Содержание
1. Общая характеристика объектаисследования
1.1 История создания и развития предприятия ЖБК-1
1.2 Производственная структура завода ЖБК-1
1.3 Ассортимент выпускаемой продукции Белгородского ОАО«Завода ЖБК-1».
2. Описание технологических процессов
2.1 Производство керамзитового гравия:
2.2 Производство ЖБИ.
2.3. Производство мелкоштучных изделий
3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия
3.1 Технико-экономические показатели предприятия
4. Анализ кадрового потенциала предприятия
4.1 Углубленный анализ кадрового потенциала «ЖБК-1»
5. Характеристика и анализ существующей на предприятиисистемы организации, нормирования и оплаты труда
5.1 Принципы разделения и кооперации труда на ОАО «ЖБК-1».
5.2 Нормирование труда на ОАО «ЖБК-1»
5.3 Условия труда, существующие на ОАО «ЖБК-1»
5.4 Принципы учета, аттестации и рационализации рабочихмест на ОАО «ЖБК-1»
5.5 Требования по технике безопасности и охране окружающейсреды.
6. Описание рабочего места, его планирование ипроектирование
6.1 Понятие «рабочее место»
6.2 Описание рабочего места водителя крановщика
6.3 Фотография рабочего времени крановщика.
6.4 Антропометрическаясовместимость,учитываемые при организации рабочего места
Приложения
Глава 1.Общаяхарактеристика объекта исследования
Объектом исследования вмоем курсовом проекте является — ОАО «Белгородский завод ЖБК-1»
1.1 История создания иразвития предприятия ЖБК-1
Этапы развития завода:
1950 г. – Белгородский Су-1 Курскстрой.
1954 г. – Трест «Белгородстрой».
1956 г. – КПП треста «Белгородхимстой».
1971 г. – ЖБК-1 «Белгородоблсельстройконстрккция».
1986 г. – ЖБК-1 объединения«Белгородагропромстрой».
1993 г. – ОАО «Белгородский завод ЖБК-1».
1.2 Производственнаяструктура завода ЖБК-1
Завод ЖБК-1 имеетследующие производственные подразделения:
Основные цеха:
1. Арматурный(изготовление ЖБИ требует применения арматурной стали, обладающей прочностью,пластическими свойствами, свариваемостью и выносливостью. Для обычногоармирования применяют арматурную сталь классов А-III (марок 25Г2С, 35ГС и др.), А-II (марки Ст.5); для предварительно напряжённого армированияиспользуют арматуру класса А-IV(марок 30 ´ Г2С, 20 ´ ГСТ и др.), в отдельных случаяхсталь класса А-IIIв (марки 35ГС,25 Г2С). Прочность класса А-IV наразрыв 9000кг· с/см2. Резку прутковой арматуры осуществляют на станках с ножамигильотинного типа, диаметр прутков 5-22 мм. Прутки соединяют стыковой контактной электросваркой) [2];
2. Цех ЖБИ (производствожелезобетонных изделий, таких как блоки для сборных фундаментов, стеновые панели,плиты перекрытия);
3. ДОЦ — деревообрабатывающий цех (занимается изготовлением мебели. Отходы этого цеха, ввиде опилок, используются в производстве керамзита. С использованием опилокэкономится 50 о/о топлива);
4. Керамзитовый цех(получение искусственных пористых заполнителей — керамзита. Плотностькерамзитовой массы составляет 2,3 – 2,7 г/см3. Для производства керамзитаприменяют легкоплавкие глинистые породы и древесные опилки, улучшающие ихвспучивание при обжиге. Обжиг происходит в печи при t=1100– 1200oC,производительность которой 9 –10 до 12 кубов/час, за смену – 130 -150 м3);
5. Цех мелкоштучныхизделий (производство плитки с использованием закупленной год назад немецкойавтоматической линии «Henke».Производственный процесс полностью автоматизирован. За автоматическим режимомработы линии наблюдают 2 оператора. Производительность линии: плитка – 1,5м3/сутки, возможно увеличение до 1,8 м3/сутки; бордюрный камень – усл. 8 км, 8 тыс. шт. Продукция реализуется во многие города России, в основном в Москву, Краснодар,Курск, Мурманск);
6. БРЦ (предприятиесамостоятельно изготовляет бетоны:
лёгкий – марки 50,75, 100и плотностью Pср=1200 –1800 кг/см3;
тяжёлые –М-150, М-200, М-250, М-300, М-400, плотностью Рср=2100 – 2000кг/м3;
строительные растворы –марки 25, 50, 75, 100, 150).
Вспомогательноепроизводство:
1. РМЦ (ремонтно-механический цех);
2. Транспортный (транспортирование ввагоны);
3. Автотранспортный цех
4. ПСХ (паровое хозяйство включаеткотельный и компрессорный цеха).
Основным сырьём дляпроизводства продукции является: щебень, поставляемый Украиной и ЛебединскимГОКом; цемент – ЗАО «Белгородский цемент»; песок – местных карьеров(Нижне-Ольшанский); глина добывается в Терновском карьере, лес; металл – изЗапорожья, Челябинска; опилки – отходы ДОЦ. На территории завода находится 3скважины, откуда поступает вода, используемая в производстве.
На данный момент заводимеет строительный участок и занимается строительством жилья как рабочим, так ина продажу. Объёкты строительства располагаются в пос. Разумное, пос. Дубовое,по ул. Шаландина. На продажу квартиры поступают согласно договора.
1.3 Ассортиментвыпускаемой продукции Белгородского ОАО «Завода ЖБК-1»
В современномстроительстве бетонные и железобетонные изделия и конструкции заводскогопроизводства применяются для возведения зданий и сооружений самого различногоназначения.
Промышленность сборногожелезобетона выпускает номенклатуру изделий.
Основные виды продукцииЖБК-1:
1. Плиты перекрытия(длиной до 6-9 метров, шириной 1,2; 1,5; 1,8; 2,4 м, облегчённые, изготовленные из керамзитабетона, отличаются повышенной тепло- и звукоизоляцией,экологически чистые) по ГОСТу:
ПК 63-12-8 Ат V (длина 6280 см, ширина 1,149 см, высота 220 см) по цене – 750 руб; ПК 63-15, 18-8 Ат V; ПК 60-18-8 Ат V, ПК 60-15, 12-8 Ат V; ПК 48-18, 15, 12-8 А III; ПК 30-12-8 А III по цене – 256 руб; ПК 30-15-8 АIII по цене – 331 руб; ПК 30-18-8 А III; ПК 28-12-8 АIII по цене – 234 руб; ПК 28-15-8 А III по цене – 294 руб; ПК 28-18-8 А III; ПК 24-12-8 АIII по цене – 209 руб; ПК 24-15-8 АIII по цене – 228 руб; ПК 24-18-8 А III.
2. Блоки фундаментные –изготавливаются с применением пластификаторов, которые повышают устойчивость кпромерзанию и воздействию влаги.
Размеры: по длине- 0,9;1,2; 2,4 м; толщиной–0,3; 0,4; 0,6 м; высотой– 0,3; 0,6 м. ФБС 24-3-6 размером 30´ 2380´580 см по цене –126 руб; ФБС 24-4-6(40´2380´580 см) реализуются по цене – 165руб; ФБС 24-5-6 (50´2380´580 см)по цене – 213 руб; ФБС 24-6-6 (60´2380´580 см) по цене реализации – 252руб.
3. Перемычки – полныйперечень, применяемый в строительстве: несущие, гаражные длиной от 1,3 до 6 м.
4. Верхние и внутренниестеновые панели для строительства жилых и общественных зданий.
5. Стеновые камни –производство по технологии и на оборудовании германской фирмы «Henke». Стеновые камни применяются длякладки стен гаражей, коттеджей, жилых зданий до 9 этажей. Толщина стен в 40 см соответствует кирпичной кладке 118 см по теплотехнике.
6. Сваи – с сечением 350´350, длиной до 12 м. Производительность 480 м свай в сутки.
7. Камень бортовой –изготовляется на оборудовании фирмы «Henke». Марка используемого бетона М-400, марка по мрз –F200, масса камня – 96 кг, 55 кг. Срок эксплуатации свыше 25 лет (евростандарт).
