Реферат по предмету "Экономика"


Область использования показателя себестоимости продукции в рыночной экономике

--PAGE_BREAK--1.1 Понятие и состав себестоимости продукции


Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы.

Классификация производственных затрат выявляет объективно существующие группы затрат, процессы формирования издержек и взаимоотношения между их отдельными частями.

Таблица 1 — Классификация затрат по основным признакам



Продолжение таблицы 1



Возможны и другие группировки в зависимости от потребностей конкретного предприятия, например, по экономическим видам деятельности предприятия.

Затраты, образующие себестоимость, по экономическому содержанию группируются по следующим элементам:

а) материальные затраты;

б) затраты на оплату труда;

в) отчисления на социальные нужды;

г) амортизация основных средств;

д) прочие затраты.

Их структура формируется под влиянием различных факторов: характера производимой продукции и потребляемых материально-сырьевых ресурсов, технико-экономических особенностей производства, форм его организации и размещения, условий снабжения и т. д.

Группировка затрат по экономическим элементам отражается в смете затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). В смете собирается общий объем ресурсов, используемый в производственном процессе, – «Всего затрат на производство». Из этой суммы вычитаются затраты, не связанные с производством продукции (работ, услуг) непроизводственной сферы, расходы будущих периодов и пр., и определяется производственная себестоимость валовой продукции.

Если в себестоимости валовой продукции учесть (прибавить или вычесть) изменение остатков незавершенного производства, то получим производственную себестоимость товарной продукции. После прибавления к ней группы внепроизводственных расходов, связанных с реализацией продукции и отчислениями средств в вышестоящие организации, получим полную себестоимость товарной продукции.

В смете планируется результат от производства и реализации продукции – прибыль или убыток. Все показатели сметы имеют поквартальную разбивку.

Классификация затрат по статьям калькуляции позволяет определить себестоимость единицы продукции, распределить затраты по ассортиментным группам, установить объем расходов по каждому виду работ, производственным подразделениям, аппарату управления, выявить резервы снижения затрат.

При группировке по статьям калькуляции затраты объединяются по направлениям использования, по месту их возникновения: непосредственно в процессе изготовления продукции и обслуживания производства, в управлении предприятием и т. д. Расчет себестоимости единицы конкретного вида продукции или работ осуществляется посредством калькулирования по установленным статьям затрат. При расчете себестоимости единицы продукции прямые затраты включают в калькуляцию исходя из установленных норм. Цен и тарифов, а косвенные распределяют в соответствии с выбранной базой.

Затраты на одну тенге товарной (реализованной) продукции – наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения  себестоимости  и  позволяет,  в  частности,  характеризовать  уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.
1.2 Результирующие показатели затратного механизма
Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции.

Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство.

Эффективность производства продукции и формирования ее себестоимости может быть выражена показателями фондоотдачи, фондоемкости, коэффициента оборачиваемости оборотных средств, уровнем затрат на 1 тенге выпущенной продукции (затратоемкость) и др.

Фондоотдача характеризует выпуск продукции на 1 тенге среднегодовой стоимости основных фондов предприятия:

  ,

где    ВП – объем производства;

          – среднегодовая стоимость основных фондов.

Фондоемкость – показатель, обратный к фондоотдаче.

  Коэффициент оборачиваемости оборотных средств показывает, сколько раз в течение года оборачиваются оборотные средства предприятия:

,

где    РП – объем реализации;

          – среднегодовая стоимость оборотных средств.

Затраты на 1 тенге выпущенной продукции показывают сколько язатарт вложено в производство продукции в расчете на 1 тенге:

  ,

где    Собщ – общая себестоимость производства.

Прибыль предприятия – это итоговый показатель, результат его финансово-хозяйственной деятельности как субъекта хозяйствования. Поэтому прибыль отражает ее результаты и находится под влиянием многих факторов. Имеются особенности в формировании прибыли предприятий в зависимости от сферы деятельности, отрасли хозяйства, формы собственности, развития рыночных отношений.

