы государство уделяет повышенное внимание проблемам, связанным ссостоянием конкуренции, а также пресечению нарушений антимонопольногозаконодательства. Обновлено антимонопольное законодательство, значительноужесточены санкции за его нарушение.
Актуальность проблемы заключается в том,что в условиях российской экономики олигополия существенно влияет на развитиестраны. Это особенно актуально в современное кризисное время, когда происходитперераспределение собственности, сокращение игроков на рынке, различные слияниеи поглощения. Задача Федеральной антимонопольной службы – не допуститьпоявление новых монополистических и олигополистических структур, тайныесговоры, повышение цен и т.д.
Объектом изучения в нашей работеявляется олигополистический рынок нефтепродуктов России.
Предметом исследования являютсяэкономические отношения, возникающие между субъектами олигополистическогорынка, государством и другими фирмами в области производства, ценообразования,сбыта.
Целью нашей работы является изучениеособенностей такой рыночной структуры как олигополия.
Для достижения поставленной целинеобходимо решить следующие задачи:
- датьопределение категории «олигополии»;
- рассмотретьособенности олигополистического рынка;
- рассмотретьосновные виды олигополий;
- проанализироватьценовую политику в условиях олигополистического рынка;
- рассмотретьолигополистический рынок нефтепродуктов в России, выявить его основные черты;
- проанализироватьроль ФАС в регулировании рынка нефтепродуктов в России.
Теоретической основой для написаниякурсовой работы послужили работы Ивашковского С.Н., КитаП., Носовой С.С., Грязновой А.Г., Чечелевой Т.В., М.И.Плотницкого,И.Е.Рудановой. В работе также использовались журналы «Общество и экономика»,«Вопросы экономики», «Проблемы современной экономики», «Современнаяконкуренция», «Экономический анализ», а также интернет-источники.
1. Олигополия и ее основныепризнаки
Олигополия – это такая рыночнаяструктура, при которой существуют несколько продавцов и доля каждого из них вобщих продажах на рынке настолько велика, что изменение в количествепредлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены [14, с.364].
Олигополия – этотакая ситуация, при которой число фирм на рынке настолько мало, что каждая приформировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию состороны конкурентов. Олигополию можно определить как рыночную структуру, прикоторой на рынках товаров и услуг господствует относительно небольшое числофирм, производящих однородные или дифференцированные продукты [11, с.193].
Количество субъектов олигополии можетбыть разным. Все зависит от концентрации продаж в руках той или иной фирмы. Помнению некоторых экономистов, к олигополистическим структурам можно отнеститакие рынки, на которых сосредоточивается от 2 до 24 продавцов. Если на рынкесуществуют только два продавца – это дуаполия, частный случай олигополии.Верхний предел условно ограничивается 24 хозяйствующими субъектами, так как,начиная с числа 25, идет отсчет структур монополистической конкуренции.
Выделяют следующие причины становленияолигополии [14, с.365]:
- возможностьв некоторых отраслях эффективного производства только на крупных предприятиях(эффект масштаба);
- владениепатентами и контроль над сырьем;
- поглощениеслабых фирм более сильными. Такое поглощение осуществляется на основефинансовых операций, направленных на приобретение предприятия полностью либочастично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала;
- эффектслияния, которое, как правило, носит добровольный характер. При слияниинескольких фирм в одну новая фирма может добиться ряда преимуществ: возможностиконтролировать рынок, цену, закупать сырье по более низким ценам и т.д.;
- научно-техническийпрогресс, с которым связано существенное расширение производства с цельюреализации эффекта масштаба.
Олигополии присущи следующие черты:
- наличиенескольких фирм, незначительное число производителей;
- контрольнад ценой, ограниченный взаимной зависимостью или значительный при тайномсговоре;
- наличиесущественных экономических и юридических препятствий для вступления в отрасль(прежде всего – эффект масштаба, патенты, владение сырьем);
- взаимозависимость,предполагающая ответные действия конкурента, особенно при проведении ценовойполитики;
- неценоваяконкуренция, особенно при дифференцировании цен.
Многие из указанных черт характерны идля других рыночных структур. Поэтому невозможно сконструировать единую модельолигополии.
Олигополия может быть жесткой, когда нарынке господствуют две–три фирмы, и расплывчатой, при которой шесть и болеефирм делят 70–80 % рынка.
С точки зрения концентрации продавцов нарынке олигополии могут быть разделены на плотные и разреженные. К первымотносятся такие отраслевые структуры, где представлены два–восемь продавцов, ковторым – более восьми хозяйствующих субъектов. В случае плотной олигополиивозможны различного рода сговоры в отношении согласованного поведения продавцовна рынке в силу их ограниченного количества. При разреженной олигополии этопрактически невозможно [18, с.218].
С точки зрения особенностей и характерапроизводимой продукции олигополии подразделяются на однородные и дифференцированные.Первые связаны с производством и предложением стандартных продуктов (сталь,цветные металлы, строительные материалы), вторые формируются на основе выпускамногообразного ассортимента продуктов. Они характерны для отраслей, в которыхимеется возможность дифференцировать производство предлагаемых товаров и услуг[18, с.219].
Олигополия в большей степенираспространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуютширокие возможности для дифференциации отраслевого товара. Такое положениехарактерно для обрабатывающей, добывающей, нефтеперерабатывающей,электротехнической промышленности, а также для оптовой торговли.
При олигополии в отрасли функционируетне одна фирма, а ограниченное число конкурентов. Поэтому отрасль не являетсямонополизированной. Выпуская дифференцированную продукцию, фирмы, образующиеолигополию, конкурируют между собой с использованием неценовых методов, а наизменение спроса реагируют главным образом изменением объема производства.
Поведение олигополии в отношении цены иобъема выпуска продукции различается. Ценовые войны доводят цены до их уровняпри конкурентном равновесии. Чтобы избежать этого, олигополии могут заключатьтайные соглашения картельного типа, тайные джентльменские соглашения;согласовывать свое поведение на рынке с поведением лидера в отрасли.