8. Тротуарная плитка(шестигранник, катушка, волна, ракета) – изготовляется по технологии немецкойфирмы «Henke». Расцветка – по желанию заказчика.Технические характеристики: сжат –350 мПа, мрз –200, срок эксплуатации на менее25 лет, мощность оборудования – 1500 м2/сутки. Себестоимость плитки – 35руб/м2, цена реализации – 54 руб/м2, рентабельность 5-6о/о.
9. Керамзитовый гравий(имеет марки – 150,200, 300, 350, 400, 450, 500 (лёгкий); 600, 700, 800(тяжёлый)).
10. Продукция ДОЦ(мебель; двери филенчатые, шпонированные; оконные, дверные, балконные блоки идр. столярные изделия (по желанию заказчика).
11. Памятники (по цене360 –1000 руб.).
Основные видыдеятельности в настоящее время — Производство строительных материалов; — Проектирование и строительствожилых, общественных, производственных зданий, церквей; — Проектирование ивыполнение работ по благоустройству территорий с применением брусчаткибетонной, художественных кованых изделий, малых архитектурных форм; — Коммерческая деятельность; — Риэлтерская деятельность (покупка, продажа, менаквартир, домов, владений, земельных участков); — Ипотечное кредитование; — Воспитание детей-сирот в заводском детском доме по новой методикенравственно-трудового развития личности ребенка в среде трудового коллектива.
2. Описаниетехнологических процессов
2.1 Производство керамзитовогогравия
1.1.Добыча сырья –глинистые породы добываются открытым способом и транспортируются на завод автосамосвалами.
1.2. Приготовлениеполуфабриката (пластическим способом). Глина предварительно перерабатывается допластического состояния, приготовление однородного глиняного теста и формованиеиз него сырьевых гранул размером 5 (7) – 20 мм округлой формы и с ровной поверхностью. Для улучшения вспучиваемости вводятся органически выгорающие добавки(опилки). Влажность гранул приблизительно равна 20 о/о.
1.3. Сушка и обжигполуфабриката.
В процессе термическойобработки полуфабрикат проходит следующие стадии: сушка в сушильном барабане;обжиг во вращающихся печах при t=1100– 1200oC. Производительность печи от 9-10 м3/часдо 12 м3/час. После обжига следует стадия охлаждения.
1.4. Охлаждениекерамзита.
При выходе из печикерамзит имеет t=950 – 1050oС и его направляют на охлаждение вхолодильники. Для охлаждения керамзита применяют барабанные колосниковыехолодильники.
После обжига и охлаждениякерамзит для получения фракционированного гравия сортируют на виброситах.Обычно выделяют 3 фракции гравия – 5-10, 10-20 и 20-40 мм.; затем поступает на склад готовой продукции [2].
Схема 1.Технологическаясхема производства керамзитового гравия:
/>
2.2 Производство ЖБИ
Особенностью кассетногопроизводства является вертикальное формование изделий в формах – кассетах,позволяющих получать изделия с 2-мя лицевыми поверхностями.
Арматурные каркасыукрепляют в формовочные отсеки с помощью фиксаторов.
Бетонную смесь ккассетным установкам подают ленточными транспортёрами и укладываютбетоноукладчиками, затем смесь уплотняют глубинными вибраторами. Твердениепроисходит при определённом тепловом режиме (продолжительность до 10 часов).При такой длительности термообработки возможна двукратная оборачиваемостькассет в сутки. Для повышения эффективности кассетного способа производстванеобходимо увеличить оборачиваемость кассет до 3 и более раз в сутки.
По окончании формованияизделия краном подаются на склад готовой продукции. При 2-х стадийной ТО последостижения изделиями распалубочной прочности, дозревание происходит в камерахямного типа, в летнее время – на воздухе.
Схема 2.Технологическаясхема производства ЖБИ:
/>
2.3 Производствомелкоштучных изделий
Для производства плитки ибордюрного камня 1 год назад была закуплена немецкая автоматическая линия«Хенген». За автоматическим режимом работы наблюдают 2 оператора. Стоимостьавтоматической линии (закуплена её основная часть) 6,5 млрд. руб. Планируется,что эта линия окупится за 3-4 года.
Основное оборудование:
1. Вибропресс (формовкаизделия) ® 2. Пропарочнаякамера (t=40 – 50oC в течение 4 часов) ® 3. Упаковка (при помощи рабочего персонала) ® 4. Вагоны.
Производство плиткивключает этапы: основная формовка, подпрессовка, окрашивание 1 слоя плитки.Планируется заменить Ярославский краситель на сухой немецкий. Автоматическоепроизводство предусматривает безостановочную работу, т. е. непрерывноепроизводство. Поэтому рабочий день начинается с 7часов 30 минут и заканчиваетсяв 24 часа, также работают по сменам без выходных.
3. Анализхозяйственной деятельности предприятия
3.1Технико-экономическиепоказатели предприятия
Табл.3.1.1.Технико-экономические показатели предприятия за 2003 г. Ед. измерения 2002 г. 2003 г. о/о отчёт в ценах
1. Товарная продукция:
- СМР (строительно-монтажные работы)
- производство
т.р.
т.р.
т.р.
68683
12118
56565
78212
16556
61656
97690
27333
70357
125
165
114 2. Реализованная продукция т.р. 62428 71089 - -
3. Производство в натуральном выражении:
- сборочный ЖБ
- блоки
- блоки «HENKE»
- оконные блоки
- дверные блоки
- керамзит товарный
- бетон товарный
- арматура товарная
м3
м3
м3
м2
м2
м3
м3
тп
73033
19228
-
18727
29365
36334
32605
455
-
-
-
-
-
-
-
-
75374
30372
13036
16023
23484
40109
21348
393
103
158
-
86
80
110
65
87 4. Товарооборот с НДС т.р. 4817 5395 8769 163 5. Фонд оплаты ППП чел. 10092 - 15246 151 6. Численность ППП чел. 956 - 1053 110 7. Производительность 1 чел. т.р. 71,8 - 92,8 129 8. Средняя заработная плата руб. 880 - 1206 137 9. Стоимость ОФ т.р. 109943 - 121085 110 10. Фондоотдача на 1 руб. ТП коп. 62 - 81 181 11. Фондовооружённость 1 раб. Т.р. 115 12.Себестоимость т.р. 53021 13. Затраты на 1 руб. ТП коп. 77 14. Балансовая прибыль 10909 15. Прибыль от реализации ТП т.р. 15662
Товарный пар за год2816,8 руб.
Расход газа
ПСХ Керамзитовый
5051,3 т.м3 5283,3 т.м3
1502050,54 руб. 1568733,1руб.
Табл.3.1.2.РасходэлектроэнергииЦех Потреблённая энергия Стоимость ЖБИ 499,03 т. кВт 170285280 руб. Арматурный 496,7 т. кВт 171751454 руб. БРУ 646,46 т. кВт 221845815 1 2 3 1 2 3 Керамзитовый 2471,01 т. кВт 825296332 руб. ДОЦ 713,811 т. кВт 248708667 руб. Мебельный 13 т. кВт 4537153 руб. Швейный 4,8 т. кВт 1686999 руб.
Табл.3.1.3.Цены напродукциюНаименование Отпускная цена на 01.01.03 г. в руб. Бетон товарный М-100 339,25 Керамзитобетон М-50 334,65 М-200 393,3 Плиты перекрытий ПК 24-12-8 356,5 ЛП-25-15-4к 563,5 Детали колодца КЦ-10-9 225,4 КЦП-1-15-1 319,7 Бордюр БР-300-30-18 131,1 Плиты дорожные, прогоны ПД-30-15 1108,6 ПРТ-60-2.5-4т 1350,1 Перемычки 2ПБ-13-1п 31,05 3ПБ-18-37п 55,2 5ПБ-36-20п 276 Плиты покрытий 2ПГ-5АТV 353,15 Кубики КБ-1 6,67 Продукция «HENKE» 1Ф-8 77 БР100-20-8 19,36 Керамзит Керамзит дроблённый 151,8 Керамзитовая смесь 121,9
Табл.3.1.4.Продукциядеревообрабатывающего цехаНаименование Единица измерения руб. Балконные двери БР м2 260,2 Оконные блоки м2 250,7 Доска половая м3 1400 Полотна дверные м2 104 Доска подоконная м2 78,5 Коробка дверная Пм 7,6 Обкладка Пм 1,7 Штапик Пм 0,83 Дрова м3 19
Глава 4. Анализ кадровогопотенциала предприятия
4.1. Углубленныйанализ кадрового потенциала «ЖБК-1»
Генеральный директорСеливанов Юрий Алексеевич.