Финансовый результат (прибыль) предприятия состоит из 3 компонентов.

Первый является доходом от обычной деятельности анализируемого объекта и представляет собой разницу между выручкой от реализации в действующих ценах (без НДС, акцизов и обязательных платежей) и соответствующими затратами. Этот показатель называется прибылью от реализации продукции (работ, услуг).

Второй вид дохода проистекает из факта обладания организацией: определенными видами активов, приносящих прибыль (ценные бумаги, долговые обязательства и т. п.), а также активов, чья стоимость может изменяться в ходе отчетного периода (основные средства, запасы). Этот вид дохода является результатом деятельности в финансовой сфере. Объединив результат  от  реализации  с  результатом от финансовой и прочей деятельности,

мы получим прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности.

Третий вид доходов – это результат от внереализационных операций, которые носят нерегулярный характер.

Сумма результатов от каждой из трех сфер деятельности организации называется прибылью отчетного периода (если результат положительный) или убытком отчетного периода (если результат отрицательный).

Еще один показатель – нераспределенная прибыль. По своей природе сумма нераспределенной прибыли представляет собой аккумулированный доход, находящийся в обороте. Она является собственным источником финансирования, т. е. может рассматриваться как составная часть капитала организации. Кроме того, можно выделить показатель прибыли, остающейся в распоряжении организации. Эта расчетная величина и представляет собой разницу между прибылью отчетного периода, платежами в бюджет и другими обязательными платежами из прибыли. Из оставшейся суммы производят отчисления в фонды организации, на благотворительные цели и др. По сути – это промежуточный результат между прибылью отчетного периода и нераспределенной прибылью.

На формирование прибыли, как финансового показателя работы, который отражается в бухгалтерском учете, в официальной отчетности субъектов хозяйствования, влияет установленный государством порядок: формирования затрат на производство продукции (работ, услуг); учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг); определения внереализационных доходов и затрат; определения балансовой (валовой) прибыли.

Относительным показателем оценки доходности и эффективности работы предприятия является рентабельность, характеризующая размер полученной прибыли в зависимости от объема продаж и стоимости активов предприятия.

На основе прибыли рассчитываются следующие показатели рентабельности:

1)     рентабельность общая

  ,

где    Пбал – балансовая прибыль предприятия (или чистая);

 – среднегодовая стоимость основного капитала;

 – среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств;

2)     рентабельность продаж (оборота)

  ,

где    Ппродаж – прибыль от продажи продукции;

Vпродаж – объем продаж (выручка).

Таким образом, на формирование абсолютной суммы прибыли предприятия оказывают влияние результаты, эффективность его финансово-хозяйственной деятельности, сфера деятельности, определенные законодательством условия учета финансовых результатов.
1.3 Методы оптимизации себестоимости продукции
Руководство предприятия все время стоит перед необходимостью выбора оптимальных решений, касающихся цены реализации, номенклатуры, ассортимента и объема выпускаемой продукции, кредитной и инвестиционной политики и многого другого. В поисках таких экономически обоснованных решений рассчитываются и анализируются альтернативные варианты поведения предприятия.

Необходимо добиваться того, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе стала рентабельной  и обеспечивала денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в экономических результатах производства лица (владельцев, кредиторов, руководителей, работников). Основной задачей планирования затрат и является определение экономических результатов деятельности предприятия, ожидаемых в будущем периоде.

Планирование  –  один  из  элементов  управления,  включающий  в  себя

выбор цели предприятия и средств для ее достижения. Планирование может быть краткосрочным и долгосрочным. Краткосрочные планы составляются на месяц, квартал, год, а долгосрочные (перспективные) – определяют направления развития предприятия в течение трех-пяти лет (для крупных предприятий и на более длительный период).