Олигополия при определении цены и объемапроизводства учитывает не только поведение потребителей (как это делается придругих рыночных структурах), но и реакцию своих конкурентов. Зависимостьповедения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистическойвзаимосвязью [11, с.195].
Взаимосвязь субъектов олигополииособенно четко проявляется в ценовой политике. Если одна из фирм снизит цену,другие немедленно отреагируют на подобное действие, ведь в противном случае онипотеряют покупателей на рынке. Взаимозависимость в действиях выступаетуниверсальным свойством олигополии.
Фирмы взаимосвязаны в отношенииопределения своих объемов продаж, объемов производимой продукции, размераинвестиций, затрат на ведение рекламной деятельности. Например, если фирмахочет запустить новый продукт или новую модель продукта, то она прилагаетмаксимум усилий к рекламированию этого продукта. Но в то же время фирма должнапонимать, что за ней наблюдают другие фирмы-олигополисты. И в случае проведениярекламных компаний, конкуренты аналогично начнут вести себя. Они также создадутсхожий продукт или модель.
Такая ситуация определяется тем, что всефирмы понимают, что цели, задачи, решения конкурирующих компаний определяютсяповедением других фирм. И при принятии решений необходимо это понимать иожидать ответных действий со стороны конкурента.
В то же время олигополистическаявзаимозависимость носит и положительный, и отрицательный характер.Фирмы-олигополисты могут объединить свои усилия в борьбе против других,превращаясь в подобие чистой монополии, добиваясь полного исчезновенияконкурентов на рынке, либо же бороться против друг друга, превращая рынок вподобие рынка совершенной конкуренции [17, с.87].
Последний вариант чаще всего реализуетсяв форме ценовой войны – постепенного снижения существующего уровня цен с цельювытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Если одна фирма снизилацену, то ее конкуренты, почувствовав отток покупателей, в свою очередь, тожеснизят свои цены. Этот процесс может проходить в несколько этапов. Но снижениецен имеет свои пределы: оно возможно до тех пор, пока у всех фирм цены несравняются со средними издержками. В этом случае исчезнет источникэкономической прибыли и на рынке воцарится ситуация, близкая к совершеннойконкуренции. От подобного исхода в выигрышном положении, естественно, остаютсяпотребители, в то время как производители все до одного никакого выигрыша не получают.Поэтому чаще всего конкурентная борьба между фирмами приводит к принятию имирешений с учетом возможного поведения своих соперников. В этом случае каждая изфирм ставит себя на место конкурентов и анализирует, какова была бы их реакция[7, с.265].
Механизму ценообразования при олигополииприсущи две взаимосвязанные черты. Это, во-первых, жесткость цен, которыеизменяются реже, чем в других рыночных структурах, и, во-вторых,согласованность действий всех фирм в области ценообразования.
Ценовая политика вусловиях олигополии проводится с помощью следующих основных методов (некоторыеэкономисты считают их принципами): ценовая конкуренция; тайный сговор о цене;лидерство в ценах; ценовая накидка [11, с.196].
Ценовая конкуренция вусловиях олигополии носит сдержанный характер. Это связано, во-первых, сослабыми надеждами на достижение рыночных преимуществ по сравнению сконкурентами, а во-вторых, с риском развязывания ценовой войны, которая чреватанегативными последствиями для всех ее субъектов.
Тайный сговор в областиценообразования позволяет олигополистам уменьшить неопределенность, получатьэкономическую прибыль и препятствовать проникновению в отрасль новыхконкурентов. Олигополии согласны в ограниченных масштабах максимизироватьприбыль, иногда даже сводить ее к нулевому значению с тем, чтобы блокироватьвторжение в отрасль новых товаропроизводителей.
Лидерство в ценах складываетсяв ситуации, когда повышение или понижение цен фирмой, доминирующей волигополии, поддерживается всеми или большинством компаний на рынке. В условияхолигополии, как правило, имеется крупная фирма, выступающая в роли ценовоголидера. Изменение цен происходит только в том случае, если имеют место заметныеотклонения в стоимости тех или иных факторов производства или изменения вусловиях функционирования предприятия либо выпуска продукции.
Ценовая накидка (обычнов размере определенного процента) прибавляется к средним общим издержкампроизводства. Она призвана учитывать действительную или возможную конкуренцию,финансово-экономическую и рыночную конъюнктуру, стратегические цели и др. Этотпринцип известен под названием «издержки плюс». Накидка обеспечиваетполучение прибыли, определяет поведение и действия фирмы.
Олигополии имеют позитивные и негативныепоследствия. В качестве положительных можно отметить следующие моменты [11,с.196]:
- крупныефирмы имеют значительные финансовые возможности для научных разработок,технических нововведений;
- конкурентнаяборьба между фирмами, входящими в олигополии, способствует развитию научно-техническогопрогресса.
Эти положительные стороны отмечали И.Шумпетер и Дж. Гэлбрейт, которые утверждали, что крупные олигополистическиефирмы способны быть технически прогрессивными и финансироватьнаучно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для достижения высокихтемпов научно-технического прогресса.
По мнению других экономистов,преимуществами олигополии являются отсутствие разрушительной силы конкуренции,которая существует в условиях свободного рынка, более низкие цены и болеевысокое качество продукции, чем в условиях монополии; трудность проникновенияпосторонних фирм в олигополистические структуры благодаря эффекту масштаба.
Наконец, экономистами отмечается и тообстоятельство, что в целом олигополистические монополии необходимы обществу.На них возлагается исключительная роль в ускорении научно-техническогопрогресса, так как они в состоянии финансировать дорогостоящие научные проекты.
Негативные моментыолигополии сводятся к следующему [7, с.267]:
- олигополиине столь опасаются конкурентов, так как проникнуть в отрасль практическиневозможно. Поэтому они не всегда торопятся с внедрением новых техники итехнологий;
- заключаятайные соглашения, олигополии стремятся извлечь выгоду за счет покупателей(например, повышают цены на продукцию), что снижает уровень удовлетворенияпотребностей людей;
- олигополиисдерживают научно-технический прогресс. Пока не будет достигнута максимизацияприбыли на ранее вложенный крупный капитал, они не спешат с внедрениемновшеств. Это препятствует моральному износу машин, оборудования, технологий ипродуктов.