В 1971 году получилвысшее образование по специальности инженер-строитель. Обладая высокойпрофессиональной подготовкой, разносторонними знаниями, организаторскимиспособностями, он прошел путь от мастера цеха до генерального директора. Напоследнюю должность назначен в 1978 году. Его труд отмечен орденом «Знакпочета», в 1999 году присвоено звание «Заслуженный строительРоссии». Является почетным профессором БелГТАСМ. Неоднократно избиралсядепутатом городской Думы. В настоящее время избран депутатом областной Думы3-го созыва по пятому избирательному округу.
Табл.4.1.1. Динамикачисленности работающих по годам 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 Всего человек 748 799 952 1063 1213 1474 2206 2449 2506 2663
ОАО «Белгородскийзавод ЖБК-1» является многопрофильным предприятием корпоративного типа.
Структура холдинга посостоянию на 01.01.03
/>
Произведем расчетосновных показателей кадрового потенциала предприятия. Для начала рассчитаемкоэффициенты оборота по приему, по увольнению и замещения:
ЧПП=1053
Коэффициент оборота поприему
/>
Коэффициент оборота поувольнению
/>
Общий коэффициент оборота
/>
Коэффициент замещения
/>
Рассчитаемпроизводительность труда одного работающего и одного рабочего за 2001 г.:
Производительность трудана одного работающего
/>
Производительность трудана одного рабочего
/>
Рассчитаемпроизводительность труда одного работающего и одного рабочего за 2000 г.:
Производительность трудана одного работающего
/>
Производительность трудана одного рабочего
/>
На основании полученныхданных найдем темпы роста производительности труда и заработной платы:
Темп ростапроизводительности труда одного работающего
∆ПТ=ПТ2-ПТ1=92,78-81,8=10,98тыс.руб./чел.
Темп ростапроизводительности труда одного рабочего
∆ПТр=ПТр2-ПТр1=163,93-178,947=-15,02тыс.руб./чел.
Темп роста заработнойплаты всего персонала:
∆ЗП=2700-2300=0,4тыс.руб.
Найдем соотношение междутемпами роста производительности труда и заработной платы:
/>
Рассчитаем индексыпроизводительности труда и заработной платы работающих:
/>
/>
Рассчитаем коэффициентопережения:
/>
Можно сделать выводтакой: существует закон «проедания», т.е не соблюдается темп изменения зарплатыи производительность труда; но это несоответствие не так существенно, т.к.индекс близок к единице.
5. Характеристика ианализ существующей на предприятии системы организации, нормирования и оплатытруда
5.1 Принципыразделения и кооперации труда на ОАО «ЖБК-1»
Накаждом предприятии эффективность организации трудовых процессов зависит, преждевсего, от рационального разделения и кооперации труда, в основе которых лежитразграничение деятельности людей в процессе совместного труда, позволяющееповысить производительность, содержательность и привлекательность их труда.Основными видами разделения труда на предприятии являются: технологическое,функциональное и профессионально-квалификационное.
Подтехнологическим разделением труда понимается расчленение процесса производствапо стадиям, видам работ и операциям. Разделение труда по выполняемым функциямозначает расчленение всего комплекса работ на предприятии в зависимости отфункциональных обязанностей отдельных групп работников, например, рабочие,непосредственно исполняющие основные процессы труда; инженерно-техническиеработники, обеспечивающие организацию и управление производством; работники,обслуживающие производство. По характеру участия в производственном процессемогут быть выделены основные и вспомогательные рабочие. По профессиям,различающимся содержанием труда, применяемыми орудиями труда, методами работы,выделяют, например, слесарей, токарей, машинистов машин вертикальноговытягивания стекла (ВВС) и т. д. По сложности труда осуществляетсяквалификационное разделение труда (по тарифным разрядам). Наиболее важнымявляется профессиональное разделение труда. Оно охватывается двумя основнымипонятиями: «профессия» и «специальность».
Профессия— род трудовой деятельности человека. Профессиональное разделение труда связанос отраслевым разделением труда (с делением народного хозяйства на отрасли), таккак для каждой из отраслей типичен свой набор профессий. Специальность —единичное (детальное) разделение труда внутри предприятия, она конкретизируетрод трудовой деятельности работника. Различные специальности возникают в рамкаходной профессии.
Профессиональноеразделение труда вызвано различиями в характере выпускаемой продукции, в уровнемеханизации труда и автоматизации производства, в сложности и точностивыполняемых работ. Перечень профессий и специальностей содержится в отраслевыхтарифно-квалификационных справочниках, а для «сквозных профессий (дляпрофессий, встречающихся во многих отраслях) — в единомтарифно-квалификационном справочнике.
На ОАО«ЖБК-1» постоянно происходят количественные и качественные изменения уровнятехнической базы производства, его организации, методов управления. Возникаютновые виды производств, внедряется высокопроизводительное оборудование,осуществляется автоматизация и комплексная механизация технологическихпроцессов, проводится совмещение разнородных технологических, контрольных итранспортных операций. Все это приводит к изменениям в профессиональном составекадров. Иным становится характер профессий и специальностей. Предприятие ОАО «ЖБК-1»все больше нуждаются в профессиях широкого профиля, соответствующих высокомууровню механизации и автоматизации современного производства. Так, рабочий,обслуживающий систему машин, нередко объединяет функции оператора и наладчика,для успешного выполнения которых требуются значительная техническая подготовка,и знания конструкции.
Припроектировании разделения труда необходимо исходить из экономической,психофизиологической и социологической целесообразности того или иноговарианта.
На ОАО«ЖБК-1» экономическая целесообразность оценивается исходя из ожидаемогоприроста производительности труда, эффективности производства и т. д.
Оценкупсихофизиологических критериев того или иного проектируемого вариантаразделения труда производят посредством их сравнения с существующими. Впроектируемых условиях все психофизиологические критерии должны обеспечиватьнормальное функционирование организма человека.
Социологическаяцелесообразность должна исходить из необходимости повышать содержательность,привлекательность труда, сочетать физические и умственные функции и т. д.
При всеммногообразии форм разделения труда в практической работе по совершенствованиюорганизации труда наибольшее внимание уделяется, как правило, профессиональномуразделению труда и разработке рациональных форм его кооперации. При этом подкооперацией труда понимается совместное участие людей в одном или разных, носвязанных между собой процессах труда. Она требует установления необходимыхпропорций, взаимосвязи и согласованности действий между различнымиисполнителями в процессе их труда, вытекает из принятых форм его разделения.
В рядепроизводств с преобладанием ручных работ (упаковка керамических плиток и т. п.)особое внимание должно быть обращено на профессии, для которых характерно выполнениеузко специализированных операций. Следует отметить, что углублениеспециализации в современных условиях имеет определенные границы: во-первых, онодает значительный эффект лишь в массовом и крупносерийном производстве;во-вторых, чрезмерное дробление процесса труда на операции повышаетмонотонность труда, снижает его содержательность и привлекательность.
Совершенствованиеразделения и кооперации труда являются одним из важнейших элементов его научнойорганизации. В практической работе на предприятиях по производству строительныхматериалов совершенствование форм разделения и кооперации труда предполагает:совмещение разнородных трудовых функций при обслуживании однотипногооборудования (печей, мельниц, дробилок, транспортеров и т. п.); функциональноеразделение труда при обслуживании технологически разнородного оборудования(болтушек и дробилок; мельниц и транспортеров; мельниц и насосов);функциональное разделение труда при обслуживании определенных видовоборудования в случае расширения зоны его обслуживания.
Перераспределениефункциональных обязанностей и установление оптимальных пропорций и рациональнойвзаимосвязи между рабочими в процессе их трудовой деятельности должнооцениваться не только по технико-экономическим показателям. Необходимо исходитьтакже из требований психофизиологии и социологии труда.
Разделениетруда обеспечивает использование постоянных его орудий. Это исключает затратывремени на поиск и замену инструментов и приспособлений, позволяет устранятьотдельные движения, сокращает время на выполнение трудовых операций.
