БЕЛОРУССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
На тему:
«Общая характеристикапредприятия КУП «СМЭП Мингорисполкома», его организационно управленческаяструктура»
МИНСК, 2009
КУП «СМЭПМингорисполкома» (вдальнейшем – предприятие) осуществляет свою деятельность в соответствии сзаконодательством, решениями Президента Республики Беларусь, ПравительстваРеспублики Беларусь, Учредителя и Уставом.
Предприятие относится к государственной форме собственности,является самостоятельным в структуре Учредителя, его имущество находится вкоммунальной собственности г. Минска и закрепляется за предприятием направе хозяйственного ведения.
В соответствии с Решением Мингорисполкома для осуществленияфункционально-оперативного руководства предприятием в вопросах соблюдениясроков и качества выполняемых работ, утверждения мероприятий по эксплуатации ивнедрению технических средств организации дорожного движения Заказчикомявляется ГУВД Мингорисполкома.
Предприятие является юридическим лицом – коммерческойорганизацией, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, самостоятельныйбаланс, расчетные и иные счета в учреждениях банков, печать установленногообразца, штампы, свои фирменные бланки; может иметь товарный знак и эмблему;несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своегоимени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права,исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащимему имуществом.
Учредитель не отвечает по обязательствам предприятия, апредприятие не отвечает по обязательствам Учредителя, за исключением случаев,предусмотренных законодательством и Уставом предприятия.
Место нахождения предприятия:
220034, г. Минск, ул. Берестянская, д. 4а.
Главной целью предприятия является обеспечение выполненияработ по договорам с Главным управлением внутренних дел Мингорисполкома идругими субъектами хозяйствования в соответствии с предметом деятельности, атакже реализация на основе полученной прибыли социальных и экономическихинтересов членов трудового коллектива.
Предметом деятельности предприятия является:
– обеспечение постоянной технической готовностиэксплуатируемых средств организации дорожного движения;
– своевременное и качественное строительство объектов,связанных с задачами обеспечения дорожного движения;
– техническое обслуживание, содержание и замена средстви автоматизированных систем организации дорожного движения (светофоров,аппаратуры регулирования, дорожных знаков, ограждения и т.п.);
– разметка проезжей части улично-дорожной сети;
– выпуск продукции производственно-техническогоназначения.
Предприятие имеет право заниматься отдельными видамидеятельности на основании специального разрешения (лицензии).
Предприятие вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность впорядке, установленном действующим законодательством.
Имущество предприятия находится в собственности г. Минска,принадлежит ему на праве хозяйственного ведения. Владение, пользование ираспоряжение этим имуществом предприятие осуществляет в пределах, определяемыхзаконодательством и Учредителем.
Имущество предприятия является неделимым и не может бытьраспределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работникамипредприятия.
Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотныесредства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельномбалансе предприятия.
Источниками формирования имущества предприятия являются:
- денежныеи неденежные вклады Учредителя в уставный фонд предприятия;
- доходы,полученные от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
- доходыот ценных бумаг;
- кредитыбанков и других кредиторов;
- капитальныевложения, целевое финансирование и дотации из государственного бюджета;
- безвозмездныеили благотворительные взносы, пожертвования юридических и физических лиц;
- иныеисточники, не запрещенные законодательными актами Республики Беларусь.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на правехозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог,вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ и коммандитныхтовариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласияУчредителя в соответствии с действующим законодательством.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжаетсясамостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством,Учредителем.
Имущество предприятия, находящееся в хозяйственном ведении, неможет быть передано в доверительное управление.
Предприятие самостоятельно организует свою деятельность,обеспечивающую реализацию уставных целей, исходя из необходимости производстваи выполнения работ, оказания услуг и определяет перспективы развития, если иноене установлено Учредителем.
Основу программы деятельности и определения плановых объемов впервоочередном порядке составляют хозяйственный договор с ГУВД Мингорисполкома,а также другие договоры, заключенные с потребителями услуг и поставщикамиматериально-технических ресурсов.