Разработано множество моделейолигополии. Наиболее распространены модели Курно, модель изгибающейся кривойспроса, модель на основе теории игр, модель ценового лидерства.
В рамках нашей работы мы не ставим передсобой задачу изучения этих моделей, но нужно отметить, что в экономическойлитературе они достаточно полно изложены. Рассмотрим например модель Курно.
Статический анализ взаимоотношения двухфирм в условиях дуополии был предложен в 1838 г. французским экономистом Антуаном Курно (1801-1877). Курно исходил из следующих предпосылок. Обе фирмы (А и Б)производят однородный товар. Им известна кривая рыночного спроса. Обе фирмыпринимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо другот друга. Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы немогут иметь точной информации о своих ошибках (действуют «с завязаннымиглазами»). При этом возможны различные варианты.
Допустим, одна из фирм (например, Б)принимает решение о приостановке производства. Тогда рыночный спрос полностьюобеспечивается выпуском фирмы А. Ее кривая спроса полностью совпадает с кривойрыночного спроса D1(0)(рис.1).
/>
Рис. 1 Оптимизация объема производствафирмы А в зависимости от объема производства фирмы Б
При выборе максимизирующего прибыльобъема производства фирма А решит производить 180 единиц товара, так как именнопри этих условиях сравняются предельный доход MR1(0)и предельные издержки МС1. Если теперь фирма Б будет производить 40единиц, то фирма А отреагирует на это сдвигом кривой спроса до положения D(40), а ее производство сократится до 40 (именно в этом случае MR1(40)= МС1. Соответственно, когда фирма Б производит 60 единиц, фирма Ауменьшает свой выпуск до 20 единиц, а когда фирма Б расширит производство до120 единиц, фирма А вообще остановит свое производство. Отмечая на графике(рис.2), как меняется выпуск фирмы А в зависимости от изменения выпуска фирмойБ, мы получаем кривую реакции фирмы А–QA(QБ).Аналогичный анализ можно осуществить и в отношении фирмы Б, получив врезультате еще одну кривую реакции — QБ(QA).Пересечение кривых реагирования этих двух фирм (точка Е) показывает равновесиеКурно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимаетоптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свойобъем производства.
/>
Рис. 2 РавновесиеКурно
Модель равновесия Курно предполагает,что фирмы-дуополисты конкурируют друг с другом. Ситуация принципиально изменится,если дуополисты договорятся друг с другом и будут коллективно намечать объемпроизводства. Рассмотрим этот случай, предполагая идентичность обеих фирм илинейную кривую спроса (рис. 3).
/>
Рис.3 Равновесие Курно, договорноеравновесие и конкурентное равновесие
Равновесие Курно достигается, когда Q1= Q2= 40, а суммарный выпуск составляет 80 единиц. Если фирмы договорятся максимизироватьсовокупную прибыль, чтобы затем разделить ее пополам, то множество возможныхрешений этой задачи будет ложиться на контрактную кривую. При этом суммарныйвыпуск Q + Q2= 60. Сравнение показывает, что при равновесии Курно общий объем производствавыше, чем при дуополистическом сговоре (40 > 30), но ниже, чем он был бы приконкурентном равновесии (40
В настоящее время все большее значениедля анализа олигополистических ситуаций получает теория игр. Теория игр – наука,исследующая математическими методами поведение участников в вероятностных ситуациях,связанных с принятием решений. Предметом этой теории являются игровые ситуациис заранее установленными правилами (типа игры в карты или в домино). В ходеигры возможны различные совместные действия – коалиции игроков, конфликты и т.д. Стратегия игроков определяется целевой (платежной) функцией, котораяпоказывает выигрыш или проигрыш участника Формы этих игр многообразны. Наиболеепростая разновидность – игры с двумя участниками. Если в игре участвуют неменее трех игроков, возможно образование коалиций, что усложняет анализ. Сточки зрения платежной суммы игры делятся на две группы – с нулевой и ненулевойсуммами. Игры с нулевой суммой называют еще антагонистическими: выигрыш одних вточности равен проигрышу других, а общая сумма выигрыша равна нулю. Похарактеру предварительной договоренности игры делятся на кооперативные (когдаобразуются коалиции игроков) и некооперативные (когда каждый играет за себяпротив всех).
Наиболее известный примернекооперативной игры с нулевой суммой является как раз таки модель Курно.
Таким образом, сделаем ряд выводов попервой главе курсовой работы:
- олигополия– это такая рыночная структура, где малому числу фирм принадлежит большая долярынка;
- олигополистическомурынку присуще следующие черты – это малое количество фирм, барьеры для входа нарынок, контроль над ценой, неценовая конкуренция, взаимозависимостьпроизводителей;
- поконцентрации производителей олигополию разделяют на плотную (2-3 производителя)и расплывчатую (6-8 производителей), по характеру предлагаемой продукции –однородную и дифференцированную;
- рынкуолигополии присуще такое качество как взаимозависимость производителей.Взаимозависимость в действиях выступает универсальным свойством олигополии;
- длярегулирования ситуации на рынке олигополисты могут заключать тайные соглашениякартельного типа, тайные джентльменские соглашения; согласовывать своеповедение на рынке с поведением лидера в отрасли.
- ценоваяполитика в условиях олигополии проводится с помощью следующихосновных методов: ценовая конкуренция; тайный сговор о цене; лидерство в ценах;ценовая накидка.
2. Олигополия на примере рынкенефтепродуктов РФ
В данный момент нефтяная промышленностьявляется определяющей для всей Российской экономики. Сколько раз по новостямцентральных и региональных СМИ, мы слышим о колебаниях цен на нефть и овозможных последствиях этих колебаний для России. Действительно сейчас, какговорят аналитики, Россия, как никогда, привязана к нефтяной игле, а от цен нанефть зависит и дефицит государственного бюджета, и рост благосостоянияграждан.