Припроектировании эффективных форм разделения и кооперации труда на ОАО «ЖБК-1»учитываются следующие основные принципы:
1) объемпроизводства должен быть таким, чтобы каждому рабочему, выполняющему одну простуюоперацию длительностью менее минуты, была обеспечена изо дня в день полнаязагрузка. Если при разделении труда полная загрузка каждого рабочего не можетбыть достигнута, необходимо укрупнить операции;
2) есливесь процесс механизирован, но на каждую операцию не хватает оборудования, тогданесколько операций, которые могут выполняться на одной машине, объединяются водну операцию и поручаются одному исполнителю;
3) необходимодобиваться соответствия между численностью рабочих и количеством операций напроизводственном участке;
4) экономиявремени, полученная за счет роста производительности труда на основных рабочихоперациях, должна быть выше, чем затраты времени на вспомогательных операциях;
5) суммазатрат времени на перемещение материала (полуфабриката) или изделий при условииорганизации потока без транспортера не должна превышать суммы экономии времениза счет повышения производительности труда на всей совокупности операций,охватываемых данным потоком.
5.2Нормирование труда на ОАО «ЖБК-1»
Нормативыпо труду, используемые в аналитическо-расчетном методе установления норм, вобщем виде представляют собой регламентированные величины затрат труда навыполнение определенных объемов работы. К числу нормативов по труду относятся:нормативы режимов работы оборудования, нормативы времени, нормативы времениобслуживания и нормативы численности.
Нормативамирежимов работы оборудования называют регламентированные величины параметровработы оборудования, обеспечивающие наиболее рациональное его использование.Они служат также для определения времени машинной работы — величины,необходимой при установлении норм труда.
Нормативамивремени называются регламентированные затраты времени на выполнениеорганизационно или технологически связанных меледу собой трудовых действий,встречающихся в неизменном сочетании в различных производственных операциях.Они служат для нормирования ручных и машинно-ручных работ и делятся наследующие виды: нормативы основного времени, вспомогательного времени,оперативного времени, подготовительно-заключительного времени, времениобслуживания рабочего места, времени на отдых и личные надобности.
Нормативывремени могут быть дифференцированными (элементными) и укрупненными.
Дифференцированныенормативы устанавливают на отдельные приемы или более мелкие элементы операции.К дифференцированным, в частности, относятся микроэлементные нормативы,устанавливаемые на отдельные движения.
Укрупненныенормативы устанавливают на выполнение комплекса организационно и технологическисвязанных между собой трудовых приемов.
Нормативывремени обслуживания представляют собой регламентированные величины затратвремени на обслуживание единицы оборудования, рабочего места и другихпроизводственных единиц. Они предназначены для установления норм обслуживания.
Нормативычисленности представляют собой регламентированную численность работников,необходимую для выполнения единицы или определенного объема работ или отдельнойфункции. Применяются нормативы численности в тех случаях, когда другимиспособами (через нормы времени и т. д.) трудно определить численность длявыполнения конкретных работ.
Кромеуказанных нормативов, к нормативным материалам по труду относятся типовые иединые нормы (времени, выработки, обслуживания).
Типовыенормы проектируются с учетом рациональных (для данного типа производства)организационно-технических условий, уже существующих на части предприятий, ирекомендуются в качестве эталонов для тех предприятий, где эти условия еще недостигли уровня, на который рассчитаны нормы. Единые нормы разрабатываются дляработ, выполняемых по единой технологии на предприятиях одной или ряда отраслейнародного хозяйства. Они проектируются с учетом передового уровня техники иорганизации труда, который в короткий срок может быть достигнут насоответствующих работах большинством предприятий. Эти нормы являютсяобязательными для всех предприятий, организаций, для которых они предназначены.Срок введения единых норм устанавливается при их утверждении.
Методырасчета нормативов и способы их оформления подробно изложены в рекомендациях,изданных НИИ труда, которыми следует руководствоваться при проведении этойработы.
Порядокразработки и утверждения нормативных материалов для нормирования труда зависитот сферы их применения. По сфере распространения нормативные материалы делятсяна межотраслевые, отраслевые, общесоюзные, республиканские, районные, местные.
Межотраслевыенормативные материалы предназначаются для нормирования труда на работах,выполняемых на предприятиях двух или более союзных или союзно-республиканскихминистерств (ведомств). При разработке таких нормативов исходят изорганизационно-технических условий производства, типичных для всех отраслей, вкоторых они должны применяться.
Довведения новых норм организационно-технические условия в цехах и на производственныхучастках (организация труда, технология, оборудование, оснастка и др.) должныбыть приведены в соответствие с требованиями, предусмотренными в указанныхнормах; в необходимых случаях следует провести производственный инструктаж.
Овведении новых норм рабочие и служащие должны быть извещены не позднее, чем задве недели. При этом администрация предприятия, организации и комитет профсоюзаобязаны обстоятельно, в доходчивой форме разъяснить работникам причины иоснования для пересмотра норм, а также условия, при которых эти нормы должныприменяться. Нормы на разовые работы, а также на работы, не предусмотренныетехнологией или планом, могут быть объявлены рабочим позднее указанного срока,но во всех случаях до начала выполнения этих работ.
Для достижения высокогоуровня нормирования труда большое значение имеет правильная организация этойработы на предприятиях. Ранее в практике ОАО «ЖБК-1» расчет норм осуществлялсяцеховыми нормировщиками. При такой системе не обеспечивалась равнаянапряженность норм на предприятии. Кроме того, нормировщика нередко загружалинесвойственной ему работой, что затрудняло качественный анализ действующих норми своевременное выявление ошибочно установленных норм.
5.3 Условия труда,существующие на ОАО «ЖБК-1»
Процессыпроизводства строительных материалов связаны с применением высоких температур,с выделением значительного количества газа и пыли. Если значения (величины)подобных факторов превышают предельно допустимые санитарными нормами по ГОСТам,ССБТ, то при их воздействии у работающих могут развиться профессиональныезаболевания.
Созданиеблагоприятной производственной среды на рабочих местах, участках, в цехах и напредприятии в целом — одно из главных звеньев работы по совершенствованиюусловий, охраны и организации труда.
В этом направлениив последние годы на ОАО «ЖБК-1»проведена большая работа. Однако достигнутыеуспехи нельзя считать пределом.
Метеорологические условия(температура, влажностьи скорость воздуха) оказывают влияние, особенно при физической работе, на функциисердечно-сосудистой системы, дыхание, температуру тела, водный и солевой балансчеловеческого организма. Количественная оценка тяжести труда по шести категориямпроизводится с учетом не только психофизиологических, но и всех санитарно-гигиеническихэлементов условий труда. Критерии, которыми руководствуется ОАО «ЖБК-1»,разработаны НИИ труда.
Оптимальнойдля всех производственных помещений и категорий работ считается относительнаявлажность воздуха 60—40%, причем в холодный и переходный периоды допускается ееповышение до 75 %.
В холодный и переходныйпериоды года санитарными нормами установлена оптимальная скорость движениявоздуха в помещениях при выполнении легких работ не более 0-,2 м/с, для работсредней тяжести и тяжелых—до 0,3 м/с; причем при выполнении тяжелых работ влюбой период года ее допустимая норма не должна превышать 0,5 м/с. Температура,влажность и скорость движения воздуха замеряются в пределах рабочей зоны нарасстоянии около 2 м над уровнем пола или площадки, на которой находятсярабочие места.
Производственныйшум и вибрация впроизводственных помещениях предприятий промышленности строительных материаловвызывается обычно работой помольного оборудования (дробилок, мельниц и т. д.),а также недостатками в конструкции или неисправностью машин, агрегатов иустройств. Шум влияет, прежде всего, на центральную нервную систему и органыслуха человека. Длительное воздействие шума на организм человека может вызыватьболезни сердечно-сосудистой системы, особенно гипертонию. Медицинские наблюденияпоказывают, что люди, подвергающиеся длительному воздействию шума, чаще другихзаболевают гастритом, язвой желудка и двенадцатиперстной кишки. Сильный шумускоряет переутомление, снижает внимание; он мешает улавливать предупредительныесигналы и служит косвенной причиной травм. В соответствии с действующиминормами агрегаты и оборудование, вызывающие особо резкий шум (более 90 дБ),должны находиться в отдельных изолированных помещениях. Снижению шума на ОАО«ЖБК-1» способствуют четкое выполнение планово-предупредительных ремонтовоборудования со своевременной заменой изношенных частей и деталей, запрещениеили сокращение числа звуковых сигналов, сооружение специальных звукопоглощающихстен и перегородок. Для снижения вредного воздействия шума на организм человекапроизводится снабжение рабочих индивидуальными средствами защиты (шлемами,наушниками, антифонами и др.). При высокой амплитуде и длительном воздействиина организм вибрация может вызвать профессиональное заболевание. Существенноеснижение степени вибрации достигается путем применения средств виброизоляции ивибропоглощения. Машины оборудуют плавными кинематическими схемами, уменьшаютдопуски и зазоры в соединениях деталей и узлов, применяют прокладки из резины идругих упругих материалов. Работающие с пневматическими инструментами должныобеспечиваться мягкими рукавицами и вкладышами, применение которых снижаетвоздействие вибрации на организм человека в 2—2,5 раза.