Предприятие свободно в выборе предмета договора (контракта),определении обязательств, любых других условий взаимоотношений с юридическими ифизическими лицами, не противоречащих законодательству.
Предприятие организует материально-техническое обеспечениесобственного производства и капитального строительства путем приобретенияресурсов на рынке товаров и услуг, по прямым договорам на основаниираспоряжений Учредителя согласно действующему законодательству.
Предприятие реализует свои работы и услуги по ценам и тарифам,устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренныхзаконодательством Республики Беларусь, по ценам и тарифам, регулируемымгосударством.
Предприятие может выступать в качестве заказчика и привлекатьсоответствующие организации для выполнения проектных, строительно-монтажных,наладочных и других работ, а также размещать заказы на изготовление необходимыхизделий на других предприятиях.
Предприятие самостоятельно определяет формы и системы оплаты трудаработников на основе тарифных ставок и должностных окладов, используетсуществующую систему надбавок и доплат, самостоятельно утверждает премиальнуюсистему.
Расчеты предприятия по своим обязательствам с другимипредприятиями производятся в безналичном порядке через учреждения банков.
Расчеты наличными деньгами с гражданами осуществляются всоответствии с правилами совершения расчетных и кассовых операций.
Предприятие несет полную ответственность за соблюдение интересовгосударства и прав граждан, сохранность собственности, выполнение прямых обязательстви безубыточную работу.
Основным показателем финансовых результатов хозяйственнойдеятельности предприятия является прибыль. Прибыль предприятия, после уплатыналогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль) остается в полном егораспоряжении. Предприятие самостоятельно определяет направления использованиячистой прибыли.
Предприятие за счет чистой прибыли может создавать фонды,предусмотренные законодательством: фонд потребления и фонд накопления. Порядокобразования и расходования соответствующих фондов из чистой прибылиопределяется предприятием самостоятельно.
Деятельностьотелов и служб на предприятии сформирована по принципу линейно-функциональнойструктуры управления. При такой структуре управления всю полноту власти беретна себя линейный руководитель – директор предприятия, возглавляющий коллектив.При разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений,программ, планов ему помогает специальный аппарат, состоящий из функциональныхподразделений. В прямом подчинении у руководителя предприятия находятся главныйинженер и 5 служб: администрация, группа технической документации,планово-экономический отдел, отдел материально-технического снабжения и главныйбухгалтер с аппаратом бухгалтерии.
Функциональныеобязанности заместителя директора предприятия выполняет главный инженер. В егонепосредственном подчинении находятся: служба транспорта, энергомеханическийучасток, участок подсобного производства и подготовки, служба новогостроительства, служба эксплуатации, производственно-технический отдел, группапрограммного обеспечения и надежности.
Работойэнергомеханического участка руководит начальник отдела. В своем составе участокимеет 5 специализированных подразделений, в том числе лабораторию электрическихизмерений.
Планово-экономическийотдел занимается расчетом стоимости выпускаемых изделий, работ, услуг; расчетомзаработной платы; проведением анализа работы предприятия по итогам месяца,года; составлением производственного плана на месяц, квартал, год.
Среднесписочнаячисленность работников КУП «СМЭП Мингорисполкома» в 2008 г. составила 200 чел.,что больше показателя 2007 г. на 2 чел. За 2008 г. напредприятии принято на работу 58 чел., уволено 65 чел., из них посокращению штатов – 1, за нарушение трудовой дисциплины – 11, по желаниюработников и по соглашению сторон – 51 чел. Указанные показатели свидетельствуюто в целом высоком уровне организационной дисциплины на предприятии.
В 2008 г.на КУП «СМЭП Мингорисполкома» работали внешними совместителями 2 чел.,выполнял работу по договорам подряда 1 чел. По состоянию на 1 января 2007 г.на предприятии имелось 20 вакантных рабочих мест. Планируется, что в 2007 г.среднесписочная численность работников КУП «СМЭП Мингорисполкома» составит 201 чел.