На сегодняшнем рынке (после распродажи«Юкоса») представлены несколько общероссийских и региональныхкомпаний: «Лукойл», «Сибнефть», «ТНК»,«Татнефть», «Роснефть», «Транснефть»,«РиТек», «Башнефть», «Сургутнефтегаз» и некоторыедругие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большаяразница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании.
Структура нефтяной отрасли в РоссийскойФедерации имеет олигопольный характер и характеризуется наличиемвертикально-интегрированных нефтяных компании (ВИНК), которые осуществляютдеятельность на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение,оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов. В течение 2004-2008гг. сохраняется устойчивая тенденция дальнейшего роста экономическойконцентрации и сокращения количества независимых участников рынка, а такжеувеличения присутствия на рынках нефтяной отрасли компаний с государственнымучастием. Такая информация содержится в докладе ФАС России «О состоянииконкуренции в Российской Федерации» (за 2008 год). В частности, продолжаетсокращаться количество малых независимых добывающих компаний и объем добываемойими нефти (с 1998 г. по 2008 г. объем добычи малых предприятий снизился в двараза – с 10% от общего объема до 5%). Количество независимых АЗС за последниетри года снизилось с 70% до чуть более 50%. В 2006 г. произошло поглощение Сибнефти Газпромом, а 2007 г. на торгах, проводимых РФФИ в связи банкротствомЮКОСа, Роснефть приобрела основные активы ЮКОСа, фактически поглотив одного излидеров нефтяной отрасли, и стала первой среди ВИНК по добыче, переработке иэкспорту нефти [22].
ВИНК доминируют на рынках добычи ипереработки нефти, свободный рынок нефти практически отсутствует: более 80%нефти в Российской Федерации добывается пятью крупными ВИНК (Роснефть, Лукойл,ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром), более 75% российской нефти перерабатываетсяна заводах, контролируемых теми же пятью ВИНК. Почти вся добытая ВИНК нефтьнаправляется на переработку на собственные НПЗ и на экспорт. Доля свободногорынка нефти от общего объема поставок нефти в Российскую Федерацию составляетоколо 15-20%. Небольшой сегмент независимого от ВИНК рынка нефти в основном ограниченпоставками на НПЗ Уфимской группы и на Московский НПЗ: 40% свободного рынкаформируется на Уфимской группе НПЗ, около 20% — на Московском НПЗ, на иных НПЗ– по 5-7%. Основные мощности НПЗ загружены переработкой собственной нефти ВИНК.Распределение оставшихся мощностей осуществляется среди небольшого количествакрупных трейдеров. Независимые компании, не имея возможности использоватьмощности НПЗ со своей нефтью, вынуждены покупать нефтепродукты на оптовом рынкепо цене, включающей маржу сбытов ВИНК или трейдеров [26].
Основными проблемами, с которымисталкиваются потенциальные и действующие участники рынка, являются: ограничениеили отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по переработкинефти; ограничение или отсутствие возможности независимых участников рынкапоставлять нефтепродукты в отдельные регионы; ограничение или отсутствиедоступа независимых участников рынка к мощностям по хранению нефтепродуктов;наличие хозяйствующих субъектов, которые доминируют на рынке хранения нефтепродуктови одновременно осуществляют розничную реализацию нефтепродуктов; наличие у ВИНКбольшого административного ресурса; высокие первоначальные затраты [6, с.162].
Доминирование ВИНК на рынках добычи ипереработки нефти определяет монопольную структуру реализации нефтепродуктовкрупным оптом с НПЗ. ВИНК используют давальческую схему переработки нефти какна «чужих» НПЗ, так и на собственных. Различные схемы «замещения по объемам»,перераспределение корзины нефтепродуктов на выходе с НПЗ, а также использованиетранзитных поставок затрудняют оценку географических границ рынков и долейучастников в оптовых поставках на внутренний рынок в региональном разрезе.
Доминирование ВИНК при крупнооптовойреализации нефтепродуктов с НПЗ (межрегиональный рынок) и наличие в большинстверегионов сбытов ВИНК, доминирующих на рынках хранения нефтепродуктов(региональные рынки), определяют монополизацию региональных оптовых рынковнефтепродуктов. Оптовые поставки нефтепродуктов с НПЗ ВИНК своим региональнымсбытам производятся в приоритетном порядке (объемы, цены). При этом существуетнегласное правило: ВИНК не продает нефтепродукты оптом в регионы, гдеприсутствует сбыт данного ВИНК. Это вынуждает независимых участников рынка либозакупать нефтепродукты у сбыта ВИНК, либо искать альтернативные схемы поставки(поставка партии частями из разных регионов, через соседние регионы с арендоймощностей по хранению, с использованием автотранспорта и др.), что приводит кнерентабельности работы. Создание же новых мощностей по хранению нефтепродуктовзачастую нецелесообразно, в связи с наличием уже существующих мощностей(включая законсервированные), достаточных для удовлетворения спроса на услугипо хранению. В 67 субъектах Российской Федерации (более 75%) на рынках хранениянефтепродуктов присутствуют хозяйствующие субъекты, доминирующие (в т.ч.совместно) с долей более 50%, в 57 регионах это сбыты ВИНК. Экономическаяконцентрация на рынках хранения нефтепродуктов характеризуется подавляющимпреобладанием единоличного доминирования: из 67 монополизированных рынков на 59– долю более 50% занимает одна компания, в 50 регионах это сбыты ВИНК, в 9 –независимые участники рынка. Более 50% АЗС принадлежат независимым операторам.Вместе с тем, в 62 регионах присутствуют хозяйствующие субъекты, которыедоминируют (в том числе совместно) на рынках розничной реализации различныхнефтепродуктов, и во всех 62 случаях на рынках присутствуют сбыты ВИНК. В 57регионах ВИНК единолично доминируют на рынках розничной реализациинефтепродуктов, независимые компании – в 18 [22].