Производственноеосвещение может быть естественным и искусственным. Наиболее благоприятноестественное освещение: при нем, как считают физиологи, производительность,например, ручного труда на 10 % выше, чем при искусственном.
Типичнымв условиях предприятий промышленности строительных материалов является комбинированноеосвещение: днем — естественное, в остальное время суток — искусственное. Нормыестественного и искусственного освещения в производственных и вспомогательныхзданиях и помещениях установлены действующими нормами и правилами. Ониограничивают произвольное размещение источников света и требуют обязательныхзамеров и расчетов освещенности в соответствии с видом выполняемой работы.
Приорганизации искусственного освещения на ОАО «ЖБК-1» учитываются нормы,установленные для этого типа освещения с помощью ламп накаливания илилюминесцентных ламп. Люминесцентное освещение в производственных помещенияхприменяют преимущественно на рабочих местах, где необходимо создание особоблагоприятных для зрения условии. Люминесцентные лампы в несколько разэкономичнее ламп накаливания, в связи с чем они находят все более широкоеприменение на предприятиях.
Длясоздания на предприятиях хороших условий труда большое значение имеетсоблюдение требований производственной эстетики, основной задачей которойявляется эстетическое формирование производственной среды. Такие мероприятия,учитывающие психофизиологические воздействия производственной среды наработающих, проводятся, как правило, одновременно с улучшениемпсихофизиологических и санитарно-гигиенических условий труда.
Техническаяэстетика предполагает создание с помощью цветового и архитектурно-планировочногорешения оптимальных условий для снижения утомления работающих, повышения ихнастроения и предрасположенности к труду. Путем различного цветового оформленияинтерьера цеха создаются определенные пространственные впечатления. Цвет, крометого, оказывает на психику человека тонизирующее влияние. Установлено,например, что при физически тяжелых работах благоприятно воздействует начеловека зеленый цвет. При голубовато-зеленом освещении лучше ощущаются объем ивес предметов. Красный цвет является раздражителем мышечного напряжения.
Следуетособо отметить, что работа по эстетическому формированию производственной средытребует обязательного привлечения квалифицированных специалистов. Пренебрежениепсихофизиологическими факторами и примитивные решения, основанные на «личномопыте», могут привести к отрицательным результатам.
5.4Принципы учета, аттестации и рационализации рабочих мест на ОАО «ЖБК-1»
Объектоматтестации и рационализации являются рабочие места. Под рабочим местомпонимается пространственная зона, оснащенная необходимыми техническимисредствами, в которой совершается трудовая деятельность исполнителя или группыисполнителей, совместно выполняющих одну работу или операцию. Зона рабочегоместа определяется исходя из особенностей выполняемого на нем производственногоили технологического процесса на основе трудовых и других действующих норм инормативов.
Коллективные(бригадные) рабочие места состоят и могут образовываться из индивидуальных.Совокупность рабочих мест бригады должна соответствовать бригадной зонеобслуживания. В свою очередь, совокупность бригадных зон обслуживанияопределяется принципами производственного участка, а совокупность рабочих местучастков — границами цеха и т. д. Во всех этих случаях объектом учета,аттестации, рационализации и планирования являются индивидуальные рабочиеместа. При работе в несколько смен каждое рабочее место рассматривается какодно.
Взависимости от функций на ОАО «ЖБК-1» рабочие места распределяются на четырекатегории: рабочих, ИТР, служащих и другого персонала (МОП, работников охраны).Применительно к задачам, вытекающим из целевых комплексных программ посокращению ручного и тяжелого физического труда, улучшению условий работы, всерабочие места подразделяются, кроме того, в зависимости от степени механизациитруда: работа на автоматах, автоматизированных агрегатах, установках иаппаратах; механизированным способом — при помощи машин, станков, механизмов;вручную при машинах и механизмах; вручную не при машинах и механизмах; поналадке и ремонту машин и механизмов вручную.
Начальнымэтапом аттестации рабочих мест является их учет (инвентаризация), в ходекоторой ставится задача определить общее фактическое наличие рабочих мест вбригадах, на участках и в цехах, дать им характеристику и включить все рабочиеместа в систему учета.
Результатыаттестации анализируются, обобщаются и служат основой для принятия по каждомурабочему месту соответствующего решения о его аттестации, рационализации илиликвидации. Аттестованными могут быть признаны рабочие места, по которым всеоценочные показатели не ниже уровня прогрессивных требований. Рабочие места,которые хотя бы по одному из оценочных показателей не соответствуют прогрессивнымтребованиям, но могут быть доведены до уровня этих требований путем проведениясоответствующих мероприятий, подлежат рационализации. В тех случаях, когдафактический уровень тех или иных показателей не соответствует и не может бытьдоведен до уровня прогрессивных требований путем рационализации, рабочие местаподлежат ликвидации. К этой же группе относятся излишние рабочие места, а такжете из них, рационализация которых экономически нецелесообразна.
Дляанализа результатов аттестации и разработки мероприятий по рационализациирабочих мест привлекаются работники, которые непосредственно на них трудятся.
Наоснове полученных в ходе аттестации материалов, обобщенных по отдельнымучасткам, цехам и другим структурным подразделениям, определяются реальная потребностьв каждом рабочем месте с учетом производственной программы, затраты нарационализацию и сроки проведения этой работы.
Поаттестованным рабочим местам могут быть решения: дозагрузить, закрепить за нимоперации, выполнявшиеся на ликвидированных рабочих местах, осуществитьмероприятия, позволяющие превзойти прогрессивный уровень требований к рабочемуместу, продолжать эксплуатацию без внесения изменений до очередной аттестации.
Порабочим местам, подлежащим ликвидации, может быть принято решение о передачеего операции (видов работ) на одно из аттестованных или рационализируемыхрабочих мест. Для рабочих мест, подлежащих рационализации, определяютсясоответствующие мероприятия. По показателям, способствующим повышениютехнического уровня рабочих мест, они предусматривают, как правило,модернизацию оборудования, внедрение средств автоматизации производственныхпроцессов и механизации ручных работ, повышение качества и надежности ремонта ит. д. В целях повышения организационного уровня рабочих мест предусматриваютвнедрение рациональных трудовых процессов, передовых приемов и методов работы,внедрение типовых проектов организации труда, расширение многоагрегатного(многостаночного) обслуживания, совершенствование коллективных форм организациии стимулирования труда, в том числе бригадного подряда, а такжесовершенствование нормирования труда, форм подготовки и повышения квалификациикадров и т. д.
Вкачестве итогового документа по результатам аттестации на ОАО «ЖБК-1»составляют сводный баланс рабочих мест. В нем отражается общее число рабочихмест и занятых на них людей, на его основе определяется профессионально-квалификационнаяструктура работников, обеспеченность ими предприятия, разрабатываются текущие иперспективные планы подготовки и повышения квалификации кадров. Число рабочихмест и показатели их использования отражаются в Паспорте предприятия.
Результатыаттестации утверждает, как правило, директор предприятия. Опыт предприятиясвидетельствует о том, что высокая эффективность рационализации рабочих мест наоснове их аттестации не происходит автоматически. Эта работа требует применениявсесторонне обоснованных методических принципов и, кроме того, высокойорганизованности на всех этапах проведения со стороны руководителейпроизводственных звеньев объединений и предприятий, активного участияспециалистов всех служб и самих работающих. Аттестация и рационализация — этонепрерывный процесс, рассчитанный на длительный период, так какнаучно-технический прогресс неизбежно вносит все возрастающие требования ксовершенствованию организации рабочих мест, технической их оснащенности ирешению социально-экономических проблем на каждом предприятии.
5.5 Требованияпо технике безопасности и охране окружающей среды
В целях предотвращениянесчастных случаев и производственного травматизма все работающие в цехахобязаны пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте посоответствующим инструкциям. Вновь поступающие на работу проходят стажировкупод руководством ответственного лица. Работников принимают с испытательнымсроком 2-3 месяца, не имеющие профессии обучаются на учебном комбинате, послечего им выдаются соответствующие документы. Во время работы, перед началом её иокончании необходимо строгое выполнение правил техники безопасности.