Планирование затрат заключается в выявлении состава затрат и их количественной оценке. Планирование затрат осуществляется для определения общей стоимости потребляемых в процессе производства ресурсов (материальных, трудовых, денежных) и расчета предполагаемой прибыли. Оно служит базой для контроля за рациональным использованием ресурсов. Плановый объем затрат рассчитывают, исходя из намеченной структуры (номенклатуры и ассортимента) продукции и объема ее производства.

Планирование себестоимости может осуществляться двумя методами: расчетно-аналитическим (по факторам) и нормативно-расчетным. Первый метод применяют на всех уровнях планирования при составлении среднесрочных и долгосрочных планов, второй – преимущественно при составлении месячных планов.

Сущность первого метода заключается в том, что затраты на товарную продукцию в планируемом периоде определяются исходя из уровня плановых затрат в базисном периоде, а также суммы экономии, обусловленной влиянием различных факторов. Второй метод сводится к расчету себестоимости на основе детально разработанных норм и нормативов на единицу продукции.

В процессе долгосрочного планирования для выбора правильного решения очень важна информация о составе и структуре продукции, о предполагаемых затратах на производство того или иного продукта, об уровне затрат в целом в отдельные периоды, о потребности в капитальных вложениях. На основании этой информации решаются вопросы о том, какие товары продавать на тех или иных рынках, по каким ценам, как осуществлять финансирование (из каких источников и в какие сроки), где лучше разместить производство.

Предварительная оценка издержек может предотвратить производство убыточной продукции. К расчету предварительных затрат следует приступить на стадии разработки изделия и маркетинговых исследований, так как именно в ходе конструирования, разработки технологии, определения емкости рынка закладывается уровень затрат, начинается планирование доходов и контроль за издержками производства.

После подсчета нормативных и фактических затрат можно оценить разницу между ними и установить, чем она вызвана:

-       различным объемом прямых затрат, накладных расходов;

-       выбором между производством и приобретением полуфабрикатов;

-       затратами на обеспечение качества; изменениями стандартных норм;

-       количеством выпускаемой продукции; влиянием спроса, цены;

-       другими факторами.

Принципиальная схема процедуры определения планового объема затрат показана на рисунке 1.

Квалифицированная предварительная оценка позволяет исключить дорогостоящие нерентабельные элементы из производственного цикла.

Допустимые затраты предприятия на производство и реализацию i-го вида изделия Здопi рассчитываются по формуле:

  ,

где    Црынi  – рыночная цена i-го изделия, тенге;

Кренi –  коэффициент  рентабельности  i-го изделия,  рассчитываемый  как

                       отношение прибыли к себестоимости изделия.

Анализ затрат, являясь важным элементом функции контроля, подготавливает информацию для обоснованного их планирования. В системе управления затратами анализ заканчивает функциональный цикл и одновременно является его началом. Анализ предполагает исследование затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по основному виду деятельности в разрезе экономических элементов.

--PAGE_BREAK--



--PAGE_BREAK--
Объем товарной продукции в сопоставимых ценах увеличился в 2006 году на 0,9%. Но следует отметить, что показатели производства и реализации продукции несколько отличаются. Реализация и производство (если анализировать ассортиментный ряд) имеют ярко выраженную сезонность. Сезонность – главный фактор работы фабрики «Большевичка», от которого зависит длина цепочки «пошив–склад–продажа». На нее ориентируются все планы и прогнозы.

Прибыль от реализации в 2006 году составила 2855586 тыс. тенге, что значительно ниже, а именно на 44,3%, чем в 2005 году. Балансовая прибыль продолжает снижаться. В 2003 году это снижение составило 46,5% и было вызвано в первую очередь тем, что таможенные пошлины и НДС за импортируемое сырье предприятие вынуждено уплачивать в день пересечения границы, а окупаются данные расходы только после реализации готовой продукции, т. е. после истечения длительного промежутка времени. Такое снижение объясняется также политикой государства в области учета валютных разниц, а также использованием 95% импортных тканей, что привело к росту внереализационных расходов.