Внутренняя цена на российскую нефтьформируется в результате оценки альтернативы поставки нефти на экспорт(железнодорожным транспортом) к продаже ее давальцам для переработки на НПЗ.Такая структура предложения нефти не позволяет говорить о свободнойконкурентной цене нефти на внутреннем рынке России. Фактически внутренняя ценарассчитывается методом net-back (вычитание таможенной пошлины из экспортнойцены) и, несмотря на различия в структуре рынка и условиях формирования цены нароссийском и мировых рынках, зависит от динамики мировых цен. Основной объемпредложения нефти на свободном внутреннем рынке формируется регулярнымипродажами ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ТНК-ВР» и независимыми малыми добывающимикомпаниями. ОАО «ЛУКойл» и ОАО «НК «Роснефть» также осуществляют поставки нефтина внутренний рынок. Однако торги ОАО «НК «Роснефть» при продаже нефти внутристраны характеризуются непрозрачностью и нестабильностью предложения объемов,ОАО «ЛУКойл» продает весь объем, а ОАО «ТНК-ВР» большую часть, с использованиемценовых формул, зависящих от мировых котировок. Таким образом, внутренняя ценана нефть формируется на свободном рынке только при поставках нефти ОАО«Сургутнефтегаз» (500-800 тыс.т. в мес.), малыми добывающими компаниями (100-300тыс.т. в мес.) и ОАО «ТНК-ВР» (оценочно 100-300 тыс.т. в мес.) независимымучастникам рынка для переработки на Уфимской группе НПЗ, Московском НПЗ инекоторых других НПЗ, что составляет лишь 4-7% от общего объема переработкинефти в Российской Федерации (18-20 млн.т. в мес.). Исходя из этого, цена нанефть в России определяется в результате баланса спроса и предложения наотносительно небольшие объемы нефти и не отражающие баланс рынка в целом [16,с.93].
Уровень цен зависит от конъюнктурывнешнего рынка, системы налогообложения, соотношения спроса и предложения навнутреннем рынке, текущей экономической ситуации в стране. По разным оценкам,цены могли быть ниже от 10 до 20 процентов. Повышенные цены на заправкахподдерживаются из-за завышенных (вследствие нарушений антимонопольногозаконодательства в 2008 и 2009 годах) цен в оптовом звене.
Развитию конкуренции на внутреннем рынкенефтепродуктов должны также способствовать меры по развитию глубокойпереработки нефти, повышению экономической привлекательности инвестиций внефтепереработку. Существенным фактором, оказывающим влияние на уровень идинамику внутренних цен на нефтепродукты, является монополизированная системареализации нефтепродуктов внутри страны, характеризующаяся непрозрачнымценообразованием и закрытостью хозяйственных отношений между участниками рынка.По сложившейся практике, нефтепродукты, производимые ВИНК на собственных НПЗреализуются оптом в следующем порядке приоритетности: 1) экспорт, 2) сбытовыекомпании, входящие в данную ВИНК, 3) независимые участники рынка. Как правило,сбытовые компании, входящие в группу ВИНК, не оформляют сделки купли-продажинефтепродуктов при их последующей реализации на АЗС ВИНК, поскольку АЗС ВИНК неявляются отдельным от этой сбытовой компании юридическим лицом. В результатетакой непрозрачной схемы издержки по реализации и объемы нефтепродуктовраспределяются непропорционально между АЗС ВИНК и независимыми АЗС, что создаетнеравные условия для функционирования участников розничного рынка нефтепродуктов,а также делает невозможным сравнение условий работы АЗС ВИНК и независимых АЗС[16, с.194].
Особенно остро непрозрачная сбытоваяполитика ВИНК влияет на рынок в периоды сезонного роста спроса нанефтепродукты, когда независимые участники испытывают острый дефицит продукта,в то время как компании ВИНК такого дефицита не ощущают. В сентябре-октябре 2007 г. в европейской части Российской Федерации возник локальный дефицит дизельного топлива,сопровождавшийся существенным ростом цен. В результате проведенного анализа ФАСРоссии установлено, что дефицит возник вследствие сокращения поставокдизтоплива на внутренний рынок: экспорт был более привлекателен в связи срезким ростом мировых цен на нефть и дизтопливо и ожиданием последующегоповышения таможенной пошлины, при этом одновременно сразу на 6 НПЗ РоссийскойФедерации проводились ремонтные работы. Некоторое увеличение производствадизельного топлива для поставки на экспорт и покрытия дефицита произошло засчет сокращения производства авиакеросина (близкие по составу фракции), чтопривело к нестабильности цен (рост 30%). Реализация нефтепродуктов с НПЗ ВИНКнезависимым участникам происходит на полузакрытых торгах (или при отсутствиитаковых), в которых могут принять участие приближенные к ВИНК компании. Какправило, схема таких продаж поощряет коррупцию среди менеджмента ВИНК, которыйсоздает «бумажные» посреднические структуры. Таким образом, действительнонезависимые от ВИНК компании не имеют возможности купить продукт непосредственнос НПЗ ВИНК и приобретают его у таких посредников по завышенной цене. Крометого, при продаже оптовых партий нефтепродуктов с НПЗ ВИНК повсеместновыставляется условие запрета на их розничную продажу в регионах, гдерасполагаются автозаправочные комплексы данной ВИНК. Такая сбытовая политика,проводимая практически всеми ВИНК, стимулирует неэффективоность инеобоснованные издержки на логистику, «бумажных» посредников, излишние запасы ит.д. Все это способствует формированию необъективных, завышенных цен нанефтепродукты.