Вращающиеся и движущиесячасти машин ограждены, всё оборудование заземлено в целях предотвращениянесчастных случаев.
Охрана труда ипромсанитария.
В производственныхпомещениях 1 раз в месяц проводится генеральная уборка и чистка оборудования.Приточно-вытяжная вентиляция должна содержатся в исправном состоянии. Всеработающие в цехе обеспечиваются спец. одеждой и индивидуальными средствамизащиты. В рабочих помещениях приём пищи запрещён. Электробезопасность должнаобеспечиваться в соответствии с требованиями ПУЭ, ПТЭ, ПТБ электроустановок потребителей.
Требования охраныокружающей среды: предельное содержание пыли в воздухе. На предприятии естьэколог, который проводит замеры; соблюдение норм ПДК, обеспечиваетсявентиляцией и аспирацией, оснащёнными фильтрами. Отходы производства вывозятсяна городскую свалку (бытовой мусор), строительные отходы возвращаются впроизводство или реализуются заказчикам. Бракованная продукция (некондиция)реализуется по сниженным ценам.
Глава 6. Описаниерабочего места, его планирование и проектирование
6.1. Понятие «рабочееместо»
Рабочее место – оснащенная техническими средствамизона, где один или группа работников выполняют производственную операцию илиработу. Организация рабочего места – оснащение средствами и предметами труда, размещеннымив определенном порядке.
Для оценки техническогоуровня рабочих мест в практике НОТ применяют следующие показатели:
1. По рабочим местам соборудованием: производительность применяемого оборудования; соответствиеоборудования требованиям, применяемым к качеству продукции; использованиетехнологических особенностей оборудования; прогрессивность применяемоготехнологического процесса; технологическая оснащенность рабочего места.
2. По рабочим местам безоборудования: оправданность использования ручного труда; технический уровень икачество используемого инструмента; обеспеченность исполнителя инструментом
3. По рабочим местам безоборудования: оправданность использования ручного труда; обеспеченностьисполнителя инструментом (комплектность, техническое состояние, наличиенеобходимого резерва).
4. Организационныйуровень рабочего места: рациональность планировки; организационнаяоснащенность; количество и трудоемкость постоянно закрепляемых работ, сменностьи др.
5. Условия труда итехника безопасности: соответствие санитарно-гигиенических условий нормативнымтребованиям; применение тяжелого физического труда; наличие монотонного труда;обеспечение безопасности труда; обеспечение спецодеждой и обувью в соответствиис установленными стандартами.
Каждое рабочее местооценивается следующим образом:
· рабочее местополностью соответствует нормативному уровню;
· рабочее место несоответствует уровню, но может быть доведено до нормативного уровня;
· рабочее место несоответствует и не может быть доведено до нормативного уровня.
6.2 Описание рабочегоместа водителя крановщика
Водитель-крановщиквыполняет ответственные задачи по перемещению грузов, разрядных грузов, техникии вооружения, предназначенных для десантирования в тыл противника.
Для успешноговыполнения своих обязанностей водитель-крановщик обязан знать:
· назначение,тактико-технические характеристики, устройство автомобильных кранов,поступающих в войска;
· правила дорожногодвижения;
· порядоквыполнения работы по перемещению грузов различных разрядов;
· меры безопасностипри выполнении работ;
· характернеисправностей, порядок их устранения;
· порядокпроведения всех видов технического обслуживания;
· порядокподготовки и правила крепления техники при перевозке ее различными видамитранспорта.
Он долженуметь:
· проводитьконтрольный осмотр техники перед началом работы;
· техническиправильно выполнять работы по перемещению грузов;
· выполнять работыв строгом соответствии с инструкцией по мерам безопасности;
· определять неисправностии устранять их в объеме текущего ремонта;
· проводитьочередное техническое обслуживание, испытание и освидетельствованиеавтомобильного крана;
· размещать икрепить технику при перевозке ее различными видами транспорта.
Каквоин-десантник, он должен знать устройство парашюта, уметь выполнять парашютныепрыжки в любое время суток и в любой обстановке, владеть стрелковым оружием,приемами рукопашного боя.
Для успешноговыполнения своих обязанностей водитель-крановщик должен обладать высокой профессиональнойподготовкой, высоким уровнем ответственности, способностью к работе водиночестве.
Должностиводителей-крановщиков комплектуются дисциплинированными, исполнительнымивоеннослужащими после проведения сборов по специальности.
Для овладенияспециальностью необходимо начальное профессиональное образование и подготовка вучебной воинской части.
За времяслужбы водитель-крановщик может повысить свою классную квалификацию до 1-гокласса и может быть назначен на должность командира инженерно-техническогоотделения.
Родственныегражданские специальности: машинист крана автомобильного, машинист крана(крановщик), машинист крана металлургического производства, машинисттрубоукладчика.
Обязанности крановщика во время работы крана-трубоукладчика:
1. При работекрана-трубоукладчика крановщик должен соблюдать требования, изложенные впроизводственной инструкции и руководстве по эксплуатации крана-трубоукладчика.
2. Крановщик во времяработы механизмов крана-трубоукладчика не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей,а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.
3. При обслуживаниикрана-трубоукладчика двумя работниками (при наличии стажера) ни один из них недолжен отходить от крана-трубоукладчика даже на короткое время, не предупредивоб этом остающегося на кране-трубоукладчике.
При. необходимости уходас крана-трубоукладчика крановщик обязан остановить двигатель, приводящий вдвижение механизмы крана-трубоукладчика, и заблокировать механизмы.
В отсутствие крановщикастажеру и другим лицам управлять краном не разрешается.
4. Крановщик не долженвходить на кран-трубоукладчик и сходить с него во время работы механизмовпередвижения, вращения или подъема.
5. Прежде чем осуществитькакое-либо движение краном — трубоукладчиком, крановщик обязан убедиться в том,что стажер находится в безопасном месте, а в зоне работы крана-трубоукладчиканет посторонних людей.
6. Если в работемеханизмов крана-трубоукладчика был перерыв, то перед их включением крановщикобязан дать предупредительный сигнал.
7. Во время перемещениякрана с грузом положение стрелы и грузоподъемность крана следует устанавливатьв соответствии с указаниями, содержащимися в руководстве по эксплуатациикрана-трубоукладчика.
8. Установка для работыодного крана-трубоукладчика на- краю откоса траншеи допускается при условиисоблюдения расстояний от основания откоса траншеи до опорной части гусеницы неменее указанных в таблице. При невозможности соблюдения этих расстояний откосдолжен быть укреплен. Условия установки крана-трубоукладчика на краю откосатраншеи должны быть указаны в проекте производства работ.
Таб.6.2.1 Минимальноерасстояние (в м) от основания откоса траншеи до ближайшей опоры крана-трубоукладчикапри ненасыпном грунтеГлубина котлована (канавы), м Грунт песчаный и гравийный супесчаный суглинистый глинистый лессовый сухой
1
2
3
4
5
1,50
3,00
4,00
5,00
6,00
1,25
2,40
3,60
4,40
5,30
1,00
2,00
3,25
4,00
4,75
1,00
1,50
1,75
3,00
3,50
1,00
2,00
2,50
3,00
3,50
9. Для работы группыкранов-трубоукладчиков в составе колонны расстояние до края откоса определяетсяпо проекту производства работ.
10. Устанавливатькраны-трубоукладчики для выполнения строительно-монтажных работ следует всоответствии с проектом производства работ.
11. Установкакранов-трубоукладчиков должна производиться на спланированной и подготовленнойплощадке с учетом категории и характера грунта. При работе на свеженасыпанныхгрунтах слабой несущей способности, на уклонах необходимо следить, чтобы уголнаклона крана-трубоукладчика не превысил значений, указанных в проектепроизводства работ.
12. Устанавливатькраны-трубоукладчики следует так, чтобы при работе расстояние между поворотнойчастью крана-трубоукладчика при любом его положении и строениями, штабелямигрузов и другими предметами было не менее 1 м.
13. Крановщик не долженсамовольно устанавливать кран-трубоукладчик для работы вблизи линииэлектропередачи (до получения задания от лица, ответственного за безопасноепроизводство работ кранами-трубоукладчиками), а также переезжать через действующийтрубопровод.