Необходимо также отметить тот факт, что рентабельность реализованной продукции уменьшилась до 9,1%, а рентабельность выпущенной продукции – с 10,7%. Это объясняется тем, что прибыль падает, а себестоимость растет, причем значительными темпами.
2.2 Общая оценка показателей себестоимости продукции
С целью улучшения производственно-финансовой работы фабрики «Большевичка» проведем анализ затрат на производство и реализацию продукции.

При оценке показателей себестоимости целесообразно на производственную и реализованную продукцию с изменением выручки от реализации (таблица 4).

Таблица 4 — Анализ выручки от реализации и себестоимости продукции

(млн. тенге)

Показатель

2005

2006

Отклонение в

%

Выручка от реализации продукции (за минусом НДС и аналогичных платежей и налогов)

35556,5

34033,3

— 4,28

Себестоимость реализованной продукции

24711

30360

+ 22,86

Себестоимость произведенной продукции

30392,6

30743,1

+ 1,15



Из таблицы 4 видно, что затраты на реализованную в 2005 году ниже, чем затраты на производство продукции. В 2006 году наблюдается обратная тенденция, а именно, затраты на реализованную продукцию выше, чем выручка от реализации, т.е. рентабельность продаж упала, а темп роста затрат на реализованную продукцию выше, чем темп роста себестоимости произведенной продукции.

Вся продукция, выпускаемая ПК «Большевичка», является рентабельной. Однако рентабельность реализованной продукции в 2006 году по сравнению с 2005 годом снизилась на 11,9% и составила 9,1%.

На следующем этапе анализа целесообразно дать оценку эффективности использования каждого вида ресурсов, непосредственно задействованных в процессе производства и реализации продукции. Итоговым показателем использования ресурсов является реализация продукции, поэтому целесообразно проанализировать изменение затрат в расчете на 1 тенге выручки от реализации (таблица 5). Такой анализ позволит оценить не только эффективность использования ресурсов предприятия, но и влияние фактора себестоимости на рентабельность продаж.

Таблица 5 — Анализ затрат на производство в расчете на 1 тенге выручки от реализации продукции (тенге)

Показатели

2005

2006

Отклонение (+,-)

1. Затраты на производство в расчете на 1 тенге выручки от реализации продукции (за вычетом НДС и других обязательных платежей)

в том числе

0,855

0,903

+ 0,048

1.1. Материальные затраты

0,606

0,589

— 0,017

1.2. Затраты на оплату труда

0,132

0,160

+ 0,028

1.3. Отчисления на социальные нужды

0,054

0,061

+ 0,007

1.4. Амортизация основных фондов

0,017

0,030

+ 0,013

1.5. Прочие затраты

0,045

0,062

+ 0,017



Данные таблицы 5 показывают, что в расчете на 1 тенге реализованной продукции, общая сумма затрат на производство имеет тенденцию к увеличению на 0,048 тенге в 2006 году, что свидетельствует о менее эффективном использовании ресурсов. Однако уменьшаются материальные затраты в расчете на 1 тенге реализованной продукции, что может быть обусловлено более рациональным использованием материальных ресурсов, несколько возрастают затраты по другим элементам. Для выявления причин этого следует более детально проанализировать отдельные статьи затрат.

В процессе анализа следует изучить динамику и отклонения от плана как общей величины затрат на тенге произведенной продукции, так и по основным группам расходов. Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на тенге произведенной продукции оказывают три фактора:

1) изменение структуры выпущенной продукции;

2) изменение уровня себестоимости отдельных изделий;

3) изменение цен на продукцию.

Расчет названных факторов произведен при помощи приема цепных подстановок в таблице 7, а информация для него приведена в таблице 6.

Обозначения в алгоритме:

Ко, К1 — плановое и фактическое количество выпущенной продукции;

Со, С1 — себестоимость единицы продукции по плану и фактически;

Цо, Ц1 — цена единицы продукции по плану и фактически.