Характеристикавыпускаемой продукции, услуг, работ и их рынков сбыта
Предприятиевыполняет следующие виды услуг, работ, изделий:
- обеспечениепостоянной технической готовности эксплуатируемых средств организации дорожногодвижения;
- своевременноеи качественное строительство объектов, связанных с задачами обеспечениядорожного движения;
- техническоеобслуживание, содержание и замена средств и автоматизированных системорганизации дорожного движения (светофоров, аппаратуры регулирования, дорожныхзнаков, ограждения и т.п.);
- разметкапроезжей части улично-дорожной сети;
- выпускпродукции производственно-технического назначения – изготовление дорожныхзнаков, креплений технических средств регулирования дорожного движения(кронштейны, площадки под контроллеры, хомуты, колонки, стойки под дорожныезнаки, светофоры, дорожное ограждение).
Нанесениедорожной разметки. Дорожная разметка – элемент системы организации дорожногодвижения, включающий линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжейчасти дорог общего пользования, городских дорог и улиц с усовершенствованнымпокрытием, а также на элементах дорожного обустройства и инженерныхсооружениях, применяемых самостоятельно или в сочетании с дорожными знаками исветофорами.
Устройстводорожного ограждения. Дорожное ограждение – элемент системы технических средстворганизации дорожного движения, представляющий собой конструкции и устройства,предназначенные для предотвращения съездов транспортных средств за пределыдороги, с мостов, путепроводов и эстакад, наездов на опасные препятствия истолкновений со встречными транспортными средствами, организации движения транспортныхи пешеходных потоков, а также предотвращения выхода животных на проезжую часть.
Установкавременных дорожных знаков. Временный дорожный знак – дорожный знак, применениекоторого вызвано причинами временного характера и не предусмотрено проектом организациидорожного движения или дислокацией дорожных знаков.
Установкадублирующих дорожных знаков. Дублирующий дорожный знак – одноименный сосновным дорожный знак, который располагается слева от дороги, наразделительной полосе (островке) или над проезжей частью, в одном створе сосновным знаком.
Установкадорожных знаков. Дорожный знак – элемент системы технических средстворганизации дорожного движения, представляющий собой сигнальное устройствоустановленной формы, содержащий условное обозначение или надписи,предназначенный для информирования участников дорожного движения об условиях,направлениях и режимах движения на дорогах.
Устройство дорожных светофоров. Дорожный светофор –элемент системы технических средств организации дорожного движения, представляющийсобой светосигнальное устройство, предназначенное для регулирования дорожногодвижения.
Также предприятие вправе осуществлять следующие видыдеятельности:
- производство строительныхметаллоконструкций;
- земляные работы;
- строительство инженерныхсооружений;
- строительство дорог,аэродромов и спортивных сооружений;
- прочие строительныеработы, требующие строительных профессий;
- электромонтажные работы;
- установка прочегоинженерного оборудования;
- торговля автомобилями;
- техническое обслуживаниеи ремонт автомобилей;
- оптовая торговлялакокрасочными материалами;
- оптовая торговля прочимимашинами и оборудованием;
- перевозка грузовавтомобильным транспортом;
- деятельность поэксплуатации и содержанию автомобильных дорог;
- электросвязь;
- технические испытания иисследования;
- прочая коммерческаядеятельность.
В соответствии с Решением Мингорисполкома для осуществленияфункционально-оперативного руководства предприятием в вопросах соблюдениясроков и качества выполняемых работ, утверждения мероприятий по эксплуатации ивнедрению технических средств организации дорожного движения Заказчикомявляется ГУВД Мингорисполкома.
Согласноуставу основным видом деятельности КУП «СМЭП Мингорисполкома» является комплексработ и мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожногодвижения на территории города Минска. Исходя из специфики деятельностиорганизации, связанной с необходимостью выработки единообразного подхода косуществлению комплекса мероприятий по внедрению и эксплуатации техническихсредств и систем регулирования дорожного движения в городе, КУП «СМЭПМингорисполкома» является естественной монополией на территории города Минска.