14. Крановщик долженработать под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасноепроизводство работ кранами-трубоукладчиками, при загрузке и разгрузкеспециализированных транспортных средств, при перемещении груза несколькимикранами-трубоукладчиками, вблизи линии электропередачи, при работе в составеизоляционно-укладочной колонны, при врезке арматуры, катушек и т.д., приперемещении груза, на который не разработана схема строповки, а также в другихслучаях, предусмотренных проектами или технологическими регламентами.
15. Совместная работа поперемещению груза двумя или несколькими кранами-трубоукладчиками должнаосуществляться в соответствии с проектом или технологической картой, в которойдолжны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с указаниемпоследовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а такжесодержаться требования к подготовке площадки и другие указания по безопасномуперемещению груза.
16. При перемещениигрузов крановщик должен руководствоваться следующими правилами:
1) работатькраном-трубоукладчиком можно только по сигналу стропальщика. Если стропальщикподает сигнал, действуя в нарушение требований производственной инструкции, токрановщик по такому сигналу не должен производить требуемого маневракрана-трубоукладчика. Обмен сигналами между стропальщиком и крановщиком, долженпроизводиться по установленному на предприятии, (в организации) порядку. Ваварийных случаях сигнал «Стоп» крановщик обязан выполнять независимо от того,кто его подает;
2) необходимо определятьгрузоподъемность крана- ~ трубоукладчика для каждого вылета по указателюгрузоподъемности;
3) перед подъемом грузаследует предупреждать звуковым сигналом стропальщика и всех работающих,находящихся около крана-трубоукладчика, о необходимости уйти из опасной зоны(зона перемещаемого груза, зона возможного падения груза и зона опусканиястрелы). Перемещать груз можно при отсутствии людей в опасной зоне. Стропальщикможет находиться рядом с грузом во время его подъема или опускания, если грузнаходится на высоте не более 1 м от уровня площадки;
4) загружать и разгружатьавтомашины и прицепы к ним разрешается только при отсутствии людей натранспортных средствах, в чем крановщик должен предварительно убедиться;
5) устанавливать крюкподъемного механизма над грузом следует так, чтобы при подъеме грузаисключалось ~ косое натяжение грузового каната;
6) при подъеме грузанеобходимо предварительно поднять его на высоту не более 200 – 300 мм, чтобы убедиться в правильности строповки, устойчивости крана-трубоукладчика и исправностидействия тормозов, после чего можно поднимать его на нужную высоту;
7) при подъеме грузарасстояние между обоймой крюка и блоками на стреле должно быть не менее 500 мм;
8) перемещаемые в горизонтальном направлении грузы(грузозахватные приспособления) следует предварительно приподнять на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;
9) при подъеме стрелынеобходимо следить, чтобы она не поднималась выше положения, соответствующегонаименьшему рабочему вылету;
10) при перемещениигруза, находящегося вблизи стены, агрегатов, крановых задвижек, арматуры,колонны, штабеля, автомашины, станка или другого оборудования, следуетпредварительно убедиться в отсутствии стропальщика и других работающих междуперемещаемым грузом и указанными частями здания, транспортными средствами илиоборудованием, а также в невозможности задевания стрелой или перемещаемымгрузом за стены, колонны, сооружения и т.п.;
11) перемещениемелкоштучных грузов должно производиться в специально предназначенной для этоготаре; при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов.Подъем изолировочных материалов на поддонах без ограждения разрешаетсяпроизводить только при загрузке и разгрузке (на землю) автомашин и прицепов;
12) перед подъемом грузаиз траншеи и перед опусканием груза в траншею следует предварительно убедитьсяпутем опускания свободного (ненагруженного) крюка в том, что при его низшемположении на барабане остается не менее полутора витков каната, не считаявитков, находящихся под зажимным устройством;
13) укладывать иразбирать груз следует равномерно, не нарушая установленные для складированиягрузов габариты и не загромождая проходы;
14) необходимо внимательно следить за канатами, в случаеспадания их с барабанов или блоков, образования петель или обнаруженияповреждений канатов следует прекратить работу крана-трубоукладчика.
6.3.Фотография рабочеговремени крановщика№ Наименование элементарных затрат Текущее время Продолжительность, мин. индекс 1 Начало наблюдения 7-45 - - 2 Получение задания от мастера 7-55 10 ПЗ 3 Подготовка рабочего времени к работе 8-00 5 ПЗ 4 Подцепка груза 8-05 5 ОП 5 Поднятие груза 8-35 30 ОП 6 Отцепка груза 8-40 5 ОП 7 Подцепка груза 8-45 5 ОП 8 Поднятие груза 9-15 30 ОП 9 Отцепка груза 9-20 5 ОП 10 Курение 9-25 5 ПНД 11 Посторонний разговор 9-35 10 ПНД 12 Подцепка груза 9-45 10 ОП 13 Поднятие груза 10-20 35 ОП 14 Отцепка груза 10-30 10 ОП 15 Вызывает мастера 10-40 10 ПНТ 16 Ожидание груза 11-00 20 ПНТ 17 Прием груза 11-10 10 ОБ 18 Подцепка груза 11-15 5 ОП 19 Поднятие груза 11-55 40 ОП 20 Отцепка груза 12-00 5 ОП 21 Обед 12-15 15 обед 22 Курение 12-25 10 ПНД 23 Подцепка груза 12-35 10 ОП 24 Поднятие груза 13-05 30 ОП 25 Отцепка груза 13-15 10 ОП 26 Отдых 13-35 20 ОТЛ 27 Подцепка груза 13-45 10 ОП 28 Поднятие груза 14-30 45 ОП 29 Отцепка груза 14-40 10 ОП 30 Посторонний разговор 14-50 10 ПНД 31 Подцепка груза 14-55 5 ОП 32 Поднятие груза 15-35 40 ОП 33 Отцепка груза 15-40 5 ОП 34 Доливает масло 15-50 10 ОБ 35 Протирает стекло 15-55 5 ОБ 36 Пересдача смены 15-59 4 ПЗ 37 Конец смены 16-00 1 ПНД
Сводка одноименных затратрабочего времени№ Категория затрат раб. времени Наим. элемент затрат раб. времени Прод-ть Кол-во 1 ПЗ 1. Пересдача смены 4 1 2.Получение задания 10 1 3.Подготовка раб. места 5 1 ИТОГО 19 3 2 ОП 1.Подцепка груза 50 7 2.Поднятие груза 250 7 3.Отцепка груза 50 7 ИТОГО 350 21 3 ОБ 1.Доливает масло 10 1 2.Протирает стекло 5 1 3.Прием груза 10 1 ИТОГО 25 3 4 Время потерь 1.Конец смены 1 1 2.Посторонний разговор 20 2 3.Курение 15 2 4.Вызывает мастера 10 1 5.Ожидание груза 20 1 ИТОГО 66 7 5 ОТЛ 1. Отдых 20 1 ИТОГО 20 1 ИТОГО 480 35
НПЗ=15мин.
НОБ=4,3 % от оперативноговремени
НОТЛ=5 % от оперативноговремени
ТСМ=480 мин.
Nфакт =32 изделия Nплан =35 изделий
1.Рассчитаем оперативноевремя по нормативу:
tОП= (ТСМ-tпз)/к
к=1+(аобс+аотл)/100=1+(9,3/100)=1,03
tОП=480-15/1,093=425 мин.
tотл =0.05*425=22 мин.
Tоб=0,043*425=18 мин.
Составим на основе данныхбалансы времени:
Фактический и проектныйбаланс рабочего времениИндекс Категория Затраты времени Затраты времени подл. увел.(+)или умен.(-) Фактич. время Нормат. время Мин. % Мин. % 1.ПЗ Подготовит.-заключ. 19 3,96 15 3,13 -4 2.ОП Оперативное 350 72,9 425 88,6 +75 3.ОБ Обслуживания 25 5,2 18 3,8 -7 4.ОТЛ Отдых и личные надобности 20 4,2 22 4,47 +2 5. ПНТ и ПНД Перерывы связанные с нарушением дисциплины и технол. процесса 66 13,74 - - -66 ИТОГО 480 100 480 100
Произведем расчетпоказателей, характеризующих использование рабочего времени:
1. Коэффициентиспользования рабочего времени:
/>
/>
2. Коэффициент потерьрабочего времени зависящего от рабочего/> /> /> /> /> /> /> />
3. Коэффициент потерьрабочего времени, не зависящего от рабочего/> /> /> /> /> /> /> />
4. Коэффициент возможногоуплотнения рабочего времени
/>
/>
Найдем возможный приростпроизводительности труда за счет ликвидации всех потерь.