Подобное устройство рынка, порожденногои поддерживаемого всеми крупнейшими ВИНК, наносит ущерб эффективности самимВИНК. Рынок нефтепродуктов, являясь непрозрачным, разделяется на зоны влиянияразличных ВИНК в оптовом и розничном сегментах. Ориентированность на экспорт,непрозрачность существующей системы продаж нефтепродуктов, способствуетнедоверию между ВИНК – каждая из которых контролирует ситуацию только в зонахсвоего, как правило, доминирующего влияния. Общее описание сложившейсяструктуры выглядит следующим образом: добываемая ВИНК нефть перерабатывается насобственном НПЗ и реализуется на собственных АЗС вне зависимости оттерриториальной удаленности этих объектов производственной цепи друг от друга.Несмотря на очевидную привлекательность торговли нефтью и нефтепродуктами междуВИНК, этого не происходит. Таким образом, по мнению ФАС России, негативноевлияние на эффективность работы компаний и свободное ценообразование на нефть инефтепродукты в России вертикальной интеграции может быть устранено черезсущественное повышение прозрачности при операциях с нефтью и нефтепродуктами ивовлечение в торговый оборот нефти и нефтепродуктов, принадлежащих ВИНК [26].
Основные выводы по второй главе:
- структуранефтяной отрасли в РФ имеет олигопольный характер и характеризуется наличиемвертикально-интегрированных нефтяных компании (ВИНК);
- свободныйрынок нефти практически отсутствует: более 80% нефти в Российской Федерациидобывается и обрабатывается пятью крупными ВИНК;
- существуютряд серьезных барьеров для входа в отрасль: ограничение доступа независимыхучастников рынка к мощностям по переработки нефти; ограничение возможностинезависимых участников рынка поставлять нефтепродукты в отдельные регионы;наличие у ВИНК большого административного ресурса; высокие первоначальныезатраты;
- ситуацияна рынке нефтепродуктов характеризуется тем, что регионы добычи, переработки исбыта продукции жестко распределены между крупными ВИНК;
- напроцесс формирования внутренней цены на нефтепродукты влияют ограниченноепредложение внутри страны, динамика мировых цен, система налогообложения,желание добывающих компаний сбывать продукцию на экспорт, а не внутри страны,монополизированная система сбыта.
3. Роль ФАС (Федеральнойантимонопольной политики) в регулировании структуры рынка нефтепродуктов РФ
Федеральная антимонопольная служба (ФАСРоссии) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю инадзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках,защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектовестественных монополий и рекламы [2].
Федеральнаяантимонопольная служба и ее территориальные органы проводят постоянныймониторинг состояния рынков реализации нефтепродуктов и уровня цен в регионах.Практически на всех территориях России, за исключением городов Москва иСанкт-Петербург, уровень конкуренции на розничных рынках нефтепродуктовнедостаточен, поскольку рынки в той или иной степени контролируются крупнейшимироссийскими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (их дочернимиструктурами) [24].
ФАСРоссии, действуя на основе Федерального закона «О защите конкуренции»,пресекает злоупотребления со стороны монополистов (хозяйствующих субъектов,занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара). Нарушения впервую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен нанефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях ФАС Россиивынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовыхи розничных рынках нефтепродуктов. Так, например в 2008 г. 15 территориальных органов ФАС рассматривали дела о сговорах на установлении цен на бензинФАС. ФАС обвиняла компании в нарушении п.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции», в осуществлениесогласованных действий по установлению и поддержанию розничных ценна нефтепродукты АИ-80, АИ-92, АИ-95 (АИ-96) и дизельное топливо на локальныхрозничных рынках нефтепродуктов. Были выданы предписания об отмене такихдействий и наложении крупных штрафов.
Зачастуювысказываются мнения о необходимости внедрения государственного регулированияцен на нефтепродукты. Однако, действующими законами Российской Федерации непредусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, и цены науказанные товары должны формироваться на основе рыночного механизмаконкуренции.
Всоответствии со своими полномочиями, на основании норм ФЗ «О защитеконкуренции», при выявлении факта ценового сговора, установления монопольновысоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличиинадлежащих доказательств, ФАС России и ее территориальные органы выносятпредписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных наразвитие конкуренции, а также налагают на нарушителей административные штрафы,размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании [24].Так, например, в сентябре 2008 г. было рассмотрено дело о сговоре по разделурынка реализации бензина в Тамбовской области между компаниями ОАО «НКРоснефть» и ЗАО «Тамбонефтепродукт». Указанные хозяйствующие субъекты заключиликонцессионное соглашение, которое приводит или может привести к разделутоварного рынка нефтепродуктов по составу продавцов. Нарушение выражается вовключении в договор коммерческой концессии ограничительного условия в частисогласования перечня поставщиков, у которых осуществляются закупкинефтепродуктов. По мнению ФАС, была нарушен п. 3 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защитеконкуренции», который говорит, что запрещаются действия, которые могут привестик разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи илипокупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов илипокупателей (заказчиков). Было решено выдать хозяйствующим субъектампредписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства иналожить штрафы в размере 45077 тыс.руб.
Впериод с августа 2008 года по январь 2009 года, в период падения мировых цен нанефть темпы и уровень снижения розничных цен на автомобильное топливозначительно отставали от снижения цен на нефть и оптовых цен на нефтепродукты.В связи с этим территориальные управления ФАС России возбуждали дела по фактамлибо установления монопольно высоких розничных цен на бензин и дизельноетопливо либо согласованных действий хозяйствующих субъектов, приводящих кподдержанию цен, надбавок (ст. 10, 11 Закона о защите конкуренции). Деларассматриваются территориальными управлениями, поскольку розничные рынкиреализации нефтепродуктов являются региональными или локальными.
Всего2008-2009 году ФАС России и ее территориальные органы уже рассмотрели порядка200 дел в отношении нефтяных компаний, как в опте, так и рознице. По 113 деламприняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую суммуболее 6 млрд. рублей. Большая часть из них приходится на крупнейшие нефтяныекомпании [24]:
ОАО«ТНК-ВР Холдинг» — 1 112 448 795,36 рублей,
ОАО«Газпром нефть» — 1 356 560 819,53 рублей,
ОАО«ЛУКОЙЛ» — 1 443 072 960,13 рублей,
ОАО«НК «Роснефть» — 1 508 688 396,37 рублей
Поделам в регионах совокупный размер штрафов приближается к 1,5 млрд. рублей.