Таблица 6 — Исходная информация для анализа затрат на 1 тенге выпущенной продукции

Показатель

Алгоритм расчета

Уровень показателя

1.Себестоимость выпущенной продукции по плану,

тыс. тенге

КоСо

25635910

2        Себестоимость фактически выпущенной продукции:

а) по плановой себестоимости, тыс. тенге

К1Со

21090682

б) по фактической себестоимости, тыс. тенге

К1С1

25388798

3. Стоимость выпущенной продукции по плану,

тыс. тенге

КоЦо

30898420

4. Стоимость фактически выпущенной продукции:





а) в плановых ценах, тыс. тенге

К1Цо

25435420

б) в ценах, действующих в отчетном году, тыс. тенге

К1Ц1

29127594

5. Затраты на рубль продукции по плану, тенге

(стр.1/стр.3)

КоСо

КоЦо

0,829



6. Затраты на рубль фактически выпущенной

продукции, тенге:

а) по плану, пересчитанному на фактический выпуск (стр.2а/стр.4а)

К1Со

К1Цо

0,829



б) фактически в ценах на продукцию, принятых в плане (стр.2Б/стр.4в)

К1С1

К1Цо

0,998



в)фактически в ценах, действовавших в отчетном году (стр.2Б/стр.4Б)

К1С1

К1Ц1

0,872



Таблица 7 — Расчет факторов, влияющих на изменение затрат на тенге товарной продукции

Фактор

Влияние факторов

Размер влияния

алгоритм расчета

расчет

1.Изменение структуры продукции

К1Со/К1Цо – КоСо/КоЦо

0,829-0,829



2.Изменение себестоимости

отдельных изделий

К1С1/К1Цо-К1Со/К1Цо



0,998-0,829

+ 0,169

3.Изменение

цен на продукцию

К! С1/К1Ц1-К1С1/К1Цо

0,872-0,998

— 0,126

4.Отклонение фактических затрат на тенге продукции от плановых

К1С1/К1Ц1- КоСо/КоЦо

0,872-0,829

+ 0,043



Таким образом, как видно из расчетов, произведенных в таблице 7, фактические затраты на тенге выпущенной продукции в отчетном периоде по сравнению с запланированной величиной увеличились на 0,043 тенге. Следует отметить, что структура продукции не изменилась. Однако вследствие роста цен на продукцию затраты на тенге выпущенной продукции сократились на 0,126 тенге. За счет увеличения себестоимости отдельных видов продукции затраты на 1 тенге продукции увеличились на 0,169 тенге.

Предприятию необходимо обратить особое внимание на себестоимость отдельных видов продукции, т. к. именно структурные сдвиги в себестоимости отдельных видов продукции привели к увеличению затрат на тенге продукции.

Снижение затрат на 1 тенге продукции непосредственно связано с увеличением прибыли. Расчет изменения прибыли приведен в таблице 8.

Таблица 8 — Расчет влияния снижения затрат на 1 тенге продукции на прибыль



Анализ данных таблицы 8 показывает, что прибыль уменьшилась на 1093723,06 тыс. тенге в результате увеличения затрат на 1 тенге продукции на 0,043 тенге. Это уменьшение было вызвано увеличением себестоимости отдельных изделий. Однако положительное влияние оказало снижение цен на продукцию (+3204862,92 тыс. тенге)

Одним из этапов углубленного анализа себестоимости продукции является изучение состава, структуры затрат на производство и изменения себестоимости за отчетный период по отдельным элементам затрат. При анализе затрат на производство в первую очередь необходимо определить удельный вес отдельных элементов затрат  в общей сумме (в процентах) и изменения за отчетный период (таблица 9).

Показатели таблицы 9 свидетельствуют о том, что значительную долю в затратах на производство составляют материальные затраты. Они занимают около 70% от общей суммы затрат, и их доля уменьшилась по сравнению с предыдущим годом на 5,74%.
Таблица 9 — Анализ состава и структуры затрат на производство продукции
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.