/>
Рассчитаем нормувыработки/> /> /> /> /> /> /> />
Рассчитаем норму времени/> /> /> /> /> /> /> />
ВЫВОД:
Рассмотрев все полученныерезультаты, можно сделать вывод о том, какие существуют причины невыполнениянорм и методы их исключения. Например, очень много времени крановщик тратил наперерывы связанные с нарушением дисциплины, а при пересмотрении его рабочегобаланса и составлении нормативного это неиспользованное время было переучтено воперативное время. В результате на предприятии будут усовершенствованынормативы времени, для более эффективной работы.
Недостатки в организациии обслуживании рабочих мест были выявлены в качестве приема груза иобслуживании машины, но они не существенны и легко устранимы.
6.4Антропометрические совместимости,учитываемые приорганизации рабочего места
Антропометрическаясовместимость- это учет размеров тела человека, возможности обзора пространства, учетположения (позы) оператора в процессе работы с целью минимальной затратыфизических сил. При этом учитывается объем рабочего места, зоны досягаемостидля конечностей оператора, расстояние от оператора до приборного пульта и т. п.При организации рабочего места учитываются требования ГОСТов 12.3.002«Процессы производственные», 12.0.003 «Вредные и опасныепроизводственные факторы», 12.2.049 «Эргонометрическиетребования»; 12.2.032- рабочее место стоя; 12.2.033 — рабочее место сидя.
Рабочимместом считается место постоянного или периодического пребывания работающегодля наблюдения и ведения производственных процессов или экспериментов.
Крометого рабочее место человека-оператора — это место в СЧМ, оснащенное средствамиотображения информации, органами управления и вспомогательным оборудованием.
Рабочееместо характеризуется рабочей средой и рабочей зоной. Рабочая средахарактеризуется физическими, химическими, биологическими, информационными,социально-психологическими и эстетическими факторами. Рациональное устройстворабочего места учитывает его оптимальную планировку, степень механизации,автоматизации, выбор рабочей позы оператора и расположение органов управленияинструментов, материалов.
Оптимальнаяпланировка рабочего места обеспечивает удобство при выполнении работы, экономиюсил и времени рабочего (оператора), правильное использование производственныхплощадей, безопасные условия работы.
Организациярабочего места заключается в выполнении мероприятий, обеспечивающихрациональный и безопасный трудовой процесс и эффективное использованиепредметов и орудий труда, что способствует повышению производительности труда иснижает утомляемость работающих.
Рабочаязона — часть пространства рабочего места, в котором осуществляются трудовыепроцессы. Рабочая поза будет наименее утомительна только при условии, еслирабочая зона сконструирована правильно.
Размерзоны приложения труда определяется характером труда и может ограничиватьсяплощадью (пространством), оснащенной технологическим оборудованием, оснасткой,инструментами и приспособлениями.
/>
Рис.6.4.1.Размерырабочей зоны рук: 1 – оптимальная рабочая зона; 2 – максимальная рабочая зона.
Рабочаязона оператора ограничивает пространство, в пределах которого движения рукоператора наиболее экономичны, без излишних напряжений. ГОСТ 22269«Рабочее место оператора» устанавливает общие эргономическиетребования.
Важенвыбор рабочего положения человека. Рабочая зона выбрана правильно, еслипроекция общего центра тяжести тела лежит в пределах площади опоры (рис.6.4.2.).
/>
Рис.6.4.2.Схема рабочей позы при устойчивом (а) и неустойчивом (б) положении:
Еслив процессе работы действует небольшая группа мышц, то предпочтительнее позасидя; при работе большой группы мышц — стоя. При проектировании рабочего местанеобходимо учитывать следующее: если при прямой позе сидя мышечную работупринять равной единице, то при прямой позе стоя мышечная работа составляет 1,6;при наклонной позе сидя мышечная работа составляет — 4, а при наклонной позестоя — 10 единиц. Статичная поза утомительнее, нежели динамическая.
Всвязи с внедрением механизации и автоматизации рабочие позы могут бытьстатичны, т.е. человек сидит, например, у пульта управления блокаэлектростанции в малоподвижной позе. Лишение рабочего двигательной активностивызывает утомление, поэтому особое значение приобретают специальные физическиеупражнения, снижающие это утомление.
Впределах рабочей зоны размещаются органы управления (рукоятки, кнопки, рычаги),инструмент; измерительные приборы, приспособления и так, чтобы исключалисьлишние, непроизводительные движения.
Различаютоптимальную и максимальную рабочие зоны. Наиболее часто употребляемыеинструменты, материалы и др. размещаются в оптимальной рабочей зоне, редкоупотребляемые — в максимальной рабочей зоне.
Правильноеконструирование рабочих зон определяется их соответствием с оптимальным полемзрения рабочего и определяется дугами, которые может описать рука,поворачивающаяся в плече или локте на уровне рабочей поверхности, а движениемрук управляет мозг человека в соответствии с коррекцией глаз. Поэтому рабочуюзону принимают удобной для охвата человеческим взором.
Рабочиеместа проектируются с учетом антропометрических данных усредненных размеровчеловеческого тела. Иначе, если размещение органов управления не будетсоответствовать физическим возможностям человека, работа окажется неоправданноутомительной. При этом учитываются рост, размах и длина рук, ширина плеч,высота колен и т.д. При проектировании берутся средние значения этих величин,характерные для данной страны или групп населения, а также при возможностипредусматривается настройка органов управления, мебели к данному индивидууму(высота, угол наклона). В соответствии с рабочими зонами и антропометрическимиданными проектируются рабочие места в любом производственном процессе и любыемашины и механизмы, обслуживаемые человеком.
6.5Режим труда и отдыха
Поддержаниеи контроль состояния здоровья водителей в процессе их трудовой деятельности.
Организацияобеспечивает прохождение водителями обязательного периодического медицинскогоосвидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохраненияРоссийской Федерации.
Руководительорганизации имеет право в случае сомнения в состоянии здоровья водителянаправить его на медицинское освидетельствование ранее установленных сроков.
Ворганизации должен осуществляться контроль за соблюдением сроков прохожденияпериодических медицинских освидетельствований.
Режимытруда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами,определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени ивремени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графикиработы водительского состава, расписания и графики движения транспортныхсредств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованыконтроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведениедокументации по учету рабочего времени и времени отдыха.
Организацияобязана обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, не допускать куправлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения илив болезненном состоянии, для чего:
· - организоватьпроведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условийработы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке,определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
· - обеспечить учети анализ данных медосмотров водителей с целью выявления водителей, склонных кзлоупотреблению алкогольными напитками, употребляющих наркотические средства,страдающих хроническими заболеваниями.
Время отдыха.
/>/>Водители в соответствии с законодательством Российской Федерациипользуются правом на:
/>а)перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания;
/>б)ежедневный отдых;
/>в)еженедельный отдых;
/>г) отдых впраздничные дни;
/>д)ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением);
/>е) отдых вдругих случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
/>Водителямпредоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двухчасов не позднее чем через 4 часа после начала работы.
/>Приустановленной графиком продолжительности ежедневного рабочего времени более 8часов водителю предоставляется два перерыва для отдыха и питания общейпродолжительностью не более 2 часов.
/>Конкретнаяпродолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительностьперерывов) устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборнымпрофсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительныморганом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому втрудовом договоре (контракте) или приложении к нему.
/>Продолжительностьежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха ипитания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы впредшествующий отдыху рабочий день (смену).
Рабочее время/>/>.
В течение рабочеговремени водитель должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии сусловиями трудового договора (контракта), трудовым распорядком или графикомработы.
/>Нормальнаяпродолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов внеделю.
/>Дляводителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями,продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а дляработающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем — 7 часов.
/>В техслучаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюденаустановленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени,водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (какправило, за месяц). На перевозках пассажиров в курортной местности в летне — осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонныхработ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышатьнормального числа рабочих часов.
/>Решение обустановлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем посогласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или инымуполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — посогласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) илиприложении к нему.
/>Присуммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы(смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.
/>В случае,когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо датьвозможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительностьежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
/>Еслипребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен бытьоборудован спальным местом для отдыха водителя.
Приложение 1
/>
Приложение2
/>