Крометого, законность и обоснованность решений антимонопольных органов во многихслучаях подтверждаются судами, порядка 10 решений уже прошли три судебныеинстанции, десятки других – арбитражными и апелляционными судами.
ФАСРоссии признал, что летом 2008 года крупнейшие вертикально-интегрированныенефтяные компании при реализации нефтепродуктов с принадлежащих им НПЗустановили монопольно высокие цены на оптовых рынках. В отличие от розничныхрынков, оптовые рынки нефтепродуктов охватывает территорию всей РоссийскойФедерации (существует экономическая и технологическая возможность перемещения товарак покупателям). ФАС России в оптовом сегменте были выделены рынок мазутатопочного, рынок авиационного керосина, рынок дизельного топлива и рынокавтомобильных бензинов.
Начинаясо второй половины января 2009 года ситуация изменилась – наблюдается резкийрост оптовых цен на нефтепродукты. По данным независимогоинформационно-аналитического центра «Кортес», с начала 2009 года оптовые ценыреализации нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов в среднем по Россиивыросли: на дизельное топливо – на 23%; на бензин А-76 – на 37%; на бензин А-92– на 57%; на бензин А-95 – на 14% [24]. Указанное повышение оптовых цен привелок снижению доходности операций на розничных рынках (розничной маржи). Былиустановлены признаки нарушения антимонопольного законодательства крупнейшимироссийскими нефтяными компаниями в январе-феврале 2009 года:
1) повышениеуказанными компаниями оптовых отпускных цен на нефтепродукты на внутреннемрынке до уровня, превышающего уровень мировых цен (цен конкурентного рынка) сучетом расходов на транспортировку (рис.1);
2)резкое повышение отпускных цен на всех основных нефтеперерабатывающих заводах,не соответствующее динамике цен на нефть (рис.2):
/>
Ценына ДТЛ в Уфе руб./т
/>
Ценына ДТЛ в Москве руб./т
Рис.1 Сравнительная доходность при поставках дизельного топлива на внутренний рыноки на экспорт (по данным агентства Argus) [21]
/>
Рис.2 Динамика отгрузочных цен на бензин Аи-76 в разрезе основных НПЗ в 3 квартале2008 – 1 квартале 2009 гг. [21]
ФАСРоссии считает, что наблюдаемая картина ценообразования в отрасли свидетельствуето наличии серьезных структурных искажений и считает необходимым в кратчайшиесроки реализовать в виде конкретных мероприятий предложения, одобренные 26февраля 2009 года Правительством Российской Федерации в рамках Программыразвития конкуренции в Российской Федерации [21]:
- увеличитьобъемы реализации нефтепродуктов на открытых торгах;
- обеспечитьсвободный и равный доступ всех участников рынка, в том числе иных ВИНК ккупле-продаже произведенных ВИНК нефтепродуктов на всех сегментах рынка(НПЗ-опт-розница);
- разделениевидов деятельности ВИНК между различными юридическими лицами в рамках одногохолдинга для вовлечения в оборот на основе конкурентных отношений междупоставщиками и покупателями;
- сформироватьперечень показателей состояния рынков и информации о деятельности нефтяныхкомпаний, в том числе планы и фактический выпуск нефтепродуктов, наличиесвободных мощностей по переработке нефти и хранению нефтепродуктов и определитьпорядок ее опубликования;
- утвердитьметодологию расчета внутренних индексов цен на нефтепродукты и процедур ихиспользования федеральными органами исполнительной власти, а такжерекомендовать их для использования в долгосрочных договорах;
- создатьусловия для развития независимых от ВИНК компаний в добыче и переработке нефти,в том числе за счет стимулирования развития независимой от ВИНК переработки;
- определитьпорядок недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре в целяхвовлечения в разработку дополнительных объемов запасов сырья;
- исключитьизбыточные административные барьеры при проведении работ по разведке, добыче,хранению и транспортировке нефти, при получении разрешений и выделении участковпод строительство автозаправочных станций.
То, что нефтяной промышленностиуделяется большое внимание подтверждает и тот факт, что был создан 12 октября2009 года при Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) был созданЭкспертный совет по развитию конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов. Экспертныйсовет был образован в целях рассмотрения вопросов и подготовки предложений,направленных на развитие конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов, а такжесмежных рынках, включая транспортировку указанных товаров. Совет будетсформирован из представителей федеральных и региональных органов исполнительнойвласти, участников рынков нефти и нефтепродуктов, научных организаций,представителей союзов и общественных объединений и независимых экспертов.Отметим, что сейчас при ФАС России на постоянной основе собираются 22экспертных совета по различным отраслям, в которых принимают участиепредставители крупнейших игроков рынка. Решения советов носят рекомендательныххарактер, но по сложившейся практике выводы участников могут быть использованыФАС России для осуществления своих функций в сфере антимонопольногорегулирования и нормотворчества [23].
Таким образом, сделаем ряд выводов потретьей главе:
- регулированиемситуации на товарных рынках, поддержанием конкурентной среды в Россиизанимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС);
- ФАСпостоянно ведет мониторинг ситуации на рынке нефтепродуктов, вынужденновмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых ирозничных рынках нефтепродуктов;
- основнымметодом борьбы, как мы видим, является система наложения штрафов с оборота;
- косновным направлениям совершенствования регулирования можно отнести: налоговогозаконодательства, повышения гибкости таможенно-тарифного регулирования,повышения прозрачности деятельности основных участников рынка, содействияразвитию независимого сектора по всем сегментам рынка нефти инефтепродуктообеспечения.
Заключение
В нашей курсовой работе мы попыталисьрассмотреть теоретические и практические особенности функционирования такойрыночной структуры как олигополии.
Олигополия представляет собой ситуацию,когда на рынке присутствует малое количество фирм, контролирующих большую частьрынка.
В особенности олигополии, ее основныепризнаки мы рассмотрели в первой главе нашей работы. К основным признакамолигополии можно отнести: это малое количество фирм, барьеры для входа нарынок, контроль над ценой, неценовая конкуренция, взаимозависимостьпроизводителей.