Основнымифакторами, влияющими на размер и перспективы развития рынка работ, связанных собеспечением безопасности дорожного движения, являются:
1. Генеральныйплан развития города Минска.
2. Размербюджетного финансирования, выделяемого из городского бюджета.
Первый факторобуславливает объем заказов предприятию на проведение строительства иреконструкцию светофорных объектов на вновь возводимых и модернизируемыхобъектах инфраструктуры города Минска. В данном случае основными заказчикамивыступают ГУВД Мингорисполкома, либо организации, выполняющие строительныеработы на данных объектах. В последнем случае КУП «СМЭП Мингорисполкома»является субподрядчиком на проведение строительства либо реконструкциитехнических средств и систем регулирования дорожного движения на вновь возводящихсяобъектах инфраструктуры г. Минска.
Стоимостьработ, выполняемых КУП «СМЭП Мингорисполкома», определятся на основепроектно-сметной документации разрабатываемой проектным институтом«Минскинжпроект», а также на основании «Норм времени и расценок», утвержденныхв 1991 г. приказом МВД СССР №87. То есть предприятие не имеет возможностипроводить самостоятельную ценовую политику по определению стоимости работ,выполненных на основе проектно-сметной документации.
Второйфактор, влияющий на объем выполняемых КУП «СМЭП Мингорисполкома» работ пообеспечению безопасности дорожного движения, связан с размером бюджетногофинансирования. От данного показателя зависит планируемый на год уровеньтехнического обслуживания светофоров, дорожных знаков и ограждения;аварийно-восстановительный ремонт, средний ремонт светофорных объектов и нанесениедорожной разметки.
Объемежегодных работ по техническому обслуживанию светофоров, дорожных знаков иограждения определяется на основании договора подряда на внедрение иэксплуатацию технических средств и систем организации дорожного движения,заключаемого между КУП «СМЭП Мингорисполкома» и ГУВД Мингорисполкома. Вприложении к данному договору утверждается годовой график техническогообслуживания светофорных объектов, дорожных знаков и ограждения. На основегодового графика КУП «СМЭП Мингорисполкома» разрабатывает квартальные иежемесячные графики обслуживания технических средств и систем организациидорожного движения в городе Минске.
Размер работпо среднему ремонту светофоров и нанесению дорожной разметки также определяетсяпо согласованию с ГУВД Мингорисполкома и зависит от объема бюджетногофинансирования. Размер бюджетного финансирования определяется в бюджете городаМинска на очередной финансовый год.
Стоимостьуказанных ранее работ определяется согласно актам выполненных работ. При этомакты разрабатываются на основании «Норм времени и расценок на работы поорганизации дорожного движения», утвержденных приказом МВД СССР.
Учитываямонопольное положение КУП «СМЭП Мингорисполкома» на рынке работ по обеспечениюбезопасности дорожного движения г. Минска, государством утвержденрегламентируемый порядок формирования стоимости выполняемых КУП «СМЭПМингорисполкома» работ. Таким образом, предприятие не имеет возможностипроводить собственную ценовую стратегию по определению стоимости выполняемыхработ по обеспечению безопасности дорожного движения (эксплуатация техническихсредств и систем организации дорожного движения) в г. Минске. То естьфинансовое положение предприятия находится в зависимости от объема работтребуемого заказчиками.
Литература
1. Савицкая, Г.В. Анализхозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. – Минск:ООО «Новое знание», 2001.
2. Инструкцияпо анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектовпредпринимательской деятельности, утв. Постановлениями Министерства финансовРеспублики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Министерствастатистики и анализа Республики Беларусь от 14 мая 2004 г. №81/128/65 (сизменениями и дополнениями).
3. Уставв внутренние документация КУП «СМЭП Мингорисполкома».