В экономической литературе присутствуетмного критериев, по которым классифицируются олигополии. Например, по характерувыпускаемой продукции различают однородную и дифференцированную олигополии.
Олигополии характеризуютсявзаимозависимостью. Взаимосвязь субъектов олигополии особенно четко проявляетсяв ценовой политике. Если одна из фирм снизит цену, другие немедленноотреагируют на подобное действие, ведь в противном случае они потеряютпокупателей на рынке. Взаимозависимость в действиях выступает универсальнымсвойством олигополии.
Олигополии в процессе ценообразованияиспользуют ряд метод (ценовая конкуренция; тайный сговор о цене; лидерство вценах; ценовая накидка), которые были рассмотрены нами в первой главе работы.
Олигополии характерны для современныхрынков. В частности присутствуют они и в России (черная и цветная металлургия,нефтяная промышленность, автомобильная промышленность, рынок сотовой связи).
Во второй главе работы мы рассмотрелиолигополистический рынок нефтепродуктов. Нефтяная промышленность особенно важнадля экономики России, поскольку несмотря на все попытки уйти от сырьевойзависимости, нефтяная промышленность является важнейшим источником доходовгосударства. Деятельность нефтяников во многом определяет уровень поступлениядоходов в бюджет государства. За счет этих поступлений в свое время былсформирован Стабилизационный фонд.
Если говорить об отрасли, то она носитолигополистический характер. Рынок нефтепродуктов контролируются несколькимивертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК). ВИНК контролируютобъемы добычи нефти, объемы сбыта внутри страны и на экспорт, процессыценообразования. Рынки сбыта внутри страны также разделены между ведущими ВИНК.
В силу такой структуры рынка, важностирынка для экономики всей страны регулированию рынка уделяется большое вниманиесо стороны государства, в частности Федеральной антимонопольной службы (ФАС).ФАС отмечает, что практически на всех территориях России уровень конкуренции всфере реализации нефтепродуктов недостаточен, существуют завышенные цены.
Развитию конкуренции препятствуетдефицит нефтеперерабатывающих мощностей и нефтехранилищ, высокие экономическиеи административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков(стоимость строительства нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, жесткиетребования земельного и природоохранного законодательства).
Задача ФАС – это недопущение появленияновых сговоров, олигополий, завышения цен. В рамках программы развитияконкуренции предусматривается совершенствование налоговой системы, рост объемовпродаж на открытых торгах, повышении прозрачности сделок, сокращениеадминистративных барьеров для входа в отрасль.
Список использованной литературы
1. Озащите конкуренции [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 26.07.2006 г.,№135-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Последнееобновление 3.11.2009.
2. Положениео Федеральной антимонопольной службе [Электронный ресурс]: ПостановлениеПравительства РФ от 07.11.2008 № 814 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Последнее обновление 3.11.2009.
3. АкоповА.С. Модель двухпродуктовой олигополии, описывающая взаимодействие нефтяныхкомпаний на внутреннем рынке // Аудит и финансовый анализ. – 2004. – № 1. –С.230-234.
4. АлешинД.А. Современные подходы ФАС России к анализу состояния конкурентной среды натоварных рынках // Современная конкуренция. – 2007. – №5. – С.25-38.
5. ДенисовИ.В. Экономико-технологические комплексы фирм и рынки // Экономический анализ:теория и практика. – 2009. – № 4. – С.8-14.
6. ДушкоА.П. Зарубежный опыт создания рынка совершенной конкуренции в сфереестественных монополий и возможности его использования в энергетике России //Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитическийжурнал. – 2006. – №1/2. – С.159-165.
7. ИвашковскийС.Н. Микроэкономика: учеб. – М.: Дело, 2002. – 416 с.
8. КабральЛ. Организация отраслевых рынков. – Мн.: Новое значение. – 2003. – 356 с.
9. КитП. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. – Спб.: Питер. –2008. – 624 с.
10. КорниенкоО.В. Микроэкономика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 352 с.
11. Курсэкономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович, М.Г.Муталимов. –Мн.: Интерпрессервис, 2003. – 496 с.
12. МеркуловаЮ. Особенности российского отраслевого монополизма // Общество и экономика. –2009. – № 4/5. – С.26-56.
13. НекрасовскийВ. К модели организованной конкурентной гармоничной олигополии. Олигополия иустойчивое развитие // Управление собственностью: теория и практика. – 2007. –№3. – С.22-44.
14. НосоваС.С. Экономическая теория: учеб. – М.: Кнорус. – 2009. – 798 с.
15. НуреевР.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М.: Изд-во «НОРМА». 2002. – 572с.
16. ПодколзинаИ. Какие факторы влияют на динамику нефтяного рынка? // Вопросы экономики. –2009. – №2. – С.90-104.
17. ПрокоповБ.И. Влияние олигополистических структур на развитие национальной экономики //Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитическийжурнал. – 2009. – №1. – С.81-88.
18. Экономическаятеория. Вводный курс. Микроэкономика / Под ред. И.Е.Рудановой. – М.: Инфра-М. –2008. – 576 с.
19. Экономическаятеория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина,Г.П.Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 714 с.
20. Экономическаятеория: учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. – М.: Издательство«Экзамен», 2005. – 592 с.
21. ДокладФАС «О состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2008 год»
22. АнализФАС рынка нефтепродуктов в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.diztoplivo.com/news/
23. ВФАС создан совет по рынку нефти // Коммерсанть [Электронный ресурс]. – Режимдоступа: www.kommersant.ru/rubric.aspx?NodesID=4
24. Оценах на нефтепродукты // Федеральная антимонопольная служба [Электронныйресурс]. – Режим доступа: www.fas.gov.ru/
25. РоговК. Рынок нас не колышет. Справедливую» цену на нефть должно определятьроссийское правительство? // Новая газета. – № 62 от 15 июня 2009 г.
26. Экономическийанализ рынка олигополии в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: aknews.narod.ru/index.htm